Что такое спортивная команда

Спортивная команда

Смотреть что такое «Спортивная команда» в других словарях:

Станция Спортивная (команда КВН) — У этого термина существуют и другие значения, см. Станция Спортивная. МСЭБ Станция Спортивная Страна … Википедия

Команда Живи — Гоночная команда Дебют 2009 Страна Российская Федерация Босс(ы) команды Медиагруппа Живи Текущая серия … Википедия

Спортивная (станция метро, Москва) — У этого термина существуют и другие значения, см. Спортивная (станция метро). Координаты: 55°43′23″ с. ш. 37°33′49″ в. д. /  … Википедия

команда — I. КОМАНДА, КУМАНДА ы, ж. Нем. Начальствование над какой л. воинской частью; командование, власть. ♦ Быть, находиться и т. п. (под чьей л. командой, под командой кого л. БАС 1. Во всех Европейских землях, где на воинских кораблях управляют,… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Команда — В Викисловаре есть статья «команда» Команда (слово заимствовано в конце XVII века из исп. и португ. comando «командование, управление», исп. commando «командо … Википедия

Спортивная (станция метро) — Содержание 1 В России 2 На Украине 3 В Белоруссии … Википедия

Спортивная жизнь Курортного района Санкт-Петербурга — Спортивная жизнь Курортного района Санкт Петербурга, неотделима от жизни России, отмечающей каждую вторую субботу августа День физкультурника[1]. Основу физкультурного движения в районе составляют 55 коллективов организаций, учреждений, в том… … Википедия

Спортивная гимнастика на Олимпийских играх — Соревнования по спортивной гимнастике на летних Олимпийских играх впервые появились на летних Олимпийских играх 1896 в Афинах и с тех пор включались в программу каждых последующих Игр. Перво … Википедия

Команда Пекинского университета 361° — Команда Пекинского технологического университета 361° Полное название Команда Пекинского Технологического университета 361° (北京理工大学足球俱乐部) Основан 2000 Стадион … Википедия

Спортивная честь (фильм) — Спортивная честь … Википедия

Источник

Спортивная команда

Спортивная команда — это группа спортсменов, представляющих единый клуб, общество города, страну и т. д., которые принимают участие в соревнованиях.

Вне зависимости от того, являются соревнования индивидуальными или коллективными, ведется в них личный, лично‑командный или командный зачет, все члены спортивной команды объединены единым стремлением к завоеванию самых высоких мест, достижению наивысших спортивных результатов. Численный состав команды определяется положениями о соревнованиях и правилами данного вида спорта. Положения и правила оговаривают также порядок выступления и замены участников.

В каждой команде есть руководитель. Он несет ответственность за дисциплину, своевременную явку на соревнования, принимает участие в жеребьевке, в заседаниях судейской коллегии. В каждой команде есть тренер, который отвечает за непосредственную подготовку коллектива и всех его членов к соревнованиям. В сборной команде может быть несколько тренеров, один из них старший.

В каждой команде открытым голосованием избирается капитан, который в командных играх руководит действиями партнеров на площадке в ходе матчей. В отдельных случаях капитан может выполнять обязанности представителя команды. В спортивных командах перед ответственными стартами, как правило, комплексными соревнованиями — спартакиадами, Олимпийскими играми — выбирается комсорг команды, который руководит комсомольской работой в коллективе, отвечает за выпуск стенной газеты, боевых листков, организует комсомольские собрания.

История отечественного спорта знает очень много примеров образцовых во всех отношениях команд. Вот только два из них.

Сборная команда советских велосипедистов, которая выиграла самую первую золотую медаль на Олимпийских играх в Монреале (1976), — А. Чуканов, В. Чаплыгин, В. Каминский и А. Пиккуус — опередила всех в командной гонке на 100 км. Это были сто километров мужества под палящими лучами солнца, в окружении именитых соперников, которым за год и за два до этого наши велосипедисты проигрывали; 2 с, 5 с не хватало им до заветных медалей чемпионов мира. А здесь наша сборная выиграла у команды Польши 20 с.

Перед отъездом в Монреаль на объединенном комсомольском собрании олимпийской сборной выступил комсорг В. Каминский. Он был краток: «Наше государство многонационально. Только в нашей велосипедной сборной представители четырех республик — Толя Чуканов из украинского города Ворошиловграда, Валера Чаплыгин из исконно русского Курска, Ааво Пиккуус представляет Эстонию, я живу и работаю в Минске. В дружбе народов, в любви к Родине — наша сила. Мы сделаем все, чтобы оправдать оказанное нам доверие». Они сдержали слово и победили. В том же составе спустя год выступали на мировом чемпионате в Сан‑Кристобале (Венесуэла) и вновь праздновали победу.

Наша четверка фехтовальщиков — В. Жданович, М. Мидлер, Г. Свешников и Ю. Сисикин — на протяжении многих лет не знала себе равных в мире и побеждала на всех чемпионатах и Олимпиадах, проходивших в начале 60‑е гг.

Это была очень сильная команда. Характеры у всех были разные, по‑разному спортсмены относились к своему любимому виду спорта, но вместе в коллективе дополняли друг друга, и это являлось главным критерием успеха. Они уже не выступают, но все остались в спорте и готовят себе достойных преемников.

Источник

Понятие о спортивной группе, команде, коллективе

Как известно, спортивная деятельность носит коллективный характер, протекает и подготавливается в присутствии и при участии других людей.

Основной социально-психологической единицей в спорте является команда. Спортивная команда представляет собой коллектив со своими психологическими особенностями и определенными взаимоотношениями.

Спортивные группы и коллективы обладают всеми общими признаками, характеризующими практически любую малую группу, к ним относится: совместная деятельность, общие цели и задачи, определенная организация, межличностные отношения. Однако надо помнить, что спортивный коллектив отличается от спортивной группы.

Наиболее важными признаками коллектива являются ценностно-ориентационное единство, общественно полезные результаты деятельности, цели и задачи, опосредованность межличностных отношений целями и задачами спортивной деятельности, высокая способность к самоуправлению и самоорганизации, оптимальные показатели сплоченности и психологического климата.

Спортивная команда является разновидностью малых социальных групп. Ей присущи все признаки, которыми в социальной психологии характеризуют малые группы. К таким признакам относятся: численность, автономность, общегрупповая цель, коллективизм, дифференцированность и структурность.

С точки зрения современной социальной психологии нижней границей малой группы является два человека, а верхняя не должна превышать 40 человек.

Работы современных социальных психологов показали, что наиболее эффективными и устойчивыми являются группы из 6-7 человек. Они считаются оптимальными для решения ценностно ориентационных задач.

Данные требования в полной мере соответствуют спортивным командам, численность которых как раз и соответствует требованиям социальной психологии. Так, численность практически любой спортивной команды составляет приблизительно около 30 человек: старший тренер, начальник команды, два его помощника, врач, массажист, игроки.

По правилам соревнований решение соревновательных задач осуществляется частью команды. Например, в хоккее, водном поло, баскетболе и футболе число полевых игроков равно соответственно 5, 6, 7, 11, что полностью удовлетворяет критерию оптимальной численности малой группы.

К особенностям спортивной группы относится ее обособленность от окружения, благодаря существованию ограничений на число членов, наличию специфических узкогрупповых целей, внутрикомандной системы ценностей, и правил, традиций, условностей и др.

Как и всякая малая социальная группа, спортивная команда имеет четкие и определенные задачи, на решение которых направлены усилия всех ее членов как тренеров, так и спортсменов. Основной общекомандной целью является достижение высоких личных и командных спортивных результатов. Общегрупповая цель или ценностно-ориентационное единство способствует кооперации, взаимодействию всех челнов команды на достижение поставленной цели, служит основание для создания оптимальных межличностных взаимоотношений, когда каждый игрок понимает другого с «полуслова».

Высшей формой развития любой малой группы, в том числе и спортивной команды, является коллектив. Спортивная команда как коллектив обладает высокой целеустремленностью, действенной групповой эмоциональной идентификацией, т. е. взаимное интерперсональное отождествление, когда члены команды эмоционально реагируют на успехи и неудачи своих товарищей, высокой сплоченностью, которая проявляется в единстве мнений по наиболее важным аспектам жизнедеятельности команды.

Только в коллективе создаются необходимые условия для создания оптимального психологического климата, способствующего создавать тот настрой, который способен привести команды к достижению высоких спортивных результатов.

Взаимодействие в процессе решения стоящих перед командой задач, порождает дифференциацию между ее членами как по выполняемым функциям и обязанностям, так и по личным контактам, те. внутри команды возникают формальные и неформальные связи между членами команды. Структура команды складывается из связей и отношений между спортсменами и подгруппами спортсменов внутри самой команды.

В результате совместной спортивной деятельности происходит дифференциация ролей и функций между членами команды и формирование определенной устойчивости систем деловых отношений между спортсменами, выполняющими различные функции.

Без согласия и кооперирования различных функций групповая деятельность не может быть успешной. Эту простую истину спортсмены иногда просто забывают, не только по своей вине, но и во многом этому способствует соперник, разрушающий наигранные связи. Если этого происходит, то каждый член команды стремится взять на себя ведущую роль в атаке, самое главное, что при этом защитники забывают, что главная их функции – это умелая игра в защите, а отнюдь не «неумелое» подключение в атаке, в ущерб точному пасу нападающему.

Таким образом, получается, что на поле много игроков, но нет сплоченной команды, нет командной игры. В спортивной команде, для правильного взаимодействия, существуют правила, которые регламентируют процессы взаимодействия спортсменов, т. е. определенные документы определяют формальную структуру спортивной команды.

Формальная структура спортивной команды разделяется на горизонтальную и вертикальную.

Вертикальная структура определяется наличием субординационных отношений внутри команды: начальник команды- старший тренер- второй тренер- капитан команды- основные игроки- запасные игроки. Вертикальная структура задает порядок соподчинения и зависимости.

Нарушение вертикальной структуры приводит в снижению дисциплины, личной ответственности, добросовестного выполнения спортсменами своих функций.

Нужно помнить, что если все члены команды будут взаимодействовать только на основе формальных требований, согласованной их действий от этого будет минимальной. Настоящее взаимодействие возникает лишь в том случае, когда официальные связи между спортсменами окрашиваются эмоционально личностным содержанием, становятся субъективно значимыми для каждого игрока. Иными словами, когда над формальной системой отношений надстраивается другая, неформальная система связей. Таким образом, характер отношений может предписываться формальной структурой, однако отношения в команде, в том числе и деловые, могут протекать как личностно окрашенные реакции.

Исследования, проведенные в разных видах спорта со спортсменами разной квалификации, показали, что с ростом спортивного мастерства происходит конвергенция, сближение обеих структур при доминирующей роли формальной структуры.

Неформальная структура команды, так же как и формальная, делится на горизонтальную и вертикальную. По горизонтали неформальная структура команды распадается на две подструктуры: деловую и эмоциональную.

Деловая подструктура возникает в результате кооперативно-деятельностной интеграции спортсменов. Она в значительной степени определяется внешними целями команды и закономерно меняется вместе в ними, так например, при переходе от тренировочного периода к соревновательному.

Эмоциональная подструктура отражает непосредственные аффективные связи между членами команды. Данная подструктура дополняет деловую, сглаживая негативные, разъединяющие тенденции, которые являются следствием функционального расслоения, вызванного выполнением спортсменом своих порученных ему поручений. Эмоциональные отношения возникают в любой команде как результат взаимных оценок поведения и поступков в процессе взаимодействия.

Выделение деловой и эмоциональной подструктур носит условный характер. В спорте эмоциональные отношения формируются в процессе совместной деятельности, в зависимости от того, насколько успешно выполняются общекомандные цели. Помимо этого, в связи с высокой значимостью для спортсменов успешности спортивной деятельности деловые отношения между ними всегда сопровождаются сильными эмоциями, способствуют активному формированию субъективности в их межличностных отношениях.

Вертикальная организация неформальной структуры команды отражает характер распределения отношений руководства и подчинения между спортсменами.

Каждый спортсмен в команде имеет определенный ранг, соответствующий его статусному положения: чем выше ранг спортсмена, тем большей властью и авторитетом он пользуется внутри команды. Бывает, что высокой властью и авторитетом пользуется далеко не самый сильный спортсмен в команде. Однако чем и отличается спорт, что в нем авторитет завоевывается непосредственно на футбольном поле, баскетбольной или хоккейной площадке. Следовательно, вертикальная организация может рассматриваться как ранговая зависимость между спортсменами в неформальной иерархии команды.

26. Межличностные отношения: симпатии, антипатии. Виды совместимости

Межличностные отношения – это совокупность связей, складывающихся между людьми в форме чувств, суждений и обращений друг к другу.

Межличностные отношения включают:

1) восприятие и понимание людьми друг друга;

2) межличностная привлекательность (притяжение и симпатия);

3) взаимодействие и поведение (в частности, ролевое).

Компоненты межличностных отношений:

1) когнитивный компонент – включает в себя все познавательные психические процессы: ощущения, восприятие, представление, память, мышление, воображение. Благодаря этому компоненту происходит познание индивидуально-психологических особенностей партнеров по совместной деятельности и взаимопонимание между людьми. Характеристиками взаимопонимания являются:

а) адекватность – точность психического отражения воспринимаемой личности;

б) идентификация – отождествление индивидом своей личности с личностью другого индивида;

2) эмоциональный компонент – включает положительные или отрицательные переживания, возникающие у человека при межличностном общении с другими людьми:

а) симпатии или антипатии;

б) удовлетворенность собой, партнером, работой и т. д.;

в) эмпатия – эмоциональный отклик на переживания другого человека, который может проявляться в виде сопереживания (переживания тех чувств, которые испытывает другой), сочувствия (личностного отношения к переживаниям другого) и соучастия (сопереживание, сопровождаемое содействием);

3) поведенческий компонент – включает мимику, жестикуляцию, пантомимику, речь и действия, выражающие отношения данного человека к другим людям, к группе в целом. Он играет ведущую роль в регулировании взаимоотношений.

Эффективность межличностных отношений оценивается по состоянию удовлетворенности-неудовлетворенности группы и ее членов.

Явление симпатии привлекло к себе внимание еще древнегреческих философов, в частности стоиков, которые трактовали ее как духовную объективную общность всех вещей, в силу которой люди сочувствуют друг другу. Однако на протяжении многих столетий симпатия, по существу, рассматривалась как эмпатия. Отголоски такого взгляда на симпатию, ее смешение с эмпатией можно встретить и сейчас. Например, в словаре социально-психологических понятий «Коллектив, личность, общение» (1987) говорится, что близкой сипатии выступает эмпатия и что «. иногда симпатия ведет к альтруистической помощи; а иногда, напротив, может обусловливать избегание другого человека как источника тревожащих и потому негативных эмоций. Мы можем уклоняться от встречи с определенными людьми, поскольку даже один их вид печалит нас» (с. 96). Ясно, что речь идет о проявлении эмпатии, а не симпатии. Скорее в случае избегания человека надо говорить об антипатии к нему, но и она вовсе не обязательна в описываемом случае.

Источник

Спортивная команда

Признаки и параметры группы в спортивной команде [ править | править код ]

В соответствии с терминологии, принятой в антропологических науках, спортивная команда представляет собой так называемую малую группу. Если проследить происхождение слова «группа» (от ит. — gruppo или groppo), то обращает на себя внимание следующее. Изначально этим словом обозначали несколько скомпонованных фигур в сюжете живописного или скульптурного произведения. Иными словами, группа предполагает не просто собрание индивидов, а определенным образом скомпонованных индивидов. В спортивной команде это проявляется особенно ярко, причем не только в силу функционального амплуа (например, защитник или нападающий в спортивных играх), но и в силу психологических особенностей того или иного члена команды, его статуса, волевого компонента и др.

В составе группы человек демонстрирует иные возможности, нежели работая в индивидуальном режиме. Достаточно вспомнить знаменитый эксперимент Н. Триплетта (1897), доказавшего, что в групповых заездах велогонщики показывают более высокий результат, чем в индивидуальных состязаниях. У индивидов в группе начинают по-другому протекать психические процессы: например, при повышении силы мышечного напряжения снижаются параметры объема и концентрация внимания. Подобные факторы могут существенно повлиять на результативность деятельности, что заставляет внимательно изучать особенности группового взаимодействия.

Малая группа имеет определенные признаки. В соответствии с описанием А. И. Донцова члены малой группы:

1) регулярно и продолжительно контактируют лицом к лицу, без посредников;

2) обладают общей целью, реализация которой позволяет удовлетворить их значимые потребности и интересы;

3) участвуют в общей системе распределения функций и ролей во внутригрупповом взаимодействии;

4) разделяют общие нормы и правила взаимодействия внутри группы и межгрупповых ситуациях;

5) удовлетворены членством в группе и поэтому испытывают чувство солидарности и благодарности группе;

6) обладают ясным и дифференцированным представлением друг о друге;

7) связаны стабильными эмоциональными отношениями;

8) представляют себя как членов одной группы и аналогично воспринимаются со стороны.

Весьма важным представляется здесь пятый параметр. Удовлетворенность членов команды принадлежностью к ней способствует более эффективным как тренировочным занятиям, так и выступлениям на соревнованиях. Вместе с тем удовлетворенность участием в группе определяется и взаимоотношениями с тренером (или тренерами). А, как показывают результаты исследований, почти половина спортсменов высокого уровня уходила, или когда-либо хотела уйти от своего тренера.

Согласно определению М. Р. Битяновой, малая группа — это целостный самостоятельный субъект функционирования и развития, который:

Особенности малой группы характеризуют ее композиция и структура.

Композиция — это совокупность индивидуальных особенностей каждого участника группы, важных и значимых для группы в целом. Перечень этих особенностей составляется в зависимости от поставленных целей. Так, например, при подборе состава спортивной команды может обращаться внимание на возраст, квалификацию, результативность и т.д.

Структура группы — это система связей между отдельными членами или микрогруппами, входящими в группу. Структура может быть формальной (внешней), определяемой инструкциями, предписаниями, правилами, и неформальной (внутренней), основанной на реально сложившихся отношениях.

Параметром, характеризующим команду как группу, является сплоченность. Сплоченная спортивная команда отличается способностью к быстрой мобилизации, сопереживанию успехов и неудач, а также такими групповыми социально-психологическими феноменами, как единое коллективное настроение и коллективное мышление. Модель сплоченности спортивных команд, разработанная Альбертом Кэрроном и соавт. (2002), включает четыре группы факторов: факторы среды, управления, а также личностные и командные факторы. По мнению автора, наиболее значимыми являются именно командные факторы. Иными словами, не самые успешные в индивидуальном плане спортсмены, будучи членами слаженной команды, способны обыграть более квалифицированных «индивидуалистов».

В зависимости от сложившихся в группе межличностных отношений в ней может образовываться различный психологический климат. Под этим понятием подразумевают более или менее стабильное преобладающее настроение в коллективе. Следует различать психологический климат и психологическую атмосферу. Климат, как правило, более стабилен. Атмосфера же способна быстро изменяться под влиянием тех или иных обстоятельств. Хороший психологический климат способствует успешному продвижению команды к достижению общей цели, преодолению препятствий, умению находить компромиссные решения в конфликтных ситуациях. Негативный климат способен привести к систематическим конфликтам, разобщению людей, сложностям при достижении групповой цели и, в отдельных случаях, необходимости радикально менять состав команды. Однако стремление сохранить хороший психологический климат может привести к чрезмерной самоуспокоенности спортсменов, отсутствии конструктивной критики и самокритики.

В формировании психологического климата в той или иной степени участвует каждый член команды, ощущая при этом на себе его влияние. Положительный или отрицательный настрой в команде индуцируется от одного человека к другому, определяя эмоциональный настрой, форму поведения и, как следствие, результативность.

Спортивная команда по своим признакам является малой группой, которой присущи сформированные групповые процессы и состояния, определенные механизмы функционирования и взаимодействия.

Для нее характерны социально-психологические явления, носителями которых может быть именно команда, а не отдельный спортсмен. Среди этих явлений — групповое настроение и мышление, групповые суждения, нормы и т.д. Напомним, что групповые нормы во многом определяют поведение человека в группе, которое может значительно отличаться от его поведения вне нее.

Характерной особенностью группового настроения является то, что при командной удаче (победе), а также при неудаче (поражении) способны возникнуть примерно одинаковые чувства: стремление к дальнейшему совершенствованию, желание доказать себе и окружающим свою профессиональную состоятельность. Вместе с тем победа и поражение могут в свою очередь вызвать и негативные состояния: от зазнайства и излишней самоуверенности в первом случае до безразличия и утраты веры в собственные силы во втором. Очевидно, что психолог вместе с тренерским составом должен использовать и победу, и поражение для стремления к дальнейшему развитию и совершенствованию спортивного мастерства.

Что касается количественных размеров малой группы, то (в отличие от уголовного кодекса, который считает группой два и более человек) минимумом считается три человека. Двое могут не образовать группу, если не будут действовать согласовано, преследуя при этом общую цель. Однако два человека могут представлять собой диаду, специфическую малую группу. В спорте группа из двух человек встречается достаточно часто, например, спортсмен и его тренер.

Наиболее ярко взаимосвязанная деятельность проявляется в командных видах спорта, однако и в других видах победа команды осуществима лишь при совместном стремлении ее участников к общей цели. Максимальное количество членов группы определяется не столько числом людей, сколько возможностью осуществлять реальные контакты в процессе деятельности. Иными словами, малой группой можно считать небольшое по размеру объединение индивидов, связанных регулярными контактами друг с другом. Оговоримся, что в отличие от групп в социальных сетях, в спортивной команде общение должно быть непосредственное и направленное на достижение спортивного результата.

Среди социально-психологических проблем работы с группой особое место занимает проблема оптимизации взаимодействий (интеракции) спортсменов в команде. Важным фактором, влияющим на психологический климат группы (спортивной команды) являются межличностные отношения. Развитие стабильных и адекватных межличностных отношений (как формальных, так и неформальных) — одна из задач спортивного психолога.

Еще одной задачей является стабилизация взаимоотношений команды с новичком. Спортсмен часто не может раскрыть собственный потенциал только потому, что «ролевые ожидания» не совпали с его истинными возможностями, а лидерские позиции в одной команде вошли в противоречие с социальными позициями, которые сложились в новой команде. Учитывая, что личности взаимодействуют в общении через их социальные роли, целесообразно рассматривать каждый акт общения как социально моделируемую игру. Цепь таких игровых моделей способствует образованию целостности общения.

Для успешной адаптации новичка предполагается выработка оптимальных вариантов его взаимодействия с групповым окружением. Возможны различные подходы, из которых выделяются два: 1) изменение собственного поведения, если без этого невозможен вход в группу; 2) изменения в группе в соответствии с появлением нового ее участника, обладающего определенными индивидуальными особенностями.

Успешному преодолению возможных проблем способствует изучение новичком системы групповых норм, традиций, характерных для данной команды. Не менее важным представляется уровень имеющейся у него мотивации на вхождение в группу и готовность группы его принять.

При наличии единой цели и соответствующей мотивации формальные и неформальные отношения дополняют друг друга, способствуя возникновению групповой сплоченности. Она характеризуется, в частности, тем, в какой степени члены группы желают остаться в ней. Можно сказать, что силы сплочения группы имеют две образующих: степень привлекательности собственной группы, и силу притяжения других доступных групп. Иными словами, группу образуют индивиды, для которых преимущества нахождения в группе более значимы, чем вне нее.

Сплочению способствует соблюдение дисциплины, как определенной совокупности правил, направленных на оптимизацию отношений в группе, а также повышение эффективности деятельности. Фактором, способствующим сплочению, являются традиции. К ним могут относиться принятые членами группы ритуалы начала и окончания занятий, правила поведения во время занятий, система поощрений. Прочные традиции, основанные на доброжелательности, особенно помогают в кризисных ситуациях.

Наличие групповых норм поведения и степень их соблюдения являются отчетливым показателем развития группы и существующих в ней межличностных отношений. Групповыми нормами являются правила, принимаемые как эталон поведения в группе. В своей основе групповые нормы опираются на нормы, принятые в обществе, на социально одобряемые правила поведения. Однако в каждой команде могут присутствовать элементы, присущие только ей. Это определяется возрастным или материальным статусом членов группы, традициями, принятыми в ближайшем к команде социуме, личностью руководителя и т.д.

Любая группа, в том числе спортивная команда, не может являться чем-то застывшим. Она должна развиваться, в противном случае возникает процесс деградации.

Одна из характерных черт развития спортивных команд является периодическое обновление их состава. Вместе с тем, сама по себе смена не всегда является основанием для развития.

В свое время один из армейских клубов нередко обеспечивал себя талантливыми молодыми спортсменами, призывая их в армию. Клуб, будучи одним из лучших в стране, не испытывал потребности в серьезной селекционной работе и, соответственно, не развивался в этом направлении. Как только другие клубы получили возможность привлекать в свои ряды легионеров, «бонусные» возможности армейцев закончились, а вместе с ним — стабильные первые места в чемпионатах.

Развиваясь, группа проходит несколько этапов, на низшем из которых расположена группа-конгломерат. Членов конгломерата отличает отсутствие организованности, «чувства локтя», психологической совместимости. Личностные отношения носят поверхностный характер. Необходимо дополнить, что стремление к совместной деятельности, групповая мотивация подчас сводится к суммированию индивидуальных мотивов. В качестве примера можно привести любительскую студенческую или заводскую команду, игроки которой изредка, в свободное время собираются вместе, чтобы «просто поиграть».

На следующем этапе появляется группа-ассоциация, члены которой хотя и объединены общей целью, но еще мало знают друг друга, предпочитают действовать индивидуально. Для успешного функционирования ассоциации необходимо постоянное направление ее деятельности руководителем. Это может быть упоминавшаяся выше команда-конгломерат, которая под руководством серьезного тренера прошла вместе сезон.

Группе-кооперации присущи такие качества, как единство действий, сотрудничество, взаимопонимание, однако эти качества не носят ярко выраженного характера. Кооперация обладает достаточно эффективно действующей структурой. Личностные отношения носят в основном формальный, деловой характер, однако группа не стабильна и в дальнейшем может развиваться как в сторону коллектива, так и в сторону ассоциации. С точки зрения мотивации групповой деятельности в кооперации (также как и ассоциации) главное направление ориентировано «либо на взаимоотношения с партнерами (по принципу — главное не что и для чего делать, а с кем), либо на сам процесс деятельности (главное — не во имя чего, а что и как делать)».

Командой-кооперацией может оказаться команда футболистов чемпионата мира, играющая против команды-чемпиона. Как правило, чемпион выигрывает, потому что представляет собой высший уровень малой группы, а именно — группу-коллектив. Коллектив отличается высоким уровнем организованности, подготовленности и, что важно, психологической совместимостью. Несмотря на то, что преобладают формальные отношения, неформальные носят доброжелательный характер. Каждый член группы воспринимает себя как часть группы, с которой его объединяет стремление к достижению общей цели при соблюдении групповых норм.

Для группы-коллектива свойственна высокая групповая подготовленность, основанная на умении действовать сообща. Подобное качество способно в определенном смысле компенсировать некоторое отсутствие профессионального мастерства. Становится очевидным, что индивидуальное мастерство не всегда является залогом безусловного успеха. Очень часто командная победа зависит от умения одних ее участников в определенные моменты брать игру на себя, а других — подчинять свои действия лидеру. Как говорится в таких случаях, хорошая команда — это нечто большее, чем играющее вместе хорошие спортсмены.

Высокий уровень «командной» игры проявляется в умении игроков «видеть» друг друга на поле или площадке, чувствовать и предвидеть замыслы партнеров, уметь их реализовать. Этому, в частности, способствует высокая дисциплина, а также такие групповые феномены, как единое коллективное настроение, групповое мышление. Важное значение имеет так называемое организационное единство, подразумевающее адекватные, сбалансированные отношения между формальным руководителем группы и ее неформальным лидером.

Таким образом, спортивная группа-коллектив является целостным самоуправляемым социальным организмом, члены которого объединены стремлением к достижению социально значимой цели и соответствующими ей мотивами деятельности. При этом коллектив характеризуют организационное единство, высокая сплоченность, наличие социально одобряемых отношений между его членами. Следует отметить, что наличие общих мотивов, например, стремление обеспечить победу, не исключает личной мотивации, например, стремление самоутвердиться.

Для группы-коллектива характерна высокая групповая подготовленность, т.е. умение эффективно действовать сообща, руководить и подчиняться друг другу. Обычно групповая подготовленность накапливается в ходе совместной деятельности, не всегда связанной с физической культурой. Так, при одинаковом уровне физической подготовленности большую сплоченность демонстрирует группа, отличающаяся более высоким уровнем взаимопонимания, взаимопомощи, психологической солидарности. Безусловно, такая группа имеет больше шансов на победу в командных соревнованиях.

В развитии коллектива в свою очередь выделяются три этапа.

Первый этап подразумевает обеспечение необходимых материально-технических и организационных условий. Из ничего не создастся ничего.

Второй этап направлен на создание оптимальных условий функционирования. Здесь, как представляется, наиболее важна роль психолога, который вместе с тренером определяет сущность этого оптимума.

Третий — этап стабильной жизнедеятельности. На этом этапе психолог обращает внимание, в частности, на профилактику так называемого синдрома профессионального выгорания. Подобное выгорание может проявиться в деятельности как спортсменов, так и тренера.

В случае низкого уровня группового развития (например, в команде новичков) преобладают неформальные отношения. В опытной команде выражено преобладают формальные, деловые отношения, которые совершенно не обязательно должны подавлять личные. На межличностные отношения в группе влияет значимость для каждого члена команды окружающих его людей. Чем выше уровень значимости, тем большее влияние на отдельную личность способна оказать группа. Степень подобного влияния и, соответственно, изменение возможностей человека, действующего в составе группы, называются групповой эффективностью.

Особенности руководства командой [ править | править код ]

Для успешного взаимодействия психолога с группой, которая включает как спортсменов, так и тренерский состав, необходимо учитывать особенности межличностных отношений, сложившиеся в команде. Центральной фигурой в ее руководстве является формальный (официальный) руководитель, функциональные обязанности которого могут быть достаточно многогранны. Вместе с тем практически в каждой группе имеется неформальный лидер, влияние которого на остальных членов группы может быть достаточно велико.

Явление лидерства имеет серьезную практическую значимость с точки зрения повышения эффективности управления группой и, как следствие, успешного достижения поставленных целей. Рассмотрим два варианта поведения руководителя, независимо от того является ли он формальным или неформальным. Различают понятия «руководитель-лидер» и «руководитель-менеджер». Оба понятия в полной мере относятся и к тренерам.

Руководитель-менеджер строит свои отношения с подчиненными, опираясь на должностную основу власти. Он направляет работу других, несет персональную ответственность за результаты групповой деятельности. Менеджер вносит порядок и последовательность в работу, реализуя установленную кем-то (не всегда лично им) цель. Он может взаимодействовать с различными людьми, но непосредственным объектом его влияния и ответственности является подчиненный ему коллектив. Члены коллектива принимают руководителя как данную необходимость.

Руководитель-лидер в большей степени основывается на социальном взаимодействии. Он воодушевляет людей, вселяет в них энтузиазм, помогает адаптироваться к новому. Лидер сам устанавливает свои цели и использует их для изменения отношения людей к делу. При этом он предпочитает работать с людьми, разделяющими его идеи.

Что такое спортивная команда. Смотреть фото Что такое спортивная команда. Смотреть картинку Что такое спортивная команда. Картинка про Что такое спортивная команда. Фото Что такое спортивная команда

Сравним особенности действий в коллективе руководителей менеджера и лидера (табл. )

Таким образом, если у менеджера есть подчиненные, то у лидера — последователи. Руководитель команды в силу занимаемой должности является менеджером. Однако он может быть формальным лидером, влияя на людей через имеющуюся у него власть. Идеальным для руководства является применение эффективного сочетания обеих основ власти, иными словами в успешной команде руководитель должен совмещать в себе качества, как менеджера, так и лидера.

Становится очевидным, что одной из задач психолога в работе с тренером, может стать развитие у последнего лидерских качеств. Они, как видно, являются не набором навыков и умений, а суммой определенных качеств характера, которые можно выработать у руководителя. Главными признаками лидерства являются высокий уровень активности и инициативности человека при решении группой совместных задач, а также выраженная способность влиять на других людей, и наличие качеств, являющихся для данной группы образцовыми.

Независимо от склонности к той или иной форме управления, тренер организует учебно-тренировочную работу, включающую долговременное и краткосрочное планирование и контроль деятельности команды в целом и отдельных ее участников, собирает и анализирует информацию, связанную с этой деятельностью, стремится к наиболее успешному достижению запланированной цели. Закономерным становится вывод о том, что в работе с тренером особое внимание следует уделить обучению управлению времени — тайм-менеджменту.

Одним из факторов, способствующих успешности команды, является авторитет тренера. Наличие руководящей должности еще не предполагает обязательность авторитета. В команде опытных спортсменов авторитет должности должен быть подтвержден определенными личностными качествами. В противном случае несоответствие между должностными обязанностями и личностными особенностями, а также реальными возможностями руководителя приводит к снижению эффективности работы.

Лидеров условно подразделяют на деловых (инструментальных) и эмоциональных. Первые способны положительно влиять на спортивную деятельность команды, вторые — на общий фон настроения. В обоих случаях речь идет о положительном, позитивном лидерстве. Вместе с тем в группе может возникнуть негативный лидер, дезорганизующий ее деятельность, отрицательно влияющий на настроение в команде и отношения между ее членами. В таких случаях следует обратить самое серьезное внимание на необходимость нивелировать влияние такого лидера, используя различные способы и методы работы в коллективе.

Что такое спортивная команда. Смотреть фото Что такое спортивная команда. Смотреть картинку Что такое спортивная команда. Картинка про Что такое спортивная команда. Фото Что такое спортивная команда

Сочетание способов и методов, которые применяет тренер для руководства командой, образуют стиль руководства. Существуют различные классификации стилей руководства, однако оптимальным вариантом представляется форма, предложенная Г. М. Андреевой. Согласно этой форме стили руководства разделяют на авторитарный, демократический и либеральный стили (табл.).

Определение стиля руководства позволяет психологу определять стратегию своей работы с тренером. В ряде случаев бывает полезно (а иногда и необходимо) с помощью самотестирования показать тренеру его стиль, обратив внимание на слабые стороны. Вместе с тем, демонстрация слабых сторон предполагает разработку способов их преодоления. В этом случае могут быть полезными такие формы работы, как мозговой штурм и организационно-деятельностная игра.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *