Что такое спец предметы в колледже

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДМЕТЫ

Расстановка ударений: СПЕЦИА`ЛЬНЫЕ ПРЕДМЕ`ТЫ

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДМЕТЫ. В отличие от общетехнич. дисциплин, к-рые дают знания об общих основах техники, технологии, экономики и организации производства, С. п. содержат сведения об устройстве и применении различного оборудования, станков, транспортных и др. рабочих машин и машин- двигателей, аппаратов, механизмов, приспособлений, инструментов, приборов и т. п., характерных для определённых разновидностей производства и выполняемых работ. В С. п. излагаются также сведения о конкретных технологич. процессах и операциях, методах технич. обслуживания и эксплуатации оборудования, об особенностях планирования и организации производства, рабочего места, труда по отдельным профессиям и специальностям и др. С. п. преподаются в проф. уч. заведениях (профессионально-технических училищах, проф. школах, курсах повышения квалификации, техникумах и др. средних специальных учебных заведениях и т. п.), а также в нек-рых ср. общеобразовательных школах, имеющих условия для более углублённой трудовой подготовки уч-ся.

Теоретич. сведения по С. п. базируются на общеобразовательных знаниях и являются основой практич. подготовки работников по определённой специальности или профессии. Кроме теоретич. сведений, разделы п темы программ С. п. содержат перечни лабораторно-практич. работ и упражнений, тематику экскурсии на предприятия и др. учреждения, демонстрации объектов и пособий, диафильмов и кинофильмов.

Объём и глубина знаний зависят от уровня квалификации, на к-рый рассчитана подготовка (квалифицированные рабочие различных разрядов, техники и др.). Программы С. п. строятся в соответствии с требованиями, отражёнными в профессионально-квалификационных характеристиках и периодически пересматриваются в свете достижений научно-технич. прогресса, научной организации труда и производства.

Материал в программах С. п. нередко располагается концентрически и изучается сначала элементарно, в форме общего знакомства, а затем более систематически и углублённо. Так, напр., в программе спец. технологии для подготовки станочников по металлу (токарей, фрезеровщиков, сверловщиков, шлифовщиков и т. д.) в начале курса изучаются общие сведения о токарном (фрезерном, сверлильном, шлифовальном и т. д.) деле и о технологич. процессах механической обработки, включая краткие сведения о процессе резания, режущих инструментах (резцах, свёрлах, фрезах и т. п.) и материалах, применяемых для их изготовления, об общем устройстве и основных принципах работы соответствующих станков, основные требования к организации труда и рабочего места, техники безопасности рабочих. Овладение такими первоначальными знаниями первого концентра позволяет уч-ся выполнять практич. упражнения и основные технологич. операции, к изучению к-рых они приступают уже с первых дней производственного обучения. Более основательно названные выше вопросы С. п. изучаются в дальнейшем в виде относительно законченных разделов программы (например, для станочных специальностей темы «Основы процесса резания и режущие инструменты», «Металлорежущие станки», «Основные технологические процессы и виды работ»).

В зависимости от дидактич. задачи, стоящей перед преподавателем, характера изучаемого материала, периода обучения и др. условий, занятия по С. п. могут подразделяться на такие виды, как уроки (лекции) сообщения новых знаний (по твердому расписанию с определённым составом группы уч-ся), самостоятельная работа, консультационные и контрольно-проверочные занятия, уроки-экскурсии и т. д. Особенности содержания С. п. и организации учебных занятий по этим предметам вызывают необходимость нек-рого видоизменения школьных методов. В связи с этим при изучении С. п. широко применяется демонстрация изучаемых объектов, приёмов работы и учебно-наглядных пособий; самостоятельные наблюдения уч-ся за процессом производства; работа с производственно-технич. документацией и технич. литературой и др.

С. и. более успешно изучаются в технич. кабинетах, общие требования к к-рым аналогичны требованиям к школьным кабинетам физики, химии, биологии, черчения и др. предметов. Отдельные занятия экскурсионно-практического характера могут проводиться в уч. мастерских и цехах производственных предприятий.

Оборудование технич. кабинета должно соответствовать программам С. п. и задачам производственного обучения по специальности и содержать необходимые объекты и материалы по технике и технологии, характерные для современного производства. Сложные механизмы, машины, аппараты и др. устройства необходимо схематизировать с тем, чтобы сделать их доступными для уч-ся и наглядно показать принципы действия, детали конструкции, характер протекания процессов. В практике оборудования технич. кабинетов для С. п. используются также различные экранизированные пособия, позволяющие с помощью эпидиаскопа, фильмоскопа, кинопроектора показать явления и процессы, недоступные для непосредственного наблюдения. Всё большее применение получают новые технич. средства программированного обучения и контроля за ходом усвоения уч-ся знаний и навыков.

С. п. в школах, осуществляющих более углублённую трудовую подготовку уч-ся, могут преподаваться в школьных кабинетах машиноведения и электротехники, в автомобильных классах, а в отд. случаях и в кабинетах физики И химии.

М. А. Жиделев. Москва.

Источник

Характеристика специальных дисциплин и их роль в профессиональном образовании

Что такое спец предметы в колледже. Смотреть фото Что такое спец предметы в колледже. Смотреть картинку Что такое спец предметы в колледже. Картинка про Что такое спец предметы в колледже. Фото Что такое спец предметы в колледже

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Дата публикации: 06.12.2014

Статья просмотрена: 2592 раза

Библиографическое описание:

Горькаева, Е. Ю. Характеристика специальных дисциплин и их роль в профессиональном образовании / Е. Ю. Горькаева. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. — С. 293-295. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/145/6545/ (дата обращения: 27.12.2021).

Статья раскрывает основные характеристики специальных дисциплин технических специальностей, их роль в профессиональном образовании. Освещены требования работодателей к подготовке специалистов, также определено, на развитие каких способностей направленно преподавание дисциплин спецкурса.

Ключевые слова:среднее профессиональное образование (СПО), специальные дисциплины, педагогические технологии.

Постоянно совершенствующаяся система образования, научно-технический и социально-экономический прогресс являются важнейшими закономерностями современного общества. На данном этапе основная задача системы образования — подготовка высококвалифицированных специалистов, с учетом накопленного мирового опыта, умеющих адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям развития личности, требованиям к профессиональной компетенции.

Среднее профессиональное образование направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и имеет целью подготовку квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования. [1]

Для подготовки специалистов высокого уровня, необходимо обеспечить преподавание специальных дисциплин совместно с организацией практической деятельности, что, в свою очередь, является определяющим фактором направленности технических специальностей. Образовательные учреждения СПО помимо передачи теоретических знаний и практических умений должны непосредственно инициировать и активировать научно-исследовательскую деятельность обучающихся, расширить кругозор и научить работать в коллективе. Быть в курсе тенденций развития отрасли и гибко подстраиваться под изменения в ней.

Решение поставленных задач невозможно без разработки новых технологий обучения по специальным техническим дисциплинам. Высокий уровень познавательной самостоятельности должен стать необходимым качеством личности будущего специалиста. [2]

Педагогическая технология, предусматривающая полную управляемость учебным процессом и воспроизводимость обучающего цикла, достигается за счет:

1. специфических черт обучения,

2. разработки диагностично — поставленных целей обучения,

3. ориентации всех учебных процедур на гарантированное достижение учебных целей,

4. оперативной обратной связи, оценки текущих и итоговых результатов,

5. воспроизводимости обучающих процедур. [3]

Основополагающей характеристикой дисциплин технических специальностей является формирование как теоретических, так и практических основ, которые входят в программу специализированного обучения.

Технические науки характеризуются, прежде всего:

1) научными методами исследования проблем;

2) определенной организацией получаемых знаний;

3) специальной организацией деятельности по выработке знаний и умений.

Специфика же дисциплин, преподаваемых в колледже, обусловлена их «обслуживающей» функцией. Обеспечение этой функции включает приложение и детализацию знаний естественных наук, однако не сводится к этому и предполагает формирование специального предмета исследования. [4]

Профессиональная подготовка выпускника колледжа базируется на содержании специальных дисциплин и должна осуществляться с учетом изменений, происходящих в системе образования. Традиционное содержание этих предметов не соответствует принципиально изменившимся экономическим, социальным и образовательным потребностям современного общества. Этим объясняется наличием таких факторов как:

1. постоянно совершенствующиеся практические требования к профессиональной подготовке;

2. умение адаптироваться к быстро изменяющимся условиям труда;

3. защита будущих специалистов от безработицы.

Все это имеет значительное влияние на повышение уровня профессиональной подготовки, развитие интереса учащихся к приобретению новых знаний, их профессиональной мобильности, гарантии трудоустройства. [5]

Подготовка специалистов в современных условиях ориентирована, в первую очередь на следующие требования работодателей:

1. знание современных технологий, тенденций научно-технического прогресса;

2. владение основами техники безопасности;

3. стремление к расширению профессиональных знаний;

4. владение основами законодательной базы;

5. развитие навыков физического самосовершенствования;

6. формирование личностных качеств специалиста.

Изучение специальных дисциплин позволяет студентам проанализировать различные виды источников информации о профессиональной деятельности с точки зрения ее ценности в современных условиях, использовать теоретические и практические знания на современном этапе развития общества. [6, c. 78–82]

Специальные дисциплины направлены на развитие таких способностей как:

1. познавательная активность и профессиональная направленность студентов;

2. мотивация и стимулирование учебно-познавательной деятельности;

3. формирование готовности к профессиональной деятельности;

4. оптимизации изучаемой информации;

5. актуализация полученных знаний и умений;

6. формирование способностей перехода с одного производства на другое, сопровождающееся сменой техники и обязанностей;

7. взаимодействие в команде;

8. эффективное достижение поставленных целей.

Успешное выполнение профессиональных обязанностей достигается путем качественной подготовки специалистов, которая в свою очередь, является важнейшим компонентом обучения в учреждении СПО. От того на сколько специалист готов к выполнению своих будущих обязанностей и как тонко он чувствует грань ответственности за свои поступки при выполнении должностных инструкций будет зависеть его дальнейшая карьера.

Проблема формирования учебно-методического обеспечения как средства совершенствования образовательного процесса в профессиональном образовании осознаётся в педагогической науке в качестве приоритетной. Учебная дисциплина «Введение в специальность» закладывает основы профессиональной деятельности, формулируя требования к личным качествам учащихся, показывая пути их совершенствования, включая перспективы использования учебного материала в профессиональной практической деятельности. [7]

Основные направления деятельности в учреждениях СПО, осуществляющих качественную подготовку специалистов:

1. организация творческой и научно-исследовательской деятельности;

2. подготовка высококвалифицированных специалистов;

3. повышение инновационного потенциала учреждений СПО;

4. организация образовательного процесса совместно с потенциальными работодателями;

5. продуктивное взаимодействие с институтами социализации;

6. увеличение качества предоставляемых образовательных услуг;

Именно в целостной, правильно организованной образовательной среде происходит формирование профессионала и специалиста, способного стать социально активной, конкурентоспособной, компетентной и творческой личностью и в современных социально-экономических условиях учреждения среднего профессионального образования становятся теми ресурсными центрами, которые способны концентрировать образовательные ресурсы, необходимые для достижения поставленных целей.

1. Законопроект «Об образовании в Российской Федерации», ст. 71.

2. Зонина С. В., Мухаметзянова Г. Ф. Особенности преподавания специальных технических дисциплин на современном этапе. Электронный журнал: Образование и наука закамья Татарстана. Журнал № 15 от 02.10.09 г. Режим доступа: http://nauctat.ru/.

4. Симоненко О. Д. Специфика технических наук. Образовательный портал СЛОВО. Режим доступа: http://www.portal-slovo.ru/impressionism/36324.php.

5. Маркина Н. Ю. Проектирование содержания общетехнических и специальных дисциплин в колледже [Текст]: автореф. дис. на соиск. учен. степ. кандидата наук: 13.00.01: Педагогические науки, информация и информационные системы / Н. Ю. Маркина; [Ин-т пед. инноваций РАО]. — М., 1999.

6. Чернышова А. В. Модель формирования готовности студентов к профессиональной деятельности в процессе изучения специальных дисциплин (на примере специальности «Социальная работа»), Научн. журн.: Фундаментальные исследования. № 8, с 78–82, 2011 г.

7. Семушина Л. Г., Ярошенко Н. Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях: Учеб. пособие для преп. учреждений сред, проф. образования. — М.: Мастерство, 2001. — 272 с.

Источник

Что такое мдк в колледже?

Расшифровываем аббревиатуру МДК для абитуриентов и студентов колледжа

Учёба в колледже – новый и ответственный этап в жизни каждого, кто был зачислен в дружный студенческий коллектив по результатам ЕГЭ или вступительных испытаний. Чтобы получить качественное СПО (переводится как среднее профессиональное образование), хорошо овладеть практическими навыками, необходимо чётко определить цель стать профессионалом своего дела и за время учёбы получить максимум полезной информации и умений. Как и на любом новом месте, новичкам сначала многое будет казаться необычным, сложным, непонятным. Но со временем стены колледжа станут для вас по-настоящему родными. Немало вчерашних абитуриентов хотят узнать ответ на вопрос о том, что означает МДК в расписании.

Что такое спец предметы в колледже. Смотреть фото Что такое спец предметы в колледже. Смотреть картинку Что такое спец предметы в колледже. Картинка про Что такое спец предметы в колледже. Фото Что такое спец предметы в колледже

Что значит аббревиатура МДК

Перечень дисциплин, количество занятий формируются с учётом требований профессиональной образовательной программы (требования к содержанию, результатам освоения содержатся в Федеральном государственном образовательном стандарте). Её незаменимый компонент – профессиональный модуль, предусматривающий подготовку студентов к выполнению трудовых функций, овладение нужными компетенциями для осуществления конкретного вида деятельности. Он включает предметы, которые напрямую связаны с будущей профессией, необходимы для создания твёрдой теоретической и практической базы.

Но, кроме этого, студент колледжа должен обладать знаниями и умениями, которые помогут ему понять специфику профессии, выработать компетенции, необходимые для успешного прохождения практики. Реализовать эту часть образовательного процесса можно благодаря междисциплинарным курсам, или МДК – так расшифровывается аббревиатура. Например, слушатели юридического отделения, кроме курсов, непосредственно связанных с их профилем («История», «Теория государства и права», «Криминалистика» и др.), могут изучать и предметы, отражающие особенности профессии: «Психология социально-правовой деятельности», «Право социального обеспечения» и др. Благодаря такому подходу будет обеспечено взаимодействие отдельных учебных дисциплин, достигнуто единство образовательной программы.

Что такое спец предметы в колледже. Смотреть фото Что такое спец предметы в колледже. Смотреть картинку Что такое спец предметы в колледже. Картинка про Что такое спец предметы в колледже. Фото Что такое спец предметы в колледже

Зачем нужны междисциплинарные курсы

Что значит МДК в колледже для студента? Это не просто смежные предметы, они помогут достигнуть главной цели учёбы – стать настоящим профессионалом и создать базу для роста в карьерном плане. Главное достижение междисциплинарного курса заключается в освоении теоретических знаний дополнительного курса, общекультурных, профессиональных компетенций.

Задач, как правило, может быть несколько, например:

Расшифровка аббревиатуры МДК в колледже может быть не указана в расписании. Иногда возле неё нет названия, а только несколько цифр. Волноваться не стоит – что они означают, специфику, полное название предмета расскажет преподаватель на первой лекции.

Источник

С 2013 года новый закон «Об образовании» отменил разделение учреждений СПО по типам, и все организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования стали называться профессиональными образовательными организациями (ст. 23 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Несмотря на то, что до сих пор в названиях образовательных организаций можно встретить слова «колледж», «училище», «техникум», не стоит придавать значения названию. Так, некоторые образовательные организации имеют в названии слово «техникум», но готовят специалистов среднего звена, что раньше было характерно только для колледжей.

На сегодняшний момент статус ссуза определяется тем, является ли учреждение профессиональной образовательной организацией и имеет ли лицензию и аккредитацию образовательных программ.

Стоит также обращать внимание на программы подготовки. С 2013 года в учреждениях СПО ведётся обучение по двум типам программ подготовки:

квалифицированных рабочих/служащих (ранее данный уровень подготовки называли «начальное профессиональное образование»);
специалистов среднего звена.
Выпускники программ подготовки квалифицированных рабочих/служащих после окончания обучения получают диплом с присвоением разряда и квалификации по профессии, а выпускники программ подготовки специалистов среднего звена — диплом с присвоением квалификации по специальности.

Колледжи подготавливают специалистов среднего звена экономических, технических и гуманитарных направленностей.

Программа сложней, чем в техникумах, является средним звеном между школьной и вузовской. После получения диплома об образовании в колледже выпускник получает определенную специальность.

Источник

Обязательные предметы во всех вузах

Что такое спец предметы в колледже. Смотреть фото Что такое спец предметы в колледже. Смотреть картинку Что такое спец предметы в колледже. Картинка про Что такое спец предметы в колледже. Фото Что такое спец предметы в колледже

Студенты часто возмущаются, что им приходится учить предметы, которые никак не относятся к их специальности. Действительно, есть общие дисциплины в вузе, которые преподают студентам любых направлений. Мы приведём список этих обязательных предметов в институтах и расскажем, чем они будут полезны.

Доверь свою работу кандидату наук!

Узнать стоимость бесплатно

Больше интересного об образовании в разных учебных заведениях можно узнать, подписавшись на наш информационный телеграм-канал. Не забудьте и про акционную группу: там собраны самые выгодные предложения.

Обязательные предметы в вузах России: список

Абитуриенты поступают в вузы потому, что хотят освоить конкретную профессию. Когда они понимают, что на младших курсах их расписание состоит из общеобразовательных дисциплин, многие разочаровываются в университете.

Большинство профильных предметов начинаются с 3-го курса, на 1-2-ом году обучения у студентов формируют кругозор, дают им основные знания по базовым дисциплинам, которые пригодятся любому специалисту. Вот обязательные предметы в вузах независимо от специальности:

Расскажем об этих предметах из обязательной программы подробнее.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы

Зачем нужны обязательные дисциплины в вузах

Не стоит считать, что общие предметы в вузах бесполезны. Они дают основы, которые в будущем пригодятся любому специалисту.

Русский язык

Чаще всего работодатели отклоняют резюме из-за грамматических ошибок соискателя. Изучение русского помогает студенту научиться правильно писать ключевые для его специальности термины, формирует культуру письменной и устной речи.

Что такое спец предметы в колледже. Смотреть фото Что такое спец предметы в колледже. Смотреть картинку Что такое спец предметы в колледже. Картинка про Что такое спец предметы в колледже. Фото Что такое спец предметы в колледже

Русский язык — обязательный предмет для поступления в вуз

История

Эта наука учит понимать причинно-следственные связи между событиями, формирует общий кругозор и помогает избежать ошибок прошлого.

Иностранный язык

Знание иностранного языка упрощает жизнь любого специалиста: он сможет знакомиться с зарубежными публикациями, вести переговоры с партнёрами из других стран.

Экономическая теория

Без знания основ экономики нельзя построить успешный бизнес или запустить выгодный проект.

При подготовке дипломной работы на старших курсах студентам пригодятся знания об экономической целесообразности и окупаемости различных товаров и услуг.

Социология

Это наука об обществе, при её изучении студенты узнают ключевые проблемы социума и возможные пути их решения. Кроме того, зная больше об обществе в целом, можно лучше узнать и самого себя.

Философия

Учащиеся младших курсов часто не любят этот обязательный предмет в университетах, считают его оторванным от жизни. На самом деле, философия стала базисом для многих наук (история, социология, культурология, филология и пр.): она изучает общие связи между субъектами и объектами, базовые закономерности.

Экология

Среди глобальных проблем сегодня больше всего экологических:

От того, насколько эффективно мы их решим, зависит наше будущее.

Психология

Это наука о внутреннем мире человека, она учит понимать себя и окружающих, учитывать в общении с людьми их характерные особенности. Знание психологии делает взаимодействие людей более конструктивным и на деловом, и на личном уровне.

Охрана труда

Эта дисциплина знакомит студентов с потенциальными рисками их специальности и учит сводить их к минимуму. Преподаватели расскажут о технике безопасности на будущем месте работы, научат предотвращать производственные травмы и другие несчастные случаи.

Предмет обычно ведут на старших курсах, т. к. в дипломной работе должен быть раздел по охране труда.

Физическая культура

Молодому организму нужные регулярные физические нагрузки: это помогает поддерживать в тонусе костно-мышечную и сердечно-сосудистую систему, укрепляет иммунитет.

Во многих вузах студентам предлагают на выбор различные секции: футбол, баскетбол, волейбол, плавание, аэробика. Каждый может выбрать себе спорт по душе.

А если у учащегося возникла проблемой с работой по общему или специальному предмету, её всегда поможет решить студенческий сервис. Там работают профессионалы с большим опытом, которые справятся и с лабораторной, и с курсовой, и с диссертацией.

Что такое спец предметы в колледже. Смотреть фото Что такое спец предметы в колледже. Смотреть картинку Что такое спец предметы в колледже. Картинка про Что такое спец предметы в колледже. Фото Что такое спец предметы в колледже

Карина – противоречивая натура: любит фильмы Ларса фон Триера и песни Михаила Шуфутинского. В активе – два высших образования и тысяча прочитанных книг.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *