Что такое спортивная злость
Психологический настрой на тренировку. Спортивная злость.
Рассказывая о разминке, я не упомянул одну важную вещь, которая помогает мне привести себя в рабочее настроение. Помимо физической разминки весьма важен психологический настрой на тренировку.
Давайте немного углубимся в это настроение. Что это за состояние?
Психологический настрой на тренировку, что это такое?
Большой стаж тренировок и наблюдения за разными по уровню атлетами, а также сопоставление их результатов, привели меня к мысли, что очень многое в тренировке зависит от характера человека. И даже не просто от наличия каких-то нужных качеств (характер – это совокупность всех черт и привычек человека), а от способности «включить» нужные из них в нужное время.
Уже давно известен факт, что на эффективность тренинга влияет, прежде всего, яркая и глубокая личная заинтересованность человека в скорейшем достижении цели. Никакими изощрёнными методиками и искусственным увеличением длительности тренировки нельзя даже близко подойти к той эффективности, которую даёт личная заинтересованность атлета. Она удваивает концентрацию внимания, она позволяет легко получить живую и объёмную картинку в голове (результат тренировок, к которому стремиться). Она легко устраняет все преграды, мешающие соблюдать определённый режим дня и тренировок. Она помогает легко отказаться от ненужных привычек, которые практиковались годами.
Личная заинтересованность = сильные конструктивные эмоции
Во время тренировки вы должны быть в таком состоянии, что готовы «разбиться в лепёшку», но добиться своего. Причём, внешне это может не выражаться никак, и окружающим может быть не заметна эта огромная мощная энергия, которой вы наделили себя, правильно настроившись на тренировку.
Чтобы ощутить то, о чём я говорю, просто подумайте о том, чего вы хотите для себя больше всего, сильно-сильно (это может быть желание, даже не связанное с фитнесом). На что вы готовы, чтобы это получить? Что вы теряете, если этого не получите? Как вы будете относиться к препятствиям, которые вам мешают это получить, будь то люди, обстоятельства, личные привычки? Будете злиться? Будете холодным, решительным и циничным? Будете напористым, неотступным и стремительным? Злым и сосредоточенным? Или ещё каким-нибудь? Да и вообще, будет ли иметь значение, кто и что перед вами, если это мешает вам получить столь нужное? Почувствовали?
А теперь перенесите это ощущение на тренировку, направьте его на тренировочные снаряды, на то, как вы переносите трудные моменты тренировки, на те мелкие и крупные препятствия, которые не дают вам достигнуть желаемой формы. Уверен, вы удвоите усилия безо всякого труда! Сработает энергия эмоций – самый мощный источник движения, который есть в человеке.
Даю вам два термина, которые дополнят картину.
Спортивная злость (раж, азарт)
«… Согласно словарю Ожегова, злость – это не только раздражённо-агрессивное чувство, но и активное стремление действовать, бороться, боевое настроение, раж, азарт.»
Если вы не умеете злиться на себя, вот несколько советов.
В ситуации, когда вы не можете преодолеть трудность, просто спросите себя: «Неужели я ничего больше не могу сделать?». То есть переведите проблему в вопрос. Допустим, на прошлой тренировке вы отжались от пола 15 раз. А сегодня запланировали отжаться 17 раз, но не можете. Спросите себя: «И это всё, на что ты способна?». Придите в бешенство от своего бессилия, соберите все силы в кулак и сделайте эти два недостающих повторения. Именно способность действовать таким образом отличает чемпиона от всех остальных, воспитывает характер, волю. Ваша спортивная злость должна быть направлена только на вашу слабость и ни в коем случае на окружающих. Хотя, если кто-то попадётся под руку, он это почувствует…:)
Чувство спортивной злости – это конструктивная злость. Оно помогает решать проблемы, а не создаёт их. Такая злость сметает все преграды и делает самые немыслимые трудности вполне преодолимыми. Ведь главное здесь ваше внутреннее «ХОЧУ!». Всё остальное становится как бы не столь существенным.
Добавьте в гамму чувств, когда злитесь на себя:
И не допускайте ни тени сомнения…
Отлично иллюстрирует такой настрой образ железной руки в бархатной перчатке…
Скажите себе: «С меня хватит! Хватит этой слабости и неорганизованности, незнания и безволия! Неужели я не способен довести это дело до конца? Сделать его один раз и больше не возвращаться к этому вопросу…»
Вот с таким настроем вы должны подойти к первому снаряду.
Когда я разминаюсь перед работой со штангой в тренажёрном зале, мне удаётся привести себя в это рабочее состояние прямо во время работы на кардиотренажёре. В иные дни от меня прёт такая энергия, когда я заканчиваю разминку, что иные матёрые «качки» уступают дорогу к тренажёрам, подсознательно чувствуя этот напор…
Благодушие
Самое отвратительное, на мой взгляд, человеческое качество, когда речь заходит о тренинге. Меня часто критикуют за то, что использую такое «благое» слово для характеристики очень негативного с точки зрения результативности состояния человека.
Дословно, это означает спокойное, самодовольное, равнодушное состояние, когда нет никакого стремления что-то делать или менять. «У меня и так всё хорошо, и я собой вполне доволен. А эта тренировка мне нужна лишь для того, чтобы этот настырный Помазанов не говорил, что я ничего не делаю…».
Не оскорбляйте себя и место, в котором тренируетесь, таким настроением.
Оставляйте его за порогом, а лучше всего, вообще изживите, если заметите хотя бы слабые его проявления. Оно приносит только вред, к чему его ни приложи…
Спортивная злость, кстати говоря, отлично вытесняет благодушие.
Отбросьте в сторону все никчёмные приличия и стеснительность. Рвите тренажёры на части, поднимайте гантели так, чтобы они нагревались до красна от вашей силы! Ведь речь идёт о том, чтобы решить крайне важный для вас вопрос телесного совершенства и привлекательности. Это же одна из важнейших жизненных ценностей – лёгкость движений, владение своим телом, сила.
Я могу с уверенностью сказать, что не столь важно, что вы делаете, сколь важно, как вы это делаете.
Вот это «как» определяется той самой личной компонентой, описанной выше.
ВЛИЯНИЕ СПОРТА НА АГРЕССИВНОСТЬ В СТРУКТУРЕ ЛИЧНОСТИ СПОРТСМЕНОВ
Современный спорт требует от спортсменов больших физических усилий и психического напряжения. На эффективность деятельности спортсмена, помимо эмоциональных и физических состояний, огромное влияние оказывает такое свойство личности, как агрессивность. В психологии спорта проблемой агрессивности стали заниматься в 70- 80- е годы XX века.
В психологии проблемой изучения агрессивности занимались Бороздина Л.В., Румянцева Т.Г., 3. Фрейд, Д. Доллард, К. Лоренц, Л. Берковец, Д. Зиллманн, А. Басс, У. Джеймс и многие другие психологи. Взаимодействие спорта и агрессии изучалось Б. Дж. Кретти, Р. Мартене, В. К. Сафоновым, И.П. Волковым. Следует отметить, что многие авторы, изучающие агрессивность в спорте не проводили собственных исследований, а опирались на свои личные наблюдения.
Агрессивность (агрессия) в психологии.
В психологии сложилось множество различных точек зрения по поводу понятия, а так же развития агрессивности, в связи с этим существует так же и множество определений агрессивности.
Агрессивность – относительно устойчивая черта личности, выражающаяся в готовности к агрессии, а так же в склонности воспринимать и интерпретировать поведение другого как враждебное. В силу своей устойчивости и вхождения в структуру личности, агрессивность способна предопределять общую тенденцию поведения.
Психологи отмечают, что стоит разделять понятие агрессии и агрессивности. Агрессию определяют, как поведение (индивидуальное или коллективное), направленное на нанесение физического, либо психологического вреда или ущерба. Но данные понятия являются тесно взаимосвязанными.
Агрессивность (агрессия) – системное социально-психологическое свойство, которое формируется в процессе социализации человека и которое описывается тремя группами факторов: субъективными (внутриличностными, характеризующими психологическую деятельность агрессора), объективными (характеризующими степень разрушения объекта и причинения ему вреда) и социально-нормативными, оценочными факторами, такими как морально-этические нормы или уголовный кодекс. Данным определением пытаются наиболее полно охватить все сферы агрессивности.
На основе анализа литературы было установлено, что агрессивность включена в структуру личности спортсмена, однако характер взаимосвязи показателей агрессивности с такими свойствами личности, как самооценка, система ценностей, половозрастные особенности, установка, остается до конца не изученными.
Агрессия или агрессивность в спорте проявляется в зависимости от вида спорта, структуры личности спортсмена, соперника и множества других факторов. Проявления агрессии могут быть различными. В ходе соревнования, а спорт всегда предполагает именно борьбу между соперниками или же командами, часто возникают ситуации агрессии. Это может выражаться в активных действиях (толканиях, угрозах, попытках задеть соперника, физической борьбе). В отдельных видах спорта физическая агрессия даже приветствуется (бокс, борьба, хоккей), в определенных рамках. В таких случаях термин агрессия заменяется термином «спортивная злость». В других же, относительно «спокойных» видах спорта агрессия является совершенно неприемлемой. Например, в футболе, баскетболе или волейболе, любые проявления агрессивности не приветствуются. Это не говорит о том, что агрессии в этих видах спорта нет, она присутствует в любом виде спорта, в том или ином проявлении, как было сказано, агрессивность- это готовность личности к активным действиям (агрессии).
Многие авторы определяют, что агрессивное поведение спортсменов относится к специфической форме поведения, и выражается в демонстрации превосходства с применением вербальных, невербальных, физических действий по отношению к окружающим. Проявление агрессии свидетельствует об эмоциональной реакции на раздражающий фактор. Например, неадекватная реакция спортсмена в условиях соперничества, конкуренции, конфликтов при повышенной раздражительности, перевозбуждении выражается в агрессии.
Наиболее известная теория происхождения агрессии связана с фрустрацией. Данной точки зрения придерживались Р. Сирс, Р. Баркер, Т. Дембо, К. Левин. Тип реакции на фрустрацию может быть различным. Он зависит от степени фрустрации, типа темперамента, личной натуры индивида, его развития, познаний, возраста, жизненного опыта, уровня притязаний, согласия с социальными нормами поведения, идейной направленности личности (Ю.С. Аргентов, Н.Д. Левитов, В.С. Мерлин, К. Обуховский). В.С. Мерлин следующим образом классифицирует реакции на фрустрацию: 1– досада на себя; 2 – злость на других; 3 – обесценивание предъявляемой задачи; 4 – тревожность; 5 – депрессия. Все представленные в общетеоретических концепциях характеристики структуры деятельности имеют отношение и к спортивной деятельности, которая включает в себя и потребности, и цель, и мотив, и программу, и средства, и условия, и управление, и результат, и оценку. Вполне возможно появление агрессивности и фрустрации на любом из этих этапов спортивной деятельности. В работах спортивных психологов были установлены причины, формы проявления агрессивности- фрустрации и их последствия, чаще негативные.
Спорт по определению имеет соревновательный характер, а само соревнование потенциально может стать источником фрустрации. Практически во всех ситуациях состязания между соревнующимися возникает определенная степень агрессивности (С. Фешбах, Р. Мартенс).
В спорте соревнование между двумя людьми предполагает не только агрессию с одной стороны, но и ответную агрессию. Многие агрессивные акты являются «ответом на удар». Дж. Шортелом, С. Эпштейном, С. Тейлором было установлено, что поражение вызывало фрустрацию, а интенсивность ответной агрессии была непосредственно связана с восприятием агрессивного намерения соперника. Усиление расплаты за агрессию стимулировалось повышенными агрессивными намерениями в ходе соревнования. Чаще всего, в спорте агрессия не рассматривается, как поведение, целью которого является причинение ущерба другому.
Спортивная агрессия – оправданное спортивной целью деструктивное поведение, не противоречащее правилам игры, которое может нанести противнику физический вред или создать психологический дискомфорт. Во время спортивных соревнований находит выход имеющаяся склонность к агрессии, которая, в конечном счете, приводит к победе.
В спортивной психологии агрессивность принято делить на инструментальную и реактивную (враждебную). Инструментальная агрессивность связанна с напористым поведением без намерения навредить сопернику. Реактивная агрессия ставит своей целью нанести вред сопернику посредством физической или психологической травмы.
Агрессивность в спорте – это физические и психические действия, выходящие за рамки спортивных норм и правил и направленные на деструкцию психических процессов, состояний и свойств личности спортсмена (спортсменов), на нарушение их психофизиологического внутреннего гомеостаза, приводящие к неадекватности спортивной деятельности и наносящие физический и психический ущерб спортсмену (спортсменам).
Исследования, проводившиеся в последние годы, на основе различных опросников, выявляющих агрессию, позволяют включить агрессивность в структуру личности спортсменов. Так же важнейшим показателем является то, каким видом спорта занимается спортсмен. Как неоднократно отмечали некоторые авторы (Е.П. Ильин, В. К. Сафонов, Ю. В. Краев) агрессивность в некоторых видах спорта является абсолютно приемлемой и необходимой, а в других же видах спорта она не имеет места быть.
На тренера ложится ответственность за оказание помощи спортсмену в обучении контроля своей агрессии, но в соответствии с правилами соревнований и общепринятыми нормами поведения, особенно в играх против более сильных соперников и при проигрыше. В некоторых видах спорта, требующих проявления агрессивности, отдельные спортсмены нуждаются в значительной помощи при овладении умением проявлять нужную агрессивность, контролировать ее и не испытывать угрызений совести после подобных действий.
Управление агрессивностью представляется одной из важных задач во многих видах спорта, включая и те, где физический контакт поощряется и где агрессивность можно направить на мяч, копье или другой объект.
Тренер, который умеет прогнозировать проявление чрезмерной агрессивности у своих спортсменов, хорошо понимает их и природу самой агрессивности, имеет все возможности стать хорошим руководителем и наставником молодежи.
Ильин Е.П. Психология спорта. – СПб.: Питер, 2008. – 352 с
Спортивная злость. Как стать злее?
Как стать злее? Такой вопрос можно отнести больше к психологии, но в моём опыте, психология не играла особой роли. Давайте разберём, что значит, стать злее? Когда я задавался таким вопросом, я искал подробную информацию в интернете, но чёткого ответа не нашёл. Спортивная злость, мне казалось это, что-то из разряда воспитания. Но говорят, что развитие этого качества возможно. Да, пишут немало советов, но по сути изменить, что-то в вашем сознании может только психолог или долгие медитации.
Спортивная злость
Ответьте себе, для чего вам это нужно? Скажем в моём виде спорта (футбол), мне не хватало агрессии, я играл аккуратно, старался не травмировать соперников. Не кидался с мыслями растерзать всё и всех. Конечно, заряда энергии, желание добиться своего, забить гол или выиграть игру, у меня было хоть отбавляй. Но в те моменты, когда нужно было выиграть силовую борьбу, показать сопернику, что ты не готов проигрывать без боя, даже где-то не отомстив за его подлую выходку, возникало недопонимание — как? Ведь по жизни я добрый и срываться физически на эмоциях не способен. Тогда и возникали эти душевные переживания. Ведь без спортивной злости не далеко пойдешь.
Долго прорабатывая этот вопрос, я нашёл ответ. Оказывается спортивная злость это иллюзия, которую мы видим перед собой. Это не психологический фактор, а физический. Нет конечно, первоначально он будет является психологическим, так как вы ищите этот ответ в своей голове. Но поверьте, ответ там возникнет сам собой, когда вы созреете и поймёте в чём разница. Я скажу, что помогло мне получить этот ответ.
Как повысить спортивную агрессию
Прежде всего, любая тренировка это цепочка вашего пути к достижению поставленных вами целей. Не пропускайте тренировочный процесс. Укрепляйте все звенья вашей цепи. Тренируйтесь всегда по плану, совершенствуйтесь. Результат скажет всё за себя.
Так вот к чему я это. Однажды я сделал упор на тренировочный процесс в тренажёрном зале. Вместе с командой мы делали различные упражнения на тренажёрах, развивая и укрепляя связки, сухожилия, двух-четырёхглавые мышцы, пресс и конечно делали упор на растяжку. Раньше я пропускал эти тренировки или занимался индивидуально в другое время, без команды и тренера, разумеется я упустил многое. Тренажёрный зал — конечно хорошо, хотел накачать мышцы и т.д., но упускал возможность стать сильнее в игровом плане. Так вот, тренируясь с командой, раз в неделю в тренажёрном зале, за пару месяцев я достиг ощутимого результата. На играх и тренировках заметил, что стал играть увереннее и успешнее. В единоборствах, стал агрессивнее вести борьбу с соперниками. Появилась уверенность, которой мне не хватало, когда я задавался вопросом — как стать злее?
Спустя ещё пару месяцев, я ощутил значительное увеличение выносливости. Мышцы и суставы стали крепче, работоспособность увеличился. Я стал на много увереннее. Мой уровень игры в футбол очень сильно вырос, а вопрос о спортивной злости отпал сам собой. Мне хватало всего, чего я хотел узнать из интернета или от тренеров, которые, не давали внятного ответа.
В ближайшее время я хочу дополнить эту статью. Поделиться тренировками, которые мы выполняли с футбольной командой.
Газета «Голос Череповца»
Гибкая фигурка, бесстрашные прыжки и перевороты, блеск яркого купальника, невесомость и красота — это, по мнению «ГЧ», и есть спортивная гимнастика. Кажется, что гимнастке все дается с легкостью. Но откуда же взялся анекдот? «Как называют тренера по гимнастике, который не причиняет боль и страдания? — Безработный».
Приходите в школу!Отделение спортивной гимнастики череповецкой ДЮСШ № 1 по адресу: улица Космонавта Беляева, 42а, для юных спортсменов — дом родной. Школьные рюкзаки сложены кучей под надзор администратора, сброшена обувь, забытые и потерянные носки — в ассортименте, вода выпивается чайниками, сауна ждет посетителей. В огромном зале — броуновское движение, десятки девочек смело покоряют снаряды (брусья разной высоты, бревно) и отрабатывают вольные упражнения. Буквально летит в прыжке маленькая гимнастка с забинтованными ладонями и щиколоткой. Знакомьтесь: Алина Раимова! В свои семь лет ученица 1 «Б» класса школы № 17 уже четыре года занимается спортом!
Интервью между прыжкамиАлина — очаровательная девочка с каштановыми косами, в ушках — модные серебряные сережки-свинки. А на руках — бинты.
— Алиночка, почему у тебя ладошки забинтованы?
— Это тренер делает нам накладки, чтобы не было мозолей от брусьев.
— Как ты оказалась в спортивной гимнастике?
— Мама привела в три года.
— И ты в три годика уже знала, чем будешь заниматься? Или мама заставила?
— Нет, не заставляла, просто отвела меня и сказала: «Занимайся хорошо».
— Расскажи о своих тренировках.
— Сначала мы разминаемся, затем меня отправляют на снаряды — брусья, прыжки на батуте, через коня, еще занимаемся в петлях.
— Ты боишься высоко прыгать?
— Нет. Только немного боюсь делать на брусьях большие обороты.
— Ну большие обороты — это кто угодно испугается! А тренировки сколько раз в неделю?
— Шесть раз. Прихожу из школы, ем и иду с мамой.
— Шесть дней в неделю?! Ничего себе!
— Шестая — это подкачка, когда качаем мышцы, ноги.
— А тебе бывает тяжело?
— Нет, мне нравится. Потому что гимнастика мне удается.
— Кто твоя любимая гимнастка?
— Алия Мустафина, я слежу за ней в Интернете.
— У тебя есть план побед?
— Соревноваться на Олимпийских играх.
— Расскажи про своего тренера. Какая она?
— Елена Анатольевна? Она не злая, строгая. Детей любит.
— Чем заполнена твоя жизнь кроме гимнастики? Какие любимые уроки в школе?
— Нравятся ИЗО и технологии. Моя сестра Вика тоже гимнастка. Дома мы с ней говорим о гимнастике и делаем всякие элементы.
— Мебель после этого цела?
— Да. У нас в большой комнате есть пространство, его можно использовать как вольные, а диван — как прыжок.
— А в игрушки ты успеваешь поиграть? Какие твои любимые?
— Во что ты с ними играешь?
— Мы с ними занимаемся гимнастикой.
Без боли нет победы«С Алиной мы занимаемся первый год, — рассказывает тренер-преподаватель по спортивной гимнастике Елена Муравьева. — Алина одарена в гимнастическом плане, с прекрасным физическим развитием, ей все удается, но пока не хватает настойчивости, амбиций, спортивной злости. Но мы над этим работаем».
— Ой! Ей же семь лет всего.
— А что значит — «злость»? Милейшая девочка, видно, что добрая.
— Можно оставаться доброй, но уметь победу «на зубах» вытащить, на характере.
— Как проходят ваши с Алиной тренировки?
— Занимаемся каждый день, по нормам полагается три часа, но и по четыре с половиной часа бывает тренируемся. А если дети постарше и хотят идти в спорт дальше, то тренируемся с утра до вечера. Чтобы ребенок вышел даже на средний уровень спортивных достижений и подготовки, должна быть огромная отдача от родителей. На первых порах успехи ребенка — это целиком заслуга мам и пап. Сестра Алины Вика в 12 лет лучшая в Вологодской области в своем первом взрослом разряде. Раимовы вообще спортивная семья. Папа девочек Александр Раимов — мастер спорта по гимнастике, много лет проработал в цирке.
Мамин труд«Что должны делать родители, чтобы ребенок в таком юном возрасте добивался спортивных успехов?» — спросила я маму Алины.
— Нам не приходится дочку заставлять, она сама с удовольствием ходит на тренировки, — говорит Светлана Борисовна. — И в школе успевает, ее хвалят. Алина дома хочет поскорее все уроки сделать — и быстрее кувыркаться. Включает музыку, составляет программу вольных упражнений, сочиняет движения.
— Вы ее ограничиваете в еде для сохранения формы?
— Только булок не даем.
— Дорого ли обходятся родителям занятия детей спортивной гимнастикой?
— Нет, этот вид детского спорта один из самых дешевых. Купальник для тренировок стоит в пределах одной тысячи рублей, но Алинин любимый перешел ей от старшей сестры Вики. Занятия 2 раза в неделю для начинающих обходятся в 800 рублей.
— Светлана Борисовна, почему вы отдали дочек в спорт? Ведь нагрузка недетская!
— Хотим, чтобы дочки были при деле, заняты, чтобы поменьше у компьютера сидели, чтобы не было времени болтаться без цели. Спортивная гимнастика — это здоровье. Она воспитывает собранность, организованность. Дети становятся более психически устойчивыми, самостоятельными, коммуникабельными.
— А травмы? У Алиночки, у такой малышки, ножка забинтована, говорит, подвернула.
— Нет, ничего такого не было. Просто младшие гимнастки хотят быть как старшие девочки, поэтому специально заматывают себе щиколотки, руки пластырем, бинтом, будто «как взрослые». Старшие девочки сладкой водой руки смачивают для лучшего сцепления со снарядами, и младшие начинают просить им руки мочить, хотя им это еще и не нужно. У каждой младшей гимнастки есть свой кумир, за чьей жизнью они следят по телевидению, в Интернете, равняются на них.
Агрессия в спорте
Психологи выделяют два вида агрессивности (Б. Хузман, Дж. Силва) — инструментальную и враждебную.
При этом подразумевается, что оба вида агрессии могут проявляться как под контролем сознания, так и без него, тогда они сопряжены с эмоциональными переживаниями, по большей части с гневом. При враждебной агрессивности главное — нанесение психологической или физической травмы оппоненту в соревновании. Инструментальная агрессивность возникает при воплощении неагрессивного намерения, например, само стремление к победе над соперником не является каким-то разрушительным явлением и обычно вытекает из желания спортсмена добиться хороших результатов в своей профессиональной деятельности. Инструментальная агрессия сама по себе не представляет реакцию на неудовлетворённость и не включает в себя злость.
Всегда ли агрессия легитимна в спорте?
Под легитимной агрессией в спортивных состязаниях понимается та степень агрессии и насилия, которая является необходимой и оправданной спортивной деятельностью.
По мнению некоторых тренеров и спортсменов, агрессивность повышает спортивные результаты, как в командных, так и в индивидуальных видах спорта. Многие специалисты разделяют схожую точку зрения. Так, С. В. Афиногенова отмечает, что агрессия в спорте является рациональной формой противостояния сопернику, мобилизации функциональных возможностей спортсмена на достижение конкретной цели. Возьмём, например, тактику агрессивных действий более слабого спортсмена по отношению к более сильному, задача которой либо отвлечь внимание последнего, либо втянуть в драку.
Не все учёные придерживаются схожей позиции по данному вопросу. По мнению Дж. Силвы, агрессивность не может повышать спортивный результат, поскольку вызывает повышение уровня возбуждения спортсмена и переключает его внимание на проблемы, не связанные со спортивной деятельностью (например, нанесение ущерба сопернику).
Российский специалист Е. Н. Сурков считает, что агрессивность — это прежде всего свойство личности спортсменов, которое выражается в тактике их нападающих действий в соревнованиях. Как и любое негативное проявление человеческой натуры, оно может и должно быть исключено из профессиональной деятельности людей, в особенности спортсменов.
Не подвергается сомнению то, что взаимосвязь между агрессивностью и физической активностью носит весьма сложный характер. В истории спорта известны случаи, когда агрессивные действия приводили к желанному результату и при этом не сопровождались нанесением серьёзных повреждений любого рода противоборствующей стороне. Как следствие, довольно трудно разграничить понятия конструктивной и деструктивной агрессии в силу опять же отсутствия чёткого разделения восприятия агрессивности как проявления животного начала в человеке и напористостью как проявления сильной стороны человеческого характера.
Уровень допустимой агрессивности в спортивной деятельности определяется также особенностью вида спорта. Так, нарушение спортивных правил и агрессивное поведение становятся правомерными в соревновательных видах спорта и часто не влекут за собой долгосрочные последствия для нарушителей.
Например, в определённых спортивных ситуациях нанесение удара сопернику считается вполне допустимым (например, если питчер умышленно бьёт вас по голове), что, однако, недопустимо в школьном коллективе.
Наиболее ярким примером целенаправленной агрессии может послужить такой контактный вид спорта, как хоккей. Агрессивность хоккеистов берёт свои истоки в Национальной хоккейной лиге (НХЛ). Не обходится здесь и без участия СМИ, которые намеренно создают особый ажиотаж вокруг НХЛ и, помимо прочего, фокусируют внимание зрителей на количестве травм хоккеистов, штрафных минутах, агрессивных действиях, столкновениях, драках.
Это явление современной массовой культуры, пожалуй, стоит рассмотреть отдельно. Чтобы разобраться в данном аспекте, психологи проанализировали теорию катарсиса с целью выявить, становятся ли болельщики более или менее агрессивными после просмотра спортивных соревнований. Оказалось, что просмотр спортивных турниров никоим образом не приводит к снижению уровня агрессивности зрителей. Более того, наблюдение за некоторыми контактными видами спорта даже повышает готовность зрителя самому стать агрессивным. Но агрессивность, как правило, не проявляется без наличия других связанных с поединком факторов. Например, исследование 1 500 хоккейных болельщиков показало, что проявление агрессивности характерно для молодых поклонников в условиях большого скопления, а также под действием алкоголя. Все перечисленные факторы в совокупности могут привести к нежелательным последствиям, таким как массовое проявление агрессии, самой распространённой формой которой являются разборки фанатов. Администраторы спортивных объектов должны обратить внимание на полученные результаты, с тем, чтобы снизить вероятность возникновения актов насилия (например, запретить распространять алкогольную продукцию). Игроки и тренеры также должны контролировать свои действия и чувства на игровых площадках, чтобы случайно не спровоцировать агрессию среди фанатов.
Но вернёмся к главной теме статьи, а именно — к проявлению агрессии у спортсменов. Как уже было сказано ранее, люди спорта тяготеют к инструментальной агрессивности, в отличие от своих зрителей. Так, на примере всё того же НХЛ, где в каждой команде имеются специальные игроки, цель которых состоит в провокации насильственных действий, потасовок между хоккеистами, можно заключить, что тактика проявлении агрессивности по отношению к оппонентам во многом способствует НХЛ являться одной из самых сильных хоккейных лиг мира, даже несмотря на явные отрицательные стороны такой стратегии.
Особое внимание в изучении агрессии в спорте вызывают возрастные особенности спортсменов.
Специалистами ставится вопрос: как изменяется уровень агрессии по мере взросления спортсмена, увеличения его профессионального мастерства? В целом учёные отмечают, что по мере взросления спортсменов их отношение к спортивной деятельности становится всё более ответственным, доминирующим становится мотив — стремление к победе. Однако каким способом следует достичь вершины, каждый спортсмен решает для себя сам.
Помимо прочего, при изучении вопроса об агрессии необходимо также среди вышеперечисленных факторов рассматривать ещё и спортивное амплуа спортсмена.
Например, в хоккее, футболе, уровень агрессивных действий у защитника, нападающего, вратаря будет различным, поскольку перед ними стоят разные профессиональные задачи. Если для нападающего основной целью является поражение ворот противника, то защитник или вратарь несут ответственность за «сохранность» своих ворот, которая может быть достигнута очень часто путём фола или нарушения правил. По большей части, агрессивное поведение во время матча наблюдается у спортсменов, занимающих атакующие позиции, так как часто они бывают не способны проломить «защиту» соперника одним лишь своим мастерством. На помощь им в таких случаях приходит всё та же агрессия, которая обостряет их чувства и толкает на пик своих физических возможностей.
Учёные также выяснили, что количество случаев агрессивного поведения изменяется в зависимости от игрового отрезка спортивного поединка. Количество штрафов и нарушений увеличивается во втором периоде игры по сравнению с первым, и в третьем — по сравнению со вторым. В первую очередь этот феномен связан с возрастанием напряжения игроков из-за приближения кульминации спортивного состязания.
Таким образом, на основе вышеперечисленного можно сделать следующие выводы: существуют два типа агрессивного поведения (инструментальный и врождённый), между которыми выявлена значительная разница как в целях, так и в средствах. Инструментальная агрессия проявляется весьма часто в спортивных играх, она является эффективным средством получения стратегического преимущества в игре, матче, она базируется на использовании технико-тактических действий игроками, в то время как враждебная агрессия скорее относится к эмоциональным особенностям атлета. Тип агрессивного поведения также меняется в зависимости от вида спорта, времени поединка.
Возвращаясь к вопросу о роли агрессии в спорте — является ли агрессивность, пусть даже инструментальная, контролируемая благом и верным направлением развития всей индустрии спорта? — на основании рассмотренных нами нескольких фундаментальных трудов по психологии и спортивной этике мы пришли к выводу, что агрессивность в спорте — это физические и психические действия, выходящие за рамки спортивных правил и направленные на размежевание психических процессов и свойств личности спортсмена (спортсменов), а также это явление, влекущее за собой нарушение психофизиологического внутреннего состояния спортсмена и приводящее к неадекватности его спортивной деятельности, сопряжённой с нанесением физического и психического ущерба своим противникам.
Результаты исследований показывают весьма тревожную картину — многие спортсмены рассматривают определённые акты агрессии как недопустимые вообще, но приемлемые в спортивных условиях. Так, В. М. Бызова выявила три основных подхода к проблеме агрессии в спортивной деятельности. Первая группа спортсменов утверждает, что агрессия — это главное в спорте: спорт и агрессия неразрывны. Вторая группа считает, что спорт и агрессия — не совместимые понятия. Третья группа полагает, что необходимо лишь иногда вести себя агрессивно. Такое троякое толкование порой является для некоторых спортсменов игровой аргументацией или «спортивной моралью».
К сожалению, то, что люди считают вполне допустимым проявлять агрессивные действия в спорте, создаёт определённую проблему и сказывается негативным образом на всём общественном сознании. Спорт может и должен учить детей, как подобает себя вести во время спортивных состязаний и вне их. Поощрение агрессивного поведения в спорте несёт в себе отрицательную информацию для последующих поколений спортсменов. Так, поскольку до недавнего времени в НХЛ играли практически все ведущие хоккеисты мира, правомерно было ожидать, что молодые игроки будут стараться подражать и, по возможности, превосходить взрослых игроков. И действительно — по мере профессионального взросления молодые игроки демонстрируют всё большее количество агрессивных действий, перенятых ими у старших коллег. Хоккеисты подражают не только агрессивному поведению, но и способам сокрытия от арбитров нарушений правил. Как следствие, спортивные деятели не должны допускать в спорте проявления любых форм агрессивности, неприемлемых в других сферах человеческой деятельности. Они же должны определиться с окончательным выбором, что важнее — повышение спортивных результатов за счёт повышения агрессивности или то, как спорт влияет на спортсменов. В конце концов взаимосвязь между агрессивностью и спортивным результатом может иметь вторичное значение. Главное — это отношение к ней людей спорта.
В заключение хотелось бы обсудить важность контроля агрессии в спорте и физической культуре. Во-первых, необходимо определить ситуации, в которых наиболее вероятно проявление агрессивных действий. Вероятность проявления агрессивных действий повышается в том случае, когда спортсмены находятся в состоянии фрустрации и, следовательно, возбуждены. Такого рода ситуации не всегда могут быть контролируемыми, но, следя за спортсменами, тренеры должны определять и «извлекать» их из определённой ситуации при первых признаках агрессивности. Или, что намного эффективней, можно привить спортсмену качества, которые помогут контролировать свои эмоции и реакции на фрустрацию. Также не следует делать чрезмерный акцент на достижение победы, который, в свою очередь, способствует возникновению состояния фрустрации. Само по себе стремление достичь победы не таит в себе ничего плохого, однако не стоит усердствовать с акцентированием внимания на необходимости победить, чтобы в случае поражения не возникла агрессивность.
Из всего вышесказанного следует, что специалисты в области спорта несут моральную ответственность за чёткое разграничение между агрессивностью, направленной на нанесение ущерба, и напористым поведением. Люди спорта должны отделить агрессивность от напористости (хорошая агрессивность) и соответствующим образом обучать спортсменов и занимающихся. Овладение спортсменами или учащимися умениями и навыками снятия стресса позволяет преодолевать состояние фрустрации, первопричину агрессии.
Источник:
И. П. Проблема агрессивного поведения в спорте / И. П. Маркелов // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. — 2017. — Т. 2, № 2. — С. 121-125.