Что такое спортивная журналистика
Спортивная журналистика
Спортивная журналистика (sports journalism) (англ.) — одна из форм (типов) журналистики, чьей предметной областью является сбор, обработка, хранение и передача информации о спортивных темах и событиях. Несмотря на «несерьезное» отношение к спортивным отделам в некоторых СМИ, в которых отдел спорта шутливо числят по «департаменту» «развлечениям и игрушкам», по своему вкладу на экономику СМИ, влияние спортивных рубрик и полос в современных СМИ постоянно растет. Этому способствует профессионализация спорта и экспансии «инфотейнмента» — смеси информации и развлечений как важнейшего тренда развития современных СМИ.
Развитие олимпийского движения и спортивного движения в мире, интерес людей к здоровому образу жизни, общенациональные программы, нацеленные на пропаганду физкультуры и спорта, делают спортивную журналистику одним из перспективных направлений СМИ. Поднятие престижа России как одного из мировых спортивных лидеров и грядущие олимпийские игры в Сочи требуют внимания к проблеме по обновлению и повышению качества подготовки и переподготовки спортивных журналистов.
Содержание
История спортивной журналистики
. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СПОРТИВНОГО КОММЕНТАРИЯ В ЛИЦАХ И ДАТАХ
Спортивный комментарий, как жанр появился сравнительно недавно. Развитие его связано с техническим развитием средств массовой информации, а в частности, появлением различных способов передачи картинки и звука на расстоянии. Историю спортивного комментария можно разделить на три периода, в частности, период радиовещания, период телевещания и современный период.
Соединенные Штаты Америки
Европа
Организации спортивных журналистов
Книги о спорте
Подготовка спортивных журналистов
Бакалаврские и магистерские программы по спортивной журналистике существуют на многих факультетах журналистики. Программа обучения предусматривает изучение базовых журналистских дисциплин, а также дисциплин, связанных с историей развития спорта, знанием основных правил проведения соревнований по видам спорта, технологиями современных жанров спортивной журналистики и др. На занятиях слушатели получают современные знания о спортивной журналистике в России и за рубежом. Обычно значительное место в программе обучения занимают дисциплины: история отечественной и зарубежной спортивной журналистики, язык и стиль спортивной журналистики, жанры и методы спортивной журналистики (газета, радио, телевидение, Интернет, фото), а также специальные дисциплины, связанные с историей развития спорта, знанием основных правил проведения соревнований по видам спорта. Значительную часть учебного времени составляют специальные дисциплины, связанные с историей развития спорта, знанием основных правил проведения соревнований по видам спорта, технологии спортивного репортажа и интервью и др. [1]
Как стать спортивным журналистом: курсы, обучение, зарплата и советы начинающим
Спортивная журналистика – занятие увлекательное, но и особенное. Как правило, занимаются ею специально подготовленные люди, которые даже в новостных телевизионных программах рассказывают о спорте в отдельном разделе, просто корреспондент из отдела информации может с такой тематикой не справится, нужно знать её специфику.
Во многих случаях спортивными журналистами или обозревателями становятся бывшие спортсмены или тренеры. Эти люди хорошо разбираются в конкретных спортивных дисциплинах и имеют контакты с теми, кто выступает или работает в этой сфере. Впрочем, есть немало примеров, когда отличными представителями этой профессии становились люди, которые никогда на профессиональном уровне спортом не занимались.
Особенности спортивной журналистики
Ещё в начале прошлого века занятие спортом в России не всегда воспринималось обществом позитивно. Многие считали, что это – развлечение для богатых бездельников, которые гоняют мяч или играют в теннис из-за желания хоть чем-нибудь заняться. Соответственно, и информационные сообщения о каких-то соревнованиях в прессе были скудными, ни о каких развёрнутых репортажах речи не шло.
В советской России отношение к спорту изменилось. Но ещё некоторое время активно поощрялось лишь физкультурное движения, официальные чемпионаты и турниры стали проводиться ближе к тридцатым годам. Тогда же стала развиваться и спортивная журналистика.
Сегодня известные спортивные журналисты и обозреватели – популярные люди, их знают в лицо, к их мнению прислушиваются. У этой, безусловно, интересной профессии есть несколько особенностей, которые отличают её от репортёров, специализирующихся на других жанрах:
Есть, правда, у именно спортивной журналистики одно большое преимущество, – эту работу достаточно легко спланировать, зная календарь соревнований, время и место их проведения. А корреспондент, скажем, отдела происшествий никогда заранее не знает, где случится авария или цунами.
спортивные журналисты в России отмечают не только День печати, но и Международный день спортивного журналиста, который выпадает на 2 июля.
Что делает спортивный журналист и зачем они нужны
Даже в век развития телевидения и интернета любители спорта просто физически не имеют возможности побывать хотя бы зрительно на всех соревнованиях, которые его интересуют. Скажем, любитель футбола на всех матчах тура побывать никогда не сможет, а смотреть весь день трансляции на телеканале Матч-Премьер не каждый имеет возможность из-за финансовых ограничений, а ещё больше – из-за недостатка свободного времени. Вот тут-то и нужен спортивный журналист, который напишет отчёт о матче.
После многих соревнований и перед ними тренеры и спортсмены проводят пресс-конференции именно для представителей прессы. Как правило, вход для простых болельщиков туда закрыт, а интересной информации там подаётся много. В таких случаях спортивный журналист становится своего рода транслятором услышанного. Кроме того, он имеет возможность задать участникам события вопросы, которые болельщиков интересуют.
Наконец, представители этой профессии хорошо знают спортивное закулисье. А вдумчивому читателю всегда интересно знать не только, с каким счётом закончился матч, но и то, почему такой-то игрок на поле сегодня не вышел, на какой машине ездит известный форвард, какой стиль игры любит тренер и т п. Спортивный журналист накапливает и эту информацию и периодически знакомит с ней читателя.
Качества профессионального журналиста
О некоторых из них уже говорилось, но подведём определённые итоги:
Об объективности подачи материала тоже уже упоминалось. Остаётся добавить, что, скажем, освещая выступления спортсменов своей страны на международных соревнованиях, спортивный журналист всё-таки имеет право стать немного болельщиком и писать с симпатией к землякам. Но настоящие профессионалы и в такой ситуации отмечают хорошие выступления зарубежных спортсменов, если они того заслуживают.
Сколько получают спортивные журналисты
Если кто-то считает, что хлеб спортивного журналиста сладок и сытен, он вообще-то ошибается. Средняя зарплата представителей этой профессии на сегодняшний день составляет 38 тыс. рублей. Дело в том, что спортивных обозревателей в центральных газетах не так уж и много. Это, что называется, товар штучный, о них речь пойдёт немного позже. А региональным описателем местных соревнований быть не так уж и почётно. Как правило, эти люди – пламенные энтузиасты своего дела.
Достаточно сказать, что на начало марта этого года в России официально зарегистрировано 787 вакансии, где предлагается такая вот заработная плата:
Количество вакансий профессии “Спортивный журналист” по диапазонам зарплаты в России по данным https://russia.trud.com/
Тут обязательно нужно добавить, что многие журналисты других жанров имеют возможность ещё зарабатывать на процентах от рекламы. Скажем, корреспондент из отдела экономики может вполне легально (хотя и нелегально тоже, – у журналистов есть такое определение, как джинса, – скрытая реклама) разрекламировать в статье какую-то продукцию определённой компании. Эта практика сейчас очень распространена. Но какие деньги можно взять с той же футбольной команды, если написать репортаж о матче? О конкретном лыжнике или пловце и вовсе говорить нечего.
Уровень средней зарплаты спортивного журналиста в России
Как стать спортивным журналистом – подготовка и обучение
Чтобы стать перспективным спортивным журналистом нужно, в первую очередь, любить спорт, многое о нём знать, а ещё лучше – заниматься каким-нибудь видом хотя бы на любительском уровне. Начиная с советского времени, в журналистику, в том числе и спортивную, какая-то часть людей приходит после окончания факультета журналистики в университетах. Но обычно их число в печатных изданиях не превышает и половины. Порой даже больше ценятся те, кто имеет другое специализированное образование, это называется жизненным опытом.
Теоретически в спортивную газету или просто на место спортивного обозревателя могут взять даже безо всякого специального образования, достаточно написать на пробу несколько статей на спортивную тему и принести в редакцию. Если изложено будет ярко, своеобразно, – могут сразу взять на работу или предложить для начала место внештатного корреспондента с выплатой только гонорара.
Спортивная журналистика
Вы будете перенаправлены на Автор24
Особенности спортивной журналистики
Спортивная журналистика – это один из типов журналистики, где предметом отображения является информация о спортивных мероприятиях и событиях, подробный сбор, обработка и дальнейшее распространение.
Многие средства массовой информации несерьезно относятся к подобным рубрикам, тем не менее, оставляют данную рубрику у себя на страницах издания. Все дело в том, что сегодня спорт привлекает все большее количество читателей, которые ненароком прочитают и остальную информацию.
В связи возросшим интересом общественности к здоровому образу жизни возрастает и количество изданий, которые пишут на спортивную тематику. Кроме того, появляется большое количество и телевизионных каналов, на которых круглые сутки транслируются спортивные состязания, показывают интервью со спортсменами, экспертами и так далее. Сегодня спортивная журналистика является одним из перспективных направлений средств массовой информации.
Для спортивного журналиста весьма важны:
Отличным профессиональным качеством будет умение пользоваться современной техникой: диктофоном, фотокамерой, видеокамерой, а также прочими технологичными гаджетами.
История спортивной журналистики
Спортивный комментарий как отдельный жанр в журналистике появился сравнительно недавно. Прежде всего, его развитие напрямую связано с техническими развитиями средств массовой информации. На телевидении появляется звук и картинка, которые могут передаваться на большие расстояния без погрешностей.
Спортивный комментарий на радио появился в 20 – е годы, позже появляются радиобеседа и радиорепортаж. Первый радиорепортаж появляется в 1925 году, и транслируется с Красной площади, где происходят мероприятия, посвященные Октябрьским торжествам. В 40 – 50 годы в СССР спортивных комментаторов можно было пересчитать по пальцам одной руки: В. Набутов из Ленинграда, Ник. Шедов из Молдовии, В. Дубинин и В. Синявский из Москвы.
Готовые работы на аналогичную тему
Годами позже появляется и телевизионная спортивная журналистика. В начале этого периода совершенно незаметно как потребительская аудитория отодвигается от радиовещания. Но только при помощи передачи картинки болельщик становится соучастником события. Причинами, которые оставляли интерес к радиовещанию можно назвать две:
Довольно важной частью эволюции в трансляциях спортивных мероприятий становится появление крупного плана. Теперь все спортсмены максимально приближены к своему болельщику.
Подготовка спортивного журналиста
Магистерские и бакалаврские программы существуют на многих факультетах журналистики в стране. Программа обучения подразумевает не только изучение спортивных тем, но и базовые журналистские дисциплины. Кроме того, более широко изучаются такие дисциплины, как: история спорта, основные правила проведения спортивных состязаний разной направленности.
На занятиях и факультативах студенты получают современные знания относительно спортивной сферы не только на территории своей страны, но и за рубежом. Довольно значительное место в дисциплинах отводится: истории зарубежной и отечественной спортивной журналистике, история развития спорта, технология спортивного интервью и репортажа, методы и жанры спортивной журналистике в газете, на радио и телевидении и в Интернете.
Российская спортивная журналистика – что это? С чем её жевать и как не подавиться?
В этом тексте я затрону тему, которая явно не популярна. Скорее всего, далеко не все будут согласны с мнением, которое я постараюсь вам изложить.
Российская спортивная журналистика имеет общую черту во всех своих интерпретациях. Она крайне остро национальная (из-за чего не объективная). Это касается любого вида спорта. Что самое важное в этой теме, в этом национализме погрязли почти все: спортивные журналисты со стажем, телеканалы, различные спортивные издания, частично блогеры (те, кто ведут свои блоги в онлайн газетах).
За основу я возьму хоккейную часть журналистской диаспоры, так как я сам с большей долей хоккейный болельщик и обозреватель. Но тем, кого сильнее интересует футбол, биатлон, UFC или другие виды спорта, рекомендую прочитать до конца. Данная проблема имеется во всех ответвлениях. На основе хоккейного мира я смогу ярче описать данную тему.
Если вы часто посещаете сайты российских спортивных газет, то вы могли бы заметить, какие сногсшибательные заголовки создает редакция. Например, заканчивается любой матч НХЛ с участием Вашингтон Кэпиталз, где был забит очередной рядовой гол Овечкина, но при этом в матче был самым ярким Бэкстрем с его тремя очками. Внимание, вопрос! Какой заголовок появится на Sports.ru, Чемпионат.сom или любом другом издании? Правильно, заголовок будет примерно такой: Гол российского нападающего Александра Овечкина помог победить (например) Оттаву. Так происходит с любым матчем, где принимают участие русские игроки. При этом не уделяя никакого внимания хоккеистам, которые были серьезно лучше, больше сделали для победы, ведь эти хоккеисты не русские, конечно, зачем же о них что-либо писать. Если вы хотите только факты, я прямо сейчас зашел на сайт sports.ru и в разделе НХЛ первая же новость в списке: Выставочные матчи. Гол Каменева помог «Колорадо» обыграть «Вегас». Вау! Как неожиданно.
В этом смысле у меня претензия только одна, подобные заголовки имеют место быть, но если используют реально лучших игроков матча, а не выбирают их по национальной принадлежности.
А теперь представьте, если тот же самый Овечкин забивает очередной свой хет-трик! УУУ… уже ощущается дуновение целой статьи про нашего гения соотечественника. Не подумайте, я не персональный хейтер Александра, он просто используется мною как очевидный пример.
Большая доля всех написанных статей местными читателями улетает в топ, если тексты содержат темы, связанные именно с российскими игроками. Конечно, есть ребята, которые пишут, не опираясь на этот факт, но в общей массе их не так уж и много. Я не утверждаю, что про русских не стоит писать, просто им нужно уделять внимания чуть меньше, и чаще писать по делу.
Так-то этот журналист прав, нужно уметь разобраться в любой теме, быстро понять суть и проблематику, написать такой текст, чтобы он был читабельным и интересным. Но только ли это показывает, какой ты профи? И можешь ли ты за один день разобраться в вопросе так, чтобы дать самую верную и нужную информацию читателю?
Вот тут имеется главная загвоздка. В той же самой ненавистной многими русскими Америке журналисты имеют определенную специализацию. Кто-то отвечает за конкретный спорт, кто-то за конкретную лигу, дивизион или команду. Если быть объективным, то, естественно, не стоит отрицать негативные моменты и у них. Но такого национализма в ежедневной журналисткой рутине там я не наблюдаю.
Любовь к родине развивать должно любое серьезное государство. Но зачем это делать так тошнотворно даже в мелочах?
Про телевидение я вообще молчу. Наши российские спортивные каналы по своему развитию и насыщению сопоставимы с американскими СМИ нулевых годов. И то это, возможно, с натяжкой. Про пропаганду всего российского я даже заикаться не стану. Это само собой разумеющееся в нашем ТВ.
Опять же, если постараться оценивать все объективно, то перекос в информационном спортивном поле на русских, находящихся в иностранных лигах, объясним. Чтобы привлечь аудиторию своей страны к той или иной лиге или спорту, проще говорить про соотечественников. Но есть ли какой-то смысл делать такие острые акценты? Полагаю, что нет. Конечно, более грамотная аудитория не обращает внимание на такие вещи. Но при всем при этом она не увеличивается. Собственно, откуда совсем еще юным фанатам черпать объективную информацию, начинать хотеть разобраться в том или ином виде спорта, понять, чем же так силен О`Райли или Пастрняк, когда все СМИ вокруг говорят лишь о Малкине, Василевском или о любом другом звездном русском игроке. Повторюсь, я не принижаю роль российских спортсменов, которых использую в этом тексте. Говорить нужно о всех в равной степени, естественно, если они этого заслуживают.
Спортивные российские СМИ на самом деле сейчас еще более-менее открытые и не зажатые в тисках, как можно подумать. В 90-ые и начале нулевых узнать что-то не про русских было еще сложнее. Сейчас крайне сильно помогают социальные сети.
Хотел бы вернуться к словам спортивного журналиста, с которым мне удалось пообщаться несколькими днями ранее. По большому счету он сделал себе имя благодаря куче написанных текстов на разную тему, он просто публиковал их где только можно и предлагал себя куда только можно. И именно с этим упорством он сделал себе имя в этой среде. Профи ли он? Думаю, не мне это оценивать. Нравится ли мне большая часть его текстов? Скорее нет, чем да. И это проблема не только его, но и многих его коллег. Зная хоккей на достаточно приличном уровне, разбираясь в той же НХЛ, я заметил у них общую черту – скучно и серо.
Повторю, это субъективное мнение! Я считаю, что у этих профессионалов тексты однообразные, в них нет никакой изюминки, посыла и редкой, новой информации. Чаще я вижу тексты, где прошлись по верхам. Я ничего не узнаю нового и интересного. Да, можно сказать, какого черты ты хочешь, ведь ты погружен сильнее их в лигу. Но возникает вопрос, почему тогда их тексты оказываются на официальных сайтах и в топах спортивных издательств, если в них нет ничего крутого. Если собрать всех ребят, которые пишут про свои любимы команды, или тех, кто сильно погружен в лигу и пишет про любую команду годные материалы, то почему не дать возможность писать им на официальных сайтах лиги и всех других онлайн газетах? Чтобы они проходили конкурсы на знания той или иной лиги, команды и истории конкретного спорта.
В итоге мы видим одних и тех же авторов, которые пишут скучные и однообразные тексты про кучу разных команд, не вникая глубже в то, про что они пишут. А глубже у них нет времени, ведь как мне сказал тот журналист, день на подготовку и пишешь. Однообразность их текстов возможно происходит из-за количества написанного, но они же профессионалы. Мне так и было сказано, профессионалом не станешь, если не будешь писать про все, а если не согласен с этим, то так и останешься фанатом, который пишет про любимую лигу и команду на одном лишь энтузиазме. Жалко, что мало аудитории, которая понимает весь скилл тех, кто пишет, основываясь на личном энтузиазме. Не так много людей могут оценить в полной мере знания автора и умения их подачи.
Также мне было сказано тем журналистом, что текст про команду, в которой нет русских, не продать в России. Это только для фанатов, и, естественно, за бесплатно.
А дальше простой и лаконичный совет: взвесить, что мне ближе и идти по этому пути. Честно говоря, мне даже думать над этим не пришлось. Я лучше буду писать что-то интересное и дельное. Чем обо всем и ни о чем одновременно. Я судить и ругать этого человека не стану, не знаю его реальные мысли, которые он держит в себе.
К сожалению, система в этой стране во всем такова. Спорт это отлично характеризует.
У нас много очень пишут и говорят по ТВ о красной машине, о этой эфемерной мощи национальной хоккейной сборной. Но я общался с некоторыми молодыми российскими проспектами, которые пробуют себя в НХЛ. Зная от них эту внутреннюю кухню, и как все погрязло в бабле, подгонах и откатах, не хочется даже пытаться стать частью этого, не постесняюсь такого слова, дерьма. Даже мельчайшей никчемной частицей этого всего не хочется быть.
Жалко, с нами больше нет Сергея Наильевича Гимаева. Только этот человек по-настоящему болел за сборную, за российский хоккей. И всегда говорил правду, в каком дерьме находится хоккейная школа, как хоккеисты переходят различные ступени роста, и как нам врут о прекрасной летящей только вперед красной машине. И вот такие люди покидают нас так рано. Вместо таких, как Гимаев, вы получите на экране Губерниева! Наслаждайтесь!
Развернуть эту тему можно на пару книг. Но это, скорее всего, все не имеет никакого смысла. Спортивное журналистское слово так и останется в России пустым. Журналисты будут стараться написать как можно больше текста, и не важно какого. А спортивные газеты останутся национально заточенными, чтобы каждый из вас знал о любой самой простой и рабочей шайбе Овечкина. Вместо неудобных вопросов в интервью Ковальчука вы продолжите слышать различный задаваемый бред, лишь бы только Илюша не обиделся. Все это останется и продолжит прогрессировать. Но у нас же есть одинокий Панарин, на которого уже ополчились кучка толстосумов. Артемию я лишь могу сказать – не останавливайся, продолжай! Стоит похвалить Яндекс, приобрести права на 3 года показа именно всех матчей НХЛ – это круто! Они покажут все матчи, а не только те, которые имеют русских в командах. Браво!
Думающим же болельщикам я лишь могу посоветовать обращать свое внимание на тексты, которые написаны теми, кто просто хочет поделиться своими мыслями и переживаниями. Эти блоги легко различить по перу и смыслу. Важно, чтобы каждая страница прочитанного открывала что-то новое перед вами или заставляла задуматься. Тогда потраченное время на такой текст будет ценным. Такие авторы не станут вводить вас в заблуждение, навязывать различные идеологии. Они просто круто пишут о любимом спорте, лиге, команде.
В спорте, чтобы быть адекватным, нужно относиться ко всему и всем в равной степени. И когда в него пихают что есть мочи национальный ёршик, то по выходу вы не увидите объективной картины.
А я буду надеяться, что благодаря энтузиастам всегда найдутся люди, с которыми интересно будет обсудить любимый хоккей. Цените этих редких людей.
Много нервов, два диктофона и свой Telegram-канал: как работают спортивные журналисты
Правила игры и лайфхаки для тех, кто решил развиваться в этой профессии.
Meery Mary для Skillbox Media
Закончился футбольный матч — болельщики расходятся, команды уходят в раздевалку. Для них событие завершилось, а вот для спортивного журналиста всё только начинается. Впереди как минимум полтора часа работы — пресс-конференции тренеров, пресс-подходы футболистов, охота на интересных спикеров у VIP-трибун.
Я работал корреспондентом спортивной редакции ТАСС больше года и в этой статье собрал свои знания и знания коллег о том, как проходят трудовые будни спортивного журналиста, а ещё поделюсь важными лайфхаками для начинающих «спортоведов».
Из статьи вы узнаете:
Журналист и копирайтер. Специализируется на спорте, но каждый день расширяет кругозор. Верит в гонзо-журналистику.
«Готов ли я жертвовать свободным временем?»
Перед тем как стать спортивным журналистом, задайте себе этот вопрос. Ведь у высокопрофессионального спортивного журналиста работа почти никогда не заканчивается — будь то выходной или отпуск на море. Неожиданный, но веский инфоповод может прилететь в любой момент — и ничего не поделаешь, придётся отрабатывать.
Владислав Жуков
Журналист Telesport, автор Telegram-канала о фигурном катании «Лапидарность»
«Безусловно, всё зависит от вида спорта. Но в целом — если ты хочешь быть вовлечён в информационное пространство, то вынужден быть начеку 24/7. Ведь если ты что-то упустишь, потом будет непросто нагонять — таковы современные реалии конкуренции».
Не всякий инфоповод действительно причина подняться с кровати в два часа ночи. Но любая новость может получить интересное продолжение. Накидайте план действий, составьте список экспертов для комментария, и вам уже будет легче. Спортивный журналист всегда держит себя в тонусе. У него стоят уведомления от спортивных Telegram-каналов, а на ноутбуке закреплены вкладки с сайтами ведущих спортивных СМИ России и мира.
Ноутбук и диктофон — ваше всё!
Допустим, вышла молния — вам звонит руководитель и просит срочно узнать подробности и написать об этом текст. И отмазка «у меня ноутбука нет, неудобно с телефона» может не прокатить, если инфоповод действительно важный.
Ноутбук нужен не только в экстренных ситуациях, но и для отработки околоспортивных мероприятий: пресс-конференций, заседаний комитетов, открытых тренировок. Если по итогам мероприятия нужен полноценный текст, смартфоном не обойдёшься. Поэтому лучше таскать ноутбук с собой всегда, даже если у вас выходной.
Второй ваш постоянный спутник — это классический диктофон. Зачем он нужен, если в телефоне есть приложение для записи голоса? Телефон может разрядиться в неподходящий момент, и тогда в игру вступит олдскульный метод.
Важность запасного диктофона я осознал на личном опыте. В августе 2019 года редакция отправила меня в город Алексеевку в Белгородской области — там находилась исправительная колония №2, где отбывали наказание Павел Мамаев и Александр Кокорин. На входе в учреждение сотрудники полиции изъяли у нас все электронные девайсы, но разрешили оставить диктофоны. Если бы не он, я бы остался с носом, а точнее без интервью спортсменов и новостей.
Выйду в поле, разгуляюсь!
Спортивные мероприятия — это развлечения для зрителей. И такие события чаще всего проходят по выходным. Возьмём любой клубный вид спорта, например футбол. Выходные забиты российскими и европейскими матчами, причём они начинаются в разное время — но нужно успевать следить за всеми.
На матчах вы сможете добыть эксклюзивные комментарии спикеров, которые никогда не отвечают на телефонные звонки. К тому же вы устанавливаете контакты с пресс-службами, лично знакомитесь со спортсменами, здороваетесь за руку с руководителями клубов. Главное — не забывайте им представляться.
Секрет интересного репортажа — в деталях и эксклюзивах, из-за которых материал будут цитировать и ссылаться на него. Например, футболист во время матча получил травму и его унесли на носилках. Узнайте информацию об этом у пресс-службы. Если она её не даст, — спуститесь к выходу и проверьте, не увозят ли игрока на скорой.
А журналисты попроворнее идут к выходу с VIP-трибуны, где можно дождаться спикеров, которые не выступают на пресс-конференциях. Например, представителя руководства клуба. Подождав его на улице, возле выхода с сектора, вы сможете узнать полезную информацию или получить эксклюзивный комментарий из первых уст.
Но надо помнить, что в каждом виде спорта есть свой регламент общения действующих лиц соревнования с прессой. Например, в фигурном катании большой поток выступлений, поэтому приходится после каждого проката спускаться в микст-зону. Пропустив одного или двух фигуристов, вы окажетесь в проигрышном положении — ваши конкуренты узнают важную информацию, о которой вы прочитаете уже в СМИ. Запомните — промедление в нашей профессии стоит дорого.
«Очень важно не отвлекаться и писать какие-то заготовки по ходу соревнований, чтобы к концу дня у тебя уже был скелет будущего материала. А иначе ты просто закопаешься и будешь сдавать тексты в шесть утра, как это бывало у меня. Весьма неудобно».
«Чисто по дружбе»
Выбрать правильный момент для общения со спортсменами — тоже искусство. Если они в плохом настроении после проигрыша, то лучше не задавать острых вопросов, иначе вы потеряете собеседника. В таких ситуациях стоит подавать информацию аккуратно и лучше заранее продумать формулировки.
«Точно не стоит брать комментарии в свободной обстановке, в повседневной жизни. Если вы уже знакомы со спортсменом или тренером, можно просто пообщаться, и если он захочет тебе что-то рассказать, то расскажет. Но самому лучше не спрашивать, иначе ты просто потеряешь контакт с человеком. И, кстати, дружба тоже накладывает свой отпечаток. Я общаюсь с некоторыми спортсменами близко, и иногда бывает, что „чисто по дружбе“ не хочешь спрашивать о чём-то неудобном, а другой спросит и получит ответ. Так что знакомство не гарантирует успеха».
Тяжело ли общаться со спортсменами?
Принято считать, что их ораторские способности не блещут. Но ситуация меняется — и профессиональным спортсменам активно прививается культура общения со СМИ.
«Каждый спортсмен знает, что он выходит в микст не просто покрасоваться. Он должен сказать что-то, хотя бы дежурные фразы. Есть те, кто этого не осознаёт, но таких немного. Конечно, некоторые спортсмены просто не любят прессу, такое бывает. Если говорить про соотношение „говорящих“ к „неговорящим“ (обозначим их условно так), то это 80 к 20».
Эти ваши телеграмы
Сегодня практически каждый спортивный журналист стремится к статусу инсайдера — журналиста, который получает информацию из источников, к которым нет доступа у широкой публики. Такая информация получается яркой, иногда противоречивой, что только на руку. Чтобы получать инсайды и делиться ими с читателями, спортивные журналисты годами накапливают собственную базу источников.
Андрей Панков
журналист «Чемпионата», автор Telegram-канала «Ловите инсайд»
Фото: страница Андрея Панкова в Instagram
«Всегда говорю, что путь один — общаться с людьми и заводить контакты. Постоянно быть в тусовке, цепляться за людей, как по цепочке. Один источник цепляет второй, второй — третий и так далее. Я начинал именно таким образом».
«У инсайдерской медали две стороны. Главный плюс — осознание того, что ты знаешь больше, чем остальные 90% любителей спорта. Это очень крутое ощущение. Но главная опасность — не проверить информацию и опубликовать фейк», — отметил Панков.
Инсайдерскую информацию журналисты практически всегда публикуют в собственных Telegram-каналах. Там у них есть куда больше пространства для самовыражения и личного мнения. Ещё там можно публиковать материал, который не подходит под формат редакции.
«Сейчас тренд на персонализацию, если можно так сказать. То есть некоторые статьи читают не потому, что это „Спорт-Экспресс“, а потому, что интересен определённый журналист и его мнение. Многие люди знают меня, но не знают, где я работаю».
Нервы, нервы и ещё раз нервы
Опираясь на написанное выше, можно сделать один вывод: спортивная журналистика — трудоёмкая и нервная работа с высокими требованиями. Поэтому начинающий специалист должен обладать такими личностными и профессиональными качествами:
Обратите внимание на смелость. Любой опытный журналист вам подтвердит — лучше спросить и получить отказ, чем скромно промолчать. Но есть ещё более важные качества.
«У тебя нет нормированного графика — это нелегко с моральной точки зрения. И прежде чем ты дорастёшь до какого-то статуса, пройдёт определённое время, за которое надо не сломаться психологически. В этой профессии лучше иметь крепкие нервы».
Как всё-таки не сломаться? Ваш спасательный круг — стрессоустойчивость. Если вы любую критику принимаете на свой счёт, то эта профессия не для вас.
Во-первых, далеко не все спикеры будут рады общению с вами. С первых дней работы нужно впитать эту аксиому. Во-вторых, спортивные журналисты — люди эмоциональные. И если вы слышите в редакции матерные диалоги, знайте — рабочий процесс идёт полным ходом.
В один ряд со стрессоустойчивостью можно поставить и стойкость во всех смыслах слова. Иногда вам придётся стоять на улице по несколько часов — в мороз, в жару, в ливень. Нужно быть терпеливым, чтобы выдержать такое непростое испытание, в первую очередь с психологической точки зрения. Практически любая информация в спорте добывается нелёгким путём.
Конечно, в нашей профессии нужно быть коммуникабельным, и не только со спортсменами. Не забывайте общаться с коллегами. Они могут подстраховать и поделиться записью пресс-подхода. Если, конечно, вы тоже будете отзывчивым.
Напоследок стоит отметить, что главное в нашей профессии — любовь к спорту.
В противном случае писать о нём будет совсем не просто.
Глеб Чернявский
автор Sports.ru, ведущий видеоподкаста «Аналитика Глебчика»
Фото: страница Глеба Чернявского в Instagram
«Я с детства люблю футбол и занимаюсь им. Это моя жизнь. Если вам не нравится спорт, то вы долго здесь не продержитесь».
И всё-таки мы вместе ⚽❤
Хотя спортивная журналистика и непростая профессия, она открывает большие возможности и дарит неповторимые ощущения. Одна из главных плюшек — это знакомство с известными спортсменами и спортивными деятелями России и мира. На первых порах вы будете с непривычки часто удивляться: вчера видели Валерия Карпина по телевизору, а сегодня задаёте ему вопрос на пресс-конференции или даже лично.
«Общение с футболистами и тренерами — одна из причин, почему я так люблю свою работу. Вы получаете доступ к тем, кто недоступен для большинства».