Что такое специфика жанра
Литературные жанры: что это такое и какие бывают
Литературные жанры: Unsplash
Жанр — базовое понятие в литературоведении. Как они различаются и по каким признакам объединяются в группы? Специалисты рассказали, как классифицировать произведения и по каким характерным чертам определить их жанровое направление.
История и классификация литературных жанров
Что такое литературные жанры? Согласно определению Т. Г. Игнатьевой, это признак текста, указывающий на его типовые параметры. То есть каждое литературное произведение обладает набором особых характеристик, который объединяет его с похожими произведениями.
Впервые о литературных жанрах заговорили тысячи лет назад. Античный философ Аристотель в трактате «Поэтика» предложил собственную классификацию. Мыслитель дал перечень жанров, которые объединил в три направления: повествовательное, лирическое и драматическое. Список был закреплен и не подлежал изменениям. Каждому автору следовало определить жанр своего произведения и строго придерживаться предложенных параметров.
Классификация долгое время бралась за основу. В XVIII веке подход изменился. Некоторые жанры стали неактуальными и исчезли, другие, наоборот, появлялись и обретали популярность. Это процесс происходит до сих пор: авторы вольны выбирать форму своего произведения и придумывать новые жанры.
Из-за этой нестатичности, как пишет Е. Е. Баринова, создать единую четкую классификацию крайне непросто. Сегодня в литературоведении жанры объединены в три больших группы.
Литературные жанры: Unsplash
Какие бывают литературные жанры? По форме повествования их делят на три рода:
Иногда в отдельную группу выделяют лиро-эпические жанры, которые обладают свойствами лирики и эпоса. Какими жанрами представлена каждая группа и в чем их особенность, разберем подробнее.
Эпические жанры
Эпические произведения выполнены преимущественно в прозаической форме. В них изображена объективная действительность: быт, события, природа, характеры. Как писал Аристотель в «Поэтике», эпические жанры отличаются беспристрастностью и объективностью. Автор не излагает собственное отношение к героям и событиям прямо, а транслирует его через особые художественные приемы.
Что входит в эпические жанры литературы? Их традиционно объединяют в подгруппы по объему текста:
В эпосе есть фольклорные жанры, многие из них утратили свою актуальность. Это мифы, сказки, легенды, загадки, присказки, былины, летописи.
Самая распространенная форма эпоса — рассказ. Это небольшое по объему произведение с одним главным героем и одной сюжетной линией. Эти характеристики делают рассказ похожим на новеллу, однако в последней присутствует неожиданный финал. Примеры рассказов в литературе:
Повесть больше по объему и отрезку времени, который охватывает ее сюжет (от нескольких месяцев до десятилетия). В этом жанре созданы «Шинель» Н. Гоголя, «Горький запах полыни» С. Муратбекова и пр.
Роман — более сложное по построению и крупное по размерам произведение. В нем есть более двух сюжетных линий, внушительное количество персонажей, а охватываемый отрезок времени может достигать десятков лет. Основой сюжета является трансформация героя.
Роман, в котором всесторонне показано важное историческое событие или переломный момент в судьбе народа, называется эпопеей («Война и мир» Л. Толстого, «Путь Абая» М. Ауэзова).
Лирические жанры
К лирике относят рифмованные или ритмически организованные тексты без определенного сюжета, которые основаны на внутренних переживаниях автора. Здесь герои и события познаются не через объективные всесторонние описания, а через эмоциональное отношение писателя. При этом читатель должен узнать в произведении себя и проникнуться эмоциями автора.
Какие бывают лирические жанры? Традиционные представители лирики:
Кроме этих, существуют такие жанры, как сонет, гимн, курьезный стих и пр.
К лирическим формам также можно отнести:
Однако неправильно утверждать, что поэма и баллада — исключительно лирические жанры. В зависимости от сюжета и манеры изложения, их можно отнести и к эпосу. Чаще всего к таким жанрам, образованным на стыке двух родов, применяется общая категория «лиро-эпос».
По тематике лирические жанры делятся на группы:
Драматические жанры
В эту группу относятся все произведения, предназначенные для постановки на сцене. Отличительная особенность драматических жанров в том, что текст состоит в основном из реплик персонажей, а авторские описания изложены в кратких ремарках. Характеры героев раскрываются через их речь и поступки.
Что относится к драматическим жанрам? Среди них распространены:
К менее популярным драматическим жанрам относят:
Знания о литературных жанрах помогут лучше понять замысел автора и оценить его мастерство. Пользуйтесь подсказками, чтобы легко определять, к каким жанрам относятся произведения.
Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора
Что такое литературный жанр — какие жанры произведений бывают
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Вопрос о жанре как разновидности той или иной сферы искусства достаточно сложен. Этот термин встречается в музыке, живописи, архитектуре, театре, кино, литературе.
Определить жанр произведения – это задача, с которой справится не каждый школьник. Для чего вообще необходимо жанровое деление? Где проходят границы, отделяющие роман от поэмы, а рассказ от повести? Попробуем разобраться вместе.
Жанр в литературе — что это такое
Слово «жанр» происходит от латинского genus (вид, род). Литературоведческие справочники, сообщают, что:
жанр – это исторически сложившаяся разновидность литературных произведений, объединённых определённых набором формальных и содержательных признаков.
Из определения видно, что в процессе жанровой эволюции важно выделить три момента:
Все жанры литературы можно представить таким образом:
Это три варианта типологии, помогающие отнести произведение к тому или иному жанру.
История появления жанров литературы на Руси
Литература стран Европы формировалась по принципу движения от общего к частному, от анонимного к авторскому. Художественное творчество как за рубежом, так и в России, питалось двумя источниками:
Если внимательно всмотреться в историю словесности в Древней Руси, можно заметить, как на смену летописям (что это?), патерикам, житиям святых и святоотеческим сочинениям постепенно приходят новые формы повествования.
На рубеже XIV-XV веков появляются такие жанры древнерусской литературы, как слово, хождение (предок романа-путешествия), басня (бытовой «осколок» нравственной притчи), героическая поэма, духовный стих. На материале устных преданий вырастает былина, выделившаяся отдельно в период распада древнего мифа на сказочный эпос и реалистическую воинскую повесть.
Взаимодействуя с зарубежными письменными традициями, русская литература обогащается новыми жанровыми формами: романом, светской философской повестью, авторской сказкой, а в эпоху романтизма (когда это было?) – стихотворением (что это?), лирической поэмой, балладой.
Реалистический канон вызывает к жизни проблемный роман, повесть, рассказ. На рубеже ХIХ-ХХ веков снова становятся популярны жанры с размытыми границами: эссе (что это такое?), очерк, новелла, маленькая поэма, символистская сказка (что это?). Старые формы наполняются оригинальным смыслом, переходят друг в друга, разрушают заданные стандарты.
Мощное влияние на становление жанровой системы оказывает драматическое искусство. Установка на театральность меняет облик таких привычных рядовому читателю жанров, как поэма, повесть, новелла и даже небольшое лирическое стихотворение (в эпоху поэтов-«шестидесятников»).
В современной литературе жанровый канон остаётся открытым. Намечается перспектива взаимодействия не только внутри отдельных жанров, но и внутри различных видов искусства. Каждый год появляется новый жанр в литературе.
Литература по родам и видам
Самая популярная классификация разбивает произведения «по родам» (все ее составляющие показаны в третьей колонке на рисунке, приведенном в начале этой публикации).
Чтобы разобраться в этой жанровой классификации, необходимо запомнить, что литература, как и музыка, стоит на «трёх китах». Эти киты, называемые родами, в свою очередь, делятся на виды. Для наглядности представим эту структуру в виде схемы:
Эпические жанры и примеры таких произведений
Самые крупные эпические формы, известные новому времени – это эпопея и роман-эпопея. Предками эпопеи можно считать сагу, распространённую в прошлом у народов Скандинавии, и сказание (например, индийское «Сказание о Гильгамеше»).
Эпопея – это многотомное повествование о судьбе нескольких поколений героев в исторически сложившихся и закреплённых культурной традицией обстоятельствах.
Обязателен богатый социально-исторический фон, на котором разворачиваются события частной жизни героев. Для эпопеи важны такие признаки, как многокомпонентность сюжета, связь между поколениями, наличие героев и антигероев.
Так как она изображает масштабные события на протяжении веков, в ней редко встречается тщательная психологическая прорисовка, но эпопеи, созданные в последние несколько столетий, сочетают эти установки с достижениями современного искусства. В «Саге о Форсайтах» Дж. Голсуорси не только описана история нескольких поколений семьи Форсайтов, но и даны тонкие яркие образы отдельных персонажей.
В отличие от эпопеи, роман-эпопея охватывает меньший промежуток времени (не более ста лет) и повествует о 2-3 поколениях героев.
В России этот жанр представлен романами «Война и мир» Л.Н. Толстого, «Тихий Дон» М.А. Шолохова, «Хождение по мукам» А.Н. Толстого.
К средним формам эпоса относятся роман и повесть.
Термин «роман» происходит от слова «Roman» (римский) и напоминает об античном прозаическом повествовании, породившем этот жанр.
Образцом античного романа считается «Сатирикон» Петрония. В средневековой Европе получает распространение плутовской роман. Эпоха сентиментализма дарит миру роман-путешествие. Реалисты развивают жанр и наполняют его классическим содержанием.
На рубеже XIX-XX веков появляются следующие виды романов:
В школьной программе множество романов. Приводя примеры, назовите книги И.А. Гончарова «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв», произведения И.С. Тургенева «Отцы и дети», «Дворянское гнездо», «Накануне», «Дым», «Новь». Жанр «Преступления и наказания», «Идиота», «Братьев Карамазовых» Ф. М. Достоевского — тоже роман.
Повесть не затрагивает судьбы поколений, но имеет несколько сюжетных линий, развивающихся на фоне одного исторического события.
Повесть – это жанр «Капитанской дочки» А. С. Пушкина и «Шинели» Н.В. Гоголя. В.Г. Белинский говорил о первенстве повествовательной литературы в культуре XIX века.
Малые эпические формы (рассказ, очерк, новелла, эссе) имеют одну сюжетную линию, ограниченное число персонажей и отличаются сжатым объёмом.
Для примера подойдут рассказы А. Гайдара или Ю. Казакова, новеллы Э. По, очерки В.Г. Короленко или эссе В. Вульф. Оговоримся, что очерк иногда «работает» как жанр научного стиля или публицистики, но обладает художественной образностью.
Лирические жанры
Крупные лирические формы представлены поэмой и венком сонетов. Первая более сюжетна, что роднит её с эпосом. Второй статичен. В венке сонетов, состоящем из 15-ти 14-стиший, описывается какая-либо тема и впечатления автора о ней.
В России поэмы имеют социально-исторический характер. «Медный всадник» и «Полтава» А.С. Пушкина, «Мцыри» М.Ю. Лермонтова, «Кому на Руси жить хорошо» Н.А. Некрасова, «Реквием» А.А. Ахматовой – все эти поэмы лирически описывают русскую жизнь и национальные характеры.
Малые формы лирики многочисленны. Это стихотворение, ода (что это?), канцона, сонет, баллада, эпитафия, басня, мадригал, рондо, триолет. Некоторые формы зародились в средневековой Европе (сонетный жанр лирика в России особенно полюбила), некоторые (например, баллада) стали наследием немецких романтиков.
Традиционно небольшие стихотворные произведения принято делить на 3 вида:
В последнее время как отдельный подвид также выделилась городская лирика.
Драматические жанры
Драма даёт нам три классических жанра:
Все три разновидности сценического искусства зародились в Древней Греции.
Комедия изначально ассоциировалась с религиозными культами очищения, мистериями, во время которых на улицах разворачивалось карнавальное действо. Шедший по улицам вместе с артистами жертвенный козёл «comos», названный впоследствии «козлом отпущения», символизировал все людские пороки. Их-то и должна, по канону, высмеивать комедия.
Комедия — это жанр «Горя от ума» А.С. Грибоедова и «Недоросля» Д.И. Фонвизина.
В эпоху классицизма сложилось 2 типа комедии: комедия положений и комедия характеров. Первая играла обстоятельствами, выдавала одного героя за другого, имела неожиданную развязку. Вторая сталкивала действующих лиц перед лицом идеи или задачи, порождая театральный конфликт, на котором держалась интрига.
Если во время комедии драматург ожидал целительного смеха толпы, то трагедия ставила своей задачей вызвать слёзы. Она была обязана закончиться гибелью героя. Сопереживая героям, зритель испытывал катарсис или очищение.
В жанре трагедии написаны «Ромео и Джульетта», а также «Гамлет» У. Шекспира.
Собственно драма – это позднейшее изобретение драматургии, снимающее терапевтические задачи и делающее установку на тонкий психологизм, предметность, игру.
Примером классической драмы можно считать пьесы Н.А. Островского и А.П. Чехова.
Определение жанра литературного произведения
Чтобы правильно определить жанр текста, советуем оттолкнуться от авторского обозначения. Иногда оно помогает разгадать смысл произведения.
Как поэма «Евгений Онегин» была названа романом? Для чего Гоголь определил роман «Мёртвые души» как поэму? И почему чеховский «Вишнёвый сад» — комедия? Жанровые обозначения – это подсказки, напоминающие, что в мире искусства есть верные направления, но, к счастью, нет навсегда проторённых дорог.
Чуть выше приведено видео, помогающее определить жанр того или иного литературного произведения.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (4)
Люблю литературу особенно тогда когда не ставят двойки
Люблю повести и романы, лирические и драматические. А почему в списке нет фантастики, разве она не является одним из жанров литературы?
Как говорил мой учитель, в школе вы проходите классику, а в жизни погружаетесь в драму.
К сожалению методы преподавания сейчас чахнут и в том возрасте, когда надо прививать любовь к литературе отворачиваются от нее.
Лишь намного позже, в уже зрелом возрасте многие начинают ценить и любить классику. Жалко конечно.
СПЕЦИФИКА ЖАНРА
Где бы и когда бы ни заходила речь о работе режиссера в агитбригаде, всегда можно услышать абсолютно противоположные точки зрения.
В самом деле, есть особая агитбригадная режиссура или нет? Нужен ли агитбригад режиссер? Если нужен, то какой?
Тот, кто хотя бы короткое время соприкасался с постановкой агитбригадного представления, невольно обнаруживал для себя, что его осуществление требует не только владения навыками профессиональной режиссуры, но и знания ряда специфических особенностей, присущих этому жанру.
Но прежде чем начать разговор о том, что такое агитбригадное творчество, о его специфических особенностях, я бы хотел обратить внимание читателя на одно обстоятельство.
Отступление первое. Особая или особенность?
Но ведь сценическое искусство — многообразно. Это и драматические спектакли во всем разнообразии их жанров (драма, трагедия, мелодрама, комедия, водевиль и т. д.), это и оперные спектакли, и мюзиклы, и оперетта, и балет, и пантомима, и эстрада и т. д. и т. д.
Но в каком бы жанре сценического искусства ни работали режиссеры, их объединяет не только организационная сторона творчества, не только то, что они возглавляют творческий процесс
работы коллектива, сливают воедино усилия художника (сценографа), композитора и других участников постановки (осветителей, радистов, бутафоров, костюмеров, реквизиторов и т. д.), но и то, что основы режиссуры, ее законы — общи для всех видов сценического искусства. Ведь любой режиссер при постановке спектакля (представления, номера, программы) не просто руководит работой актеров, а воплощает единый творческий замысел.
Режиссерский замысел — один из самых важных, если не самый важный момент в процессе творчества режиссера, в каком бы виде сценического искусства он ни работал. Более того, стремясь воплотить свой замысел, осуществляя определенную интерпретацию пьесы (оперы, балета, эстрадного номера), ее идейную направленность и ту общую задачу, ради которой она ставится, режиссер добивается ее раскрытия, решает его (режиссерский замысел) прежде всего через систему сценических образов. То есть в первую очередь через актера, исполнителя.
Значит, в каком бы виде сценического искусства ни работал режиссер, он не может обойтись без замысла будущего спектакля (представления, номера), без работы с актером над созданием сценического образа, без умения верно строить сценическое действие. И в конце концов без таких элементарных творческих качеств, как фантазия и наблюдательность.
Так, сопоставляя все, что надо знать и уметь режиссеру в любом виде сценического искусства, нетрудно убедиться, что основные законы режиссуры, по существу, одни и те же.
Вот почему, в каком бы виде сценического искусства ни работал режиссер, он должен прежде всего овладеть основами режиссуры, а уж затем познать специфику того или другого жанра.
Значит, «особой» режиссуры, в том числе и агитбригадной, нет. Есть «особенности». И знание этих «особенностей», знание специфики того или другого вида сценического искусства является непременным условием успешной работы. То есть режиссёр должен знать то, что называется
«условиями игры», которые в каждом виде сценического искусства различны и которые диктуются спецификой жанра.
Если мы внимательно рассмотрим характерные особенности агитбригадного творчества, то без труда заметим, что они, по существу, равнозначны особенностям искусства эстрадного. Так же, как в эстрадном искусстве, агитбригадное творчество соединяет в одном представлении любой формы самые различные выступления (номера) чтецов, певцов, музыкантов, куплетистов и т. д. То есть агитбригадное представление строится по дивертисментному принципу, а это один из важнейших признаков эстрады.
Темы эстрадных произведений, эстрадные выступления актуальны, злободневны, современны, насыщены юмором, сатирой, часто носят публицистический характер. Но ведь все это — один из важнейших признаков агитбригадного творчества!
Сценические образы, создаваемые артистами эстрады, как правило, не отличаются психологической сложностью, но они (эти образы) всегда выразительны, ярки, броски. То же самое мы можем сказать и о сценических образах,’ создаваемых участниками агитбригадных представлений.
Уже сказанного вполне достаточно, чтобы сделать главный для нас вывод: агитбригада (как сценический жанр) — это своеобразная эстрада. И прежде всего У эстрада!
Значит, для того чтобы режиссер мог поставить агитбригадную программу (номер), ему необходимо знать особенности творчества, «условия игры»/«на эстраде и что их порождает.
Основой любого эстрадного концерта (представления) является номер, то есть отдельное маленькое законченное выступление (краткое законченное сценическое действие) одного или нескольких актеров, выраженное в определенной форме и оставляющее у зрителей целостное впечатление.
В самом деле, какой бы мы ни взяли эстрадный номер: интермедию, песню, танец, куплет и т. д, мы без
труда обнаружим, что он имеет свою завязку, кульминацию и развязку, то есть законченную драматургию.
Но поскольку отдельный номер продолжается в концерте всего несколько минут* его драматургия всегда построена напряженно и пройдет в весьма ограниченное сценическое время. Завязка номера — короткая. Действие развивается быстротечно, со стремительной сменой ритмов. Концовка — чаше всего неожиданная 1.
Так вот — ограниченность,— а точнее, Спрессованность! — времени сценического действия — первое из «условий игры» на эстраде.
Именно она диктует режиссеру и исполнителю определенную задачу при создании сценического образа и построении действия. Исполнитель уже в самом начале своего появления на сцене должен сразу завладеть вниманием зрителей. Зритель сразу должен понять, с кем он имеет дело: кто и что за персонаж перед ним. У эстрадного исполнителя, в отличие от актера драматического, нет времени на «раскачку», на «подъезды» к образу, нет возможности для постепенного раскрытия характера своего сценического героя, персонажа. Счет у эстрадного актера идет даже не на минуты, а на секунды.
Такая особенность, такие «условия игры» требуют от режиссера и исполнителя не только точности идейного замысла, безжалостного отбора режиссерских и актерских приспособлений, которые должны быть предельно лаконичными и выразительными, требуют не только поиска наиболее яркого и броского сценического действия, напряженного ритма и четкого темпа, требуют не только воспитания у актера умения быстро «входить в образ», но и определенного подхода в решении и создании сценического образа.
Эстрада, как и агитбригада, отличается от театра и способом общения со зрителем.
Большинство эстрадных (как и агитбригадных) номеров построено и предполагает прямое общение исполнителя со зрителем. Если театр еще может существовать без прямого контакта со зрителем, то эстрада (агитбригада) — нет. И в самом деле. Если в
[1] Неожиданный поворот драматургического действия, его внезапность играет значительную роль в создании комического эффекта.
драматическом, оперном, балетном спектаклях для актера основным объектом его общения является партнер по сценическому действию, а зритель как бы со стороны следит за развитием этого действия, сопереживая вместе с актером, то на эстраде зритель—партнер исполнителя, соучастник его действия.
В монологе, фельетоне, частушке, песне — в любом номере эстрадный актер, как правило, обращается к зрителю, апеллирует к нему, ищет у него сочувствия или осуждения. Причем «здесь», «сейчас», непосредственно во время исполнения. Даже когда актеры общаются между собой (как, например, в парном конферансе), их общение, по существу, построено на связи со зрительным залом, идет как бы через зрительный зал. Вспомним выступления Тарапуньки и Штепселя или Мирова и Новицкого. Каждый из них, разговаривая с партнером, все время призывает зрителей в «свидетели», ищет в них «союзников». Эстрадное выступление (как и агитбригадное) все держится на ежесекундной связи артиста со зрителем. (Умение «захватить» зрительный зал является одним из важнейших качеств артиста эстрады.)
Но формула «зритель — партнер актера» не предполагает обязательный «выход» актера «из образа». На эстраде актер либо общается со зрителем от своего лица (что бывает чаще), либо «в образе», как с партнером, который участвует в действии, как свидетель, или судья, или поверенное лицо. На эстраде зритель-партнер чаще всего союзник, единомышленник актера. И их отношения носят дружеский характер.
Зритель—партнер исполнителя — второе важное ‘«условие игры» на эстраде (агитбригаде), которое необходимо учитывать исполнителю и режиссеру при работе над номером, ролью, представлением.
[1] В данном случае речь идет не о масках, к которым иногда прибегают эстрадные исполнители и режиссеры для создания гротескового, карикатурного образа.
созданная режиссером с помощью театральной техники сценическая атмосфера. Оставаясь в момент исполнения номера с глазу на глаз со зрителем, эстрадный актер может надеяться только на себя, на свое мастерство.
Искусство эстрады — это прежде всего искусство ярких, своеобразных артистических индивидуальностей. Если в театре актер — главная фигура спектакля, то на эстраде он — единственная! Вот почему на эстраде не должно быть, мягко говоря, «вторых актеров». Любой артист эстрады — это солист. Даже когда он выступает не один, а с партнером (в парном конферансе, интермедии, миниатюре, скетче и т. д.). Вспомните М. Миронову и А. Менакера.
Но индивидуальность на эстраде (как и в любом виде сценического искусства) —это не внешний признак, отличающий одного актера от другого, не раз и навсегда установленная маска (характер и облик персонажа, от лица которого эстрадный актер выступает постоянно), а прежде всего индивидуальность творческая, где ярко сочетаются хорошо развитые природные данные (темперамент, интонационное богатство, пластическая выразительность) с умением передавать глубину содержания исполняемого произведения с точных гражданских позиций, в характере и манере, свойственной только данному актеру.
Умение разговаривать или петь на сцене еще не делают исполнителя артистом. Артист — это не только богато одаренная натура, а, прежде всего,— личность, которая, каждый раз выходя на сцену, должна в течение минимального времени создать завершенное произведение искусства (образ), в манере, свойственной только ей.
Отступление второе, очень важное.
Актер в агитбригаде
Если агитбригада живет по законам эстрады, то последнее «условие игры» вроде бы невольно становится непреодолимым препятствием для режиссера, исполнителя, да и вообще для агитбригадного творчества. В самом деле, много ли найдется среди участников агитбригад людей, блестяще
владеющих актерской техникой, мастерством, да еще обладающих разнообразными способностями? Конечно, единицы.
А на практике мы видим, что агитбригадное движение не умирает, а, наоборот, год от года растет, ширится и, беря все лучшее от своих предшественников, от смежных искусств, развивается и успешно действует.
В чем же дело? Может быть, все-таки агитбригадное творчество не подчиняется законам эстрадного искусства?
Но, живя по этим законам, оно в то же время имеет и свою специфику.
За последние годы мне привелось видеть сотни самых разнообразных агитбригад. Одни из них выступают более успешно, другие—менее. Но всем им присуща одна особенность — когда мы смотрим представление агитбригады, то воспринимаем его не как выступление отдельных, выходящих на сцену актеров: Петрова, Иванова, Сидорова и т. д., а как единого актера. И не потому, что в агитбригадных представлениях его участники большую часть сценического времени действуют одновременно: декламируют, поют или произносят приветствия и лозунги. Нет. А потому, что исполнители предстают перед нами (зрителями), как многоликий, разнообразный, темпераментный, задорный и веселый коллектив, действующий от одного имени — агитбригады! То есть мы воспринимаем участников агитбригадного представления, как сплав, как единый образ, как одного синтетического актера, который владеет целым арсеналом самых разнообразных сценических приемов и которому под силу решать самые трудные и различные творческие задачи. В этом нет ничего удивительного или сверхъестественного, так как в нем, этом актере, переплелись дарования всех участников. Один наделил его умением петь, второй — танцевать, третий — декламировать и т. д.
Этот собирательный образ актера в агитбригаде обладает еще одним, присущим только ему качеством. Он-то и есть положительный герой
представления. Не только потому, что участники агитбригады, как правило, передовики производства, активные общественники, но и прежде всего потому, что в каком бы образе агитбригадчики ни представали перед зрителями, они всегда остаются самими собой. У участников агитбригадного представления постоянно есть свое единое, ярко выявляющееся отношение к событиям, происходящим на сиене. Они от лица положительного героя представления как бы говорят зрителю: «Вот это хорошо. Подражайте ему. А это—плохо. Боритесь с ним вместе с нами».
Любой факт, событие, разыгранное агитбригадой на сцене, всегда наделено гражданским отношением к нему. Кстати, эта особенность — одна из важнейших сторон творчества эстрадного актера. Даже когда он выступает в образе, создает сценический характер, всегда за ним можно разглядеть собственное лицо актера. Вернее, его отношение к образу, к факту, событию.
Режиссеру агитбригады не следует забывать и то, что в искусстве эстрады черты персонажа, как правило, сливаются с чертами самого исполнителя как личности, с его нравственными и морально- этическими качествами. Вот почему участник агитбригады, как и артист эстрады, обладая определенными сценическими способностями: выразительностью, музыкальностью, развитым чувством ритма, темпераментом, заразительностью, хорошей дикцией, фантдзией, наблюдательностью, чувством юмора, владея элементами актерского мастерства,— должен быть подготовлен не только профессионально, но и идейно. Должен разбираться в вопросах внутренней и внешней политики партии, быть ее ярым пропагандистом. Ведь каждый участник агитбригады не только актер, но и агитатор. Вряд ли будет по-настоящему действенным выступление агитбригады, если ее участники в жизни сами не будут примером для сидящих в зале, не будут наделены острым чувством ответственности и гражданственности.
Агитбригада — это всегда взволнованный единый актер — Человек-Гражданин, который
выходит на сцену, чтобы бороться со всем косным и утверждать передовое.
Конечно, специфика восприятия творчества в • агитбригаде ни в коей мере не означает, что агитбригаде не нужны яркие индивидуальности, яркие дарования. Наоборот. Чем их будет больше — тем лучше; тем более глубоко и серьезно, а главное, более выразительно и ярко агитбригада сможет решать творческие вопросы.
Конечно, режиссер, работая в агитбригаде,
должен прилагать все усилия, все свое умение к тому, чтобы как можно полнее, глубже развить индивидуальные способности, актерскую технику каждого исполнителя. Угадав творческие возможности исполнителя, режиссер обязан не только раскрыть их во всей полноте, но и научить участника агитбригады владеть несколькими эстрадными жанрами. Последнее (владение несколькими эстрадными жанрами) очень важно для участника агитбригадного представления, потому что ему (в отличие от эстрадного актера, который выступает в программе только со своим номером и обычно не принимает участия в других) приходится
1 Публицистическая страстность, свойственная выступлениям агитбригад, рассчитана не только на художественный успех, а и па немедленную реакцию аудитории. Велико число случаев, когда после выступлений агитбригады принимались действенные меры по исправлению недостатков: подтягивались нерадивые, наводился порядок в «толовой, общежитии, ремонтировались дороги и т. д.
принимать участие в нескольких, а порой и во всех номерах представления.
Но, работая над номером, над постановкой всего агитбригадного представления, режиссер и его участники всегда должны помнить, что успех их выступления, их представления зависит от того, на что устремлены творческие силы исполнителей: то ли на создание только своей роли, своего образа, то ли на создание всего представления, где каждый вносит частицу своего дарования в общее дело. И тогда-то оказывается: то, что было не под силу одному исполнителю, под силу всему коллективу.
Дата добавления: 2015-09-13 ; просмотров: 25 ; Нарушение авторских прав