Что такое спортивное совершенствование определение
Спортивная тренировка
Смотреть что такое «Спортивная тренировка» в других словарях:
спортивная тренировка — процесс совершенствования физических и моральных качеств спортсмена, направленный на достижение лучших результатов в спорте и представляющий собой систематические занятия физическими упражнениями; при С. т. обязательны врачебный контроль и… … Большой медицинский словарь
Спортивная психология (sports psychology) — Спортивные психологи занимаются приложением психол. теорий и методов к спорту, играм и активным видам отдыха, а также обнаружением более эффективных способов содействия людям овладевать различными видами спорта и достигать в них высоких… … Психологическая энциклопедия
Тренировка — Систематические упражнения с целью образования и развития умений и навыков, повышения функциональных возможностей организма в целом или в конкретной деятельности. В основе Т. лежит формирование временных условных связей в ЦНС и (при физической… … Адаптивная физическая культура. Краткий энциклопедический словарь
Список академических дисциплин — Эта статья содержит незавершённый перевод с иностранного языка. Вы можете помочь проекту, переведя её до конца. Если вы знаете, на каком языке написан фрагмент, укажите его в этом шаблоне … Википедия
Врачебный контроль — I Врачебный контроль при занятиях физической культурой и спортом. Включает комплексную программу медицинского наблюдения за лицами, занимающимися физкультурой и спортом, с целью способствовать наиболее эффективному применению средств физического… … Медицинская энциклопедия
Миндиашвили, Дмитрий Георгиевич — (1933 г. р.), имеет высшее физкультурное образование. Специалист в области теории и методики спортивной борьбы. Доктор педагогических наук (1996). Профессор (1996). Действительный член Балтийской педагогической академии (1996), Международной… … Большая биографическая энциклопедия
Завьялов, Александр Иванович — (1939 г. р.), имеет высшее физкультурное образование. Доктор педагогических наук (1997). Профессор (1998). Опубликовал более 90 научных работ, в том числе учебники и учебные пособия «Биопедагогика или спортивная тренировка» (1992,… … Большая биографическая энциклопедия
Миндиашвили, Дмитрий Георгиевич — Дмитрий Георгиевич Миндиашвили (р. 4 июня 1933(19330604)) советский и российский спортсмен,первый мастер спорта советского союза по вольной борьбе, тренер, советник Губернатора Красноярского края по физической культуре и спорту,… … Википедия
Этапы спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства
На этапе обучения в группах СС рассматриваются пути максимальной реализации возможностей организма спортсмена и его двигательного потенциала.
В основе формирования задач на этапе СС: выведение спортсмена на высокий уровень спортивных достижений с учетом его индивидуальных особенностей.
Преимущественная направленность тренировочного процесса:
— совершенствование техники бокса и специальных физических качеств;
— повышение технической и тактической подготовленности;
— освоение необходимых тренировочных нагрузок;
— совершенствование соревновательного опыта и психической подготовленности;
-достижение спортивных результатов на уровне КМС, МС и МСМК.
Этап СС и высшего спортивного мастерства характерен определенными зонами становления мастерства: зону первых больших успехов (выполнение норматива мастера спорта), участие в международных спортивных соревнованиях; зону достижения оптимальных возможностей (выход на уровень лучших спортсменов мира, участие на чемпионатах Европы, мира, Олимпийских играх); зону поддержания высших спортивных результатов. Поэтому особое внимание в процессе СС следует уделять подготовке к соревнованиям и успешному участию в них. Специализированную направленность приобретают тренировки, в которых используется весь комплекс эффективных средств, методов и организационных форм тренировки с целью достижения наивысших результатов в соревнованиях. Тренировочный процесс должен максимально индивидуализироваться и строиться с учетом особенностей соревновательной деятельности спортсменов. Особое внимание при совершенствовании технико-тактической подготовленности также уделяется индивидуализации и повышению надежности реализации техники в экстремальных условиях соревновательных поединков.
Методы контроля.С ростом спортивного мастерства увеличивается и значимость организации системы комплексного контроля за уровнем подготовленности боксеров и их адаптации к тренировочным и соревновательным нагрузкам. Комплексный контроль реализуется в ходе тестирования или процедуры измерения результатов в тесте. В подготовке квалифицированных спортсменов выделяется три формы контроля: оперативный, текущий и этапный. Оперативный контроль используется непосредственно в тренировочном занятии и направлен на оценку реак-
ций на тренировочные или соревновательные нагрузки, качество выполнения технических действий и их комбинаций, настрой и поведение спортсмена в различных условиях тренировочной и соревновательной деятельности.
Текущий контроль направлен на изучение следовых явлений после выполнения нагрузок различной направленности, усвоения или совершенствования технико-тактических навыков в ходе тренировочных или соревновательных микроциклов.
2.2. План-схема годичных циклов подготовки
Современное представление о планировании годичных циклов подготовки связано с ее определенной структурой, в которой выделяют: микроциклы, мезоциклы и макроциклы.
Микроцикломтренировки называют совокупность нескольких тренировочных занятий, которые вместе с восстановительными днями составляют относительно законченный повторяющийся фрагмент общей конструкции тренировочного процесса. Как правило, длительность микроцикла составляет одну неделю (7 дней).
В практике средний цикл тренировки содержит от 2-х до 6-ти микроциклов. Мезоструктура подготовки представляет собой относительно целый законченный этап тренировочного процесса, задачами которого является решение определенных промежуточных задач подготовки.
Внешними признаками мезоцикла являются повторное воспроизведение ряда микроциклов (обычно однородных) в единой последовательности (как правило в подготовительном периоде), либо чередование различных микроциклов в определенной последовательности (как правило в соревновательном периоде).
На этапах СО и НП периодизация учебного процесса носит условный характер, так как основное внимание уделяется разносторонней физической и функциональной подготовке.
На этих этапах подготовки исключительно важное значение имеет обучение детей технике выполнения физических упражнений. Формирование двигательных навыков и умений создаст необходимую предпосылку для дальнейшего совершенствования двигательного анализатора. Важно стремиться к тому, чтобы юный спортсмен с самого начала овладевал основами техники выполнения целостных упражнений, а не их отдельных элементов. Такой подход к обучению двигательным действиям позволит эффективно подойти к пониманию и изучению технико-тактического арсенала бокса.
На втором этапе продолжается развитие физических качеств, совершенствование техники, изучаются элементы тактики, организуются учебные, учебно-тренировочные и контрольные спарринги. Большое внимание уделяется развитию моральных и волевых качеств.
На этапе СС процесс спортивной тренировки направлен на адаптацию организма спортсменов к максимальным тренировочным нагрузкам в соответствии с индивидуальной соревновательной практикой. Совершенствование технико-тактического мастерства осуществляется в режимах, максимально отвечающих требованиям соревновательной деятельности.
Средства ОФП используются не только в целях совершенствования общей физической подготовки, но и, в большей мере, как восстановительные или стимулирующие восстановительные процессы средства подготовки в периоды острых тренировочных нагрузок или соревнований.
Глава 7. Тренировка и совершенствование спортивного мастерства
Спортивная тренировка — это управляемый педагогический процесс овладения спортивным мастерством и его совершенствования. Спортивную тренировку следует рассматривать как единый круглогодичный, многолетний процесс обучения, воспитания и повышения функциональных возможностей организма. |
Повышение функциональных возможностей организма, воспитание двигательных качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости) происходит под влиянием оптимально повторяющихся и постепенно повышающихся требований к органам и системам, к двигательному аппарату спортсмена. На этом базируется прежде всего приобретение физической подготовленности и улучшение волевых и психических качеств. В процессе спортивной тренировки спортсмен достигает тренированности, т. е. такого состояния, которое характеризуется повышенной работоспособностью в тех упражнениях, в которых он специализируется.
Спортивная тренированность и уровень мастерства складываются из ряда компонентов: технической, тактической, физической, психологической и теоретической подготовки. Все эти элементы тесно взаимосвязаны и влияют на уровень развития друг друга. Искусство тренера или тренерского коллектива (если это на сборе) заключается в том, чтобы правильно оценить способности боксера, найти способы и методику их развития.
Совершенствование техники. Совершенствование техники предусматривает:
а) расширение арсенала технических средств для ведения боя с противниками разного стиля; б) совершенствование наиболее удачно применяемых технических приемов; в) устранение технических недостатков в передвижении, ударах, защитах и контрдействиях за счет более рационального и экономного выполнения движений, увеличения быстроты движений.
Некоторым боксерам больше удается атака, чем контратака, другие плохо владеют защитой от одного из ударов, например от бокового, и т. д. Опытный тренер сразу заметит эти недостатки. Но дело не только в исправлении недостатков; важно найти у боксера хорошие качества, выделить удачно применяемые приемы и умело их развивать и совершенствовать. Эффект от удара во время атаки и контратаки зависит от правильно рассчитанной дистанции, сочетания поступательного движения вперед, в стороны или назад с поворотом туловища, переноса массы тела с одной ноги на другую, положения кулака, направленности движения руки, точности попадания, быстроты нанесения удара, устойчивого положения и самостраховки защитными действиями от встречных ударов противника. В связи с тем что у каждого боксера по-разному проявляются технические способности, основной формой учебного процесса является индивидуальный урок с тренером. При этом тренер пользуется тремя приемами обучения и тренировки: упражнениями в одиночных и групповых ударах на лапах; работой с учащимися в роли партнера; непосредственным наблюдением только за одним боксером, когда тот тренируется с партнером или на снаряде.
Если боксер в основном пользуется небольшим набором излюбленных технических средств, то, естественно, это снижает его тактические возможности. Поэтому наряду с совершенствованием излюбленных боевых приемов надо систематически работать над улучшением других (как технических, так и тактических). Это дает возможность боксеру разнообразить формы ведения боя, расширять применение различных приемов.
Совершенствование тактики. Во время совершенствования тактического мастерства прежде всего ставятся задачи: 1) овладеть наибольшим количеством вариантов тактических эпизодов с учетом своих технических и физических возможностей; 2) изучить тактические приемы для борьбы с разными по стилю и манере противниками; 3) разработать избранные варианты тактики; 4) в предсоревновательной тренировке и в турнире смоделировать технику и тактику предстоящих противников.
Боксер-разрядник должен решать задачи более сложного характера, чем новичок. В практике учебно-тренировочных занятий в течение одного раунда он может трижды менять тактику подхода к противнику, если хочет вести бой на ближней дистанции. Например, быстрый прямолинейный подход к противнику не принес успеха, не достиг боксер результата и при заходе с той стороны, в которую движется противник. Тогда надо попытаться завести противника в угол ринга.
Чаще всего боксер навязывает противнику форму боя, которой он хорошо владеет, или ту, которой хуже владеет противник. Может случиться так, что оба противника хорошо владеют, скажем, ближним боем. Тогда один из них, умеющий в равной степени вести бой на разных дистанциях и не имеющий в данном случае преимущества в ближнем бою, отрывается от противника и навязывает ему бой на дальней дистанции, в которой он может оказаться сильнее.
Применение разнообразной тактики в зависимости от сил и возможностей (своих и противника) составляет тактическое искусство, основанное на техническом разнообразии.
Чтобы боксер смог получить практику применения боевых средств в различных тактических формах, надо подбирать для него партнеров разного стиля и манеры ведения боя. В соответствии с техническим и тактическим умением партнера боксер должен ставить перед собой тактические задачи и добиваться их осуществления.
Особое внимание совершенствованию тактики боксеры высших разрядов уделяют на последнем этапе подготовки к турниру. На учебно-тренировочных сборах есть возможность каждому боксеру иметь учебные спарринги с разными по манере и тактике партнерами, что способствует успешному совершенствованию тактического мастерства.
Совершенствование физических качеств. В задачу совершенствования физических качеств входят: 1) развитие специальной выносливости; 2) совершенствование «взрывных действий»; 3) развитие скоростно-силовых качеств реакции на действия противника; 4) совершенствование специальной ловкости, основанной на высоком уровне координации, быстроте действий, свободе движений. В боксерской деятельности эти качества неразрывно связаны между собой и влияют друг на друга. Вместе с тем одно из качеств, допустим выносливость, может проявляться лучше, а, например, быстрота реакции может быть развита меньше и т. д.
Задача тренера — найти средства и методы развития отдельных сильных и, особенно, слабых физических качеств боксера. Для этой цели используются упражнения общеразвивающего характера, но главным образом специализированные упражнения в парах и на снарядах. Надо всегда помнить, что на совершенствование спортивного мастерства очень влияет уровень психологической подготовки.
Совершенствование волевой подготовки. Волевая подготовка проявляется не только во время поединки, по и при выполнении упражнений, связанных с деятельностью боксера, и соблюдении режима тренировки, режима питания и водно-солевого. Большие тренировочные нагрузки (как по объему, так и по интенсивности) требуют волевых напряжений. В подготовительном периоде, по мере приближения к турниру, у большинства боксеров увеличивается нервное напряжение: ответственность за результат, ожидание сильных противников и др. В этих случаях нужны высокие волевые качества, для того чтобы саморегулировать эмоции. Волевые качества укрепляются уверенностью боксера в успехе, правильным регулированием тренировочных нагрузок, подбором партнеров для учебных произвольных боев, объективной самооценкой, оптимальным сочетанием тренировки и отдыха, созданием условий для проявления положительных эмоций.
Искусство тренера заключается в том, чтобы найти связи между отдельными компонентами мастерства боксера, определить, в какой мере фактор технический влияет на развитие тактического, а технико-тактический уровень — на волевые качества. Поэтому наиболее эффективно проходит совершенствование спортивного мастерства на учебно-тренировочных сборах, где работает коллектив опытных тренеров, много боксеров высокого класса и разного стиля, созданы благоприятные условия для реализации планов тренировки.
ТРЕНИРОВКА В УСЛОВИЯХ ГОРНОГО КЛИМАТА
Практический опыт и научные исследования доказали полезность тренировки в условиях среднегорья. Поэтому боксеры всего мира, готовясь к соревнованиям крупного масштаба, часть своей тренировки проводят в горах. Это, как правило, происходит в переходном периоде тренировки или в первой половине подготовительного, а в случаях, когда соревнования предвидятся на высоте 500-1000 м и выше над уровнем моря, в горах проводят тренировку все время (до турнира).
Акклиматизация в горах
Тренировки в горах значительно повышают физические возможности спортсменов. На организм благотворно влияет прежде всего горный воздух.
При несколько пониженной температуре горного воздуха работоспособность значительно улучшается, повышается внимание, точность и координация движений, скорость реакции, способность к переключению с одного вида работы на другой.
Как известно, гигиеническая характеристика воздуха слагается из его физических свойств — температуры, влажности, скорости движения, атмосферного давления, солнечной радиации; радиоактивности, электрического состояния, химического состава, содержания механических примесей (пыли, дыма, сажи), микрофлоры (бактериального загрязнения). Каждый из перечисленных факторов имеет определенное физиологическое значение. Чем выше местность над уровнем моря, тем воздух чище и положительней влияет на организм: улучшается дыхание, настроение, общее самочувствие, аппетит и сон.
Заметное влияние на организм человека и горах оказывают пониженное атмосферное и парциальное давление кислорода. Если при нормальном давлении в состоянии покоя с каждым вдохом в легкие поступает 400-600 см 3 воздуха, что дает (при 16-20 дыханиях в минуту) 6-8 л, то при пониженном давлении на высоте 1500-2000 м количество вдыхаемого воздуха увеличивается соответственно до 600-800 см 3 и 9-11 л/мин. У человека, впервые попавшего на высоту свыше 1500 м, при физической работе появятся (хотя и малозаметные) симптомы гипоксии — горной болезни, которая характеризуется учащенным дыханием и пульсом, несколько приподнятым настроением, более быстрыми, но менее координированными движениями, усилением жестикуляции, ускоренной речью. По истечении некоторого времени организм приспосабливается (акклиматизируется): увеличивается количество гемоглобина, повышается обмен веществ и работоспособность восстанавливается полностью.
Положительное влияние на организм оказывает большое количество отрицательных ионов в горном воздухе. Воздух ионизируется при распылении воды (у водопадов, бурных горных рек). Ионизации способствуют ультрафиолетовые лучи. Степень ионизации воздуха является критерием его чистоты. Установлено, что чем больше солнечного света, тем меньше случаев и меньше продолжительность инфекционных заболеваний, распространяющихся через воздух. Облучение кожи ультрафиолетовыми лучами, на которые богато горное солнце, улучшает ее физиологические свойства. Для создания биологической прочности организма этот фактор имеет важное значение. На сроки акклиматизации влияют несколько факторов и прежде всего— «горный стаж»: чем больше бывает и тренируется боксер в горных условиях, тем быстрее происходит приспособление его организма к ним.
Вторым фактором является разность высоты между местом постоянного жительства и тренировки и горной местности, где будет проходить тренировка.
Третий фактор, влияющий на эффективность акклиматизации,— это степень общей физической подготовки и специальной тренированности. Чем больше тренирован боксер, даже в условиях низменности, тем быстрее и легче он переносит рубеж так называемой острой акклиматизации.
Тренировка боксеров в условиях горной местности
Обычно сбор в горах проводят в переходном периоде или в начале подготовительного (20-25 дней). За этот короткий срок надо боксеру успеть акклиматизироваться и провести тренировку на высоком уровне.
Со второго дня пребывания в горах приступают к прогулкам по пересеченной местности, постепенно удлиняя маршруты, выбирая все более сложный рельеф местности и увеличивая темп движения. Такие прогулки следует совершать не реже чем через день но 2-3 ч, организм при этом должен испытывать умеренные физические нагрузки.
Во время тренировочных занятий в горной местности, как и на равнине, надо развивать все компоненты подготовки: физическую, техническую, тактическую и психологическую. Однако удельный вес их не одинаков: основное внимание уделяется общей физической подготовке со специальной направленностью (70% общего времени тренировки).
Пребывание в горах следует разбить на три этапа.
I этап («острой» акклиматизации — 4-6 дней). Этот этап предусматривает первичную функциональную перестройку организма под влиянием климатических условий и средств тренировки. В тренировку следует включать легкие вольные упражнения, уделять немного внимания упражнениям на снарядах. Бегать не рекомендуется (чтобы не перегружать сердечно-сосудистую и дыхательную системы), лучше быстро ходить, особенно во время утренней гимнастики.
II этап (5-8 дней). При хорошем самочувствии и положительных медицинских показателях, педагогическом наблюдении и самоконтроле следует увеличивать темп и количество упражнений, вводить в них разнообразные элементы с напряжениями, упражнения на сопротивление и с отягощениями; упражнения с партнером (борьба в стойке, перебрасывание набивных мячей); спортивные игры (с короткими таймами и длительными перерывами). Можно тренироваться в ударах на снарядах по два-три раунда в небольшом темпе.
В этот период целесообразно заниматься три раза в день по одному часу (включая упражнения утренней гимнастики). До обеда спортсмены совершают прогулки (зимой на лыжах), вечером проводят игры и выполняют специализированные упражнения. Как в первом, так и во втором этапе не следует выполнять скоростно-силовые упражнения на результат.
III этап. Начинается после 15-дневного пребывания в горах. Можно проводить трехразовые занятия по 1,5-2 ч или двухразовые по 2-3 ч. В третьем этапе повышается интенсивность и продолжительность утренних упражнений, в которые можно включать легкий бег по слабо пересеченной местности и спортивные игры. Прогулки более длительные, местность выбирается средней пересеченности. Специализированные упражнения принимают характер полноценной тренировки с подготовительной, основной и заключительной частями (1,5-2 ч). Уделяется больше времени упражнениям с партнером и на снарядах.
Для разнообразия летом можно совершать походы с ночевками, организацией бивуаков, ознакомлением с бытом местного населения и т. д.
Исследования показали, что при активной деятельности спортсмена, в том числе и боксера, в условиях среднегорья расходуется до 7000 ккал. Это объясняется значительным повышением окислительных процессов в организме. Рационы должны быть обогащены овощами, относительно бедны жиром и богаты витаминами В и С, потребность в которых в горных условиях повышается (В. С. Асаимани рекомендует потреблять до 500 мг в сутки аскорбиновой кислоты — витамина С).
В условиях активной спортивной деятельности возрастает потребность в витаминах А, В2, РР. Этими витаминами богаты морковь, красный перец, зеленый лук, чеснок. Полезны соки, кефир, простокваша, которые ускоряют процесс пищеварения.
Пребывание и тренировка спортсменов в условиях горного климата создают благоприятные условия для совершенствования спортивного мастерства. Функциональные изменения в организме, развившиеся в процессе пребывания в горах, сопровождаются улучшением общего самочувствия и повышением работоспособности, которые сохраняются на продолжительный срок при возвращении в обычную обстановку на место постоянной тренировки боксера.
Особенности этапов спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства в легкой атлетике
Этап спортивного совершенствования начинается в 16-17 лет и заканчивается в 19-20 лет, имеет цель максимального повышения спортивных результатов в избранном виде спорта. Основные задачи данного этапа:
− совершенствование в избранном виде спорта;
− повышение спортивного мастерства;
− дальнейшее развитие физических качеств, технической
− целенаправленная соревновательная подготовка в избранных дисциплинах;
− совершенствование вариантов индивидуальной техники и тактики;
− адаптация к повышенным нагрузкам и дальнейшее их повышение;
− повышение психической устойчивости спортсмена к нагрузкам и соревнованиям;
− изучение и совершенствование методики спортивной тренировки и оздоровительных форм физической культуры.
Лучшие учащиеся, которые закончили обучение в спортивной школе, продолжают заниматься в группах спортивного совершенствования СДЮШОР, в училищах олимпийского резерва (УОР), школах высшего спортивного мастерства (ШВСМ).
Этот период характеризуется стабилизацией темпов роста физических качеств, окончанием сенситивного развития организма подростков, заметными различиями в физической подготовленности юношей и девушек. Заканчивается период полового созревания.
Продолжается увеличение мышечной массы, силовые способности дифференцируются и активно проявляются как в комплексных приспособлениях, так и изолированно, в специализируемых направлениях и режимах.
При переходе от этапа углубленной тренировки к этапу спортивного совершенствования необходимо учитывать уровень спортивных результатов и темпы их прироста, уровень здоровья и физической подготовленности. На этом этапе необходимо достижение высоких спортивных результатов на уровне кандидата и мастера спорта.
Молодые легкоатлеты участвуют в соревнованиях старшей юношеской группы (16-17 лет), юниоров (18-19 лет) и взрослых.
Возраст 16-17 лет является своеобразным переходом к периоду полного формирования организма. Поэтому можно полагать, что легкоатлеты, прошедшие 4-6-летнюю подготовку в ДЮСШ, могут выполнять достаточно большие объемы тренировочных и соревновательных нагрузок. В связи с этим меняется отношение к средствам, методам направленной специальной спортивной подготовки молодых спортсменов.
Исходя из теории сенситивных периодов развития физических качеств, можно выделить возрастные этапы, сформулировать конкретные задачи и определить средства и методы для совершенствования двигательных качеств молодых спортсменов. Оценка количественной взаимосвязи спортивного результата в видах легкой атлетики, отражающих специальную физическую подготовленность, показала, что основное значение в достижении высокого спортивного результата имеют показатели, характеризующие скоростные и скоростно-силовые способности, специальную и скоростную выносливость, силовые проявления.
Этап высшего спортивного мастерства в легкой атлетике предусматривает подготовку спортсменов старше 20 лет и объединяет молодежную группу и группу взрослых спортсменов. Основной задачей этапа является максимальная реализация индивидуальных возможностей спортсмена и достижение максимального результата в избранном виде. Объем и интенсивность тренировочных и соревновательных нагрузок на этом этапе достигает своих максимальных значений, при этом интенсификация и специализация подготовки являются приоритетными направлениями в подготовке высококвалифицированных легкоатлетов. Особое значение на этапе высшего спортивного мастерства приобретает индивидуализация подготовки, а подбор специальных средств подготовки, их объема и интенсивности определяется строго с учетом индивидуальных возможностей спортсмена, уровня и структуры технико-физической подготовленности спортсмена, всего предшествующего опыта подготовки.
Особенности тренировкина этапах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства в легкой атлетике проявляются в следующих положениях:
1) направленность занятий со спортсменами связана с узкой специализацией;
2) увеличивается количество тренировочных занятий до 2-3 в день;
3) значительно возрастает объем и интенсивность нагрузок;
4) строгая индивидуализация тренировочной нагрузки;
5) физическая подготовка отличается (от предыдущих этапов) значительным ростом тренировочных нагрузок с повышением удельного веса специальной работы;
6) проведение систематических тренировок в условиях тренировочных сборов;
7) распределение занятий в нагрузочных микроциклах моделируется в соответствии с регламентом соревнований;
8) внедрение в тренировочный процесс научно-методического обеспечения является обязательным в организации и проведении подготовки спортсменов;
9) составной частью процесса тренировки являются мероприятия, направленные на ускорение восстановления работоспособности (сауна, массаж, гидропроцедуры и т.д.);
10) важнейшим условием успешного осуществления спортивной тренировки является правильное планирование и проведение комплексного контроля;
11) обязательное условие полноценной тренировки – приобретение теоретических знаний (о построении тренировки, средствах, методах, режиме, врачебном контроле, гигиенических требованиях и т.д.).
В группах спортивного совершенствования 60% времени отводится специальной физической нагрузке, 30% – общей физической подготовке и 10% – упражнениям, повышающим эмоциональность занятий.
Нельзя забывать, что юноши и девушки начинают активно интересоваться перспективой собственного развития. Поэтому спортсмен должен знать задачи, стоящие перед ним, разбираться в средствах и методах воспитания физических качеств, в формах тренировочных занятий и планировании их, периодизации круглогодичной тренировки, вести учет проделанной работы в спортивном дневнике. Спортсмен обязан изучить литературу, касающуюся вопросов тренировки, и ему следует оказывать помощь в этом деле.
Техническая подготовка на этапах занимает достаточное время и направлена на максимальное совершенствование индивидуального стиля в избранном виде легкой атлетики, устранение недостатков в процессе выполнения элементов техники.
Для углубленного понимания техники легкоатлетического упражнения, формирования рационального индивидуального варианта техники необходимо:
1) установить характерные его особенности, его отличие от других упражнений;
2) выделить в упражнении отдельные части, фазы, уяснить структуру движений в связи с решением частных задач;
3) установить в структуре движений главные (рабочие) фазы, определяющие спортивный результат, и фазы вспомогательные и второстепенные, а также фазы относительного отдыха;
4) уточнить основные стороны и характеристики движений спортсмена при выполнении каждой фазы упражнения, направление, амплитуду, скорость, силу, согласованность, темп, количество повторений.
Уточнение основных характеристик движений позволяет определить работающие группы мышц, последовательность включения их в работу и характер самого двигательного действия при выполнении спортивного упражнения. Зная все это, можно планировать средства тренировки для совершенствования технического мастерства спортсмена, используя различные специальные упражнения.
Методика контроля.К настоящему времени накопилось большое количество тестов, рекомендуемых для использования в процессе контроля и спортивной тренировки. Но не все они информативны и доступны для контроля спортсменов. Поэтому одна из основных задач контроля – правильный подбор комплекса тестов, которые должны отвечать дифференциальным факторам, определяющим спортивный результат в избранном виде легкой атлетики. Для каждого вида легкой атлетики необходимо выбирать те факторы, воздействие которых оптимально. Например, для спринтерского бега это: 1) быстрота реакции на старте; 2) способность к ускорению; 3) максимальная скорость бега; 4) скоростная выносливость; 5) техническое мастерство.
Все перечисленные факторы, оказывающие наиболее сильное влияние на результат в спринтерском беге, обладают различной значимостью и все же главные из них – максимальная скорость бега и скоростная выносливость. Остальные факторы имеют значительно меньший удельный вес. Следовательно, совершенствованию этих качеств и выбора тестов для контроля необходимо уделять большее внимание, чем другим факторам.
Такого рода подход является конструктивной основой, способствующей дальнейшему совершенствованию критериев в процессе специального контроля спортсменов.
Участие в соревнованиях.Нельзя достичь высоких спортивных результатов, редко выступая на соревнованиях. Поэтому отличительной чертой современной методики тренировки считается увеличение числа соревнований в каждом году. Участие спортсменов в соревнованиях оказывает многостороннее воздействие на физические и психологические качества спортсмена. Частые выступления в соревнованиях дают спортсмену знания и опыт. Количество стартов в течение года определяется исходя из вида спорта и индивидуальных особенностей спортсмена. Цель, масштаб и степень психической напряженности в соревнованиях могут быть различными. Поэтому спортсмену ставятся задачи с учетом направленности соревнований на рекорд, на победу, контроль уровня подготовленности, проверку тактических замыслов, приучение к условиям «поля боя».
Спортсмены, имеющие высокие спортивные результаты (на уровне КМС и МС), выступают довольно часто на различного рода соревнованиях. В связи с переездами появляются свои сложности, касающиеся времени переезда на соревнования и акклиматизация, изменение суточного режима. Поэтому спортсмену целесообразно учитывать и непосредственную подготовку к соревнованиям. Меняется тренировочная работа в последние дни перед стартом и т.д.
При непосредственной подготовке к основным соревнованиям необходимо правильно чередовать тренировочную работу и отдых путем планирования занятий с различными нагрузками, активным и обычным отдыхом. После тренировочного занятия или серии занятий в недельном микроцикле к назначенному дню обеспечить полное восстановление организма спортсмена, перед соревнованием отдыхать не более одного дня. Не меньше чем за неделю до ответственных соревнований уменьшить общее количество тренировочной работы, и за 24 часа до соревнований проделать разминку, не допуская максимальных усилий.
Регулярно участвовать в соревнованиях, чередуя одно особо ответственное соревнование с тремя-четырьмя меньшего масштаба. Не участвовать в соревнованиях при появлении после разминки нежелания соревноваться. В этом случае целесообразно перейти на занятия другими физическими упражнениями.
При определении количества соревнований в году необходимо предусмотреть главные и второстепенные соревнования.
Индивидуальный подход к спортивной тренировке.На этапах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства в тренировочном процессе возникает необходимость подходить к спортсмену дифференцированно, иными словами, переходить от индивидуально-группового метода тренировки к индивидуальному.
Экспериментальная разработка конкретных подходов в индивидуализации спортивной тренировки стала разрабатываться главным образом в последние двадцать лет. Все чаще индивидуализация находит широкое применение в практической работе в спорте. Наметилось несколько путей в индивидуальном построении тренировочного процесса. В рамках микро- и мезоцикла индивидуальное построение тренировки осуществляется с учетом:
– биологических колебаний функционального состояния в различные фазы эндогенного ритма;
– текущего состояния тренированности спортсмена;
– меры индивидуальной величины максимальной нагрузки;
– данных о факторах и модельных характеристиках в подготовленности спортсмена, выявление сильных и слабых сторон в подготовленности.
В современном понятии индивидуальность – это неповторимое своеобразие какого-либо явления, отдельного существа человека. В настоящее время в биологии (анатомия, физиология, генетика и т.д.) индивидуальность характеризует специфические черты данной особи, организма и своеобразия сочетания наследственных и приобретенных свойств, что является результатом онтогенеза и выражается в особенностях генотипа и фенотипа.
Индивидуальный подход предполагает знание индивидуальности, то есть того особенного, неповторимого, что отличает одного человека от всех других и включает природные и социальные, физические и психические, врожденные и приобретенные свойства. Индивидуальный подход, рассматриваемый в педагогике как один из важнейших принципов обучения и воспитания, определяется как деятельность обучающего, предполагающая временное изменение ближайших целей относительно содержания, методов и организационных форм учебно-воспитательной работы, с учетом индивидуальных особенностей личности ученика для реализации наиболее успешного развития ее социальной типичности и индивидуального своеобразия.
В теории и методике физического воспитания общепринятым считают положение о том, что определяющую роль в подготовке юных спортсменов играет собственно обучение. Однако тренировка как внешняя причина действует через внутренние условия, без учета которых ее воздействие будет недостаточно эффективным. К внутренним условиям, оказывающим влияние на тренировочный эффект, относятся индивидуальные особенности спортсмена. Это предполагает необходимость организации учебно-тренировочного процесса на основе глубокого учета индивидуальных различий в физической, технической, тактической, психологической подготовленности, морфологических особенностях спортсмена.
Для объективности суждения о достоинствах или недостатках индивидуального подхода к спортивной тренировке (построения тренировки в целом, отдельных ее частей, компонентов и др.) необходимо располагать критериями, отвечающими требованиям индивидуализации: состояние здоровья, уровень биологической зрелости и физического развития, уровень технической и тактической подготовленности, психическая и теоретическая подготовленность, медико-биологические, морфологические, физиологические характеристики, социальная среда.
Именно поэтому в понимании индивидуальности следует исходить из характеристик как функционального оптимума, служащего основой для достижения запланированных результатов. В этой связи важно, чтобы целевое задание на определенный тренировочный цикл соответствовало индивидуальным особенностям конкретного спортсмена. Этому требованию не отвечает в полной мере среднегрупповой критерий планирования тренировочного задания.
Во-первых, каждый человек индивидуален и ему присуще бесконечное количество свойств и особенностей. Очевидно, что такая бесконечность не может быть объектом специального изучения. В этом случае исследование должно носить интегральный характер, то есть достаточно изучить связи между ограниченным набором индивидуальных свойств, относящихся к разным иерархическим уровням.
Во-вторых, в соответствии с принципом системности необходимо рассматривать специфические области индивидуальных особенностей спортсмена не только сами по себе, но и в зависимости от интегральной индивидуальности.
В большинстве случаев подготовка спортсмена осуществляется групповым методом. Поэтому всегда возникает вопрос о том, как индивидуализировать подготовку в рамках общего для группы плана. Кроме этого значительные трудности для индивидуальной подготовки возникают при поиске эффективных способов установления индивидуально-оптимальных средств, методов, форм спортивной подготовки. Преодоление указанных трудностей лежит на пути индивидуальных различий в подготовке юных и взрослых спортсменов.
Методика определения индивидуальных норм.Индивидуальный подход к спортсмену предполагает знание индивидуальных особенностей, которые отличают одного человека от всех других и включают природные и социальные, физические и психические, врожденные и приобретенные свойства.
По индивидуальным характеристикам физической подготовленности в скоростно-силовых видах легкой атлетики и видах на выносливость все спортсмены разделены на четыре группы: с преимуществом быстроты, силы, скоростно-силовых качеств, выносливости. Индивидуальные особенности состоят из множества факторов, которые группируются вокруг трех основных: генетические предпосылки, уровень подготовленности, социальная среда.
Особенности физической подготовленности и функционального состояния в соответствии с уровнем физической работоспособности делятся на высокий, средний и низкий. Особенности психологической подготовленности квалифицированных спортсменов классифицированы по возрастным критериям, в основе которых лежат индивидуально-психологические особенности личности и высшие психические функции.
В связи с этим одним из основных требований проблемы интеграции будет ограничение круга входящих показателей. Это положение сохраняет свою правомерность и в исследованиях по спортивной тренировке, в том числе и в детско-юношеском спорте. В настоящее время для оценки уровня физической подготовленности применяется широкий круг разнообразных тестов. Они имеют различную степень корреляции со спортивным результатом. В то же время с точки зрения критерия рациональности только те контрольные упражнения могут быть признаны надежными, которые отражают динамику физической подготовленности спортсменов по мере роста их мастерства и имеют сильную взаимосвязь со спортивным результатом. Обусловлено это тем, что этапы начальной спортивной специализации и углубленной тренировки характеризуются высокими темпами роста, а этапы спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства – стабилизацией показателей подготовленности спортсменов. Контроль за исследуемыми параметрами по количественным и качественным характеристикам позволяет выявить динамику индивидуальных особенностей юных спортсменов и служит основанием для коррекции тренировочного процесса.
Для оценки индивидуальных особенностей спортсменов наиболее адекватны комплексные критерии, отражающие мощность, экономичность и устойчивость функционирования опорно-двигательного аппарата, кардиореспираторной системы и энергообеспечения организма спортсмена. Эти критерии позволяют выявить индивидуальную структуру функциональной подготовленности организма юного спортсмена к соревновательной нагрузке. Процедура определения индивидуальной нормы может быть такова:
− определение времени начала тренировки и ее продолжительности;
− систематическое тестирование занимающихся по комплексу наиболее информативных тестов в течение определенного этапа;
− определение средних величин и стандартных отклонений;
− принятие значения X ± 0,5 а за среднюю норму, а остальных градаций как низкая – высокая, очень низкая – очень высокая;
− значение результата в тесте свыше X ± 2 а считать очень высокой нормой.
В основу методики определения индивидуальной нормы функционального состояния организма юного спортсмена положено исследование диапазона функционирования систем, определяющих успешность выполнения основного упражнения.
На основе полученных данных рассчитывались индивидуальные нормы физической подготовленности, соответствующие лучшему на данный этап спортивному результату.