Что такое специализация труда история 7 класс
Урок обществознания «Производство. Специализация и разделение труда» (7 класс)
Выбранный для просмотра документ Конспект моего урока.docx
Тема: Производство. Специализация и разделение труда.
Сформировать представление о производстве как основе экономики, определить пути и способы рациональной организации производства.
Формировать умения и навыки выделять факторы производства в производственных процессах.
Развивать логическое мышление, память, внимание.
Познакомить учащихся с индивидуальным и конвейерным способами производства, показать противоречивость воздействия разделения труда на результативность производства.
Развивать внимание, мышление, воображение.
Способствовать воспитанию трудолюбия, вежливости и
доброжелательности в отношениях с товарищами.
Форма работы: групповая, индивидуальная.
Оборудование : мультимедийный проектор, ноутбук, презентация по теме урока для сопровождения урока Конституция РФ
Ключевые термины и понятия: производство, прибыль, разделение труда, специализация конвейер.
Изучение нового материала.
Работа с Конституцией
Специализация (игра в ассоциации)
Групповая работа (ресурсы специализированного производства)
Увеличение эффективности производства.
Индивидуальное и конвейерное производство.
Подведение итогов урока.
Организационный момент. Знакомство.
Знакомство с планом работы.
— Что такое экономика?
— Производство – процесс создания различных видов экономического продукта. (Можно со словарем в конце учебника или стр107 учебника)
— Каждый гражданин РФ сам вправе выбрать для себя вид экономической деятельности. Или нет? Где это право записано? Как называется?
-Какие экономические права человека записаны в Конституции?
— Имеют ли граждане право иметь в частной собственности землю?
— Разрешен ли в РФ принудительный труд?
Каждый гражданин РФ имеет право заниматься предпринимательством в соответствии со своими способностями, бизнесом, заводить свое дело.
— Главные вопросы экономики.
— Вопрос ЧТО ПРОИЗВОДИТЬ? (чтобы было рационально примеры – валенки, клубника)
Специализация – использование производителем ресурсов для производства одного товара.
— Групповая работа (ресурсы для производства)
Вопрос КАК ПРОИЗВОДИТЬ?
Эффективное использование ресурсов
Внедрение технических новшеств (Билл Гейтс, Пол Аллен – 1974г.)
Разделение труда на производстве – разделение процесса по созданию экономического продукта на ряд мелких операций, выполняемых обычно одним работником. ( Связь с историей – ремесленная мастерская – мануфактура)
Ли Яккока, Генри Форд
Игра «Индивидуальное и конвейерное производство»
Способы повышения эффективности производства?.
Плюсы разделения труда.
Минусы разделения труда.
Неожиданный вопрос: То, что мы изучаем, может вам пригодиться в жизни?
Предметы вокруг нас.
(Если время – кроссворд)
Рефлексия. Подведение итогов урока.
Если бы мне можно было поставить оценки в журнал, я бы всем вам поставила отлично. Спасибо за работу!
Выбранный для просмотра документ Производство 7 класс.ppt
Описание презентации по отдельным слайдам:
Работа с Конституцией Специализация (игра в ассоциации) Увеличение эффективности производства. Разделение труда. Индивидуальное и конвейерное производство.
Что такое экономика? Какой этап экономической деятельности пропущен: ПРОИЗВОДСТВО Распределение Обмен Потребление
Статья 34 Статья 35 Статья 36 Статья 37
Что производить? Как производить? Для кого производить?
Что производить? Игра в ассоциации
самолеты молоко хлеб книги
Проблема ограниченности ресурсов
Разделение труда – разделение процесса производства на ряд мелких операций, выполняемых обычно одним работником. Адам Смит
Индивидуальное Конвейерное или
Если в производстве занят ты один, Сам несешь ответственность, сам раб и господин. Такое производство индивидуальное, Здесь затраты человека максимальные.
Производство есть другое – Там рабочих очень много. Каждый делает свое: Каждый мелочь создает, А потом все собирают И товары получают. Такое производство Конвейерным зовется.
Способы повышения эффективности производства? Плюсы разделения труда. Минусы разделения труда. Задача. №3 стр 116 Предметы вокруг нас.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Урок в 7 классе по теме «Специализация и разделение труда» второй по теме Производства раздела «Экономика».
Цели урока :
· Сформировать представление о производстве как основе экономики, определить пути и способы рациональной организации производства.
· Формировать умения и навыки выделять факторы производства в производственных процессах.
· Развивать логическое мышление, память, внимание.
· Познакомить учащихся с индивидуальным и конвейерным способами производства, показать противоречивость воздействия разделения труда на результативность производства.
· Развивать внимание, мышление, воображение.
· Способствовать воспитанию трудолюбия, вежливости и
доброжелательности в отношениях с товарищами.
Форма работы: групповая, индивидуальная.
Оборудование : мультимедийный проектор, ноутбук, презентация по теме урока для сопровождения урока Конституция РФ
Номер материала: 144843
Не нашли то что искали?
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
АСИ организует конкурс лучших управленческих практик в сфере детского образования
Время чтения: 2 минуты
При засыпании человеческий мозг может решать сложные задачи
Время чтения: 1 минута
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Зарплаты педагогов Ростовской области вырастут в среднем на 10-15%
Время чтения: 2 минуты
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Понятие профессиональной деятельности. Разделение и специализация труда.
Тема: « Понятие профессиональной деятельности. Разделение и специализация труда.
Основное содержание материала темы: Виды деятельности человека. Профессиональная деятельность, её цели, принципиальное отличие от трудовой деятельности. Человек как субъект профессиональной деятельности. Исторические предпосылки возникновения профессий. Разделение труда. Формы разделения труда. Специализация как форма общественного разделения труда и фактор развития производства. Понятие кооперации. Понятие специальности и перемены труда. Производство как преобразовательная деятельность. Составляющие производства.
Цель и задачи обучения: сформировать представление о профессиональной деятельности, разделении, специализации и кооперации труда; раскрыть понятия профессии, специальности, кооперации, перемены труда; развивать положительную мотивацию к трудовой деятельности.
Оборудование: компьютер, проектор.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
1. Организационный момент: приветствие, проверка готовности обучающихся к уроку.
2. Актуализация знаний:
— Какого рода деятельностью занимаетесь вы сейчас? (обучение).
— Какие виды деятельности вы можете назвать, кроме учебы? (игра, общение, труд и т.д.).
— Какой профессиональной деятельность занимаются ваши родители?
3. Изучение нового материала: использование презентации и видео (14мин.).
Запись определений в тетрадь (в процессе демонстрации презентации):
-Труд (профессиональный, непрофессиональный (хобби, увлечения).
деятельности
Профе ссия — род трудовой деятельности человека, обычно его источник существования. Требует владения теоретическими знаниями и практическими навыками, приобретаемыми в ходе специальной подготовки или образования.
Специальность – это более узкая разновидность деятельности в рамках одной профессии.
Профессиональная деятельность — это деятельность человека по своей профессии и специальности в определенной сфере и отрасли производства.
—Создание материальных и духовных ценностей и благ
-Получение средств для жизни человека и общества
-Содействие общему и профессиональному развитию личности и окружающих
-Преобразование окружающей среды
—Специфическая обстановка
-Условия труда и отдыха
-Объект и предмет труда
Разделение труда — специфическая для каждой исторической эпохи система связанных между собой видов трудовой деятельности, ее дифференциация по социальным функциям.
-По биологическим особенностям членов коллектива (мужской и женский труд)
-Отделение скотоводства от земледелия
-Выделение умственного труда в особую среду деятельности
-появление ремесленных мастерских, мануфактур и т.д.
—Предметная специализация (кооперация)
-Стадийная (технологическая) специализация
Специализация труда — форма общественного разделения труда. Она выражается в такой организации производства, когда отдельные люди выполняют только определенные трудовые операции в процессе изготовления какого-либо продукта.
4. Закрепление нового материала:
Что такое профессиональная деятельность?
Каковы функции профессиональной деятельности?
Как можно определить цель и задачи профессиональной деятельности?
Что обеспечивает успех профессиональной деятельности человека?
Почему произошло разделение труда?
Охарактеризуйте исторически сложившиеся этапы разделения труда людей.
В чем заключается сущность разделения труда?
Какие формы разделения труда вы знаете?
В чем разница между профессией и специальностью?
5. Практическая работа: Определение целей, задач и основных компонентов своей будущей профессии ».
6. Заключительная часть: подведение итогов урока, выставление оценок.
7. Задание на дом: конспект.
Профессиональная деятельность — это деятельность человека по своей профессии и специальности в определенной сфере и отрасли производства.
Профе́ссия — род трудовой деятельности человека, обычно его источник существования. Требует владения теоретическими знаниями и практическими навыками, приобретаемыми в ходе специальной подготовки или образования.
Специальность – это более узкая разновидность деятельности в рамках одной профессии.
От того, как человек готов к своей профессиональной деятельности, зависит его успех в работе. Профессиональную деятельность можно рассматривать как составляющую часть трудовой — основной деятельности человека.
Профессиональная деятельность выполняет определенные функции.
Профессиональная деятельность всегда преследует определенную цель и предусматривает решение конкретных задач.
Например, целью педагогической деятельности является обеспечение определенного уровня образования молодежи (общего, начального профессионального, среднеспециального, высшего). Задачами педагогической деятельности являются обучение, воспитание и разностороннее развитие личности.
Успешное овладение профессиональной деятельностью, прежде всего, зависит от наличия необходимых знаний по данной профессии и практического опыта. Ошибочно считать профессиональной деятельностью временное занятие без предварительной теоретической и практической подготовки. Например, разве можем мы сказать, что человек, ремонтирующий свой автомобиль или электропроводку, занимается профессиональной деятельностью? Конечно же нет. Не владея рациональными приемами, навыками, умениями и знаниями, он не сможет устранить неисправность в кратчайший срок, качественно и надежно, не подвергая риску себя и окружающих. Любой из нас согласится, что работа будет выполнена лучше по всем критериям, если за нее возьмется человек, знающий дело и профессионально работающий в этой сфере (электрик, автомеханик и т. п.).
Профессиональная деятельность появилась с возникновением товарно-денежных отношений в результате обмена товарами и услугами. До этого (при господстве натурального хозяйства) производимый продукт шел только на удовлетворение потребностей производителя. Это происходило из-за того, что не было разделения труда. Каждый умел делать всё «понемногу». Это противоречие и привело к постепенному разделению труда, развитию профессиональной деятельности.
В профессиональной сфере человеческой деятельности идет постоянное совершенствование, но при этом разные люди по-разному достигают профессиональных целей. Одни стремятся достичь идеала в своей работе, другие действуют в режиме исполнения определенных профессиональных норм и предписаний.
Успешность овладения профессиональной деятельностью зависит от мотива выбора данной профессии, профессиональной направленности и соответствия качеств личности работника выбранному им поприщу. Кроме того, в любой профессиональной деятельности существуют ограничения по здоровью.
Профессиональная деятельность тесно связана с технологической культурой, так как преобразовательная активность составляет основу любого вида труда. Поэтому чем выше уровень технологической культуры, тем более успешной будет профессиональная деятельность.
Профессиональная деятельность явилась следствием исторического процесса разделения и специализации труда людей.
Разделение труда — специфическая для каждой исторической эпохи система связанных между собой видов трудовой деятельности, ее дифференциация по социальным функциям.
В далекой древности главным распределителем труда была природа. Географические и климатические условия определяли характер занятий для племен и их отдельных членов (растить хлеб, охотиться на диких зверей, пасти прирученных животных и т. д.). Первоначальное разделение труда базировалось в основном на биологических особенностях членов коллектива (мужской и женский труд).
В период разложения первобытнообщинного строя сначала происходит отделение скотоводства от земледелия, затем обособляются ремесла, торговля. На ранних стадиях рабовладельческого строя умственный труд выделился в особую среду деятельности, и в результате одни люди стали выполнять интеллектуальную, творческую и управленческую работу, заниматься искусством, тогда как на долю других достался изнурительный, часто лишенный всякого творческого содержания физический труд. Таким образом, на смену естественному отбору пришло разделение труда между людьми по их социальному положению.
Следующим этапом разделения труда стала ремесленная мастерская. Сначала были ремесленники-универсалы, которые самостоятельно выполняли все операции по изготовлению изделий (посуды, орудий, одежды и т. д.). Затем ремесла стали дифференцироваться на целый ряд частичных операций, строго согласованных друг с другом, появились мануфактуры, а за ними — заводы и фабрики. На место ремесленника-универсала приходит «частный рабочий», выполняющий только одну операцию, но зато более производительно. Произошла специализация труда.
Специализация труда — форма общественного разделения труда. Она выражается в такой организации производства, когда отдельные люди выполняют только определенные трудовые операции в процессе изготовления какого-либо продукта.
Специализация труда необходима в трудовой деятельности и обусловлена тем, что в процессе труда человек имеет дело с определенными предметами, орудиями и приемами труда, в соответствии с чем, его трудовая деятельность приобретает специфические особенности.
Специализация выступает как средство развития производительных сил и способствует росту производительности труда.
Развитие крупной машинной индустрии означало превращение работника из основной фигуры производства в придаток машины.
В условиях научно-технической революции под влиянием комплексной механизации и автоматизации производственных процессов осуществляется перемена труда, требующая от работника овладения несколькими профессиями (специальностями). Перемена труда постепенно вытесняет разделение труда.
Форма разделения труда характеризует способ организации процесса профессиональной деятельности людей.
В настоящее время существуют следующие формы разделения труда:
Умственный труд — это труд, в процессе которого человек затрачивает преимущественно свои интеллектуальные усилия в отличие от физического труда, при котором расходуется в основном мышечная энергия.
Отраслевая специализация — это разделение труда по отраслям материального (промышленность, сельское хозяйство, транспорт, строительство и др.) и нематериального (наука, образование, торговля, медицина и др.) производства.
Предметная специализация — это разделение предприятий по выпускаемой однородной продукции (автомобильный завод, швейная фабрика, колбасный цех и др.). Но бывает, что специализированными предприятиями совместно изготавливается одно сложное изделие. Между ними устанавливаются постоянные производственные связи. Эти отношения называются кооперацией. Кооперирование предприятий оформляется договорами между этими предприятиями.
Подетальная специализация — производство отдельных частей и деталей готового продукта (например, продукция шарикоподшипникового завода, продукция карбюраторного завода, продукция шинного завода и др.).
Стадийная (технологическая) специализация — выполнение отдельных операций, частей технологического процесса (например, выпуск заготовок для машиностроительных предприятий на литейных заводах, изготовление пряжи для ткацких фабрик на прядильных фабриках и т. д.).
Функциональная специализация — специализация по функциям, которые выполняют люди на производстве (инженерно-технические работники, служащие, младший обслуживающий персонал и т. д.).
Профессиональная специализация — дифференциация работников по профессии или специальности (токарь, бухгалтер, экономист и др.). Специальность – это: 1) комплекс приобретенных путем специальной подготовки и опыта работы знаний, умений и навыков, необходимых для определенного вида деятельности в рамках той или иной профессии; 2) вид занятия в рамках одной профессии, например в педагогической профессии существуют специальности учитель математики, учитель истории и т.д. Специализация работника – один из видов профессионального разделения труда. В отличии от профессии, где специализация работника охватывает всю область, все проявления профессиональной трудовой деятельности (например, профессии: шофер, газосварщик, библиотекарь и т.д.), специальность предполагает более узкий охват (например, специальности: слесарь-инструментальщик, слесарь-лекальщик, врач-терапевт, врач-стоматолог и т.д.).
Квалификационная специализация — создание подразделений работников внутри профессиональной группы в зависимости от уровня их квалификации (разряда, класса, категории).
Специализация труда в различных отраслях экономики имеет свою специфику. Например, в сельскохозяйственном производстве существуют следующие формы специализации:
— зональная, когда в отдельных зонах и регионах преобладают какие- либо определенные отрасли производства;
— межхозяйственная — создание отдельных хозяйств (животноводческих, полеводческих и т. п.);
— внутрихозяйственная — среди бригад, отделений, ферм, звеньев;
— внутриотраслевая — разделение отраслей сельскохозяйственного производства на более специализированные предприятия.
Тема: Разделение труда, специализация и обмен
Разделение труда выражается в выделении в производственном процессе различных видов трудовой деятельности.
Общественное разделение труда возникло в глубокой древности и продолжается и поныне, являясь мощным двигателем развития общества. Общественное разделение труда, даже в его примитивных формах (половозрастное разделение труда в племени), помогало выжить человеку, повышая эффективность его деятельности.
Первое крупное общественное разделение труда произошло в форме отделения скотоводства от земледелия.
Второе крупное общественное разделение труда – это отделение ремесла от земледелия, что способствовало производству товаров специально для продажи, что привело к развитию товарного (рыночного) хозяйства
Третье крупное общественное разделение труда привело к выделению класса купцов, способствовавших широкому распространению товарных отношений на все сферы и регионы. Появился класс людей, специально занимающихся торговлей.
На основе разделения труда возникла специализация производства, которая проявляется в сосредоточении основной деятельности предприятия, компании на производстве узкого круга продукции, товаров и услуг.
При специализации осуществляется:
1) сосредоточение деятельности на отдельных узких, специальных направлениях, отдельных технологических операциях или видах выпускаемой продукции;
2) приобретение специальных знаний и навыков в определенной области;
3) разделение труда по его отдельным видам, формам.
Экономической основой товарного (рыночного) хозяйства является также экономическая обособленность производителей, связанная с развитием форм собственности. На базе различных форм собственности возникают и развиваются различные формы товарного производства. Экономическая обособленность реализуется через право собственности, право свободно распоряжаться производимой продукцией, владеть ею, отчуждать и использовать по своему усмотрению. Экономическая обособленность производителей в условиях общественного разделения труда порождает товарную форму их экономических связей.
Обмен– вот основная форма экономической связи между товаропроизводителями. В хозяйственной жизни обмен благами обычно принимает форму торговли между людьми, фирмами, регионами, странами.
Обмен, как экономическая категория представляет собой экономические связи между людьми как производителями и потребителями по поводу движения результатов труда, полученных не для собственного потребления, а для других, для удовлетворения общественных потребностей. Именно благодаря обмену разрозненные, хозяйственно обособленные товаропроизводители и потребители вступают в контакты.
Различают обмен в широком смысле – деятельностью, услугами, опытом, результатами и т.д. и обмен в узком смысле – только результатами труда, или продуктообмен. Последний в условиях товарного хозяйства принимает форму товарного обмена (Т – Т).
Товарное обращение является более развитой формой товарного обмена. Это товарный обмен, осуществляемый при посредстве денег (Т-Д-Т) на основе взаимной возмездности и эквивалентности, взаимного соглашения участников данного процесса.
Торговля– это деятельность людей по осуществлению товарного обмена и актов купли-продажи. Торговые сделки товаровладельцев выступают как продажа (обмен товара на деньги), купля (обмен денег на товар), единство обоих этих актов, и заключение таких сделок составляет суть торговой деятельности.
Торговые услуги выступают отношениями посреднической деятельности людей, осуществляющих куплю-продажу товаров.
Вопросы и задания:
1. Что такое разделение труда?
2.Составить схему:
|
3. Что такое специализация производства?
4. Составить схему:
5. Что является экономической основой товарного (рыночного) хозяйства?
7. Что такое право собственности?
9. Что такое товарный обмен? Формула?
10. Что такое товарный обмен, осуществляемый при посредстве денег? Формула?