Что такое спо в акциях
SPO (secondary public offering)
SPO (secondary public offering) – публичное размещение акций, которые принадлежат уже существующим акционерам. Как правило, создателям компании или венчурным фондам.
SPO, в отличие от IPO, не влияет на размер уставного капитала компании. Но в то же время такое размещение все равно делает компанию публичной, то есть такой, чьи акции свободно обращаются на рынке ценных бумаг. Кроме того, возрастет число акционеров, что делает акции ликвидными.
SPO следует отличать от публичного размещения дополнительных выпусков акций, которое называется follow-on (доразмещение), или просто PO (публичное предложение). В нашей стране достаточно часто встречается ошибка, когда повторное публичное размещение акций компании называют SPO. Причина в неправильном понимании значения английского слова secondary. Имеется в виду не «повторное» размещение, а «вторичное». Иначе говоря, когда акции выпускаются акционерным обществом, происходит первичное размещение. А когда они уже обращаются на рынке – это вторичный рынок акций.
SPO – это предложение уже существующих, принадлежащих кому-то акций, взятых со вторичного рынка. Как правило, через SPO продают свои ценные бумаги либо создатели компании, то есть изначальные акционеры, либо венчурные фонды, которые таким способом фиксируют свою прибыль.
Через процедуру SPO в те или иные времена прошли практически все компании из сферы высоких технологий в США, например «Майкрософт», основатели которой неоднократно продавали публично свои акции.
В России классический пример SPO – продажа госпакетов акций компаний. Действительно, государство является на сегодняшний день создателем многих компаний и их крупным акционером. Выведение акций этих предприятий на рынок и есть secondary public offering. Например, правительством РФ принята программа приватизации, согласно которой государство планирует до 2013 года продать 35% акций ВТБ из своей 85-процентной доли. При этом стоимость пакета в идеале должна быть выплачена государству, а не ВТБ, то есть на его акционерном капитале сделка не должна отразиться: изменится состав акционеров, но не количество денег в балансе.
Ознакомиться с актуальными котировками акций вы можете здесь.
Что такое SPO (вторичное размещение акций)
В отличие от IPO (первичного размещения акций), SPO предполагает реализацию уже выпущенных акций, что называется на вторичном рынке (отсюда и название: secondary public offering – вторичное публичное предложение акций). Обычно через SPO реализуются крупные пакеты акций, принадлежащие собственникам компании или венчурным фондам. Собственники, таким образом, могут реализовывать излишек акций, оставляя у себя лишь контрольный пакет. Венчурные фонды продают акции компании, в которую они инвестировали ещё на ранних этапах развития и таким образом закрывают свои позиции, получая прибыль.
Зачастую владельцем крупных пакетов акций тех или иных компаний, владеет государство (обычно это актуально для предприятий имеющих стратегическое значение в экономической, политической или военной сфере). В данном случае при смене приоритетов или направления вектора развития, государство также может реализовать эти акции посредством процедуры SPO.
Например, после проведения IPO, собственник компании оставил у себя 60% всех акций компании. Как инсайдеру, ему лучше других был известен истинный потенциал его компании, а потому он решил дополнительно заработать на росте своих акций. Через некоторое время курс этих акций ожидаемо вырос, и он решил продать 10%, оставив при этом у себя лишь контрольный пакет (50%+1 акция).
Или, допустим, на самой ранней стадии существования компании в неё инвестировал свои средства некий венчурный фонд. Инвестиции были направлены на покупку акций этой самой компании в расчёте на то, что через некоторое время она (компания), что называется, выстрелит. Ну а по прошествии определённого времени, расчёты аналитиков венчурного фонда оправдались и компания, долю в которой они приобрели посредством покупки крупного пакета её акций, вышла на передовые позиции в своей отрасли. Одновременно с этим вырос и курс её акций (причём, в случае венчурного инвестирования, этот рост мог составить тысячи или даже десятки тысяч процентов). Фонд достиг своей цели и теперь фиксирует прибыль, продавая акции и высвобождая, таким образом, деньги для новых своих инвестиций.
Не следует путать понятие «вторичное размещение» с понятием «повторное размещение». При повторном размещении (FPO — Follow-on Public Offering) происходит дополнительная эмиссия акций, что отрицательно сказывается на долях акционеров компании. Часто к FPO прибегают непорядочные эмитенты. Вторичное же размещение, рассматриваемое в этой статье, никакой допэмисии акций не предусматривает.
Так как никаких новых акций фактически не выпускается, на рынок выбрасываются лишь уже существующие бумаги, то ни на размере уставного капитала компании, ни на доле каждого отдельного акционера, это никак не сказывается.
На что влияет SPO
На что SPO действительно оказывает влияние, так это на число акций находящихся в свободном обращении. Выброс на рынок крупных пакетов акций лежавших доселе «мёртвым грузом» в карманах мажоритарных акционеров, повышает коэффициент Free-float, а это в свою очередь весьма положительным образом сказывается на ликвидности и на устойчивости акций к ценовым спекуляциям.
Ликвидность повышается благодаря тому, что на рынке в свободном доступе появляется большее количество акций, а потому их становится легче купить и легче продать. А устойчивость к спекуляциям, также прямо пропорциональна количеству акций находящихся в свободном обращении, поскольку, чем таковых больше, тем меньше вероятность спекулятивного сдвига цены посредством покупки или продажи относительно небольшого их пакета.
Кроме этого, изменение коэффициента Free-float, может повлиять на включение акций в тот или иной фондовый индекс (если одним из условий этого включения является достаточное количество акций в свободном обращении). А это, в свою очередь, может сильно повлиять на курс акций.
В качестве примера можно привести, например такой фондовый индекс как MSCI Russia (Morgan Stanley Capital International Russia). Осенью 2016 года в него была включена компания ИнтерРАО и одновременно с этим из него была исключена компания Мегафон. Буквально за неделю после этого, акции ИнтерРАО поднялись в цене на 7.5%, а акции Мегафон снизились на 6.5%.
Как проводится SPO
Вот так взять и продать достаточно крупный пакет акций весьма затруднительно. В случае массового выброса акций в свободную продажу, начинает снижаться их цена (баланс спроса и предложения смещается в сторону последнего). Таким образом, начав продавать по 1000$ за акцию, чисто теоретически, можно закончить продажи по 100$, понеся, таким образом, существенные убытки. Поэтому проведение SPO обычно доверяют профессионалам.
Процедура SPO проводится, в основном, через крупные инвестиционные банки. Как и при IPO, банк в этом случае выступает в роли андеррайтера оценивающего потенциальные риски сделки и договаривается с продавцом о цене акций. Разумеется, цена эта оптовая, а потому ниже рыночной. Собственно, за счёт это самой разницы, андеррайтер и получает свою прибыль, сначала выкупая акции у продавца, а затем аккуратно реализуя их на бирже.
Что такое повторное размещение акций (SPO акций)?
SPO акций Газпрома наделало немало шума в кругах инвесторов. Я решил написать короткий пост о том, что же такое SPO акций и почему проведенное размещение акций Газпромом совершенно нормальное.
Что такое повторное размещение акций (SPO акций)?
SPO акций не имеет никакого отношения к дополнительной эмиссии акций, так как никакие новые акции не создаются и никакие доли не размывается. Просто крупный акционер решает продать значительную часть своих акций и делает это через специальную процедуру, которая и называется SPO
Почему цена акций при SPO меньше рыночной цены?
Вот из этих 3 предпосылок и рождается польза и логика такого процесса как SPO. В нашем случае, Газпром хотел продать большой пакет акций сразу и в одни руки:
К продаже предлагается пакет в 850 590 751 шт. обыкновенных акций. Продажа Акций будет осуществляться по единой цене. Продаже подлежит весь пакет Акций, выставленный на продажу, продажа меньшего количества Акций не предусмотрена. Владелец определяет заявки, подлежащие удовлетворению..
Соответственно, чтобы это провернуть, Газпрому очевидно нужно было дать какую-то скидку, чтобы заинтересовать покупателя. Можно сравнить это с оптовой ценой, которая всегда меньше.
Цена акций при SPO может быть больше рыночной цены
Увеличение Free Float компании при проведении SPO
Это, а также ожидание положительных изменений в дивидендной политике компании, сработало как драйвер роста.
Спасибо Газпрому за такой интересный кейс, но это статья не про Газпром, а про повторное размещение акций (SPO акций).
Зачем компании проводят IPO/SPO в России, и как это сделать
В сети можно часто встретить истории о том, как основатели компании вывели ее на биржу, провели IPO и стали миллиардерами. Почти это про зарубежные биржи, в основном из США, но провести IPO (а затем и SPO) можно и в России. Как и зачем компании размещают свои акции на Московской бирже? Об этом дальше.
Если компании нужно привлечь капитал, она размещает акции на бирже. Теперь купить ее акции может любой. Это и называется IPO (initial public offering).
Помимо “живых” денег, которые компания получает и может вкладывать в новые проекты, у процедуры IPO есть и другие плюсы. Например, возможность предлагать топ-менеджерам не только зарплату, но и акции, переманивая лучших специалистов. Кроме того, IPO обычно хорошо влияет на имидж компании: потенциальным инвесторам и партнерам становится очевидно, что она вышла на новый, весьма высокий уровень развития.
Если на бирже проводят размещение не только что выпущенных акций, а бумаг, которые уже принадлежат акционерам, это называется SPO (Secondary Public Offering). Повторное предложение рынку ценных бумаг. Такой шаг позволяет увеличить количество акций в свободном обращении (free-float), не выпуская дополнительных акций и не обесценивая их. Таким способом компании повышают ликвидность акций и стимулируют интерес инвесторов.
Если компании необходимо развиваться за границей и важно найти иностранных инвесторов или руководство уверено, что достаточно денег в России привлечь не удастся, IPO проводят на зарубежных биржах.
Но если компания считает, что и в России сможет получить достаточный объем инвестиций и интересов за границей не имеет, то процесс подготовки IPO/SPO на родине вполне подойдет. Одна из главных причин — стоимость всего процесса.
На Московской бирже регулярно проходят IPO и SPO, компании предлагают инвесторам свои акции и облигации. Вот несколько успешных примеров таких размещений:
Статус публичной компании дает не только преимущества, но и предполагает некоторые ограничения. Пожалуй, руководству компаний стоит помнить о них.
Один из главных «минусов» — необходимость разглашать информацию о компании. Публичные компании обязаны публиковать финансовые отчеты о своей деятельности — показатели в этих документах могут влиять на стоимость акций на бирже.
Кроме того, регулирующие органы (в США – SEC, в нашей стране – Банк России) проводят аудиты и пристально следят за деятельностью публичных компаний. Затраты на соответствие таким требованиям могут быть весьма значительными.
Публичность накладывает определенный отпечаток и на деятельность компании — инвесторы и акционеры ждут роста показателей и, как следствие, цены акций. Это может приводить к тому, что менеджмент начнет уделять больше внимания краткосрочным целям, а не решению задач, которые могут обеспечить долгосрочный рост.
Несмотря на некоторые сложности, IPO (а затем и SPO) на Московской бирже – эффективный способ привлечь капитал, а значит и возможность для развития бизнеса.
Напишите нам, и мы поможем организовать IPO/SPO на российском фондовом рынке.
Читайте обзоры, аналитику рынков и инвестидеи в Telegram-канале ITI Capital
SPO — акции сначала падают, потом растут. Как это работает
Акции М.Видео на торгах пятницы теряют 4% после объявления цены продажи 13,5% пакета акций САФМАРом. С момента объявления сделки бумаги потеряли почти 9%.
Продажа пакета САФМАРом — это SPO (Secondary Public Offering) — публичное размещение акций, которые принадлежат уже существующим акционерам. Традиционно продажа бумаг крупным акционером воспринимается рынком негативно. Участники рынка могут считать, если мажоритарий решил продать бумаги сейчас, значит, по его мнению, они либо переоценены, либо их стоимость справедлива.
Как правило, SPO происходит с дисконтом к рыночной стоимости — инвесторов нужно заинтересовать в приобретении бумаг выгодной ценой. В совокупности эти два фактора обеспечивают просадку котировок в первое время после продажи.
Позитивный момент в SPO — благодаря нему ликвидность бумаг и free-float увеличиваются. Это может способствовать включению акций в базы расчета индексов, к примеру MSCI, на которые ориентируются крупные фонды. Попадание в индекс может привести к притоку капитала — это дополнительный спрос на акции, из-за чего цена растет.
Так как включение в индексы процесс не быстрый, то получается ситуация, когда в первое время после SPO акции падают, но в средне- и долгосрочной перспективе просадка выкупается, и бумаги растут. Конечно, есть и исключения, но часто правило работает.
Ниже приведены пять SPO на российском рынке за последние годы, когда акции сначала упали, но потом просадка была выкуплена.
НЛМК
Владимир Лисин, крупнейший акционер НЛМК, периодически продает акции компании. Последний раз SPO было в начале декабря 2020 г. — подконтрольная Лисину Fletcher Group Holdings Limited реализовала 2,1% в рамках процедуры ускоренного букбилдинга.
НЛМК отмечал, что по завершении продажи Fletcher Group Holdings Limited будет принадлежать 79,3% уставного капитала, а количество ценных бумаг в свободном обращении увеличится до 20,7%.
На фоне новостей об SPO акции НЛМК от дневных максимумов 2 декабря до локальных минимумов 4 декабря потеряли 7%. Чтобы восстановится после потерь бумагам потребовалось 7 дней. Еще через 21 день акции были уже на 19% выше минимальных значений.
Детский мир
АФК Система и РКИФ в начале сентября 2020 г. продали 25% акций Детского мира. По завершению SPO ритейлер стал первой на российском рынке компанией со 100% free-float.
На новостях о продаже пакета акции Детского мира за 7 дней потеряли 13%. Однако уже к концу ноября просадка была выкуплена, а добровольная оферта от инвестиционной компании Altus Capital, выставленная по цене выше рыночной, спровоцировала мощный рост бумаг.
Здесь фактор роста ликвидности и free-float привел не к включению акций в индексы, а к привлечению нового крупного инвестора.
Полюс
Polyus Gold International Limited (PGIL), принадлежащий Саиду Керимову, сообщил о намерении продать 4,67 млн акций Полюса (3,5% уставного капитала) в рамках процедуры ускоренного букбилдинга в начале апреля 2019 г. На этой новости акции золодобывающей компании потеряли 12% за 13 дней.
Дисконт к рыночной цене в рамках SPO составил 6,8%. Итоговый размер проданного пакета был 3,8%. После продажи доля Керимова в Полюсе сократилась до 78,6%.
Однако уже в течение двух месяцев снижение котировок было отыграно. Более того, ралли в золоте, начавшееся в мае, привело к тому, что акции Полюса сейчас стоят почти в 3 раза дороже цены SPO.
TCS Group
Rigi Trust, подконтрольный основателю TCS Group Олегу Тинькову и его семье, в начале декабря 2020 г. продал 10,6 млн ГДР компании с дисконтом 1,9% к рынку. Просадка котировок от локальных вершин в моменте составляла 10%, но уже в течение 6 дней снижение было почти полностью выкуплено.
Позже, в начале января 2021 г., появились новости о том, что трасты, контролируемые основателем компании Олегом Тиньковым и его семьей, конвертируют свои акции класса B с правом 10 голосов каждая в акции класса А, дающие по 1 голосу на акцию. Таким образом, доля мажоритарного акционера в общем количестве голосов сократилась с 84% до 35%. Благодаря этому показатель free-float сильно вырос, спровоцировав ралли в бумаге.
В начале сентября 2017 г. Минта Холдинг Лимитед, конечным бенефициаром которой является крупнейший акционер ММК Виктор Рашников, продала 335,2 млн акций комбината, составляющих 3% от уставного капитала. По итогам продажи доля компании в акционерном капитале ММК составила 84,3%, а доля акций в свободном обращении — 15,7%.
В течение трех дней после объявления SPO акции потеряли 10%, но уже через неделю просадка была выкуплена. Вскоре после проведения размещения акции ММК были включены в индекс MSCI Russia.
В итоге
Таким образом, новости об SPO чаще всего приводят к просадке котировок, но затем фактор роста ликвидности и free-float способствует восстановлению цены акций. Естественно, бывают и исключения — акции Полиметалла после последнего SPO в сентябре 2020 г. до сих пор торгуются ниже цены размещения.
Чтобы понять, стоит ли рассчитывать на восстановление акций после просадки после SPO, нужно оценить, какие дальнейшие перспективы. Если есть позитивные ожидания по компании, а фактор роста free-float может поддержать котировки на долгосрочном горизонте, снижение бумаг на размещении может быть интересным моментом для увеличения длинных позиций.
БКС Мир инвестиций
Последние новости
Рекомендованные новости
Акции и ОФЗ дорожают в основную сессию
Дивидендный гэп в Магните. Как быстро может быть закрыт
Исследование. Как менялась доля голубых фишек на рынке
ВТБ раскрыл прибыль от сделки с акциями Магнита
SoFi Technologies. Есть ли перспективы у популярного финтеха
Конференция РБК и БКС Мир инвестиций: главное
IT-сектор США. Во что стоит инвестировать на 5 лет
Российские акции для Баффетта: эти три фишки ему бы понравились
Адрес для вопросов и предложений по сайту: bcs-express@bcs.ru
* Материалы, представленные в данном разделе, не являются индивидуальными инвестиционными рекомендациями. Финансовые инструменты либо операции, упомянутые в данном разделе, могут не подходить Вам, не соответствовать Вашему инвестиционному профилю, финансовому положению, опыту инвестиций, знаниям, инвестиционным целям, отношению к риску и доходности. Определение соответствия финансового инструмента либо операции инвестиционным целям, инвестиционному горизонту и толерантности к риску является задачей инвестора. ООО «Компания БКС» не несет ответственности за возможные убытки инвестора в случае совершения операций, либо инвестирования в финансовые инструменты, упомянутые в данном разделе.
Информация не может рассматриваться как публичная оферта, предложение или приглашение приобрести, или продать какие-либо ценные бумаги, иные финансовые инструменты, совершить с ними сделки. Информация не может рассматриваться в качестве гарантий или обещаний в будущем доходности вложений, уровня риска, размера издержек, безубыточности инвестиций. Результат инвестирования в прошлом не определяет дохода в будущем. Не является рекламой ценных бумаг. Перед принятием инвестиционного решения Инвестору необходимо самостоятельно оценить экономические риски и выгоды, налоговые, юридические, бухгалтерские последствия заключения сделки, свою готовность и возможность принять такие риски. Клиент также несет расходы на оплату брокерских и депозитарных услуг, подачи поручений по телефону, иные расходы, подлежащие оплате клиентом. Полный список тарифов ООО «Компания БКС» приведен в приложении № 11 к Регламенту оказания услуг на рынке ценных бумаг ООО «Компания БКС». Перед совершением сделок вам также необходимо ознакомиться с: уведомлением о рисках, связанных с осуществлением операций на рынке ценных бумаг; информацией о рисках клиента, связанных с совершением сделок с неполным покрытием, возникновением непокрытых позиций, временно непокрытых позиций; заявлением, раскрывающим риски, связанные с проведением операций на рынке фьючерсных контрактов, форвардных контрактов и опционов; декларацией о рисках, связанных с приобретением иностранных ценных бумаг.
Приведенная информация и мнения составлены на основе публичных источников, которые признаны надежными, однако за достоверность предоставленной информации ООО «Компания БКС» ответственности не несёт. Приведенная информация и мнения формируются различными экспертами, в том числе независимыми, и мнение по одной и той же ситуации может кардинально различаться даже среди экспертов БКС. Принимая во внимание вышесказанное, не следует полагаться исключительно на представленные материалы в ущерб проведению независимого анализа. ООО «Компания БКС» и её аффилированные лица и сотрудники не несут ответственности за использование данной информации, за прямой или косвенный ущерб, наступивший вследствие использования данной информации, а также за ее достоверность.