Что такое спасение в христианстве
Православная Жизнь
От чего христиане спасаются? Что нужно для того, чтобы спастись? Помилует ли Бог всех? Можно ли воцерковиться, но не встретиться со Христом? Нам ответил протоиерей Александр Хворост, настоятель храма святого мученика Иоанна Воина г. Дружковки.
Нам надо понимать, что Господь нас создал не для такой жизни. Церковь учит, что мы созданы для другого — для радостного бытия без смерти и страданий. Это возможно только в формате богообщения, то есть тогда, когда мы вернёмся к Богу. Человек должен знать, что есть Бог, и стремиться попасть в Царствие Небесное. Что такое Царствие Небесное? Это проект исправления бытия: нам обещано, что там будут новое небо, новая земля и новый человек. Господь всё исправит, всех воскресит и призовёт к вечной жизни. Он ведёт нас через Воскресение к новой жизни, где человек будет всецело счастлив, и ничто не будет омрачать его существования.
Что надо делать, чтобы спастись?
Прежде всего — надо этого захотеть. Спасение можно обрести только добровольно, при жизни, пока душа в теле и человек может что-то изменить. Что изменить? — покорить свою волю воле Божественной. Это очень важно: отдать свою волю в руки Божии. Мы каждый день по нескольку раз в молитве «Отче наш» произносим слова: «Да будет воля Твоя». Почему важно, чтобы была воля Божия? — потому что Он знает, что для нас лучше и как нам надо жить. Потому мы должны всецело положиться на Его волю. Надо нашу внутреннюю свободу отдать Христу, и тогда Он Сам поведёт нас дальше. И парадоксальным образом от этого свободы у нас станет не меньше, а больше.
Как мы спасаемся?
Первое: человек спасается верой во Христа как Сына Божия, Спасителя, воплотившегося Господа — а не просто в какого-то бога, который где-то далеко и нас не видит. Нет, мы должны уверовать всем сердцем в Бога, Который стал Человеком.
Второе: надо жить так, как учит Христос, Евангелие и Святая Церковь. Человек должен соблюдать заповеди и придерживаться религиозных норм. Полностью исполнить их человек не может, и когда он это поймёт, тогда ещё больше начнёт полагаться на Бога, ему ещё больше нужен будет Спаситель. Он станет ближе ко Христу.
Третье: спасение — это процесс встречного движения нас к Богу и Бога к нам. Мы спасаемся милостью Божией, это великий дар. С другой стороны — от нас тоже требуются и вера, и усилие — тот максимум, который человек может дать. Это называется принципом синергии (или соработничества): человек и Бог совместно трудятся для того, чтобы человек достиг Царствия Небесного.
Всё спасительно во Христе — и сама Его личность, и всё, что с Ним связано. Он воплотился, чтобы освятить человеческую природу — и душу, и тело. Как говорил святой Афанасий Великий, Господь человеческую природу поднимает до уровня Божества. Христос — посредник между Богом и людьми, дверь, входящий через которую спасается: «Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется» (Ин. 10:9). Он Сам воскрес, не для спецэффектов или чуда, а прошёл через Воскресение, и всех христиан фактически ведёт к нему — полному обновлению человека. Воскресение — это следующий этап человеческой жизни, физической и духовной, который каждый из нас должен пережить. Кто жил со Христом и ради Христа, тот воскреснет с Ним и пойдёт в Царствие Небесное в первую очередь.
Почему православные так беспокоятся о своём спасении? Разве они сомневаются в безграничности милосердия Божия? Разве добрый Бог может не помиловать людей, которых любит? Убеждение, что Господь милостив и всех простит, и верующих, и неверующих, поэтому можно жить как хочешь — это ересь. Всё упирается в свободную волю человека. Если при жизни ему не нужен был Христос, он не встретил Его, не прочувствовал Его любви — ему Он не будет нужен и после смерти. Более того: такой человек не захочет и не сможет быть со Христом, не поймёт Его, даже если Спаситель лично станет перед ним, покажет Свои кровоточащие раны и скажет: «Я за тебя страдал!» Господь подарил нам величайший дар — свободу воли, мы распоряжаемся своей жизнью, и человек, не желающий знать Бога, не захочет узнать Его и после смерти. Клайв С. Льюис писал, что человек, искренне желающий радости и счастья, не попадёт в ад, ад люди выбирают добровольно.
Главное — захотеть встретиться со Христом. Почему некоторые люди уходят из Церкви? Они не встретились там со Христом. Воцерковились, молились, причащались, но не поняли, не почувствовали главного. Тот, кто встретился в Церкви с Господом, остаётся там навсегда, как святые апостолы: «многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним. Тогда Иисус сказал двенадцати: не хотите ли и вы отойти? Симон Петр отвечал Ему: Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни: и мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живого» (Ин. 6:66-69).
Если человек по глупости возводил хулу на Духа Святого, спасётся ли он?
В утешение могу сказать: слова о том, что возводящий хулу на Духа Святого не спасётся, были сказаны церковным, глубоко образованным людям — фарисеям, законникам, саддукеям. Это была религиозная элита. Эти люди видели явное действие Божие, но говорили, что Христос делает всё силой князя бесовского. Вот это была хула на Духа Святого. Если же далёкий от Церкви человек говорит какие-то глупости на Бога, это полбеды: как правило, он просто не понимает, не знает многого о Боге. Таким людям, если они поняли, что поступали неправильно, не надо отчаиваться — лучше искренне покаяться, попросить прощения у Бога как у любящего отца. Господь на них зла точно не держит и не обижается. Если они осознали свои ошибки, то от этого только большая радость на небесах.
Чем глубже человек воцерковляется, тем больше понимает, что недостоин спасения. Однако бояться не стоит. Если бы мы могли спастись сами, своими силами, то зачем нам Христос? Чем глубже мы осознаём своё недостоинство, тем больше Он нам нужен, тем мы ближе к Нему — и тем ближе наше спасение. Это нормальный процесс — осознание правды о себе: кто ты есть, из чего слеплен, что из себя представляешь. Любой верующий человек должен понимать, что без Христа и Его любви он из себя не представляет практически ничего. Я глубоко убеждён, что состояние, когда человек чувствует глубокое недостоинство, — это самое лучшее духовное состояние. Первыми в Царствие Небесное войдут те, кто считал себя последним.
Записала Екатерина Щербакова
Спасение (христианство)
Содержание
История греха и спасения
Бог, продолжая любить Своё творение, желает дать людям прощение грехов, вечную жизнь и спасение от наказания в аду. Для этого Он послал на землю Своего Сына Иисуса Христа, Который взял на Себя грехи людей, умер за них, а затем воскрес из мёртвых.
Условия спасения
Согласно Новому Завету, существуют два условия для спасения: вера в воскресение Иисуса Христа из мёртвых и покаяние перед Богом в своих грехах.
Своими собственными силами человек не может добиться спасения: (Мф.19:26, Мк.10:27, Лк.18:27, Еф.2:8-9).
Богословские понятия в контексте учения о спасении
Свобода и спасение
Большинство христиан верят, что актом спасения Бог не уничтожает свободу человека (дарованную Им же), но напротив, расширяет и укрепляет свободу человека.
В рамках кальвинизма существуют взгляды о том, что благодать Божья имеет непреодолимую силу, и спасение не зависит от нашей воли и не может быть утрачено.
Предопределение
Кальвинизм, в отличие от других христианских конфессий, придает большое влияние предопределению. Согласно его учению, Господь якобы предопределяет людей не только к спасению, но некоторых и к вечной погибели. И хотя в земной жизни невозможно узнать, кто к чему предопределен, по косвенных признакам это можно предугадать.
В Библии
Христианство
При рождении человек получает от От Бога и от земных своих родителей человеческую жизнь. По учению церкви, это временная и несовершенная жизнь, а вечная совершенная нетленная жизнь (божественная жизнь) даётся человеку только при «рождении свыше» (Ин.3:3-8), то есть для этого нужно родиться от Бога, стать Его чадом, через веру в Иисуса Христа Сына Божьего и Его искупительную жертву.
В конце времён все люди будут воскрешены, будут судимы Богом (Рим.14:10-12), они получат свою награду или наказание согласно своей жизни. Все принявшие Христа будут прославлены и станут совокупным выражением Триединого Бога на новой земле. Для верующих и любящих Бога, эта жизнь будет столь блаженна, что даже принявшие Духа от Бога вообразить этого пока не могут, « Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его. А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии. Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия. Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога, что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго, соображая духовное с духовным» (1Кор.2:9-13).
Доктринальные отличия в христианских конфессиях
Имеются существенные отличия в учении о спасении в основных христианских конфессиях.
Православие
Православие содержит учение о Церкви как обществе людей, принявших спасение от Бога.
Православие утверждает, что спасение совершалось не в какой либо конкретный момент времени а в продолжении всего земного пути Спасителя.
Спасение началось тем, что Второе Лицо (Ипостась) Пресвятой Троицы, приняв в Свою Ипостась человеческую природу(см. Богочеловек) от Духа Святого и Пресвятой Богородицы.
Богородица имела общую с нами природу в ее искаженном грехом, но наиболее очищенном через послушание Богу, поколениями праведных предков и Ею в себе самих, состоянии, (природу падшего Адама), в отличие от католического учения о Деве Марии, как о существе
то есть необходимо «спасенном» прежде самого спасения, и, как следствие, НЕ имеющую общую с остальными людьми природу Адама, а значит, не могущая такую природу усвоить Рожденному от Неё, что является НЕОБХОДИМЫМ условием спасения человечества в святоотеческой традиции «что не усвоено Богом, то не спасено».
В самый момент зачатия воспринятое Христом человечество было очищено от скверны греха в силу действия Духа Святого и ипостасного соединения. На Тайней Вечере и своим Распятием на Голгофе Христос сделал возможным усвоение Своей очищенной природы каждым верующим в Него через Евхаристию Православной Церкви.
Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни (Иоан.6:53). |
И когда они ели, Иисус, взяв хлеб, благословил, преломил, дал им и сказал: приимите, ядите; сие есть Тело Мое. И, взяв Чашу, благодарив, подал им: и пили из Нее все. И сказал им: Сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих Изливаемая. (Мф.14:22-25). |
При кресте.. Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! (Иоан.19:25-27). |
Православный христианин усваивает себе спасение так же в продолжении всей своей жизни.
Будьте святы, потому что Я свят (1Петр.1:16). |
а также «возлюбить Бога, так же, как когда-то любил грех», поскольку
Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. (Мф.6:24). |
Перед человеком не ставится задачи «искупления», в католическом смысле принесения Богу «удовлетворения» за все совершённые им грехи(см.documents/cce4/0222.htm#s1p7a3|кат. РКЦ ), как обязательного условия ко спасению, но и недостаточно только личной веры. В православии считается, что спасение состоит собственно в исправлении человека и усвоении им обновленной природы Христа и совершается в содействии (синергии) с Богом (сопутствие Божией помощи с личным усердием человека к исправлению своего падшего греховного состояния). Как Его соработники, мы и призываем вас не тщетно (не пассивно) принять благодать Божию (2Кор.6:1). Поэтому Православие исповедует, что для спасения необходимы не только вера в Иисуса Христа и добрые дела милосердия к ближним, но также огромная духовная работа над самим собой, борьба с врождёнными греховными наклонностями и страстями, искоренение их.
Вера без дел мертва (Иак.2:20,26). |
В Православии существует предание, что в последние времена православные христиане будут иметь мало добродетелей, а спасаться будут только скорбями (Лук.16:19-31), т.е., — терпеливым несением своего креста (Мк.8:31-38, Рим.6:3-11, Евр.12:1-3, Гал.6:14). Преподобный Силуан Афонский говорил: «В раю нераспятых нет». [2], [3] Христос сам лично освятил и обожествил земные страдания, поэтому Православие допускает, что Бог ВОЗМОЖНО(. ) помилует(не одно и то же, что «спасет») многих, кто не знал в земной своей жизни православного вероучения(т.е. прожили ВНЕ Православной Церкви), но терпеливо переносил все невзгоды. Иными словами решение посмертной участи таких людей оставляется на Божие усмотрение, но при этом строго запрещается ЛИТУРГИЧЕСКОЕ(церковное) поминовение умерших ВНЕ Православной Церкви, по слову Самого Христа:
Я о них молю: не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои. (Ин.17:9). |
не запрещая келейного(личного) по «формуле»: «ЕСЛИ ВОЗМОЖНО, Господи помилуй. и не вмени мне в грех молитвы этой». Учение же о конечном спасении ВСЕХ, и людей, и демонов(ἀποκατάστασις), осуждено в его ориеновской трактовке на 5-м Вселенском соборе (9-й анафематизм).Подрбнее об этом см. О невозможности спасения иноверцев и еретиков
В то же время среди христиан бытует мнение, что спасётся только избранный остаток, ради которого ещё и существует наш мир (Рим.9:27).
Хотя задатки спасения = Дары Духа Святого, могут быть даны еще при жизни(см. св. Симеон Новый Богослов), но только после наступления телесной смерти человек может узнать даровано ли ему спасение, или же нет от Самого Господа(см. житие св. Макария Египетского). Прежде же решения Господнего было бы более чем самонадеянно утверждать свою «спасенность» даже для св. Макария.
Когда святая душа Макария была взята херувимом и возносилась им на небо, некоторые из отцов мысленными очами видели, что воздушные бесы в отдалении стояли и вопили: Только после наступления телесной смерти человек может узнать даровано ли ему спасение, или же нет.
|