Что такое спидвей на льду
Спидвей на льду
Спидвей на льду — разновидность мотогонок, проводящаяся на покрытом льдом овальном треке.
Содержание
Особенности
Гоночная трасса аналогична трассе для гаревого спидвея, часто соревнования проходят на тех же самых треках, только покрытых льдом. Иногда соревнования проводятся на замерзших озёрах. Гонщики едут против часовой стрелки по треку, длина которого составляет от 260 до 425 метров. Правила и структура гонок также аналогична соревнованиям в традиционном спидвее.
Конструкция мотоциклов
В прошлом (примерно до 1995 года) гонщики соревновались на мотоциклах производства чешской фирмы «Ява» Девишов, однако после середины 1990-х в конструкцию мотоциклов начали вноситься существенные изменения, в первую очередь, самими спортсменами, соответственно, получили распространение мотоциклы незаводской сборки. Двигатели же для мотоциклов и по нынешнее время используются исключительно произведённые чешской «Явой». Мотоциклы полностью отличаются от тех, что используются для соревнований в обычном спидвее: вместо четырёх клапанов в двигателе установлено только два (обязательное условие), имеется коробка передач с двумя передачами — на первой производится старт и первые метры движения с набором оборотов двигателя, после чего включается без выжима сцепления вторая передача (до входа в первый стартовый вираж), присутствует также почти плоская низкая рама, маленький топливный бак (в среднем от 2 до 4 литров), отсутствуют аэродинамические обтекатели, имеется передняя и задняя подвеска. Однако существуют и конструктивные особенности: рама более длинная. Главным же отличием являются шипованные колёса.
Современные шипы изготовлены из твёрдых сплавов, снабжены развитой шляпкой. По правилам шипы не должны выступать больше чем на 28 мм над поверхность шины. Особенностью шиповки колёс является то, что шипы располагаются на левой стороне колеса, так как движение осуществляется по треку против часовой стрелки, на правой стороне колеса находится 13-15 шипов для подстраховки при движении до и после старта. Во время заездов при входе в поворот и максимальном наклоне мотоцикла гонщик рискует войти в контакт с мотоциклом соперника. Шипы чрезвычайно острые и любой контакт с ними опасен для гонщиков. В истории спидвея на льду были случаи гибели гонщиков. Обычно на переднем колесе располагается примерно 120 шипов, на заднем от 180 до 200 шипов.
Также для мотоциклов обязательны переднее крыло и закрывающий большую часть заднего колеса капот, изготовленные из пластика, чтобы максимально закрыть вращающиеся шипованные части колёс.
Двигатель четырёхтактный с объёмом 125, 350 или 500 см³ (именно этот объём используется в официальных соревнованиях), работающий на метаноле.
История
В истории не сохранилось имени человека, который впервые выехал на лёд на мотоцикле, однако предполагается, что это произошло в 1920-х годах. Тогда же в Скандинавии проводились первые соревнования по гонкам на льду. До середины 1930-х годов мотогонки на льду считались лишь забавой для гонщиков классического спидвея. Однако нараставшая в Европе популярность гаревого спидвея изменила отношение и к ледовым гонкам — они выделились в отдельный вид спорта.
Мотогонки на льду в СССР и России
Первый раз в СССР на публике на лёд выехал Сергей Бучин. Произошло это в январе 1939 года. 9 января того года в газете «Красный спорт» была опубликована статья с названием «Мотоцикл на льду», в которой и рассказывалось о том, что случилось в перерыве соревнований по конькобежному спорту, когда на удивление публике мотоциклист выехал на лёд, и чувствовал себя на нём вполне уверенно, проходя повороты почти не снижая скорости. К статье прилагались две фотографии Сергея Бучина на льду.
Уже через год 10 марта 1940 года на московском ипподроме состоялись первые официальные соревнования, посвященные XVIII съезду ВКП(б).
Соревнования
В 1960 году проводился Кубок дружбы народов. Кубок разыгрывался в СССР, однако в розыгрыше принимали участие гонщики и из Чехословакии, Швеции и Финляндии. Популярность данного соревнования, а также последующих дружеских кубков показала Международной федерации мотоциклетного спорта (FIM) необходимость придать соревнованиям в данном виде спорта официальный статус.
Несмотря на то, что в соревнованиях принимают участие гонщики из самых разных стран безусловное лидерство с самого первого чемпионата принадлежит гонщикам из СССР и России. Из 43 личных чемпионатов мира только 7 раз чемпионами становились гонщики из других стран, а из 29 командных только 4 раза на первом месте оказывались гонщики других стран.
Также проводится розыгрыш личного чемпионата Европы по мотогонкам на льду. Гонки пар официально не проводятся.
Соревнования в СССР и России
Первые чемпионаты СССР и России по спидвею на льду проводились в 1959 году, спустя двадцать лет после первого появления мотоцикла на льду. Тогда же состоялись первые международные соревнования: против гонщиков из Чехословакии.
Спидвей: ледовые гонки на мотоциклах без тормозов
Гулкий звук двигателей, искрошенный лед, крепкий запах метанола в воздухе, овладевающий телом адреналин – это спидвей на льду, один из самых эффектных и впечатляющих видов автоспорта. Вместе с тем спидвей – одна из самых тяжелых и рискованных дисциплин. Спортсменов здесь прозвали гладиаторами. Эти гонщики – истинные храбрецы, настоящие мужчины, отчаянные парни «без тормозов». Тормоза на их мотоциклах и правда отсутствуют.
Каждый новый заезд сильно разрушает ледяной покров, и дорога становится всё более рискованной. Удерживать контроль над транспортным средством и не вылететь в ограждение трека очень сложно – на льду крайне важна сосредоточенность. Наказание за любую ошибку – падение и тяжёлая травма. Как и во всех механизированных видах спорта, здесь необходима всецелая самоорганизация и подготовленность техники. Кроме того, нужно обладать огромной тягой к чемпионству. Значительному большинству этот спорт не дается, и они сходят с дистанции, так и не достигнув поставленных целей. Здесь важна способность сдерживаться и мириться с неудачами, ведь не всё всегда проходит гладко.
Спидвей: что это за вид спорта?
Ледовый спидвей – это гонки на мотоциклах по покрытому льдом треку. Протяженность овальной ледовой трассы – 260-425 м. Обороты мотоцикла на поворотах доходят до 80 км/ч, а по прямой – 200 км/ч.
Отличие мотоцикла для гонок на льду от обычного гаревого заключается в наличии металлических шипов на протекторах. Весьма увлекательными в спидвее на льду являются виражи на поворотах. Похоже, что здесь не работают никакие физические законы, ведь мотогонщики в заездах почти ложатся на бок. Мощность двигателя составляет порядка 500 см³. На таком транспортном средстве не предусмотрен даже запускающий стартер.
Количество гонщиков в одном заезде – 4-6 человек. Согласно регламентам ледового спидвея, один заезд составляет четыре круга, что в совокупности набирает немногим менее двух километров. Повезло тем мотогонщикам, что участвуют первыми. Они гоняют по ровной укатанной дороге, но уже после нескольких заездов трасса становится похожа на вспаханную пашню. На обледенелой колее у спортсмена нет права допустить ошибку, поскольку малейшая погрешность угрожает утратой ведущего положения, вернуть которое из-за скоротечности гонки будет просто некогда.
Все виражи проходят в заносах, которые в отсутствие тормозов позволяют гонщикам снижать скорость. Одна из причин, по которой ледовый спидвей считают зрелищной дисциплиной – это частые падения. Потеряв контроль, спортсмены прямиком летят в ограждения и нередко получают тяжелые травмы.
Толщина обычного льда на катке достигает порядка десяти сантиметров, что приемлемо для коньков, но для проведения заездов по спидвею дополнительно доливают еще 30 см покрытия. Все это необходимо, потому как острые «когти» шин после заезда прорубают в нем серьезные выемки порядка пяти сантиметров глубиной.
Баллы на состязаниях зачисляются по итогам финальных гонок, которые довершают каждый день заездов. По общему количеству баллов за сезон выявляют призера. Такие правила – итог многолетнего становления мотогонок на льду, которые сегодня именуют спидвеем на льду.
Мотогонщики Советского Союза, а затем и РФ уже много лет не имеют равных себе на ледовом треке, оставляя за спиной даже очевидных пионеров этих гонок – финнов и шведов.
Правила гонок
Состязания организуются согласно правилам вида спорта «Мотоциклетный спорт», правилам Международной Мотоциклетной организации (FIM), техническим требованиям к мотоциклам FIM и МФР, медицинскому кодексу FIM, а также положениям и регламентам.
В целом правила похожи на обычные мотогонки. В одном заезде принимают участие четыре гонщика, командно или индивидуально, которые делают четыре круга по треку. Длина дистанции может быть различной – до 1700 м (425 м х 4 круга). Побеждает тот, кто первым достигает финиша. Второе и третье места распределяются соответственно.
К участию в состязаниях допускаются лица, прошедшие необходимую теоретическую и практическую подготовку, медицинский осмотр, имеющие заключение врача, а также страховку в соответствии с законодательством РФ. Для допуска к состязаниям мотоцикл должен пройти инспекцию у технического комиссара. Также проводят инспекцию защитного шлема, костюма и всей защитной экипировки.
В состязаниях в целом заявляют 18 человек (16 основных и двое запасных). В каждом заезде состязаний принимают участие 4 человека. На российских состязаниях – 5 серий заездов. Спортсмены встречаются друг с другом (каждый спортсмен встречается в состязании со всеми соперниками) согласно составленной таблице. Те, кто набирает наибольшее количество баллов, становятся призерами гонок. На этапах чемпионата мира первые 8 человек, кто по пяти заездам набрал большее количество очков, распределяются на два полуфинала. Победитель каждого полуфинала отправляется в финал, где и выясняется, кто станет сильнейшим.
Гоночный трек схож с треком для гаревых гонок, часто состязания организуются на одних и тех же трассах, только залитых льдом. Порой соревнования организуются на обледенелых озёрах. Спортсмены едут по треку против хода часовой стрелки. Размер трассы может достигать 425 метров. Линия старта (она же является финишной чертой) проводится по всей длине зоны старта на расстоянии 35 метров от начала первого виража. Зона старта оборудуется специальной машиной для старта, состоящей из двух вертикальных стоек и подъёмного механизма, управляемого пультом. Мотогонщик, который упал либо нарушил правила, к примеру, пересек синюю линию, определяющую внутренние границы трека, покидает заезд.
Запуск байка совершается сходу, ориентировочно с двух толкачей. За их счет байк разгоняется. Занимая свое сиденье, мотогонщик давит рычаг сцепления. Когда двигатель заработал, необходимо открыть ручку газа. В промежутках между заездами байк покрывают теплой накидкой.
Во время старта гонщик обязан корректно установить корпус – обе ноги стоят в упоре о землю, тело чуть подается вперед, чтоб исключить сильный подъем переднего колеса. Рукоятку газа спортсмен открывает через 6 метров от начала старта и не закрывает вплоть до следующего поворота. Делая поворот, гонщик должен избегать резкого закрытия и открытия рукоятки, чтобы не допустить потерю контроля над байком.
Ведение мотоцикла по прямым участкам не отличается от гаревых гонок. Они различны между собой поворотами. В момент поворота в ледовом спидвее мотогонщик должен ехать с предельной скоростью и наблюдать расположение конкурентов. При этом спортсмен сильно наклоняется надо льдом, а хорошее сцепление с трассой обеспечивается шипованными шинами. Предотвратить удары об лёд помогают резиновые наколенники. Правильный наклон мотоцикла и тела очень важны при выполнении поворота. Наклон должен производиться в сторону поворота для поддержки баланса. Одинаковый угол наклона тела и мотоцикла является самым распространённым способом. Когда спортсмен следует по прямой, то принимает обычную позу за рулем. В это время предоставляется возможность немного расслабить мышцы и подготовиться к следующему повороту.
Для мотогонок на льду заливают обычные стадионы. В РФ этим заниматься проще, поэтому спортсмены катаются на натуральном льду. За границей катаются на искусственном люду, то есть на том, где занимаются конькобежцы.С ноября обычно начинается ледовый сезон – сборы, тренировки. В начале декабря уже организуются первые состязания. Почти каждые выходные мотогонщику предстоят переезды на состязания из города в город либо в разные страны, вплоть до апреля. В «безледовый» сезон гладиаторы сохраняют свою физическую форму, принимая участие в мотокроссе либо езде по грунтовым трассам.Сегодня география спидвея достаточно широка, вот почему на ежегодной основе разыгрываются не только чемпионаты мира и Европы, но и отдельных стран. Самые престижные командные первенства проходят в Польше, Великобритании, Дании, Швеции и России. Среди стран, где развит ледовый спидвей, Россия считается самой сильной.
Особенности мотоциклов
Изначально транспортные средства для мотогонок на льду были почти кустарного производства. Гонщики сваривали рамы, на которые устанавливались шины с шипами на резьбе, а также щитки, покрывавшие колеса в качестве системы безопасности.
Позже любитель ледового спидвея, известный гонщик и тренер Владимир Карнеев создал раму с существенными доработками, благодаря которым байк получил повышенную устойчивость на льду. Внедренное В. Карнеевым новшество было настолько существенным, что до сих пор завод «Ява», основной поставщик мотоциклов для спидвея на льду, выпускает раму В. Карнеева без особых изменений.
Байк для состязаний обслуживается всеми членами команды, но производить какие-либо переделки конструкции с целью увеличения ресурсов мотоцикла не допустимо. В случае, когда вес байка превышает 110 кг, это может существенным образом повлиять на разгон, скорость и на факторы вхождения в повороты.
На байке имеется только две скорости, при этом первая нужна только на старте. Тормоза отсутствуют вовсе. Мотор работает на метаноле. Необходима установка жиклеров и звезд меньших размеров, что облегчает работу мотора. В бак такого байка вмещается 3,5 л горючего, которого достаточно для преодоления четырех километров.
У байков, участвующих в международных состязаниях, объем двигателя составляет 500 см³. Также в состязаниях применяют двигатели объемом 125, 250, 350 и 450 см³. Исторически в байках для гонок на льду использовались двигатели чешской компании «Ява», которые доминируют и по сей день.
Преобладающие особенности байков для спидвея на льду – более жесткая рама и длинная колесная база. Очень грозно смотрятся шипы на протекторах, которые впиваются в ледяной трек и удерживают спортсмена при заходе в поворот. В отличие от обычных гоночных в спидвее на байках нет аэродинамических обтекателей, необходимым условием является наличие переднего крыла и заднего капота над большей частью колеса.
Экипировка
На состязаниях должны соблюдаться все нормы безопасности и качественная экипировка – одна из них. Сегодня нетрудно поверить в то, что мотогонщик, облаченный в качественную профессиональную экипировку, падая с байка на огромной скорости, отделывается порой лишь легкими ушибами.
Современные комбинезоны для гонок на мотоцикле даже надеть непросто, и для этого требуется посторонняя помощь, а находиться в них в повседневной жизни практически невозможно из-за неудобства и жары. Но когда гонщик в такой защите усаживается на байк, всё становится на свои места – тело сразу обретает идеальное и удобное положение, а ледяные порывы ветра лишь освежают тело.
Подобные костюмы изготавливаются из натуральной кожи и снабжаются специальными зонами поглощения, а также ребрами жесткости. Не так давно было использовано еще одно новаторское решение – размещение подушек безопасности под защитными костюмами. А ведь еще совсем недавно гонщик был защищен только лишь пластиковым мотоциклетным шлемом.
Под комбинезон обязательно надевается защита для спины и области груди. Также существуют специальные мотоботы, причём левый ботинок оборудуется карбоновой защитой, в которой нога должна сгибаться, поскольку нога служит третьей точкой опоры. Кроме того, ею можно контролировать мотоцикл.Поверх внутреннего наколенника надевается наружный. Благодаря ему нога скользит по льду и не повреждается. Дополнительную защиту также придают налокотники, подшлемник, жилет для торса и мотоперчатки. Шлем с очками меняются после каждого круга.
Какое состязание самое значимое в ледовом спидвее?
FIM Ice Speedway Gladiators (Личный чемпионат мира по мотогонкам на льду) – это состязание выдающихся спортсменов мира, проводимое на ежегодной основе с 1966 года.
Турнир делится на пять финалов, проводимых на треках разных городов. Каждый финал состоит из двух этапов, проходящих как отдельные гонки. В целом формат Чемпионата мира таков: проводится пять серий по 4 заезда по принципу «каждый с каждым». По наибольшему количеству набранных очков определяются восемь спортсменов, попадающих впоследствии в два полуфинала.
Победитель каждого полуфинала выходит в финал чемпионата. Призер определяется по итогам финального заезда. К баллам, набранным в основной части, добавляются очки по результатам заездов «play off». Спортсмен, получивший наибольшее количество баллов по итогам всех финалов, становится чемпионом мира.
В 1966 – 1993 гг. чемпионат включал отборочные турниры и финал, который проводился в один или в два дня. Поначалу в чемпионате в финале применялась система зачётных очков (квалифицировались первые шесть мест, за которые присуждали от 1 до 8 очков), а в 1967 – 1993 гг. принимались во внимание только набранные в заездах баллы.
В 1994-ом г. была внедрена система Гран-при, то есть сохранялась структура квалификационных этапов, но были внесены изменения в финальный отрезок: в выбранных городах организовывался один финал и каждый из финалов проводился в два дня. Занятое спортсменом в каждый из дней место определяло количество его зачётных баллов. Подытоженные в конце сезона баллы выявляли призёра.
C 2012 года принципы Гран-при сохранились, но принимались во внимание исключительно заездные баллы, а также, идентичная гаревому Гран-при система двух полуфиналов для восьмёрки лучших гонщиков и финала. Разница лишь в том, что полученные в финале очки не удваивались.
Насколько опасно заниматься спидвеем?
Спидвеей – это поистине мужская спортивная дисциплина. Травмы здесь неизбежны – это действительно опасный вид спорта. Гонщик может потерять управление в результате столкновения с соперником либо в результате слишком резкого захода в поворот и неверно выбранной скорости. Так спортсмен может легко вылететь в ограду. Очень большой риск представляет множество шипов на протекторах, серьезными последствиями может обернуться контакт с ними при падении.
Кроме того, после нескольких заездов трек становится еще более опасным для гонщиков, поскольку он сильно разрушается многочисленными шипами. Конечно, качественная экипировка защищает спортсменов при падениях, но не является страховкой от серьезных травм в целом, например, переломов, сильных ушибов или рваных ран.Однако безопасность в мотоспорте не стоит на месте, и со сравнительно недавнего времени стало обязательным использование надувных бортов и отбойников.
Где самые сильные мотогонщики?
Представители РФ – неоспоримо ведущие в этой дисциплине. В России мотоспорт получает государственную поддержку. В бюджетах многих регионов имеются статьи на содействие соответствующим клубам и школам. В Свердловской области и в Тольятти имеются специальные детско-юношеские школы, где занимаются совсем юные мотогонщики. С пятилетнего возраста они ездят на специальных небольших байках. Здесь они получают первоначальные навыки, затем выбирают один из видов мотоспорта себе по душе.
Многие клубы – бюджетные организации. Клуб обеспечивает гонщика мотоциклом, механиком и заработной платой, оплачивает командировки на состязания. Кроме того, на выделяемые средства закупаются запчасти и все необходимое.
Как таковые тренировки не проводятся. Сборы начинаются в конце ноября, когда проводится предсезонная десятидневная подготовка. Затем начинаются состязания, которые организовываются обычно по выходным дням, а между гонками проходят переезды спортсменов в разные города.
За рубежом клубы отсутствуют, и спортсмены тренируются сами по себе. Они сами приобретают запасные части и собирают мотобайки у себя в автогаражах. Это причина того, что мотоспортом за границей занимается не так много людей, от того и ниже конкуренция.
Чемпионат России – определенно сильнейшие мотогонки в мире. Попасть в пятерку сильнейших на чемпионате России тяжелее, чем оказаться в пятерке сильнейших на Чемпионате мира. И если в Европе гонки организуются раз в год, то в РФ они организуются постоянно. Кроме того, зимние холода наступают здесь раньше, и гонщики из разных стран прибывают сюда на сборы, для участия в состязаниях и, конечно, в целях заимствования опыта российских пилотов.
История ледового спидвея
Наверняка сегодня уже никто не сможет точно назвать человека, решившегося первым не только встать на лёд на мотоцикле, но и пронестись на нем по скользкому покрову на огромной скорости.
Считается, что общераспространенность различных спортивных дисциплин складывается согласно климатическим условиям ареала их распространения. Вот почему основоположниками гонок на льду признаны северные регионы – Швеция и Финляндия, которые значительную часть года занесены снегом. А обитатели этих северных широт еще на заре автомобильного века тренировались в езде на оледенелых трассах и даже проводили состязания. В ту пору ездили кто как мог, единых правил еще не было, поэтому вплоть до середины 30-х гг. мотогонки на льду расценивались больше как нечто экстраординарное и считались развлечением для спортсменов классического спидвея.
Новая дисциплина мотоциклетного спорта достигла СССР к середине тридцатых годов. О заездах скандинавов на мотоциклах по ледяным дорогам поведал своим друзьям-гонщикам известный конькобежец Константин Кудрявцев. Идея была подхвачена, и первый раз скоростной заезд на льду продемонстрировал Сергей Бучин. Произошло это событие в январе 1939 г. на залитой льдом беговой трассе стадиона «Динамо» в перерыве матчей по другим дисциплинам. Тогда об эксперименте С. Бучина написала газета «Красный спорт», осветившая его заезд, скоростные повороты «почти лежа на боку» и мотоциклетные шины с короткими шипами.
Оснастка была создана мотогонщиком-рекордсменом СССР Николаем Закревским. Он опубликовал схемы шипов и рекомендации по их изготовлению. Шипы имели вид скобы с изогнутым основанием и выдвигались над протектором на 8 – 12 мм. На переднее колесо Н. Закревский рекомендовал устанавливать 120 скоб в четыре ряда, на заднее – 150. Через год после выхода публикации, в марте, прошло первое состязание по спидвею на льду, приуроченное к XVIII-му съезду ВКПБ и имевшее место на территории ипподрома г. Москвы. По окончании ВОВ мотогонки на льду продолжили свое развитие, и для состязаний больше стали приспосабливать укороченные трассы. Так, мотогонки могли организовывать на заледеневшем озере одного из городских парков.
В 1950 г. были организованы состязания в честь дня Советской Армии, на которых вместе с шипами С. Закревского стали применять и шипы в форме конусов, напоминающие нынешние. Дальность одного заезда увеличили до 16 км, а мотоциклы разбили на 6 классов. Уже в 60-ом году в программу национальных чемпионатов вошел класс 500 см³. Состязания стали проводить во всех городах от Таллина до Владивостока с участием сотен мотогонщиков. В этот период ледовый спидвей был включен в состав дисциплин, курируемых Международной федерацией мотоспорта. По нему стали проводиться чемпионаты мира. Тем не менее в 1961 г. никаких международных состязаний на льду в СССР не проводилось по причине отсутствия официальных международных правил.
В 1962 году стараниями FIM были подготовлены и приняты международные регламенты мотогонок на льду, а в 1963 году был учрежден официальный чемпионат – Кубок FIM, год спустя переименованный по предложению Федерации мотоциклетного спорта СССР в чемпионат Европы.
При всем том, что в состязаниях уже много лет участвуют мотогонщики из различных стран мира, бесспорный приоритет остается за представителями из СССР, а ныне СНГ и РФ. За весь период существования гонок лишь 11 раз победителями становились мотогонщики из других стран.
Сегодня в РФ можно выделить несколько центров развития ледовых гонок. В них неутомимо трудятся мотоклубы и готовятся будущие чемпионы мира. Самые сильные из них – Республика Башкортостан, города Саранск и Тольятти. Есть свои мотоклубы в Приморском крае и Благовещенске, но активному участию в крупных состязаниях здесь мешает их географическая удаленность.
Спидвей на льду – очень красочная и сугубо мужская дисциплина, вмещающая ледовый крап, сражение колесо в колесо, невероятные виражи. Кому-то нравится скорость и адреналин, кому-то – дух соперничества (здесь он проявляется как нигде).
Ледовый спидвей – невероятное по зрелищности действо, с завидным постоянством собирающее стадионы в самые морозные дни. Овал трека, покрытый плотным слоем льда, четыре незабываемых круга и напряжение до самого последнего заезда – вот неизменные составляющие мототриала. Этот опасный вид спорта предназначен для настоящих мужчин. Шрамы – не для девушек, а в ледовом спидвее они неизбежны. В остальном всё зависит от характера, выдержки и желания.
Турнир:
Чемпионат Англии. Премьер-Лига