Что такое спаривание у людей
Всегда готов. Почему людям хочется секса круглый год
Как это бывает у животных
Однако эструс — это не только внутренний процесс, но и целая рекламная кампания, манифестация намерений. Конечно, в мире животных существует избирательность: сердцу (и половому отбору) не прикажешь, так что одни претенденты оказываются интереснее других, а точнее перспективнее с точки зрения размещения своих генов. Тем не менее о том, что у самки течка, в курсе все мужские особи в округе. Отлично знают это и сами самки, которые остро переживают происходящие гормональные изменения.
Эструс — явление недолгое, но яркое. Не зря этот термин восходит к греческому οιστρος — «слепень»: насекомые жалят животных и вызывают у них острое беспокойство, внешне похожее на поведение самки, готовой к спариванию.
У самок есть множество способов дать самцам понять, что пришло время для размножения. Их половые органы в это время выделяют секрет и наполняются кровью, у животных появляется особый запах, они издают специальные звуки. У кошек, например, это низкое гортанное мяуканье.
Женские особи характерно ведут себя: так, львицы катаются по земле, показывают живот, бодают льва головой и всячески демонстрируют безобидность, хотя в другое время могут дать оплеуху когтистой лапой. Эти приемы соблазнения состоят из тех же инфантильных элементов, которые проявляют львята, когда просят пищи и заботы. Самцы тоже становятся менее агрессивными.
В финальной стадии полового цикла, когда главная цель брачного периода достигнута, самка теряет к любовным играм интерес. Она больше не подпускает самца к себе, а то и агрессивно гонит прочь. Тот какое-то время еще может реагировать на остаточные сигналы вроде запахов, но со временем тоже утрачивает задор. После окончания периода фертильности самки больше не привлекательны, и ухаживания прекращаются. Словом, спаривание для большинства видов — это не способ выразить симпатию и не развлечение, а обязанность.
Однако из этого правила есть исключения. Овуляция протекает скрыто у многих видов приматов, а также у дельфинов. Причем у некоторых приматов нет никаких внешних проявлений овуляции, у других они слабые, а у третьих ярко выражены.
Скрытая овуляция обеспечивает расширенную сексуальную способность. Дельфины, например, пристают даже к купальщикам — просто потому, что могут.
Одним из животных с неочевидной овуляцией и внесезонной сексуальностью является человек.
В поисках человеческого эструса
У женщин тоже регулярно происходит овуляция: фолликул разрывается и яйцеклетка из яичника перемещается в фаллопиеву трубу. Однако ни сама женщина, ни ее партнер не знают, когда точно наступит время, пригодное для зачатия (и это при том, что фертильный период очень короткий: яйцеклетка готова к оплодотворению всего около суток). Да, у некоторых женщин во время овуляции бывают головные боли, спазмы и вздутие живота из-за задержки воды, вызванной гормональными колебаниями. Но научные доказательства связи этих симптомов с овуляцией появились только в 1930-е годы.
Разделение полового акта и репродуктивной функции позволяет нам заниматься любовью, когда хочется: не только в непродуктивные дни цикла и после зачатия, но и после менопаузы.
Впрочем, существуют исследования, которые доказывают существование «человеческого эструса», то есть что у овулирующих женщин меняется внешность и поведение. Мужчины считают их более привлекательными, реагируя на сигналы фертильности: так, американские ученые выяснили, что в этот период приват-танцовщицы получают больше всего чаевых.
Эту же гипотезу подтвердило такое тестирование: испытуемым предлагали сравнить фотографии девушек во время овуляции и в фазе между серединой цикла и менструацией.
Ученые заключили, что у овулирующих женщин кровообращение усиливается, поэтому их губы выглядят более полными и яркими, цвет лица становится ровнее, а на щеках чаще появляется румянец.
Кстати, эта же теория позволяет считать классический макияж симуляцией эструса.
В Италии исследовали, как фаза менструального цикла и уровень гормонов влияют на сексуальное желание. Оказалось, что женщины, состоящие в стабильных отношениях, были более сексуально активны не в какой-то определенный день цикла, а в выходные. Зато у женщин без постоянного партнера была заметна связь между сексуальной активностью и выработкой стероидов яичниками. Ученые предположили, что одинокие (то есть сексуально конкурирующие) женщины, узнав из медиа о том, что в период овуляции они считаются более привлекательными, ощущают и ведут себя соответственно.
Словом, данные противоречивы. Поскольку овуляция у приматов может быть скрыта в разной степени, при желании признаки эстральных сигналов можно отыскать и у человека. Другое дело, что половая мотивация людей сложнее, чем у животных. На то, что мы считаем сексуально привлекательным, а что нет, а также на периоды сексуальной активности влияет множество факторов — и биологических, и социальных. Отделить их друг от друга очень трудно, а ответы будут зависеть от выбранного научного метода.
Но даже если рудиментарный эструс (как и восприимчивость к его сигналам) у человека все-таки остался, остается вопрос: почему люди сексуально активны во всё остальное время?
Зачем нам скрытая овуляция?
Почему возникла расширенная сексуальная способность при скрытой (или как минимум неявной) овуляции? Это оказалось более выгодно — вопрос в том, кому именно.
«Поведение, соответствующее врожденным интересам самца, совсем не обязательно совпадает с интересами самки, и наоборот. Эта жестокая правда — одна из основных причин человеческих страданий», — писал эволюционный биолог Джаред Даймонд.
Американский палеоантрополог Оуэн Лавджой сводит всю эволюцию человека (способность к прямохождению, уменьшение клыков и скрытую овуляцию) к социальной моногамии. Согласно Лавджою, по мере того как формировался современный человек, самцы всё больше заботились о потомстве. Гоминиды постепенно переходили к относительному единобрачию, и их клыки уменьшались — ведь при наличии постоянной самки больше не надо было жестко конкурировать. Свободные же руки понадобились для того, чтобы приносить самкам еду, а те выбирали самых заботливых самцов, способных найти пропитание. «Хорошие парни» стали кооперироваться, чтобы вместе искать ресурсы. Постепенно челюсти уменьшались, давая место мозгу, и появлялось всё больше социальных навыков, а наши предки умнели и оставляли всё более умное потомство.
Если целью является только распространение генов, то для самца куда выгоднее тут же бросить беременную самку и найти еще кого-нибудь. Однако чем больше люди развивались, тем более непростой становилась беременность и более беспомощными — новорожденные. Если копытные могут рожать буквально на ходу, то для приматов это куда более сложное предприятие. Детеныши эволюционировавших обезьян просто не могли выжить без длительной заботы обоих родителей.
В ходе антропогенеза непросто пришлось всем. Тут теория эволюции по Лавджою сходится с Ветхим Заветом: одной половине наших предков пришлось умножать скорбь в беременности, а другой — добывать пропитание в поте лица своего.
Концепция «еда в обмен на секс» в мире животных будит массу эмоций среди тех, кто проводит прямую аналогию с проституцией и материальным содержанием женщин в человеческом обществе. Участники мужских движений склонны видеть в этом подтверждение женской природной злокозненности и желания эксплуатировать мужчин. Те же, кто считает проституцию и неравенство исключительно социальным явлением, которое изобрел патриархат, чаще игнорируют концепцию «еды за секс» и поощрительного спаривания либо преуменьшают их роль в эволюции.
Моногамия сделала из обезьяны человека?
Социальная теория Лавджоя недавно подтвердилась благодаря новым данным об ардипитеках — переходном звене между общим предком человека, шимпанзе и австралопитеками. У ардипитеков не было больших клыков — как считается, именно из-за социально-половых причин: эта особенность была у них еще до появления каменных орудий, с которыми потребность в зубах как оружии отпадает.
Теория напрямую связывает тип отношений между самцами и самками со скрытой или явной овуляцией, но ей можно противопоставить примеры из жизни других видов. Большинство животных с ярким эструсом действительно не моногамны. Единобрачие развивалось только у видов, у которых была скрытая или почти скрытая овуляция. Однако в обратную сторону эта связь не работает: те, кто ведут беспорядочную половую жизнь, не обязательно скрывают фертильный период. У 20 из 34 видов полигамных приматов овуляция незаметна, как и у некоторых гаремных видов. По мнению Джареда Даймонда, сложность этой системы и обилие вариантов подсказывают, что скрытая овуляция может выполнять различные функции в разных брачных системах.
Гориллы ведут гаремный образ жизни, шимпанзе и бонобо полигамны, а человек практикует моногамию или гарем по собственному выбору.
Идея о том, что человек эволюционировал благодаря скрытой овуляции и верности, лишь одна из множества: слишком много факторов повлияло на развитие человека, чтобы можно было утверждать что-то определенное.
Мы получили от предков богатое наследство, состоящее из сплошных противоречий. Неясно, когда происходит овуляция (хотя некоторые все-таки ее ощущают). Мы стремимся строить моногамные прочные отношения и заботиться о партнере — и в то же время желаем разнообразия. У всех этих явлений есть свои биологическая база, а правильно распорядиться тем, что мы имеем, помогает база социальная. Но самое лучшее для людей следствие изменений в половых циклах — это то, как родилась возможность заниматься любовью ради нее самой.
Программы сексуального поведения людей
У моногамных (образующих устойчивую пару) видов в конце ухаживания самка принимает попытки самца спариться с ней, оплодотворяется, и пара переходит к следующим этапам семейной жизни. «А дальше они поженились, жили счастливо и умерли в один день». Так и живут, к примеру, аисты, выбранные молвой для доставки нас нашим родителям. Так же просто и однозначно жили бы и мы, если бы весь длинный ряд предков человека состоял из моногамных видов и только программы такого поведения содержались в наших генах. Но наши предки прошли в отношении брачного поведения очень извилистый путь, передав нам по наследству целую кучу атавистических программ полового поведения — и от времен, когда самцы не заботились о самке и потомстве, и от времен группового брака, и от времен (самых далеких) моногамного брака. Программы эти перемешались, перетасовались и срабатывают то так, то этак. В результате половое поведение человека, во-первых, многообразно, не очень предсказуемо, a во-вторых, образует все переходы от узаконенных обществом форм через осуждаемые, но принятые к преступным и патологическим. Мораль, закон и религия всегда стремились заключить их в определенные рамки, но полного успеха добиться никогда не могли. Людям всегда казалось, что в этой области поработал какой-то дьявол, введший человечество во грех. Этологи же говорят, что за первородный грех есть другой ответчик — естественный отбор.
Семейная форма брачных отношений — далеко не столбовой путь приматов, того отряда, к которому мы имеем честь принадлежать. У многих из них один самец спаривается с несколькими самками, причем зачастую «вся любовь» к самке после спаривания кончается. Поэтому нет ничего удивительного в том, что подобное свойственно и мужчинам. Считается, что линия, идущая
к человекообразным, на раннем этапе еще некрупных древесных обезьян прошла период не очень устойчивого парного брака. От этого периода остались современное поведение y гиббонов
На каком-то этапе направления эволюции брачных отношений y человекообразных и прямых
предков человека разошлись. «Протоженщина» не могла одна выращивать свое все более умное,
но в то же время все более долго растущее и беспомощное потомство. Тогда-то и начался переход к групповой форме брачных отношений. Групповой брак известен y самых разных животных, в том числе и y некоторых обезьян. Boт как он выглядит y верветок. В отличие от обезьян с другими формами брачных отношений самки верветок способны спариваться и в те периоды, когда они не могут быть оплодотворены, — задолго до наступления овуляции, a также после оплодотворения, во время беременности. Способность спариваться больше, чем нужно для оплодотворения, зоологи называют гиперсексуальностью. Самцы верветок не очень доминируют над самками и поэтому не могут спариваться с ними по своему усмотрению. Они должны предварительно перевернуть доминирование и начать делиться с самкой пищей. Только с таким самцом самка будет спариваться. Этологи называют спаривание самки за подачку «поощрительным». Этим приемом самка верветки заставляет самца кормить ее и до беременности, и во время. Более того, она стремится «повязать» поощрительным спариванием как можно больше самцов в группе, ведь каждый из них приносит ей подачки и каждый принимает ее детенышей за своих.
Групповая форма брака длилась y предков человека очень долго, и естественный отбор за это время сильно изменил физиологию женщины. Он сделал ее способной к спариванию всегда, и этим она совершенно не похожа на самок человекообразных. Неудивительно что от этого этапа эволюции y нас осталось много инстинктивных программ. Во-первых, женщина гиперсексуальна, и поэтому люди спариваются не только с целью оплодотворения (как большинство животных), a ведут половую жизнь саму по себе, как самоцель, как нечто самодостаточное. Во-вторых, женщина может (как бессознательно, так и сознательно) применять поощрительное спаривание во благо себе и своим детям. Проституция — проявление этой способности в крайней форме. В-третьих, y некоторых племен групповой брак (несколько мужчин и несколько женщин) сохранялся до недавнего времени. Но много чаще (из-за сильного доминирования мужчин) люди жили (и живут y многих народов) в асимметричной форме группового брака: один муж и несколько жен (полигиния). Последние фактически живут с ним как при групповом браке. В некоторых местах известна и зеркальная асимметричность: несколько братьев имеют одну общую жену (полиандрия).
К парному браку человек начал переходить совсем недавно, с развитием земледелия. Для этой формы отношений свежие генетические программы не успели образоваться, брак строится
на древних атавистических программах и поэтому неустойчив, нуждается в поддержке со стороны морали, законов, религии.
Даже в открытых в отношении половой жизни обществах многое окутывалось покровом тайны. Сокрытие многих сторон брачной и половой жизни глубоко присуще человеку всех времен, оно резко отличает его от животных, y которых (включая целомудренных аистов) все делается в открытую. Главная причина таинственности в том, что от разных времен нам досталось слишком много плохо совместимых программ. Мы ветрены, как верветки, и в то же время ревнивы как павианы. Мы хотим, чтобы другие жили по программам, удобным для нас, a себе позволяем пользоваться программами, для других неудобными. Неудивительно, что в этой сфере ханжество и лицемерие — дело обычное. He соответствующая парному браку гиперсексуальность смущает нас, a не соответствующие ему формы поведения не могут не скрываться от партнера и окружающих. Поэтому всегда было и будет стремление наложить запрет, табу на все эти проблемы, включая голое тело. Гиперсексуальность женщины, способность ее к поощрительному спариванию, если они получают развитие, обесценивают женщин в глазах мужчин. Ведь самые эмоционально богатые их программы (токования, ухаживания) предполагают сложное встречное поведение, игру, неуверенность, переживания, следование ритуалам. Поэтому мужчины как сообщество отцов и мужей всегда стремились и будут стремиться заставить девушек и женщин вести себя целомудренно.
С одной стороны, мы такие, какими нас создал естественный отбор. С другой стороны, такими мы друг другу не очень нравимся. Борьба разума с инстинктами в этой области вечна. Каждое поколение снабжало входящих в жизнь молодых целым набором табу, ограничений, советов, найденных в этой борьбе вслепую.
5 стран с самыми странными ритуалами спаривания
Люди часто забывают, что культура их страны — не культура всего мира. В разных странах люди живут по своим правилам, и чужаков эти правила могут весьма изумлять. В культурах стран, перечисленных ниже, используются невероятно странные ритуалы, понять которые нам было непросто.
1. Родители в Камбодже строят своим дочерям отдельные хижины для секса
Когда молодая девушка из племени Креунг достигает совершеннолетия, родители, в соответствии с традицией, строят для неё небольшую хижину недалеко от дома. В этих «хижинах любви» девушки могут заниматься сексом не беспокоясь о том, что родители их подслушают.
В культуре этого племени девушкам рекомендуется переспать с как можно большим количеством молодых людей, чтобы найти себе подходящего мужа. Чаще всего это просто встречи, без всяких обязательств, связанных с добрачным сексом, и всё это ограничивается «хижинами любви». Если девушку заинтересовал молодой человек, она приглашает его в свои «апартаменты» для интимного вечера, в ходе которого они могут заниматься (или не заниматься) сексом.
Всё зависит от того, насколько хорош окажется избранник. Но независимо от результата свидания, молодой человек должен будет убраться из хижины на рассвете, поскольку молодая женщина и молодой мужчина не имеют права появляться на публике вместе, если официально не являются мужем и женой.
Девушки полностью контролируют процесс, и отвергнутые молодые люди послушно оставляют их хижины, если девушки решают, что эти парни недостаточно хороши для них. Уровень домашнего насилия и уровень изнасилований в этом племени практически равны нулю.
Конечно, в «хижинах любви» бывает много секса, но это — не единственное их предназначение. Они существуют прежде всего для того, чтобы дать девушкам безопасный способ найти себе наилучшего спутника жизни, причём родители полностью доверяют своим дочерям в принятии решений такого рода.
2. Женщин брачного возраста в Мавритании откармливают насильно
Мы склонны забывать, что стандарты красоты — не универсальны. К примеру, в западной культуре, в кино и на телевидении, красивой считается женщина стройная. Однако если вы девушка, и живёте в Мавритании (западная Африка), то для того, чтобы привлечь мужа и стать достаточно красивой, вам придётся удариться в обжорство, так, как это было в известном фильме «Семь».
В сельских районах Мавритании считают, что из толстой женщины получится самая лучшая жена. Полнота рассматривается как некое богатство и символ статуса, и если у человека полная жена, то считается, что он очень хорошо о ней заботится.
Другими словами, полнота женщин в Мавритании — это нечто вроде «сексуальной валюты». Именно поэтому в некоторых районах Мавритании существуют специальные «фермы», куда старшие женщины общины определяют молодых девушек. Там девушкам в принудительном порядке скармливают огромные количества кус-куса и литры молока, до тех пор, пока девушки не станут достаточно привлекательными.
В некоторых случаях, когда девушка не может выдерживать такой «режим», её могут побить в качестве наказания.
Недавно правительство начало попытки искоренить эту практику, всеми доступными способами предупреждая об опасностях ожирения, и даже распространяя новые народные песни о стройных, красивых девушках для того, чтобы отодвинуть на второй план «королев красоты» в полтора центнера весом.
3. Молодожёны в Борнео не могут пользоваться уборной в течение трёх дней
Во многих культурах период перед свадьбой является наиболее напряжённым временем для жениха и невесты. И обычно после свадьбы у молодожёнов появляется время на то, чтобы расслабиться.
Но у людей из племени Тидонг на Борнео свадьба — это самая простая часть ритуала. После свадьбы молодожёнам стоит иметь мочевой пузырь размером с винный бочонок, потому что ни молодому мужу, ни его жене не позволяют посещать уборную в течение следующих трёх дней.
По какой-то причине Тидонг пришли к выводу, что опорожнение кишечника и мочевого пузыря в течение первых трёх дней супружеской жизни может привести к разрушению брака, к бесплодию, и даже к преждевременной смерти появившихся детей.
Чтобы убедиться в том, что счастливая пара не обманет их ожиданий и не нарушит традицию, на членов семьи и на других людей общины возлагается ответственность за содержание пары в их доме, и за доставку туда только минимально необходимого количества питья и еды.
После того, как испытание на крепость мочевого пузыря и кишечника закончилось, паре, наконец разрешают посетить уборную.
4. Мужчины в Бутане вламываются в дома и проникают в женские спальни
Молодые люди в Бутане участвуют в ритуале, известном как «ночная охота». Это словосочетание означает, что молодой человек бродит по окрестностям до тех пор, пока не найдёт дом, в котором всего одна женщина. Потом мужчина вламывается в дом, входит в её спальню, и пытается убедить женщину переспать с ним. Вам всё это может показаться деятельностью, которая в других культурах запросто приведёт либо к тюрьме, либо к пуле в лоб.
Однако «ночная охота» — это давняя сельская традиция в восточной части Бутана, которая в какой-то момент оказалась очень популярна, и распространилась по всей стране.
Начинается всё как в большинстве любовных историй: человек выбирает дом, чтобы затем разбить там окно и тихо пробраться к постели ничего не подозревающей спящей женщины. Всё это часто проделывается совместными усилиями: группы молодых людей собираются поздно ночью и бродят по улицам до тех пор, пока не найдут подходящий дом.
А теперь самое важное: если в ходе «ночной охоты» молодому человеку удалось вломиться в дом, то он должен будет жениться на девушке, которая там живёт.
Интересно дело обстоит и с возможной беременностью. Один парень из Бутана, который давал интервью о «ночной охоте», сказал: «Да, бывали случаи, когда некоторые девушки оказывались беременны, в таком случае молодой человек должен был уплатить „штаф“ семье, к примеру, вскопав поле, или дав своё согласие на женитьбу. Именно так: „штрафом“ за то, что ты проник в чужой дом и „осчастливил“ чью-то дочь может быть что угодно — от брака „по залёту“ до выполнения полевых работ с лопатой в руках».
5. Люди в Индии связывают себя узами брака с деревьями, чтобы предотвратить несчастья
Если вы живёте в Индии, и в какой-то момент познакомились с человеком, заставляющим ваше сердце трепетать, то следует надеяться, что планета Марс не будет против этого. В Индии очень серьёзно относятся к астрологии, и если вам или вашему партнёру довелось родиться под влиянием Марса, то велика вероятность того, что брак ваш закончится разладом, нищетой и смертью. Причём ни один из этих результатов не является взаимоисключающим.
Для родившихся «под Марсом» и желающих вступить в брак людей в Индии существует лишь один выход: прежде чем связать себя узами брака с другим человеком, вы должны проделать то же самое с деревом.
Что характерно — в буквальном смысле.
Местный обычай гласит, что это непременно должно быть банановое дерево. И когда речь идёт о том, чтобы обуздать ярость Красной планеты, лучше не уточнять, почему это должно быть именно оно.
Кроме того, вы можете связать себя узами брака со статуей бога Вишну, если она сделана из золота или серебра, но банановые деревья в данном случае всё-таки предпочтительнее (как минимум, они доступнее).
Обоснование всех этих промежуточных свадеб такое: если Марс первым «женится» на определённом неодушевлённом предмете, то его ярость будет воздействовать именно на этот предмет, а не на несчастного мужа какой-нибудь бедной невесты. И ещё: похоже, что «ярость Марса» распространяется только на первую женитьбу. Если человек, находящийся под влиянием Красной планеты, когда-нибудь вступит в новый брак, то он будет заключён уже без свадеб с деревьями.
Всё это может звучать как какое-то бессмысленное суеверие, однако это достаточно распространённая практика. К примеру, актриса из Болливуда и бывшая «мисс Мира» Айшвария Рай перед своей настоящей свадьбой вышла замуж за дерево, после того, как было установлено, что она находится под влиянием Марса.
СПАРИВАНИЕ
Найдено 1 изображение:
спаривание ср. Процесс действия по знач. глаг.: спаривать (1*).
спаривание
с.
coupling, pairing
Спаривание — попарное соединение животных с целью совокупления, а также и семейной жизни вообще.
спа́ривание, случка, сближение самца-производителя с самкой, при котором происходит половой акт (коитус). Проведение С. животных одно из важнейших ветеринарных и зоотехнических мероприятий по расширенному воспроизводству стада. Проводится в период охоты у маток (см. Половой цикл). Различают С.: вольное, варковое, косячное, гаремное, классное и ручное. Выбор способа С. зависит от вида животных, направления их продуктивности, местных условий, размера и состава стада.
При вольном С. производитель постоянно находится в стаде (специфический раздражитель половой функции самок). Наступление стадии возбуждения полового цикла в этом случае ускоряется, протекает ярко, исключается возможность пропуска охоты, в результате чего достигается высокий процент оплодотворяемости, а половой акт совершается в оптимальное время. Однако применение вольного С. затрудняет учёт проведения племенной работы в крупном стаде. Поэтому вольное С. практикуется в основном в мясном скотоводстве и на мелких фермах. За одним быком закрепляют 50 коров. При варковом С. к группе неоповоженных кобыл в варок выпускают ценного жеребца-производнтеля, который отыскивает маток в охоте и осеменяет их. Жеребец и кобылы должны быть раскованы. В скотоводстве варковое С. осуществляется путём ежедневного двукратного (утром и вечером) допуска быка к коровам и тёлкам. Нагрузка на взрослого быка может быть до7080 коров. После двух коитусов корову уводят из загона. Косячное (в коневодстве) и гаремное (в овцеводстве) С. заключается в том, что производитель в течение случного сезона находится вместе со специально подобранными матками. За одним взрослым жеребцом закрепляют 2035 кобыл (при гинекологическом контроле до 5060), за молодым 1220 и старым 1215 кобыл. За одним взрослым бараном закрепляют 30, за молодым 20 овцематок.Классное С. применяется в овцеводстве. Овец разбивают по классам (группам) и к ним допускают определённого барана. При ручном С. производителей содержат изолированно от самок. За одним жеребцом закрепляют 4050 маток, быком 80100, бараном 5060, хряком 1520. Чтобы правильно определить срок осеменения самок, используют пробников.
К С. допускают только здоровых животных. Перед С. наружные половые органы самок тщательно обмывают тёплой водой, а у кобыл хвост забинтовывают чистым бинтом и отводят в сторону, чтобы не допустить ранения волосом полового члена жеребца. Во избежание травмирования жеребца на шею кобылы надевают случную шлейку. Половой член и препуциальный мешок жеребца также обмывают тёплой водой и вытирают стерильными салфетками. С. проводят в тихой спокойной обстановке. Первый коитус жеребца допускают на 2-е сутки (вечером) после выявления охоты у кобылы и повторяют до отбоя через 48 ч, а при наличии ярко выраженной охоты через 2436 ч. Пробу кобыл на охоту целесообразно сочетать с ректальным контролем фолликулов. При выявлении охоты у коровы допускают двойной коитус (с перерывом 1015 мин). У овец первое С. проводят немедленно после установления половой охоты и повторяют через 1224 ч. Свиноматок (при двукратной пробе), выявленных в охоте утром, первый раз спаривают вечером, а на другой день утром С. повторяют. Если охота установлена вечером, то С. проводят утром следующего дня, а вечером допускают повторное С. В товарном свиноводстве допускается дуплетный коитус разными хряками (с интервалом 1015 мин). В целях предупреждения бесплодия, получения максимума приплода и наивысшей продуктивности самок спаривают в первый месяц после родов. После полового акта самкам предоставляют покой, а через 810 суток возобновляют пробу на охоту самцами-пробниками до установления охоты или беременности (у крупных животных ректальным способом). При этом беременность у кобыл контролируют через каждые 45 суток контрольной пробой на отбой до конца случного сезона, поскольку возможны ранние аборты и проявление новой охоты.