Что такое спортивная охота
Что такое спортивная охота
Статья 14. Любительская и спортивная охота
1. Любительская и спортивная охота осуществляется физическими лицами, указанными в части 1 статьи 20 настоящего Федерального закона, в закрепленных охотничьих угодьях и общедоступных охотничьих угодьях.
2. Любительская и спортивная охота осуществляется на особо охраняемых природных территориях в соответствии с настоящим Федеральным законом и законодательством об особо охраняемых природных территориях.
3. Любительская и спортивная охота в закрепленных охотничьих угодьях осуществляется при наличии путевки (документа, подтверждающего заключение договора об оказании услуг в сфере охотничьего хозяйства) и разрешения на добычу охотничьих ресурсов, выданного лицу, указанному в части 1 статьи 20 настоящего Федерального закона.
4. Любительская и спортивная охота в общедоступных охотничьих угодьях осуществляется при наличии разрешения на добычу охотничьих ресурсов, выданного лицу, указанному в части 1 статьи 20 настоящего Федерального закона.
5. Оказание услуг и иная деятельность в сфере охотничьего хозяйства в целях любительской и спортивной охоты в закрепленных охотничьих угодьях осуществляются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», на основании охотхозяйственных соглашений.
6. Продукция охоты в случае, если она не используется для личного потребления физическими лицами, осуществляющими любительскую и спортивную охоту, реализуется указанными лицами организациям, осуществляющим деятельность по закупке продукции охоты.
Чем вредна спортивная охота
Есть действия, убивающие душу (римское изречение) Действия, грубо нарушающие права диких животных, не имеющие для человека жизненной необходимости, должны быть запрещены. Это прежде всего относится к таким жестоким развлечениям как спортивная охота, подводная охота, спортивная рыбалка, перепелиные и гусиные бои, травля крокодилов, травля барсуков и медведей собаками, бои жуков, скорпионов, кормление удавов кроликами, бои быков с кондорами и т.п. Это первое требование экологической этики в отношении данных развлечений с дикими животными.
Второе требование состоит в том, что люди, занимающиеся спортивной охотой и рыбалкой, не имеют морального права работать в государственных или общественных организациях, занимающихся охраной природы.
В чем же состоит моральный вред от спортивной охоты и подобных жестоких развлечений с дикими животными? Разберем это на примере спортивной охоты, как наиболее массового действия.
Кроме этого, в капканы попадают и гибнут животные других (нецелевых) видов. Травля зайцев гончими собаками представляет собой аморальное зрелище, во время которого обезумевшего от страха, страдания и отчаяния, уставшего от длительного бега зайца собаки разрывают на части.
Спортивная охота заставляет диких животных страдать физически и психологически. Во время охоты на диких животных остается огромное количество подранков, которые, уйдя от охотника, погибают мучительной и длительной смертью. Охотники применяют облитый жиром стрихнин и другие яды, заливают норы животного водой, травят их газом.
Типовые правила охоты в России разрешают убивать волков и других «вредителей» при помощи ядов и капканов. Кроме того, капканы разрешены при промысловой охоте, любительской охоте по договорам с заготконторами и по лицензиям на пушных зверей. Кабаргу в России официально разрешено добывать при помощи жестокого браконьерского способа — петель. Петлями в России добывается 99% кабарги (317). При этом на одного добытого самца со струей попадается 4 самки или молодняка.
К фактам жестокого обращения с дикими животными со стороны охотников следует также отнести вновь входящую ныне в моду садочную стрельбу (по живым птицам), а также травлю диких зверей собаками в охотничьих притравочных станциях (466).
Высшее предназначение человека — делать других счастливыми. Спортивная охота делает животных несчастными.
2. Спортивная охота грубо нарушает права животных на жизнь, свободу и защиту от жестокого обращения по вине человека без веских на то моральных обоснований. Убийство дикого животного человеком должно иметь веские моральные обоснования. Например, в целях самообороны (защищая свою жизнь, здоровье или других людей), в целях пропитания, в очень редких случаях это могут быть также научные цели. Убийство ради развлечения, потехи, чем по сути своей является спортивная охота, не может иметь серьезного морального обоснования. Грешно развлекаться за счет гибели и страдания других.
Более того, нельзя зарабатывать на безнравственных вещах, в том числе на страданиях и гибели диких животных ради развлечения. У общества нет будущего, если критическая масса трофейных убийц (людей, убивающих на потеху), превысит критическую массу людей милосердных.
3. Спортивная охота понижает ценность, святость жизни. Сама жизнь диких животных в понимании охотников не представляет никакой ценности. Вот, к примеру, цитата из докторской диссертации ученого Г.Г. Рогачева из Кировского охотничьего НИИ: «…охотничьих угодий у нас больше, чем в любом другом государстве. Поголовье многих охотничьих животных недоосваивается и большая часть «урожая» гибнет без всякой пользы» (45). Другими словами в том, что лоси, соболя, кабаны и рябчики просто живут, будучи неубитыми, Г.Г. Рогачев видит большую «недоработку».
4. Спортивная охота воспитывает в человеке негативные качества характера, создает атмосферу узаконенного зла и одобряемых пороков. К таким качествам прежде всего относятся жестокость, а также самодовольство, тщеславие, злорадство, хвастовство, вранье, лицемерие, эгоизм, равнодушие, зависть. Спортивная охота приучает обижать слабых. В. Чертков писал по этому поводу, что охотник-спортсмен «не раз и не два, а постоянно заглушает в себе драгоценное чувство жалости в самом его зародыше (…) В этом постоянном удушающем самоубийстве и заключается главный вред охоты» (2). С каждым выстрелом охотник все более ожесточает, огрубляет свое сердце. Вот что пишет Эрнест Хэмингуэй: «М’Кола забавлялся, глядя, как гиену убивали почти в упор. Еще занятнее было, когда в нее стреляли издали, и она, словно обезумев, начинала кружиться на месте в знойном мареве… Истинный же разгар веселья начинался после настоящего мастерского выстрела, когда гиена, раненная на бегу в заднюю часть туловища, начинала бешено кружиться, кусая и терзая собственное тело до тех пор, пока у нее не вываливались внутренности» (цит. по 548).
Лайма Вайкуле рассказывала: «В Африке есть поезд, который 10 дней идет по всему материку из Алжира в ЮАР. Там богатые люди отдыхают, смотрят потрясающий пейзаж. Хозяин сделал эту дорогу для себя, а потом превратил в бизнес. И он рассказал, что совсем недавно весь поезд скупили русские и охотились прямо на ходу, стреляя по животным. Такой позор!» (312).
Руководители охотничьих хозяйств сродни сутенерам. Одни подгоняют клиентам девиц, другие — кабанов. Весь этот бизнес замешан на крови и страданиях диких животных, занимается культивированием низменных страстей и инстинктов людей и должен быть признан аморальным.
6. Спортивная охота поддерживает антропоцентрическое мировоззрение. Спортивная охота учит относиться к дикому животному как к вещи, не имеющей никакой ценности кроме трофея. Дуплеты раздаются Тах-тах, тах-тах, И тушки о земь бьются В траве, в кустах. Мужицкая потеха — Игра, игра. Желаю нам успеха, Ни пуха, ни пера (3).
Как справедливо пишет В. Агафонов: «Охота уже не продиктована какой-либо необходимостью, кроме эгоистической жажды развлечений, некой «охотничьей страстью», недоступной «непосвященному», презираемому охотниками большинству, подобно тому, как ненаркоманам недоступна сладость анаши. Охота превратилась в болезненную зависимость, лишающую разума, сродни наркомании и сексуальной патологии — «охота пуще неволи» (297). На спортивной охоте из-за постоянного убийства животных происходит расчеловечивание.
7. Особая аморальность весенней охоты. Гибель одного из партнеров птичьей пары приводит к страданиям, позже и гибели оставшейся птицы. Особенно у диких гусей, у которых пары постоянны (35). Весной охотники встречают выстрелами птиц, возвратившихся домой после длительного и опасного перелета. Убийство животных, приготовившихся к воспроизводству потомства, всегда считалось аморальным. «Сама весенняя охота это путь к браконьерству, ведь во время открытой охоты намного сложнее выявить браконьера, чем в другой период. Не говоря о том, что отстрелу подвергаются без разбора самцы и самки (мне можете не говорить, что это не так, видел, составлял протоколы), но под выстрел попадают еще и другие виды, в первую очередь чайки и дневные хищники (в том числе краснокнижники) — «за то, что вредят», лебеди — «не дают уткам гнездиться», цапли и выпи — «они такие падлы, из камышей глаза клювами выбивают» и т.д.
9. Во время спортивной охоты применяются аморальные приемы и методы. Во время спортивной охоты охотник пользуется такими аморальными приемами, недостойными порядочного человека как обман, коварство, засада, нападение из-за угла, преследование слабого сильным, добивание лежачего, использование любви животного, жажды, голода и т.п. Например, чтобы привлечь под выстрел самца охотники используют манки, имитирующие призывные звуки самки. А какой аморальной является весенняя охота на глухаря, когда он, распустив крылья, и оглохнув от счастья и любви, токует перед самкой? 10. Спортивная охота оскорбляет Бога. Согласно многим мировым религиям любовь к Богу означает любовь к Его творениям. Уничтожение Его творений ради потехи является неуважением и оскорблением Бога. Против спортивной охоты как развлечения выступают такие религии как ислам, иудаизм, буддизм, джайнизм, даосизм и др. Спортивная охота губит все хорошее, идеальное в человеческих душах, она заставляет людей с самого детства разувериться в человеке, в его человечности, чувстве сострадания. Она заставляет верить, будто без грязного и гнусного убийства дикого животного человеку жить нельзя. Спортивная охота — это зародыш и начало многих физических и нравственных болезней. Спортивная охота — это несмываемое, грязнейшее пятно культурного человека. Спортивная охота — это стена, о которую разбивались и разбиваются все эстетические и моральные стремления людей. И только когда эта стена будет опрокинута, жизнь наконец приобретет свою истинную ценность и красоту. Охота, как злая забава, пришла в Российскую империю от варягов и пропагандировалась и поощрялась долгое время царями, князьями и дворянами от нечего делать, как баловство, развлечение.
Знаток русской старины и народных традиций М. Забылин писал: «От царя, или Великого князя до последнего дворянина, охоту считали самой лучшей забавою…» (286). Именно забавой, а не «трудом» или важной потребностью для человека, для его пропитания или воспитания, как это лживо пытаются представить защитники спортивной охоты. И эта забава по своему социальному и моральному значению находилась где-то на уровне карточной игры. Как известно, не вполне нравственного занятия.
Критик русской литературы И. Сухих пишет о поэте и заядлом охотнике Н. Некрасове: «Он имеет возможность отдаться двум «барским слабостям» — картам и охоте. В карточной игре Некрасов был очень хладнокровен и необычайно счастлив, его выигрыши исчислялись сотнями тысяч рублей. Охоты он тоже устраивал грандиозные: с ареной больших угодий, привлечением десятков человек» (423). Однако, если быть честным, карточная игра из двух «барских слабостей» — забава более нравственная. Она, по крайней мере, не губит безвинные жизни других живых существ — уток и зайцев. Однако, не все русские цари и дворяне жаловали это кровавое развлечение. Петр I порицал охоту как напрасную потерю времени, отвлекающую от государственных занятий: «Я царь, а слава царя в благоденствии народа; охота же есть слава псарей» (286). Дворяне граф Л.Н. Толстой и В.Г. Чертков, отказавшись от охоты, назвали ее «злой забавой» Спортивная охота наносит огромный экологический ущерб и практически неконтролируема (106). Так, в Украине в 2006 г. охотниками — спортсменами официально было убито 2 млн. 348 тыс. животных, а вместе с погибшими подранками и браконьерской добычей эта цифра достигает 3,5 млн. диких животных. (В США ежегодно отстреливается охотниками 200 млн. диких животных) (371).Нормы и лимиты добычи охотничьих животных, несмотря на сокращение численности самих животных, постоянно повышается. С 1997 г. по 2004 г. добыча лосей увеличилась в 4 раза, муфлона — в 2,6 раза, косули — в 1,03 раза, кабана — в 1,7 раза, волка — в 1,6 раза, лисы — в 1,9 раза (332).
Приказы об открытии охот подготавливаются с постоянным нарушением природоохранных законов. В результате охоты за последние 15 лет в Украине численность лося снизилась на 69%, кабана — на 32%, диких уток — на 26%, оленей — на 31%, муфлона — на 60%, косули — на 29%, диких гусей — на 58%, лисицы — на 17%. На одного лося в Украине насчитывается 106 охотников, на 1 лань — 220 охотников, на одного волка — 208 охотников, на одного кабана — 12 охотников. (И это при том, что в Украине всего 362 тыс. охотников, что составляет только 0,6% от населения Украины).
Под охотничьи угодья в Украине отведено 47,2 млн. га, что составляет 78% территории страны. В то время как под заповедники в Украине отведено 0,3 млн. га, что составляет всего 0,5% территории страны. Природоохранными службами ежегодно задерживается около 11 тысяч браконьеров-охотников, что составляет 1% от всех браконьеров-охотников.
В целом экологический вред от спортивной охоты выражается в следующем: 1. Загрязнение экосистем и отравление птиц свинцовой дробью. Свинцовой дробью, которую птицы используют в качестве гастролитов, отравляются кряквы, чирки, шилохвости, лебеди, гагары, кулики, пеликаны, бакланы, цапли, журавли, чайки, чибисы, фламинго, тетерева, перепела, куропатки, голуби, фазаны, а также питающиеся утками орлы. Только в США от свинцовой дроби в год умирает 1,5–4,2 млн. водоплавающих птиц, гибель от свинцовой дроби признана третьим по значимости фактором смертности водоплавающих птиц. В СССР в 1970-х годах в год охотники выстреливали около 7500 тонн свинца, в Канаде — 6000 тонн (361). В Европе в год выстреливают около 20 тыс.тонн свинцовой дроби (249). Употребление в пищу уток со свинцовой дробью представляет опасность для здоровья человека (361). Международное Соглашение «Об охране афро-европейских мигрирующих водно-болотных птиц», которое подписала в 2002 г. Украина, обязывает страны — члены Соглашения, предпринимать меры по прекращению использования свинцовой дроби при охоте на водно-болотных птиц (426). Однако Украина ничего не предпринимает в этом направлении.
2. Ведение охотничьего хозяйства — это всегда уничтожение «конкурентов» — хищных зверей и птиц — волков, шакалов, енотовидных собак, лисиц, сов, дневных пернатых хищников, сорок, грачей и др. Так, только в 1962 г. в Украине было отстреляно охотниками 71245 пернатых хищников. В Беларуси — 133800, в Средней Азии — 40000, Эстонии — 122393, Литве — 38455, Латвии — 25878. Итого — 2 млн. 154 тыс. соколов, ястребов, сов и других хищных птиц (21, 248). И в наши дни продолжается уничтожение пернатых и других хищников силами охотников. «Современная система отношения охотников к пернатым хищникам, — писал зоолог А. Чельцов в журнале «Охота и охотничье хозяйство», — сводится на практике к их повсеместному массовому уничтожению» (цит. по: 360). «Содержание волка в охотничьем хозяйстве является энергетическим расточительством», — идеологически обосновывает циничное убийство волков известный российских охотовед, д.б.н. В.В. Дежкин (310). Природоненавистнические взгляды заложены даже в охотничью этику охотника, хорошей нормой которой считается «принимать активное участие в уничтожении вредных хищников: волков, бродячих собак, серых ворон и др.» (367).
3. Создание современных охотничьих хозяйств предполагает строительство дорог для охотников, что фрагментирует природные экосистемы. Об этом писал еще американский эколог О. Леопольд. В настоящее время практически все охотничьи хозяйства для богатых или национальные парки, превращенные в охотничьи хозяйства, от белорусской Беловежской пущи до охотхозяйства Трахтемировского в Киевской области, имеют массу асфальтированных дорог для лучшего проезда охотников. Для облавной охоты, как в Беловежской пуще, прорубают просеки, чем нарушают экосистемы.
Кое-что о терминологии
Новомодные «охотничьи» соревнования потихоньку набирают обороты в нашей стране. Это и гламурный варминтинг, когда сидящие на кресле возле джипа дядьки, покуривая сигарку и потягивая вискарь, расстреливают с подставок и сошек сурков
Недавно, перебирая книги в шкафу, наткнулся на свою некогда настольную книгу «Спортивная охота в СССР», том 2, выпущенную в 1975 году издательством «Физкультура и спорт». Достаточно бегло пробежаться по страницам этого массового издания, чтобы понять состояние охотничьего хозяйства великой державы в то время.
Более доходчивого описания видов и правил охоты, правил и техники стрельбы, более талантливых и наглядных рисунков всех видов дичи с ее следами, более практичного описания снаряжения патронов, более толковых правил безопасности и всего остального, что связано с охотой, я не встречал – нигде и никогда, кроме как в этой замечательной книге.
Эта книга, с любовью подготовленная для широкого круга охотников, свидетельствует о государственном подходе к вопросу, являет собой краткий курс охотоведения и никогда не потеряет актуальности. Впрочем, в свете последних «разработанных» документов, связанных с попыткой коммерциализации охотугодий России, с законной охотой большинство охотников могут попрощаться (если не будут бороться за свои права).
Какие-то не сведущие в охоте люди, реализуя свои «странные» идеи, очень хотят лишить нас радости общения с природой – одной из немногих отдушин в нашей непростой, небогатой и нелегкой жизни.
Но взялся я за перо по другому поводу. Нередко в охотничьей литературе приходится встречаться с терминами «спортивная охота» и «охотник-спортсмен».
Иногда это вызывает ироническую улыбку, а иногда отвращение. В нашем далеко не таком уж темном социалистическом прошлом на спортивную охоту (так же, как и на массовый спорт) смотрели как на одно из проявлений здорового образа жизни. Согласитесь, в свете последних событий такой взгляд способен вызвать скорее саркастическую улыбку.
Охотником же движет страсть – желание или необходимость добыть трофей. Поэтому если под спортом подразумевать соревнование с дичью, то это уже будет явным кощунством или глупостью. Фото: fotolia.com
По моему убеждению, ни спортивной охоты, ни охотника-спортсмена в природе не существует. Существует просто охотник. Он может быть любителем или промысловиком (профессионалом), но никак не спортсменом. Также охота может быть любительской или промысловой (профессиональной), но никак не спортивной. Ибо в любом спорте есть соперник, которого нужно переиграть, т.е. победить. Даже в утренней гимнастике или беге трусцой есть элементы соревнования, например, с собственной ленью или плохой физической формой.
Охотником же движет страсть – желание или необходимость добыть трофей. Поэтому если под спортом подразумевать соревнование с дичью, то это уже будет явным кощунством или глупостью. Тогда, охотник-спортсмен, возьми-ка ты в руки рогатину да сходи одолей с нею медведя у берлоги, потешься!
Много ли у нас таких «спортсменов»? Лично я знаю только одного – из архангельских краев. Познакомились мы на выставке, посвященной охоте. Он сидел в Архангельском павильоне и демонстрировал видеосъемку. На мой вопрос, оставил ли он завещание о наследстве, ответил: «Не-а! Если что – так все поделят». Думаю, немного среди нас найдется таких настоящих героев (хоть и страховали его у берлоги двое опытных егерей с хорошими нарезными стволами на изготовку).
Новомодные «охотничьи» соревнования потихоньку набирают обороты в нашей стране. Это и гламурный варминтинг, когда сидящие на кресле возле джипа дядьки, покуривая сигарку и потягивая вискарь, расстреливают с подставок и сошек сурков, соревнуясь друг с другом в запредельной дальности попаданий и крутизне стволов.
Еще одно новомодное соревнование. В угодья выпускаются выращенные на ферме фазаны. После этого пара–тройка спортсменов расходится в стороны и – пошло-поехало. В общем, кто больше наколотит фазанов, тот и получает приз – ящик какого-нибудь дорогого пойла, которое тут же всеми выпивается. Из той же серии «охота» в вольерах.
Такие «охоты» – мечта нынешних законотворцев – вполне бы подошли для выпуска (конечно, за большие бюджетные деньги!) великолепно иллюстрированного, богато оформленного сборника «Спортивная охота в России», с фотографиями высокопоставленных чиновников на фоне «добытых» ими краснокнижных объектов животного мира. Правы многие, говоря, что власть нынче не только потеряла совесть, но и зарвалась. Алтайские отраслевые руководители, спортивные вертолетные охотники – хороший тому пример.
С русскими традициями охоты новые веяния ничего общего не имеют прежде всего потому, что нечестны по отношению к дичи и природе в целом. Фото: fotolia.com
Наивно думать, что их подчиненные не в курсе событий – они же сами такие охоты и организуют. А нас с вами эти ангелоподобные, винтокрылые чиновники призывают к строжайшему соблюдению новых правил и вешают нам лапшу о назревшей необходимости принятия нового закона об «инвестициях в сфере охоты». Для охот (и для много чего еще) им нужны свои угодья – земельные и лесные участки, всего-то 80 % от угодий РОССИИ.
С русскими традициями охоты новые веяния ничего общего не имеют прежде всего потому, что нечестны по отношению к дичи и природе в целом. Это ведь не охота, а по сути просто бойня. Надеюсь, что «нововведенные традиции» массово не приживутся и повсеместно не расплодятся. А насчет того, что на такие охоты есть спрос, так это нормально.
В семье, как говорится, не без постоянно занятых бизнесом «героев», не имеющих ни на что времени – даже на то, чтобы элементарно подумать, что и зачем они делают. Это одно из свойств русского характера: если уж до чего дорвался, то ни тормозов, ни стопоров, и размах, конечно же, царский, тем более, что выше только облака. А ведь, господа хорошие и разные, даже русские цари на охоту частенько пешком ходили, и, случалось, медведя на берлоге брали.
Если вдруг у вас выпадет свободная минутка, подумайте обо всем этом. Глядишь захочется пешочком на глухаря сходить, зайца с гончей погонять, гусей с профилями покараулить, медведя на овсах взять. Такими трофеями и впрямь погордиться можно, и над вашими фотографиями с трофеями в журналах настоящие охотники – ваши соотечественники снисходительно или грустно улыбаться не будут. Конечно, со временем вы сами ко всему этому придете или же свою спортивную охоту забросите, но времени, которым вы так дорожите, может уйти много.
В качестве заключения хочу повториться. Любительская охота в России должна быть платной, но доступной для всех. Дичь (так называемые объекты животного мира) должна принадлежать государству и отстреливаться по государственным разрешениям с учетом интересов охотпользователя. Речь идет не об «охоте» на инкубаторных фазанов, кур, индоуток и одомашненных кабанов.
Любительская охота в России должна быть платной, но доступной для всех. Дичь (так называемые объекты животного мира) должна принадлежать государству и отстреливаться по государственным разрешениям с учетом интересов охотпользователя. Фото: fotolia.com
Угодья могут быть и общественными, и частными, но площадь общественных угодий не должна искусственным образом снижаться ниже 50% от общей площади угодий областей, краев, автономий и т.д. Именно такой подход и позволит одним охотиться на зайцев и глухарей, а другим – на кроликов и фазанов, не мешая друг другу. Вот тогда-то государство и обяжет своими охотхозяйственными договорами охотпользователей как следует потрудиться, предоставляя людям различные виды охоты, потому что будет в этом заинтересовано. Глядишь и Америку обгоним, в смысле бюджетных поступлений от охотничьего хозяйства.
Только вот нужно ли все это нашим большим чинушам – большой-пребольшой вопрос.
Анатолий Бонч-Бруевич 25 ноября 2012 в 00:00
Особенности спортивной и трофейной охоты
Трофейная и спортивная охота, их определение, история возникновения, и актуальность в современном мире. Особенности данной охоты в странах Европы, Америки, Африки и СНГ. Экологический урон, причиняемый спортивной охотой экосистеме и диким животным.
Рубрика | Спорт и туризм |
Вид | курсовая работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 13.05.2014 |
Размер файла | 45,7 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
ФГБОУ ВПО «Брянская государственная сельскохозяйственная академия» филиал «Трубчевский аграрный колледж»
Специальность «Охотоведение и звероводство»
на тему: «Особенности спортивной и трофейной охоты»
по дисциплине: «Организация и проведение всех видов охоты»
2. Спортивная охота
3. Практическая часть
Выводы и рекомендации
трофейный спортивный охота животное
Трофейная охота зародилась давно. Вероятно с того дня, когда первый древний охотник водрузил на задворках своей пещеры череп с рогами исчезнувшего гигантского оленя. Любопытно, но ведь именно в те суровые времена, когда голодный прагматизм правил бал закладывалась эстетика трофейной охоты.
Трофеи добытых животных были в числе первых украшений человека.
Минуло много столетий, прежде чем трофейная охота из дикой и необузданной причуды человечества стала превращаться в цивилизованное достойное занятие нелишенное известной элитарности.
Спортивная охота актуальна тем, что привлекает большие массы людей. Требует больших денежных вложений на снаряжение и подготовку. То есть в экономическом плане приносит немалую выгоду организаторам. Так же носит экологически-просветительный характер при подготовке охотников-спортсменов к соревнованиям.
Трофейная охота зародилась давно. Вероятно с того дня, когда первый древний охотник водрузил на задворках своей пещеры череп с рогами исчезнувшего гигантского оленя. Любопытно, но ведь именно в те суровые времена, когда голодный прагматизм правил бал закладывалась эстетика трофейной охоты.
Но прежде чем говорить о дне насущном, тем более пытаться понимать происходящие перемены, вернемся в ту эпоху, когда все только начиналось…
Обе системы, окончательно оформившиеся в 40-х-50-х годах ХХ-века, имели региональный характер и не претендовали на универсальность. В числе международных, по прежнему фигурировала, насчитывающая почти вековую историю, система Роланд Уорд. Не сложно догадаться, что она уже изрядно устарела и не могла отвечать потребностям другой эпохи. К тому же за прошедшие десятилетия был накоплен огромный опыт, требовавший своего воплощения в чем- то кардинально новом.
С 50-х годов прошлого века после развала Британской империи пальма первенства в трофейной охоте переходит к американским охотникам. За мимолетные 10-15 лет они становятся основными клиентами мирового охотничьего туризма.
За прошедшие три десятилетия новаторство американцев подтвердилось и темпами роста численности Клуба и её возрастающей авторитетностью, а также многократным переизданием Трофейной книги SCI стремительно увеличивающейся в объеме.
Американцы старались построить наиболее прагматичную систему, несколько снизив планку элитарности и витиеватой утонченности свойственной европейским подходам. Трофейная охота в США становилась массовым явлением, и смущать чаще всего неискушенных охотников не входило в планы отцов- основателей. Трофей, по их мнению, должен быть замерен и оценен на месте, без помощи эксперта, что, конечно, придавало дополнительную эмоциональную окраску охотничьему свершению.
Кроме того, американцам SCI удалось, как никому другому, придать трофейной охоте соревновательный азарт и возродить дух спортивности присущий охоте как таковой. Трофейная система помимо регулярно издаваемой летописи в виде книги мировых рекордов включает дополнительную гораздо более изощренную систему конкурсную иерархии добытых трофеев, состоящую из различных уровней достижений как, например «Большие Шлемы» или «Внутренние круги». Созданная дополнительная мотивация является одним из краеугольных отличий и преимуществ американского подхода. Никакая другая трофейная летопись, не оттеняла и не превозносила так достижения охотника, как американская.
На современном этапе трофейная идеология Международного Сафари клуба наиболее полно отражает природоохранные тенденции в развитии международного охотничьего природопользования. В ней нашли свое воплощение принципы «поддерживающе-регулируемого охотничьего природопользования»(sustainable use) как перспективной основы развития мирового охотничьего хозяйства в условиях усиливающегося человеческого влияния на окружающую среду. Именно консервационистские (природоохранные) функции международной охотничьей общественности наряду с отстаивание прав охотников на политическом уровне являются наиболее важными сторонами деятельности Международного Сафари клуба.
Природопользование в России носило ярко выраженный патриархальный докапиталистический характер. В стране раскинувшийся на необъятных просторах от среднеазиатских пустынь до колымской тундры многие столетия главенствовал профессиональный охотничий промысел, сродни кустарной индустрии. Недаром же нынешних промысловиков в ХIX веке называли «промышленниками». Сложившиеся в стране охотничьи традиции не признавали за трофеями самостоятельной ценности. Спортивной или трофейной охотой в России занимались аристократия. Но и в их среде трофейная охота не считалась столь привилегированной и элитарной, как скажем в Европе.
Существенное отличие России от Западной Европы заключалось в том, что здесь охота по крупному зверю велась «простолюдинами» и ценность «красного зверя» и как следствие его трофейная ценность были явно девальвированы. «Голубая кровь» не хотела опускаться до мужицких забав, лишенных утонченной эстетики и гастрономических изысков, присущих охоте по перу с подружейной собакой, или отходить от традиционных русских забав с ловчими птицами и псовых охот.
Почти формальное участие СССР в CIC и добытые высокие места на международных трофейных выставках в 60-х и 70-х годах не отражали реального состояния вещей и не могли стать отправными факторами. То трофейное наследие, которое досталось новой России на рубеже XXI века во многом обязано иностранному охотничьему туризму, пустившему первые корни в недрах монопольно властвующего Интуриста СССР в 60-х годах. Тогда первыми за «железный занавес» прорвались вездесущие, и не боящиеся никаких рисков горные охотники-баранщики. В 70-х годах иностранные охотники уже с завидной регулярностью наведывались на территорию нынешнего СНГ.
С конца 80-х годов следуя социально-экономическим переменам, Россия активно вливается в струю общемировой охотничьей индустрии. Зарубежные охотники, массово хлынувшие после снятия железного занавеса на российские и сопредельные просторы, привнесли азы незнакомой нам идеологии трофейной охоты. Российские охотники взглянули на привычную охоту под другим углом зрения.
Десятилетия вопросы трофейной охоты являлись для россиян чем- то относящимся к другому измерению, чуждому и привносному. Причиной тому послужили и специфические проблемы социалистического охотничьего природопользования и социально-экономические неурядицы переходного периода, захлестнувшие страну с начала 90-х, негативное наследие которых чувствуется и поныне. В стране, к сожалению, за последние десять лет реформированию подверглись далеко не все сферы народного хозяйства. Охотничья отрасль как раз такой участи избежала.
Монопольно действующая система охотпользования, скроенная по социалистическим шаблонам, как и возведенная на старым фундаменте «общественно- управленческая инфраструктура» не соответствует новым социальным отношениям и тем задачам, которые выдвигает современность. Что еще хуже у большинства управленцев районного и областного уровней в чьем ведении находятся охотничьи угодья совершенно нет понимания, что делать и чего опасаться.
Что далеко за примером ходить, если в трех небольших по территории Скандинавских странах взятых вместе (Швеции, Финляндии, Норвегии), средняя численность и ежегодная добыча лося превышает общероссийские показатели.
Частные фермы Африки, сориентированные на трофейную охоту, сохранили и вернули в хозяйственный оборот популяцию белых носорогов. Невиданно высокая за последние сто лет численность оленя-вапити в США в значительной степени происходит от массового частного дичеразведения столь популярного за океаном.
В России сейчас наибольшую опасность для охотничьего природопользования представляет не возникающие редкими очагами частные, пускай даже закрытые охотхозяйства, а массовое люмпенизированное сознание некогда достаточно совестливых охотников, которые в силу обнищания населения, слабости и беспечности администрации на местах, скатились на позиции вседозволенности и полного правого нигилизма.
Браконьерство, как не печально это признавать, является широко распространенным повсеместным явлением.
«Люмпенизация», к сожалению, охватила не только рядовых охотников, но и целые охотничьи организации которые в массе своей оказались не готовы к переходу на новые отношения, не понимают их природы и часто сознательно им противятся.
Стоимость охот будет многосложной, но главной государственной регулируемой величиной должна стать стоимость лицензии на отстрел. Эта категория должна иметь экономическую и четко обоснованную базу расчета. По существу это основной налог который мы, граждане охотники, должный платить государству за право охотничьего природопользования. Определяться он должен исходя из реальных затратных механизмов на проведение инфраструктурных и природоохранных мероприятий, включая содержание Охотдепартамента и его структур на местах.
Немаловажным шагом к цивилизованному охотпользованию мог бы стать нормативный документ, разграничивающий лицензии на трофейные и обычные. Такой документ легитимизирует трофейную охоту как одно из направлений развития охотничьего природопользования, придаст ей государственную значимость. Трофейные животные имеют особенную ценность для поддержания и развития популяций и объем их изъятия из оборота должен быть научно выверенным и жестко регулируемым. Стоимость добычи таких животных должна быть, безусловно, намного выше молодняка или самок, так как они являются основными носителями видового генофонда. Без этого нам не оградить наши и без того убывающие популяции копытных от окончательного выбивания.
Для регулирования количественного и качественного состояния охотничьих животных, поддержания экологического равновесия и научного мониторинга охотничьих видов животных и необходимо развивать национальную трофейную охоту как своеобразный механизм взаимоотношения с естественной средой.
После всего сказанного следует привести наше понятие трофейной охоты, тем более что ранее определение этого феномена не предлагалось:
Особо хотелось бы сказать об этике трофейной охоты. Коль скоро охота в современном обществе не носит столь исключительного и значимого характера в добывании материальных благ, как некогда ранее, технический прогресс открыл необъятные просторы в совершенствовании орудий лова, а растущий человеческий фактор все более и более сужает нишу дикой природы, то закономерно задаться вопросом: «
Краеугольным камнем общемировых охотничьих традиций является приверженность принципам и правилам спортивной охоты, получившим особое распространение за последние сто лет и к которым, без сомнения, придет и российская охотниья практика. Основополагающим здесь является Принцип Правильной охоты (Fair Chase), определяемый как спортивное, этически безукоризненное, законное преследование диких животных на свободном выпасе, не дающее охотнику необоснованных и неоправданных преимуществ перед ними.
Трофейная охота по своему философскому подтексту ближе всего к поединку, где есть свой кодекс чести и не писаные каноны и правила единоборства. Очевидно также, что существует целый перечень охотничьих методов и способов весьма добычливых и эффективных, но сомнительных в плане соответствия приведенному выше стандарту.
К сожалению, приходится констатировать, что в России, как ни в какой другой Европейской стране бремя сомнений между охотничьей этикой и целесообразностью добывания зверя чаще всего решается в пользу целесообразности вне зависимости от обстоятельств.
Охотники-современники должны понимать, что их полевая охотничья культура, их воздержанность и ответственность, в конечном итоге будет определять судьбу любительской рекреационной охоты в будущем, охотничьи биографии их детей.
Понадобятся, наверное, десятилетия и смены поколений, чтобы в России, как когда- то в Западной Европе и Америке, среднестатистический охотник прошел свой путь эволюции и превратился в цивилизованного участника взаимоотношений с естественной средой, заботящегося о её сохранении и воспроизводстве, бережливо пользующегося её сокровенными кладовыми.
Трофейная охота начинается там, где добывание дичи не рассматривается квазиэкономическим подспорьем граждан для «поддержания штанов», где в угодья не заходят как в собственную кладовую, чтобы взять все что захочется. А природоохранные функции государства не ассоциируются с полицейскими, и не имеют устойчивое неприятие в охотничьей среде.
Трофейная охота многогранна. В ней сплелись и культурно-эстетические традиции прошлых эпох и социально-экономические императивы современности и нравственно-этические воззрения целых охотничьих поколений.
Новый вид охотничьего спорта назван Hunting и подразделяетя на спортивные дисциплины.
Для присвоения квалификации определены: необходимый объем знаний, практических навыков и минимальные сроки освоения.
Определение уровня подготовки основано на принципе добросовестности и ответственности. Квалификация присваивается квалификационным советом национальной академии охоты, рыболовства и туризма НАОРТ по истечении срока самостоятельной подготовки с извещением об этом, подавшего заявку на получение методических материалов и оплатившего их.
Предусматривается, определение победителей, награждение медалями, призами, спортивными дипломами, определение рейтинга спортсменов в каждой дисциплине.
Кроме этого, в капканы попадают и гибнут животные других (нецелевых) видов. Травля зайцев гончими собаками представляет собой аморальное зрелище, во время которого обезумевшего от страха, страдания и отчаяния, уставшего от длительного бега зайца собаки разрывают на части.
Спортивная охота заставляет диких животных страдать физически и психологически. Во время охоты на диких животных остается огромное количество подранков, которые, уйдя от охотника, погибают мучительной и длительной смертью. Охотники применяют облитый жиром стрихнин и другие яды, заливают норы животного водой, травят их газом.
К фактам жестокого обращения с дикими животными со стороны охотников следует также отнести вновь входящую ныне в моду садочную стрельбу (по живым птицам), а также травлю диких зверей собаками в охотничьих притравочных станциях (466).
2. Спортивная охота грубо нарушает права животных на жизнь, свободу и защиту от жестокого обращения по вине человека без веских на то моральных обоснований. Убийство дикого животного человеком должно иметь веские моральные обоснования. Например, в целях самообороны (защищая свою жизнь, здоровье или других людей), в целях пропитания, в очень редких случаях это могут быть также научные цели. Убийство ради развлечения, потехи, чем по сути своей является спортивная охота, не может иметь серьезного морального обоснования. Грешно развлекаться за счет гибели и страдания других.
Более того, нельзя зарабатывать на безнравственных вещах, в том числе на страданиях и гибели диких животных ради развлечения. У общества нет будущего, если критическая масса трофейных убийц (людей, убивающих на потеху), превысит критическую массу людей милосердных.
3. Спортивная охота понижает ценность, святость жизни. Сама жизнь диких животных в понимании охотников не представляет никакой ценности. Вот, к примеру, цитата из докторской диссертации ученого Г.Г. Рогачева из Кировского охотничьего НИИ: «…охотничьих угодий у нас больше, чем в любом другом государстве. Поголовье многих охотничьих животных недоосваивается и большая часть «урожая» гибнет без всякой пользы» (45). Другими словами в том, что лоси, соболя, кабаны и рябчики просто живут, будучи неубитыми, Г.Г. Рогачев видит большую «недоработку».
4. Спортивная охота воспитывает в человеке негативные качества характера, создает атмосферу узаконенного зла и одобряемых пороков. К таким качествам прежде всего относятся жестокость, а также самодовольство, тщеславие, злорадство, хвастовство, вранье, лицемерие, эгоизм, равнодушие, зависть. Спортивная охота приучает обижать слабых. В. Чертков писал по этому поводу, что охотник-спортсмен «не раз и не два, а постоянно заглушает в себе драгоценное чувство жалости в самом его зародыше (…) В этом постоянном удушающем самоубийстве и заключается главный вред охоты» (2). С каждым выстрелом охотник все более ожесточает, огрубляет свое сердце. Вот что пишет Эрнест Хэмингуэй: «М’Кола забавлялся, глядя, как гиену убивали почти в упор. Еще занятнее было, когда в нее стреляли издали, и она, словно обезумев, начинала кружиться на месте в знойном мареве… Истинный же разгар веселья начинался после настоящего мастерского выстрела, когда гиена, раненная на бегу в заднюю часть туловища, начинала бешено кружиться, кусая и терзая собственное тело до тех пор, пока у нее не вываливались внутренности» (цит. по 548).
В последнее время охотники стали активно выступать и против идей экологической этики, увидев в этом большую опасность для сохранения своих «прав» и «привилегий» убийства невинного живого существа ради развлечения. Вот цитата из заседания Ученого совета Кировского охотничьего института (ВНИИОЗ) от 31 марта 2005 г.: «Отечественные защитники прав животных опираются на многолетний опыт и финансовую поддержку своих западных коллег и в том случае, если ситуация будет пущена на самотек, могут создать множество проблем охотничьему хозяйству. Выходом их сложившейся ситуации может стать мобилизация общественных охотничьих организаций по сбору информации о деятельности защитников прав животных, мотивированных идеологией прав животных, разъяснительной работы и пропаганда правильной охоты» (43).
Лайма Вайкуле рассказывала: «В Африке есть поезд, который 10 дней идет по всему материку из Алжира в ЮАР. Там богатые люди отдыхают, смотрят потрясающий пейзаж. Хозяин сделал эту дорогу для себя, а потом превратил в бизнес. И он рассказал, что совсем недавно весь поезд скупили русские и охотились прямо на ходу, стреляя по животным. Такой позор!» (312).
9. Во время спортивной охоты применяются аморальные приемы и методы. Во время спортивной охоты охотник пользуется такими аморальными приемами, недостойными порядочного человека как обман, коварство, засада, нападение из-за угла, преследование слабого сильным, добивание лежачего, использование любви животного, жажды, голода и т.п. Например, чтобы привлечь под выстрел самца охотники используют манки, имитирующие призывные звуки самки. А какой аморальной является весенняя охота на глухаря, когда он, распустив крылья, и оглохнув от счастья и любви, токует перед самкой?
10. Спортивная охота оскорбляет Бога. Согласно многим мировым религиям любовь к Богу означает любовь к Его творениям. Уничтожение Его творений ради потехи является неуважением и оскорблением Бога. Против спортивной охоты как развлечения выступают такие религии как ислам, иудаизм, буддизм, джайнизм, даосизм и др. Спортивная охота губит все хорошее, идеальное в человеческих душах, она заставляет людей с самого детства разувериться в человеке, в его человечности, чувстве сострадания. Она заставляет верить, будто без грязного и гнусного убийства дикого животного человеку жить нельзя.
Знаток русской старины и народных традиций М. Забылин писал: «От царя, или Великого князя до последнего дворянина, охоту считали самой лучшей забавою…» (286). Именно забавой, а не «трудом» или важной потребностью для человека, для его пропитания или воспитания, как это лживо пытаются представить защитники спортивной охоты. И эта забава по своему социальному и моральному значению находилась где-то на уровне карточной игры. Как известно, не вполне нравственного занятия.
Под охотничьи угодья в Украине отведено 47,2 млн. га, что составляет 78% территории страны. В то время как под заповедники в Украине отведено 0,3 млн. га, что составляет всего 0,5% территории страны. Природоохранными службами ежегодно задерживается около 11 тысяч браконьеров-охотников, что составляет 1% от всех браконьеров-охотников.
В целом экологический вред от спортивной охоты выражается в следующем:
3. Создание современных охотничьих хозяйств предполагает строительство дорог для охотников, что фрагментирует природные экосистемы. Об этом писал еще американский эколог О. Леопольд. В настоящее время практически все охотничьи хозяйства для богатых или национальные парки, превращенные в охотничьи хозяйства, от белорусской Беловежской пущи до охотхозяйства Трахтемировского в Киевской области, имеют массу асфальтированных дорог для лучшего проезда охотников. Для облавной охоты, как в Беловежской пуще, прорубают просеки, чем нарушают экосистемы.
Выводы и рекомендации
В заключение опять хочу напомнить что при всей притягательности охоты преобладают отрицательные факторы:
Любительской (спортивной или потешной) охотой называется охота, во время которой экономические мотивации являются не важными или отсутствуют вообще. Чаще всего цель любительской охоты состоит в развлечении, получении удовольствия от выслеживания, преследования и убийства диких животных.
Любительская охота давно окружена многими ложными мифами. Более 20 лет исследовав любительскую охоту с различных позиций, я постараюсь опровергнуть наиболее стойкие из них.
Некоторые природоохранники, защищая любительскую охоту, часто заявляют, что, мол, охотники много делают для охраны природы. Вспоминают бывшие в оные времена охотничьи заповедники, борьбу с браконьерством.
Все это так. Более того, отмечу, что в 1920-х годах природоохранное движение России, Украине и Беларуси, на одну треть опиралось на охотничьи организации. Вместе с тем не следует забывать, что цель охотники во все времена преследовали вполне корыстную, заботясь об охотничьих животных для того, чтобы было кого убивать.
В те далекие времена идеология, философия охраны природы выглядела довольно убогой и состояла в основном из хозяйственных мотивов с небольшой примесью научных аргументов. Об экологических, этических, духовных, религиозных культурных и других нематериальных ценностях дикой природы, никто, за редким исключением, не помышлял.
Плацдарм охраны природы был очень узким, маленьким, и поэтому деятелем охраны природы приходилось свои статьи чаще всего публиковать в охотничьей прессе, больше их в то время никто не печатал.
Однако новые времена принесли новые экологические, этические и духовные взгляды. Прежний ресурсный подход постепенно теряет свою власть над теорией и практикой природоохраны. А кое-где, например, в заповедном деле, он становится уже тормозом природоохранного прогресса. Действительно, заповедники, национальные парки, давно создаются совсем по другим причинам, нежели первые охотничьи заказники и охотничьи заповедники начала 20 века. А сами охотники-любители из центра природоохранного движения постепенно перемещаются к его краю, а то и вовсе становятся противниками заповедного дела и природоохраны.
Любительская охота, добиваясь хорошего в малом (подкормка кабанов, задержание некоторого количества браконьеров), приносит гораздо больше вреда: развращает молодые души, воспитывая отношение к живым существам как к бездушным мишеням, нарушает права природы.
Другими словами, главное зло от любительской охоты исходит от ее жестокой антропоцентрической идеологии, от ее неэтичности, так как эта идеология приучает человека лишать жизни живое существо ради неоправданных, пустых, нежизненно-важных человеческих потребностей, тем самым деформируя души людей.
Если послушать самих охотников, то утки и зайцы живут только для их, охотников, блага, выгоды и развлечения.
Мне могут возразить: ведь именно благодаря охотникам были спасены когда-то от уничтожения многие виды охотничьих животных, зубры в царской охоте Беловежская пуща или олени в царской Крымской охоте.
Так и с природоохранной пользой царских охот: их времена, как и времена “добрых разбойников”, давно канули в вечность. Поэтому заявлять, что в Украине, Беларуси или России огромные территории сравнительно неизменной природы сохраняются именно как охотоугодья и благодаря любительской охоте, неверно. ; охотники-любители практически не имеют никакого отношения к сохранению больших участков дикой природы прежде всего потому, что находятся в “примах” у лесников, фермеров и других настоящих хозяев и пользователей землей, водой, лесами и полями.