Что такое спецшкола для несовершеннолетних детей

Специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа для несовершеннолетних

Юридические науки

Похожие материалы

Вопросы деятельности детских специализированных учреждений в условиях достаточно высокого уровня правонарушений, совершаемых детьми в настоящее время, продолжают оставаться актуальными. В целях пресечения, профилактики и недопущения правонарушений, совершаемых несовершеннолетними и в их отношении, полиция использует возможности специализированных учреждений для несовершеннолетних, в том числе центров временного содержания несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел, закрытых школ. На сегодняшний день помещение в центры данного типа является эффективной профилактической формой воздействия на несовершеннолетних, совершивших правонарушения или антиобщественные действия, безнадзорных и беспризорных детей. К специализированных центрам относятся специальные общеобразовательные школы закрытого типа, профессиональные училища и коррекционные образовательные учреждения. В специальные учебно-воспитательные школы закрытого типа могут быть помещены дети от 11 до 18 лет, нуждающиеся в особых условиях воспитания и обучения, требующие специального педагогического подхода. Основаниями содержания несовершеннолетних в учреждениях закрытого типа являются постановление судьи либо приговор суда. Основания и порядок производства по материалам о помещении несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, а также условия содержания и воспитания в них регламентируются Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», а также Типовым положением о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 25.04.1995 № 420 (с изменениями). В коррекционные учреждения закрытого типа помещаются отдельные категории несовершеннолетних с ограниченными возможностями здоровья или имеющие заболевания. Несовершеннолетний может быть направлен в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа до достижения им 18 лет, но не более чем на 3 года. Администрация, в соответствии с уставом указанного учреждения, обеспечивает специальные условия содержания детей, личную безопасность и их максимальную защищенность от негативного влияния, круглосуточное наблюдение и контроль.

Специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа создаются для несовершеннолетних, совершивших общественно опасные деяния, за которые предусмотрена уголовная ответственность, нуждающихся в особых условиях воспитания и обучения. По мнению многих ученых, помещение несовершеннолетних в учреждения данного типа является специальным видом наказания, расцениваемый как вид лишения свободы. Это объясняется тем, что правовые признаки помещения в учреждения закрытого типа совпадают с признаками наказания (ст. 43 УК РФ). Помещение в вышеуказанное учреждение означает лишение свободы и права выбора места жительства, ограничение свободы передвижения подростка. Однако оно не включено в систему наказаний и отличается по объему и содержанию лишений прав и ограничений. Целесообразно использовать данную меру в качестве замены основного наказания. Это будет являться профилактикой правонарушений и общественно-опасных деяний среди несовершеннолетних, а также позволяет суду назначать исполнимые наказания, предусмотренные ст. 88 УК РФ. Применение ограничений в воспитательных учреждениях закрытого типа направлены на предупреждение совершения новых общественно-опасных деяний. Естественно, несовершеннолетний, находящийся в рамках ограничения свободы, испытывает страдания, но объем таких ограничений все равно несоразмерен совершенному преступлению, как это должно быть при назначении уголовного наказания.

Сложно сказать, какова природа исследуемой меры, ведь сам законодатель не дал точной трактовки. Затруднительно определить объем кары относительно наказаний предусмотренных УК РФ. Допустим, что меры воспитательного воздействия нацелены исключительно на исправление несовершеннолетнего. В этом случае необходимо признать возможным наличие следующих ситуаций. Несовершеннолетнему, совершившему преступление средней тяжести, суд может назначить наказание – помещение в специальное воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение, стремясь при этом восстановить социальную справедливость, исправить осужденного и предупредить возможные преступления. К другому несовершеннолетнему, совершившему такое же преступление, он вправе применить принудительные меры воспитательного воздействия, предусмотренные ч. 2 ст. 90 УК РФ. В силу того, что преступления в описываемой ситуации обладают тождественными характером и степенью общественной опасности, то очевидно, что критерием выбора формы ответственности становится личность виновного.

Основной элемент правового статуса несовершеннолетнего состоит в ограничении его права на свободу. Помещение несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение заключается в лишении осужденного права выбора места пребывания и жительства, лишении права по собственному желанию покидать пределы учреждения, в ограничении права передвижения по территории Российской Федерации. Такое ограничение поддерживается силой обвинительного приговора и обеспечивается специальными условиями содержания подростка в воспитательном учреждении. Режим изоляции несет в себе существенный карательный потенциал, не лишает несовершеннолетнего самого права на свободу. Он сконструирован таким образом, чтобы не препятствовать сохранению и развитию позитивных социальных связей несовершеннолетнего (особенно связи с семьей). Значимым элементом правового статуса личности несовершеннолетнего выступает комплекс его прав, детально проанализированных в работе: право на информацию, на обращения, на обжалование решений, на юридическую помощь; право просить о сокращении срока пребывания в специальном учреждении, об оставлении его в учреждении для завершения обучения, обжаловать применяемые администрацией учреждения меры дисциплинарного воздействия, просить о предоставлении возможности выехать за пределы учреждения на период каникул, просить о переводе в другое учебно-воспитательное учреждение. Будучи воспитанником учреждения, несовершеннолетний находится на полном государственном обеспечении и обладает правом на обеспечение на бесплатной основе питанием, одеждой, обувью и другими предметами вещевого довольствия по установленным нормам, необходимым для сохранения здоровья и обеспечения жизнедеятельности несовершеннолетних детей. Существенным элементом правового статуса несовершеннолетнего воспитанника специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа выступают его обязанности. Среди них: исполнение установленных законодательством РФ обязанностей граждан РФ, соблюдение принятых в обществе нравственных норм поведения, требований санитарии и гигиены; соблюдение требований федеральных законов и иных нормативных правовых актов; выполнение законных требований администрации учреждения; вежливое отношение к персоналу, иным лицам, посещающим учреждения, а также к другим осужденным, добросовестное отношение к учебе и др. В систематизированном виде права и обязанности воспитанника специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа фиксируются сегодня только в локальных нормативных актах – уставах учреждений и правилах внутреннего распорядка, что представляется недостаточным. Правовой статус несовершеннолетнего целесообразнее закрепить в федеральном нормативном акте.

Помещение несовершеннолетних в учреждения закрытого типа не имеет оснований считаться одним из видов наказаний, так как данная мера не указана в перечне наказаний, предусмотренных ст. 44 и ст. 88 УК РФ; она применяется при освобождении от наказания в виде лишения свободы. Следует полагать, что помещение несовершеннолетних в учебно-воспитательные учреждения закрытого типа является отдельной мерой уголовно-правового характера.

Целесообразно было бы дополнить основания назначения принудительной меры в виде помещения несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа не только в случае, когда к подростку применяется наказание в виде лишения свободы, но и при совершении преступления небольшой тяжести повторно.

Как видим, есть много упущений и пробелов в урегулировании исследуемой меры. Законодательная регламентация, касающаяся помещения несовершеннолетних в воспитательные учреждения закрытого типа, имеет множество неясностей. Предлагаемые изменения будут способствовать эффективности и предупреждению совершения преступлений среди несовершеннолетних.

Источник

Спецшкола для трудных подростков

Что такое спецшкола для несовершеннолетних детей. Смотреть фото Что такое спецшкола для несовершеннолетних детей. Смотреть картинку Что такое спецшкола для несовершеннолетних детей. Картинка про Что такое спецшкола для несовершеннолетних детей. Фото Что такое спецшкола для несовершеннолетних детей

Спецшкола для трудных подростков

Спецшколы — это не только учебные заведения с углубленным изучением математики или французского языка. Это еще и по сути тюремный интернат для подростков до 14 лет. Хотя юридически, конечно, спецшколы относятся не к пенитенциарной системе, а к Министерству образования.

Дело в том, что подростков до 14 лет по закону нельзя отправить в места лишения свободы. Поэтому для совершивших преступления детей своеобразной колонией являются именно спецшколы.

Помню, у нас в 5-м классе учился хулиганистый мальчик. Он грабил малолеток, часто дрался, учителя про него говорили: кончит в тюряге. Как-то он в драке выбил другому пацану глаз. После этого все мы услышали это суровое слово — «спецшкола». Именно туда отправили нашего хулигана.

Что же такое спецшкола? Официально это заведение называется так — учебно-воспитательное учреждение закрытого типа. То есть, по сути, интернат. Туда попадают подростки 11-14 лет, совершившие преступные деяния.

Что такое спецшкола для несовершеннолетних детей. Смотреть фото Что такое спецшкола для несовершеннолетних детей. Смотреть картинку Что такое спецшкола для несовершеннолетних детей. Картинка про Что такое спецшкола для несовершеннолетних детей. Фото Что такое спецшкола для несовершеннолетних детейДо 14 лет в России дети не подлежат уголовному преследованию, хотя законодатели уже много лет лелеют мысль этот возраст снизить, что, в принципе, логично. Преступность молодеет. Сейчас уже встречаются и десятилетние убийцы, и двенадцатилетние сексуальные маньяки. Есть и множество детских банд, которые после совершенных преступлений
не несут никакой уголовной ответственности. Детская и подростковая претупность вполне естественна — в России огромное количество беспризорников.

Что такое спецшкола для несовершеннолетних детей. Смотреть фото Что такое спецшкола для несовершеннолетних детей. Смотреть картинку Что такое спецшкола для несовершеннолетних детей. Картинка про Что такое спецшкола для несовершеннолетних детей. Фото Что такое спецшкола для несовершеннолетних детейСпецшкол на всех малолетних преступников катастрофически не хватает. Хотя бывает и так, что спецшкола заполнена на половину своего лимита: уж очень много побегов. Сделать «рывок» оттуда ведь не сложно. Я разговаривал с осужденным, который отбывал наказание в колонии для несовершеннолетних, а до этого провел полтора года в спецшколе. Он поведал, что сбежать из этого места проще простого и давали деру ребята каждую неделю.

По законам зоны

Как рассказывают педагоги этих закрытых заведений, многие их «постояльцы» не умеют читать и писать вовсе. А потому учебный процесс с ними построить практически невозможно. По статистике, 88% выпускников спецшкол впоследствии попадают в тюрьму. С одним из таких, Антоном В., я разговаривал, когда он уже пребывал в СИЗО. В спецшколу он угодил в тринадцатилетнем возрасте за бытовое убийство. Выйдя из нее, он держался год, а потом за разбой угодил уже на «малолетнюю» зону. Ну а сейчас и вовсе на «взросляке». Такая вот карьерная лестница. А все началось со спецшколы. Вот уж действительно подростковые «университеты» перед зоной. И порядки там соответствующие.

Что такое спецшкола для несовершеннолетних детей. Смотреть фото Что такое спецшкола для несовершеннолетних детей. Смотреть картинку Что такое спецшкола для несовершеннолетних детей. Картинка про Что такое спецшкола для несовершеннолетних детей. Фото Что такое спецшкола для несовершеннолетних детейВ принципе, спецшкола, хоть и не является учреждением, относящимся к тюремной системе, по фату, таковым, безусловно, является. Уже там дети получают базовые зарешеточные знания: собирается там и общак, есть свои авторитеты и «обиженные». Когда в таком нежном возрасте что-то закладывается в голову, то это уж на всю жизнь. Если с «понятиями» в спецшколах все нормально, то вот с охраной таких заведений — все очень плохо. Работают педагогами почти одни женщины, да и не расстраиваются они особо побегам — все равно средств на всех детей не хватает.

Что такое спецшкола для несовершеннолетних детей. Смотреть фото Что такое спецшкола для несовершеннолетних детей. Смотреть картинку Что такое спецшкола для несовершеннолетних детей. Картинка про Что такое спецшкола для несовершеннолетних детей. Фото Что такое спецшкола для несовершеннолетних детейОзабоченность большим количеством малолетних преступников, гуляющих на свободе, вылилось у власти не так давно в идею увеличить количество спецшкол. Конечно с одной стороны это правильно. Но в нынешнем виде спецшколы и детские дома—интернаты могут даже больше травмировать психику ребенка, чем улица с ее жестокими законами выживания. Помимо того, что дети с самого раннего возраста живут по законам зоны, так и их педагоги-«вертухаи» порою такие бесчинства вытворяют!

Что такое спецшкола для несовершеннолетних детей. Смотреть фото Что такое спецшкола для несовершеннолетних детей. Смотреть картинку Что такое спецшкола для несовершеннолетних детей. Картинка про Что такое спецшкола для несовершеннолетних детей. Фото Что такое спецшкола для несовершеннолетних детей

Возможно, действительно стоит снизить и возраст наступления уголовной ответственности для малолетних преступников. Ведь спецшкола рождает у них чувство безнаказанности: что ни соверши, даже убийство, ничего тебе не будет. Такое чувство вседозволенности ведь остается на всю жизнь, вот что страшно. В данном случае уместно вспомнить знаменитое дело Аркадия Нейланда. Оно прогремело на весь Советский Союз.

Что такое спецшкола для несовершеннолетних детей. Смотреть фото Что такое спецшкола для несовершеннолетних детей. Смотреть картинку Что такое спецшкола для несовершеннолетних детей. Картинка про Что такое спецшкола для несовершеннолетних детей. Фото Что такое спецшкола для несовершеннолетних детей

После убийства Нейланд спокойно залез в холодильник и вкусно пообедал. А выручка с ограбления составила всего 57 рублей. Задержали Аркашку по ориентировке в Сухуми. Его, несмотря на несовершеннолетие, приговорили к расстрелу. Мировая общественность возмущалась: как так, что за нравы в СССР, когда казнят псдростков?! Но генсек Никита Хрущев подтвердил приговор своим приказом.

Похожие материалы

Опубликовано 09 Мар 2018 | Денис Артемов Новости

Источник

«Школа — второй дом». Как устроена жизнь в лицеях-интернатах?

Анна Проказова

Фотографии: Depositphotos / Иллюстрация: Юлия Замжицкая

Почему родители отдают своих умных, воспитанных детей в закрытые школы? Какие существуют интернаты и чем они отличаются? Почему не стоит верить стереотипам? Рассказываем, как на самом деле устроены закрытые школы, и делимся реальными отзывами учеников лицеев-интернатов.

Интернаты бывают разные

Школа-интернат — образовательное учреждение, в котором ученики находятся круглосуточно. Детей там не только учат, но и воспитывают, формируют навыки самостоятельной жизни и развивают творческие способности. Есть три разных типа таких образовательных учреждений.

Порядки и жизнь лицеев для одаренных детей полностью отличаются от двух первых типов образовательных учреждений. Единственная общая черта — жизнь в интернате.

Общежитие для лицеев — преимущество, а не недостаток. Дети не тратят время на ежедневные походы в школу и обратно. С утра можно подольше поспать, а время, которое уходило на дорогу из школы домой, займет факультатив по информатике, спорт или проектная деятельность.

Стереотипы о жизни в интернате

Чаще всего представление о жизни детей в лицеях-интернатах складывается из сцен фильмов о трудных подростках. И эти ассоциации наносят вред не только лицеям, но и детям. Родители, в головах которых прочно засели стереотипы, не готовы отдать своего ребенка в такое образовательное учреждение. Так талантливые ребята из маленьких городов теряют возможность получить качественное образование, которого достойны.

Что такое спецшкола для несовершеннолетних детей. Смотреть фото Что такое спецшкола для несовершеннолетних детей. Смотреть картинку Что такое спецшкола для несовершеннолетних детей. Картинка про Что такое спецшкола для несовершеннолетних детей. Фото Что такое спецшкола для несовершеннолетних детей
Кадр из фильма «Джейн Эйр» (2011 г.). В качестве наказания девочку оставили без ужина и заставили стоять всю ночь на стуле в темной комнате

Рассмотрим распространенные предубеждения о жизни в лицеях-интернатах и попробуем взглянуть на них с другой стороны.

Важно! Это стереотипы, которые касаются только школ-интернатов для детей с высокими способностями к обучению.

Только учеба и никаких развлечений

Лицеи-интернаты для одаренных детей часто увеличивают учебную нагрузку, чтобы сохранить высокую позицию в рейтинге школ. Но каждый педагог понимает, что для плодотворной работы нужна перезарядка и отдых. Поэтому на каждый день воспитатели, учителя и педагог-организатор составляют развлекательную программу: КВН, спортивные марафоны, кружки по интересам, походы в кино и музеи. Развлечения в интернатах есть, и их много.

«В лицее проводятся различные мероприятия, которые помогают отдыхать от учёбы и хорошо проводить время. Здесь никогда не бывает скучно. Когда тебе грустно, соседки поднимут настроение, можно устроить дискотеку», — рассказывает Дарина К., воспитанница лицея-интерната для одаренных детей им. Мустафы Онджеля (г. Бугульма).

Мало и невкусно кормят

И это неправда. За питанием в школе следят так же тщательно, как и за досугом учащихся. Еда должна быть полезной и соответствовать потребностям растущего организма, поэтому меню продумывает медсестра. Она составляет рацион питания таким образом, чтобы дети получали достаточно витаминов для полноценного развития.

«Еда в столовой — возможно, больная тема для многих школ, но не для нашей. Все блюда готовят с душой и по-домашнему наши любимые повара, с которыми, к слову, и просто пообщаться бывает приятно», — говорит Амир А. из IT-лицея (г. Казань).

Жесткий режим дня

Единственное отличие от домашнего режима — в интернатах есть специально отведенное время для выполнения домашних заданий. В течение двух-трех часов ребенок делает уроки в классе и, если возникают вопросы, может обратиться за помощью к своим одноклассникам.

«Конечно же, в интернатах есть соответствующий режим, которого нужно придерживаться. Он вполне адекватный и не такой строгий, каким может показаться на первый взгляд. Единственная особенность — уроки могут длиться до четырех-пяти часов вечера», — делится Дарина К. из лицея-интерната для одаренных детей им. Мустафы Онджеля (г. Бугульма).

Не к кому обратиться за помощью

Без внимания дети не останутся никогда. Сотрудники школ-интернатов проводят с ними большую часть дня, постепенно изучают их привычки, характер и сильные стороны. Они всегда замечают, когда ребенку не хватает внимания, и стараются помочь: поддержать, дать совет или просто поговорить по душам.

«Несмотря на то,что ты живешь далеко от родителей, лицей превращается в твой второй дом, в котором ты можешь найти свою родственную душу, будь то одноклассница, учитель, куратор или воспитатель — всегда найдётся человек, который поможет тебе в трудные минуты», — уверена Дарина К. из лицея-интерната для одаренных детей им. Мустафы Онджеля (г. Бугульма).

Поддержка остается и со стороны родителей. Каждый день после уроков дети звонят родным и рассказывают о прошедшем дне, уроках, друзьях и своих успехах.

Тотальный контроль

Педагоги не вмешиваются в личную жизнь ученика, если он сам не захочет ее обсудить. Не проверяют телефоны, не читают переписки. Они не заставляют ребенка посещать кружки по интересам и выступать на сцене, если ему это неинтересно.

Сотрудники лицеев соблюдают личные границы детей. Они следят за внешним видом детей, чистотой комнат и за тем, чтобы ребята посещали уроки. Также контролируют время подъема и отхода ко сну. Воспитатели и учителя — это хорошие друзья. С ними всегда можно побеседовать за чашкой чая или попросить совета.

«Все ученики знают, где находятся кабинеты заместителей директора, самого директора, учителей и других людей, которые составляют структуру школы, и могут в любой момент обратиться к любому из них. Да даже просто подойти и спросить, как проходит день, поинтересоваться делами или рассказать о своём. Это делается очень просто, и за это я и люблю свою школу!» — признается Амир А. из казанского IT- лицея.

День в интернате для одаренных детей

Как в действительности устроена жизнь в школе, увидим на примере лицея-интерната им. Мустафы Онджеля. Учреждение придерживается гендерного обучения. Мальчики и девочки живут в отдельных общежитиях и учатся в разных корпусах. Но связь между школами сохраняется. Часто проводятся общие мероприятия, где задействованы оба подразделения школы.

Учёба

С восьми утра и до 14-15 часов дня идут уроки. Чтобы дети не отвлекались и не сидели в интернете во время занятий, телефоны у них собирают. У школы есть еще одна особенность: вместо привычных звонков, о начале уроков оповещают любимые музыкальные композиции учеников. Музыка не раздражает детей своим дребезжанием и поднимает настроение. Песни на звонке часто меняют по просьбе детей.

Что такое спецшкола для несовершеннолетних детей. Смотреть фото Что такое спецшкола для несовершеннолетних детей. Смотреть картинку Что такое спецшкола для несовершеннолетних детей. Картинка про Что такое спецшкола для несовершеннолетних детей. Фото Что такое спецшкола для несовершеннолетних детей
Лицеистки на уроке математики

Отдых

После уроков наступает свободное время: учащиеся посещают кружки по интересам, готовятся к мероприятиям, проводят концерты или общаются с кураторами. Куратор — это помощник классного руководителя. Он способствует адаптации учащихся к жизни в интернате. В свободное от учебы время куратор устраивает для детей чаепития, где они обсуждают учебные вопросы и решают проблемы.

Домашние задания

В 17 часов дети ужинают и идут на «этюды» — так называются часы, когда ребята сидят в классе с воспитателем и выполняют домашние задания. На время этюдов телефоны также собирают, чтобы дети не списывали с решебников и не отвлекались на мессенджеры и социальные сети. Даже если все уроки сделаны, уйти с этюда нельзя. Дети используют это время с максимальной пользой: читают дополнительную литературу или готовятся к олимпиадам.

Что такое спецшкола для несовершеннолетних детей. Смотреть фото Что такое спецшкола для несовершеннолетних детей. Смотреть картинку Что такое спецшкола для несовершеннолетних детей. Картинка про Что такое спецшкола для несовершеннолетних детей. Фото Что такое спецшкола для несовершеннолетних детей
Девочки пишут школьный этап олимпиады по русскому языку

Помощь с уроками

Каждый вечер в школе дежурит учитель-предметник. Дети могут обратиться к нему с вопросами по учебе, взять дополнительные задания или попросить еще раз объяснить тему. Учителя никогда не отказывают. Часть воспитателей тоже входят в число предметников, к ним дети могут обратиться за помощью по учебе в любой момент.

Перед сном

После этюда у ребят есть еще полтора часа свободного времени. Перед отходом ко сну ученики группами ходят на практики к воспитателю, пьют чай и ведут беседы на морально-нравственные темы. В десять часов дети ложатся спать. Телефоны снова собирают. В ночное время по интернату ходят воспитатели и следят за порядком.

Что такое спецшкола для несовершеннолетних детей. Смотреть фото Что такое спецшкола для несовершеннолетних детей. Смотреть картинку Что такое спецшкола для несовершеннолетних детей. Картинка про Что такое спецшкола для несовершеннолетних детей. Фото Что такое спецшкола для несовершеннолетних детей
Комната интерната женского лицея

Жизнь в таком образовательном учреждении увлекательна и дает большие перспективы. Дети находятся под постоянным присмотром опытных людей, которые всегда готовы помочь и дать совет.

Источник

За что подростков отправляют в спецшколы?

Почему мать запирает 11-летнюю Алину дома, а родительница пятиклассника Матвея регулярно остается без денег – в материале корреспондентов агентства «Минск-Новости».

Что такое спецшкола для несовершеннолетних детей. Смотреть фото Что такое спецшкола для несовершеннолетних детей. Смотреть картинку Что такое спецшкола для несовершеннолетних детей. Картинка про Что такое спецшкола для несовершеннолетних детей. Фото Что такое спецшкола для несовершеннолетних детей

Вместе с участковым инспектором милиции по делам несовершеннолетних Фрунзенского РУВД Василием Кохновичем мы отправились по месту жительства ребят, которые за различные правонарушения попали в поле зрения стражей порядка.

– На этом участке работаю четвертый месяц, – рассказывает В. Кохнович. – Первым делом познакомился с руководством школ – на вверенной мне территории их две. Там обучаются более 5,5 тыс. ребят. Уверен, с оступившимися подростками нужно работать сообща – и педагогам, и милиционерам, и, конечно же, родителям. Тогда будет толк!

В одной из квартир дома № 23 на ул. Колесникова живет многодетная семья. Мать работает поваром, отец слесарь-сантехник. В семье пятеро детей, трое из которых хорошо знакомы милиционерам.

15-летняя Настя – заправская хулиганка и семейная скандалистка. Не с лучшей стороны она время от времени показывает себя и в школе, иногда назло родителям уходит из дома, стоит лишь им что-то ей запретить. Случалось, мама даже писала на нее заявления.

Ее младшего брата Диму прозвали Рембо за взрывной характер и привычку выяснять отношения кулаками. Он, как и Настя, порой не может найти общий язык с родителями.

Их 11-летняя сестра попалась на краже конфет в магазине. После проведенной милиционерами индивидуальной профилактической работы она исправилась, больше не совершает никаких проступков. Кроме того, подтянула учебу и увлеклась спортом.

Дома оказалась лишь Настя, но она наотрез отказалась открывать участковому дверь. Тогда милиционер позвонил их матери и поинтересовался поведением отпрысков. Та ответила, что пока все более-менее благополучно.

Еще одну дочку Милану мы встретили у подъезда. Она подтвердила слова родительницы:

– Дома пока все хорошо: Димка больше не копирует поведение Насти, слушается маму и папу. А сестра нашла парня и стала вести себя более спокойно.

Однако, как показывает практика, идиллия в этой семье может закончиться в любую минуту. У Насти и Димы есть все шансы за свое поведение оказаться в спецшколах.

В этом же доме проживает еще одна «гроза» района – 10-летний Матвей, который без спроса любит брать чужие вещи. Всего в его семье четверо детей, трое из которых – несовершеннолетние. Старшая сестра живет с мужем, пара вот-вот станет родителями.

Увидев на пороге милиционера, их мама, миниатюрная женщина с очень усталым взглядом, взволнованно поинтересовалась:

Неужели Матвей опять что-то украл?

Участковый успокоил ее, сказав, что просто пришел посмотреть, в каких условиях проживают ребята. Он сразу обратил внимание: семейство сидит в тамбуре, а в квартире нигде не горит свет. Оказалось, электричество отключили за неуплату – задолженность составила 600 рублей.

Завтра зарплату получу, часть погашу, – принялась оправдываться родительница, которая работает кассиром в магазине. Детей она тянет сама, помощи от отца нет – он даже алименты не платит.

Ютятся все в двухкомнатной квартире. Обстановка здесь скромная, но аккуратная. Под ногами резвились два кота. В ходе беседы участковый узнал, что Матвей не только крадет товары в магазинах, но и деньги у мамы. Куда только женщина не прятала сбережения – везде находит.

В. Кохнович позвонил директору школы и рассказал о ситуации в этой семье. Потом он пообщался со старшим братом Матвея – 12-летним Степаном. Педагоги забили тревогу, прочитав сочинение школьника, в котором он обращался к своему погибшему другу – мальчик летом утонул в водоеме. Но настрой у него оказался отнюдь не депрессивный: Степан был расположен к беседе, рассказывал об успехах в школе и о новых товарищах.

Неподалеку от дома Василий Васильевич встретил и самого Матвея, который возвращался домой с очередной прогулки по торговому центру. Мальчонка был одет весьма скромно – видавшие виды кроссовки и заношенные вещи, вероятно, достались ему от старшего брата. Офицер принялся отчитывать его за воровство:

Вас воспитывает одна мама, которая много работает, чтобы купить одежду, еду… А ты воруешь! Ей нечем даже оплатить счета за электричество. Как вы с братом будете делать домашние задания? Сейчас ведь темнеет рано! Да еще и плита у вас дома электрическая…

Матвей слушал милиционера, опустив глаза.

Я больше так не буду!

Но ему уже никто не верит: эту фразу стражи порядка, педагоги и продавцы многих торговых точек микрорайона слышат от него с завидной регулярностью. Матвей уже 11 раз попадался на хищениях. Возможно, в скором будущем на комиссии по делам несовершеннолетних будет рассмотрен вопрос о направлении его в спецшколу.

В доме № 35 на ул. Колесникова живет еще одна многодетная семья. Четверых детей воспитывает одна мать, которая торгует на рынке в Ждановичах. Летом, пока родительница зарабатывала на пропитание, 12-летний Андрей и 11-летняя Алина пустились во все тяжкие – приводили в дом сомнительных друзей и устраивали вечеринки. Причем со спиртными напитками. Они несколько раз попадались в нетрезвом виде на глаза милиционерам. Теперь с ними проводят индивидуальную профилактическую работу.

– Если брат стал вести себя пристойно, увлекся футболом, то его сестра продолжает творить такое, что в голове иногда не укладывается! – рассказывает правоохранитель. – Вероятно, на ее поведение влияет переходный возраст, она хочет казаться старше.

Алину даже уличали в вымогательстве. Узнав, что одна приятельница симпатизирует брату, принялась вымогать у нее деньги. Та сперва отказывалась расставаться со своими сбережениями, но Алина перешла на шантаж: мол, расскажет Андрею непристойные факты из ее биографии. К счастью, об этом узнали педагоги и сообщили В. Кохновичу, который своевременно вмешался в ситуацию.

Алина была дома одна, но дверь не открыла, так как мать забрала ключи с собой. Устав от выходок дочери, родительница попросту запирает ее в квартире. Если девчонка не возьмется за ум, то дальнейшая учеба предстоит ей за высоким забором спецшколы.

Виктория Даревская, информационное агентство «Минск-Новости»
(фото Павла Русака)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *