Что такое сплоченная семья
Влияние типов сплоченности семьи на формирование личности подростка
Педагог – психолог ГБУ «ППЦ» г. о. Тольятти
Педагог – психолог ГБУ «ППЦ» г. о. Тольятти
Подростковый возраст особо значим в плане осознания своего «Я». У подростка возникает интерес к своему внутреннему миру; переживания, свои личностные черты, поступки пристально анализируются подростком, и он пытается понять, какой он есть на самом деле, представляет, каким он хотел бы быть. В данном возрасте начинает формироваться самопознание, подросток начинает себя оценивать, формируется самоотношение. Постепенно подростки осознают свою особенность и неповторимость, происходит формирование «Я концепции», которая определяет дальнейшее поведение. Роль семьи в воспитании ребенка, бесспорно, велика. Именно в этом институте закладываются основы личности. От того, каким будет воспитание, зависит дальнейшее построение ребенком модели собственной семьи. Дети, как губка, впитывают в себя образцы поведения. Таковыми являются для них в первую очередь родители.
Для того, чтобы выстроить эти границы, подростку надо на собственном опыте определить, разглашение какой информации о его внутреннем мире в случае ее разглашения, будет для него наиболее травматично, а чем и с кем делиться можно не только относительно безболезненно, но даже с пользой для себя. Понимает он это методом проб и ошибок.
В этот период своей жизни он, с одной стороны очень открыт, и может рассказать малознакомому, или непроверенному человеку очень важные, личные, травматичные для него вещи, с другой стороны, тратит неимоверное количество личностных сил на то, чтобы ни за что и никогда не открыть про себя что-то личное.
Основная масса экспериментов по открытию-закрытию своего внутреннего мира ставится на родителях. Подросток пишет дневник, в котором подробно и красочно описывает глубокие, интимные моменты своей жизни. И просит родителей в этот дневник не заглядывать. Любящие и тонкие родители выполняют его просьбу, а подросток кладет свой дневник на самое видное место в доме, как будто приглашая взрослых, пролистать его страницы.
Самостоятельная жизнь в обществе в скором будущем потребует от вчерашнего подростка соблюдения границ — собственных, других людей и социальных групп. Образец, которому он будет следовать, — это его семья.
Важным показателем семейной ситуации является уровень сплоченности.
По мнению А. В. Петровского в основе сплоченностилежат два социально-психологических механизма:
-механизм эмоциональной идентификации с семьей, который предполагает наличие эмпатии, сопереживания, понимания.
Наиболее полное описание уровней дает Д. Олсон, который выделяет четыре уровня сплоченности и соответственно,четыре типа семей:
1. Разобщенный тип характеризуется низкой степенью сплоченности членов семьи, отношениями отчуждения.
2. Разделенный тип, является низким, приближающийся к умеренной степени сплоченности; предполагает эмоциональную дистанцию членов семьи.
3. Связанный тип, является умеренным и приближающийся к высокому типу сплоченности; предполагает эмоциональную близость членов семьи.
4. Сцепленный тип сплоченности слишком высок, это сопровождается низкой степенью дифференцированности членов семьи.
Рассмотрим подробно каждый из этих уровней сплоченности.
Разделенный и связанный уровни сплоченности являются сбалансированными, обеспечивают наиболее оптимальное семейное функционирование. Эти два уровня сплоченности благоприятно влияют на психологические границы личности подростка, так как в отношениях имеется некая дистанция, в тоже время и эмоциональная близость членов семьи. У подростка есть время заниматься своими делами, выбирать для себя интересные занятия, а в случае, когда нужна поддержка родителей, он ее получает. Данные виды семейной сплоченности являются нормой, неким балансом. В таких семьях сочетается независимость друг от друга и в тоже время тесные связи.
Разобщенный и сцепленный уровни семейной сплоченности являются несбалансированными и негативно влияют на психологические границы личности подростка, так как уровень сплоченности слишком низок или слишком высок. Родители уделяют ребенку либо чрезмерно много времени, не давая, ему возможности заниматься своими делами или же наоборот не уделяют ребенку должного внимания в те моменты, когда ребенок очень нуждается в родительской поддержке. Данные виды сплоченности не являются нормой.
Если уровень сплоченности слишком высокий (сцепленный, то отдельные члены семьи не могут действовать независимо друг от друга, в семье очень много согласия. Отношения между членами семьи не имеют четкой дифференциации. Семья имеет жесткие внешние границы с окружением и слабые внутренние границы между индивидуальностями. Существует мало не разделенных с другими друзей и интересов
В семье с низким уровнем сплоченности (разобщенная система, члены семьи часто эмоционально далеки друг от друга, практически не испытывают привязанности друг к другу. В такой семье могут иметь место конкурентные отношения. Семья практически никогда не собирается вместе, не имеет общих друзей и интересов, появляются трудности в оказании поддержки друг другу. В дальнейшем члены семьи не смогут устанавливать близкие взаимоотношения, при сближении с другими людьми человек будет испытывать страх и волнение
Если родители слишком сильно вторгаются в личную жизнь подростка, не давая ему иметь «свои тайны», самому выбирать, как поступать в той или иной ситуации, то пространство будут сверх депривированным. Если же наоборот родители разрешают подростку абсолютно все, не вторгаются в его личностные границы, это будет являться разобщенным типом, сверхсуверенным пространством.
Депривированное и сверхсуверенное пространство не являются нормой и будут деструктивно влиять на формирование психологических границ личности подростка, в таком случае границы будут либо слишком открытые, либо наоборот слишком закрытыми.
Если родители будут давать подростку свободу, возможность самому принимать решения, но помогать ему в случае трудности, то у подростка будут формироваться целостные границы, подросток сможет сам поддерживать свою личностную автономию, это будет суверенным пространством и являться нормой.
Таким образом, можно сделать вывод, что чрезмерно высокая или слишком низкая семейная сплоченность являются несбалансированными и отрицательно влияют на формирование психологических границ личности подростка. А сбалансированные типы сплоченности обеспечивают оптимальное семейное функционирование и положительно влияют на формирование личностных границ подростка.
Формирование творческой личности детей посредством театральной деятельности в ДОУ Театральная деятельность – широко распространенный вид детского творчества, потому что она близка и понятна ребенку разного возраста, она.
Конференция клубов молодых семей «Авторитет отца и его влияние на развитие личности ребенка» (фотоотчет) Недавно прошла конференция клубов молодых семей. Среди приглашённых была я и несколько семей из моей группы. Обсуждалась очень актуальная.
Консультация для родителей «Влияние авторитета родителей на развитие личности ребенка» Консультация для родителей «Влияние авторитета родителей на развитие личности ребенка» «Ваше собственное поведение-самая решающая вещь.
Консультация для родителей «Влияние художественной литературы на формирование личности ребенка младшего дошкольного возраста» Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Детям раннего возраста нравится ритмическая речь, сама музыка слова. Еще не понимая.
Консультация «Влияние семьи на развитие ребенка» Значение семьи в жизни ребенка очень большое: семья выступает, как институт социализации ребенка. В связи с этим родителям необходимо правильно.
Проект «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности» Уважаемые коллеги, хочу сегодня представить проект по духовно-нравственному воспитанию «Формирование у детей духовно-нравственных качеств.
Презентация проекта «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности» (часть 2) Продолжим знакомство с проектом по «Формированию у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности». Почему.
Влияние чтения художественной литературы на формирование духовно-нравственных качеств дошкольников Сформированность нравственных ценностей является одним из важных показателей целостной личности, самостоятельной и ответственной. Интуитивно.
Влияние семьи на развитие ребенка Ребёнок учится тому, Что видит у себя в дому, Родители пример ему. Кто при жене и детях груб, Кому язык распутства люб, Пусть помнит, что.
Влияние семьи, общества и педагогов на развитие речи детей Обучение детей родной речи в отечественной педагогике всегда рассматривали как приоритетное направление. Первые навыки правильной речи ребенок.
5 способов сплотить семью
Семья — это люди, рядом с которыми ты ощущаешь себя по-настоящему счастливым. С ними не всегда легко и просто, но без них пусто и одиноко.
Почему портятся отношения в семье
Дружная семья, как надежный тыл, где всегда готовы выслушать и помочь советом, поддержать и подставить плечо. Создание крепкой семьи — целая наука, доступная, увы, не всем.
Почему кто-то отмечает бриллиантовые свадьбы, а чей-то брак распадается на первом году жизни? Отчего в одних семьях царят мир и понимание, а в других — постоянные склоки и ссоры? Причин разлада семейных отношений много, но мы отметим самые распространенные.
1. Быт. Конфетно-цветочный период, окутанный флером романтики, рано или поздно неизбежно подходит к концу, и наступают обычные будни. Планирование бюджета, обеспечение нужд семьи, стирка, готовка, уборка, раздражающие привычки супруга/супруги становятся серьезной проверкой отношений на прочность.
Психологически незрелые пары распадаются. Те же, кто с честью проходят испытание рутиной и сохраняют свои чувства, получают хороший шанс «жить долго и счастливо».
Романтика в семейных отношениях должна присутствовать всегда. Мужчины, дарите своим женам цветы, просто, без повода, делайте им маленькие презенты, позволяйте чувствовать себя желанными и единственными, и они навсегда отдадут вам свое сердце.
Милые дамы, привносить романтику в отношения можете и вы. Приготовьте романтический ужин, посетите с мужем место вашего знакомства, отметьте годовщину первого поцелуя. Мужчины не сентиментальны, но способны оценить ваше желание сделать им приятное.
2. Борьба за власть. В адаптационный период, когда происходит «притирка» характеров, этот этап проходят многие семьи, но преодолевают не все. В парах, где один из супругов является безусловным лидером, а второй — ведомым, более сильная половинка зачастую перегибает палку, подавляя волю и морально угнетая своего партнера. Такой брак либо распадется, либо будет несчастливым.
Супружество — это партнерство, которое строится на любви и взаимном уважении. Если вы сильнее, будьте и мудрее: позвольте своему любимому или любимой иметь собственное мнение, учитесь уступать, только тогда у вашего союза будет будущее.
Парам, в которых оба партнера являются сильными личностями и пытаются «перетянуть одеяло на себя», психологи советуют искать компромиссы. В данном случае уступки в ущерб своему «я» являются не проявлением слабости, а мудрым решением, позволяющим сохранить семейные отношения.
3. Карьера. Амбициозность — хорошее качество, если оно не идет вразрез с интересами семьи. Когда же карьера заставляет сутками пропадать на работе, позабыв о супруге и детях, семейному счастью приходит конец.
Всегда находите время для родных. Составляйте рабочий график так, чтобы достаточно времени уделять семье. Дав обещание провести с родными субботний вечер или уик-энд, держите слово. Помните: работа приносит доход и самоудовлетворение, но не заменяет тепла человеческого сердца.
4. Появление ребенка и несовпадение взглядов родителей на его воспитание. Рождение малыша заставляет взрослых полностью перестроить свою жизнь и пересмотреть старые привычки.
Людям, привыкшим вести определенный образ жизни, приходится в корне его менять: переходить на другой режим дня, отказываться от любимых способов проведения досуга, учиться думать в первую очередь о потребностях ребенка, а потом уже о собственных желаниях.
К этому оказываются готовы не все. Прежде чем зачать малыша, будущие мама и папа должны осознать, что с рождением ребенка на их плечи ляжет огромная ответственность, от которой нельзя будет отмахнуться. Мужу не следует перекладывать на жену все заботы по уходу за малюткой, но и жене не стоит упрекать папу, вернувшегося уставшим после ночной смены, в нежелании поиграть с малышом.
Часто причиной семейных ссор становятся различия во взглядах родителей на методы воспитания детей. Папа ругается и хватается за ремень, а мама пытается избежать наказаний и действовать уговорами.
В таких ситуациях нужно идти по пути поиска компромиссов. Почитайте литературу по педагогике, посетите психолога и выслушайте советы специалиста по выстраиванию отношений между родителями и детьми. Взгляд со стороны позволит оценить правильность своего поведения и сделать соответствующие выводы.
5. Невысказанные и нерешенные проблемы. Иногда один из супругов, желая избежать конфликта, не высказывает своей второй половине недовольство ее поведением, скрывая и подавляя в себе связанные с этим отрицательные эмоции. Подобное чревато серьезными проблемами и разрывом отношений.
Негатив, как снежный ком, со временем накапливается, и приводит к серьезному конфликту. Поэтому психологи рекомендуют быть открытыми в семейных отношениях, не бояться общаться, учиться тактично высказывать свое недовольство и находить причины возникновения взаимных претензий. В этом вам поможет статья «Не навреди ребенку! Правила для ссорящихся родителей».
6. Различные взгляды на жизнь и отсутствие общих интересов. Противоположности притягиваются, поэтому среди семейных пар немало таких, где супруги кардинально отличаются друг от друга взглядами на жизнь. Он предпочитает пешие походы с рюкзаком и песнями у костра, а она любит театр и художественные галереи. Они ссорятся, не желая уступить друг другу, реже бывают вместе, вынося тем самым приговор семейной жизни.
Какой выход? Идти на уступки. Чередуйте вылазки на природу с посещением театра. Найдите общие увлечения и интересы, подыщите хобби и занятия, которые были бы по душе обоим, станьте основателями новых семейных традиций, позволяющих больше времени проводить вместе.
Семья предполагает самопожертвование. Если вы к этому не готовы, значит, вы еще не нашли человека, с которым хотели бы прожить всю жизнь.
5 способов сплочения семьи
Что может сплотить семью? Универсального правила, позволяющего примирить конфликтующих членов «ячейки общества», помочь им понять друг друга и превратиться в дружное семейство, не существует. Однако есть несколько рекомендаций, которые помогут решить проблему поколений и поспособствовать объединению семьи:
У каждой семьи свой рецепт счастья и свой путь, который помогает достигнуть взаимопонимания и пронести сквозь годы любовь и уважение. Ничто не дается просто так. Мудрость, терпение, готовность уступать и прощать помогают сохранить доверие и понимание родных и близких людей, без которых жизнь теряет смысл.
Сплоченность и гибкость как интегративные параметры семейной системы
Сплоченность как психологическое расстояние между членами семьи, показатель сбалансированности и гармоничности функционирования семейной системы. Концепция сплоченности как ценностно-ориентационное единство, ее основные показатели, роль и значение.
Рубрика | Психология |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 09.09.2011 |
Размер файла | 540,2 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Размещено на http://www.allbest.ru/
Сплоченность является интегративным параметром семейной системы, описывающим структуру семьи с точки зрения способности реагировать на внешние и внутренние воздействия. Сплоченность семьи определяет её способность противостоять естественным стрессогенным факторам при прохождении различных стадий жизненного цикла, а также адекватность её реакций на вертикальные стрессоры. При описании сплоченности семьи учитывается характер внутрисемейных границ, особенности принятия решений, характер внесемейных связей её членов и др. Механизм сплоченности включает в себя в большей или меньшей степени все параметры семьи, описанные выше, выражая степень функциональности / дисфункциональности семейной системы.
Сплоченность и гибкость как интегративные параметры
Механизмы возникновения сплоченности изначально были описаны в русле социальной психологии, а потом ассимилированы в понимание семьи в семейной психологии:
— В рамках механистического атомистического подхода развивается «балансная концепция» сплоченности, оперирующая понятием баланса «просемейных» и «антисемейных» сил. Предполагается, что у каждого члена семьи есть центростремительные («за семью») и центробежные («против семьи») мотивы. Простой арифметический баланс этих сил определяет степень стабильности семьи. Например, если ребенок является объединяющим центром семьи, т.е. мотивы воспитания определяют баланс сил в пользу сохранения семьи и сплочения ее на основе воспитания детей, то в тот момент, когда функция воспитания себя исчерпает, возможен распад семьи.
Сплоченность как межличностная аттракция, описанная А.Б. Лотт, является производной от количества и силы взаимных позитивных установок по отношению к членам семьи. В этом понимании повышению сплоченности способствует демократический стиль семейного руководства, обеспечивающий оптимальные условия межличностного взаимодействия.
Сплоченность на основе психологической совместимости. Семья будет сплоченной, если а) члены семьи совместимы по своим ценностям, убеждениям, идеалам; б) они дополняют друг друга (комплементарны) по своей компетентности.
Концепция сплоченности как ценностно-ориентационное единство
Признавая безусловные достоинства данного подхода, в частности рассмотрение семьи как целостной системы и учет влияния родительской семьи на формирование сплоченности нуклеарной семьи, следует указать на известную противоречивость теоретических положений этой концепции и эмпирических данных. Например, достаточно часто комплементарные семьи оказываются деструктивными, не обнаруживая сплоченности, или, напротив, обнаруживают высокую ее степень вкупе с эффективностью функционирования семьи, не являющиеся комплементарными.
Концепция сплоченности как ценностно-ориентационное единство развивается А.В. Петровским. «Коллективистическая идентификация» здесь рассматривается как механизм семейной интеграции, в её основе лежит совместно-разделенная деятельность (социально-психологический подход).
В основе сплоченности, по мнению автора, лежат два социально-психологических механизма.
2 Механизм «общности семейной судьбы»: личность связывает свои жизненные планы, свое благополучие и возможности личностного саморазвития именно с семьей. Указанные механизмы групповой идентификации дополняют друг друга.
Важным условием развития сплоченности семьи является гармоничность сочетания образа «Мы» (семья) и образа «Я», что предполагает совместно-разделенную деятельность и внутрисемейное общение.
Необходимым условием интеграции и сплоченности семьи считается также супружеская совместимость.
Д.Х. Олсон, Кандис Рассел и Дуглас Спренкл выделили три центральных параметра для анализа семейной системы: сплоченность, гибкость и коммуникация. Выделяя эти параметры, они ориентировались также на то, что одновременно и независимо друг от друга сразу несколько исследователей разрабатывали концептуально близкие идеи.
Для диагностики семейной сплоченности используются следующие показатели: «эмоциональная связь», «семейные границы», «принятие решений», «время», «друзья», «интересы и отдых». Д. Олсон выделяет четыре уровня сплоченности и соответственно, четыре типа семей:
Разделенный и связанный уровни сплоченности являются сбалансированными и обеспечивают наиболее оптимальное семейное функционирование.
На шкале гибкости Д. Олсон также выделяет четыре уровня:
от низкого к умеренному,
Если уровень сплоченности очень высок (сцепленный), то существует слишком много центростремительных сил в семье, крайности в требовании эмоциональной близости, отдельные члены семьи не могут действовать независимо друг от друга. В семье слишком много согласия, различия в точках зрения активно не поощряются. Отношения между членами семьи характеризуются низкой степенью дифференцированности. Семья как система имеет жесткие внешние границы с окружением и слабые внутренние границы между подсистемами и индивидуальностями. Энергия людей сфокусирована в основном внутри семьи или отдельной ее подсистемы, и существует мало не разделенных с другими друзей и интересов.
Члены семей сбалансированных типов сочетают собственную независимость и тесные связи в своей семье. Семьи с разделенным типом взаимоотношений отличаются некоторой эмоциональной разделенностью, но она не проявляется в таких крайних формах, как в разобщенной системе. Несмотря на то что время, проводимое отдельно, для членов семьи более важно, они способны собираться вместе, обсуждать проблемы, оказывать поддержку друг другу и принимать совместные решения. Интересы и друзья обычно являются разными, но некоторые разделяются с другими членами семьи.
Объединенный тип семьи характеризуется эмоциональной близостью, члены семьи чаще проводят время вместе. Однако сплоченность в таких семьях не достигает степени запутанности, когда пресекаются всякие различия.
Система становится ригидной, когда она перестает отвечать на жизненные задачи, возникающие перед семьей в ее продвижении по стадиям жизненного цикла. В ригидной системе роли обычно строго распределены, а правила взаимодействия остаются неизменными. Семья отличается чрезмерной иерархизированностью. Слишком незначительное количество изменений в системе ведет к высокой предсказуемости и ригидности поведения ее членов.
Хаотическая система имеет неустойчивое или ограниченное руководство. Решения являются импульсивными и непродуманными, роли неясны и часто смещаются от одного члена семьи к другому. Большое количество изменений приводит к непредсказуемости того, что происходит в системе.
Структурированный и гибкий типы являются сбалансированными. Системы структурированного типа отличаются некоторыми чертами демократического руководства: члены семьи способны обсуждать общие проблемы и учитывать мнение детей. Роли и внутрисемейные правила стабильны, однако существует некоторая возможность их обсуждения.
Гибкий тип семейной системы характеризуется демократическим стилем руководства. Переговоры ведутся открыто и активно включают детей. Роли разделяются с другими членами семьи и меняются, когда это необходимо. Иногда семье может не хватать лидерства, но это не приводит к потере управляемости системы.
На основании циркулярной модели Д. Олсон сделал ряд предположений, которые впоследствии были подтверждены на практике. Основная гипотеза состояла в том, что семьи, сбалансированные по сплоченности и гибкости, функционируют более адекватно, чем экстремальные. Эта гипотеза строится на предположении, что семьи, экстремальные по обоим измерениям, будут иметь больше сложностей в преодолении ситуационного и постоянного стресса, то есть, слишком высокие или слишком низкие значения по сплоченности и гибкости дисфункциональны для семейной системы.
Другой гипотезой стало предположение о том, что качество коммуникации в сбалансированных семьях лучше, чем в экстремальных. Олсон и его коллеги исследовали 1000 семей с подростками. Гипотеза подтвердилась в отношении родителей, но не в отношении подростков, что легко объясняется теми сложностями и особенностями, которые свойственны данному возрасту.
Нормы сплоченности и гибкости семейных систем
Структура семьи претерпевает изменения при прохождении стадий жизненного цикла. Для успешного решения жизненных задач семье необходимо модифицировать близость и гибкость: семьи могут приближаться к краям изменений, когда это необходимо, но застревание в этих позициях ведет к возникновению проблем. Позитивные коммуникативные навыки помогают поддерживать равновесие по двум выделенным измерениям, а крайние типы отличаются обедненной коммуникацией, что препятствует движению к сбалансированным типам и увеличивает вероятность их застревания в крайних позициях. В целом супруги и семьи сбалансированных типов будут функционировать более адекватно.
Эти ошибки носят не только смысловой характер, они влияют на результаты тестирования, поскольку как минимум трем пунктам при подсчете результатов должны даваться иные значения. Возможно, в таком виде результаты не вызывали доверия у исследователей, она не заработала в нашей стране достаточно доброй славы и поэтому не получила должного распространения.
В рамках данной работы был осуществлен уточненный перевод текста опросника, чтобы, как и в оригинале, методика была проста и понятна для испытуемых. Шкалы опросника РАСЕ8-Ш позволяют быстро, эффективно и достоверно оценить процессы, происходящие в семейной системе, и наметить мишени психотерапевтического вмешательства. Вопросы, касающиеся сплоченности:
Члены нашей семьи обращаются друг к другу за помощью.
Мы с одобрением относимся к друзьям других членов семьи.
Нам нравится делать что-то в узком семейном кругу.
Члены нашей семьи более близки друг с другом, чем с посторонними.
Члены нашей семьи любят проводить свободное время вместе.
Члены нашей семьи чувствуют, что все мы очень близки друг другу.
Когда семья собирается куда-то вместе, никто из нас этого не пропускает.
Мы легко можем представить себе, что можно было бы предпринять всей семьей.
9. Мы советуемся друг с другом при принятии решений.
10. Единство очень важно для нашей семьи.
11. Вопросы, касающиеся адаптации:
12. При решении проблем учитываются предложения детей.
13. При установлении правил поведения учитывается мнение ребенка.
14. В нашей семье лидер может меняться.
15. Способы выполнения обычных дел в нашей семье могут изменяться.
16. Наказания обсуждаются родителями вместе с детьми.
17. В нашей семье дети могут принимать самостоятельные решения.
18. Правила в нашей семье могут изменяться.
19. Домашние обязанности могут переходить от одного члена семьи к другому.
20. Бывает непонятно, кто у нас в семье лидер.
21. Бывает непонятно, какие обязанности в домашнем хозяйстве закреплены за каждым членом семьи.
Нормы сплоченности и гибкости семейных систем отличаются у разных этнических и культурных групп. Кроме того, авторы модели отмечают, что семьи экстремального типа могут функционировать столь долго, сколько это устраивает всех членов семьи. В этих случаях, однако, особенно важно получить информацию от всех членов семьи.
Клиническая проверка циркулярной модели Д. Олсона осуществлялась зарубежными исследователями. Были получены также данные о наличии корреляций между показателями сплоченности и гибкости в диадных отношениях, однако существует крайне мало отечественных системных исследований, описывающих структурно-функциональные особенности семейной системы с учетом представлений всех членов семьи и направленных на изучение закономерностей внутрисемейных представлений (что является важным в консультативной практике для постановки адекватного семейного диагноза).
сплоченность психологический семья единство
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Семейная сплоченность как степень эмоциональной связи между членами семьи. Особенности «круговой модели». Заполнение опросника «Формула темперамента» и «Шкала семейной адаптации и сплоченности (FАСЕS-3)». Порядок и последовательность обработки данных.
практическая работа [33,0 K], добавлен 25.11.2013
Понятие сплоченности групп. Факторы сплоченности группы. Сила сплоченности и последствия сплоченности. Методы изучения и техника измерения групповой сплоченности. Определение взаимосвязи сплоченности группы с таким понятием, как эффективность работы.
реферат [1,2 M], добавлен 17.10.2010
контрольная работа [14,6 K], добавлен 04.02.2008
Проблема групповой сплоченности в трудах исследователей. Студенческая группа как социальная общность. Основные методы, способы определения влияние характера деятельности и межличностные отношения на групповую сплоченность студентов. Тренинговая программа.
курсовая работа [1,5 M], добавлен 12.07.2015
Подходы к понятию толерантности. Сплоченность классного коллектива. Психологическая характеристика подросткового возраста. Формирование неконфликтного, монолитного общества. Взаимосвязь между уровнем толерантности и индексом сплоченности коллектива.
курсовая работа [192,2 K], добавлен 17.05.2016
Теоретические аспекты проблемы ценностно-ориентационного единства воинского коллектива. Основные направления и условия формирования единства воинского коллективов. Система методов изучения и методические рекомендации по формированию его сплоченности.
дипломная работа [78,7 K], добавлен 23.03.2011
Трактовка понятия «сплоченность» в психологии. Основные факторы сплоченности семьи. Эмпирическое изучение отношений в семьях с детьми и в инфертильных семьях. Процедура и методы диагностики семейных ценностей супругов, степени удовлетворенности браком.
дипломная работа [265,8 K], добавлен 21.01.2016