Что такое спардек и твиндек

10 Шкафут, клотик и спардек 16 мая 1971

Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»)

Книга-фотохроника: «Легендарный БПК-СКР «Свирепый» ДКБ ВМФ 1970-1974 гг.».

10. Шкафут, клотик и спардек. 16 мая 1971 г.

Фотоиллюстрация: БПК проекта 1135 типа «Буревестник», Real/Designs/Russia/SKR/Pr.1135/Krivak (НАТО). http://www.shipbucket.com/

Источники данных:
Багрянцев Б. И., Решетов П. И. Учись морскому делу. — 2-е изд., доп. — Мл ДОСААФ, 1986, — 175 с, ил, 8 л. ил.

В понедельник 16 мая 1971 года утром в 09:00 начались регулярные ежедневные занятия в Морской школе ДОСААФ города Севастополя. Общее расписание занятий было составлено таким образом, что мы на переменах не встречались с девушками и женщинами, проходившими своё профессиональное обучение и повышение квалификации.

Нас это очень огорчало, девчата и парни делали всё возможное, чтобы отпроситься с занятий «на минутку», чтобы встретиться тайком где-нибудь в укромных уголках и закоулках комплекса зданий ДОСААФ…

Чтобы всё как надо запомнить, преподаватели диктовали нам конкретные трудные термины и определения, чтобы мы по конспектам могли вспомнить и подготовиться к экзаменам. Экзамены будут каждую неделю по пятницам…

Нам пригрозили: учёба в Морской школе – это не развлечение, это освобождение от работы с сохранением среднего заработка, государственная обязанность обучения военному делу должным образом, поэтому мы отвечаем за качество обучения и практической подготовки.

Нам сказали, что мы должны учиться так, чтобы нам было легче входить в морскую службу, во взаимоотношения с матросами и командирами, успешно выполнять боевые задачи.

Мы были не против, тем более, что с первого же занятия нам было всё очень интересно и любопытно.

Руки, спины, плечи, ноги тех, кто вчера грёб на шестивёсельных ялах под руководством «морского волчары», болели ужасно, но это не мешало нам с интересом внимать преподавателям.

Первое, что нам рассказали и показали на макетах – это было устройство корабля.

Корабли отличаются от судов силуэтом, оснащением и предназначением. Суда – перевозят, корабли – воюют. Однако корабли и суда имеют много общего, например, принципы устройства и строения.

Все корабли и суда плавают в воде и обладают главным качеством – живучестью (непотопляемостью). Живучесть обеспечивается водонепроницаемыми переборками и палубами корабля, а также способностью экипажей следить за прочностью и герметичностью корпуса корабля, переборок, палуб, иллюминаторов, дверей, горловин, сальниковых уплотнений, кингстонов, клапанов и их приводов. При этом обеспечение пожаро- и взрывобезопасности также является главным условием обеспечения живучести корабля.

Чтобы плавать в море корабль должен обладать мореходными качествами – плавучестью, остойчивостью, плавностью качки, ходкостью, манёвренностью, устойчивостью на курсе и управляемостью. Всё это обеспечивается конструкцией корабля, обводами корпуса, размещением оборудования и вооружения, техническими средствами, умелостью экипажа.

Далее мы узнали что такое: диаметральная плоскость, стандартное, полное, нормальное и наибольшее водоизмещение.

Потом мы узнали, что корабли плавают согласно физическому закону природы Архимеда: «. На погруженное в жидкость тело действует выталкивающая сила, равная массе вытесненной этим телом жидкости». Поэтому сколько корабль вытесняет воды своим корпусом, столько он может и перевозить грузов. Вода стремиться вытеснить корабль из себя или заполнить его корпус, а корабль давит своим весом и весом груза на воду, поэтому корабль и плавает. Примерно так…

Когда обе силы (выталкивания и веса) равны, то корабль и море находятся в относительном равновесии, но вода очень коварна. Если вода просочится в корабль и заполнит его внутреннее пространство, то корабль и всё, что на нём находится, утонут…

Для любого корабля очень важно обладать остойчивостью, то есть непременным восстановлением строго вертикального положения в воде при качке и плавностью качки, то есть способностью плавно, без рывков («клевков») переходить из одного крайнего положения наклона в другое. Для остойчивости и плавности качки на кораблях применяются боковые успокоители качки (горизонтальные боковые рули).

Главное устройство на корабле – это, конечно, главный двигатель, гребной вал, гребной винт и руль. Без них корабль недвижим, неуправляем и беззащитен.

На современных боевых кораблях, как правило, по два главных двигателя, два гребных вала, два винта и два руля. Характеристики гребного винта: шаг, диаметр, число лопастей и число оборотов в минуту. Шаг винта – это расстояние, которое корабль пройдёт за один полный оборот в плотной неподатливой среде (воде).

Управляемость – это способность корабля удерживать или изменять заданное направление движения, то есть устойчивость на курсе и поворотливость. Из-за обводов корпуса корабль в спокойной воде может «уводить» в сторону, поэтому требуется подправлять рулём этот «увод». Если число этих поправок движения рулём меньше 4-6 за 1 минуту, что это считается хорошей устойчивостью корабля на курсе. При этом «увод» от курса не должно превышать ±3-5°.

Поворотливость корабля измеряется радиусом поворота на полном ходу с максимальным поворотом пера руля в левую и в правую сторону. Чем меньше радиус установившейся при повороте циркуляции, тем лучше поворотливость корабля.

Есть ещё один параметр поворотливости – чуткость к повороту, то есть способность (время реакции, диаметр циркуляции) корабля чутко реагировать на повороты руля при малом, среднем и полному ходе корабля. Естественно, чем выше скорость движения корабля, тем выше чуткость к поворотам.

Корабли строят в основном из стали, но в корабельном судостроении используются практически все виды и сорта металлов, дерева, пластика и других материалов. Бимсы, шпангоуты, стрингеры и другие элементы корпуса корабля делают из профильной стали, обшивку, палубы, второе дно и переборки – из листовой стали. Клюзы, якоря, цепи, секторы рулей, штевни, дейдвудные трубы – литые, а штевни – кованые или сварные.

Основа корабля – киль (килевая балка), прочная стальная балка или коробка, идущая вдоль корпуса по его диаметральной плоскости. В носовой и кормовой части корпуса корабля продолжением киля являются штевни: в носу — форштевень, в корме — ахтерштевень, которые служат для соединения перекрытий обоих бортов. Форштевень, киль и ахтерштевень придают корпусу корабля необходимую жёсткость.

Каркас корабля – это сложное сочетание конструктивных элементов, обеспечивающих продольную и поперечную прочность корпуса корабля, его прочность и устойчивую сопротивляемость внешним и внутренним напряжениям и воздействиям (ударам, давлению, тряске, взрывам, пожарам, затоплению и т.д.).

Герметичная и прочная обшивка каркаса корпуса корабля стальными листами обеспечивает плавучесть и непотопляемость корабля. Обшивка корабля подразделяется на днище, скулы, борта, палубы и переборки (между отсеками). Переборки отсекают внутренние помещения корабля друг от друга, чтобы не быть затопленными…

Кроме штормовых портиков в корпусе корабля по краям палубы устроены шпигаты – специальные отверстия для схода самотёком воды с палубы за борт.

Леерное ограждение – это стальные стойки высотой около 120 см, соединённые между собой туго натянутыми тросами – леерами, цепочками или ролингами (стальными прутьями). В местах размещения катеров, шлюпок, забортных трапов, швартовного и якорного устройств леерное ограждение делается съёмным.

Очень важный элемент структуры-системы обеспечения непотопляемости и прочности корабля – это переборки, палубы, двери, люки. Двери и люки на корабле двух видов: на петлях с клиновидными задрайками и клинкетные. Первые закрываются и уплотняются специальными рукоятками-рычагами, вторые – ручными и механическими приводами уплотнения.

Палуба – это единое горизонтальное перекрытие от носа до кормы с водонепроницаемыми люками. Палубы разделяются на верхние (открытые), средние и нижние. Палуба в пределах какого либо отсека или части отсеков корабля – это платформа.

Отсек – это отдельное или смежное помещение (помещения), отделяемое от остальных помещений водонепроницаемыми переборками и дверями.

На верхней палубе находятся отсеки-надстройки и рубки, устанавливается различное оборудование, устройства и механизмы.

Верхняя палуба делится на части: от форштевня до фок-мачты (передней мачты) — бак, от фок-мачты до грот-мачты (центральной мачты) — шкафут, от грот-мачты до ахтерштевня (кормы) – ют.

Надстройки на баке и юте, идущие от одного борта до другого, носят названия: полубак и полуют. Открытые (без крыши) надстройки называются мостиками, рострами и площадками.

Внутри корабля много помещений для людей (экипажа и пассажиров): каюты, кубрики, кают-компании, камбуз (корабельная кухня и посудомойка), помещения бытового назначения (баня, туалеты, каптёрка), лазареты и другие служебные помещения, отделённые друг от друга лёгкими звуконепроницаемыми переборками (перегородками).

От машинного отделения в корму уходят специальные водонепроницаемые выгородки, так называемые тоннели или коридоры гребных валов. Входы в эти тоннели гребных валов из машинного отделения закрываются водонепроницаемыми клинкетными дверями.

После перемены на втором занятии мы на макетах разных кораблей показывали преподавателю где и что находится: где бак, где ют, где шкафут, где ходовая рубка и мости, где какие мачты, где киль, форштевень и ахтерштевень и т.д.

Затем он рассказал и показал нам на макетах расположение рангоута и такелажа современного корабля.

Все и любые вертикальные, наклонные и горизонтальные балки на верхней палубе – это рангоут корабля.

Рангоут необходим для размещения постов наблюдения и визуальной связи, установки антенн радиотехнических средств и огней судовой сигнализации, подъёма флажных сигналов и крепления деталей грузоподъёмных устройств.

Рангоут корабля – это, прежде всего, мачты, стеньги, реи, гафель, флагшток, штаговая стойка, грузовые стрелы, шлюпбалки и так называемые «выстрела».

На большом по размерам корабле, как правило, установлены две мачты: передняя (фок-мачта) и задняя (грот-мачта). На малых кораблях устанавливают одинарные мачты с надставками к ней – стеньгами. Надставки фок мачты – это фор-стеньги, надставки грот мачты – грот-стеньги.

Верхняя часть стеньги заканчивается небольшим металлическим диском, к которому крепятся шкивы (блоки) для пропуска фалов (тросов для подъёма флагов и сигнальных знаков). Верхняя часть стеньги – это знаменитый клотик, мыть который бывалые моряки отправляют «салаг» (то есть новичков).

— Кроме этих стоек-мачт и стеньг, на корабле есть ещё две главных стойки – это флагшток на корме или на юте и штаговая стойка на самом носу корабля, на баке. Флагшток служит для подъёма Флага корабля, а штаговая стойка – для подъёма гюйса корабля.

— Реи используются для крепления сигнальных фалов, знаков, парусов, а также для повешения нерадивых, преступивших закон. Законы моря суровы, но справедливы.

Мы даже очнулись от дрёмы, после этих слов преподавателя, сказанных самым простым, обычным, деловым и твёрдым голосом…

— Что такое «выстрел» в корабельном рангоуте? – спросил нас преподаватель, мы недоумённо переглянулись. – Выстрел – это горизонтальная металлическая или деревянная балка, выставляемая в пространство на уровне одной из палуб, перпендикулярно борту, во время стоянки корабля на якоре.

Флагшток на юте и штаговая стойка на баке служат для размещения на них сигнальных огней, фигурных знаков и поднятия Военно-морского флага и гюйса во время стоянки корабля 1 и 2 ранга на якоре или швартовах в дневное время.

Вся оснастка рангоута называется «такелаж». Вся оснастка, которая используется для удержания рангоута в определённом положении, называются стоячим такелажем. Стоячий такелаж – это крепёжные стальные тросы, такелажные цепи или прутковое железо.

Вся подвижная оснастка рангоута, то есть снасти, оборудованные различными шкивами и блоками, – это бегучий такелаж. Бегучий такелаж изготавливают из растительных и стальных гибких тросов.

Преподаватель опять подошёл к макету корабля и мы опять сгрудились вокруг него.

— Вот эти неподвижные растяжки, крепящие вершину фок-мачты к бортам корабля называются «фок-ванты». Вот эти ванты, крепящие стеньги фок-мачты к бортам в носовой части корабля – фор-стень-ванты. Ванты, связывающие вершину стеньги с концами рей – это топенанты рея (стень-варгы). Вот эти ванты, протянутые от сочленения стеньг и рей к носу корабля – фока-штаг и фор-стень-штаг.

— На грот-мачте соответственно такой же такелаж: грот-ванты, штаг-карнак, грот-стень-контрштаг, грот-стень-штаг, топенанты грот-рея и т.д.

К фока-рей с сигнального мостика протянуты через шкивы и блоки сигнальные фалы, к которым сигнальщики крепят сигнальные разноцветные флаги и фигуры.

Когда выставляют «выстрел», то снизу, сверху и с боков крепят его такелажем: выстрел-топенантом (верхним вант), будундуком (кормовой вант) и выстрел-брао (носовой вант). Чтобы держаться рукой за опору при ходьбе по выстрелу, туго натягивают «выстрел-леер».

— А что такое «спардек»? – осмелился я в конце занятия задать вопрос преподавателю.

— А вы как думаете? – переспросил он меня и обратился ко всем присутствующим. – Может кто-то знает, что такое спардек?

На перемене мне досталось масса тычков, хлопков по спине и плечам, дружелюбные замечания и даже враждебные выговоры от товарищей по группе.

Впервые в нашей группе слушателей севастопольской Морской школы ДОСААФ наметился раскол на «сачков» и «работяг»…

Источник

9 Шкафут, клотик и спардек

Александр Сергеевич Суворов

О службе на флоте. Легендарный БПК «Свирепый».

2-е опубликование, исправленное, отредактированное и дополненное автором.

9. Шкафут, клотик и спардек. Севастопольская Морская школа ДОСААФ. 16 мая 1971 года.

В понедельник 16 мая 1971 года утром в 09:00 начались регулярные ежедневные занятия в Морской школе ДОСААФ города Севастополя (официальное название). Общее расписание занятий было составлено таким образом, что мы на переменах не встречались с девушками и женщинами, проходившими своё профессиональное обучение и повышение квалификации в соседних школах и курсах ДОСААФ. Нас это очень огорчало, девчата и парни делали всё возможное, чтобы отпроситься с занятий «на минутку», чтобы встретиться тайком где-нибудь в укромных уголках и закоулках комплекса зданий ДОСААФ…

Нам пригрозили: учёба в Морской школе ДОСААФ – это не развлечение, это освобождение от работы с сохранением среднего заработка, государственная обязанность обучения военному делу должным образом, поэтому мы отвечаем за качество обучения и практической подготовки. Нам сказали, что мы должны учиться так, чтобы нам было легче входить в военно-морскую службу, во взаимоотношения с матросами и командирами, успешно выполнять боевые задачи.

Мы были не против, тем более, что с первого же занятия нам было всё очень интересно и любопытно. Руки, спины, плечи, ноги тех, кто вчера грёб на шестивёсельных ялах под руководством «морского волчары», болели ужасно, но это не мешало нам с интересом внимать преподавателям.

Корабли отличаются от судов силуэтом, оснащением и предназначением. Суда – перевозят, корабли – воюют. Однако корабли и суда имеют много общего, например, принципы устройства и строения. Все корабли и суда плавают в воде и обладают главным качеством – живучестью (непотопляемостью). Живучесть обеспечивается водонепроницаемыми переборками и палубами корабля, а также способностью экипажей следить за прочностью и герметичностью корпуса корабля, переборок, палуб, иллюминаторов, дверей, горловин, сальниковых уплотнений, кингстонов, клапанов и их приводов. При этом обеспечение пожаро- и взрывобезопасности также является главным условием обеспечения живучести корабля.

Далее мы узнали что такое: диаметральная плоскость, стандартное, полное, нормальное и наибольшее водоизмещение. Потом мы узнали, что корабли плавают согласно физическому закону природы Архимеда: «. На погруженное в жидкость тело действует выталкивающая сила, равная массе вытесненной этим телом жидкости». Поэтому сколько корабль вытесняет воды своим корпусом, столько он может и перевозить грузов. Вода стремится вытеснить корабль из себя или заполнить его корпус, а корабль давит своим весом и весом груза на воду, поэтому корабль и плавает. Примерно так…

Когда обе силы (выталкивания и веса) равны, то корабль и море находятся в относительном равновесии, но вода очень коварна. Если вода просочится в корабль и заполнит его внутреннее пространство, то корабль и всё, что на нём находится, утонут. Для любого корабля очень важно обладать остойчивостью, то есть непременным восстановлением строго вертикального положения в воде при качке и плавностью качки, то есть способностью плавно, без рывков («клевков») переходить из одного крайнего положения наклона в другое. Для остойчивости и плавности качки на кораблях применяются боковые успокоители качки (горизонтальные боковые рули).

Главное устройство на корабле – это, конечно, главный двигатель, гребной вал, гребной винт и руль. Без них корабль недвижим, неуправляем и беззащитен. На современных боевых кораблях, как правило, по два главных двигателя, два гребных вала, два винта и два руля. Характеристики гребного винта: шаг, диаметр, число лопастей и число оборотов в минуту. Шаг винта – это расстояние, которое корабль пройдёт за один полный оборот в плотной неподатливой среде (воде).

Управляемость – это способность корабля удерживать или изменять заданное направление движения, то есть устойчивость на курсе и поворотливость. Из-за обводов корпуса корабль в спокойной воде может «уводить» в сторону, поэтому требуется подправлять рулём этот «увод». Если число этих поправок движения рулём меньше 4-6 за 1 минуту, что это считается хорошей устойчивостью корабля на курсе. При этом «увод» от курса не должно превышать ±3-5°.

Поворотливость корабля измеряется радиусом поворота на полном ходу с максимальным поворотом пера руля в левую и в правую сторону. Чем меньше радиус установившейся при повороте циркуляции, тем лучше поворотливость корабля. Есть ещё один параметр поворотливости – чуткость к повороту, то есть способность (время реакции, диаметр циркуляции) корабля чутко реагировать на повороты руля при малом, среднем и полном ходе корабля. Естественно, чем выше скорость движения корабля, тем выше чуткость к поворотам.

Корабли строят в основном из стали, но в корабельном судостроении используются практически все виды и сорта металлов, дерева, пластика и других материалов. Бимсы, шпангоуты, стрингеры и другие элементы корпуса корабля делают из профильной стали, обшивку, палубы, второе дно и переборки – из листовой стали. Клюзы, якоря, цепи, секторы рулей, штевни, дейдвудные трубы – литые, а штевни – кованые или сварные.

Основа корабля – киль (килевая балка), прочная стальная балка или коробка, идущая вдоль корпуса по его диаметральной плоскости. В носовой и кормовой части корпуса корабля продолжением киля являются штевни: в носу — форштевень, в корме — ахтерштевень, которые служат для соединения перекрытий обоих бортов. Форштевень, киль и ахтерштевень придают корпусу корабля необходимую жёсткость.

Каркас корабля – это сложное сочетание конструктивных элементов, обеспечивающих продольную и поперечную прочность корпуса корабля, его прочность и устойчивую сопротивляемость внешним и внутренним напряжениям и воздействиям (ударам, давлению, тряске, взрывам, пожарам, затоплению и т.д.). Герметичная и прочная обшивка каркаса корпуса корабля стальными листами обеспечивает плавучесть и непотопляемость корабля. Обшивка корабля подразделяется на днище, скулы, борта, палубы и переборки (между отсеками). Переборки отсекают внутренние помещения корабля друг от друга, чтобы не быть затопленными…

Леерное ограждение – это стальные стойки высотой около 120 см, соединённые между собой туго натянутыми тросами – леерами, цепочками или ролингами (стальными прутьями). В местах размещения катеров, шлюпок, забортных трапов, швартовного и якорного устройств леерное ограждение делается съёмным.

Очень важный элемент структуры-системы обеспечения непотопляемости и прочности корабля – это переборки, палубы, двери, люки. Двери и люки на корабле двух видов: на петлях с клиновидными задрайками и клинкетные. Первые закрываются и уплотняются специальными рукоятками-рычагами, вторые – ручными и механическими приводами уплотнения.

Палуба – это единое горизонтальное перекрытие от носа до кормы с водонепроницаемыми люками. Палубы разделяются на верхние (открытые), средние и нижние. Палуба в пределах какого либо отсека или части отсеков корабля – это платформа.

Отсек – это отдельное или смежное помещение (помещения), отделяемое от остальных помещений водонепроницаемыми переборками и дверями. На верхней палубе находятся отсеки-надстройки и рубки, устанавливается различное оборудование, устройства и механизмы.

Верхняя палуба делится на части: от форштевня до фок-мачты (передней мачты) — бак, от фок-мачты до грот-мачты (центральной мачты) — шкафут, от грот-мачты до ахтерштевня (кормы) – ют. Надстройки на баке и юте, идущие от одного борта до другого, носят названия: полубак и полуют. Открытые (без крыши) надстройки называются мостиками, рострами и площадками.

Внутри корабля много помещений для людей (экипажа и пассажиров): каюты, кубрики, кают-компании, камбуз (корабельная кухня и посудомойка), помещения бытового назначения (баня, туалеты, каптёрка), лазареты и другие служебные помещения, отделённые друг от друга лёгкими звуконепроницаемыми переборками (перегородками).

После перемены на втором занятии мы на макетах разных кораблей показывали преподавателю где и что находится: где бак, где ют, где шкафут, где ходовая рубка и мостики, где какие мачты, где киль, форштевень и ахтерштевень и т.д. Затем он рассказал и показал нам на макетах расположение рангоута и такелажа современного корабля.

Все и любые вертикальные, наклонные и горизонтальные балки на верхней палубе – это рангоут корабля. Рангоут необходим для размещения постов наблюдения и визуальной связи, установки антенн радиотехнических средств и огней судовой сигнализации, подъёма флажных сигналов и крепления деталей грузоподъёмных устройств. Рангоут корабля – это, прежде всего, мачты, стеньги, реи, гафель, флагшток, штаговая стойка, грузовые стрелы, шлюпбалки и так называемые «выстрела».

На большом по размерам корабле, как правило, установлены две мачты: передняя (фок-мачта) и задняя (грот-мачта). На малых кораблях устанавливают одинарные мачты с надставками к ней – стеньгами. Надставки фок мачты – это фор-стеньги, надставки грот мачты – грот-стеньги. Верхняя часть стеньги заканчивается небольшим металлическим диском, к которому крепятся шкивы (блоки) для пропуска фалов (тросов для подъёма флагов и сигнальных знаков). Верхняя часть стеньги – это знаменитый клотик, мыть который бывалые моряки отправляют «салаг» (то есть новичков).

— Кроме этих стоек-мачт и стеньг, на корабле есть ещё две главных стойки – это флагшток на корме или на юте и штаговая стойка на самом носу корабля, на баке. Флагшток служит для подъёма флага корабля, а штаговая стойка – для подъёма гюйса корабля.

Мы даже очнулись от дрёмы, после этих слов преподавателя, сказанных самым простым, обычным, деловым и твёрдым голосом…

Флагшток на юте и штаговая стойка на баке служат для размещения на них сигнальных огней, фигурных знаков и поднятия военно-морского флага и гюйса во время стоянки корабля 1 и 2 ранга на якоре или швартовах в дневное время.

Вся оснастка рангоута называется «такелаж». Вся оснастка, которая используется для удержания рангоута в определённом положении, называются стоячим такелажем. Стоячий такелаж – это крепёжные стальные тросы, такелажные цепи или прутковое железо. Вся подвижная оснастка рангоута, то есть снасти, оборудованные различными шкивами и блоками, – это бегучий такелаж. Бегучий такелаж изготавливают из растительных и стальных гибких тросов.

Преподаватель опять подошёл к макету корабля и мы опять сгрудились вокруг него.

— Вот эти неподвижные растяжки, крепящие вершину фок-мачты к бортам корабля называются «фок-ванты». Вот эти ванты, крепящие стеньги фок-мачты к бортам в носовой части корабля – фор-стень-ванты. Ванты, связывающие вершину стеньги с концами рей – это топенанты рея (стень-варгы). Вот эти ванты, протянутые от сочленения стеньг и рей к носу корабля – фока-штаг и фор-стень-штаг.

— На грот-мачте соответственно такой же такелаж: грот-ванты, штаг-карнак, грот-стень-контрштаг, грот-стень-штаг, топенанты грот-рея и т.д. К фока-рей с сигнального мостика протянуты через шкивы и блоки сигнальные фалы, к которым сигнальщики крепят сигнальные разноцветные флаги и фигуры.

— Когда выставляют «выстрел», то снизу, сверху и с боков крепят его такелажем: выстрел-топенантом (верхний вант), будундуком (кормовой вант) и выстрел-брао (носовой вант). Чтобы держаться рукой за опору при ходьбе по выстрелу, туго натягивают «выстрел-леер».

— А что такое «спардек»? – осмелился я в конце занятия задать вопрос преподавателю.

— А вы как думаете? – переспросил он меня и обратился ко всем присутствующим. – Может кто-то знает, что такое спардек?

На перемене мне досталась масса тычков, хлопков по спине и плечам, дружелюбные замечания и даже враждебные выговоры от товарищей по группе за вопрос о спардеке. Впервые в нашей группе слушателей Севастопольской Морской школы ДОСААФ наметился раскол на «сачков» и «работяг»…

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *