Что такое сплошное и выборочное исследование
Сплошное и выборочное исследования
Точечное исследование (разовое) дает информацию о состоянии или количественных характеристиках социального явления на момент изучения. Пример – монографическое исследование.
Точечное исследование
Описательное и аналитическое исследования
Два противоположных по своим научным целям и полученным результатам типа исследования Описательное исследование более сложный тип научного поиска чем разведывательное исследование Цели у него серьезнее, проводится дольше, программа обстоятельнее. Описательным оно называется не потому, что дает поверхностный срез явления, а только потому, что не выявляет причинных связей. Описательное исследование дает целостную картину явления. Оно описывает структуру и динамику явления Оно основано на репрезентативных сведениях надежных данных и соответствует всем требованиям научного метода.
Аналитическое исследование –самый углубленный вид социологического анализа. Высший пилотаж профессионализма.
Монографическое исследованиев узком смысле обследование одного или нескольких объектов в рамках хорошо разработанной теории Напоминает case study, но его цель – не получение нового знания, а а постановка точного социального диагноза н-р, определение организационной структуры предприятия. В широком смысле – исследование одного или нескольких объектов с познавательной или практической целью. Объект исследования отбирается на основе имеющейся информации. И он характерен для всего класса явлений.
Н-р, объект исследования антрополога – деревня. Как средство получения социальных портретов отдельных сельских поселений. Такой способ изучения базируется на сборе информации об основных источниках жизни населения – о структуре семей занятости, источниках и размерах доходов особенностях тр.деятельности.
Задача монографического исследования – детальный анализ нового явления, отсутствие информации о котором делает невозможным проведение широкого выборочного исследования.
Выборочное исследование– способ систематического сбора данных о поведении и установках людей посредством опроса специально подобранной группы респондентов дающих информацию о себе и своем мнении. Свое название оно получило из-за использования специальной процедуры отбора из огромной совокупности единиц исследования (генеральной совокупности) небольшой части (выборочной совокупности), которая очень точно отражает основные параметры целого Выборочное исследование более экономично и не менее надежно, чем сплошное хотя требует более изощренной методики и техники.
Сплошные исследования –переписи населения.
ВЫБОРОЧНЫЕ ОПРОСЫ
Н.Дж. Смелзер. Социология
Требования к выборке
Сплошное и выборочное исследования
Выборочный метод в социологии
1. Сплошное и выборочное исследования
2. Типы и виды выборки
Генеральная совокупность – это все элементы, составляющие объект исследования.
Объект – выпускники средних школ г. Екатеринбурга. Они и
составляют генеральную совокупность, объем которой равен числу
выпускников в текущем году = N человек.
Сплошное исследование –непосредственным объектом изучения являются все элементы, составляющие генеральную совокупность.
При сплошном опросе выпускников средних школ г.
Екатеринбурга необходимо провести анкетирование всех
выпускников в соответствии с имеющимся списком.
Целесообразность проведения сплошного исследования:
· В качественных исследованиях, когда объект представлен небольшим числом элементов.
· В количественных исследованиях, когда генеральная совокупность составляет менее 500 человек.
— интервьюирование 15 экспертов;
— социометрический опрос в группе из
Выборочное исследование – ограничивается непосредственным изучением лишь части генеральной совокупности.
Соблюдение правил построения выборки позволяет распространить полученные выводы на всю генеральную совокупность.
Преимущества выборки:
o широкая область применения
Сложности выборочного исследования:
1. Трудоемкость методики и техники исследования
2. Недостижимость полного соответствия выборочных данных генеральной совокупности.
Среди выпускников средних школ девушки составляю
52%, а юноши – 48%. Соответственно, эта гендерная пропорция
должна быть соблюдена при построении выборки.
Типичностьозначает, что лица, включенные в выборку, обладают основными социальными признаками, присущими опрашиваемой группе респондентов.
Если генеральную совокупность составляет безработная
молодежь, среди которой есть юноши и девушки с различным
уровнем образования, то те, кто попал в выборку, должны
обладать соответствующими свойствами, в частности, иметь
различный уровень образования.
Исследование выборки вместо изучения всего населения имеет много преимуществ. Среди них главными являются экономические факторы. Например, для прогнозирования результатов выборов опросы, проводимые Институтом Гэллапа, радиовещательной компанией «Колумбия» и другими организациями, охватывают представителей тщательно отобранной выборки, включающей от 1,5 тыс. до 2 тыс. человек. Это стоит значительно дешевле, чем интервьюирование всего населения (т.е. всех зарегистрированных избирателей). Кроме того, благодаря выборке процесс исследования сокращается и уменьшается объем данных, которые необходимо обработать. Помимо этого, при очень высокой численности населения.
Сплошное социологическое исследование
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие сплошного исследования
Выборочное исследование является способом систематического сбора информации об установках и поведении людей при помощи опроса специально подобранной группировки респондентов, которые дают информацию о самом себе и собственном мнении. Собственное наименование оно обрело благодаря применению специализированной процедуры отбора из огромной совокупности единиц исследования (генеральной совокупности) небольшой части (выборочной совокупности), очень точно отражающей основные параметры целого. Процедура постройки выборки основывается на методиках математической статистики, базирована на принципах теории вероятности.
Выборочное исследование является более экономичным и не менее надежным, чем сплошное, хоть и требует более сложной техники и методики.
Особенности сплошных исследований
Сплошные исследования обладают рядом особенностей:
Они фиксируют интересующие параметры всей генеральной совокупности.
К сплошным исследованиям, которые охватывают все единицы генеральной совокупности (опросу подвергается все множество лиц, которое имеет отношение к этому вопросу), относится перепись населения. Необходимо отметить, что в подавляющем большинстве ситуаций, по причине объективности, проведение сплошных опросов является невозможным. Их ведут, когда вопрос имеет исключительную важность (как вид социальных опросов – президентские выборы, всенародный референдум) или являются необходимыми точные научные сведения об обществе, подтверждённые правом (перепись населения).
Готовые работы на аналогичную тему
В сплошном исследовании непосредственным объектом изучения являются все элементы, которые составляют генеральную совокупность. Например, при сплошном опросе выпускников средних школ г. Ростова-на-Дону необходимо провести анкетирование всех выпускников согласно имеющемуся списку.
Целесообразность проведения сплошных исследований состоит в:
Квотная выборка
При квотной выборке задаются квоты в границах критически важных свойств структуры выборки; величина квот определена пропорционально структуре генеральной совокупности; внутри квот реализуется произвольный отбор.
Квотная выборка построена как модель, которая воспроизводит структуру генеральной совокупности в форме пропорций (квот) распределения изучаемых признаков либо признаков, имеющих с ними взаимосвязь. Численность единиц выборочной совокупности с разным сочетанием изучаемых признаков определена с таким расчетом, чтобы они отражали соответствие их пропорции (доле) в генеральной совокупности. Квотная выборка зачастую используется в массовых опросах населения, а также в ходе изучения общественного мнения. На основе квотной выборки учреждается, с какими характеристиками и сколько лиц необходимо опросить.
Практическое использование квотной выборки предполагает наличие на момент ее образования достаточно полной информации о структуре генеральной совокупности.
Главная проблема квотного отбора заключена в том, что она обладает неслучайным характером, осуществляется интервьюером лично. Последний избирает респондентов, в итоговом счете, на собственное усмотрение. Это неизбежно приводит к систематическим перемещениям в процессе отбора, притом не существует никаких методик для оценки объема возникающей систематической ошибки. Еще одним очевидным недостатком квотного отбора является то, что обычно нет возможности даже приблизительно оценивать численность отказов от участия в опросе.
Признаки различия от случайного: квотный отбор являет наличие статистических сведений по множеству существенных или коррелирующих с ними характеристик генеральной совокупности; Выборочная совокупность образуется в теории, а не на практике; При квотном отборе правильность отбора единиц исследования находятся в зависимости от целенаправленной деятельности интервьюера, ищущего нужных людей.
К достоинствам квотной выборки относят:
Недостатки выборки: Необходимость детального и предварительного изучения генеральной совокупности по документальным источникам, выявление в ней конкретных пропорций, которые присущи единицам исследования; Трудоемкий и сложный процесс по выявлению единиц исследования с важнейшими параметрами для социолога; Необходимость обретения оперативных срезов информации по состоянию генеральной совокупности в момент проведения такого исследования.
Что такое сплошное и выборочное исследование
1.1.1. СПЛОШНОЕ И НЕСПЛОШНОЕ НАБЛЮДЕНИЕ
Фундаментальным понятием в статистической теории является понятие совокупности, представляющей собой множество объектов или явлений, объединенных общими признаками и подвергающихся статистическому исследованию. При проведении выборочного наблюдения (обследования) различают генеральную и выборочную совокупности.
Генеральная совокупность представляет собой множество реально или гипотетически существующих объектов или явлений, из которых тем или иным способом формируется совокупность выборочная. В качестве примера можно привести генеральные совокупности населения, домашних хозяйств, предприятий и т.п.
Статистика изучает прежде всего свойства генеральных совокупностей, а не отдельных составляющих их единиц. Так, при статистическом исследовании генеральной совокупности предприятий розничной торговли представляют интерес суммарные по отрасли значения розничного товарооборота, численности занятых работников, размера торговых площадей и т.д., а также вариации и взаимосвязи данных показателей. Необходимо отметить, что генеральная совокупность на практике очень редко в точности подчиняется простым математическим законам, и именно этим в первую очередь обусловлена необходимость ее статистического исследования.
Рассматриваемые в статистике генеральные совокупности могут реально существовать, а могут и нет. Различение реальных и гипотетических генеральных совокупностей на практике важно, когда делаются выводы о генеральной совокупности по извлеченной из нее выборке.
Генеральная совокупность может быть как конечной, так и бесконечной. Однако для органов государственной статистики практический интерес представляет конечная генеральная совокупность. Поэтому в сборнике под термином «совокупность» понимается конечная совокупность.
Статистическое исследование представляет собой процесс изучения социально-экономических объектов и явлений на основе статистических методов и систем статистических показателей. К наиболее распространенным обобщающим статистическим характеристикам, получаемым в результате исследования, относятся: доля элементов генеральной совокупности, отвечающих некоторому критерию; средние и суммарные значения признаков элементов; отношение средних или суммарных значений и др.
С точки зрения полноты охвата элементов генеральной совокупности статистическое наблюдение может быть сплошным или несплошным.
Сплошное наблюдение представляет собой обследование всех без исключения элементов изучаемой совокупности и, следовательно, получение исчерпывающей статистической информации.
Сплошное наблюдение используется в случае, когда обследуемая совокупность состоит из сравнительно небольшого числа элементов, либо в силу необходимости получения точной информации, в том числе по каждому элементу. Сплошные обследования необходимы для актуализации статистической основы и получения структурных данных в региональной и тематической группировках. Эта информация используется для уточнения результатов выборочных обследований.
В случае, когда проведение сплошного наблюдения не имеет смысла, невозможно по организационным причинам или экономически нецелесообразно в силу требующихся на его осуществление ресурсных затрат, используется несплошное наблюдение посредством применения выборочного метода.
Несплошное наблюдение представляет собой учёт только подмножества элементов общей совокупности, на основе которого можно получить обобщающие характеристики всей совокупности с некоторой степенью точности.
Вследствие этого несплошное наблюдение имеет следующие преимущества перед сплошным.
1. Затраты на получение данных лишь от части элементов общей совокупности меньше, следовательно, выборочное обследование является более экономически выгодным, чем сплошное.
2. Объем работы по сбору и обобщению результатов обследования значительно меньше, поэтому результаты выборочного обследования можно получить значительно быстрее, чем при сплошном наблюдении.
3. Так как наблюдению подвергается лишь часть элементов общей совокупности, появляется возможность расширения программы обследования, т.е. более широкого и детального наблюдения каждой единицы в отдельности.
4. При проведении обследования выборочным методом общий объем работы меньше, поэтому можно лучше подготовить и более тщательно контролировать его проведение и обработку данных. Следовательно, выборочное обследование может дать более достоверные результаты, чем соответствующее сплошное.
При решении ряда прикладных статистических задач выборочное наблюдение является единственно возможным. Так, в технологической статистике контроль качества отдельных видов продукции невозможен без нарушения ее потребительских свойств, поэтому он может осуществляться только на основе низкопроцентной выборки. В маркетинговых обследованиях в большинстве случаев также невозможно полностью обследовать всю совокупность потенциальных потребителей того или иного товара.
Следует отметить, что, исходя из нужд практической статистики, выборочный метод широко используется для проверки результатов сплошного наблюдения (контроля качества), например, данных переписи населения, когда из-за трудностей обработки огромного объема первичной информации возможны ошибки в результатах.
Методологические положения по статистике (выпуск 1,2,3,4,5)
Copyright © Федеральная служба государственной статистики
Методика социологических исследований
Основные принципы и понятия выборочного метода в социологии. Особенности сплошного, монографического и выборочного видов социологического исследования. Случайный и типический виды выборки, расчет ее объема и потенциальной общей ошибки исследования.
Рубрика | Социология и обществознание |
Вид | контрольная работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 30.07.2011 |
Размер файла | 71,8 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Федеральное агентство по образованию
Уральский государственный экономический университет
Институт непрерывного образования
Факультет сокращенной подготовки
Екатеринбург 2010 г.
Введение
В более узком смысле социологическое исследование представляет собой систему логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, подчиненных единой цели: получить точные и объективные данные об изучаемом социальном объекте, явлении или процессе.
1. Принципы и основные понятия выборочного метода в социологии
Далеко не всегда выборка играла такую роль в социологическом исследовании. Лишь начиная с 30-х годов 20 в. масштабы проводимых опросов стали расширяться вплоть до общенациональных, что повлекло за собой существенное увеличение материальных затрат на проводимые опросы. Основной принцип проводимых в те времена опросов был прост: чем больше респондентов будет опрошено, тем лучше и точнее будет результат. Однако, начиная с первой половины 30-х годов 20 века, изучение общественного мнения стало осуществляться с применением строгих методов научного анализа. В это время возникли и начали активно развиваться теория вероятностей и математическая статистика. Уже тогда исследователи установили, что, исходя из законов теории вероятностей, можно составить представление о целом по сравнительно небольшой выборочной совокупности, причем с достаточно высокой степенью точности.
В 1933 г. никому неизвестный в то время исследователь Дж. Гэллап провел в США серию экспериментальных выборочных опросов по изучению читаемости газет и журналов. В 1934 г. он опробовал свои методы в более широком масштабе, во время выборов в Конгресс США, где достаточно точно предсказал победу демократов. В 1935 году он создал Американский институт Гэллапа. В 1936 году на основе проведенных им выборочных опросов предсказал победу в президентских выборах Т. Рузвельта. При этом размер выборки составлял 1500 чел. Начиная с 1936 г. выборочный метод стали активно применять также при исследовании рынка.
Основная идея выборочного опроса состоит в том, что если имеется совокупность независимых случайных величин, то о ней можно судить по относительно небольшой части.
Самым важным в выборочном методе является, то, что учитывается структура всей изучаемой совокупности. Между тем необходимо иметь в виду, что выборочный опрос это опрос с ошибкой. В большинстве исследований вполне допустима ошибка в 5%. Чем больше размер выборки, тем меньше ошибка.
Рассмотрим основные способы отбора совокупности в выборку, которые определяют типологию, или видовое разнообразие выборочного метода.
1. Случайная (вероятностная) выборка — это выборка, построенная таким образом, что любой человек или объект в пределах генеральной совокупности имеет равные возможности быть отобранным для анализа. Таким образом, это более строгое определение случайности, чем то, которым мы оперируем в быту, однако это почти тоже самое, что выбор с помощью лотереи.
Виды вероятностной выборки:
2. Неслучайная (целенаправленная) выборка — это способ отбора, при котором нельзя заранее рассчитать вероятность попадания каждого элемента в состав выборочной совокупности. При таком подходе невозможно рассчитать репрезентативность выборки, поэтому социологи отдают предпочтение вероятностной выборке. Вместе с тем достаточно часто возникают такие ситуации, когда неслучайная выборка оказывается единственно возможным вариантом.
Виды неслучайной выборки:
Каждый из типов выборочного метода отличается тем или иным уровнем точности, имеет свои специфические особенности, что позволяет оптимально решать конкретные задачи социологического исследования.
2. Сплошное, монографическое и выборочное исследования
Не сплошное наблюдение бывает нескольких видов:
монографическое
метод основного массива
выборочное исследование.
Монографическое исследование означает изучение какого-то определенного, достаточно типичного и представительного отдельного объекта. Глубокое изучение одного человека, одного учреждения, одного села нередко с определенными временными интервалами. Монографическое исследование иногда проводят перед основным с целью разработки программы, изучения различных организационных вопросов.
В социологии сплошное и монографическое исследования не часты. Наиболее распространено выборочное исследование.
Оно базируется на определении необходимой части изучаемой совокупности. Эта часть называется выборочной совокупностью, которая как бы представляет весь объект в целом и выступает его своеобразной моделью. В этом случае весь объект будет называться генеральной совокупностью. Вся сложность заключается в том, как найти, определить такую часть целого, которая достаточно точно отражала бы все его основные характеристики. Это позволило бы судить о целом по его части.
3. Виды выборки
В целом нужно отметить, что определение вида выборки зависит от характера решаемых в исследовании задач, да и от проблемы тоже, другими словами, от типа исследования.
4. Объем и ошибки выборки
Объем выборки рассчитывается по специальным формулам. Чем меньше генеральная совокупность, тем больше объем выборки; между ними существует обратно пропорциональная зависимость.
Если выборка построена правильно, исследование дает достаточно точные результаты даже при небольшом объеме. Но когда при ее построении допускаются ошибки, то не может спасти и большой объем.
Проведение исследовательского проекта всегда подразумевает некоторые ошибки. Общая ошибка исследования является разностью между истинным значением (в совокупности) наблюдаемой переменной и ее наблюдаемым значением (в выборке).
Общая ошибка исследования состоит из двух компонентов: ошибки выборки и ошибок, не связанных с выборкой. Если разность истинных и наблюдаемых значений объясняется только лишь использованием выборки, то такую ошибку называют ошибкой выборки. Ошибки, не связанные с выборкой, могут наблюдаться как при проведении сплошного исследования, так и при использовании выборки. Среди ошибок, не связанных с выборкой, выделяют ошибки измерения, записи и ввода данных, анализа данных, ошибки вследствие неполучения ответа.
Ошибки выборки могут быть уменьшены за счет увеличения размера выборки. Однако, по мере роста выборки снижается контроль качества исследования. Следовательно, возрастают ошибки, не связанные с выборкой. Таким образом, возникает ситуация компромисса между ошибкой выборки и ошибками, не связанными с выборкой.
Практическое задание.
Собрать статистику на предприятии по полу, возрасту и образованию работников: сделать квотную выборку.
Таблица 1
Среднее специальное образование
социологическое исследование выборочный объем
Заключение
Ну и конечно встает вопрос о большой важности этой науки для многих сфер деятельности человека. В будущем социологию наверняка ждет большое распространение. Конечно, она и сейчас распространена, но не так как хотелось бы. Например, было ба неплохо в наше время практиковать социологию на крупных предприятиях, как это делается за рубежом. Это сильно помогло бы принимать правильные решения руководителям, которые толком не знают о том, что творится в коллективах их предприятий. Зачастую принимаются решения, которые противоречат мнению коллективов и общественности, чего помогли бы избежать социологические исследования.
Список использованной литературы
1. Венецкий И.Г. Виды выборки. // Вестник статистики, 1974, № 2
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Основные виды, структура и функции социологического исследования. Роль программы в исследовании. Наиболее распространенные методы сбора информации. Этапы социологического исследования. Собственно-случайная, механическая, серийная и гнездовая выборки.
презентация [682,7 K], добавлен 11.04.2013
Цели, виды и этапы социологического исследования; теоретико-методологический и эмпирический уровни социологического знания. Программа и рабочий план социологического исследования, их подготовка и разработка. Применение выборочного метода исследования.
реферат [22,0 K], добавлен 01.02.2010
Понятие и сущность выборочного метода маркетинговых исследований, его основные ошибки. Практическое применение метода в работе предприятий социокультурной деятельности. Определение необходимого объема выборки в исследовании клиентов службы занятости.
курсовая работа [106,4 K], добавлен 21.05.2014
Методологические проблемы социологических исследований. Функции социологии. Разработка программы социологического исследования. Обобщение и анализ данных, полученных в процессе его проведения. Описание и применение разных методов и методик в социологии.
учебное пособие [339,5 K], добавлен 14.05.2012
Суть выборочного метода и его роль в социологии. Понятие случайной и систематической ошибки. Генеральная и выборочная совокупность. Случайные и неслучайные выборки в социологии. Стратификация и кластеризация, определение параметров дизайн-эффекта.
контрольная работа [130,9 K], добавлен 06.08.2013
Виды, структура и функции социологического исследования, его классификация и этапы. Роли программы в социологическом исследовании. Понятие и виды выборки. Характеристика наиболее распространенных методов сбора информации. Структура анкеты и вопросы.
презентация [682,7 K], добавлен 18.03.2014
Научные предпосылки социологических исследований. Методы сбора, анализ социальной информации. Принципы составления анкеты, виды вопросов. Техника проведения интервью. Обработка собранного материала. Использование результатов социологического исследования.
реферат [35,1 K], добавлен 22.07.2015