Что такое спасоп в аэропорту
Служба СПАСОП на страже безопасности
Служба поискового, аварийно-спасательного и противопожарного обеспечения полетов (СПАСОП) гражданской авиации создана для проведения поискового, аварийно-спасательного и противопожарного обеспечения полётов на основании: Федерального закона «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателя» от 22.08.1995г. № 151-ФЗ, Постановления Правительства Российской Федерации от 10.02.1997 года № 154.
В аэропорту г.Оренбурга данное обеспечение было организовано на основании приказа генерального директора Предприятия от 18.08.1997г. № 167, из состава ВОХР предприятия в штатную структуру службы ПАСОП был передан личный состав, техника, пожарно-техническое вооружение, специалисты по пожарной профилактике, первым начальником службы был назначен Карандов Юрий Григорьевич.
СПАСОП осуществляет специальные исполнительные, контрольные, разрешительные и надзорные функции по организации и проведению поискового, аварийно-спасательного и противопожарного обеспечения полетов. В своей деятельности руководствуется: Конституцией РФ, Воздушным кодексом РФ, приказами ФАС России и другими нормативными документами.
На вооружении ВПО СПАСОП находятся 4 аэродромных пожарных автомобиля, три из которых находятся в боевом расчете, один в боевом резерве.
Весь персонал СПАСОП проходит специальное обучение и аттестацию в соответствующем порядке. СПАСОП аттестована Центральной комиссией по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей транспортного комплекса РФ и имеет сертификат на право ведения поисковых, аварийно-спасательных и противопожарных работ.
Силы и средства аварийно-спасательного формирования в соответствии с нормами ИКАО, обеспечивают возможности аэропорта по приему и выпуску всех типов воздушных судов отечественного и иностранного производства.
На данный момент руководство аварийно-спасательными работами возложено на исполняющего обязанности генерального директора ГУП Оренбургской области «Аэропорт Оренбург» А.И. Христиановского.
Аварийно-спасательное обеспечение полётов
Функции, выполняемые службой поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов (СПАСОП)
Силы и средства СПАСОП
Аварийно-спасательное формирование (АСФ) в аэропорту «Воронеж» состоит из четырёх сменных аварийно-спасательных подразделений (АСП), основной задачей которых является спасание пассажиров и членов экипажей, ценного оборудования и груза, а также авиационной техники при авиационных происшествиях, проведение аварийно-спасательных работ при возникновении чрезвычайных ситуаций на объектах Компании.
В состав сменных АСП входят штатные и нештатные расчёты структурных подразделений ООО УК «АВИАСЕРВИС» и других организаций, обеспечивающих производственную деятельность аэропорта «Воронеж».
Штатные расчёты сменных АСП состоят из начальника команды — руководителя тушения пожара и сменных аварийно-спасательных отрядов (АСО), общей численностью 52 человека личного состава с задачами:
Пожарная техника, аварийно-спасательное оборудование, пожарно-техническое вооружение и личный состав аварийно-спасательных отрядов (АСО) дислоцируются на аварийно-спасательной станции.
На вооружении ведомственной пожарной охраны СПАСОП имеется следующая пожарная и аварийно-спасательная техника:
№ | Тип автомобиля | Место базирования | Количество литров | Примечание | |
воды | пенообразователя | ||||
1. | АА-8,5 (43118) | АСС | 8000 | 700 | |
2. | АА-8,0 (30-60) | АСС | 7500 | 500 | |
3. | АА-8,0 (30-60) | АСС | 7500 | 500 | |
4. | УАЗ-3909 | АСС | Машина руководителя АСР | ||
5. | ЗиЛ-131 | ССТ | Машина НПСГ | ||
6. | УАЗ-4609 | Здравпункт | Медицинский автомобиль | ||
7. | Колесный тягач на базе КрАЗа | ССТ | Для эвакуации ВС, сошедшего с ИВПП на грунт | ||
8. | Колесный тягач на базе ЗиЛ-131 | ССТ | Резервный тягач |
В состав сменных нештатных расчётов АСК входят:
Расчёт здравпункта для выполнения следующих задач:
Расчёт аэродромной службы для выполнения следующих задач:
Расчёт ИАС для выполнения следующих задач:
Расчёт СОП для выполнения следующих задач:
Дополнительные расчёты аэропорта:
Расчёт службы авиационной безопасности для выполнения следующих задач:
Расчёт ООО ТЗК «Планета» выезжает на топливозаправщике с целью слива топлива из воздушного судна.
Расчёт Воронежского линейного отдела полиции на воздушном транспорте выезжает на территорию аэродрома и за его пределы на оперативной машине в составе НПСГ для сопровождения колонны и выполнения функций по обеспечению оцепления и контроля доступа к месту АП.
Воронежский центр ОВД обеспечивает:
Таможенный пост в аэропорту г. Воронеж привлекается для проведения таможенного контроля грузов, перемещаемых через таможенную границу РФ физическими лицами (пассажирами и членами экипажа) при аварийной ситуации на международных рейсах на территории аэропорта, в соответствии с нормативными документами.
Система оповещения и связи при аварийных ситуациях
Система оповещения и связи при возникновении аварийных ситуаций в аэропорту Воронеж включает в себя комплекс технических средств, состоящий из: устройств передачи голосовой информации по прямым линиям (ГГС), системы аварийного оповещения «Горн», телефонной и радиосвязи.
Для сбора расчётов АСК применяются сигналы оповещения:
«ТРЕВОГА» — когда авиационное происшествие произошло внезапно, или в случае, когда до ожидаемой посадки в аэропорту Воронеж, терпящего бедствие ВС, остаётся менее 30 минут.
Оповещение по данному сигналу производится для необходимости принятия немедленных действий по проведению поисковых и аварийно-спасательных работ в следующих случаях:
«ГОТОВНОСТЬ» — когда до ожидаемой посадки в аэропорту Воронеж, терпящего бедствие ВС, остаётся 30 минут и более;
«ОТБОЙ» — когда работа АСК завершена или в ней отпала необходимость.
При поступлении в орган обслуживания воздушного движения аварийной информации с борта ВС, оповещение расчётов АСК производится руководителем полётов и диспетчерами Воронежского центра ОВД циркулярно по системе «Горн» за время, не превышающее 25 секунд.
Радиообмен между расчётами АСК при выполнении поисковых и аварийно-спасательных работ производится на отдельном аварийном канале связи.
Разрешительно-регламентирующие документы в области ПАСОП
ООО УК «АВИАСЕРВИС» сертифицировано Управлением организации авиационно-космического поиска и спасания Федерального агентства воздушного транспорта Минтранса России на следующие виды деятельности:
Служба поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов ООО УК «АВИАСЕРВИС» имеет статус профессиональной аварийно-спасательной службы и аттестована Центральной аттестационной комиссией по аттестации поисково-спасательных и аварийно-спасательных служб (формирований), спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, осуществляющих свою деятельность на воздушном транспорте (ЦАК Росавиации):
Свидетельство на право ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях от 04.12.2018 г. № 00835 серия 15 сроком действия до 04.12.2021г.
Поисковое и аварийно-спасательное обеспечение полётов в аэропорту Воронеж организовано в соответствии с Планом урегулирования чрезвычайных ситуаций (Аварийный план введён в действие с 17.03.2015 г.).
Контактная информация:
Служба поискового и аварийно-спасательного обеспечения полётов
Заместитель начальника СПАСОП — руководитель ведомственной пожарной охраны
Специалист службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов
Служба поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов (СПАСОП) гражданской авиации создана для проведения поискового, аварийно-спасательного и противопожарного обеспечения полетов. В своей работе эта служба тесно взаимодействует с другими аварийно-спасательными службами и выполняет следующие задачи: Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.
Аварийно-спасательные команды (АСК) в аэропортах состоят из штатных и нештатных формирований (расчётов). В штатный расчет входят непосредственно спасатели подразделения службы ПАСОП.
В нештатные расчеты аварийно-спасательной команды (АСК) входят:
Особенности профессии
Функциональные обязанности работников СПАСОП в случае авиационного происшествия зависят от занимаемой должности:
Руководитель аварийно-спасательных работ:
Главный (ведущий) специалист по аварийно-спасательным работам:
Спасатели на месте авиационного происшествия выполняют следующие виды работ:
Плюсы и минусы профессии
Плюсы
Высокая оплата труда, престиж профессии
Минусы
Ответственность, опасность для здоровья и жизни
Место работы
Аэропорты и аэродромы гражданской авиации
Важные качества
Для высшего командного состава аварийно-спасательной службы дополнительные качества:
Обучение на Специалиста службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов
Начальник и главные специалисты аварийно-спасательной службы должны иметь высшее образование по специальности 280102.65.01. «Поисковое и аварийно-спасательное обеспечение гражданской авиации»
Высшие учебные заведения гражданской авиации:
Оплата труда
Зарплата специалиста службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов на декабрь 2021
Информации о зарплатах предоставлена порталом hh.ru.
Ступеньки карьеры и перспективы
Специалист аварийно-спасательной службы может сделать вертикальную карьеру в своем подразделении: от простого до главного специалиста и начальника СПАСОП.
Терминология, интересные факты
Авиационными происшествиями считаются происшествия, связанные с использованием воздушного судна.
Авиационные происшествия подразделяются на катастрофы и аварии:
Чрезвычайное происшествие связано с использованием воздушного судна, техническим обслуживанием, ремонтом, хранением и транспортировкой, но не подпадающее под определение авиационного происшествия.
Аэродром — участок суши или водной поверхности, который предназначен полностью или частично для прибытия, отправления и движения воздушных судов.
Аэропорт – многофункциональный комплекс, который включает аэродром, аэровокзальный комплекс и другие сооружения, предназначенные для принятия и отправления воздушных судов, наземного обслуживания воздушных судов, пассажиров, экипажей, багажа, почты, груза и осуществления всех видов аэропортовой деятельности.
Бортовые аварийно-спасательные средства – это технические приспособления, функционально связанные с конструкцией воздушного судна, съемные средства и снаряжение, которые используются для спасения людей в случае возникновения и развитии аварийных ситуаций на борту воздушного судна.
Сигналы оповещения, применяемые для сбора расчета АСК:
Международные радиотелефонные сигналы бедствия:
«МЕЙДЕЙ» – «MAYDAY«: международный радиотелефонный сигнал бедствия, который передается в случаях, когда воздушному судну угрожает непосредственная опасность и ему необходима немедленная помощь;
стадия «Бедствие» – «DETRESFA«: ситуация, при которой существует полная уверенность в том, что воздушному судну и людям на его борту угрожает серьезная опасность и требуется немедленная помощь;
стадия «Неуверенность» – «INCERFA«: ситуация, которая характеризуется неуверенностью относительно безопасности воздушного судна и лиц, находящихся на его борту;
стадия «Тревога» – «ALERFA«: ситуация, при которой существует угроза для безопасности воздушного судна и лиц, находящихся на его борту.
Что такое спасоп в аэропорту
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 26 ноября 2020 года N 517
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 69 и статьей 90 Воздушного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст.1383; 2015, N 29, ст.4380), подпунктом 5.2.53.8 пункта 5 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст.3342; 2018, N 52, ст.8275),
2. Установить, что настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 1 января 2027 г.
3. Требование к вывозимому количеству дополнительных огнетушащих веществ на аэродромных пожарных автомобилях, указанное в таблице 1 Приложения N 3 к Правилам, и требование к наличию огневой полосы психологической подготовки, указанное в пункте 2 Приложения N 6 к Правилам, вступают в силу с 1 января 2025 г.
4. Часть третья пункта 21 Правил и пункта 33 Правил вступают в силу с 1 января 2026 г.
в Министерстве юстиции
31 декабря 2020 года,
регистрационный N 62008
УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Минтранса России
от 26 ноября 2020 года N 517
Федеральные авиационные правила «Аварийно-спасательное обеспечение полетов воздушных судов»
I. Общие положения
Приложение 14 том 1 к Конвенции о международной гражданской авиации от 7 декабря 1944 г., ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 октября 1970 г., вступила в силу для Российской Федерации 16 августа 2005 г. (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 44) (https://store.icao.int/en/annexes/annex-14).
2. Применяемые в настоящих Правилах сокращенные наименования указаны в приложении N 1 к настоящим Правилам.
II. Организация аварийно-спасательного обеспечения полетов воздушных судов
4. Оператор аэродрома осуществляет организацию аварийно-спасательного обеспечения полетов воздушных судов на аэродроме и в районе аэродрома гражданской авиации.
6. Категория ВПП по УТПЗ устанавливается в соответствии с Таблицей 1 в зависимости от размеров наибольших ВС, допущенных к эксплуатации на аэродроме. Сначала проводится оценка общей длины наибольших ВС, а затем их максимальной ширины фюзеляжа. Если ширина фюзеляжа ВС превышает значение, указанное в Таблице 1, категория ВПП по УТПЗ, соответствующая общей длине ВС, устанавливается на одну единицу выше (за исключением десятой).
Таблица 1
Категория аэродрома по УТПЗ
Общая длина воздушного судна, м
Максимальная ширина фюзеляжа воздушного судна, м
до 9, но не включая 9
от 9 до 12, но не включая 12
от 12 до 18, но не включая 18
от 18 до 24, но не включая 24
от 24 до 28, но не включая 28
от 28 до 39, но не включая 39
от 39 до 49, но не включая 49
от 49 до 61, но не включая 61
от 61 до 76, но не включая 76
от 76 до 90, но не включая 90
7. Категория ВПП по УТПЗ может быть установлена на одну категорию ниже, если за прошедший год в течение трех самых интенсивных по полетам месяцев подряд количество взлетов, посадок ВС на аэродроме ВС самой высокой категории составляет менее 700.
Если в текущем году количество взлетов, посадок ВС самой высокой категории в течение трех самых интенсивных по полетам месяцев подряд превысило 700, оператор аэродрома обязан установить категорию ВПП по УТПЗ в соответствии с Таблицей 1 (без понижения).
Если статистика интенсивности полетов наибольших ВС отсутствует, категория ВПП по УТПЗ устанавливается с учетом настоящего пункта по планируемому количеству взлетов, посадок этих ВС в течение трех самых интенсивных по полетам месяцев подряд.
8. Для случаев, когда наибольшее для данного аэродрома ВС только планирует выполнение полетов (статистика интенсивности полетов отсутствует) категория аэродрома по УТПЗ может быть установлена с учетом пункта 7 настоящих Правил, исходя из того, что вместо фактических может использоваться планируемое количество операций такого ВС в течение трех подряд самых загруженных месяцев.
9. Аварийно-спасательное обеспечение полетов ВС грузовых модификаций может переквалифицироваться относительно установленной категории ВПП по УТПЗ в соответствии с Таблицей 2, при этом интенсивность их полетов не учитывается.
Таблица 2
Установленная категория ВПП по УТПЗ для всех типов ВС
Переквалификация категории ВПП по УТПЗ для грузовых ВС
10. Аварийно-спасательное обеспечение полетов воздушных судов на аэродроме и в районе аэродрома гражданской авиации осуществляется все время, пока на аэродроме разрешены полеты, независимо от факта выполнения полетов.
Основной задачей АСК являются действия по тушению пожара и ликвидации ЧС (проведению аварийно-спасательных работ и неотложных работ ) на аэродроме и в районе аэродрома, в первую очередь с целью спасения находящихся на борту ВС людей.
14. Расчеты для выполнения неотложных работ формируются из числа работников структурных подразделений оператора аэродрома и сторонних организаций, привлекаемых оператором аэродрома.
Указания РЛЧС обязательны к исполнению всеми должностными лицами, участвующими в ликвидации ЧС на аэродроме и в районе аэродрома.
16. В случае режима ЧС, возникшей на аэродроме или в районе аэродрома, по решению руководителя оператора аэродрома в аэропорту создается оперативный штаб, осуществляющий свою деятельность в соответствии с положением об оперативном штабе, утверждаемым оператором аэродрома. В состав оперативного штаба входят должностные лица, уполномоченные на решение задач оперативного штаба.
III. Требования к аварийно-спасательным силам и средствам
17. Для обеспечения установленной категории ВПП по УТПЗ на аэродроме должны быть аварийно-спасательные силы и средства, находящиеся в постоянной готовности к действиям по тушению пожара и ликвидации ЧС. Количество и характеристики аварийно-спасательных сил и средств должны соответствовать требованиям настоящих Правил.
В таблице 1 приложения N 3 к настоящим Правилам указаны значения количества ОТВ и суммарной производительности их подачи на тушение для пенообразователей, обеспечивающих расчетную огнетушащую интенсивность подачи водного раствора пенообразователя не более 0,14 л/(м(2)с), из условий применения пенообразователя, имеющего 6% рабочую концентрацию.
В Краснодарском аэропорту этой службой четверть века руководит Георгий Акимочкин.
Личный состав и техническое оснащение СПАСОПа зависит от категории пожарной защиты аэропорта. Всего их девять. И также зависит от физических характеристик воздушных судов: длины и диаметра фюзеляжа. К примеру, Шереметьево – это девятая категория, а Краснодар – седьмая: то есть мы можем принимать самолеты до 49 метров в длину и до 5 метров – диаметр фюзеляжа. Соответственно, наша служба обязана справляться с авиационными происшествиями на самолетах седьмой категории. Если точнее, то Краснодар может принимать воздушные суда и 8 категории (длиной до 61 метра и диаметром фюзеляжа не более 6 метров), но не более 700 рейсов за три интенсивных месяца года. Для справки, в прошлом, 2021 году, наш аэропорт принял 76 воздушных судов 8-й категории.
Почему мы так много места уделяем седьмой категории аэропорта и, соответственно, самолетам? Да потому что каждой аэропортовской категории соответствует свой набор сил и средств противопожарной аварийно-спасательной службы.
В разговоре с Георгием Александровичем выясняется, что все возможные варианты авиационного происшествия просчитаны заранее государственным НИИ Росавиации. Что максимальная площадь пожара из-за разлитого топлива потерпевшего аварию самолета составит 900 квадратных метров. С момента подачи тревоги команда СПАСОП должна прибыть в любую точку ВВП не позднее трех минут – для первого автомобиля. Для последующих – не более 4 минут, бригада медиков – не позднее 6 минут.