Что такое спортивный характер
Психологи рассказали, как спорт формирует характер
— Владимир, специалисты утверждают, что спорт оказывает большое влияние на формирование личности, характера человека. Так ли это?
В.Б.: Безусловно. Верно и обратное: психологическое состояние влияет на спортивные достижения. Этим вопросом занимается особая отрасль – психология спорта (или спортивная психология). С ее помощью можно активизировать индивидуальные качества спортсмена, которые помогут достичь высокого результата на соревнованиях. Также спортивная психология дает возможность эффективно выстраивать общение между спортсменом и тренером, участниками команды.
— Как именно спорт влияет на психологию человека?
— Будет ли человек применять эти качества только в мирных целях?
Д.Н: Спорт учит побеждать, но побеждать именно в рамках правил. Это позволяет понять, что существует что-то выше его собственных амбиций, уважать закон, корпоративную культуру, общечеловеческую этику. Спорт позволяет сформировать такие важные качества, как порядочность и честность.
— Это относится как к индивидуальным, так и командным видам спорта?
В.Б.: Командные виды спорта также способствуют развитию коммуникативных качеств. С их помощью человек учится работать в коллективе, достигать общих целей, а не только личных. Эти виды спорта воспитывают ответственность не только за себя, но и за команду, а в конечном итоге – за все общество.
Д.Н.: Но все-таки основная цель профессионального спорта – победа на соревнованиях и достижение высоких результатов. Развитие личности при этом – процесс, непосредственно связанный с этими достижениями.
— Следует различать спорт и физкультуру. Оказывает ли она влияние на психологическое состояние человека?
В.Б.: Реальность все больше переносит человека в мир виртуальный, отчуждая от собственных ощущений, чувств и желаний, заменяя их на концепцию «надо», «положено», «нормально», «так принято». В мире брендов теряется граница между «Я» и «Не Я». Частая жалоба на приеме у психолога: «Не знаю, как понять, чего я хочу на самом деле». Переключение внимания на собственное тело во время занятий физкультурой, позволяет выстраивать базовые представления о себе.
Д.Н.: Еще один важный фактор. Во время активных занятий вырабатываются эндорфины (в частности, бета-эндорфины), которые отвечают за хорошее настроение и самочувствие. Исследования показывают: если человек в депрессии начинает регулярно заниматься спортом, ему становится легче. Он выздоравливает быстрее, чем тот, кто только принимает лекарства или ходит к психотерапевту, но не активничает.
Спорт формирует характер
Роль спорта в нашей жизни
Влияние спорта на характер человека
Спорт развивает в каждом из нас, такие важные качества, как:
Терпение
Целеустремленность
Каждый спортсмен амбициозен (иначе никак) и желание быть первым, быть лучшим не оставляет ни на секунду. Для этого необходимо постоянно держать свой организм в тонусе, готовым в любую минуту доказать своё превосходство. Я уважаю тех, кто занимается спортом ради поддержания формы, но те, кто стремится добиться высших результатов (без ущерба для здоровья), вызывают у меня восхищение.
Концентрация
Мышление
Стереотип, что в спорте думать не надо, вызывает у меня, как минимум, улыбку на лице. Каждое движение спортсмена осмысленно и продуманно, поскольку помимо хорошей физической подготовки, очень важно правильно выбрать тактику, и постоянно анализировать действия соперника в ходе поединка, чтобы в нужный (иногда единственный) момент совершить манёвр, который позволит победить;
Реакция
Иногда ситуация выходит за рамки плана и очень важно своевременно проявить реакцию.
Чувство контроля
На протяжении соревновательного процесса необходимо держать в поле зрения: состояние своего организма, тактического плана, действия соперника. Отслеживание этих и не только компонентов позволяет вносить мгновенные коррективы в свои действия.
Умение абстрагироваться
Во время тренировочного процесса или соревнований ничего иного не существует, есть только ты и поставленная задача, всё остальное уходит на задний план.
Благородство
Спорт закаляет характер и помогает стать лучше
Спорт позволяет побеждать не только в ходе соревнований, приобретённые качества способствуют реализовываться личности в повседневной жизни: поскольку вышеуказанные качества позволят вам не опустить руки в любой ситуации, какой бы она не оказалась.
Спорт принимает нас такими, какие мы есть и делает нас лучше. Неважно, занимаетесь вы профессиональным или любительским спортом, важно, чего вы хотите достичь, чем готовы пожертвовать ради достижения поставленной цели. Спорт это фильтр, который отсеивает не соответствующих требованиям, лишь лучшие проходят дальше.
Благодаря спорту я понял, что никогда нельзя сдаваться раньше времени! Делай, что можешь и будь, что будет.
Роль характера в физическом воспитании и спорте. Составляющие спортивного характера.
Слово характер в переводе с греческого означает «черта», «примета», «признак». Считается, что характер — это сочетание постоянных и существенных свойств личности, образующих определенный ее психический склад. Свойства характера принято отделять от свойств темперамента. Свойства характера определяются фенотипом (склад высшей нервной деятельности, который образуется в результате комбинации врожденных особенностей и условий жизни). К свойствам характера относят волевые качества и направленность личности, включая чувства, интересы и др. Другими словами, к ним следует отнести только те особенности личности человека, которые характеризуют его отношение к чему-либо.
Принято различать четыре основные группы черт характера:
1. Отношение к обществу, к другим людям. Это коллективизм, тактичность, вежливость, чуткость, доброжелательность, правдивость, гуманность и др. Противоположные им: индивидуализм, бестактность, грубость, лживость, льстивость, жестокость, зависть, бесцеремонность и др;
2. Отношение к деятельности (трудовая, учебная и т.д.). Это трудолюбие, настойчивость, инициативность и др. Противоположные им: лень, безответственность, недобросовестность, безынициативность и др.;
3. Отношение человека к вещам. Это аккуратность, экономность, щедрость и др. Противоположные им: неряшливость, расточительность, скупость и др.; четвертая группа определяется чертами, выражающими отношение человека к самому себе. Это критичность, требовательность, скромность, гордость и др. Противоположные: зазнайство, хвастливость, заносчивость, высокомерие и др.;
4. Отношение человека к самому себе. Скромность, самоуважение, или недооценка себя и др.
Существенной особенностью черт характера является устойчивость их проявления в различных ситуациях. Это свойство упоминают, говоря о сильном или слабом характере человека (проявление активности в противодействии внешним обстоятельствам). В данном случае существует еще и суждение о противоречивости характера (наличие у человека свойств, которые приводят к противоречиям в действиях и поступках).
Волевые черты характера. Главным фактором формирования волевых черт характера является сознательный выбор субъективно более сложного и трудного, но эффективного, пути к решению задач подготовки и участия в соревнованиях. К волевым чертам характера относят: целеустремленность, настойчивость и упорство, самостоятельность и инициативность, решительность и смелость, выдержку и самообладание.
Существует достаточно известный термин «спортивный характер». Людям, знакомым со спортом, не нужно объяснять, что это такое. В специальных исследованиях, проведенных в европейских командах высокого уровня, в понятие спортивного характера включается от 10 до 62 его черт. Среди них наиболее часто встречаются эмоциональная устойчивость, стремление к лидерству, сочетание склонности к риску и расчетливости, самоконтроль, общительность. При этом основными вехами спортивного характера служат: воля, психическая надежность и спортивная порядочность.
Не так уж редко перед спортсменами встает характерный вопрос: рискнуть, продемонстрировать в соревнованиях либо освоенный на тренировках новый элемент техники или тактики (и тем самым добиться более высокого результата), либо обойтись старыми, проверенными, надежными приемами и смириться с умеренным результатом. Психическая надежность в значительной мере характеризуется оправданным риском.
Тема 2. Психология педагогической деятельности.
6. Факторы, способствующие повышению активности школьников на уроках физической культуры
Активность учащихся зависит от многих факторов: создание положительного эмоционального фона, правильная постановка задач урока, оптимальная загруженность школьников на уроке.
1. Положительный эмоциональный фон имеет исключительное значение на уроках физической культуры. Он формируется у школьников еще до начала урока и должен сохраняться на всем его протяжении. Эмоциональный фон может меняться по ходу занятия. Это зависит от самочувствия учеников, их интереса к физической культуре как предмету, к физическим упражнениям, конкретному уроку или личности учителя, от оценок их деятельности, настроя, поведения и самочувствия учителя.
Существует несколько основных факторов, способствующих повышению эмоциональности урока:
— Обстановка на уроке и поведение учителя. Урок физической культуры всегда приносит удовлетворение и радость, если школьники двигаются, если они видят учителя в хорошем настроении, понимают его шутки, знают и наглядно ощущают результаты своего труда.
— Использование игрового и соревновательного методов всегда вызывает сильную эмоциональную реакцию. На уроках с младшими школьниками важно использовать сюжетные игры, при этом учитель, включает в содержание игр программный учебный материал. Применяя такой метод, учитель сам должен стать участником игры, и выполнять соответствующую сюжету роль. С повышением возраста школьников следует использовать спортивные игры, вначале с упрощенными правилами, а затем полностью соответствующие реальным требованиям.
— Разнообразие используемых на уроке средств и методов. Известно, что однообразная физическая деятельность приводит к развитию неблагоприятных психических состояний: монотонии, психического пресыщения.
Существует множество способов разнообразить средства и методы проведения уроков:
1. Использовать фронтальную, групповую или круговую организацию занятий; включать новые физические упражнения ; менять обстановку, условия урока (переход из спортивного зала на воздух, музыкальное сопровождение и др);
2. Правильная постановка задач урока. Наиболее типичными ошибками учителя являются следующие: учитель перечисляет упражнения, которые будут выполнять ученики на уроке, вместо того чтобы поставить задачу, которую следует решить;
задача, которая ставится учителем, не значима для него;
учитель ставит неконкретную задачу ( «будем учиться играть в баскетбол»);
учитель ставит непривлекательные задачи для учеников. Важно, чтобы учебная задача была связана с интересами школьников;
учитель ставит перед учениками задачу, недостижимую в пределах одного урока. Это создает у школьников впечатление, что усилия, которые они затратят на данном уроке, напрасны.
3. Оптимизация загруженности школьников на уроке. Она может быть достигнута с помощью специальных организационно-дидактических мер, основными из которых являются:
1) устранение ненужных пауз на уроке.
2) осуществление постоянного контроля учителя за учениками в процессе всего урока (школьники предупреждены, что все их действия и поведение будут оценены, причем оценивается не только уровень знаний, умений и навыков, приобретаемых ими на уроке, но и их активность, внимательность и дисциплинированность);
3) включение в учебную деятельность всех учеников, даже тех, которые освобождены от выполнения физических упражнений. Освобожденные, присутствующие на уроке, получают задание внимательно следить за тем, что делают остальные, мысленно выполнять все упражнения. Известно, что идеомоторная тренировка не только способствует формированию двигательных умений, но и развивает (в незначительной степени) физические качества. Освобожденных учеников следует привлекать к судейству, использовать в роли помощников-организаторов.
Спорт и характер.
Я мсмк по пауэрлифтингу с 10 летним стажем тренировок.
И вот, что я расскажу вам про спорт и характер, человек, который повидал, все это, изнутри.
Одна из моих спортивных статей, получилась очень спорной, многие спортсмены отзывались негативно. Но это всего лишь мое субъективное мнение, хотя, старался быть объективным.
Хотелось бы услышать и ваше мнение, по поводу такой темы:
Характер. Влияние спорта на характер.
В статье будет разобран характер, его структура, также влияние спорта на становление характера. Сразу предупреждаю, что мнение в статье субъективное. Спорт не всегда благотворно влияет на характер и формирование личности, в моем понимании, поэтому будет описано позитивное и негативное влияние.
Черты характера и влияние спорта на их формирование.
В системе отношений личности выделяют четыре группы черт характера, будут рассмотрены все из них, а также влияние спорта на их формирование.
1.Отношение человека к другим людям.
Положительные черты:
— общительность;
— чуткость и отзывчивость;
— уважение к другим людям.
Негативные черты:
-замкнутость;
-черствость;
-грубость;
-презрение к людям.
Спорт влияет очень положительно, особенно в подростковом возрасте, когда черты характера стремительно формируются и часто меняются. Спорт, особенно командные виды спорта, формируют положительные черты, такие как: общительность (много детей играют вместе и поддерживают диалог между собой), чуткость и отзывчивость (командный вид спорта сплачивает людей, делая их более близкими друг другу, тем самым они становятся более чуткие и отзывчивые), уважение друг к другу (уважение и дружба неотъемлемая часть команды, если команда дружна и каждый ее член уважает друг друга, то она становится более сильной, к этому и стремится каждый тренер).
Но не все виды спорта положительно влияют на отношения человека к другим людям. Назовем их «Нарциссические виды спорта». Это все одиночные виды спорта, особенно те, в которых на соревнованиях не идет контакт между человеком и человеком, а человека с предметом. Сейчас разберем несколько родных мне видов спорта, с которыми хорошо знаком: бодибилдинг, пауэрлифтинг и тяжелая атлетика. Спортсмены данных видов спорта, очень отличаются от обычных людей, если хорошего футболиста сложно отличить от обычного среднестатистического человека, то 140 кг тяжелоатлет очень отличается, уже не говоря о 120 кг бодибилдира, который вообще не похож на нормального человека. Эти отличия и порождают у людей призрение к другим людям. Из-за их физических отличий, они считают себя не такими, как все, а если учесть, что большинство из них пришли в зал, с целью стать сильнее и красивее, можно предположить, что занятие спортом, только усугубляет их негативные черты, которые уже были до того, как они пришли в спорт.
Можно посмотреть, на поговорки бодибилдеров: «Мужчина начинается от 100кг», «Руки меньше 45 см – не руки, а стручки». Эти высказывание в полной мере показывают отношение к «простым смертным». Еще большинство бодибилдеров ведут здоровый образ жизни (ЗОЖ), и очень не любят тех, кто его не ведет (это у них как у веганов). Где-то они тоже хотят расслабиться, покурить или опрокинуть стакан, но сурово сдерживают себя, что вытекает в ненависть к тем, кто не ЗОЖник, яро ненавидят курильщиков и людей которые пьют, называя их зависимыми наркоманами. Людей, не бодибилдеров, с неразвитой мускулатурой называют «дрыщами» (это как «гои» у евреев). Считают себя элитарной частью общества, думают, что все девушки мечтают отдаться им, зачать от них ребенка, а когда некие девушки, высказывают предпочтения к другим мужчинам, говорят, что ни блудницы (отдаются только за деньги) или ТП (не умные девушки).
У единоборцев, тоже, проявляются признаки «Нарциссического вида спорта», но в меньшей мере. Связано это с тем, что в единоборствах прививают уважение к сопернику, партнеру по спаррингу, что вытекает и к уважению всех людей. Но в отличие, от силовиков (железные виды спорта), единоборцы более агрессивны. Хорошие бойцы, МС и выше, редко встревают в драки, но разрядники пониже – более часто. Бойцы легкого и среднего веса слабо отличаются от среднестатистического человека, поэтому они очень не любят бодибилдеров, в теории «ушатывают» их с одного удара, но до практики редко доходит.
2. Черты, показывающие отношение человека к труду, к своему делу.
Положительные черты:
-трудолюбие;
-склонность к творчеству;
-добросовестность в работе;
-ответственное отношение к делу;
-инициативность;
-настойчивость.
Негативные черты:
-лень;
-недобросовестность в работе;
-безответственное отношение к делу;
-пассивность.
В этой ситуации, спорту нет равных среди других занятий, причем, любому виду спорта. Спорт развивает, не только умение тяжело работать, но самое главное – любовь к тяжелой работе. Только трудолюбивый и настойчивый человек сможет добиться успеха в спорте. Со временем, когда спортсмен выходит на высокий уровень, появляется инициативность к обучению и склонность к творчеству (тренировки – это творческий процесс, особенно на высоком уровне подготовки).
Лень и безответственность быстро искореняется тренером, смотря на других спортсменов, человек сам подсознательно, иногда осознанно, стараться и стремится к результату, прививая себе положительные черты.
3.Черты, показывающие, как человек относится к самому себе.
Положительные черты:
-чувство собственного достоинства;
-правильно понимаемая гордость и связанная с ней самокритичность;
-скромность.
Негативные черты:
-самомнение, иногда переходящее в наглость;
-тщеславие;
-обидчивость;
-эгоцентризм — как склонность рассматривать в центре событий себя и свои переживания;
-эгоизм — склонность заботиться преимущественно о своем личном благе.
4.Черты, характеризующие отношение человека к вещам.
Положительные черты:
-аккуратность;
-бережность.
К вещам, в спорте, особое отношение, у многих видах спорта особые законы. В пример можно привести штангу в тяжелой атлетике. Штангу нельзя переступать (за такое можно и получить по голове), не в коем случаи штангу нельзя пинать. Штанга очень почитаемый и важный предмет, и каждый тяжелоатлет относится к ней с уважением. Этот пример дает понять, что спорт развивает аккуратность и бережность. Но, все-таки, на большинство людей, спорт не сильно влияет, в качестве стимула, который будет вырабатывать аккуратность и бережность, особенно у взрослых людей.
Спорт проявляет двоякое влияние на черты характера, с одной стороны – положительное, а с другой – негативное. Самый важный вывод: во всем нужно знать меру и всегда оставаться человеком.
Портрет будущего чемпиона: семь основных качеств
Считается, что для получения звания чемпиона необходимо упорно тренироваться, и тогда победа гарантирована. Но личностные качества спортсмена, которые он проявляет с ранних лет, не менее важны. Уже в детстве можно определить, кто станет призером, а кто всю жизнь проведет в «середнячках». Чемпионам присущи определенные черты характера, которые приводят их к успеху.
Обучаемость
Обучаемость влияет на спортивную технику. Под этим понятием подразумевается правильность исполняемых движений и способы их выполнения, имеющие определенную эффективность. В различных видах спорта роль спортивной техники значительно отличается. Ее оттачивают и тяжелоатлеты, и акробаты, и футболисты. Без этого они будут быстро уставать, потеряют грацию и силу.
Спортивная техника отчасти определяется изначальными физическими данными спортсмена. Но эластичность мышц, выносливость, подвижность суставов — это лишь потенциал. Без понимания того, как правильно выполнять движения, невозможно прогрессировать. Поэтому обучаемость новым элементам и упражнениям — необходимое умение для любого спортсмена. Успешность тренировки зависит от того, насколько хорошо ученик поймет указания тренера и запомнит изученное. Например, при занятиях такими видами спорта, как прыжки в воду, необходимо держать в памяти сотни движений. Только так можно довести их до автоматизма.
В целом среди тренеров намечается тенденция к тому, чтобы уделять технике все больше и больше внимания. Каждый наставник хочет создать собственную методику, которая позволяла бы ему воспитывать чемпионов. Многие национальные школы вышли на первые позиции, потому что технологизировали привычные всем элементы. Известные примеры — советская школа фигурного катания, российская школа синхронного плавания.
Обучаемость можно развить, но делать это стоит еще с первых лет жизни ребенка. В этом помогут сказки, игры, рассуждения об окружающем мире. Результат зависит не только от количества потраченного времени, но и от темперамента чада. Так, холерикам сложнее сосредоточиться на новой информации. Они не могут усидеть на одном месте и часто отвлекаются. А флегматика будет сложно вовлечь в игру, требующую инициативности и активного участия.
Сила воли
Наличие у человека силы воли может быть не так уж заметно. Она проявляется лишь тогда, когда нужно преодолеть самого себя и устоять перед соблазнами. Именно сила воли помогает спортсмену преодолеть страх перед трудностями, которые ожидают его на профессиональном пути.
Когда дети впервые приходят в тренировочный зал, они не думают о проигрышах или отказах в контрактах. Их беспокоит та физическая боль, которую они могут получить при выполнении упражнения или случайном падении. Это опасение мешает взять высокую планку, и победить его можно лишь при наличии силы воли. Спортсменам всю жизнь приходится бороться с подсознательным страхом получить тяжелые травмы. Опытный гимнаст, выполняя новый элемент, волнуется ничуть не меньше, чем ребенок, учащийся стоять на брусьях.
Преодоление своей натуры — ежедневный процесс. На тренировке нельзя себя жалеть и придумывать отговорки, чтобы не заниматься. Безвольный спортсмен отмахивается на замечания тренера и не воспринимает их всерьез. Он никогда не проявляет инициативу и радуется, если появляется шанс поработать немного меньше, чем обычно. «И так сойдет», «у меня не получится», «слишком сложно» — это фразы, непозволительные для чемпиона.
Если ребенок изначально проявляет наплевательскую позицию, то с годами он делает это все демонстративнее. От него требуется осваивать новые навыки, требующие наличия определенной «базы». Тот, кто в детские годы был гордостью команды, может на этом этапе остановиться в прогрессе.
Бывают также ситуации, когда юный спортсмен много занимается, а видимого прогресса нет. Может показаться, что он застрял на одном месте, и обратно ему не выбраться. В действительности же улучшения есть, но заметить их может лишь тренер. Если не бросить тренировки на данном этапе, то высока вероятность, что дальше дело пойдет лучше. Ребенок, идеально знающий основы, сможет легко освоить новые приемы. Нужно лишь дать ему время.
Желание добиться успеха
Если спортсмен не желает идти к намеченной цели, то ни о каком успехе не может быть и речи. Ребенок должен получать удовольствие от тренировок и всего, что с ними связано. Это важная часть его жизни. Любому будет жалко времени на занятие, которое не вызывает радости. Некоторые родители отдают чадо в спорт, не поинтересовавшись его собственным мнением и предпочтениями. Как итог — нежелание развиваться в этой сфере и полное безразличие к чемпионским титулам.
У детей школьного возраста воля к победе должна выражаться в виде стремления совершенствовать свои навыки. Им не присуще желание морально уничтожить соперника и доказать свое первенство. То, что называется «спортивным характером», проявится позже, когда на кону будут карьерные амбиции. А пока что тренировки и соревнования для детей — игра, посредством которой они познают собственные возможности.
Потому нельзя давить на ребенка и внушать ему ненависть к соперникам. Этим родители и тренер нагружают его психику и заставляют идти против своих чувств. В раннем возрасте эмпатия еще не сформирована на должном уровне. Перекосы в воспитании могут привести к тому, что повзрослевший человек будет не способен сопереживать окружающим.
Кроме того, стремление к личностному росту открывает перед спортсменом огромное поле для развития. Его показатели улучшаются, а мышление становится гибким. Он легко идет по жизни, не оглядываясь на чужие достижения.
Уверенность в себе
Уверенный в себе спортсмен психически более устойчив, чем его коллеги, обделенные этим качеством. Он спокойно относится как к проигрышам и не превращает их в трагедию. Вместо этого он объективно анализирует допущенные ошибки и работает над собой. А победы не превращают его в нарцисса, требующего поклонения своей персоне.
Дети, обладающие этим качеством, не боятся показать на публике результаты тренировок. Они воспринимают соревнование как праздник. Пока что от них не ждут чего-то поразительного, поэтому можно не перенапрягаться. В будущем, повзрослев, спортсмены уже не смогут относиться к турнирам с такой же беспечностью и легкостью. Но психическая устойчивость не даст им потерять самообладание и дать страху победить.
Уверенные в себе спортсмены видят профессиональное развитие как марафон. Они понимают, что процесс очень длителен и почти не оставит времени как следует отдохнуть. Но рано или поздно они окажутся у финиша, ведь ради этого им пришлось работать не один год. Становление от новичка до мастера спорта занимает, по самым скромным оценкам, 9-10 лет.
У спортсмена, который не верит в свои силы, при виде этих чисел опустятся руки. Некоторые понимают цену успеха, лишь уже успев встать на путь к его достижению. И если спортсмен не обладает психической устойчивостью, это осознание может навсегда выбить его из колеи.
Энергичность
Спортивный запал виден с первого взгляда. Энергичные натуры отличаются блеском в глазах и желанием поскорее выполнить задание тренера. Даже в обычной жизни они проявляют нетерпеливость и торопятся сделать все первыми. Энергичность сохраняется на протяжении длительного времени. У такого ребенка позже наступает усталость и меньше снижается работоспособность. Опытному тренеру не составит труда заметить его среди остальной группы.
Энергичность неразрывно связана с темпераментом. Холерики и сангвиники обладают большим количеством энергии, чем меланхолики и флегматики. Они проявляют большую настойчивость в достижении цели и передают свою решительность окружающим. В юном возрасте из них получаются лидеры класса или секции. Но низкая энергичность — не повод списывать ребенка со счетов. Трудолюбие и желание добиться своего с лихвой компенсируют эту нехватку.
Дети с большим запасом энергии не боятся трудностей, связанных с занятиями спортом. Они принимают их как должное и не теряют радостного возбуждения, сопутствующего тренировкам и соревнованиям. Однако эмоциональность и постоянное хорошее настроение — не единственные признаки энергичного человека. Некоторые дети по своей психической организации являются интровертами. Они не любят в открытую проявлять чувства и делиться ими с окружающими. Зато им присуща высокая работоспособность. Увлеченного интроверта можно определить по высоким показателям и множеству побед.
Собранность
Собранность и умение сконцентрироваться — черты, необходимые каждому спортсмену. Эти качества помогают абстрагироваться от несущественного и направить все силы на действительно важные вещи. Собранному ребенку не страшны стресс и волнение соревнований. Нередко соперник проигрывает лишь из-за своей неспособности сосредоточиться.
Во время тренировок концентрация также важна. Она должна быть устойчивой и длиться несколько часов подряд. Необходимо слушать указания тренера, контролировать свое тело. Некоторые наставники дополнительно выделяют время, чтобы помочь ученику стать более внимательным при помощи специальных упражнений.
Высокая концентрированность дает немало преимуществ.
И когда спортсмен множество раз подряд успешно преодолевает жизненные препятствия, его уверенность в себе возрастает.
Некоторые виды спорта (спортивная гимнастика, единоборства, синхронное плавание, фигурное катание) требуют отточенной координации и внимательности. Сложность заключается в том, что спортсмен должен провести подготовку за крайне ограниченный срок. Например, фигуристам иногда приходится выполнять обязательные элементы с промежутком меньше 10 секунд. Это время нужно потратить на то, чтобы сфокусировать мысли на следующем элементе программы.
Несобранность подводит многих юных спортсменов, которые впервые попадают на серьезный турнир. На тренировках они хорошо проявляют себя, так как занимаются в удобном темпе. Они отвлекаются на любые мелочи, ведь всегда можно начать выполнять все заново. На соревнованиях судьи не предоставят им такой возможности.
Работоспособность
Высокая работоспособность позволяет заниматься деятельностью длительное время без видимых признаков усталости. Наличие этого качества приветствуется у любого человека, но для спортсмена оно особенно ценно. Тренировки требуют колоссальных затрат энергии и сил. Даже простые, на первый взгляд, движения отточены путем их многократного повторения. На один элемент могут уходить недели и месяцы. Все это — ради идеала и высоких баллов от судей.
Работоспособные дети работают с полной самоотдачей. Они не только выполняют указания тренера, но и всегда привносят что-то свое. Им мало стандартной программы тренировок — неутомимая душа требует еще. Именно они спустя годы становятся звездами в своей нише.
Невозможно сохранять работоспособность занимаясь делом, которое доставляет скуку и раздражение. Если ребенок в конце дня выглядит изнуренным и подавленным, возможно, ему попросту не нравится спорт. В таком случае будет целесообразно поискать другую сферу, которая поможет ему раскрыть свой потенциал.
Подводим итог
Наличие перечисленных качеств еще не означает, что юный спортсмен в будущем обязательно станет чемпионом. Многие из тех, кто подавал в детстве большие надежды, так и не одержали ни одной победы. Такая неприятность происходит по самым разным причинам, которые зачастую не зависят от самого человека. Но еще хуже, когда родители не позволяют ребенку тренироваться из-за отсутствия у того «спортивного характера». Шанс взойти на вершину есть у всех, главное — правильно им распорядиться.