Что такое спортивный бридж
Правила кратко
Бридж – единственная карточная игра, являющаяся Олимпийским видом спорта.
О происхождении бриджа существует много легенд. Очевидно, современный бридж возник путём видоизменения игры вист. Британская энциклопедия (22-е издание Pears’ Cyclopaedia) приводит правила бриджа, отличные от принятых в наши дни и больше напоминающие правила виста; уже тогда (1913) бридж называется игрой «очень популярной во многих кругах». В 1945 г. приняты международные правила бриджа, утверждённые в 1948 г. Международной федерацией бриджа. В конце XX века в бридж играют десятки миллионов людей во всём мире, проводятся национальные и международные первенства.
Различают два вида бриджа: робберный и спортивный, разработанный для проведения чемпионатов и выявления победителей.
В спортивном бридже различают парные и командные состязания. Правила спортивного бриджа таковы, что влияние случайности сведено к нулю: всем участникам парных соревнований приносят сданные заранее карты – одинаковые для нескольких столов, на которых идёт игра. Выигравшей признаётся та пара игроков, которая «заработала» большее, чем противники, количество очков при равных условиях: на тех же картах и при тех же раскладах. В командных соревнованиях члены одной команды, состоящей из двух пар, сидят за двумя столами на разных линиях (север – юг; восток – запад). Выигравшей признаётся та команда, которая наберёт лучшую разницу очков на двух столах.
Описание игры
Старшинство карт и мастей
Бридж. Виды и правила. Особенности и история
Бридж — спортивная карточная игра, которая по своей популярности соперничает с шахматами. Она имеет статус Олимпийской дисциплины, а также общепринятую классификацию спортсменов по уровню мастерства. Курирует развитие спорта Всемирная федерация бриджа. Федерации существуют и на национальном уровне в различных государствах. Регулярно проходят соревнования, в том числе международные и континентальные. Бридж очень демократичен: в нем нет ограничений по полу, возрасту, медицинским показаниям. Поэтому начать свою карьеру в этом виде спорта не поздно никому и никогда.
Историческая справка
Вопрос о том, как появился бридж, является спорным. Исследователи истории спорта склоняются к тому, что он появился как модификация виста. Так, в британской энциклопедии содержатся правила игры, которые очень напоминают правила виста. Свою популярность он приобрел еще в 1913 г. А к 1945 г. сформировались унифицированные правила для международных соревнований.
Официальный спортивный статус бридж приобрел в 1995 г. по решению МОК. На сегодняшний день это единственная карточная игра в мире, входящая в программу Олимпиады. Регламенты турниров утверждаются Всемирной федерацией, в состав которой включены 108 государств. В настоящее время игрой увлекаются миллионы людей по всему земному шару. На международном уровне лидерами являются Соединенные Штаты, Франция, Италия, Польша и Нидерланды.
Разновидности и особенности бриджа
Выделяют два вида бриджа:
Спортивный бридж проходит в парном и командном формате. Независимо от вида и формата игры участники всегда находятся в одинаковых условиях. Все пары получают заранее сданные, абсолютно одинаковые карты. Это исключает любую случайность. Из-за этой особенности состязания именуют дубликатными. В командном турнире сборная состоит из четырех человек. Каждая из двух пар сидит за разными столами на линии север-юг и восток-запад. Первенство получает команда с наибольшей разницей по очкам на двух столах.
Как в большинстве дисциплин, в бридже существует единая классификация уровней мастерства. Согласно ей самый высокий титул — это гроссмейстер. За ним следует лайфмастер, а затем мастер.
Правила игры в бридж
Главной операцией выступает так называемая торговля. В ходе ее пары делают заявки, то есть обязуются взять определенное количество взяток (более 6) при заявленном козыре либо без такового. Такое обязательство именуется контрактом. Именно с помощью совместных взяток партнеры зарабатывают баллы. При этом соперники стараются всеми силами воспрепятствовать выполнению заявки.
В процессе игры в бридж партнеры могут обмениваться информацией о своих картах. Это очень важно, поскольку одному из пары игроков приходится заказывать козырь и заявлять число взяток, которые они возьмут совместно. Для такого информационного обмена имеются различные способы, не противоречащие правилам. Их называют конвенцией. Конвенций существует множество.
На профессиональном уровне он очень сложен. Поэтому до того, как принять участие в турнире высокого уровня, придется многому научиться и регулярно тренироваться. Игроку необходимы знания в области логики, математики, а также психологии. Но и это не все. Игроки, образующие пару, в течение всего розыгрыша постоянно взаимодействуют друг с другом и несут взаимную ответственность. Любое решение, принятое одним из партнеров, относится в целом к паре, равно как все успехи и промахи.
Бридж базируется на основном принципе: нужно играть так, чтобы не подставить партнера. Это и придает бриджу особую специфику: не только мастерство помогает одержать победу, но также терпимость, взаимопонимание и взаимоуважение партнеров. При этом любой обмен информацией между ними происходит исключительно легально, в соответствии с принятой конвенций. Любые иные способы исключены. Бридж — спорт для честных.
Бридж
30 секунд — 15 минут
Бридж (англ. bridge ) — карточная интеллектуальная командная или парная игра. Спортивный Бридж — единственная из карточных игр, признанная Международным Олимпийским Комитетом в качестве вида спорта. По своей сложности, увлекательности и популярности бридж стоит в одном ряду с такими интеллектуальными играми, как шахматы, го и др.
Основные разновидности бриджа: робберный и спортивный бридж. Робберный бридж практикуется в домашней игре. В этой разновидности бриджа соревнуются четыре игрока: два против двух других. В спортивном бридже играется определенное количество сдач, причем каждая сдача разыгрывается на двух или более столах разными игроками с последующим сравнением результатов. Задача каждой пары в спортивном бридже — получить лучший результат, чем другие пары с теми же самыми картами.
Содержание
История
Правила, близкие к современному бриджу, возникли в 1925 году при непосредственном участии Гарольда Стирлинга Вандербилта (англ. Harold Stirling Vanderbilt ), который вложил в популяризацию бриджа немало денег. Именно тогда в игру было внесено понятие «зональности» и некоторые другие элементы, которые и определили дальнейший успех бриджа на международной арене. Заметим, что разработанный тогда вариант правил игры далее практически не менялся, таким образом, 1925 год можно считать годом появления бриджа в мире.
Бриджу уделяли внимание многие известные личности, такие, как Уинстон Черчилль, Маргарет Тэтчер, Дэн Сяопин, Омар Шариф, Билл Гейтс, Уоррен Баффет и др. В последние годы жизни Дэн Сяопин сохранил себе единственный официальный пост — почётный председатель Всекитайской ассоциации бриджа.
Ход игры
За одним столом играют две пары игроков, игроки одной пары сидят друг напротив друга. Традиционно игроки называются по сторонам света: Север (N), Восток (E), Юг (S) и Запад (W). Пара Север-Юг (NS) играет против пары Восток-Запад (EW). Каждая раздача состоит из двух фаз — торговли и розыгрыша. Заявки в торговле и игра картами производятся игроками поочередно по часовой стрелке.
Подготовка к игре
Для игры используется стандартная колода из 52 карт от двойки до туза четырёх мастей. При раздаче каждый игрок получает по 13 карт. Один из игроков является сдающим (англ. dealer ).
В робберном бридже сдающий раздаёт карты по одной по часовой стрелке, начиная с оппонента слева и заканчивая собой. В это же самое время, для удобства игроков, партнёр сдающего замешивает сдачу, которая будет играться следующей. Сдающие меняются по часовой стрелке, то есть следующим сдающим становится оппонент слева.
В спортивном бридже в каждой конкретной сдаче один из игроков формально является сдающим, но на самом деле все расклады готовятся только однажды в самом начале турнира или матча. В процессе игры, игроки не бросают карты на середину стола, а кладут их перед собой и переворачивают рубашкой вверх по окончании каждой взятки. Это позволяет, в случае возникновения между игроками разногласий по поводу количества выигранных взяток, восстановить ход розыгрыша после окончания сдачи. Когда сдача сыграна, каждый игрок возвращает свои карты в отсек специальной коробки, в которой сдача может быть перенесена за другой стол. Переходя к следующей коробке, игроки достают карты из отсеков, соответствующих их игровым позициям за столом, и пересчитывают их, держа рубашкой кверху, чтобы убедиться, что карт ровно 13. Таким образом удается предотвратить сбои, которые могли возникнуть из-за неправильного вложения карт в коробку за другими столами.
На крупных турнирах, подготовка сдач осуществляется автоматически. Для этого используются специальные карты со штрих-кодом, нанесенным на лицевую сторону. Программа-генератор выдает случайный расклад, который посылается раздаточной машине, распознающей карты по штрих-коду и раскладывающей их в отсеки стандартных коробок в соответствии с заданным раскладом.
Торговля
Целью торговли является определение контракта — обязательства одной стороны взять определенное количество взяток в назначенной ею деноминации (масти или «без козыря»). Во время торговли игроки, начиная со сдающего, по очереди делают заявки. Существует 4 типа заявок:
Если в начале торговли все четыре игрока сказали «пас», все получают по 0 очков и сдача завершается.
Торговля прекращается после трёх пасов подряд, последовавших после значащей заявки. Последнее назначение «N деноминация» (с возможной контрой или реконтрой) называется финальным контрактом и означает обязательство пары взять N+6 взяток при указанных козырях (либо в бескозырной игре). В паре, выигравшей торговлю, игрок, который первым заявил финальную деноминацию, становится разыгрывающим (англ. declarer ), а его партнёр — болваном (англ. dummy ). Оппоненты разыгрывающей пары называются вистующими (англ. defenders ).
Пример торговли (сдавал Запад):
Запад | Север | Восток | Юг |
---|---|---|---|
пас | 1 ♥ | пас | 1 ♠ |
пас | 2 ♦ | контра | 3 ♠ |
пас | 4 ♠ | пас | пас |
пас |
Розыгрыш
Первый ход делает оппонент разыгрывающего, сидящий слева. После этого болван кладёт свои карты на стол и его картами управляет разыгрывающий, указывая болвану, какой картой ходить со стола.
Игра ведётся так же, как и в других играх на взятки с одной важной особенностью: бить козырем необязательно.
Результатом розыгрыша является количество взяток, полученных каждой парой, независимо от того, кто именно в паре получил взятку.
Подсчёт очков (Робберный бридж)
Робберный бридж является игрой для 4-х человек, таким образом, он сильно зависит от удачи. В середине 20 века число игроков в робберный бридж было очень большим.
Однако, с развитием спортивного бриджа и увеличением количества спортивных турниров игроки стали массово переходить в спортивный бридж, который оказался более интересным для большинства игроков. Сегодня робберный бридж в мире практически исчез, в него иногда играют, когда нет возможности собрать 8 человек для полноценного спортивного матча (хотя в таких условиях игроки в спортивный бридж часто предпочитают игру в «компенсацию»). Также в мире еще остались немногочисленные робберные клубы.
Робберный бридж делится на два основных вида: Роббер по классическим правилам и более современный — «Чикаго» (сейчас он более популярен). Вариант «Чикаго» отличается тем, что его правила похожи на правила спортивного бриджа (см. #Подсчет результатов сдачи в спортивном бридже). Кроме того, в отличие от классического роббера, который может очень затягиваться, «Чикаго» имеет фиксированную длину.
В классическом робберном бридже игра делится на независимые «робберы». Запись роббера выглядит примерно так:
Существует два вида очков — очки «под чертой» даются за заказанные и сыгранные контракты, очки «над чертой» — премии за перебранные взятки, за подсады и т. п.
Для того, чтобы выиграть роббер, одна из пар должна выиграть два гейма, то есть дважды набрать не менее 100 очков под чертой. После каждого гейма очки «под чертой» оказываются «над чертой» и их приходится набирать заново.
Пара, выигравшая гейм, оказывается «в зоне уязвимости» до конца роббера (обычно говорят, просто в зоне). При этом увеличиваются штрафы за подсад и премии за шлемы (см. ниже).
Премия за выигрыш роббера составляет 500 очков, если оппоненты выиграли один гейм, и 700 очков, если не выиграли ни одного гейма.
Сыгранный контракт
Контракт считается сыгранным, если разыгрывающий набрал не менее заказанного числа взяток (с учетом базовых шести).
Премия за сыгранный контракт зависит от масти контракта: трефа и бубна считаются младшими мастями (миноры, 20 очков за взятку), черва и пика — старшими (мажоры, 30 очков за взятку); первая взятка в бескозырном контракте стоит 40 очков, остальные по 30 очков. Премия за заказанные взятки пишется под чертой, если пара набрала больше взяток, премия за дополнительные («овера») — над чертой. Например, если в контракте 2БК разыгрывающий набрал 9 взяток, он получает 40+30=70 очков под чертой и 30 над чертой.
За заказанные и сыгранные контракты на 6 и 7 уровне (малый шлем и большой шлем) даются дополнительные премии:
Подсад
Если разыгрывающая сторона не смогла набрать заказанное количество взяток, вистующие записывают себе над чертой за каждую недобранную взятку 50 очков, если разыгрывающие были до зоны, и 100 очков, если в зоне.
Контра и реконтра
Сыгранный под контрой контракт даёт в 2 раза больше очков под чертой, чем без контры. Кроме того, разыгрывающая пара записывает себе над чертой премию в 50 очков «за некорректную контру». Взятки свыше заказанных стоят по 100 очков до зоны и по 200 — в зоне. Например, 2 червы под контрой до зоны с одним овером принесут 120 очков под чертой и 50+100 очков над чертой. Заметим, что контра в данном случае превратила частичную запись в геймовый контракт.
При подсаде штраф под контрой составляет:
Все перечисленные очки под реконтрой удваиваются. Контра и реконтра не влияют на размер премий за шлем.
Размеры штрафов за недобранные взятки даже под контрой не очень велики. Так, в одинаковой зональности сесть без двух под контрой оказывается выгоднее, чем дать оппонентам сыграть гейм. Поэтому даже при относительно слабых картах часто имеют смысл защитные заявки, когда пара сознательно идёт на проигрыш контракта.
Спортивный бридж
В робберном бридже многое зависит от везения. Чтобы полностью исключить влияние случайности (удачи), в спортивном бридже одна и та же игровая ситуация разыгрывается разными участниками на нескольких столах, после чего сравниваются результаты и выясняется, кто сыграл лучше в одной и той же ситуации. Эта разновидность бриджа носит также название дубликатный бридж (англ. Duplicate Bridge ). Поскольку элемент везения в данном виде бриджа исключен, это переводит игру из разряда азартных в разряд спортивных. Масштаб спортивного турнира может варьироваться от клубного, в котором участвует несколько пар, до чемпионатов мира, где одна и та же сдача играется на сотнях столов. Спортивный бридж официально признан Международным олимпийским комитетом в качестве вида спорта и, наряду с шахматами, шашками, сянци и го, вошел в программу Первых Всемирных Интеллектуальных Игр в Пекине в 2008 году.
Подсчет результатов сдачи в спортивном бридже
В спортивном бридже за каждый сыгранный контракт начисляется заранее известное, строго определенное количество очков. Они зависят от уровня контракта, наличия или отсутствия лишних взяток и была ли дана контра или реконтра. В отличие от роббера, очки, полученные в прошлых сдачах, не оказывают никакого влияния на подсчет очков в следующих сдачах. Результат каждой сдачи записывается в отдельную колонку и не суммируется с результатами других сдач.
За подсад противников также начисляется определенное количество очков, которое зависит от зональности, наличия контры или реконтры, и количества недобранных взяток.
На самом деле, многие игроки даже не знают, как точно начисляются очки за сыгранные контракты, так как всегда после сдачи можно посмотреть на карточку биддинг-бокса, где указано, сколько очков начисляется за сыгранный контракт в различных условиях. Тем не менее, такое знание полезно для принятия решения в торговле, особенно в конкурентной (когда обе линии претендуют на контракты).
Геймовые и шлемовые контракты приносят значительно больше очков, чем частичные.
Например, в ситуации «в зоне» сыгранный контракт 1бк приносит 90 очков, контракт 2бк — 120 очков. Но контракт 3бк, являющийся геймом, приносит 600 очков. Контракт 6БК приносит 1440 очков (малый шлем), а 7БК приносит 2220 очков (большой шлем)
Более подробно, как считаются очки:
Сыгранный контракт
За сыгранный контракт в зоне частичной записи сторона получает премию в 50 очков. Если была контра, то премия становится равной 100 очков, и 200, если была реконтра
Выигравшая сторона получает по 20 очков за каждую взятку свыше шести в миноре, по 30 очков в мажоре, и 40 очков за первую взятку в БК (остальные также по 30). Если была контра, эти очки удваиваются, а на реконтре — умножаются на 4
Например, контракт 1 бубна имеет 1 взятку свыше 6, то есть это 20 очков + 50 очков премии за сыгранный контракт = 70 очков Другой пример: контракт 2бк имеет 2 взятки свыше 6, то есть 40 за первую + 30 за вторую + 50 премия = 120 очков Контракт 1ч на контре имеет 1 взятку свыше 6, что равно 60 (30 умножить на 2 из-за контры) + 100 очков премия = 160 очков
Если контракт геймовый (3БК, 4червы, 4 пики, 5 треф, 5 бубен или выше), то вместо премии 50 очков начисляется премия 300 очков за сыгранный гейм до зоны и 500 в зоне.
Если играется малый шлем (12 взяток), то кроме геймовой премии, сторона получает шлемовую премию, которая составляет 500 очков до зоны и 750 в зоне
Если играется Большой шлем (13 взяток), то кроме геймовой премии, сторона получает премию за Большой шлем, которая составляет 1000 очков до зоны и 1500 в зоне
Подсад
Если разыгрывающая сторона не смогла набрать заказанное количество взяток, вистующие записывают себе над чертой за каждую недобранную взятку 50 очков, если разыгрывающие были до зоны, и 100 очков, если в зоне.
Если была контра, то штраф за подсад становится равным:
При наличии реконтры эти очки удваиваются
Соревнуются две команды, каждая из которых состоит из двух пар. На первом столе пара от первой команды сидит на линии N-S, а пара от второй команды — на линии E-W; на втором — наоборот: пара от первой команды на линии E-W, от второй — на линии N-S. Все сдачи играются на обоих столах. Разница в результатах каждой сдачи переводится в так называемые ИМПы. Шкала ИМПов существенно нелинейна, это сделано для того, чтобы один крупный выигрыш не перекрыл по значимости все остальные сдачи. Сумма ИМПов переводится в VP (victory points) по таблице, соответствующей количеству сдач в матче. В матче обычно разыгрывается 30 VP, но одна команда не может получить больше 25 VP. Примеры счета матча в VP: 15-15, 17-13, 21-9, 25-5, 25-3, 25-0. Но есть таблицы перевода ИМП в VP из расчёта 20 VP на матч.
Турнир пар
Турнир пар состоит из независимых между собой сдач, сдачи каждая пара игроков играет по очереди с какими-то другими участниками турнира, обычно по 2 (редко по 3) сдачи с одними и теми же оппонентами. Система смены оппонентов может быть различной и мы ее тут описывать не будем. В результате игры каждая сдача играется за многими столами, в протоколе этой сдачи присутствуют результаты, сыгранные разными парами. Сравниваются между собой результаты, достигнутые на одних линиях (Север-ЮГ отдельно, Восток-Запад отдельно).
Применяют две стандартные схемы подсчета результатов турниров пар. Одна (более распространенная) называется турниром на макс, в другой (на среднее) подсчет ведется на ИМПы. Тактика игры зависит от вида турнира.
Подсчет очков в турнире на макс осуществляется следующим образом. Все записи на одной линии упорядочиваются, далее пара получает по два очка за каждую запись, хуже чем у них, и по одному очку за такую же точно запись. При этом не играет роли на сколько очков отстают друг от друга записи в протоколе. Обычно в результате набранные очки пересчитываются потом в проценты. Очень хороший результат в турнире — это 60 %, недостижимые 100 % означают, что в каждой сдаче пара получила лучшую запись.
Подсчет очков на ИМПы близок к подсчету очков в матче. Берутся результаты, достигнутые в сдаче на одной линии, из них выбрасываются несколько крайних (максимальных и минимальных, для элиминации артефактов), оставшиеся результаты усредняются. Далее результат каждой пары сравнивается с этим средним результатом и переводится в импы. С развитием компьютерной техники часто используется также подсчет числа ИМПов по сравнению со всеми остальными столами.
Рейтинговая и разрядная система в бридже
Как и в других видах спорта, в спортивном бридже существуют разряды и рейтинг. За успешные выступления на спортивных турнирах, игроки получают определенное количество Мастерских Баллов и Рейтинговых очков. Существуют как национальные, так и международные рейтинги бриджистов.
Таблица соответствия разрядов:
5,4,3,2,1 = нет специального звания
0.5 = «кандидат в мастера»
0/-0.5 = «клубный мастер»
-1/-1.5 = «региональный мастер»
-2/-2.5 = «национальный мастер»
-3/-3.5 = «национальный гроссмейстер»*
-4/-4.5 = «международный мастер»
-5 = «международный гроссмейстер»
Системы торговли
В ходе игры паре разрешается обмениваться информацией о картах, но есть два существенных ограничения:
Таким образом, пара может иметь различные значения для различных заявок, при условии, что оппоненты имеют возможность ознакомиться с их значениями. Тем не менее, на некоторых турнирах могут вводиться ограничения на определённые значения тех или иных заявок.
Набор значений различных заявок пары называется её системой торговли. Существует множество систем торговли, при этом наиболее популярными в России являются Общий язык, Точная трефа (также называемая Пресижн), Берёзка, Французская натуральная и Польский стандарт.
Назначения, контры, реконтры и даже пасы могут быть как натуральными, так и конвенционными.
Решение о том, какую масть и на каком уровне назвать, является одним из фундаментальных в бридже. Как правило, оно будет зависеть от оценки руки игроком. Существует ряд методик оценки силы руки, базовой среди которых является подсчёт пунктов Милтона Уорка. Она может дополняться и более сложными методами, такими как подсчет теряемых взяток, закон тотальных взяток и очки Zar.
Терминология
Ознакомиться со значениями бриджевых терминов можно в Словаре бриджа или на сайте [2]
Бридж в литературе
В детективном романе Агаты Кристи «Карты на стол» (в другом переводе «Карты на столе» [3] ) во время игры в бридж происходит убийство. Анализ хода игры помогает детективу Эркюлю Пуаро выявить убийцу.
В детективном романе Яна Флеминга «Мунрейкер» Лунный гонщик (англ. Moonraker ) подробно описана игра в элитном игровом клубе в робберный бридж. Главный герой Джеймс Бонд играет (в паре со своим шефом «М») против мошенника (Дрэкс — главный отрицательный герой) с целью разоблачения. Бонд выясняет, что Дрэкс, сдавая карты, видит их отражение в серебряном портсигаре и, таким образом, получает нелегальную информацию в каждой четвертой сдаче. С целью проучить Дрэкса Бонд подменяет колоду другой, карты которой заранее сложены в определенном порядке. Расклад таков, что весьма слабые карты у Бонда и его партнера позволяют ему забрать все 13 взяток. Спровоцировав Дрэкса на высокие ставки, разнообразные пари и контру, Бонд выигрывает большой шлем (семь треф) под реконтрой. Такой проигрыш является тяжелым ударом даже для миллионера. Бонд называет расклад «расклад Калбертсона». Не совсем понятно, почему козырем является минорная масть — трефа. Тот же расклад, но с заменой трефы на пику или черву (мажорную масть) принес бы еще больший выигрыш. Возможно, Бонд хотел, чтобы у Дрэкса были сильные мажорные масти.
В рассказе С. Моэма «Санаторий» [4] герои играют в бридж, причем один из них — Маклеод — умирает в момент своего триумфа: он поставил и выиграл большой шлем под реконтрой (в переводе «с дублем и редублем», что является ошибкой перевода). Следует отметить, что назначенный шлем был весьма плохим контрактом: в тексте отмечается, что для успеха потребовались два импаса («вынужден был два раза прорезать») и, по-видимому, сквиз («заставил противников прокинуться»). Между тем добавочная премия за большой шлем не окупает такого большого риска потери премии за малый шлем и закрытый роббер.