Что такое спортивное гражданство
Институт «спортивного гражданства»
Под спортивным гражданством по сложившейся практике понимается возможность спортсмена участвовать в мероприятиях (соревнованиях), проводимых международными и национальными спортивными организациями (ассоциациями, союзами, федерациями), культивирующими тот или иной вид спорта.
Отличия граждан от неграждан в рамках конституционно-правового регулирования, как правило, связаны с различием в объеме осуществления политических прав, в том числе (и прежде всего) права на замещение определенных государственных должностей. Но при этом наличие гражданства с точки зрения конституционного права (т.е. предоставленного/признаваемого государством) в современном спортивном движении непосредственно не является основанием для появления «спортивного гражданства» у спортсмена. Такое положение вещей коренится в специфике самого организованного спорта.
Когда говорят о спортивном гражданстве в соответствии с вышеприведенным определением, этот термин применяется в связи с двумя группами профессионально-спортивных отношений:
Совсем другое регулирование применяется, когда речь идет об участии в спортивных мероприятиях (соревнованиях), проводимых под патронажем (или, как иногда говорят, под эгидой) той или иной спортивной организации/федерации/ассоциации/союза. Наличие у спортсмена «конституционного» гражданства страны, которую представляет соответствующая спортивная организация, как свидетельствует практика, совершенно не является фактором, гарантирующим ему право выступления за национальную команду в официальных матчах на международном уровне, да и сама практика различных спортивных федераций в этом вопросе существенно разнится.
Статьи 16, 17 и 18 Регулирующих правил применения статута ФИФА посвящены коллизиям, которые могут возникать в случае множественности гражданства, его изменения или изменения ассоциации. В ст. 16, озаглавленной «Гражданство, дающее право игроку представлять более чем одну ассоциацию», говорится о том, что игрок, который имеет право представлять более чем одну ассоциацию по причине обладания более чем одним «конституционным» гражданством, вправе играть в международном матче за одну национальную сборную из этих ассоциаций только тогда, когда наличие «конституционного» гражданства дополняется хотя бы одним из следующих условий:
a) он родился на территории соответствующей ассоциации (territory of the relevant Association); либо
b) его биологическая мать или биологический отец родились на территории соответствующей ассоциации; либо
c) его бабушка или дедушка родились на территории соответствующей ассоциации; либо
d) он жил непрерывно на территории соответствующей ассоциации по крайней мере два года.
Как видно на примере Регулирующих правил применения статута ФИФА, «спортивное гражданство» даже в ситуации, когда ассоциация в целом исходит из признания гражданства «конституционного», существенно отличается от последнего, и не только по объему связанных с ним прав, но и по принципам «предоставления» права выступления за национальную сборную.
В футбольном спортивном сообществе «спортивное гражданство» более или менее жестко связано с гражданством «конституционным». Однако даже в этом случае понимание «спортивного гражданства» предполагает не столько предоставление прав футболисту, обладающему «конституционным» гражданством страны, играть за национальную сборную команду, сколько целый комплекс ограничений. Воспользоваться «спортивным гражданством» как средством реализации права выступления за сборную для большинства футболистов весьма проблематично как по их спортивным показателям, так и в связи с ограничивающими их положениями, установленными спортивными организациями, регламентирующими престижные спортивные мероприятия. Еще большим ограничениям подвергаются лица (спортсмены), имеющие множественное гражданство.
Основные положения, регулирующие выступление регбистов за национальные сборные команды, содержатся в так называемом Правиле 8 «Правил игры ИРБ». Так, к основаниям допуска в национальную сборную (п. 8.1) относятся:
a) рождение на территории соответствующего государства;
b) рождение родителей или дедушки с бабушкой регбиста на территории соответствующего государства;
c) проживание в течение тридцати шести месяцев подряд на территории соответствующего государства в период, непосредственно предшествующий дате игры.
Как видно из приведенных примеров, даже в таких исторически и типологически близких командно-игровых видах спорта, как регби и футбол, не наблюдается однообразия в трактовке спортивного гражданства в отношении национальных сборных команд. Еще больше различий в применении этого института спортивного права наблюдается в типологически иных видах спорта (циклических, сложно-координационных, спортивных единоборствах и др.).
Таким образом, можно констатировать, что «спортивное гражданство» как один из основных институтов современного спортивного права олицетворяет не столько правовую связь с конкретной национальной сборной, сколько подразумевает известный набор ограничений права спортсменов выступать в соревнованиях за сборную страны. Причем в соответствии с принципами организационно-правовой автономии современного спорта набор этих ограничений существенно варьируется в зависимости от правил конкретной спортивной федерации, регламентирующих доступ к соревнованиям спортсменов, традиций проведения спортивных мероприятий в определенном виде спорта. Регламентация спортивного гражданства также определяется специфическими принципами конкретной правовой системы, субъектом которой является международная спортивная организация, регламентирующая правила своей игры.
По материалам («Конституционное и муниципальное право», 2012)
Институт «спортивного гражданства» *, 1
Нагих Сергей Иванович, профессор Российской правовой академии Министерства юстиции РФ, кандидат юридических наук.
Пешин Николай Леонидович, профессор юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, доктор юридических наук.
Ключевые слова: гражданство, национальность, спорт, атлет, спортивное гражданство.
Key words: citizenship, nationality, sport, athlete, sports citizenship.
См.: Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник для вузов. 14-е изд., перераб. и доп. М.: Юстицинформ, 2008.
Авакьян С.А. Конституционное право Российской Федерации. М., 2005. Т. 1. С. 521.
Условия, которые законодательно вправе (или не вправе) сформулировать государство для предоставления своего гражданства, также подробно сформулированы в положениях Конвенции. Например, ребенок, рожденный в браке на территории договаривающегося государства, мать которого имеет гражданство этого государства, без каких-либо условий приобретает при рождении это гражданство, если иначе он не имел бы гражданства (ч. 3 ст. 1 Конвенции). Или: государство предоставляет свое гражданство лицу, которое иначе не имело бы гражданства и которое не в состоянии приобрести гражданство государства, на территории которого оно родилось, поскольку оно превысило возраст, необходимый для подачи ходатайства, или не выполнило требуемых условий проживания, если гражданство одного из его родителей во время рождения этого лица являлось гражданством указанного первым государства. Если родители заинтересованного лица не обладали одним и тем же гражданством ко времени его рождения, то вопрос о том, следует ли его гражданство за гражданством отца или за гражданством матери, определяется на основании закона такого государства и так далее.
Под спортивным гражданством по сложившейся практике понимается возможность спортсмена участвовать в мероприятиях (соревнованиях), проводимых международными и национальными спортивными организациями (ассоциациями, союзами, федерациями), культивирующими тот или иной вид спорта. С этой точки зрения необходимо уяснить содержание этого института и его соотношение с одноименным институтом гражданства в классических отраслях права (конституционном, трудовом) и в системе международного права.
Еще Аристотель различал понятия «гражданин» и «субъект права»: граждане в первую очередь рассматривались им как активные участники политического сообщества (см. напр.: Аристотель. Политика. VII, 6, 1, 1327b 16; I, 1, 5, 1252b 17).
Когда говорят о спортивном гражданстве в соответствии с вышеприведенным определением, этот термин применяется в связи с двумя группами профессионально-спортивных отношений:
Хотя следует оговориться, что в последней редакции Федерального закона о физической культуре и спорте в Российской Федерации иностранцы и апатриды не упомянуты в качестве субъектов физической культуры и спорта в России, но это, очевидно, дефект законодательства.
Совсем другое регулирование применяется, когда речь идет об участии в спортивных мероприятиях (соревнованиях), проводимых под патронажем (или, как иногда говорят, под эгидой) той или иной спортивной организации/федерации/ассоциации/союза. Наличие у спортсмена «конституционного» гражданства страны, которую представляет соответствующая спортивная организация, как свидетельствует практика, совершенно не является фактором, гарантирующим ему право выступления за национальную команду в официальных матчах на международном уровне, да и сама практика различных спортивных федераций в этом вопросе существенно разнится.
Еще раз обращаем внимание на существование различий в правовой (отраслевой) терминологии (например, понятие «патронажа» в семейном праве) и спортивной.
Regulations on the Status and Transfer of Players. Утверждены Исполнительным комитетом ФИФА 7 июня 2010 г. в Йоханнесбурге, вступили в силу 1 октября 2010 г.
FIFA Statutes / Regulations Governing the Application of the Statutes Standing Orders of the Congress. August 2010 edition.
Статьи 16, 17 и 18 статута посвящены коллизиям, которые могут возникать в случае множественности гражданства, его изменения или изменения ассоциации. В ст. 16, озаглавленной «Гражданство, дающее право игроку представлять более чем одну ассоциацию», говорится о том, что игрок, который имеет право представлять более чем одну ассоциацию по причине обладания более чем одним «конституционным» гражданством, вправе играть в международном матче за одну национальную сборную из этих ассоциаций только тогда, когда наличие «конституционного» гражданства дополняется хотя бы одним из следующих условий:
a) он родился на территории соответствующей ассоциации (territory of the relevant Association); либо
b) его биологическая мать или биологический отец родились на территории соответствующей ассоциации; либо
c) его бабушка или дедушка родились на территории соответствующей ассоциации; либо
d) он жил непрерывно на территории соответствующей ассоциации по крайней мере два года.
Как видно, «спортивное гражданство» даже в ситуации, когда ассоциация в целом исходит из признания гражданства «конституционного», существенно отличается от последнего, и не только по объему связанных с ним прав, но и по принципам «предоставления» права выступления за национальную сборную.
a) он родился на территории деятельности соответствующей ассоциации;
b) его биологическая мать или биологический отец родились на территории соответствующей ассоциации;
c) его бабушка или дедушка родились на территории соответствующей ассоциации;
d) он жил непрерывно в течение не менее пяти лет после достижения возраста 18 лет на территории соответствующей ассоциации.
Как видно из приведенного извлечения, пункты «a», «b» и «c» соответствуют положениям ст. 16. Но в случае, описываемом пунктом «d», наблюдается замена диспозитивной нормы (допускающей соглашение ассоциаций) на императивную норму (обязательный пятилетний срок проживания игрока на территории новой страны «конституционного» гражданства).
Футболист имеет право покинуть национальную сборную или ассоциацию и перейти в другую и по «политическим» мотивам (§ 2 ст. 18). Кроме того, если игрок, которого направила его ассоциация для участия в международном матче, теряет «конституционное» гражданство этой страны без его согласия или против его воли в связи с решением органа государственной власти (речь идет о запрещаемом Всеобщей декларацией прав человека институте «лишения гражданства»), он может просить разрешения играть за сборную команду другой ассоциации, представляющей страну, «конституционное» гражданство которой он уже приобрел.
Как видно из приведенных норм, в футбольном спортивном сообществе «спортивное гражданство» более или менее жестко связано с гражданством «конституционным». Однако даже в этом случае понимание «спортивного гражданства» предполагает не столько предоставление прав футболисту, обладающему «конституционным» гражданством страны, играть за национальную сборную команду, сколько целый комплекс ограничений. Воспользоваться «спортивным гражданством» как средством реализации права выступления за сборную для большинства футболистов весьма проблематично как по их спортивным показателям, так и в связи с ограничивающими их положениями, установленными спортивными организациями, регламентирующими престижные спортивные мероприятия. Еще большим ограничениям подвергаются лица (спортсмены), имеющие множественное гражданство.
Следует обратить внимание, что и сам институт сборных команд в современном регби трактуется иначе, чем в футболе, что объясняется исторически сложившейся в регби традицией организации спортивных соревнований.
REGULATIONS RELATING TO THE GAME.
a) рождение на территории соответствующего государства;
b) рождение родителей или дедушки с бабушкой регбиста на территории соответствующего государства;
c) проживание в течение тридцати шести месяцев подряд на территории соответствующего государства в период, непосредственно предшествующий дате игры.
Как видно из приведенных примеров, даже в таких исторически и типологически близких командно-игровых видах спорта, как регби и футбол, не наблюдается однообразия в трактовке спортивного гражданства в отношении национальных сборных команд. Еще больше различий в применении этого института спортивного права наблюдается в типологически иных видах спорта (циклических, сложно-координационных, спортивных единоборствах и др.).
Таким образом, можно констатировать, что «спортивное гражданство» как один из основных институтов современного спортивного права олицетворяет не столько правовую связь с конкретной национальной сборной, сколько подразумевает известный набор ограничений права спортсменов выступать в соревнованиях за сборную страны. Причем в соответствии с принципами организационно-правовой автономии современного спорта набор этих ограничений существенно варьируется в зависимости от правил конкретной спортивной федерации, регламентирующих доступ к соревнованиям спортсменов, традиций проведения спортивных мероприятий в определенном виде спорта. Регламентация спортивного гражданства также определяется специфическими принципами конкретной правовой системы, субъектом которой является международная спортивная организация, регламентирующая правила своей игры.
Что такое спортивное гражданство
Вопрос смены спортивного гражданства является крайне сложным и неоднозначным для такой отрасли права, как спортивное право. Спортивное гражданство — это институт, определяющий правовую связь спортсмена с тем или иным государством, определяющий спортивно-профессиональные отношения спортсмена с национальными спортивными федерациями, предполагающий возможность играть за ту или иную национальную сборную, а также возможность выступать в национальных спортивных соревнованиях без ограничений. Данный вопрос имеет двойное регулирование, включая национальное законодательство о гражданстве, а также локальные акты международных спортивных федераций. В рамках данной статьи автор проведет анализ локальных актов международных спортивных федераций в контексте правил смены спортивного гражданства. За основу анализа будут взяты международные спортивные федерации, входящие в систему Олимпийских игр. Практика урегулирования вопросов смены спортивного гражданства показывает, что возможности смены спортивного гражданства сильно различаются в игровых и индивидуальных видах спорта. Спортивные федерации стараются препятствовать произвольной смене гражданства, вводя такие ограничения, как запрет на смену спортивного гражданства, введение карантина при смене гражданства, ограничение на количество случаев смены спортивного гражданства. Смена гражданства среди спортсменов в последнее время приобрела массовый характер. Этому также способствует введение льготного порядка получения гражданства, который устанавливается в национальных законодательствах о гражданстве.
Основания и порядок установления отсутствия статуса «легионер» и смены «футбольного гражданства» (с изменениями, вступившими в силу 18 сентября 2020 года)
24 июля 2020 года вступил в силу Федеральный закон от 24.04.2020 г. № 134-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» в части упрощения процедуры приема в гражданство Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства». Согласно нему для вступления в гражданство РФ иностранцам больше не нужно отказываться от прежнего гражданства, а также существенно упрощена процедура получения гражданства РФ для отдельных категорий иностранных граждан.
Однако, данные «послабления» не имеют ничего общего с нормами ФИФА, устанавливающими основания и порядок приобретения права выступать за новую футбольную ассоциацию или смены, так называемого, «футбольного гражданства». За исключением единственного (но, возможно, самого основного), что начать все вышеуказанные процедуры для приобретения права не являться «легионером» в российском футболе возможно только при наличии гражданства Российской Федерации.
В связи с постоянным ужесточением лимита на легионеров во всех профессиональных футбольных лигах России (РФПЛ, ФНЛ, ПФЛ) всегда является актуальным вопрос установления отсутствия статуса «легионер» для футболистов, особенно это может быть интересно выходцам из республик бывшего СССР.
С 1 августа 2020 года Министр спорта РФ приказом от 3.12.2019 г. № 1022 «О внесении изменений в приказ Минспорта России от 14.07.2015 г. № 732 «Об утверждении ограничений на участие спортсменов, не имеющих права выступать за спортивные сборные команды Российской Федерации, во всероссийских спортивных соревнованиях по виду спорта «Футбол»» уточнил ограничения на участие спортсменов, не имеющих права выступать за сборные команды России, во всероссийских соревнованиях по футболу. В частности, теперь они не касаются иностранных граждан, являющихся гражданами Союзного государства, образованного Российской Федерацией и Республикой Беларусь и государств-членов Евразийского экономического союза (Армении, Казахстана и Киргизии) при условии, что такие граждане имеют право выступать за спортивные сборные команды по футболу своих стран.
Таким образом, для того, чтобы не считаться легионером, единственным условием является наличие права выступать за сборную команды Российской Федерации по футболу, а также Беларуси, Армении, Казахстана и Киргизии.
Далее мы обратимся к Регламенту по применению Устава ФИФА, который дает вполне чёткие разъяснения по поводу юридических тонкостей определения «футбольного гражданства».
18 сентября 2020 года на заседании семидесятого Конгресса ФИФА были утверждены значительные поправки в главу III (статьи 5-9) Регламента по применению Устава ФИФА, которая устанавливает права футболистов представлять определенную футбольную ассоциацию («футбольное гражданство»). Данные поправки вступили в силу незамедлительно по завершении вышеупомянутого Конгресса. В целом, такие изменения допускают некоторые исключения из общего запрета на приобретение права выступать за новую футбольную ассоциацию или поменять «футбольное гражданство», а также устанавливают порядок привлечения в национальные сборные игроков без гражданства.
Получение права выступать за сборную команду новой ассоциации
Шесть основных принципов
Нет гражданства – нет права
Разрешение особо сложных случаев
Равные права ассоциаций
Предотвращение возможных злоупотреблений
Наличие подлинной связи
между игроком и ассоциацией
Сохранение спортивной целостности международных соревнований
В соответствии со ст. 5 Регламента по применению Устава ФИФА, любое лицо, обладающее постоянным гражданством страны, вне зависимости от места проживания в какой-либо стране, имеет право выступать за сборные команды ассоциации своей страны. Существует различие между наличием гражданства и правом на получение гражданства. Игрок имеет гражданство, если в соответствии с национальным законодательством он:
а) автоматически получил гражданство (например, с рождения) без необходимости выполнять какие-либо дополнительные административные требования (например, отказ от отдельного гражданства) или b) приобрел гражданство в процессе натурализации.
За исключением условий, приведенных в статье 9 ниже, любой игрок, который уже представлял одну ассоциацию в международном матче (полностью или частично) официального соревнования любой категории или разновидности футбола, не может участвовать в международном матче в составе команды другой ассоциации.
Для целей статей 6-9 даётся определение понятия «проживал на территории соответствующей ассоциации». Оно означает период физического присутствия на территории этой ассоциации. Период устанавливается на определенный период времени (в годах) согласно соответствующему положению. Период такого физического присутствия не прерывают: короткие отлучки за границу по личным обстоятельствам; заграничные каникулы в период межсезонья; лечение или реабилитация за границей в связи с травмой или болезнью или выезды за границу в рамках футбольной деятельности.
Период физического присутствия прерывается (и временные требования сбрасываются), когда: происходит трансфер (переход) игрока в клуб другой ассоциации или игрок отсутствует на территории ассоциации по любой причине, за исключением тех, которые указаны в параграфе а). Несмотря на вышеприведенные исключения, игрок должен физически присутствовать на территории ассоциации не менее 183 дней в течение 12 месяцев, чтобы считалось, что он «проживал на территории» этой ассоциации в течение этого года.
Порядок обращения по вопросам наличия права выступать за сборные команды ассоциации или смены ассоциации регулируется в соответствии с положениями о деятельности Комитета по статусу игроков и Палаты по разрешению споров ФИФА.
Принципы ст. 5 Регламента
— наличие гражданства: автоматическое получение «футбольного гражданства»;
— наличие права на получение гражданства: необходимость предпринять административные шаги для получения «футбольного гражданства»
Проживание на территории
— физическое присутствие минимум 183 дней в течение 12 месяцев
— разъяснены вопросы временного отсутствия
Случаи, если футболист имеет гражданство, дающее право представлять более одной ассоциации (например, входящие в состав Великобритании), регулируются пунктом 6 Регламента по применению Устава ФИФА.
Такой футболист может играть в международном матче за одну из этих ассоциаций только в том случае, если, помимо того, что он имеет соответствующее гражданство, он выполняет хотя бы одно из следующих условий:
Вне зависимости от пункта выше, ассоциации, обладающие общим гражданством, могут заключить соглашение, по которому пункт (d) параграфа данной статьи удаляется полностью или изменяется для определения более долгого временного отрезка. Подобные соглашения должны подаваться на рассмотрение Совета и должны быть им одобрены. Список таких ассоциаций, имеющих общее гражданство, должен быть определён и обновляться по мере необходимости генеральным секретариатом ФИФА (в циркулярах).
Далее мы разберемся, как действуют международные правила ФИФА при приобретении футболистом нового гражданства (статья 7 Регламента ФИФА).
Впервые ФИФА закрепил права лиц без гражданства на получение возможности также выступать за национальные сборные команды. Так, согласно ст. 8 Регламента ФИФА, если игрок не имеет гражданства и в соответствии с национальным законодательством страны своего постоянного проживания никогда не получит гражданство этой страны, он может получить право играть за сборные команды соответствующей ассоциации при условии, что:
c) прожил на территории соответствующей ассоциации не менее пяти лет; и
d) может подтвердить, что переезд на территорию соответствующей ассоциации был осуществлён не с целью выступления за футбольные клубы.
Для этого футболист должен также обратиться с заявлением в Комитет по статусу игроков ФИФА посредством запроса через соответствующую ассоциацию.
Принципы ст. 8 Регламента (новая статья с 18.09.2020 г.)
лица без гражданства
— игрок не обладает каким-либо гражданством;
— новая страна не может предоставить гражданство в соответствии с национальным законодательством
— игрок прожил пять лет на территории новой ассоциации
— переезд игрока не был связан с футбольными целями в новой ассоциации
— требуется решение Комитета по статусу игроков
Возможность смены футбольной ассоциации в течение карьеры регулируется статьей 9 Регламента ФИФА, в которую 18 сентября 2020 года приняты существенные поправки, позволяющие смену «футбольного гражданства» даже при условии выступления ранее в официальном матче категории «А» за сборную команду другой ассоциации. При этом ФИФА установила множество жёстких критериев для такой смены.
Футболист имеет право только один раз попросить о смене ассоциации, за которую он имеет право выступать, на ассоциацию другой страны, гражданство которой он имеет. Такой запрос может быть удовлетворен только при следующих обстоятельствах (параграф 2 ст. 9 Регламента):
a) Игрок выступал в матче официального соревнования любого уровня (за исключением международного уровня «А») по любой разновидности футбола за свою текущую ассоциацию и во время своего первого матча в официальных соревнованиях за эту ассоциацию он уже имел гражданство страны той ассоциации, команду которой он хочет представлять.
b) Игрок выступал в матче официального соревнования любого уровня (за исключением международного уровня «А») по любой разновидности футбола за свою текущую ассоциацию и во время своего первого матча в официальных соревнованиях за эту ассоциацию он не имел гражданства страны той ассоциации, команду которой он хочет представлять, при этом на момент его последнего матча в официальном соревновании по любой разновидности футбола за данную ассоциацию ему не исполнилось 21 года и он соответствует любому требованию из числа предусмотренных ст. 6 и 7 Регламента.
c) Игрок выступал в матче официального соревнования международного уровня «А» по любой разновидности футбола за свою текущую ассоциацию и во время своего первого матча в официальных соревнованиях (любого уровня) за эту ассоциацию он уже имел гражданство страны той ассоциации, команду которой он хочет представлять, при этом на момент его последнего матча в официальном соревновании по любой разновидности футбола за данную ассоциацию ему не исполнилось 21 года и он принимал участие не более, чем в трёх матчах международного уровня «А», будь то официальные или товарищеские соревнования. Кроме того, с момента его последнего матча международного уровня «А» (официального или товарищеского) прошло не менее трёх лет и он никогда не участвовал в финальных турнирах чемпионата мира по футболу или континентального первенства.
d) Игрок хочет представлять ассоциацию, которая была принята в члены ФИФА после того, как он выступил в своем первом матче в официальных соревнованиях (любого уровня) по любой разновидности футбола за свою текущую ассоциацию и с момента принятия новой ассоциации в члены ФИФА ни разу не принял участие в матчах официальных соревнований (любого уровня) за нынешнюю ассоциацию, при этом во время своего первого матча в официальных соревнованиях за эту ассоциацию он уже имел гражданство страны той ассоциации, команду которой он хочет представлять или получил её гражданство сразу (насколько это возможно на практике) после того, как страна была признана большинством членов Организации Объединенных Наций. Кроме того, он соответствует любому требованию из числа предусмотренных ст. 6 и 7 Регламента.
e) Игрок выступал в матче официального соревнования международного уровня «А» по любой разновидности футбола за свою текущую ассоциацию и навсегда лишился гражданства этой страны без его согласия или против его воли согласно решению органов власти, при этом он имеет гражданство страны той ассоциации, команду которой он хочет представлять.
Вместе с тем, игроку не разрешается выступать за свою новую ассоциацию в том же соревновании, в котором он уже играл за свою предыдущую ассоциацию. Для реализации права, предусмотренного параграфом 2 (пункты a-e) ст. 9 Регламента, футболист должен обратиться с заявлением в Комитет по статусу игроков ФИФА посредством запроса через соответствующую ассоциацию.
Игрок, который получил разрешение на смену ассоциации и не принял участие в каком-либо официальном или товарищеском матче по любой разновидности футбола за свою новую ассоциацию, может запросить обратную смену ассоциации при условии, что продолжает владеть её гражданством. В таком случае футболист должен также обратиться с заявлением в Комитет по статусу игроков ФИФА посредством запроса через соответствующую ассоциацию.
Как только игрок осуществляет запрос в соответствии со ст. 9 Регламента, он лишается права выступать за какую-либо команду ассоциации до тех пор, пока не будет принято решение по его обращению.
Кроме того, поправками 18 сентября 2020 года установлен исключительный случай, когда футболист может поменять «футбольное гражданство», если соблюдает следующие критерии: он, имея гражданство новой ассоциации, выступил в официальном матче категории «А» нынешней ассоциации, при этом провёл за её национальную сборную не более трёх матчей до наступления 21-летия, не выступая в финальных турнирах ЧМ или континентального первенства, и с момента его последнего официального или товарищеского матча международного уровня «А» прошло не менее трёх лет.
Обстоятельства, позволяющие смену «футбольного гражданства», если футболист выступал в матче официального соревнования любого уровня по любой разновидности футбола за свою текущую ассоциацию (параграф 2 ст. 9 Регламента):
гражданство на момент дебюта
21 год на момент послед.матча
требования ст.6-7 (рождение и проживание)
Участие в ЧМ или континент. первенства
> 3 лет назад последний
имел или получил сразу (новый член ФИФА)
не важно, но ни разу не сыграл после принятия нового члена ФИФА
не важно, но имеет его
не важно, но гражданства лишился навсегда против воли
Порядок обращения в Комитет по статусу игроков РФС для установления отсутствия статуса «легионер»
В соответствии с п. 2 ст. 19 Регламента по разрешению споров РФС, Комитет по статусу игроков РФС рассматривает споры (заявления) по вопросам определения статуса футболистов, о наличии или отсутствии статуса «легионер» у футболиста, о нарушении порядка и условий регистрации (в том числе внесения в заявочный лист для участия в соревнованиях) футболистов и тренеров, трансферных контактов, трудовых договоров с футболистами и тренерами, а также споры по регистрации футболистов-профессионалов для участия в соревнованиях (внесение в заявочный лист для участия в соревнованиях) вне регистрационного периода и другим.
Согласно п. 3 ст. 36 Регламента, для рассмотрения дел следующих категорий: о наличии или отсутствии статуса «легионера» у футболиста, о наличии или отсутствии статуса «любителя»/«профессионала» у футболиста, о регистрации футболиста вне регистрационного периода (в том числе внесения в заявочный лист для участия в соревнованиях), установлен взнос в размере 7 500 (семь тысяч пятьсот) рублей, который должен быть оплачен заявителем до рассмотрения дела. Указанный взнос не подлежит последующему возврату заявителю независимо от результатов рассмотрения заявления.
В соответствии с п. 3 ст. 45 Регламента, правом подавать заявления об установлении наличия или отсутствия статуса «легионера» у футболиста, наличием или отсутствием статуса «любитель»/ «профессионал» у футболиста обладают соответствующий футболист и/или клуб, за который зарегистрирован данный футболист.
Юридическая фирма «Двитекс» оказывает услуги по юридическому сопровождению футболистов с целью установления отсутствия статуса «легионер» или смены «футбольного гражданства». Мы поможем собрать и подготовить все необходимые документы в кратчайшие сроки.
Решение Комитета по статусу игроков РФС об установлении отсутствия статуса «легионер» по нашему клиенту, принятое до новых правил
Решение Комитета по статусу игроков ФИФА об установлении отсутствия статуса «легионер» по нашему клиенту, принятое исходя из новых правил
Требуется консультация юриста? Не тратьте время на поиск информации в интернете! Позвоните нам по телефону 8 (495) 223-48-91 или оставьте заявку на сайте, мы с вами свяжемся в ближайшее время и ответим на все ваши вопросы!
Оставить заявку
24 июля 2020 года вступил в силу Федеральный закон от 24.04.2020 г. № 134-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» в части упрощения процедуры приема в гражданство Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства». Согласно нему для вступления в гражданство РФ иностранцам больше не нужно отказываться от прежнего гражданства, а также существенно упрощена процедура получения гражданства РФ для отдельных категорий иностранных граждан.
Однако, данные «послабления» не имеют ничего общего с нормами ФИФА, устанавливающими основания и порядок приобретения права выступать за новую футбольную ассоциацию или смены, так называемого, «футбольного гражданства». За исключением единственного (но, возможно, самого основного), что начать все вышеуказанные процедуры для приобретения права не являться «легионером» в российском футболе возможно только при наличии гражданства Российской Федерации.
В связи с постоянным ужесточением лимита на легионеров во всех профессиональных футбольных лигах России (РФПЛ, ФНЛ, ПФЛ) всегда является актуальным вопрос установления отсутствия статуса «легионер» для футболистов, особенно это может быть интересно выходцам из республик бывшего СССР.
С 1 августа 2020 года Министр спорта РФ приказом от 3.12.2019 г. № 1022 «О внесении изменений в приказ Минспорта России от 14.07.2015 г. № 732 «Об утверждении ограничений на участие спортсменов, не имеющих права выступать за спортивные сборные команды Российской Федерации, во всероссийских спортивных соревнованиях по виду спорта «Футбол»» уточнил ограничения на участие спортсменов, не имеющих права выступать за сборные команды России, во всероссийских соревнованиях по футболу. В частности, теперь они не касаются иностранных граждан, являющихся гражданами Союзного государства, образованного Российской Федерацией и Республикой Беларусь и государств-членов Евразийского экономического союза (Армении, Казахстана и Киргизии) при условии, что такие граждане имеют право выступать за спортивные сборные команды по футболу своих стран.
Таким образом, для того, чтобы не считаться легионером, единственным условием является наличие права выступать за сборную команды Российской Федерации по футболу, а также Беларуси, Армении, Казахстана и Киргизии.
Далее мы обратимся к Регламенту по применению Устава ФИФА, который дает вполне чёткие разъяснения по поводу юридических тонкостей определения «футбольного гражданства».
18 сентября 2020 года на заседании семидесятого Конгресса ФИФА были утверждены значительные поправки в главу III (статьи 5-9) Регламента по применению Устава ФИФА, которая устанавливает права футболистов представлять определенную футбольную ассоциацию («футбольное гражданство»). Данные поправки вступили в силу незамедлительно по завершении вышеупомянутого Конгресса. В целом, такие изменения допускают некоторые исключения из общего запрета на приобретение права выступать за новую футбольную ассоциацию или поменять «футбольное гражданство», а также устанавливают порядок привлечения в национальные сборные игроков без гражданства.
Получение права выступать за сборную команду новой ассоциации
Шесть основных принципов
Нет гражданства – нет права
Разрешение особо сложных случаев
Равные права ассоциаций
Предотвращение возможных злоупотреблений
Наличие подлинной связи
между игроком и ассоциацией
Сохранение спортивной целостности международных соревнований
В соответствии со ст. 5 Регламента по применению Устава ФИФА, любое лицо, обладающее постоянным гражданством страны, вне зависимости от места проживания в какой-либо стране, имеет право выступать за сборные команды ассоциации своей страны. Существует различие между наличием гражданства и правом на получение гражданства. Игрок имеет гражданство, если в соответствии с национальным законодательством он:
а) автоматически получил гражданство (например, с рождения) без необходимости выполнять какие-либо дополнительные административные требования (например, отказ от отдельного гражданства) или b) приобрел гражданство в процессе натурализации.
За исключением условий, приведенных в статье 9 ниже, любой игрок, который уже представлял одну ассоциацию в международном матче (полностью или частично) официального соревнования любой категории или разновидности футбола, не может участвовать в международном матче в составе команды другой ассоциации.
Для целей статей 6-9 даётся определение понятия «проживал на территории соответствующей ассоциации». Оно означает период физического присутствия на территории этой ассоциации. Период устанавливается на определенный период времени (в годах) согласно соответствующему положению. Период такого физического присутствия не прерывают: короткие отлучки за границу по личным обстоятельствам; заграничные каникулы в период межсезонья; лечение или реабилитация за границей в связи с травмой или болезнью или выезды за границу в рамках футбольной деятельности.
Период физического присутствия прерывается (и временные требования сбрасываются), когда: происходит трансфер (переход) игрока в клуб другой ассоциации или игрок отсутствует на территории ассоциации по любой причине, за исключением тех, которые указаны в параграфе а). Несмотря на вышеприведенные исключения, игрок должен физически присутствовать на территории ассоциации не менее 183 дней в течение 12 месяцев, чтобы считалось, что он «проживал на территории» этой ассоциации в течение этого года.
Порядок обращения по вопросам наличия права выступать за сборные команды ассоциации или смены ассоциации регулируется в соответствии с положениями о деятельности Комитета по статусу игроков и Палаты по разрешению споров ФИФА.
Принципы ст. 5 Регламента
— наличие гражданства: автоматическое получение «футбольного гражданства»;
— наличие права на получение гражданства: необходимость предпринять административные шаги для получения «футбольного гражданства»
Проживание на территории
— физическое присутствие минимум 183 дней в течение 12 месяцев
— разъяснены вопросы временного отсутствия
Случаи, если футболист имеет гражданство, дающее право представлять более одной ассоциации (например, входящие в состав Великобритании), регулируются пунктом 6 Регламента по применению Устава ФИФА.
Такой футболист может играть в международном матче за одну из этих ассоциаций только в том случае, если, помимо того, что он имеет соответствующее гражданство, он выполняет хотя бы одно из следующих условий:
Вне зависимости от пункта выше, ассоциации, обладающие общим гражданством, могут заключить соглашение, по которому пункт (d) параграфа данной статьи удаляется полностью или изменяется для определения более долгого временного отрезка. Подобные соглашения должны подаваться на рассмотрение Совета и должны быть им одобрены. Список таких ассоциаций, имеющих общее гражданство, должен быть определён и обновляться по мере необходимости генеральным секретариатом ФИФА (в циркулярах).
Далее мы разберемся, как действуют международные правила ФИФА при приобретении футболистом нового гражданства (статья 7 Регламента ФИФА).
Впервые ФИФА закрепил права лиц без гражданства на получение возможности также выступать за национальные сборные команды. Так, согласно ст. 8 Регламента ФИФА, если игрок не имеет гражданства и в соответствии с национальным законодательством страны своего постоянного проживания никогда не получит гражданство этой страны, он может получить право играть за сборные команды соответствующей ассоциации при условии, что:
c) прожил на территории соответствующей ассоциации не менее пяти лет; и
d) может подтвердить, что переезд на территорию соответствующей ассоциации был осуществлён не с целью выступления за футбольные клубы.
Для этого футболист должен также обратиться с заявлением в Комитет по статусу игроков ФИФА посредством запроса через соответствующую ассоциацию.
Принципы ст. 8 Регламента (новая статья с 18.09.2020 г.)
лица без гражданства
— игрок не обладает каким-либо гражданством;
— новая страна не может предоставить гражданство в соответствии с национальным законодательством
— игрок прожил пять лет на территории новой ассоциации
— переезд игрока не был связан с футбольными целями в новой ассоциации
— требуется решение Комитета по статусу игроков
Возможность смены футбольной ассоциации в течение карьеры регулируется статьей 9 Регламента ФИФА, в которую 18 сентября 2020 года приняты существенные поправки, позволяющие смену «футбольного гражданства» даже при условии выступления ранее в официальном матче категории «А» за сборную команду другой ассоциации. При этом ФИФА установила множество жёстких критериев для такой смены.
Футболист имеет право только один раз попросить о смене ассоциации, за которую он имеет право выступать, на ассоциацию другой страны, гражданство которой он имеет. Такой запрос может быть удовлетворен только при следующих обстоятельствах (параграф 2 ст. 9 Регламента):
a) Игрок выступал в матче официального соревнования любого уровня (за исключением международного уровня «А») по любой разновидности футбола за свою текущую ассоциацию и во время своего первого матча в официальных соревнованиях за эту ассоциацию он уже имел гражданство страны той ассоциации, команду которой он хочет представлять.
b) Игрок выступал в матче официального соревнования любого уровня (за исключением международного уровня «А») по любой разновидности футбола за свою текущую ассоциацию и во время своего первого матча в официальных соревнованиях за эту ассоциацию он не имел гражданства страны той ассоциации, команду которой он хочет представлять, при этом на момент его последнего матча в официальном соревновании по любой разновидности футбола за данную ассоциацию ему не исполнилось 21 года и он соответствует любому требованию из числа предусмотренных ст. 6 и 7 Регламента.
c) Игрок выступал в матче официального соревнования международного уровня «А» по любой разновидности футбола за свою текущую ассоциацию и во время своего первого матча в официальных соревнованиях (любого уровня) за эту ассоциацию он уже имел гражданство страны той ассоциации, команду которой он хочет представлять, при этом на момент его последнего матча в официальном соревновании по любой разновидности футбола за данную ассоциацию ему не исполнилось 21 года и он принимал участие не более, чем в трёх матчах международного уровня «А», будь то официальные или товарищеские соревнования. Кроме того, с момента его последнего матча международного уровня «А» (официального или товарищеского) прошло не менее трёх лет и он никогда не участвовал в финальных турнирах чемпионата мира по футболу или континентального первенства.
d) Игрок хочет представлять ассоциацию, которая была принята в члены ФИФА после того, как он выступил в своем первом матче в официальных соревнованиях (любого уровня) по любой разновидности футбола за свою текущую ассоциацию и с момента принятия новой ассоциации в члены ФИФА ни разу не принял участие в матчах официальных соревнований (любого уровня) за нынешнюю ассоциацию, при этом во время своего первого матча в официальных соревнованиях за эту ассоциацию он уже имел гражданство страны той ассоциации, команду которой он хочет представлять или получил её гражданство сразу (насколько это возможно на практике) после того, как страна была признана большинством членов Организации Объединенных Наций. Кроме того, он соответствует любому требованию из числа предусмотренных ст. 6 и 7 Регламента.
e) Игрок выступал в матче официального соревнования международного уровня «А» по любой разновидности футбола за свою текущую ассоциацию и навсегда лишился гражданства этой страны без его согласия или против его воли согласно решению органов власти, при этом он имеет гражданство страны той ассоциации, команду которой он хочет представлять.
Вместе с тем, игроку не разрешается выступать за свою новую ассоциацию в том же соревновании, в котором он уже играл за свою предыдущую ассоциацию. Для реализации права, предусмотренного параграфом 2 (пункты a-e) ст. 9 Регламента, футболист должен обратиться с заявлением в Комитет по статусу игроков ФИФА посредством запроса через соответствующую ассоциацию.
Игрок, который получил разрешение на смену ассоциации и не принял участие в каком-либо официальном или товарищеском матче по любой разновидности футбола за свою новую ассоциацию, может запросить обратную смену ассоциации при условии, что продолжает владеть её гражданством. В таком случае футболист должен также обратиться с заявлением в Комитет по статусу игроков ФИФА посредством запроса через соответствующую ассоциацию.
Как только игрок осуществляет запрос в соответствии со ст. 9 Регламента, он лишается права выступать за какую-либо команду ассоциации до тех пор, пока не будет принято решение по его обращению.
Кроме того, поправками 18 сентября 2020 года установлен исключительный случай, когда футболист может поменять «футбольное гражданство», если соблюдает следующие критерии: он, имея гражданство новой ассоциации, выступил в официальном матче категории «А» нынешней ассоциации, при этом провёл за её национальную сборную не более трёх матчей до наступления 21-летия, не выступая в финальных турнирах ЧМ или континентального первенства, и с момента его последнего официального или товарищеского матча международного уровня «А» прошло не менее трёх лет.
Обстоятельства, позволяющие смену «футбольного гражданства», если футболист выступал в матче официального соревнования любого уровня по любой разновидности футбола за свою текущую ассоциацию (параграф 2 ст. 9 Регламента):
гражданство на момент дебюта
21 год на момент послед.матча
требования ст.6-7 (рождение и проживание)
Участие в ЧМ или континент. первенства
> 3 лет назад последний
имел или получил сразу (новый член ФИФА)
не важно, но ни разу не сыграл после принятия нового члена ФИФА
не важно, но имеет его
не важно, но гражданства лишился навсегда против воли
Порядок обращения в Комитет по статусу игроков РФС для установления отсутствия статуса «легионер»
В соответствии с п. 2 ст. 19 Регламента по разрешению споров РФС, Комитет по статусу игроков РФС рассматривает споры (заявления) по вопросам определения статуса футболистов, о наличии или отсутствии статуса «легионер» у футболиста, о нарушении порядка и условий регистрации (в том числе внесения в заявочный лист для участия в соревнованиях) футболистов и тренеров, трансферных контактов, трудовых договоров с футболистами и тренерами, а также споры по регистрации футболистов-профессионалов для участия в соревнованиях (внесение в заявочный лист для участия в соревнованиях) вне регистрационного периода и другим.
Согласно п. 3 ст. 36 Регламента, для рассмотрения дел следующих категорий: о наличии или отсутствии статуса «легионера» у футболиста, о наличии или отсутствии статуса «любителя»/«профессионала» у футболиста, о регистрации футболиста вне регистрационного периода (в том числе внесения в заявочный лист для участия в соревнованиях), установлен взнос в размере 7 500 (семь тысяч пятьсот) рублей, который должен быть оплачен заявителем до рассмотрения дела. Указанный взнос не подлежит последующему возврату заявителю независимо от результатов рассмотрения заявления.
В соответствии с п. 3 ст. 45 Регламента, правом подавать заявления об установлении наличия или отсутствия статуса «легионера» у футболиста, наличием или отсутствием статуса «любитель»/ «профессионал» у футболиста обладают соответствующий футболист и/или клуб, за который зарегистрирован данный футболист.
Юридическая фирма «Двитекс» оказывает услуги по юридическому сопровождению футболистов с целью установления отсутствия статуса «легионер» или смены «футбольного гражданства». Мы поможем собрать и подготовить все необходимые документы в кратчайшие сроки.
Решение Комитета по статусу игроков РФС об установлении отсутствия статуса «легионер» по нашему клиенту, принятое до новых правил
Решение Комитета по статусу игроков ФИФА об установлении отсутствия статуса «легионер» по нашему клиенту, принятое исходя из новых правил
Требуется консультация юриста? Не тратьте время на поиск информации в интернете! Позвоните нам по телефону 8 (495) 223-48-91 или оставьте заявку на сайте, мы с вами свяжемся в ближайшее время и ответим на все ваши вопросы!
119180, г. Москва, пер. 1-й Голутвинский, д. 3-5, стр. 1, 1 этаж
Политика конфиденциальности
1.1. Настоящая Политика конфиденциальности в отношении обработки персональных данных пользователей сайта https://www.dvitex.ru/ (далее – Политика конфиденциальности) разработана и применяется в ООО Юридическая фирма «Двитекс», ОГРН 1107746800490, г. Москва, пер. Голутвинский 1-й, дом 3-5, оф 4-1 (далее – Оператор) в соответствии с пп. 2 ч. 1 ст. 18.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее по тексту – Закон о персональных данных).
1.2. Настоящая Политика конфиденциальности определяет политику Оператора в отношении обработки персональных данных, принятых на обработку, порядок и условия осуществления обработки персональных данных физических лиц, передавших свои персональные данные для обработки Оператору (далее – субъекты персональных данных) с использованием и без использования средств автоматизации, устанавливает процедуры, направленные на предотвращение нарушений законодательства Российской Федерации, устранение последствий таких нарушений, связанных с обработкой персональных данных.
1.3. Политика конфиденциальности разработана с целью обеспечения защиты прав и свобод субъектов персональных данных при обработке их персональных данных, а также с целью установления ответственности должностных лиц Оператора, имеющих доступ к персональным данным субъектов персональных данных, за невыполнение требований и норм, регулирующих обработку персональных данных.
1.4. Персональные данные Субъекта персональных данных – это любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу.
1.5. Оператор осуществляет обработку следующих персональных данных Пользователей:
1.6. Оператор осуществляет обработку персональных данных Субъектов персональных данных в следующих целях:
1.7. Оператор осуществляет обработку персональных данных субъектов персональных данных посредством совершения любого действия (операции) или совокупности действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств, включая следующие:
2. ПРИНЦИПЫ ОБРАБОТКИ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ
2.1. При обработке персональных данных Оператор руководствуется следующими принципами:
2.2. Обработка персональных данных Оператором осуществляется с соблюдением принципов и правил, предусмотренных:
3. ПОЛУЧЕНИЕ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ.
3.1. Персональные данные субъектов персональных данных получаются Оператором:
3.2. Оператор получает и начинает обработку персональных данных Субъекта с момента получения его согласия.
3.3. Согласие на обработку персональных данных дается субъектом персональных данных с момента начала использования сайта, в том числе, путем проставления отметок в графах «Я согласен на обработку персональных данных, с условиями и содержанием политики конфиденциальности», посредством совершения субъектом персональных данных конклюдентных действий.
3.4. Субъект персональных данных может в любой момент отозвать свое согласие на обработку персональных данных. Для отзыва согласия на обработку персональных данных, необходимо подать соответствующее заявление Оператору по доступным средствам связи. При этом Оператор должен прекратить их обработку или обеспечить прекращение такой обработки и в случае, если сохранение персональных данных более не требуется для целей их обработки, уничтожить персональные данные или обеспечить их уничтожение в срок, не превышающий 30 (Тридцати) дней с даты поступления указанного отзыва.
3.5. В случае отзыва Субъектом персональных данных согласия на обработку персональных данных, Оператор вправе продолжить обработку персональных данных без согласия Субъекта персональных данных только при наличии оснований, указанных в Законе о персональных данных.
3.6. Субъект персональных данных вправе выбрать, какие именно персональные данные будут им предоставлены. Однако, в случае неполного предоставления необходимых данных Оператор не гарантирует возможность субъекта использовать все сервисы и продукты Сайта, пользоваться всеми услугами Сайта.
3.7. Субъект персональных данных в любой момент может просматривать, обновлять или удалять любые персональные данные, которые включены в его профиль. Для этого он может отредактировать свой профиль в режиме онлайн в личном кабинете или отправить электронное письмо по адресу info@dvitex.ru.
4. ПОРЯДОК ОБРАБОТКИ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ
4.1. Оператор принимает технические и организационно-правовые меры в целях обеспечения защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, распространения, а также от иных неправомерных действий.
4.3. Для авторизации доступа к Сайту используется Логин и Пароль. Ответственность за сохранность данной информации несет субъект персональных данных. Субъект персональных данных не вправе передавать собственный Логин и Пароль третьим лицам, а также обязан предпринимать меры по обеспечению их конфиденциальности.
4.4. При передаче персональных данных Оператор соблюдает следующие требования:
4.5. Оператор вправе раскрыть любую собранную о Пользователе данного Сайта информацию, если раскрытие необходимо в связи с расследованием или жалобой в отношении неправомерного использования Сайта, либо для установления (идентификации) Пользователя, который может нарушать или вмешиваться в права Администрации сайта или в права других Пользователей Сайта, а также для выполнения положений действующего законодательства или судебных решений, обеспечения выполнения условий настоящего Соглашения, защиты прав или безопасности иных Пользователей и любых третьих лиц.
4.6. Третьи лица самостоятельно определяют перечень иных лиц (своих сотрудников), имеющих непосредственный доступ к таким персональным данным и (или) осуществляющих их обработку. Перечень указанных лиц, а также порядок доступа и(или) обработки ими персональных данных утверждается внутренними документами Третьего лица.
4.7. Оператор не продаёт и не предоставляет персональные данные третьим лицам для маркетинговых целей, не предусмотренных данной Политикой конфиденциальности, без прямого согласия субъектов персональных данных. Оператор может объединять обезличенные данные с иной информацией, полученной от третьих лиц, и использовать их для совершенствования и персонификации услуг, информационного наполнения и рекламы.
4.8. Обработка персональных данных производится на территории Российской Федерации, трансграничная передача персональных данных не осуществляется. Оператор оставляет за собой право выбирать любые каналы передачи информации о персональных данных, а также содержания передаваемой информации.
4.9. Личная информация, собранная онлайн, хранится у Оператора и/или поставщиков услуг в базах данных, защищенных посредством физических и электронных средств контроля, технологий системы ограничения доступа и других приемлемых мер обеспечения безопасности.
4.10. Субъект персональных данных осознаёт, подтверждает и соглашается с тем, что техническая обработка и передача информации на Сайте Оператора может включать в себя передачу данных по различным сетям, в том числе по незашифрованным каналам связи сети Интернет, которая никогда не является полностью конфиденциальной и безопасной.
4.11. Субъект персональных данных также понимает, что любое сообщения и/или информация, отправленные посредством Сервера Оператора, могут быть несанкционированно прочитаны и/или перехвачены третьими лицами.
5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
5.1. В случае возникновения любых споров или разногласий, связанных с исполнением настоящих Правил, Субъект персональных данных и Оператор приложат все усилия для их разрешения путем проведения переговоров между ними. В случае, если споры не будут разрешены путем переговоров, споры подлежат разрешению в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.
5.2. Настоящие Политика конфиденциальности вступают в силу для Субъекта персональных данных с момента начала использования Сайта Оператора и действует в течение неопределенного срока.
5.3. Настоящие Политика конфиденциальности могут быть изменены и/или дополнены Оператором в любое время в течение срока действия Правил по своему усмотрению без необходимости получения на то согласия Субъекта персональных данных. Все изменения и/или дополнения размещаются Оператором в соответствующем разделе Сайта и вступают в силу в день такого размещения. Субъект персональных данных обязуется своевременно и самостоятельно знакомиться со всеми изменениями и/или дополнениями. При несогласии Субъекта персональных данных с внесенными изменениями он обязан отказаться от доступа к Сайту, прекратить использование материалов и сервисов Сайта.