Что такое спортивная селекция
Что такое спортивная селекция
Спортивный отбор — длительный, многоступенчатый процесс, который может быть эффективным лишь в том случае, если на всех этапах многолетней подготовки спортсмена обеспечена комплексная методика оценки его личности, предполагающая использование различных методов исследования (педагогических, медико-биологических, психологических, социологических и др.).
Другое определение спортивного отбора звучит так:
Спортивный отбор — это комплекс мероприятий по выявлению спортсменов, обладающих высоким уровнем способностей, отвечающих требованиям специфики вида спорта. Качественно видоизменяясь, отбор входит в систему многолетней подготовки.
Спортивный отбор — это основанный на научном прогнозе процесс принятия и реализации решения о включении или невключении в спортивную деятельность ее возможного участника.
Спортивный отбор проходят все участники спортивной деятельности: спортсмены, тренеры, судьи, спортивные врачи, специалисты из комплексной научной группы и т. д. Часто назначение определенного тренера сборной команды оказывает значительно большее влияние на спортивные достижения, чем включение в нее самого сильного спортсмена.
Необходимость разработки системы селекции диктуется рядом существенных особенностей современного спорта, а том числе некоторыми специфическими условиями его развития в России.
Во-вторых, неуклонный рост спортивных результатов во всех видах спорта уже практически исключает возможность добиться высот в спорте только за счет природного таланта и в относительно короткие сроки. Процесс подготовки спортсмена высокой квалификации требует все больше времени, поэтому начало спортивной карьеры отодвигается к все более раннему возрасту, что повышает значимость психологического сопровождения уже на ранних этапах СК.
В-третьих, в последние годы обнаружились реальные трудности адаптации спортсменов к жизни «после спорта». Средства массовой информации отмечают, что бывшие спортсмены нередко уходят в криминальные структуры. Кроме того, появляется другая негативная информация о спорте, которая закрепляет в сознании людей мысль о том, что «спорт не лечит, а калечит», причем не только физически, но и психически.
Основные принципы и критерии проведения отбора
Понятие о спортивном отборе. Цели, классификация форм спортивного отбора и ориентации.
План.
Отбора и ориентации
Физиологически критерии спортивного
1. Понятие о спортивном отборе. Цели, классификация форм спортивного отбора и ориентации.
2. Основные принципы и критерии проведения отбора.
3. Средства и организация отбора и ориентации.
Понятием «спортивный отбор» обозначается, как правило, отбор в группы подготовки. Трудности спортивного отбора усугубляются тем, что надо знать не только о конечной модели чемпиона или рекордсмена, но и о том, как формировался спортивный идеал, какими характеристиками он обладал на каждом этапе спортивного совершенствования.
Существует еще одна форма отбора: в команды для предстоящих соревнований. Этот вид отбора не требует долгосрочного прогноза и более прост в методическом отношении.
Сущность физкультурно-спортивной ориентации состоит в прогнозировании степени моторной одаренности детей и в ориентации выявленных одаренных на тренировочные группы для подготовки к достижению высоких спортивных результатов. Таких детей не более 3-5%. Остальным рекомендуется общая оздоровительная подготовка (ОФП) по программам, дифференцируемым с учетом здоровья и физической подготовленности.
Для детей ослабленных, с отклонениями или пороками в физическом развитии специальные облегченные комплексы. Первый этап такой ориентации рекомендуется проводить в 5-7 лет в виде мероприятия, охватывающего всех находящихся в дошкольных учреждениях детей.
Чаще используется спортивная селекция, решающая более узкую задачу: определение пригодности к занятиям определенным видом спорта или к последующему этапу подготовки в избранном виде спорта.
Отбор в группы спортивной подготовки продолжается многие годы, он многоэтапен. Помимо описанного, предварительного, выделяют ещё три (а иногда и больше) этапа: начальный основной и заключительный, при проведении которых проверяется, уточняется пригодность к следующим, более высоким, ступеням спортивной подготовки.
Объектом отбора являются неординарные спортивные способности к данному виду деятельности. При спортивном отборе решается вопрос, способен ли отбираемый достичь мастерства в избранном виде спорта за определенный период подготовки, то есть каковы потенциальные возможности спортсмена.
Это реально при учете двух компонентов:
1. Уровень полученных по наследству структурных и функциональных задатков, предпосылок к успеху в желаемом виде деятельности, исходный (начальный) уровень физического состояния на момент отбора.
2. Тренируемость как индивидуальный уровень возможностей развития наследственных задатков, который определяется по показателям развития физических качеств, о которых достоверно можно судить при наблюдении за ребенком в течение 1,5-2 лет.
Только учет этих факторов может обеспечить более надежный прогноз конечного (дефинитивного) уровня развития этих качеств.
В.Д. Шадриков, «…мера интегрированности способностей в системе конкретной деятельности может иметь индивидуальные различия, так как при одной и той же продуктивности по отдельным функциям у различных лиц результативность их деятельности различается.
Эффективность отбора определяется решением следующих задач: 1) моделирования эталона идеального спортсмена; 2) выбора в качестве критериев отбора наиболее стабильных в онтогенезе признаков из числа составляющих модель идеального спортсмена; 3) устранения влияния предварительной обученности; 4) учета темпов биологического созревания.
Среди компонентов моделей, описывающих состояние или уровень подготовленности спортсменов, выделяют уровень развития сторон подготовленности; функциональные возможности; внешние морфологические признаки, возраст и спортивный стаж, способность к восстановлению после больших физических и психологических нагрузок. Применительно к высококвалифицированным спортсменам отмечается, что у них значительно меньше выражена вариабельность интегральных характеристик соревновательной деятельности в сравнении с факторами функциональной подготовленности.
Редко кто из сильнейших спортсменов, по показателям которых создавались модельные характеристики, по своим данным соответствовал усредненному идеалу. Многими признается, что выдающиеся спортсмены наряду с некоторыми сильнейшими сторонами подготовленности имеют и заурядный уровень развития отдельных компонентов, а изменения этого соотношения часто нарушают всю систему.
Выбор наиболее стабильных в онтогенезе признаков. Наибольшее значение имеют и заслуживают использования в качестве критериев отбора на его ранних этапах те из них, которые обладают стабильностью, то есть устойчивостью индивидуальных особенностей в онтогенезе. Например, ребенок, выделяющийся среди 8-летних сверстников большой длиной тела, чаще всего остается высоким и в более зрелом возрасте. Параметры, обладающие стабильностью, характеризуются большой степенью генетической обусловленности. Приведем в качестве примера наследуемость некоторых морфометрических признаков у человека.
Наследуемость морфометрических признаков (средние данные ряда исследователей, %)
Наследуемость | Морфометрический признак |
85-90 | Длина тела, длина верхних и нижних конечностей |
80-85 | Длина туловища, плеч и предплечья, бедра и голени |
70-80 | Масса тела, ширина таза и бедер, ширина плечевой кости |
60-70 | Ширина плеч, голени и запястья э |
60 и менее | Обхват запястья, лодыжки, бедра и голени, плеча и я предплечья, обхват шеи, талии и ягодиц |
Из физиологических параметров в значительной степени генетически детерминированы показатели аэробной и анаэробной производительности и гипоксической устойчивости организма.
Из физических качеств наиболее подвержены генетическому контролю быстрота и взрывная сила, анаэробная и аэробная выносливость.
Критерии оперативного прогноза используются при отборе в команду для участия в очередном соревновании. Краткосрочный прогноз необходим при планировании очередного этапа спортивной подготовки. Критерии средне- и долгосрочного прогнозов пригодны для ранних этапов отбора.
Степень стабильности признака, обусловленная жесткостью генетической детерминации, может быть определена различными путями. Наиболее надежны два метода: близнецовый и лонгитудинальных (то есть длительных наблюдений) обследований.
При лонгитудинальных (динамических или продольных) обследованиях выраженность признака ежегодно, на протяжении многих лет (желательно в течение всей прогрессивной стадии онтогенеза) проверяется у достаточно представительной группы детей. Показателем стабильности служит коэффициент корреляции между значениями признака: ювенильными (каждого из детских лет) и дефинитивными (зрелого возраста).
Близнецовым методом определяется степень генетической обусловленности признаков.
При проведении отбора важное значение имеет также правильная оценка полученных при обследовании показателей. В этом отношении большего внимания заслуживает учет двух факторов: предварительно обученности и темпов биологического созревания.
Теоретико методические аспекты практики спорта. Учебное пособие (61 стр.)
Вопросы для самоконтроля
1. Раскройте смысловое содержание понятия «спортивный отбор».
2. Чем отличается от концепции «спортивного отбора» концепция «спортивной», или «физкультурно-спортивной ориентации»?
3. Что такое «спортивная селекция»?
4. Охарактеризуйте задачи и укажите основные направления различных этапов отбора спортивного резерва.
5. Какие организационные приемы позволят лучше закрепить набранных в группу начальной подготовки детей и снизить тем самым неконтролируемый отсев юных спортсменов?
6. В чем суть общего методологического подхода к решению проблемы отбора и диагностики спортивных способностей?
7. Как соотносится прогностическая значимость исходных показателей подготовленности юных спортсменов и темпов прироста этих показателей в первые годы занятий по отношению к ожидаемой результативности спортсменов в возрастной зоне оптимальных возможностей?
8. Перечислите в иерархической последовательности основные категории факторов, подлежащих учету в исходной проверке способностей юного спортсмена.
9. Расположите в порядке уменьшения надежности наследственный перенос предрасположенности детей (мальчиков и девочек) к занятиям спортом в семьях, где есть представители трех поколений.
10. Какие свойства организма занимающихся спортом в большей степени подвержены наследственному влиянию?
11. Какие антропометрические признаки наиболее важны для отбора к занятиям избранным видом спорта?
12. В чем суть изложенного в тексте главы подхода к оценке координационных качеств юных спортсменов?
13. Каков общий критерий, по которому можно достаточно надежно установить психологическую пригодность ребенка к спортивной деятельности?
14. В чем заключается особенность использования уровня и динамики спортивных результатов, как критериев перспективности спортсменов на разных этапах многолетней подготовки?
15. Какие критерии оценки перспектив спортсменов целесообразно использовать на этапах подготовки к высшим достижениям и максимальной реализации индивидуальных возможностей?
Глава 13. Методика развития физических способностей
13.1. Понятие о физических способностях
Каждый человек обладает определенными двигательными возможностями. Они реализуются в разнообразных движениях в результате мышечных сокращений, которые отличаются рядом характеристик, как качественных, так и количественных. Так, для работы мышц при подъеме тяжестей, выполнении скоростных упражнений или при необходимости длительное время поддерживать высокую работоспособность требуются различные проявления активности как отдельных мышечных волокон, так и конкретных двигательных единиц, а также разный вклад источников энергообеспечения.
В спортивной педагогике проявление качественно различных сторон двигательной активности человека долгое время было принято называть физическими (или двигательными) качествами. В настоящее время специалисты предлагают заменить его термином «физические способности».
По определению Ю. Ф. Курамшина (2004), физические способности – это комплекс морфологических и психофизиологических свойств человека, отвечающих требованиям какого-либо вида мышечной деятельности и обеспечивающих эффективность ее выполнения.
Принято условно различать следующие физические способности: силовые, скоростные, выносливость, гибкость, ловкость (координационные способности). При этом физическими качествами предлагается называть выражение достигнутого уровня и своеобразия (единичные формы) отдельных физических способностей (максимальная сила, максимальная скорость, скоростно-силовые качества, статическая сила, скоростная выносливость и т. п.).
В. М. Зациорский (1970) считает, и с ним солидарны многие специалисты, что понятие «физическое качество» объединяет те стороны моторики человека, которые:
– проявляются в одинаковых параметрах движения и измеряются тождественным способом – имеют один и тот же измеритель (например, максимальная скорость);
– имеют аналогичные физиологические и биохимические механизмы и требуют проявления сходных свойств психики.
По его мнению, методика воспитания отдельных физических способностей имеет общие черты вне зависимости от конкретного вида движения. Например, выносливость в плавании и беге совершенствуется во многом сходными путями, хотя сами движения резко различны.
Вместе с тем «классические» исследования, проведенные рядом специалистов (Ю. В. Верхошанский, 1963; М. А.Годик, 1966; В. М. Дьячков, 1967; В. В. Кузнецов, 1970) показывают, что вне конкретной нервно-мышечной координации и соответствующей вегетативной основы нельзя рассматривать вопрос о проявлении максимальной силы, скорости, выносливости. Более того, данные исследований (Ю. В. Верхошанский, 1977, 1988; В. М. Дьячков, 1967, 1972; В. М. Зациорский, М. А. Годик, 1966; В. В. Кузнецов, 1975; Е. А. Разумовский, 1991) свидетельствуют о том, что все двигательные способности находятся в органической взаимосвязи, составляя сложную динамическую систему сопряженного воздействия, проявляясь в элементарных формах (максимальная сила, взрывная сила, скоростная выносливость, силовая выносливость, силовая ловкость, скоростная ловкость и т. п.). При этом элементарные формы физических качеств имеют существенно отличающиеся механизмы, обусловливающие их проявление, и требуют во многом принципиально отличных средств для совершенствования.
13.2. Основные закономерности формирования физических способностей
В формировании физических способностей человека большое значение имеют врожденные и средовые факторы. Однако решающую роль в их формировании играет двигательная активность, требующая их проявления и определенного режима выполнения. В качестве моторных задатков физических способностей выступают анатомические, физиологические и психические особенности организма, которые в зависимости от условий мышечной деятельности могут совершенствоваться в том или ином направлении, обеспечивая развитие тех или иных форм физических способностей.
По мнению ряда специалистов, следует делать различие в использовании терминов «развитие» и «воспитание» физических способностей. Развитие понимается как процесс их изменения в течение жизни человека, связанный с закономерностями естественного развития организма, условий двигательной активности и воздействия средовых факторов. Воспитанием называют педагогический процесс управляемого воздействия на физические способности с целью изменения их в нужном направлении в течение относительно короткого времени. В основе воспитания физических способностей лежит приспособительный эффект, целостная адаптивная реакция, ведущая к морфофункциональной специализации организма.
Ю. Ф. Курамшин (2004) считает, что, проявляясь в деятельности, физические способности неотделимы от двигательных умений и навыков. Освоение рациональных двигательных действий обеспечивает лучшую реализацию физических способностей. Воспитание физических способностей, так же как и формирование двигательных навыков, во многом зависит от образования определенных отношений в нервной и мышечной системах. Однако для физических способностей гораздо большее значение имеют морфофункциональные перестройки в организме в целом. В наибольшей мере это касается тех мышечных групп и функциональных систем, которые несут основную рабочую нагрузку. Наряду с этим для физических способностей характерна значительно меньшая по сравнению с формированием навыков осознанность тех компонентов, из которых складывается успех в достижении намеченной цели.
Степень прироста физических способностей неравномерна. Это справедливо как для их изменения под воздействием занятий физическими упражнениями, так и для всего периода развития. Как правило, наибольший прирост физических способностей наблюдается в начальный период занятий физическими упражнениями. С повышением уровня развития какой-либо способности темпы ее прироста постепенно уменьшаются. Для сохранения необходимых темпов требуется постоянное увеличение нагрузки выполняемых упражнений.
Специальные исследования (В. И. Филипович, И. М. Туревский, 1977; А. А. Гужаловский, 1979, 1984; Й. М. Янкаускас, Э. М. Логвинов, 1984; В. И. Лях, 1990) и практический опыт показывают, что в определенные возрастные периоды жизни человека имеются благоприятные возможности для развития и воспитания способностей. Обычно их называют «сенситивными», или «чувствительными», потому что в них наблюдается бурное естественное развитие отдельных способностей, обеспечивается наибольший эффект и для их воспитания. Причем границы этих периодов для отдельных физических способностей различны (табл. 13.1), а девушки, как правило, опережают юношей на 1–2 года в развитии большинства физических способностей.
Таблица 13.1. Сенситивные периоды развития физических способностей у детей (по Л. П. Матвееву, 1999)
Необходимо учитывать, что функциональные и структурные изменения, достигнутые в результате развития и воспитания физических способностей, обратимы. Достаточно относительно небольшого перерыва в занятиях, как начинается регресс показателей. С возрастом наблюдается также и постепенный естественный спад уровня физических способностей.
Физиологически критерии спортивного отбора и ориентации
Установление пригодности детей, подростков и юношей к спортивной деятельности. Классификация форм спортивного отбора, ориентация и селекция. Критерии отбора наиболее стабильных в онтогенезе признаков из числа составляющих модель идеального спортсмена.
Рубрика | Спорт и туризм |
Вид | лекция |
Язык | русский |
Дата добавления | 23.12.2016 |
Размер файла | 19,5 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Физиологически критерии спортивного отбора и ориентации
1. Понятие о спортивном отборе. Цели, классификация форм спортивного отбора и ориентации
2. Основные принципы и критерии проведения отбора
3. Средства и организация отбора и ориентации
1. Понятие о спортивном отборе. Цели, классификация форм спортивного отбора и ориентации
Понятием «спортивный отбор» обозначается, как правило, отбор в группы подготовки. Трудности спортивного отбора усугубляются тем, что надо знать не только о конечной модели чемпиона или рекордсмена, но и о том, как формировался спортивный идеал, какими характеристиками он обладал на каждом этапе спортивного совершенствования.
Существует еще одна форма отбора: в команды для предстоящих соревнований. Этот вид отбора не требует долгосрочного прогноза и более прост в методическом отношении.
Сущность физкультурно-спортивной ориентации состоит в прогнозировании степени моторной одаренности детей и в ориентации выявленных одаренных на тренировочные группы для подготовки к достижению высоких спортивных результатов. Таких детей не более 3-5%. Остальным рекомендуется общая оздоровительная подготовка (ОФП) по программам, дифференцируемым с учетом здоровья и физической подготовленности.
Для детей ослабленных, с отклонениями или пороками в физическом развитии специальные облегченные комплексы. Первый этап такой ориентации рекомендуется проводить в 5-7 лет в виде мероприятия, охватывающего всех находящихся в дошкольных учреждениях детей.
Чаще используется спортивная селекция, решающая более узкую задачу: определение пригодности к занятиям определенным видом спорта или к последующему этапу подготовки в избранном виде спорта.
Отбор в группы спортивной подготовки продолжается многие годы, он многоэтапен. Помимо описанного, предварительного, выделяют ещё три (а иногда и больше) этапа: начальный основной и заключительный, при проведении которых проверяется, уточняется пригодность к следующим, более высоким, ступеням спортивной подготовки.
спортивный отбор ориентация селекция
2. Основные принципы и критерии проведения отбора
Объектом отбора являются неординарные спортивные способности к данному виду деятельности. При спортивном отборе решается вопрос, способен ли отбираемый достичь мастерства в избранном виде спорта за определенный период подготовки, то есть каковы потенциальные возможности спортсмена.
Это реально при учете двух компонентов:
1. Уровень полученных по наследству структурных и функциональных задатков, предпосылок к успеху в желаемом виде деятельности, исходный (начальный) уровень физического состояния на момент отбора.
2. Тренируемость как индивидуальный уровень возможностей развития наследственных задатков, который определяется по показателям развития физических качеств, о которых достоверно можно судить при наблюдении за ребенком в течение 1,5-2 лет.
Только учет этих факторов может обеспечить более надежный прогноз конечного (дефинитивного) уровня развития этих качеств.
В.Д. Шадриков, «…мера интегрированности способностей в системе конкретной деятельности может иметь индивидуальные различия, так как при одной и той же продуктивности по отдельным функциям у различных лиц результативность их деятельности различается.
Эффективность отбора определяется решением следующих задач:
1) моделирования эталона идеального спортсмена;
2) выбора в качестве критериев отбора наиболее стабильных в онтогенезе признаков из числа составляющих модель идеального спортсмена;
3) устранения влияния предварительной обученности;
4) учета темпов биологического созревания.
Среди компонентов моделей, описывающих состояние или уровень подготовленности спортсменов, выделяют уровень развития сторон подготовленности; функциональные возможности; внешние морфологические признаки, возраст и спортивный стаж, способность к восстановлению после больших физических и психологических нагрузок. Применительно к высококвалифицированным спортсменам отмечается, что у них значительно меньше выражена вариабельность интегральных характеристик соревновательной деятельности в сравнении с факторами функциональной подготовленности.
Редко кто из сильнейших спортсменов, по показателям которых создавались модельные характеристики, по своим данным соответствовал усредненному идеалу. Многими признается, что выдающиеся спортсмены наряду с некоторыми сильнейшими сторонами подготовленности имеют и заурядный уровень развития отдельных компонентов, а изменения этого соотношения часто нарушают всю систему.
Выбор наиболее стабильных в онтогенезе признаков.
Наибольшее значение имеют и заслуживают использования в качестве критериев отбора на его ранних этапах те из них, которые обладают стабильностью, то есть устойчивостью индивидуальных особенностей в онтогенезе. Например, ребенок, выделяющийся среди 8-летних сверстников большой длиной тела, чаще всего остается высоким и в более зрелом возрасте. Параметры, обладающие стабильностью, характеризуются большой степенью генетической обусловленности. Приведем в качестве примера наследуемость некоторых морфометрических признаков у человека.
Наследуемость морфометрических признаков (средние данные ряда исследователей, %)
Морфометрический признак 85-90
Длина тела, длина верхних и нижних конечностей 80-85
Длина туловища, плеч и предплечья, бедра и голени 70-80
Масса тела, ширина таза и бедер, ширина плечевой кости 60-70
Ширина плеч, голени и запястья 60 и менее
Обхват запястья, лодыжки, бедра и голени, плеча и я предплечья, обхват шеи, талии и ягодиц
Из физиологических параметров в значительной степени генетически детерминированы показатели аэробной и анаэробной производительности и гипоксической устойчивости организма.
Из физических качеств наиболее подвержены генетическому контролю быстрота и взрывная сила, анаэробная и аэробная выносливость.
Критерии оперативного прогноза используются при отборе в команду для участия в очередном соревновании. Краткосрочный прогноз необходим при планировании очередного этапа спортивной подготовки. Критерии средне- и долгосрочного прогнозов пригодны для ранних этапов отбора.
Степень стабильности признака, обусловленная жесткостью генетической детерминации, может быть определена различными путями. Наиболее надежны два метода: близнецовый и лонгитудинальных (то есть длительных наблюдений) обследований.
При лонгитудинальных (динамических или продольных) обследованиях выраженность признака ежегодно, на протяжении многих лет (желательно в течение всей прогрессивной стадии онтогенеза) проверяется у достаточно представительной группы детей. Показателем стабильности служит коэффициент корреляции между значениями признака: ювенильными (каждого из детских лет) и дефинитивными (зрелого возраста).
Близнецовым методом определяется степень генетической обусловленности признаков.
При проведении отбора важное значение имеет также правильная оценка полученных при обследовании показателей. В этом отношении большего внимания заслуживает учет двух факторов: предварительно обученности и темпов биологического созревания.
Снятие предварительной обученности
Учет темпов биологического созревания
3. Средства и организация отбора и ориентации
Общие положения по построению методики спортивного отбора.При разработке системы организации отбора в каком-либо виде рекомендуется исходить из следующих положений:
3. Каждому виду спорта присуща специфическая система отбора. Технология составления системы отбора складывается из целого ряда действий выполняемых в определенной последовательности.
5. Группировка критериев отбора по диапазонам отдаленности прогноза.
6. Отбор критериев для данного этапа.
7. Обследование и оценка показателей с учетом биологического возраста и обученности (предварительной) ребенка.
8. Установление величин необходимых прибавок по ведущим критериям и реальности их получения за срок планируемого этапа подготовки.
9. Принятие решения о спортивной пригодности.
При этом необходимо учитывать общие характеристики развития растущего организма.
1. Рост и развитие запрограммированы генетически, но влияние наследственности определяет лишь общий план развития. Окончательная реализация генетической программы существенно зависит от влияния внешней среды.
2. Рост и развитие происходят только в одном направлении и состоят в последовательном и необратимом прохождении отдельных фаз (периодов) жизни. Возрастные изменения носят неравномерный характер. Периоды ускоренного развития чередуются с периодами замедления и относительной стабилизации.
3.Индивидуальное развитие организма происходит не одновременно, т. е. различные органы и системы формируются в разные сроки. В отдельные периоды жизни, например в период полового созревания, гетерохрония может усилиться.
4. Влияние наследственных и средовых факторов изменяется с возрастом. В первые годы жизни, а также в пубертатный период повышается чувствительность организма к воздействию факторов внешней среды.
5. Эффект влияния факторов внешней среды зависит от их силы. Слабые воздействия не оказывают существенного влияния на организм, сильные могут затормозить развитие.
6.Действие внешней среды зависит также от так называемой нормы реакции организма, которая строго индивидуальна. Норма реакции определяется возрастом, индивидуальными особенностями, тренированностью и другими факторами.
8. С возрастом изменяется характер нервной и гуморальной регуляции функций. Например, возрастные изменения сердечно сосудистой системы отражают влияние симпатического и блуждающего нервов. На ранних этапах развития преобладают симпатические влияния. Это проявляется, в частности, в более высокой частоте сердечных сокращений у детей в условиях покоя. По мере развития организма усиливается влияние блуждающего нерва, что выражается в замедлении ритма сердечных сокращений.
9.Для формирования человека как личности исключительное значение имеют социальная среда, воспитание. Изменяя факторы социальной среды, воспитательные воздействия, можно целенаправленно влиять на становление личности.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Структура многолетнего процесса занятий спортом. Понятие спортивного отбора и спортивной ориентации. Индивидуальные особенности для занятий различными видами спорта. Организация и методика отбора и прогнозирование результатов в циклических видах спорта.
дипломная работа [356,0 K], добавлен 03.07.2015
Понятие спортивного отбора, его задачи. Уровни отбора среди одаренных детей, спортсменов, тренеров. Методики спортивного отбора. Спортивный отбор в процессе многолетней подготовки. Отбор и спортивная специализация-система отбора в биатлоне.
контрольная работа [27,5 K], добавлен 27.11.2007
Спортивный отбор кандидатов для занятий спортом, его цели и задачи. Критерии отбора и ориентация детей для занятий гимнастикой. Учебная и воспитательная работа в ДЮСШ. Цель, задачи, организация, отбор и комплектование групп начальной подготовки ДЮСШ.
дипломная работа [241,2 K], добавлен 22.10.2007
Организационные основы системы отбора в ориентировании. Критерии отбора детей для спортивного ориентирования. Скоростно-силовые показатели как важный аспект подготовленности спортсмена. Роль педагогических контрольных испытаний (тестов) в отборе.
реферат [18,1 K], добавлен 21.03.2011
Возрастные особенности в строении организма. Развитие систем энергетического обеспечения мышечной деятельности. Формирование двигательных качеств у детей. Методы и критерии оценки развития физической подготовленности и ориентации юных спортсменов.
курсовая работа [1,8 M], добавлен 10.12.2012