Что такое споровые растения 6 класс
СПОРОВЫЕ РАСТЕНИЯ
Полезное
Смотреть что такое «СПОРОВЫЕ РАСТЕНИЯ» в других словарях:
Споровые растения — растения, размножающиеся и распространяющиеся главным образом спорами (См. Споры), которые образуются бесполым или половым путём. Многие из С. р. в стадии спор переживают, кроме того, неблагоприятные внешние условия (у бактерий,… … Большая советская энциклопедия
СПОРОВЫЕ РАСТЕНИЯ — растения, размножающиеся и распространяющиеся спорами, которые образуются бесполым или половым путем. С. р. иногда делят на низшие и высшие растения … Словарь ботанических терминов
споровые растения — растения, размножающиеся спорами. К С. р. относят мхи, плауны, хвощи, папоротники … Анатомия и морфология растений
Высшие споровые растения — Группа растений … Википедия
ВЫСШИЕ СПОРОВЫЕ РАСТЕНИЯ — архегониальные растения, размножающиеся спорами. Обычно в эту группу не входят голосеменные (Pinophyta) … Словарь ботанических терминов
Растения — Многоо … Википедия
РАСТЕНИЯ — (Plantae, или Vegetabilia), царство живых организмов; автотрофные организмы, для которых характерны способность к фотосинтезу и наличие плотных клеточных оболочек, состоящих, как правило, из целлюлозы; запасным веществом обычно служит крахмал.… … Биологический энциклопедический словарь
РАСТЕНИЯ ПАПОРОТНИКОВИДНЫЕ — (Pteropsida) [πτερις (οтерис) папоротник; οψις (опис) облик] один из типов высших растений, представители которого доминируют в составе растительного покрова суши как по числу видов, так и по … Геологическая энциклопедия
Споровые растения [Высшие]
Споровые растения — это растения, которые распространяются с помощью спор. Это мхи, папоротники, плауны и хвощи.
В большом лесу, наполненном сыростью часто встречаются узорчатые литья папоротников, напоминающие огромные зеленые перья. Во влажных низинах, оврагах можно увидеть хвощи, которые имеют вид маленьких сосенок. А на поверхности влажной почвы или на камнях — нежные зеленые ковры мхов, среди травы можно отыскать растения с ползучими стеблями приподнятыми желтоватыми «колосками» — это плауны. Все эти растения никогда не цветут и не образуют плодов и семян.
К споровым растениям относятся мхи, папоротники, плауны и хвощи. Все они образуют споры, с помощью которых распространяются. Поэтому их и называют споровыми растениями. Споровые растения обитают в различных климатических условиях. Однако большинство из них произрастает на влажных участках, поскольку для передвижения мужских гамет (сперматозоидов) при половом процессе им необходима вода.
Классификация
Значение сосудистых споровых растений
Образование каменного угля
Из древовидных папоротников, плаунов и хвощей миллионы лет назад образовались залежи каменного угля. Каменный уголь — один из лучших видов топлива. На нем работают паровые котлы электростанций, заводов и фабрик. Из угля получают многие пенные продукты: горючий газ, кокс, пластмассы, лаки, смазочные масла, парфюмерные изделия и др.
Уголь добывают в Украине, России, Польше, Германии, Великобритании и других странах.
Современные папоротники, хвощи и плауны представляют собой незначительные остатки древних предков, господствовавших на Земле в каменноугольный период палеозойской эры, т. е. около 350 млн лет назад. Среди древних представителей папоротников, хвощей и плаунов были травянистые растения и мощные деревья, достигавшие 25 м высоты, с толстыми стволами до 1,5 м в диаметре. Широкое распространение этих растений в те времена объясняется благоприятными климатическими условиями — теплым влажным климатом. Большая часть суши была заболочена. Это создавало благоприятные условия для оплодотворения растений. А так как их спороносные побеги находились высоко над поверхностью почвы, то это благоприятствовало рассеиванию спор.
Густые тропические леса образовывали огромные массы органическою вещества и при этом обогащали атмосферу кислородом. Деревья, отмирая, падали в воду. Там, в бедной кислородом среде, они не сгнивали, а постепенно обволакивались илом, песком, глиной, спрессовывались покрывающими их осадочными горными породами и новыми растительными остатками. На месте упавших деревьев со временем вырастали новые, которых ждала та же участь. Так в толще земной коры образовывались залежи каменного угля. Сейчас в нем находят окаменелые стволы древовидных папоротников, хвощей и плаунов, отпечатки листьев, спороносные колоски и даже споры. Находки тщательно исследуются учеными. Так, залежи каменного угля «рассказывают» нам об организмах, живших миллионы лет назад.
Какие растения называют споровыми: их характерные признаки
Мир растений богат и разнообразен.
Много миллионов лет назад, когда жизнь на земле только зарождалась, в воде уже существовали многоклеточные зеленые водоросли. Считается, что от них зародились первые высшие растения — риниофиты, положившие начало развитию сегодняшних зеленых обитателей суши.
Какие растения размножаются спорами
Они бывают споровыми и семенными.
Споровые размножаются и распространяются при помощи спор. Они подразделяются на две группы:
Высшие споровые растения
К этой группе относятся мхи, папоротники, хвощи, плауны.
Для высших растений характерно то, что они имеют расчленение на органы: побег и корень. У них сильно развита проводящая система, имеется сложная система покровных тканей.
На протяжении всего жизненного цикла у них происходит переменное появление экземпляров с бесполыми и половыми признаками. В зависимости от этого размножение проходит бесполым и половым путем.
Процесс размножения позволяет обеспечивать непрерывность существования и расселение в окружающем пространстве.
Бывает несколько видов размножения:
Размножение посредством спор бывает половым и бесполым.
Спора — это мельчайшая частица — клетка, защищённая от высыхания и механического повреждения двумя оболочками. Внутренняя — тонкая, прозрачная. Наружная — толстая, окрашенная. Наружная оболочка обычно имеет разные выросты в виде бугорков, шипов, ресничек.
Споры образуются в специальных отсеках, которые называются спорангиями. Ветром споры переносятся на далекие расстояния и, попадая в благоприятную среду, прорастают.
Растение, на котором образуются споры, называется спорофитом.
Существуют как половые, так и бесполые особи. Если в группе преобладают особи с половыми признаками, то эта группа называется гаплоидной. Если же преобладают бесполые, то группа называется диплоидной.
В гаплоидной группе каждое новое растение появляется в результате сложного процесса оплодотворения. Представителями гаплоидных являются мхи.
Бывают растения, у которых образуются споры одинакового размера. Они называются равноспоровыми.
Если у растения образуются споры разного размера, то они называются разноспоровыми. Мелкие — микроспоры, из них появляются мужские заростки. Крупные — мегаспоры, из них появляются женские заростки.
Рассмотрим, какие растения относятся к споровым.
На первый взгляд, мох — это слоевище, прижатое к субстрату. При более внимательном рассмотрении можно увидеть, что тело мха состоит из стебелька с листочками, который вместо корня имеет тонкий волосок — ризоид. С его помощью всасывается влага и питательные вещества.
Мох имеет небольшие размеры, от 1 мм до нескольких десятков сантиметров.
Мох является раздельнополым растением. На верхушках одних стебельков образуются женские органы, которые называются архегониями. Каждый из них содержит яйцеклетку. На других развиваются мужские органы — антеридии. Они имеют форму мешочков, в которых содержатся сперматозоиды.
Для полового развития благоприятной средой является вода. После оплодотворения появляется диплоидный спорофит. Он некоторое время растет на гаплоидном зеленом растении, питаясь образованными им веществами. Выглядит как коричневая нить, которая одним концом прикреплена к растению. На другом конце появляется расширение похожее на коробочку с крышечкой. Это спорангий, в нем развиваются споры. После созревания коробочка открывается, и споры просыпаются. Ветром они разносятся на расстояние. Из спор, попавших во влажную среду, вырастают новые гаплоидные растения.
Все вышесказанное объясняет, почему мхи называют высшими споровыми растениями.
Мхи чаще всего встречаются во влажной среде. Они обильно растут на болотах и в лесной зоне, в горах и в тундре. Тундру часто называют царством мхов и лишайников.
Мхи быстро впитывают влагу и прочно ее удерживают, это приводит к заболачиванию почвы.
Многие зеленые мхи растут на болотах, образуя сплошной ковер. Моховая дерновина при отмирании слабо разлагается и образует залежи торфа.
Мхи имеют большое значение. Так, изо мха сфагнума изготавливают лекарственные препараты.
Торф широко применяется в сельском хозяйстве в виде удобрения.
Диплоидные растения
К диплоидной группе относятся папоротники, хвощи и плауны, у которых гаметофит редуцирован в заростки.
Плауны — это травянистые, вечнозеленые многолетники. Выглядят они как стелющийся стебель с мелкими листьями. Имеют вильчатое ветвление. Внешне плауны напоминают мхи.
На верхушках стеблей образуются колоски, в которых созревают споры. После созревания споры опадают в почву. При их прорастании образуется заросток в виде бесцветного клубенька с ризоидом. Из одних заростков образуются антеридии, из других — архегонии. Оплодотворение происходит, если есть влага. Из оплодотворенной яйцеклетки развивается зародыш, из которого вырастает спорофит.
Стебли и листья плаунов содержат алкалоиды и поэтому применяются в медицине. Споры используют в виде присыпок.
Хвощи — это многолетние корневищные травы. Высота стебля у хвощей достигает нескольких десятков сантиметров. Из узлов стебля выходят мутовки ветвей с мелкими чешуевидными листьями. Некоторые побеги заканчиваются колоском со спорангиями. Из спор прорастает недолговечный, очень маленький зеленый заросток. Он крепится к почве при помощи ризоида. На заростках образуются мужские и женские органы. При благоприятных условиях происходит оплодотворение и появление зародыша. Вырастает новое бесполое растение — спорофит.
Папоротники по числу видов значительно превосходят все другие группы.
Они очень разнообразны по внешнему виду, формам и условиям их произрастания. Среди папоротников много травянистых, но в тропических лесах встречаются древовидные папоротники высотой до 25 м с диаметром ствола до 50 см.
Среди травянистых бывают очень маленькие растения размером всего несколько миллиметров. Папоротники отличаются от плаунов и хвощей своими крупными «листьями» — стеблями. Они называются вайями. Размеры вай достигают 30 см. Их пластинки часто бывают перистые или многократно рассеченные.
Папоротники растут в лесах. Они имеют мясистые корневища, из которых каждый год образуются новые розетки вай. На нижней поверхности «листа» группами располагаются спорангии. Из спор появляются обоеполые, свободноживущие заростки. Происходит оплодотворение. Затем развивается и вырастает спорофит.
Низшие споровые
Низшие растения отличаются отсутствием корней и листьев. Они состоят из слоевища (таллома) и крепятся к поверхности с помощью ризоидов. Размножаются в основном спорами. К этой группе относятся водоросли и лишайники.
У большинства водорослей споры подвижны, так как имеют жгутики. Они называются зооспорами. У наземных растений споры не имеют специальных приспособлений для активного движения.
У низших споровых любая клетка может стать спорангием, в то время как спорангий высших растений — это многоклеточный орган.
Итак, для появления и развития спорового растения необходимы благоприятные условия, а именно влажная среда. В других условиях этот вид не выживает, поэтому на смену ему приходит семенной.
Они размножаются семенами, которые разносятся ветром или насекомыми, для оплодотворения не требуют воду. При помощи придаточных корней закрепляются в грунте и добывают влагу и питательные вещества. Имеют развитую проводящую систему.
Презентация на тему «Споровые растения» (6 класс)
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Тест по теме: «Споровые растения: хвощи, плауны, папоротники» Задание: Из пяти предложенных ответов выбрать один верный ответ.
ТЕСТ Гаметы папоротника образуются на: А) спорофите В) предростке С) зиготе D) заростке Е) ризоидах 2. У хвоща весной появляются: А) корневища В) стебли С) придаточные корни Д) зеленые побеги Е) бурые побеги с колосками
ТЕСТ 3. На заростке папоротника образуются: А) зооспоры В) гаметы С) семена Д) споры Е) корни 4. Споры используются в металлургии и медицине: А) Сфагнума; В) Кукушкина льна; С) Хвоща; D) Папоротника; Е) Плауна
ТЕСТ 5. Споры хвоща созревают: А) На летних побегах; В) На весенних побегах; С) На корневищах; D) На листьях; Е) На всех побегах 6. Листья на стебле хвоща располагаются: А) Супротивно; В) Мутовчато; С) Поочередно; D) На верхушке побегов; Е) У основания побегов
ТЕСТ 7. Из споры папоротника развивается: А) Почка; В) Семя; С) Побег; D) Колосок; Е) Заросток 8. Заросток папоротника – это: А) первичный корень В) стебель С) длинная нить Д) зеленая пластинка Е) корневище
ТЕСТ 9. Из древовидных древних папоротников образовался: А) Торф; В) Каменный уголь; С) Известняк; D) Мрамор; Е) Керамзит 10. Осенью на верхушке побегов образуется два споровых колоска у: А) Сфагнума; В) Кукушкина льна; С) Хвоща; D) Папоротника; Е) Плауна
Проверь себя Критерии оценок: «5»: 9 – 10 правильных ответов «4»: 7– 8 правильных ответов «3»: 5 – 6 правильных ответов «2»: менее пяти правильных ответов
ТЕСТ Гаметы папоротника образуются на : А) спорофите В) предростке С) зиготе D) заростке Е) ризоидах 2. У хвоща весной появляются: А) корневища В) стебли С) придаточные корни Д) зеленые побеги Е) бурые побеги с колосками
ТЕСТ 3. На заростке папоротника образуются: А) зооспоры В) гаметы С) семена Д) споры Е) корни 4. Споры используются в металлургии и медицине: А) Сфагнума; В) Кукушкина льна; С) Хвоща; D) Папоротника; Е) Плауна
ТЕСТ 5. Споры хвоща созревают: А) На летних побегах; В) На весенних побегах; С) На корневищах; D) На листьях; Е) На всех побегах 6. Листья на стебле хвоща располагаются: А) Супротивно; В) Мутовчато; С) Поочередно; D) На верхушке побегов; Е) У основания побегов
ТЕСТ 7. Из споры папоротника развивается: А) Почка; В) Семя; С) Побег; D) Колосок; Е) Заросток 8. Заросток папоротника – это: А) первичный корень В) стебель С) длинная нить Д) зеленая пластинка Е) корневище
ТЕСТ 9. Из древовидных древних папоротников образовался: А) Торф; В) Каменный уголь; С) Известняк; D) Мрамор; Е) Керамзит 10. Осенью на верхушке побегов образуется два споровых колоска у: А) Сфагнума; В) Кукушкина льна; С) Хвоща; D) Папоротника; Е) Плауна
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-032132
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения создает цифровую психологическую службу для школьников
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Ученые изучили проблемы родителей, чьи дети учатся в госпитальных школах
Время чтения: 5 минут
В России стартует пилотный проект по реабилитации детей-инвалидов
Время чтения: 2 минуты
Названы главные риски для детей на зимних каникулах
Время чтения: 3 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Общая характеристика высших споровых растений
Презентация к уроку
Цель урока: сформировать у школьников понятие о высших споровых растениях, проследить усложнение их организации.
Ход урока
1. Сообщение темы, задач урока и мотивация учебной деятельности
2. Проверка домашнего задания
3. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности
4. Изучение нового материала
1. Предпосылки выхода растений на сушу
Рассказ учителя
Первые растения на Земле появились в воде. Это были водоросли. Водоросли существовали в воде уже миллиарды лет, когда начали. Осваивать сушу первые наземные растения. Почему же растения не могли появиться на суше раньше?
1.Дело в том, что выйти из воды растениям мешали космические лучи, которые убивали все живое. Водоросли могли жить в водоемах, потому что от этих лучей их защищал слой воды. Когда в воде широко распространились фотосинтезирующие водоросли, кислород стал не только накапливаться в воде, но часть его выходила из воды в атмосферу, а из атмосферы в воду переходил углекислый газ, необходимый для фотосинтеза. В результате этих процессов изменился состав атмосферы: она обогатилась кислородом.
2. Особенно важным было то, что из кислорода в атмосфере образовался озоновый слой, который не пропускал на землю смертоносные короткие ультрафиолетовые лучи. В связи с этим стал возможным выход растений на сушу.
2. Приспособления растений к наземно-воздушной среде
Рассказ учителя
Растениям, которые покинули привычную водную среду обитания, нужно было приспособиться к новым условиям жизни на суше, которые резко отличались от привычных. Им нужно было защищаться от высыхания, закрепляться в почве, приспосабливаться к поглощению минеральных веществ и воды из почвы, а кислорода и углекислого газа — из воздуха. Кроме того, растениям необходима была опора, так как воздух, в отличие от воды, не мог их поддерживать.
Постепенно растения приспособились к наземному образу жизни. У них появились корни, которые закрепляли растения в почвы и всасывали из нее воду и минеральные вещества. Наземные части растений превратилась в стебель с листьями.
Таким образом, у растений появились органы. Покровные ткани защищали растения от высыхания, а устьица в них осуществляли газообмен для дыхания и фотосинтеза. Возникли проводящие ткани, которые транспортировали воду и минеральные вещества в стебель, и листья, а органические вещества из листьев — по всему растению. И, наконец, образовались механические ткани.
Все эти изменения у вышедших на сушу растений происходил и постепенно.
Первые наземные растения обычно жили во влажных условиях, а их ткани и органы были еще несовершенны. Прошли миллионы лет, пока растения приобрели строение современных представителей растительного мира и заселили все уголки суши. Однако и сейчас еще существуют группы растений с не вполне совершенным строением и значительной зависимостью от воды.
3. Характеристика высших споровых растений
Рассказ учителя
У высших растений в отличие от низших — водорослей, тело делится на органы: корни, стебли, листья. Каждый орган выполняет свои определенные функции. Органы состоят из тканей, которые обеспечивают выполнение этих функций.
В жизненном цикле высших растений наблюдается четкое чередование поколений — спорофита и гаметофита. Гаметофит образует многоклеточные половые органы, в которых развиваются гаметы. При слиянии гамет получается зигота, из которой вырастает следующее поколение — спорофит. На спорофите созревают споры. Споры у растений могут быть все одного или разных размеров — мелкие (микроспоры) и крупные (мегаспоры).
Растения, имеющие одинаковые споры, получили название равноспоровых, а имеющие микроспоры и мегаспоры, — разноспоровых. У равноспоровых из спор вырастают обоеполые гаметофиты. У разноспоровых из микроспоры развивается мужской гаметофит, а из мегаспоры — женский. У высших растений одно поколение по размерам всегда больше другого, и на его долю приходится большая часть жизненного цикла растения. Только у растений одного отдела Моховидные преобладает поколение гаметофитов, у всех остальных высших растений — поколение спорофитов.
Высшие растения делят на две группы — высшие споровые, споровые размножаются спорами, и семенные растения, которые размножаются семенами. Споровые — более древние наземные растения, чем семенные. Они имеют все признаки высших растений, у них не всегда достигают полного развития ткани и органы, пример, проводящая ткань ксилема у всех высших споровых состоит из удлиненных мертвых клеток, а не из сосудов. Еще одной особенностью споровых является то, что размножение, как и у водорослей, связано с водой. Вода необходима для движения мужских гамет — сперматозоидов, имеющих жгутики, неподвижным женским гаметам — яйцеклеткам. При этом гаметы используют воду дождей и россы. Поэтому высшие споровые растения распространены во влажных местах.
В жизненном цикле высших споровых растений, как и у некоторых водорослей, чередуются особи бесполового и полового поколений, которые размножаются, соответственно, бесполым и половым путем. В полном жизненном цикле, который обеспечивает непрерывность жизни организмов, происходит чередование гаметофита (полового) и спорофита (бесполого поколения). На спорофите образуются органы бесполого размножения, на гаметофите – полового.
Высшие споровые растения после выхода на сушу в ходе эволюции претерпевали метаморфозы в двух направлениях. Так сформировались две крупные эволюционные группы – гаплоидная и диплоидная. К первой ветви относятся мхи, у которых лучше развит гаметофит, а спорофит занимает подчиненное положение. К диплоидной ветви принадлежат папоротники, хвощи и плауны. У них гаметофит редуцирован, и выглядит как заросток.
Распространены они в разных климатических зонах. Однако большинство живет на влажных участках суши, хотя некоторые виды этих растений встречаются и в сухих борах, и даже в пустынях.
Отдел Моховидные. В этот отдел входит более 25 тыс. видов. Корней нет. Спорофит самостоятельно не существует, развивается и всегда находится гаметофите, получая от него воду и питательные вещества. Спорофит представляет собой коробочку, где развивается спорангий на ножке. Отдел включает класс листостебельные мхи, класс печеночники и антоцеротовые.
Отдел Плауновидные – очень древняя группа, к которой относятся как ископаемые, так и ныне живущие растения. Имеют длинные стелющиеся дихотомически ветвящиеся побеги, густо усаженные жесткими мелкими листьями.
Отдел хвощевидные. Многолетние травы лугов, болот, лесов и полей. От корневищ отходят придаточные корни и надземные побеги, имеющие типичное членистое строение. От узлов отходят мутовки бурых чешуйчатых листьев, сросшихся в трубчатое влагалище, и мутовки боковых побегов.
Отдел папоротниковидные. Преобладание долговечного листостебельного спорофита над эфемерным примитивным гаметофитом, наличие у спорофита крупных, обычно перисто-рассеченных, сложно устроенных листьев – вай, расположение спорангиев группами (сорусами) на нижней стороне листьев.
5. Обобщение, систематизация знаний и умений учащихся
Работа в тетради
Выполнение заданий, предложенных к теме данного урока. Работа с учебником
Школьники читают текст параграфа и отвечают на вопросы учителя.
Ученица зачитывает отрывок из повести Н. Гоголя «Вечера накануне Ивана Купала».
Учитель: Так что же из себя представляет папоротник?
6. Подведение итогов урока
7. Домашнее задание.
Изучить материал учебника к теме урока, выполнить задания в рабочей тетради.