Что такое специальный заземлитель ржд

заземляющее устройство (для средств и сооружений железнодорожной электросвязи)

196 заземляющее устройство (для средств и сооружений железнодорожной электросвязи): Совокупность заземлителя и заземляющих проводников, предназначенная для заземления средств и сооружений железнодорожной электросвязи.

3.1.7 заземляющее устройство (для средств и сооружений железнодорожной электросвязи): Совокупность заземлителя и заземляющих проводников, предназначенная для заземления средств и сооружений железнодорожной электросвязи.

Полезное

Смотреть что такое «заземляющее устройство (для средств и сооружений железнодорожной электросвязи)» в других словарях:

заземляющее устройство (для средств и сооружений железнодорожной электросвязи) — Совокупность заземлителя и заземляющих проводников, предназначенная для заземления средств и сооружений железнодорожной электросвязи. Примечание По назначению заземляющие устройства делят на защитные предназначенные для защиты средств и… … Справочник технического переводчика

заземляющее устройство — 49 заземляющее устройство Совокупность электрически соединенных заземлителя и заземляющих проводников 604 04 02* de Erdungsanlage en earthing system, grounding system (USA) fr installation de mise à la terre Источник: ГОСТ 24291 90: Электрическая … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

ГОСТ Р 53953-2010: Электросвязь железнодорожная. Термины и определения — Терминология ГОСТ Р 53953 2010: Электросвязь железнодорожная. Термины и определения оригинал документа: 39 (железнодорожная) телеграфная сеть: Сеть железнодорожной электросвязи, представляющая собой совокупность коммутационных станций и узлов,… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

ГОСТ Р 54938-2012: Железнодорожная электросвязь. Правила защиты проводной связи от влияния тяговой сети электрифицированных железных дорог постоянного и переменного тока — Терминология ГОСТ Р 54938 2012: Железнодорожная электросвязь. Правила защиты проводной связи от влияния тяговой сети электрифицированных железных дорог постоянного и переменного тока оригинал документа: 3.1.6 «два провода рельс» линия; ДПР:… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

система — 4.48 система (system): Комбинация взаимодействующих элементов, организованных для достижения одной или нескольких поставленных целей. Примечание 1 Система может рассматриваться как продукт или предоставляемые им услуги. Примечание 2 На практике… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

источник — 3.18 источник (source): Объект или деятельность с потенциальными последствиями. Примечание Применительно к безопасности источник представляет собой опасность (см. ИСО/МЭК Руководство 51). [ИСО/МЭК Руководство 73:2002, пункт 3.1.5] Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Источник

Устройства заземления

Для обеспечения зашиты людей от опасных потенциалов, ко­торые могут возникнуть при повреждении изоляции контактной сети, применяют защитные заземления. Устройства, которые мо­гут оказаться под напряжением вследствие нарушения изоляции и соприкосновения их с соборованными проводами, присоединяют к электротяговым рельсовым нитям или средним точкам дроссель-трансформаторов. Заземление обеспечивает уменьшение сопро­тивления и соответственно увеличение токов к.з., тем самым по­вышая надежность отключения быстродействующей защиты фидера контактной сети.

Заземляют все металлические опоры контактной сети, консо­ли, кронштейны, хомуты оттяжек и металлические конструкции, предназначенные для крепления изоляторов контактной сети, В Л 6—35 кВ и линий ДПР на железобетонных опорах и искусствен­ных железобетонных и каменных сооружениях. Заземлению под­лежат все металлические конструкции и сооружения (мосты, путе­проводы, отдельно стоящие опоры и т.п.), расположенные в опасной зоне А (рис. 9>.4). На уровне земли опасной зоной счита­ют расстояние 5 м в плане от вертикальной проекции провода высокого напряжения, а на уровне провода и выше — 2,4 м. При переменном токе это расстояние может быть большим в зависи­мости от возможного опасного наведенного напряжения, которое определяется проектом.

Искусственные металлические сооружения, ригели, неизолиро­ванные гибкие поперечины, перекрывающие электрифицирован-

Что такое специальный заземлитель ржд. Смотреть фото Что такое специальный заземлитель ржд. Смотреть картинку Что такое специальный заземлитель ржд. Картинка про Что такое специальный заземлитель ржд. Фото Что такое специальный заземлитель ржд

Рис. 9.4. Зоны заземления одиночных объектов, не связанных с тяговым электроснабжением (а), и график определения высоты расположения незаземляемых металлических объектов (б): зона А — заземляются все металлические элементы кострукций; зона Б — заземление металлических элементов конструкций не требуется; h — высота подвески крайнего про­вода напряжением выше 1000 В (до 35 кВ); Н— высота расположения незаземляемых металлических элементов конструкций (не менее); 0 — вертикальная проекция крайнего провода контактной сети, В Л 6(10) кВ, ДПР

ные пути, для исключения перетекания по ним обратного тока и нарушения действия автоблокировки или электрической центра­лизации заземляют только с одной стороны.

Защитные заземления могут быть как индивидуальными, так и груп­повыми. Индивидуальные заземления выполняют стальным прутком диаметром не менее 12 мм при постоянном токе и 10 мм при перемен­ном. К заземляющему проводнику плошечными зажимами присоеди­няют все конструкции, подлежащие заземлению. По железобетонной опоре заземляющий спуск прокладывают с полевой стороны в натяну­том положении и изолируют от поверхности опоры с помощью дере­вянных или полимерных прокладок (рис. 9.5, а ).

На линиях переменного тока, где электрокоррозионное воздей­ствие тока на арматуру незначительно, ранее использовался за­земляющий проводник, проложенный внутри опоры (рис. 9.5, б)-В этих случаях заземляющий спуск присоединяют к специальным

Что такое специальный заземлитель ржд. Смотреть фото Что такое специальный заземлитель ржд. Смотреть картинку Что такое специальный заземлитель ржд. Картинка про Что такое специальный заземлитель ржд. Фото Что такое специальный заземлитель ржд

кронштейн для проводов ВЛ 0,4 и ВЛ 6 (10) кВ; 6 — консоль; 7 — выводы заземляющего

проводника; 8 — кронштейн провода ДПР

выводам, имеющимся в верхней и нижней частях опор. Эта схема не получила дальнейшего внедрения ввиду недостаточной надеж­ности узлов подключения. Такие опоры в настоящее время зазем­ляют по схеме рис. 9.5, а.

У металлических опор заземляющий проводник крепят непос­редственно к уголку раскоса в нижней части опоры (рис. 9.5, в).

Прокладку заземляющего проводника к рельсу осуществляют на полушпалах или в полиэтиленовых трубках, что обеспечивает его изоляцию от земли. Заземляющий проводник 2 прикрепляют к по­дошве рельса с помощью зажима заземления 1 и крюкового болта 3 с контргайками, предотвращающими ослабление контакта (рис. 9.6), или к дроссельтрансформатору соединительными зажимами.

При однониточных РЦ заземления опор присоединяют к бли­жайшей электротяговой нити, а при двухниточных — к ближай­шим рельсовым нитям, причем особое внимание обращают на то, чтобы в пределах каждого блок-участка во избежание нарушения действия автоблокировки все заземляющие проводники были при­соединены к одной рельсовой нити.

В ответственных случаях по условиям требований безопаснос­ти делают двойные заземления (двойной проводник). Места присое­динения двойных заземлений к рельсу располагают на расстоянии не более 200 мм между присоединениями.

В целях сокращения мест присоединения к рельсу устраивают групповые заземления (ГЗ). Их применяют для заземления опор контактной сети, ус­тановленных в выемках за кюветом, на пас­сажирских платформах или за ними, в скальных грунтах, на станциях в местах погрузки и выгрузки, а также опор пита­ющих линий и других опор, удаленных от железнодорожных путей.

Что такое специальный заземлитель ржд. Смотреть фото Что такое специальный заземлитель ржд. Смотреть картинку Что такое специальный заземлитель ржд. Картинка про Что такое специальный заземлитель ржд. Фото Что такое специальный заземлитель ржд

Рис. 9.6. Присоединение заземляющего проводника к рельсу

Для группового заземления могут быть также использовань1 про­вода ПБСМ-70, ПБСА-50/70, ПС-95 или другие с большим сече­нием. Соединенную таким образом группу опор заземляют в од­ном месте двойным заземляющим спуском на среднюю точку дроссель-трансформатора или непосредственно на тяговый рельс. В одной группе должны находиться только железобетонные или только металлические опоры контактной сети.

По условиям электрического сопротивления цепи «опора-рельс» в целях обеспечения надежного срабатывания защиты дли­ну проводов группового заземления для группы опор определя­ют расчетом (по режиму к.з.).

Провод группового заземления присоединяют к рельсовой цепи по Т- или Г-образной схеме, при этом он секционируется у изоли­рующих стыков. Максимальные длины проводов группового за­земления указаны в табл. П9 приложения 9.

При Т-образной схеме подключения провода заземляют в середине с таким расчетом, чтобы расстояние до крайней зазем­ленной на групповой трос опоры было: при постоянном токе для железобетонных опор не более 600 м и для металлических — не более 300 м, а при переменном — не более 200 м. Если среди железобетонных опор имеются опоры с оттяжками, то расстоя­ние от места заземления до них не должно превышать 300 м. При Г-образной схеме подключения также должны соблюдаться указанные выше расстояния от места заземления до крайней за­земленной на трос опоры, т.е. для железобетонных опор 600 (200) м и металлических — 300 (200) м. Опоры с роговыми разрядниками, ОПН и секционными разъе­динителями не присоединяют к тросу группового заземления, по условиям требований безопасности они должны иметь индивидуальные заземления.

Расстояние между местами присоединения к рельсам спусков группового заземления, разрядников и ОПН должно быть не менее 100 м.

Конструкции разрядников ОПН и приводы разъединителей на участках постоянного тока изолируют от опоры изолирующими элементами с сопротивлением не менее 10 кОм и присоединяют наглухо на рельс или к дроссель-трансформатору. В тягу приво­да секционного разъединителя врезают изолирующую вставку.

Металлические поддерживающие устройства этих опор заземля­ют на рельс через искровой промежуток.

Опоры с низким сопротивлением (менее 100 Ом) исключают из группового заземления опор и подсоединяют индивидуально к рельсу через искровой промежуток, после чего принимают меры по повышению изоляции этих опор.

На линиях постоянного тока на искусственных сооружениях, пешеходных мостах и опорных устройствах могут находиться провода освещения, а также другие провода переменного тока. В этих случаях возникает опасность попадания токов промыш­ленной частоты через заземляющие проводники в РЦ. Для пре­дотвращения этой опасности и предупреждения электрокорро­зии сооружения или опорного устройства устраивают так называемые нейтральные вставки, т.е. врезают между основной изоляцией и заземленными частями дополнительную изоляцию сопротивлением не менее 10 кОм. Все нейтральные элементы меж­ду основной и дополнительной изоляцией соединяют одним об­щим заземляющим проводником, который присоединяют наглу­хо к тяговому рельсу. Металлоконструкции моста или опорного устройства при выполнении таких нейтральных вставок заземля­ют на тяговый рельс через защитные устройства: при постоян­ном токе в цепь заземления включают диодно-искровой заземлитель, при переменном — два искровых промежутка, по одному в каждом спуске (см. ниже).

Защитные заземления опор контактной сети создают для блужда­ющих токов цепь «рельс—опора—фундамент—земля», приводящую к электрической коррозии анкерных болтов фундаментов и армату­ры железобетонных опор. Для предотвращения этого явления, а так­же для обеспечения нормального функционирования РЦ автоблоки­ровки и электрической централизации заземление на тяговую рельсовую сеть выполняется через специальные защитные устройства, препятствующие утечке тока с рельсов через конструкцию в землю. Для этого на опорах контактной сети устанавливают искровые про­межутки, диодные и диодно-искровые заземлители (рис. 9.7), техни­ческие характеристики которых приведены в табл. 9.1.

Что такое специальный заземлитель ржд. Смотреть фото Что такое специальный заземлитель ржд. Смотреть картинку Что такое специальный заземлитель ржд. Картинка про Что такое специальный заземлитель ржд. Фото Что такое специальный заземлитель ржд

Pиc. 9.7. Схемы установки защитных устройств в цепи заземления опор контактной сети: а — искровой промежуток; б — диодный и тиристорный заземлитель; в — диодно-искровой заземлитель; г — искровой промежуток (или диодный заземлитель) в общедоступных местах; д — заземление искусственного сооружения; 1 — опора контактной сети; 2 — изоляция; 3 — тяговый рельс; 4 — заземляющий спуск; 5 — хомут; 6 — искусственное сооружение; 7 — нейтральная вставка

Источник

Заземление объектов железнодорожной инфраструктуры

Что такое специальный заземлитель ржд. Смотреть фото Что такое специальный заземлитель ржд. Смотреть картинку Что такое специальный заземлитель ржд. Картинка про Что такое специальный заземлитель ржд. Фото Что такое специальный заземлитель ржд

Как и любые другие объекты, строения и конструкции железнодорожной инфраструктуры могут быть подвержены воздействиям атмосферных перенапряжений. Прямое попадание молнии приводит к механическим разрушениям, возгораниям, взрывам. Протекая вблизи строений, ток молнии создает электромагнитное поле, вызывая сбой в работе внутренних систем и создавая опасность поражения персонала электрическим током. Электробезопасность на железнодорожном транспорте обеспечивается комплексной молниезащитой объектов. Включает защиту от первичных воздействий ударов молнии и от электромагнитного импульса. В основе защитных мероприятий лежит защитное заземление, состоящее в отводе тока, поступающего на корпус, по заземляющей части с целью снижения напряжения прикосновения до безопасной величины.

Нормативное регулирование электробезопасности на железнодорожном транспорте

Обеспечение электробезопасности объектов железнодорожного транспорта регламентируется требованиями и нормами Федеральных законов, Постановлений Правительства Российской Федерации, нормативно-технических документов ОАО «РЖД» и других отраслей относительно защиты от перенапряжений зданий, сооружений и технических средств. Зарубежная нормативная база представлена стандартами Международной электротехнической комиссии (МЭК), межгосударственными и национальными стандартами, корпоративными документами ведущих зарубежных фирм, которые конкретизируют требования стандартов МЭК применительно к специфике железнодорожного транспорта. К основным нормативным актам по молниезащите объектов железнодорожной инфраструктуры относят:

Требования отраслевых документов, государственных и межгосударственных стандартов прямого влияния на регулирование защиты от перенапряжений объектов железнодорожного транспорта не оказывают, так как носят рекомендательный характер.

Общие требования по заземлению на железнодорожном транспорте

В целях обеспечения электробезопасности на сети железных дорог, защитное заземление должно выполняться на всех доступных для прикосновения пользователем металлических частях конструкций и устройств. Сопротивление защитного заземления не должно превышать значений, нормируемых для данного типа электроустановок. Так, сопротивление заземления контура заземления тяговых подстанций постоянного тока должно быть не более 0,5 Ом. Сопротивление контура заземления КТП питания нетяговых потребителей по схеме ДРП должно быть не более 5 Ом, а КТП, питаемых от линий продольного электроснабжения, проложенных по опорам контактной сети не более 4 Ом. Собственное сопротивление заземлителей не подлежит нормированию в случаях, когда с помощью использования контуров и выравнивающих сеток на заземленных объектах достигаются допустимые значения напряжения прикосновения см. п. 3.5, п. 3.6, п. 4.4 «Норм устройства сетей заземления».

Заземление необходимо выполнять способом, при котором отключается режим короткого замыкания, с обязательным соблюдением нормируемых значений напряжения на заземляемых электроустановках для соответствующей продолжительности срабатывания защиты см. п. 3.2, 4.2 «Норм устройства сетей заземления».

В обычном режиме допускается создавать разрыв в цепи заземления посредством включения в нее защитных устройств, при условии обеспечения ими замыкания цепи, в случае возникновения опасных напряжений на объектах защиты. Значение напряжения, при котором сработает защитное устройство, должно быть не более 1200 В.

ГлухоеГлухое с дополнительной изоляцией от землиЧерез защитное устройствоКомбинированное с нейтральной вставкойКомбинированное с дополнительной изоляцией между конструкциямиБез заземления на рельсовую сеть
IIIIIIIVVVI
Rз>=RнормRз>RнормПо особым условиям
Условие применения
Глухое заземление обязательноГлухое заземление не обязательноГлухое заземление конструкции А обязательно

Электрические схемы замещения для различных видов заземления на рельсовую сеть

Преимущественным с точки зрения электробезопасности и надежности защиты от токов короткого замыкания является выполнение глухого заземления. Поэтому при молниезащите объектов первоначально оценивают возможность его организации с соблюдением требований СЦБ и защиты от электрокоррозии.

Источник

Большая Энциклопедия Нефти и Газа

Специальный заземлитель

Специальные заземлители выполняют из труб диаметром 50 мм и длиной до 2 5 м при толщине стенки не менее 3 5 мм, которые забивают вертикально в грунт. Кроме того, для этого используют также уголковую сталь 50X50 мм и более. [1]

В качестве специальных заземлителей применяют электроды из металлических прутьев, уголков или труб, к которым приваривают заземляющую шину или провод. Электрооборудование заземляют двумя проводами площадью сечения не менее 25 мм2, что соответствует диаметру провода 6 мм. Заземляющие провода укладывают на поверхности так, чтобы они были доступны для визуальной проверки. Заземлители должны обеспечивать надежный контакт с землей. [2]

Требование присоединения подземных и надземных коммуникаций к специальному заземлителю должно быть выполнено для помещений защиты II категории также и в том случае, когда остальная часть зданий не подлежит молниезащите. [9]

Требование о присоединении подземных и наземных коммуникаций к специальному заземлителю должно быть выполнено для помещений, требующих защиты II категории, также в случае, когда остальная часть здания не подлежит молниезащите. [10]

Как видно из схемы, источник присоединен положительным полюсом к специальному заземлителю ( анодному электроду), а отрицательный его полюс присоединен к самому защищаемому сооружению. В почве ток течет только от заземлителя, что предотвращает электрохимическую коррозию. [12]

Если расстояние от места пересечения до ближайшей опоры не превышает 40 м, устройство специальных заземлителей и установка разрядников или защитных промежутков на другой опоре этой линии не требуется. [13]

Источник

Что такое специальный заземлитель ржд

ИНСТРУКЦИЯ
по заземлению устройств энергоснабжения
на электрифицированных железных дорогах

УТВЕРЖДЕНА заместителем министра путей сообщения РФ А.Н.Кондратенко 10 июня 1993 г.

Настоящая Инструкция содержит общие требования к выполнению заземлений на электрифицированных железных дорогах и конкретные технические решения по заземлению устройств тягового и нетягового электроснабжения и связанных с ними сооружений и конструкций.

В основу Инструкции положены ГОСТ 12.1.030-81 «Электробезопасность. Защитное заземление, зануление». Правила устройств электроустановок (ПУЭ-87, раздел I глава 1-7), Правила эксплуатации электроустановок потребителей* (ПЭ), утвержденные Госэнергонадзором 31.03.92 г., Правила техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей** (ПТБ), утвержденные Главгосэнергонадзором 21.12.84 г., а также инструктивные и нормативные материалы МПС, обобщение результатов научных исследований и эксплуатационного опыта, накопленного на сети дорог.

Инструкция предназначена для работников, связанных с проектированием, строительством и техническим обслуживанием устройств электроснабжения, связи, СЦБ, пути, искусственных сооружений и конструкций на электрифицированных железных дорогах.

Инструкция подготовлена Всероссийским научно-исследовательским институтом железнодорожного транспорта (ВНИИЖТ) при участии Московского института инженеров железнодорожного транспорта (МИИТ), Трансэлектропроекта и согласована с отделом охраны труда и окружающей среды ЦК Независимого профсоюза железнодорожников и транспортных строителей России, управлениями сигнализации, связи и вычислительной техники, электрификации и электроснабжения, Главным управлением пути МПС, отделом охраны труда и техники безопасности Управления социального развития.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Инструкция распространяется на заземление:

1.1.1. Конструкций и устройств тягового электроснабжения (стационарных и передвижных тяговых подстанций), постов секционирования (ПС), пунктов параллельного соединения контактной сети (ППС), пунктов группировки переключателя контактной сети станций стыкования (ПГП), опор контактной сети, опор питающих и отсасывающих линий, отсасывающих трансформаторов, автотрансформаторных пунктов, установок компенсации реактивной мощности, разъединителей, разрядников.

1.1.2. Трансформаторных подстанций нетяговых потребителей, питаемых от линий ДПР и воздушных линий электропередачи (ВЛ) 6 (10) кВ, проложенных по опорам контактной сети и находящихся в зоне, в которой должны заземляться все металлические элементы конструкций.

1.1.3. Искусственных сооружений, на которых установлены опоры или находятся узлы крепления проводов контактной сети, питающих или отсасывающих линий тягового электроснабжения, а также линий ДПР и ВЛ 6 (10) кВ, проложенных по опорам контактной сети.

1.1.4. Конструкций и устройств нетягового электроснабжения, на которых может оказаться напряжение при падении на них проводов, тросов или других деталей контактной сети при их повреждении (напольные устройства СЦБ, мосты и путепроводы, прожекторные мачты, отдельно стоящие опоры освещения, ВЛ и т.п.).

1.1.5. Линий связи, волноводов, ВЛ напряжением ниже 1000 В, прокладываемых по опорам контактной сети.

1.1.6. Пунктов подготовки пассажирских поездов с электрическим отоплением.

1.2. Инструкция устанавливает порядок выполнения и технического обслуживания заземлений, конструкций и устройств, упомянутых в п.1.1. Инструкции* на электрифицированных участках постоянного и переменного тока, исходя из требований обеспечения

* В дальнейшем везде при ссылках на пункты (пп.) и приложения подразумевается настоящая Инструкция.

1.2.1. Надежной работы защиты от токов короткого замыкания (к.з.) в устройствах электроснабжения и в системах электроснабжения нетяговых потребителей.

1.2.2. Электробезопасности обслуживающего персонала.

1.2.3. Нормального функционирования рельсовых цепей автоблокировки и электрической централизации.

1.2.4. Ограничения утечки тягового тока и защиты от электрокоррозии.

1.3. Инструкция не распространяется

1.3.1. На временные заземления устройств тягового и нетягового электроснабжения, путевого инструмента и других устройств, устанавливаемых на период производства ремонтных работ по соответствующим правилам техники безопасности.

1.3.2. На заземление трансформаторных подстанций, распределительных устройств, воздушных и кабельных линий железнодорожных нетяговых потребителей на электрифицированных ж.д., кроме перечисленных в п.1.1. Инструкции; их заземление выполняется по требованиям ГОСТ 12.1.030-81, «Правил эксплуатации (ПЭ) электроустановок потребителей» и «Правил техники безопасности (ПТБ) при эксплуатации электроустановок потребителей», утвержденных Главгосэнергонадзором 21.12.84 г., «Электротехнические устройства СНиП 3.05.06-85» в части раздела «Заземляющие устройства».

1.3.3. На заземления конструкций, устройств и коммуникаций, осуществляемые по условиям защиты их от электромагнитного влияния электротяги.

1.3.4. На заземления молниеотводов защиты сооружений к оборудованию тяговых подстанций от прямых ударов молнии, выполняемые в соответствии с Правилами устройства электроустановок (ПУЭ) и Руководящими указаниями по расчету зон защиты стержневых и тросовых молниеотводов.

1.4. Для электрифицируемых участков железных дорог заземление конструкций и установку защитных устройств предусматривают в проектах электрификации и осуществляют до пуска участка в эксплуатацию. Принимать в эксплуатацию электрифицированные участки до осуществления всех мер, предусмотренных проектом, запрещается.

1.5. Пояснение терминов и основных понятий, применяемых в Инструкции, приведено в Приложении 1.

1.6. Инструкция составлена так, что требования некоторых пунктов Инструкции, не содержащие указаний на род тока электрифицированных железных дорог (постоянный или переменный), распространяются на устройства независимо от рода тока.

2. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗАЗЕМЛЕНИЮ КОНСТРУКЦИЙ
И УСТРОЙСТВ НА ЭЛЕКТРИФИЦИРОВАННЫХ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГАХ

2.1. Требования по обеспечению надежной работы защиты от токов короткого замыкания
в системе тягового электроснабжения

2.1.1. Контур цепи короткого замыкания должен иметь электрическое сопротивление, обеспечивающее отключение участка контактной сети с нарушенной изоляцией соответствующими фидерными выключателями тяговой подстанции, ПС, ППС.

2.1.2. Конструкции или устройства, на которые возможно попадание напряжения контактной сети вследствие нарушения изоляции или соприкосновения с проводами, должны иметь электрическое соединение с тяговой рельсовой сетью (заземление на тяговую рельсовую сеть).

2.1.3. Заземлению на тяговую рельсовую сеть подлежат все конструкции, на которых крепятся провода контактной сети или провода воздушных линий электропередачи, проложенных по опорам контактной сети, независимо от расстояния до проводов и элементов, находящихся под напряжением, а также все другие металлические сооружения, конструкции и устройства, расположенные в опасной зоне, определяемой по рис.2.1* (зона А). Для тоннелей зоны заземления конструкций определяются проектом.

2.1.4. При применении группового заземления сопротивление его троса не должно снижать ток к.з. (для наиболее удаленной от места присоединения к рельсам точки группового заземления) ниже значений, обеспечивающих надежную работу защиты от токов к.з.

2.1.5. В системе тягового электроснабжения допускается по разрешению Управления электрификации и электроснабжения (ЦЭ МПС) применение защит от токов к.з., не требующих заземления опор контактной сети и других конструкций на рельсы; при этом требования к надежности и быстродействию защиты сохраняются теми же, что и для максимальной токовой защиты.

2.1.6. Тяговая рельсовая сеть должна быть электрически непрерывной от любого участка пути до пунктов присоединения отсасывающих линий тяговых подстанций; отсасывающие линии тяговых подстанций подключают к главным путям рельсовой сети с соблюдением установленных требований по обеспечению нормальной работы рельсовых цепей.

2.1.7. От каждого участка тяговой рельсовой сети должен быть обеспечен двусторонний отвод токов путем соединения его со смежными участками пути, с рельсами параллельных путей через междупутные электрические соединители (перемычки) и т.п. Преимущественным является использование обеих рельсовых ниток пути для пропуска тяговых токов и токов к.з.

В случае невозможности обеспечения второго выхода току на смежные и параллельные пути на данном участке пути должны использоваться для пропуска тока обе рельсовые нити.

2.1.8. Запрещается включение в тяговую рельсовую сеть и в отсасывающие линии тяговых подстанций электрических аппаратов и устройств, одним из рабочих состояний которых может быть электрический разрыв цепи (разъединители, выключатели); исключение составляют случаи, когда обеспечивается несколько цепей отвода токов от участка пути или полностью исключается возможность разрыва цепи во включаемом устройстве (например, применение силовых полупроводниковых устройств с достаточной степенью дублирования).

При сближении или пересечении электрифицированных направлений, электроснабжение которых в нормальном режиме осуществляется раздельно, но предусмотрено взаимное резервирование питания, допускается в отсасывающую перемычку, объединяющую тяговые рельсовые сети обоих направлений, включать нормально разомкнутый разъединитель. Разъединитель механически или электрически блокируется с разъединителем резервного питания так, чтобы замыкание или размыкание последнего происходило при включенном положении разъединителя рельсовой сети.

Таким же способом в соответствии с Указаниями по проектированию защиты от искрообразования на сооружениях с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями при электрификации железных дорог выполняют секционирование рельсовой сети на электрифицированных путях и тупиках, с которых осуществляется слив или налив таких жидкостей.

2.1.10. Двух- и многопутные электрифицированные участки оборудуют таким наибольшим количеством междупутных электрических соединителей, которое допустимо по условиям нормального функционирования рельсовых цепей автоблокировки или электрической централизации.

2.1.12. При использовании тяговой рельсовой сети электрифицированных путей в качестве фазы для электроснабжения нетяговых потребителей и в качестве естественного заземлителя для заземления устройств грозозащиты и защиты от электромагнитных влияний должны соблюдаться требования пп.2.1.7, 2.1.9.

2.1.13. Допускается использовать рельсовые нити неэлектрифицированных путей для заземления сооружений и конструкций, если они оборудованы стыковыми соединителями (п.2.1.9) и имеют электрическое соединение с рельсами электрифицированных путей в соответствии с п.2.1.7 Инструкции. Изоляция этих рельсовых нитей от земли на участках постоянного тока должна соответствовать требованиям Инструкции ЦЭ-3551.

2.2. Требования по обеспечению электробезопасности

2.2.1. Для обеспечения электробезопасности обслуживающего персонала и других лиц на электрифицированных дорогах конструкции и устройства, перечисленные в п.1.1, должны быть заземлены способом, обеспечивающим отключение режима к.з. При этом напряжение на заземляемых конструкциях и устройствах не должно превышать нормируемых значений, принятых действующими нормативными документами для соответствующей продолжительности срабатывания защиты.

2.2.2. Защитному заземлению подлежат все металлические части конструкций и устройств, доступные для прикосновения человека и не имеющие других видов защиты, обеспечивающих электробезопасность.

2.2.3. Сопротивление защитного заземления не должно превышать значений, нормируемых для данного типа электроустановок.

Если на заземленных конструкциях и устройствах с помощью выравнивающих сеток и контуров обеспечиваются допустимые напряжения прикосновения, то собственное сопротивление заземляющего устройства по условиям электробезопасности не нормируется.

2.2.4. Допускается в цепь заземления включать защитные устройства, создающие разрыв цепи заземления в нормальном режиме, но обеспечивающие его замыкание при возникновении опасных напряжений на защищаемых конструкциях или устройствах, а также выполнение требований п.2.1.1. Напряжение срабатывания защитного устройства не должно превышать 1200 В.

Сооружения и конструкции на участках переменного тока, расположенные в общедоступных местах (посадочные платформы, места посадки и высадки пассажиров, не имеющих посадочных платформ, оборудованные переезды и переходы на уровне железнодорожных путей, места систематической погрузки и выгрузки, пешеходные и сигнальные мостики), заземляют только наглухо двумя проводниками. На участках постоянного тока в цепь заземления включают диодные заземлители, заземление через которые в проводящем направлении эквивалентно глухому заземлению.

2.2.5. Узлы крепления устройств контактной сети на железобетонных конструкциях (опорах, мостах), если они расположены выше 2,5 м от уровня земли или посадочной платформы, заземляют как и в необщедоступных местах (т.е. с включением при необходимости в цепь заземления защитных устройств).

2.2.6. Заземление устройств, на которых обслуживающим персоналом периодически производятся технологические операции (включение, отключение и т.п.), должно быть глухим и выполнено двумя заземляющими проводниками, видимыми на всей их длине.

2.3. Требования по обеспечению нормального функционирования рельсовых цепей автоблокировки
и электрической централизацию (СЦБ)

2.3.1. Подключение конструкций и устройств к рельсовым цепям СЦБ не должно нарушать нормального функционирования рельсовых цепей во всех режимах работы: нормальном, шунтовом, контрольном, а также в режиме автоматической локомотивной сигнализации (АЛСН).

При тональных рельсовых цепях заземления, кроме того, подключают к выравнивающим дроссель-трансформаторам, специально устанавливаемым для канализации тягового тока по рельсам. Во всех случаях сопротивление сигнальному току утечки в землю через все присоединенные к дроссель-трансформатору (дроссель) или рельсу конструкции не должно быть ниже значений, приведенных в табл.2.1.

Место подключения
заземляемой конструкции
к рельсовой цепи

Сопротивление сигнальному току утечки в землю через заземляемую на рельсовую сеть конструкцию, не менее

К среднему выводу дроссель-трансформатора дросселя

К рельсу двухниточной рельсовой цепи

К тяговому рельсу однониточной рельсовой цепи

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *