Что такое спам звонок и чем опасен
Что такое спам звонок на мобильный телефон
Мировая статистика неумолимо свидетельствует о постоянном росте спам звонков на мобильные телефоны. Количество таких звонков в развитых странах мира исчисляет десятками миллиардов в год, и их число продолжает неумолимо возрастать. Их вредность вы можете ощутить лично, когда вам звонят от незнакомого номера с рекламой ненужных товаров или услуг. При этом многие не различают простые рекламные обзвоны, что вносит путаницу в интерпретацию терминов. Что такое входящий спам звонок на ваш мобильном телефоне? И как обезопасить себя от телефонной рекламы? Расскажем в нашем материале.
Что же такое спам звонок?
Прежде всего важно уяснить разницу между обычным рекламным звонком и спам звонком. Ведущие законную деятельность рыночные компании, с которыми вы ранее имели дело, могут включать вас в свой маркетинговый список. Такой список может изредка обзваниваться менеджерами с предложением каких-либо товаров или услуг через мобильные телефоны. Если вы захотите быть вычеркнуты из данного списка, компания пойдёт вам навстречу.
Спам звонок осуществляется незаконными компаниями (или просто злоумышленниками), использующими мошеннические приёмы для выуживания у вас личной информации или материальных средств. Обычно спамеры игнорируют требования вычеркнуть абонента из своего списка. Через какое-то время они побеспокоят вас вновь.
Таким образом, это значит, что такой спам звонок выполняется на ваш мобильный телефон сомнительным субъектом (злоумышленником) с целью получения им каких-либо незаконных (сомнительных) выгод.
Учтите, что реклама в звонках допускается только с вашего согласия. Доказать, что вы его дали, должен сам звонящий. Если вы ранее подписывали какие-либо договора с банком, то могли дать согласие на такие звонки. Со спамерами обычно ничего такого не происходит, потому такие звонки обычно незаконны. Если вы идентифицировали звонящего спамера, вы можете написать жалобу в ФАС или Роскомнадзор.
Какие виды рекламных обзвонов существуют
Исследователи выделяют несколько видов таких спам звонков:
Виды спам-звонков: | Пояснение: |
---|---|
Незаконные звонки, осуществляемые роботами. | Обычно это спам звонки, содержащие предварительно записанное звуковое сообщение. |
Незаконные мошеннические звонки. | Обычно от реальных людей, желающих украсть ваших деньги, данные и так далее. |
Телемаркетинг и холодные звонки. | Спам звонки, в ходе которых вам предлагают приобрести какой-либо товар или услугу. |
Исследования рынка и юридические услуги. | Предназначены для сбора информации, предложения юридических услуг и так далее. |
Законодательство требует, чтобы мобильные абоненты из этих организаций идентифицировали себя в начале звонка. Но довольно часто этого не происходит, и абонент вынужден терять своё время на выслушивание надоедливых рекламных предложений.
Как избежать спам звонков на мобильный телефон
Как известно, ряд телефонов на базе ОС Андроид имеют такую функцию чёрного списка, блокирующей работу ненужных абоненту номеров. Тем не менее, мы рекомендуем обратить внимание на функционал сторонних приложений. Такие приложения позволяют не только создавать чёрные списки номеров, но и формировать свои собственные базы спамеров. Кроме того, возможности данных приложений позволяют создавать свои собственные белые списки в виде разрешённых номеров. Последние несколько шире, нежели просто список ваших контактов.
Телефонный спам и мошенничество
Телефонное мошенничество с каждым годом становится все более распространенным. Способы обмана усложняются, становятся изобретательнее, могут вовлекать большое количество людей.
Мошенники звонят или рассылают SMS от имени банков или других организаций, а также официальных должностных лиц. Предлоги могут быть разными: истекший срок действия пароля, блокировка карты, крупный выигрыш, выгодное предложение или даже авария с участием близкого человека.
Вас могут попросить предоставить данные банковской карты, перевести деньги на указанный счет, перейти по ссылке для восстановления доступа к аккаунту, отправить SMS или позвонить по конкретному номеру.
Цели таких звонков и сообщений:
О способах защиты данных на телефоне читайте в разделе Защита смартфона.
Заражение вредоносной программой
Мошенники используют различные способы для заражения мобильных устройств вредоносными программами. Главная цель состоит в том, чтобы под любым предлогом заставить вас перейти по ссылке, которую вы получили, открыть полученный документ или запустить нужную злоумышленникам программу. Программа может получить полный контроль над вашим устройством.
SMS-рассылки
В SMS от мошенников может быть:
Звонки
Мошенники могут подделывать или имитировать номера, похожие на номера банков или других официальных организаций. Их цель — узнать личные данные или данные банковской карты, коды или пароли от банковских приложений, заставить перевести деньги злоумышленнику. К вам могут обращаться по имени и отчеству и назвать отделение банка, где у вас оформлена карта.
В схемах обмана могут быть задействованы несколько человек. Например, мошенники имитируют переключение звонка на других специалистов, создавая видимость крупной организации.
Для определения номеров можно использовать программы с функцией автоматического определителя номера (АОН). Определитель подскажет, кто вам звонит, если входящего номера нет в контактах вашего телефона. Неизвестные номера сравниваются с базой данных, которая регулярно обновляется. Если организация есть в базе, вы увидите ее название и сферу деятельности компании. Если организация неизвестна, программа сообщит предполагаемую категорию звонка. Например, что это реклама.
Три способа борьбы с телефонным спамом
Разбираем виды телефонных спамеров и способы защиты от них.
Почти две трети входящих вызовов, поступивших абонентам российских операторов в 2020 году с неизвестных номеров, — это спам. Такие звонки раздражают всех без исключения, а для человека не слишком сведущего или неосторожного могут быть просто опасны, ведь значительную их долю составляют попытки откровенного мошенничества. Самый надежный способ избежать неприятных контактов — блокировка спам-звонков. Мы собрали самые популярные способы защиты от голосового спама.
Категории телефонных спамеров
Кто же чаще всего беспокоит абонентов спам-звонками? Перечислим три основные категории спамеров.
Мошенники. Выдают себя за других людей (представителей банков, правоохранительных органов или лечебных учреждений) со злым умыслом, — как правило, пытаясь получить ваши секретные банковские данные или заставить совершить определенные действия. Часто неплохо знакомы с методами социальной инженерии и звучат достаточно убедительно, а потому представляют реальную опасность для людей старшего возраста или просто доверчивых.
Вне зависимости от конкретной разновидности в лучшем случае спам-звонки отнимают время, а в худшем могут стоить неосторожному абоненту финансовых потерь.
Рекламные роботы. Программы обзвона с предварительно записанными сообщениями: когда вы снимете трубку, вам проиграют рекламное объявление. Встречаются довольно креативные экземпляры: например, робот одной из сетей, торгующих ювелиркой, говорит голосами поп-звезд и приглашает на распродажи от их имени.
В последнее время многие компании стали использовать чат-ботов с искусственным интеллектом. Такие боты умеют имитировать манеру общения живого человека, распознавать стандартные реакции собеседника и даже переспрашивать, если вы ответите неразборчиво. Впрочем, если вы нажмете на отбой, повторного звонка, скорее всего, не последует.
Операторы кол-центров. Живые люди, обзванивающие базу контактов с целью продать какие-либо услуги или товары. В отличие от роботов, довольно навязчивы и, если абоненту неудобно разговаривать, попытаются связаться с ним в другой день. Многие компании, особенно предлагающие услуги сомнительного качества или по завышенным ценам, покупают базы нелегально. Но в числе спамеров могут оказаться и те, кому вы давали согласие на использование персональных данных: например, ваш провайдер может настойчиво предлагать перейти на новый тариф или подключить дополнительные услуги.
Как же избавиться от спам-звонков? Есть несколько вариантов:
Рассмотрим достоинства и недостатки каждого из этих способов.
Как бороться со спамом, используя возможности смартфона
Вы можете создать прямо в вашем смартфоне собственный список запрещенных номеров и добавлять туда одного за другим всех спамеров, которые вас когда-либо беспокоили. И в iOS, и в Android есть возможность блокировать звонки от определенных абонентов.
Однако ручная блокировка — дело достаточно трудоемкое и, увы, не слишком надежное. Профессиональные спамеры и телефонные мошенники постоянно меняют номера, с которых совершают прозвоны, и вам придется каждый раз увеличивать свой список запрещенных, добавляя новых абонентов. А номер вашего банка, с которого поступило очередное предложение взять ненужный вам кредит, блокировать будет просто неосмотрительно.
Операционные системы смартфонов позволяют и действовать от обратного, формируя списки абонентов, которым разрешено вас беспокоить, и блокируя звонки со всех остальных номеров.
Например, при включении функции «Заглушение неизвестных» в iOS вам смогут дозвониться только те абоненты, номера которых есть в вашей телефонной книжке, предложениях Siri (анализирующей вашу переписку и историю поиска), а также те, кому недавно звонили вы. Остальные звонки будут сразу же переправляться на автоответчик и отражаться в списке «Недавние». В некоторых версиях и надстройках Android такая возможность тоже есть.
Тотальная блокировка наверняка отсечет нежелательные звонки, но, увы, с ней вы сильно рискуете пропустить полезные вызовы. Например, до вас не смогут дозвониться курьер или настоящая служба безопасности банка.
Как блокируют спам-звонки операторы
Осенью 2020 года Министерство цифрового развития России рассказало о разработке проекта изменений в закон «О связи», связанного с телефонным спамом. Минцифры предлагает обязать операторов сотовой связи передавать полученные от абонентов жалобы на спам в систему блокировки спам-звонков, которую будет поддерживать Роскомнадзор.
Пока закон не принят, придется довольствоваться теми услугами защиты от спам-звонков и рассылок, которые предоставляет ваш оператор. Причем ситуация довольно сильно разнится от одного к другому. Например, в МТС действует платная услуга блокировки телефонного спама — подключившим ее абонентам не смогут дозвониться спамеры, чьи номера включены в базу компании.
У «Мегафона» похожая услуга блокировки нежелательных и подозрительных звонков входит в состав бесплатного определителя номера. «Билайн», в свою очередь, предлагает своим абонентам платную услугу определения неизвестных номеров, в том числе спама и мошенничества, но без возможности автоматически блокировать нежелательные звонки.
Наконец, Tele2 предлагает абонентам два варианта борьбы со спам-звонками. Можно настроить фильтрацию звонков самостоятельно, с помощью заданного пользователем списка блокировки входящих вызовов. Как и списки блокировки в операционной системе смартфона, это не очень удобно — каждого нового спамера придется добавлять в список вручную.
Кроме того, Tele2 рекомендует абонентам использовать приложение Kaspersky Who Calls, а МТС — разработанное совместно с «Лабораторией Касперского» приложение «МТС Кто звонит». И это подводит нас к третьему варианту борьбы с телефонным спамом.
Как бороться с телефонным спамом с помощью специальных приложений
Пожалуй, самый удобный способ избавиться от телефонного спама — установить на смартфон специальное приложение для блокировки нежелательных звонков.
Подобных приложений существует немало, но не все они одинаково полезны. Дело в том, что самая важная часть такого приложения — это база нежелательных номеров. Поэтому важно, чтобы эта база была актуальна для России и постоянно обновлялась. Одно из лучших приложений для борьбы с телефонным спамом на российском рынке — это Kaspersky Who Calls.
Что умеет делать Kaspersky Who Calls
Главная «фишка» сервиса — это оперативно обновляемая база номеров. Система анализирует отзывы и анонимную статистику о подозрительных номерах, например, продолжительность и частоту звонков, наличие номера на официальном сайте компании и массу других факторов. В итоге система классифицирует телефонный номер, когда набирается достаточное количество признаков.
Таким образом, как только спамеры или мошенники задействуют новый номер для массового обзвона, он очень быстро окажется в базе Kaspersky Who Calls — и все пользователи сервиса, которым с этого номера будут звонить, увидят его на экране своих смартфонов с пометкой «Спам» или «Подозрение на мошенничество».
При этом с Kaspersky Who Calls можно не переживать о конфиденциальности: приложение не использует личные данные своих пользователей и их телефонные книжки. Узнать, кто скрывается за незнакомыми номерами, можно, не передавая сведения о себе и своем списке контактов.
Три причины выбрать премиум-версию Kaspersky Who Calls
Приложение Kaspersky Who Calls доступно в двух версиях — обычной и премиум. Обычная бесплатна, а премиум-версия доступна по подписке, которую можно оформить на месяц или на год прямо в приложении. Подписчики получают несколько довольно важных преимуществ.
Во-первых, в платной версии Kaspersky Who Calls нет рекламы.
Во-вторых, премиум-подписчикам Who Calls для Android доступна офлайн-база номеров. Получая звонок, бесплатная версия приложения каждый раз связывается с облачной базой данных для идентификации звонящего. В платной версии база хранится прямо в памяти смартфона.
Соответственно, определение незнакомых номеров в премиум-версии Who Calls для Android будет работать всегда, даже если вы находитесь в роуминге с отключенным интернетом или, например, в месте с плохим покрытием сотовой сети, где звонки еще худо-бедно работают, а передача данных уже нет.
В Who Calls для iOS база номеров всегда хранится в памяти смартфона. Но если пользователям бесплатной версии необходимо обновлять базу вручную, то в премиум-версии она обновляется автоматически. Кроме того, платная версия Who Calls для iOS показывает название организации во время звонка (в Android версии эта функция доступна и бесплатно).
В-третьих, в премиум-версии Kaspersky Who Calls для обеих мобильных платформ есть возможность блокировки отдельных категорий спамеров. В бесплатной версии можно либо полностью включить блокировку всех нежелательных категорий сразу, либо полностью выключить. В платной можно настроить блокировку категорий по отдельности.
Например, вы сможете сразу отсекать возможных мошенников, но оставить рекламу услуг связи, самостоятельно решая, интересны сейчас вам новые предложения операторов или нет.
Избавляемся от спам-звонков в Android и iOS
Так или иначе, с основной функцией — предупреждением о телефонном спаме и мошеннических звонках — и платная, и бесплатная версии Who Calls справляются одинаково хорошо, спасибо оперативно обновляемой базе подозрительных номеров. Приложение доступно на обеих популярных мобильных платформах, скачать его можно здесь:
Надоели телефонные спамеры
Мне очень часто на мобильный телефон звонят какие-то люди и предлагают, например, научиться зарабатывать баснословные деньги. На вопрос, откуда взяли номер телефона, с детской непосредственностью отвечают, что купили базу номеров.
Номера, с которых они звонят, бывают и мобильные, и от специальных провайдеров телефонии. Пытался связаться с такими провайдерами, чтобы пожаловаться на звонки, — не отвечают.
Могу ли я как-то привлечь спамеров к ответственности? Они ведь даже не скрываются.
С уважением, Святослав.
Святослав, для начала нужно разобраться, что такое спам. Этим словом принято называть непрошеные рекламные сообщения, которые носят массовый характер.
В законе даже есть определение спама, но оно касается только электронных сообщений. А еще там есть нюансы, которые точно не подходят к звонкам и даже большинству рассылок от компаний и интернет-магазинов.
Нельзя сказать, что любая реклама является спамом, а тот, кто ее распространяет, — нарушитель закона и ваших прав. Реклама может быть вполне законной, даже по телефону. Если она вам неприятна или вы не хотели получать конкретное сообщение, это еще не значит, что позвонившего человека или компанию можно привлечь к ответственности. Но если вы точно не давали свой телефон или не соглашались на звонки с рекламными сообщениями, можно вести речь о нарушениях.
В любом случае у вас есть право отказаться от звонков и любой рекламы, даже если она законная.
Ответственность за спам по телефону
Так называемые спамеры могут нарушать сразу три закона: о связи, о рекламе и о персональных данных. За эти нарушения предусмотрена административная ответственность, то есть штраф. Эти деньги пойдут государству, а не вам.
Штраф зависит от того, что именно было нарушено и какое ведомство это контролирует. К вашей ситуации можно применить закон о рекламе и персональных данных. Со связью там все сложнее: в случае со звонками оператор вряд ли что-то нарушил.
Компенсацию в свою пользу можно отсудить, только если вам причинили ущерб. Например, из-за звонков вы попали в больницу или сильно переживали.
Как не попасться на удочку хакеров
Как можно рекламировать по телефону
Реклама по телефону допускается только с вашего согласия. Доказывать его наличие должны те, кто звонит или присылает смс. Вам может казаться, что вы никогда не соглашались на рекламу, но есть много способов получить это согласие незаметно. Так получается не потому, что от вас хотят что-то скрыть, а потому, что вы сами могли подписать согласие, не обратив на него внимания.
Например, согласие часто дают при оформлении дисконтной карты или при подписке на рассылку интернет-магазина. Обычно это предустановленная галочка в анкете или на сайте, которую легко не заметить. Вообще-то, это не очень правильно, потому что согласие должно быть осознанным и выраженным, но если в компании грамотный юрист, он все сделает правильно.
Согласие на предоставление справочной и рекламной информации может быть зафиксировано в договоре, который вы тоже могли сами подписать. В этом случае звонки будут законными.
Если вы уверены, что не давали согласия на рекламу, можно вести речь об ответственности для нарушителей.
Соблюдение закона о рекламе контролирует антимонопольная служба. Для этого ей нужно найти нарушителя, а вам — доказать, что факт рекламы был.
Кто говорит. Если вам звонит незнакомый человек, нужно узнать, кто он. Обычно спамеры произносят наименование компании в первые секунды звонка, когда внимание на разговоре еще не сосредоточено. Уточните, если плохо расслышали: «Повторите, пожалуйста, как называется компания, которую вы представляете?» Иногда жулики могут скрывать точное название и представляться просто как «брокерская компания». Вам нужно узнать точное наименование организации, не стесняйтесь переспросить.
Иногда звонит человек как физлицо и предлагает услуги от себя лично. В этом случае спросите его полное имя и откуда он узнал ваш номер. Но так как имя можно сказать любое, шансы привлечь к ответственности такого человека небольшие. Установите на телефон приложение для записи звонков — так вы будете уверены, что ничего не забудете. Кроме того, запись пригодится для подготовки жалобы на спамеров.
Как доказывать. Перед тем как заявлять о незаконной рекламе, запишите на диктофон телефонный разговор и получите у вашего оператора связи детализацию звонков. Это нужно, чтобы подтвердить факт звонка именно на ваш номер и наличие в нем рекламного сообщения. В этой записи нет нарушения, так как вы записываете свой же разговор. Это считается надлежащим доказательством.
Куда жаловаться. ФАС опубликовала порядок жалобы на незаконную рекламу. Следуйте этой инструкции, чтобы избавиться от навязчивых звонков и наказать нарушителей. Не спешите сразу писать жалобу. Это вы сделать всегда успеете. Возможно, все решит обращение к оператору связи или вам удастся узнать, что за компания заказала или распространяет рекламные сообщения.
ФАС проведет расследование и ответит на ваше обращение в течение 30 дней. Если незаконное распространение рекламы подтвердится, нарушителя оштрафуют.
Что с персональными данными
Любую относящуюся к вам информацию, например имя, номер телефона, адрес, можно собирать, использовать, хранить только с вашего разрешения. Обрабатывать эти сведения без согласия незаконно.
Но если вам звонят, это еще не значит, что нарушен закон о персональных данных. Как и с рекламными сообщениями, вы могли дать такое согласие во время оформления заказа, подписки на рассылку или регистрации на сайте или форуме.
Соблюдение закона о персональных данных контролирует Роскомнадзор. Отправить заявление о незаконной обработке персональных данных также можно на сайте Роскомнадзора. К нему тоже надо приложить детализацию звонков и запись разговора. Если выяснится, что нарушение все-таки было, за него могут оштрафовать.
До жалобы стоит обратиться в компанию, которая заказала звонки. Попросите исключить вас из базы и отзовите согласие на обработку персональных данных. Иногда этого вполне достаточно.
Есть ли смысл жаловаться
Есть смысл бороться за свои права и комфорт. Это можно делать разными способами. Иногда проще сменить телефон или заблокировать нежелательный номер. Кому-то хватает звонка рекламодателю или письма автору рассылки.
Но можно и написать жалобу — сейчас для этого даже не нужно никуда ходить. У каждого ведомства есть сайт и сервис для обращений.
Не думайте, что это бесполезно. В судебной практике есть пример, когда компанию оштрафовали за рекламу ее услуг по телефону на 100 тысяч рублей. Если вас действительно беспокоят звонки и вы не можете найти заказчика рекламы, действуйте. Это вполне может принести результат.
Как защитить себя от телефонного спама
Если вам надоели звонки и сообщения, но для жалоб нет времени и желания, установите приложение для блокировки рекламных номеров, например Who Calls. Оно не дает стопроцентной гарантии, но поможет уменьшить количество спама.
Заведите отдельный номер для регистрации на сайтах, а личный можно доверить только надежным компаниям, например своему банку, любимому фитнес-клубу и интернет-магазину, в котором постоянно делаете покупки. Никто не застрахован от покупки телефонных баз, но чем меньше мест, где вы оставляете личный номер, тем безопаснее.
Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.
Телефонные спамеры атакуют татарстанцев: как защититься
Бесконечные дозвоны и сбросы от неизвестных номеров выводят из себя абонентов операторов «большой четверки»
Вам звонят на мобильный телефон с неизвестного номера из отдаленного региона, не успеваете снять трубку, тут же сбрасывают. Потом опять звонят, но с другого телефона. И такая спам-эпопея происходит почти каждый день. Пожалуй, многие сталкивались с подобной проблемой. Кто-то уже свыкся с этим и воспринимает как неизбежное зло, а кто-то ищет пути ухода от услуги «Добей абонента». «Реальное время» разбиралось в ситуации и выясняло, как можно избавить себя от назойливых спамеров.
Главное — не перезванивать
Многие сталкивались с такой ситуацией: на мобильный телефон звонят с неизвестного номера. Когда берете трубку, звонящий сразу сбрасывает. Реже — молчание в течение нескольких секунд, а потом отключаются. Чаще всего происходит просто звонок на одну-две секунды.
К сожалению, такие «пустые» звонки перестали быть редкостью, и мало кого ими удивишь. Кого-то такие неожиданные звонки застают врасплох во время работы, а кого-то — во время сна. Однако абоненты, предполагая, что звонок срочный, начинают перезванивать на пропущенный вызов.
Что делать в таких случаях? Главное — ни в коем случае не перезванивать. Если кто-то действительно желает срочно с вами связаться, он вновь позвонит или напишет в мессенджере (WhatsApp, Telegram, Viber, WeChat и т.п.) или в соцсетях. Либо просто отправит SMS — такая функция имеется даже у 20-летних телефонов, не говоря уже про самые современные смартфоны.
Есть версия, что так проверяют активность абонента при помощи специальных программ сами сотовые операторы. Фото pxhere.com
«Пробивают» номер или зарабатывают деньги?
У таких спам-звонков может быть несколько целей. Основная — «пробивают», насколько номер «живой». Есть версия, что так проверяют активность абонента при помощи специальных программ сами сотовые операторы, и если номером долго не пользуются, его перепродают новому клиенту.
Еще один вариант — продажа данных. Таким путем звонящий (зачастую это бот) проверяет активность абонента перед тем, как продать кому-нибудь базу. Периодически в даркнете всплывают объявления о торговле персональными данными абонентов операторов сотовой связи, клиентов банков и т.д.
Не стоит удивляться, если через несколько часов или дней вам снова позвонят уже из какого-нибудь кол-центра, чтобы навязать товар или услугу. Это может быть предложение взять «выгодный» кредит, подключить домашний интернет, пройти медицинское обследование (зачастую «бесплатное»).
Наиболее распространенное обращение, ставшее уже мемом, — от «службы безопасности Сбербанка». Разумеется, звонящие не имеют никакого отношения к крупнейшему в России банку. Мошенники пытаются из первых рук получить доступ к вашему банковскому счету.
Не стоит удивляться, если через несколько часов или дней вам снова позвонят уже из какого-нибудь кол-центра, чтобы навязать товар или услугу. Фото Максима Платонова
Кроме того, вашим ответным звонком вы можете помочь кому-то заработать денег не совсем честным способом либо покрыть часть расходов на услуги связи. А за несколько секунд упорного молчания на том конце провода можно лишиться нескольких сотен или тысяч рублей.
— Если такой вызов приходит с зарубежного номера, то для абонента есть риск оплатить обратный звонок владельцу номера. Если номер российский, то речь идет, как правило, о компаниях, которые пытаются минимизировать затраты на совершение массовых вызовов при рекламе своих услуг. В этом случае абонент, перезвонив на номер, услышит в ответ сообщение от автоответчика, — объяснили «Реальному времени» в пресс-службе ПАО «Мегафон».
В интернете пишут, что таким ответным звонком можно нарваться на платную услугу, из-за чего заметно «похудеет» ваш баланс. Только платным номером нельзя сделать любой набор цифр. В России такие номера начинаются с 8-803… или 8-809… При звонке вас должны предупредить о том, что разговор будет платный для звонящего. Более того, подключение такого номера — удовольствие затратное и забюрократизированное: требует прохождения проверок юридическим лицом. Поэтому эффективность такой формы мошенничества весьма низка.
Акция «Заколебли абонента»
Некоторые люди начинают подозревать сотовых операторов в акции «Заколебли абонента» (как вариант — «Добей клиента»), чтобы пользователь сдался и подключил платную услугу, огораживающую его от спам-звонков. Нередко после очередного такого звонка приходит сообщение: «Мы знаем, кто вам звонил. Это «массовый обзвон». Хотите определять незнакомые номера? Включите услугу «Знаю, кто звонит» за 2,5 руб./день. ».
Однако сами операторы опровергают такие домыслы. При этом не отрицают, что присылают SMS с таким содержанием.
— Если система распознает массовый обзвон, клиент в автоматическом режиме может получить предложение о подключении дополнительных услуг, чтобы обезопасить себя от подобного рода звонков. Однако решать, воспользоваться рекомендацией или нет, может только сам абонент, — отвечают в «Мегафоне».
Аналогичный сервис, отсеивающий нежелательные звонки, есть и у МТС — «Блокировка спам-звонков». За спокойствие приходится платить, поэтому услуга будет стоить денег.
Некоторые люди начинают подозревать сотовых операторов в акции «Заколебли абонента» (как вариант — «Добей клиента»), чтобы пользователь сдался и подключил платную услугу, огораживающую его от спам-звонков. Фото Максима Платонова
Как защититься?
Как бороться с такими спам-звонками? Есть ли на таких звонящих управа?
Можно, конечно, каждый раз такой номер вносить в черный список на своем телефоне, но это будет борьба с ветряными мельницами, поскольку нечасто звонят с одного и того же номера. Однако для смартфонов (на базе Android и iOS) существуют приложения с функцией автоопределения номеров. Когда вам звонит номер из базы данных нежелательных номеров, то звонок блокируется. Среди таких популярных АОН-приложений можно выделить «Яндекс», Kaspersky Who Calls, TrueCaller, «Не бери трубку» и другие.
Другой вариант — обращаться к своему оператору.
— При поступлении подозрительного звонка рекомендуем ни в коем случае не перезванивать и сразу сообщать в службу по предотвращению мошенничеств [оператора сотовой связи], чтобы компания смогла оперативно принять меры по решению проблемы, — подсказывают еще один способ в «Мегафоне». — Сообщая информацию о подобных звонках, клиент помогает обезопасить себя и других абонентов от сомнительных номеров.
Как правило, на сайтах компаний существует раздел «Безопасное общение», куда можно через форму обратной связи сообщить о проблеме.
Когда вам звонят и предлагают какой-либо товар или услугу, можно перебить (пусть это будет и нетактично) и уточнить, что за организация, и обязательно спросить, откуда у них ваш номер. Вероятно, вам расскажут байку, что вы оказались в клиентской базе их партнеров, потому что заполняли анкету в каком-нибудь магазине (что вряд ли). Тогда нужно ответить, что никому не давали согласия на обработку своих данных и на получение рекламы. И далее требуйте сразу же удалить информацию о вас из своей базы, поскольку их звонок без вашего согласия незаконен. Предупредите, что будете обращаться в компетентные органы.
И тогда можно (и даже нужно) применить третий способ защиты — писать жалобу в Роскомнадзор. Ведомство ведь не только выписывает «страйки» провинившимся СМИ или борется с Telegram. Для этого не надо куда-то ходить ногами и стоять в очередях, достаточно зайти на сайт РКН. В письме нужно подробно описать ситуацию, сообщив, что вам постоянно поступают спам-звонки от организации (указать название, номер телефона), которая нарушает закон о персональных данных. Желательно приложить скрин детализации звонков и аудиозапись разговора. Роскомнадзор достаточно эффективно борется с такими спамерами и выписывает им штрафы.
В письме в ФАС необходимо сделать акцент на нарушении закона о рекламе. Фото fas.gov.ru
Еще рекомендуется обратиться в Федеральную антимонопольную службу с аналогичной жалобой. При этом в письме в ФАС необходимо сделать акцент на нарушении закона о рекламе.
Спамеров ждут приличные штрафы: до 75 тыс. рублей, если звонят без вашего согласия; до 200 тыс. рублей, если ваши контакты добыты незаконно (купили на черном рынке в интернете). А те, кто навязывает рекламу, пусть раскошелятся от 100 тыс. до 500 тыс. рублей.
Неизвестные вам номера можно «пробить» и по различным базам — neberitrubku.ru, zvonili.com, кто-звонит.рф и другим. Базу пополняют сами пользователи.
Вместе с тем человек сам не должен лишний раз «светить» свой номер, приобретая дисконтные/бонусные карты в магазинах, салонах, сервисных центрах.