Что такое спиритизм определение

«У мертвых есть дела поважнее»: спиритизм – реальность или обман?

Североамериканские медиумы и теория реинкарнации

Современная история возникновения спиритизма, то есть общения с духами умерших, берет свое начало в Северо-Американских Штатах. В 1848 году у одного из фермеров в доме стали происходить странные явления. Как бы сегодня сказали, начал «хулиганить полтергейст». Две дочери фермера стали общаться с духом умершего. За несколько лет сестры стали настоящими звездами спиритизма. Они объехали весь мир, выступали с сеансами спиритизма перед президентом США, английской королевой и даже добрались до России, где вызывали духов перед императором Александром III. Увлечение медиумическими сеансами, вызыванием духов, верчением блюдец и столоверчением охватило все слои общества.

«Оказалось, что девочки – хорошие медиумы, – говорит астролог Диана Хорсанд. – И они общаются с духом, который сказал им, что он некий торговец, который был здесь убит и закопан. Уже после смерти девочек-медиумов в 1904 году эта версия подтвердилась. Когда разрушился подвал дома, то в стене обнаружили останки человека. Нужно понимать, что это не девочки вызывали духов, а это неупокоившаяся душа просила помощи».

Из Северо-Американских Штатов модное увлечение перекочевало в Старый Свет, и началось его триумфальное шествие по всей Европе. Классическое воплощение спиритизм получил во Франции, где некто Алан Кардек обрисовал теорию существования мира духов и выпустил несколько книг, которые считаются азбукой спиритуалистов. В 1857 году он издал первую книгу по спиритизму. Написанная, по утверждению автора, в соавторстве с духами, она включала в себя ответы духов на 1 018 вопросов, касавшихся природы духов, отношений между миром духов и материальным миром, о смерти и перевоплощениях. Впоследствии Кардек выпустил еще четыре книги, ставших классикой спиритизма.

«Алан Кардек написал много книг, причем описывал то, против чего возмутились все медиумы того времени, – рассказывает астролог Диана Хорсанд. – А именно теорию реинкарнации: что духи воплощаются много раз для того, чтобы совершенствоваться, а потом воплощаться в более высоких и тонких мирах, очищаться и переходить уже в чистый дух, не возвращаясь. Почему-то тогда это отрицали, хотя, например, писатель Конан Дойль выступил в защиту этой теории и сказал, что есть учение о том, что душа воплощается в этом мире не один раз. Конан Дойль всерьез не занимался этими практиками, он их описывал, он их изучал, можно сказать, как Шерлок, и был своего рода арбитром».

Как происходит общение с духами

Разговор с духами мог происходить разными способами. Самый простой способ поговорить с духами – хождение блюдца. На листе бумаги рисуют круг и алфавит, в центр круга ставится легкое блюдце. Надо трижды позвать нужного духа и сразу же «накрыть» его блюдцем. Теперь можно задать вопросы, а затем расслабить пальцы и позволить потустороннему гостю толкать блюдце к нужным буквам. Можно поговорить с духами с помощью стола, когда он при появлении духа начинает выбивать дробь, причем люди, сидящие вокруг стола, его не касаются.

«Мы обязательно делаем огненный круг вокруг участников, – говорит медиум Милена Кондратьева (Рижская). – По кругу ставятся свечи, преимущественно черного цвета, потому что черный цвет – это цвет защиты, а огонь – дружественная людям стихия, огонь чистит пространство. Участники вводятся в измененное состояние сознания. Это происходит при помощи медитации под звуки бубна: это нужно для того, чтобы наш мозг перешел на те вибрации, те частоты, которые позволяют общаться с потусторонним миром. Получается такое расслабленное медитационное состояние полусна, и тогда мы можем общаться с ушедшими».

Человечество всегда хотело знать будущее и что будет после смерти. Ответ на этот вопрос обычно искали у духов, также у них интересовались и более прозаичными вещами, например, будет ли удачной охота. Обычно в древности этим занимались шаманы. Впадая в транс, они общались с потусторонним миром. Если шаман умел хорошо договариваться с духами, он продолжал шаманить дальше, а если договоры с духами не исполнялись, его обычно отправляли в другой мир. Для ввода в транс шаманы использовали бубен, звуки которого были настроены на определенную частоту.

«Я профессиональный психолог, – говорит медиум Милена Кондратьева. – Мне хочется помогать людям. Я вижу результат, ведь спиритический сеанс можно относить к хорошей психотерапевтической практике. После этих сеансов люди получают ответы на свои вопросы и в какой-то степени становится счастливее и спокойнее. Я вижу в этом свою миссию».

Уинстон Черчилль и последняя ведьма в истории

В спиритизм – возможность общения с духами умерших – верили многие известные люди. В спиритическую историю оказался втянут даже премьер-министр Англии Уинстон Черчилль. Дело все в том, что в Англии жила самая известная женщина-медиум того времени – Хелен Дункан. Она в 1941 году сообщила о крушении военного корабля HMS Barhgam. На момент прорицания о морской трагедии, унесшей почти тысячу человеческих жизней, было известно лишь очень узкому кругу лиц. Хелен вызвала дух одного из моряков с погибшего судна. Дух поведал о том, что их корабль был потоплен фашистской подводной лодкой. Сотрудники спецслужб были в шоке. Хелен тут же арестовали. Чтобы ее изолировать, отыскали закон двухсотлетней давности, по которому ее обвинили в связях с сатаной, также обвинив в госизмене. Хотя свидетели говорили о том, что Хелен Дункан не шпионка, что она действительно обладает сверхспособностями. Защитником медиума стал Уинстон Черчилль, который обвинил судей в «зашоренности и ужасающей несправедливости». Однако даже его заступничество не помогло.

«Медиум, через которого идет общение с духами, теряет за время сеанса огромное количество энергии, – говорит Диана Хорсанд. – Потому что на его энергии и строится это общение. Но медиум умеет восстанавливаться. А вот среди тех, кто участвовал в этих сеансах, отмечалось очень много самоубийств. У людей зачастую появляется одержимость, они перестают владеть собой, становятся буквально сумасшедшими, а могут и сами совершить убийство».

Разоблачительные фокусы Гарри Гудини и ученая комиссия Менделеева

В России спиритическое безумие охватило все слои населения. Спиритические салоны пользовались огромной популярностью. В них участвовали как представители высшего света, так и горничные, офицеры и женщины легкого поведения. О «даре видеть духов» заявляли и многие видные ученые. Тогда для развенчания мифов о спиритизме в 1875 году при Санкт-Петербургском университете создали комиссию «медиумических явлений». Ее возглавил знаменитый русский ученый, создатель периодической системы элементов Дмитрий Иванович Менделеев. В нее вошли 12 виднейших физиков и химиков. Для проверки спиритических явлений из-за границы были выписаны известные медиумы. В присутствии ученых были проведены опыты, которые показали, что вся спиритическая мистика – не что иное, как шарлатанство.

«Менделеев развенчал откровенных мошенников, – говорит Милена Кондратьева. – Потому что, конечно, мошенников тоже хватало. Но тем не менее все равно оставались люди, которые успешно проводили спиритические сеансы, и поэтому в какой-то момент Менделеев перестал увлекаться спиритизмом: он не знал, что противопоставить этому явлению»

Наверное, многие слышали о знаменитом американском фокуснике Гарри Гудини. Многие из его трюков до сих пор считаются непревзойденными. В то время толпы шарлатанов от спиритизма кочевали по Новому Свету, дуря обывателей. Так вот, иллюзионист, возмущенный этим мракобесием, тоже решил бороться с ним.

Гудини выступал с разоблачительными лекциями, в которых демонстрировал, как на самом деле происходят спиритические явления, и даже приехал в Россию, чтобы поддержать комиссию Менделеева. Гарри Гудини продемонстрировал 17 незаметных для людей приемов, с помощью которых издавал «медиумические звуки».

«Когда Гарри Гудини приезжал в Россию, он всем рассказывал и показывал, что спиритизм – это полная фигня, – говорит писатель Александр Мясников. – Целых 17 вариантов звучаний и столовращений: он просто продемонстрировал, как это делается. Но это оказалось бесполезно. Так же, как писаные и неписаные законы: писаные ты можешь переписать, а с неписаными ты ничего не сделаешь. Ты можешь запрещать или не запрещать их, но люди все равно будут поступать по-своему. Поэтому увлечение спиритизмом существует до сих пор, несмотря на то, что есть высшая математика и космические открытия».

От спиритизма к нейросетям. Современный вызов духов

Сегодня многие достижения нашей цивилизации – смартфоны, компьютеры, телевизоры – тоже показались бы людям того времени чем-то мистическим. Как это можно видеть и разговаривать с человеком на другом конце планеты? Но и в наше время существуют приверженцы спиритизма. Правда, сегодня они объясняют этот феномен наличием информационного поля Земли и уверяют, что сеансы носят в основном психотерапевтический эффект.

Интерес к спиритизму не утихает, хотя многие скрывают свое увлечение миром духов. Чем объясняется такое увлечение невидимым миром? Человеку свойственно любопытство, страсть к непознанному. Основным тезисом спиритизма является идея о том, что у каждого человека есть душа, которая имеет свойство перевоплощаться после смерти хозяина. С каждым воплощением душа приобретает все новые и новые качества.

«Спиритический сеанс – это не предмет науки, – говорит нейробиолог, когнитолог Илья Мартынов. – Наука это не изучает точно так же, как и религию. Наука описывает это, скорее, с точки зрения истории. Могу сказать следующее: спиритические сеансы, как и все странное, вызывающее адреналин, гормоны стресса, просто привлекает внимание как то, что выходит за рамки обычного и дает новизну. А новизна – это привлекательно, люди приходят за новыми ощущениями, вот и все».

Ну а кроме всего прочего, спиритизм – это хороший бизнес. Мало того, что аферисты выманивали у простаков большие деньги, но они создали целую индустрию по производству атрибутов для спиритических сеансов. Так, например, знаменитая, «говорящая доска» Уиджа была, оказывается, сделана отнюдь не для мистических сеансов, а просто как детская игра. Но во время Первой мировой войны, когда масса людей хотела узнать о своих близких, погибших на фронте, ее приспособили к спиритическим сеансам.

Церковь с самого начала увлечения спиритизмом выступала против этого явления, считая его страшным грехом. Нельзя тревожить души умерших. Дело в том, что под видом духов в наш мир могут прийти совсем другие сущности. Темные бесы могут завладеть вами. Надо сказать, что и многие эзотерики считают спиритизм чем-то запретным. Неслучайно во время сеанса надо обязательно снять крест, посмотреть, чтобы рядом не было икон, и проводить сеанс в самое страшное время суток – с полуночи до первых петухов

«О, дух всевышний, явись к нам… Отзовись! Скажи нам, каким будет курс доллара в следующем квартале. ». Обычно дух дает неопределенный ответ. Мол, если цена нефти повысится, то доллар упадет, а если нефть подешевеет, то и доллар вырастет. Впрочем, подобные откровения можно сделать и без помощи духов. А вообще-то, это дело каждого: верить в спиритическую заумь или нет. Сегодня духов вполне заменяет нейросеть, в которую объединяются несколько человек, чтобы с помощью цифровых технологий вызвать тот или иной образ.

«Просто спиритический сеанс выходит на новый уровень, на нейроуровень, – говорит нейробиолог, когнитолог Илья Мартынов. – Это такой современный театр, когда люди приходят, встают в кружок и вызывают компьютерного духа, строго говоря, с помощью своих нейроинтерфейсов. Понятно, что это просто дань прошлому, а не настоящий спиритический сеанс. Никаких духов они не вызывают, но но это дает им возможность испытывать примерно то же самое, что могли испытывать те люди, которые верили в спиритизм».

Источник

Спиритизм

Отличительной особенностью спиритизма служит признание вещественного общения людей с душами умерших через посредство (medium) особых лиц, называемых медиумами. Верование в возможность вызывания духов или душ умерших людей известно с глубокой древности и имело широкое распространение у древних вавилонян, халдеев, египтян, греков и других народов. В новейшее время это верование возродилось в конце 1847 г. в Америке и стало известно под наименованием «спиритизма» (от spiritus – дух). Из Америки современный спиритизм был разнесен по всем странам и быстро распространился во Франции, Германии, Англии, России и несколько позднее в Италии.

В России он появился среди образованного общества – сначала в столицах, а оттуда проник в провинцию. В конце семидесятых годов прошлого столетия у нас увлечение спиритическими сеансами приняло эпидемический характер, так что круглые столики, употреблявшиеся для спиритических сеансов, сделались принадлежностью почти каждого интеллигентного семейства. В ряды сторонников спиритизма вступали даже многие серьезные писатели и ученые, напр., писатель В.И. Даль (1801–1872), проф. П.Д. Юркевич (1827–1874), проф. А.М. Бутлеров (1828–1886), академик М.В. Остроградский (1801–1861) и другие. Впоследствии интерес к спиритизму в русском обществе понизился, хотя никогда не падал совершенно.

По-видимому, большое оживление спиритизму дало наше «освободительное движение»; по крайней мере, именно с 1905 г. у нас возник второй спиритический орган – журнал «Спиритуалист», в добавление к издавна существовавшему «Ребусу».

Необычайные явления, наблюдаемые присутствующими на спиритических сеансах,– весьма разнообразны. Одни из этих явлений происходят при видимом непосредственном участии медиума. Так, напр., при наложении рук медиума на стол последний сам собой приходит в движение, приподнимается, наклоняется, вращается и т.п., или рука медиума с непостижимой поспешностью автоматически пишет на разные вопросы ответы даже на языках, неизвестных ему,– и разными почерками, в зависимости как бы от разных духов, таинственно диктующих ему; иногда медиум сообщает о событиях, совершающихся в данную минуту за сотни тысяч верст от него, описывая их с поразительной точностью (как это впоследствии устанавливалось самой строгой проверкой событий на месте их происшествия). При этом надо заметить, что медиумы – всегда люди в большей или меньшей степени нездоровые, невропаты, а называемое «трансом» состояние, в которое обыкновенно они впадают во время сеансов, – прямо невменяемое, и в этом состоянии они действуют, как автоматы, ничего не помня и ничего не сознавая.

Вторую группу составляют спиритические явления, совершающиеся в присутствии медиума, но без его непосредственного участия и без всякой видимой причины. Сюда принадлежат: стуки, передвижение мебели по всем направлениям, перемещение вещей из одного хранилища в другое, хотя бы и запертое, появление неизвестно откуда и несмотря на запертые двери цветов, коробок с конфетами и др. предметов, письменные ответы на бумаге, предварительно запертой в ящике или помещенной между двумя сжатыми стеклянными и другими пластинками, игра музыкальных инструментов, появление света, голосов, музыкальных звуков и т.п.

Но самое главное поразительное явление на спиритических сеансах – так называемая телесоматия или материализация «духов», т.е. явление «духов» в чувственно-доступной осязаемой форме. Большей частью материализация бывает неполная и появляются лишь части человеческой фигуры или отдельные органы – руки, ноги, лица, то маленькие, то громадной величины. На ощупь они или холодны, как труп, или тепловаты и гибки, как у здорового человека, или пылают жаром, точно при сильной лихорадке; но все они одарены движением и необычайной силой. В случаях полной материализации явившийся «дух» обыкновенно имеет парообразный, прозрачный вид с туманными и расплывчатыми очертаниями, иногда же в виде вполне ясной фигуры, доступной осязанию. Его внешний вид, выражение лица, покрой одежды – такие же, какие существовали при земной жизни этого духа, согласно историческим данным, или памяти лиц, знавших его. Иногда он обладает кроткой добродушной физиономией, голова окружена светлым ореолом, на плечах крылья, иногда, наоборот, он имеет дикий, зверский вид. При полной законченной материализации «духов» их можно касаться, ласкать и обнимать; они громко поют, присаживаются к письменному столу и пишут ответы на заданные вопросы. Иногда «духи» позволяют даже фотографировать себя при дневном освещении или при свете магния.

Редко «духи» являются уже цельными, сформированными перед собранием; чаще всего они возникают и образуются на глазах зрителей. Обыкновенно в углу комнаты появляется сначала светлое облачко, затем в центре этого облачка выделяется темное ядро, которое очень быстро начинает уплотняться. Из этого ядра незаметно вырисовывается голова, шея, грудь, плечи и остальные части фигуры. Очертания из расплывчатых делаются все более и более определенными до тех пор, пока не появится полная человеческая фигура. Исчезает эта фигура разными способами: то расплывается в облаке, из которого появилась, то внезапно пропадает необъяснимым образом, то уходит в пол, в стену и т.п.

Во всех таких необыкновенных явлениях спириты видят обнаружение душ умерших людей. Но весьма большое количество явлений, которые первоначально считались действием «духов», оказались поддельными.

В 1875 и 1876 гг. явления спиритизма исследовала комиссия из русских ученых во главе с профессором Д.И. Менделеевым и признала (большинством – 9 голосов против 3) спиритизм за обман и суеверие. Однако это объяснение является легковесным для того, чтобы противопоставить его признанию реальности и таинственности явлений спиритизма целым рядом научных и других авторитетов, среди которых достаточно указать, например, на французского астронома К. Фламмариона (род. в 1842 г.), английского физика Д. Тиндаля (1820–1893), итальянского антрополога Ч. Ломбразо (род. в 1836 г.), президента Соединенных Штатов А. Линкольна (1809 –1865), английского министра-президента В.Э. Гладстона (1809–1898), Московского митрополита Филарета (1783–1867), Вышенского подвижника, епископа Феофана (1815–1894) и Кронштадтского протоиерея о. Иоанна Сергиева (1829–1908). Те же авторитеты в научном мире лишают всякой ценности и теорию галлюцинаций и иллюзий для объяснения спиритических феноменов.

Несомненно, что обман, шарлатанство и фокусничество всех видов имели и могут иметь место при спиритических сеансах в качестве постоянных спутников спиритизма. Но несомненно также и то, что в основе спиритизма, как утверждают некоторые, лежат действительные факты, реальные события. Те спиритические явления, которые состоят в автоматических движениях, могут быть удовлетворительно объяснены гипотезой полусознательных движений: когда, напр., к опытам приступают лица с предвзятыми убеждениями и получают ответы, вполне согласные с убеждениями, ничего другого не происходит, кроме полусознательного выражения этими лицами своих убеждений в соответствующих движениях. Причина других непонятных спиритических явлений может лежать в особых, до сих пор неизвестных науке, силах природы и человека. Но за всем тем все-таки остается ряд спиритических явлений, свидетельствующих о присутствии в них элемента сверхфизического. Самые попытки к физическому объяснению явлений спиритизма в конце концов знакомят нас только с механизмом, с аппаратом этих явлений, а не с агентом или агентами, чрез них действующими. Участие в явлениях спиритизма других агентов, кроме лиц присутствующих на сеансах, вынуждает признать сила фактов, и к этому выводу приходят даже известные естественники, врачи, натуралисты, предубежденные против всего сверхъестественного.

Знаменитый английский физик и химик В. Крукс (род. в 1832 г.), не имеющий ничего общего с мистикой, прямо заявляет, что среди спиритических явлений есть такие, которые «убедительно свидетельствуют о действии разумной силы, внешней и посторонней для всех присутствующих при этом лиц». Спиритизм, как было сказано выше, эту таинственную разумную силу считает проявлением душ умерших. Но между живыми людьми и душами умерших людей стоит стена нерушимая и препятствующая грубо-вещественному общению, ибо вещество плоти находится по одну сторону стены, а по другую сторону такого вещества нет. Проникновение через эту стену может быть только делом особого чуда, т.е. нарушением обычных естественных законов, делом сверхъестественным, актом особой благодатной воли Бога. Низведение таких чудес на степень обычных явлений представляет собой коренное заблуждение тех, которые на спиритических сеансах с кощунственной развязностью обращаются со своими вопрошениями к являющимся им будто бы душам умерших.

«Спрашивают ли мертвых о живых»,– говорит пророк Исаия (VIII, 19). «Невозможно, как учит св. Иоанн Златоуст, здесь блуждать душе, уже отделившейся от тела» (Бес. к антиох. нар. о Лазаре). По земле, «яко лев рыкая, ходит, иский кого поглотити», дьявол ( 1Пет. V, 8 ). Для уловления людей в свои сети он может принимать всякие виды и даже образ ангела света. И на спиритических сеансах таинственные деятели, как хамелеоны, меняющие свой вид в зависимости от среды и обстановки, не кто иные, как демоны. Поэтому, как писал известный святитель Феофан Затворник, «спиритизм – прямо бесовщина, ничем не прикрытая. Тут осязательна нечистая сила. Кто тут действует, можно судить по явлениям. Да они и сами не скрывают, что суть бесы». Никем и из других наших церковных писателей не отрицается, что спиритизм есть сфера деятельности злых духов. Отсюда и занятие спиритизмом, подобно занятиям волшебством, колдовством и т.п., является душепагубным, страшным грехом, как «мерзость перед Господом» 14 (см. Второз. 18, Анк. 24, Вас. Вел. 65, 72, Григ. Нис. 3, VI Всел. Соб. 61).

Христианское учение о живом Боге, Троичном в Лицах, спиритизм заменяет своим учением о Боге, которое носит в себе следы пантеизма (хотя спириты формально и отрицают пантеизм) и близко подходит к учению индийцев и, особенно, древних гностиков. Отрицая Божество Иисуса Христа, спиритизм признает Его лишь за одного из высших духов, взявшего на себя миссию открыть людям истину. Отвергая, тем самым, и христианский догмат искупления человечества Иисусом Христом, спиритизм проповедует самоискупление людей путем их многократных перевоплощений. На место Святого Духа спиритизм ставит высших духов, способствующих нравственному совершенству человека. Наряду с этим спиритизм, льстиво суля совершенство и блаженство решительно всем, даже падшим ангелам, отрицает христианские догматы, о первородном грехе, об аде и вечных мучениях, о Церкви, таинствах и обрядах.

Отрицая богочеловечество Иисуса Христа, спиритизм позволяет себе называть «откровение» своих духов даже «истинным христианством». Но, по слову Апостола, «всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста» ( I Иоан. IV, 3 ), а потому и спиритизм есть учение антихристианское. Самое верование спиритов в истинность и полноту открытого им чрез посредство их «духов» знания, если и может на чем обосновываться, то только на их убеждении, что у них среди «духов» «не менее собственных корреспондентов, чем в любом из городов».

Знаменитый святитель, московский митрополит Филарет по поводу «столоверчения» писал следующее: «О стологадании печально слышать, что многие, как дети на новую игрушку, бросались на оное, не подумав, что это за игрушка и чем кончиться может игра».

Лучшей системой спиритизма считается система, изложенная в сочинениях французского спирита Аллана Кардека (†1869 г.), которого правоверные спириты называют «апостолом» спиритизма.

Спиритизм весьма охотно вступает в дружбу со сторонниками социализма и коммунизма, чтобы общими силами подкапывать существующее устройство человеческих обществ, а потому, как явление религиозно-социальное, он одинаково может грозить как церкви христианской, так и государству. Он тем более опасен, что для своей привычки к обществу не требует, чтобы люди сразу забыли и отрешились от наследованных порядков, представлений и верований; напротив, он готов уживаться со всякими верованиями, никого не стесняя и приспособляясь ко вкусу каждого, и только мало-помалу незаметно и слегка поселяя в одних – более равнодушных – простое любопытство и желание испытать новое чувство и настроение, в других – людях скептических – легкое сомнение, в третьих – полуверующих и подчас набожных – простой мистицизм, т.е. веру в таинственное, способную подогреть сердце и дать отраду жизни, особенно, среди тяжелых обстоятельств и близости смерти. В этой податливости и таинственности обстановки, обещающей проникнуть за пределы гроба, и заключается вся сила обаяния спиритизма, а в то же время и вся опасность его для нашего времени, столь легкомысленного и индифферентного в деле веры.

Вам может быть интересно:

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

СПИРИТИЗМ

Полезное

Смотреть что такое «СПИРИТИЗМ» в других словарях:

СПИРИТИЗМ — (от лат. spiritus дух, душа). Учение, будто дух или души человеческие блуждают в мире и могут быть вызываемы и вопрошаемы так называемыми медиумами, лицами, способными производить это по своей воле. Словарь иностранных слов, вошедших в состав… … Словарь иностранных слов русского языка

Спиритизм — верование в возможность необычайных проявлений духов вмире физическом. Начало его относится к глубокой древности. В Библииесть упоминание об аэндорской волшебнице, занимавшейся прорицанием ивызыванием душ умерших людей. По рассказу Григория… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

СПИРИТИЗМ — СПИРИТИЗМ, спиритизма, мн. нет, муж. (лат. spiritus дух). Суеверное убеждение в возможности общения с т.н. потусторонними миром, с духами, с умершими при помощи различных внешних знаков (стуков, условной азбуки, верчения столов и пр.) через… … Толковый словарь Ушакова

спиритизм — столовращение, столоверчение Словарь русских синонимов. спиритизм столоверчение, столовращение (разг. ирон.) Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов

спиритизм — а, м. spiritisme m. Мистическая вера в загробную жизнь душ умерших и в возможность общения с ними. БАС 1. Вся далекая окружность, чаявшая движения поездов, как есть вся, без различия пола, возраста и гражданского ранга, приходила в экстаз, почти… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Спиритизм — Спиритизм ♦ Spiritisme Вера в духов, якобы представляющих собой души умерших, и убеждение, что с ними можно разговаривать. Спиритизм – это суеверный спиритуализм, или спиритуалистическое суеверие. Больше всего в спиритизме поражает не то,… … Философский словарь Спонвиля

СПИРИТИЗМ — (от латинского spiritus душа, дух), мистическое течение, связанное с верой в загробное существование душ умерших и характеризующееся особой практикой общения с ними (приемами так называемого физического медиумизма столоверчением и т.п.). Возник в … Современная энциклопедия

СПИРИТИЗМ — (от лат. spiritus душа дух), мистическое течение, связанное с верой в загробное существование душ умерших и характеризующееся особой практикой общения с ними (приемами т. н. физического медиумизма столоверчением и т. п.). Возник в сер. 19 в. в… … Большой Энциклопедический словарь

СПИРИТИЗМ — СПИРИТИЗМ, а, муж. Мистическое течение, основанное на вере в возможность непосредственного общения с душами умерших, а также само такое воображаемое общение при помощи различных условных приёмов (верчения столов, стуков). | прил. спиритический,… … Толковый словарь Ожегова

СПИРИТИЗМ — (от лат. Spiritus дух, СПОСОБНОСТИ англ. capacities; душа) англ. spiritism; нем. Spiritis нем. Fahigkeiten. spiritisme; shopnosti. Индивидуально психол. особенности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода… … Энциклопедия социологии

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *