Что такое спортограмма и профессиограмма
Спортивная электронная библиотека
Сейчас: журналов – 3298, газет – 7023, книг – 547
Популярное
PRO Баскет
Мир дзюдо
Самозащита без оружия
Вестник Федерации горнолыжного спорта и сноуборда России «Русская зима»
Борис Аркадьев
Форварды
Свисток
Здоровье юного спортсмена
Валерий Лобановский. Четыре жизни в футболе
Диагностика готовности будущих экономистов к работе на валютном рынке на основе компьютерных технологий
Анализ результатов экспериментальной работы по подготовке будущих экономистов к работе на валютном рынке на основе компьютерных технологий
Как убивали омский волейбол
Чемпионат Европы 2016 по латиноамериканским танцам среди профессионалов
Спортивные сооружения в эпоху Нового времени
Теоретические подходы к построению психологической модели «идеального» спортсмена
Ключевые слова: психологическая модель, проектирование, спортограмма, психограмма, психологический профиль спортсмена.
Keywords: psychological model, planning, sportogramma, psikhogramma, psychological type of sportsman.
Аннотация: В статье рассматриваются варианты построения психологической модели «идеального» спортсмена. Авторы предлагают свой проект составления спортограммы и психограммы спортсменов с учетом возрастной, спортивной и гендерной дифференциации.
Summary: The variants of construction of psychological model of «ideal» sportsman are examined in the article. Authors offer the project of drafting of sportogrammy and psikhogrammy of sportsmen taking into account age-dependent, sporting and gendernoy differentiation.
В спортивной психологии весьма актуальным является проблема проектирования, составления психограммы или модели (портрета) «идеального спортсмена». Это подчеркивают как зарубежные (Ф.Буйтендийк, Э.Герон, Э.Дитце, С.Димитрова, В.Дойль, Д. Илюта, Г.Кирогэсснер, С.Клиссинг, И. Ковачев, С.Мюллер, И.Юнкер и др.), так и отечественные специалисты (В.А.Гавриленко, Г.М.Гагаева, ЛД.Гиссен, Ю.Я.Киселев, Ф.В. Кондратьев, В.Л.Марищук, А.Ц.Пуни, А.В.Родионов, П.А.Рудик, Н.А.Худадов и др.).
В спорте необходима спортивная ориентация и спортивный отбор («психоселекция»). Для того чтобы спортивная ориентация носила научный характер, необходимо на основе эмпирических исследований, провести комплексный анализ требований спорта вообще и конкретного вида спорта, обозначить условия спортивной деятельности, а также составить типичные и индивидуальные характеристики спортсменов для оценки спортивной пригодности, выявить наличие необходимых качеств, возможностей и способностей. Весь этот комплекс мероприятий необходим для формирования, коррекции, а соответственно и компенсации необходимых качеств и особенностей спортсменов в конкретных видах спорта.
Модель «идеального» спортсмена с описанием требований, предъявляемых к нему данным видом спорта, нередко называют психологическим профилем. Психологический профиль «идеального» спортсмена отличается от психологического профиля любой реальной личности. Профили представителей разных видов спорта также различаются довольно существенно. Однако разработаны профили «идеальных» представителей лишь некоторых видов спорта.
На наш взгляд, проблему описания психограммы спортсменов целесообразно осуществлять на представителях одного (конкретного) вида спорта в наиболее оптимальном возрасте для достижения высокого результата с учетом спортивной и гендерной дифференциации.
Спортограмма должна соответствовать следующим принципам:
Спортограмма должна отвечать следующим требованиям:
На наш взгляд, основными компонентами спортограммы могут быть:
Таким образом, исследования, направленные на установление психологических профилей «идеального» спортсмена в конкретных видах спорта (психограммы) являются актуальными, так как знание типовых и индивидуальных психологических профилей спортсменов разных специализаций является важной предпосылкой для составления модельных психологических характеристик, которые могут служить основой для разработки и использования методов изучения спортивно важных психических, психомоторных и личностных качеств и их комплексов в целях спортивной ориентации и спортивного отбора. Типовые профили и модельные психологические характеристики имеют существенное значение для совершенствования содержания и методов психологической подготовки спортсменов [9].
Помимо статей, в нашей спортивной библиотеке вы можете найти много других полезных материалов: спортивную периодику (газеты и журналы), книги о спорте, биографию интересующего вас спортсмена или тренера, словарь спортивных терминов, а также многое другое.
Составление профессиограмм и спортограмм
Основным методом разработки программы профессио- нальной двигательной подготовки к различным видам тру- да является составление профессиограмм.
|
|
|
Профессиограмма — это описание параметров, характеризующих ту или иную про- фессию, включая перечень норм и требований, предъявляемых этой профессией к работнику.
спортограмма — это перечень видов двигательной активности, направленных на со- вершенствование профессионально важных двигательных качеств, психофизиологи- ческих функций, формирование свойств личности специалиста.
В качестве примера приведем упрощенные варианты профессиограммы и спортограммы для строительных и опе- раторских профессий (табл. 3). Строительные профессии предъявляют повышенные требования к силе, особенно мышц плечевого пояса, статической выносливости, вести- булярной устойчивости, способности сохранять равновесие на высоте и ограниченной опоре, устойчивости к неблаго- приятным факторам внешней среды.
Виды двигательной активности, которые наиболее полно решают задачи профессионально-двигательной подготовки, называются профилирующими.
Профессионально- оздоровительная наПравленность физического восПитания
Таблица 3. профессиограмма и спортограмма для строительных и операторских профессий
47
|
Однажды к преподавателям Московского института физической культуры и спорта пришли работники строительных училищ и обратились с просьбой помочь им… в под- готовке молодых строителей-высотников (рис. 19). Гимнасты удивились такой прось- бе. Оказалось, что тысячи юношей — будущих монтажников, кровельщиков, элек- тромонтеров, крановщиков при освоении своей специальности сталкиваются с боль- шими трудностями. Ребята боятся высоты, плохо ориентируются в высотных усло- виях, не справляются с инструментом, а подчас испытывают на высоте сильное го- ловокружение. Подумали преподаватели и рекомендовали включить в подготовку молодых строителей комплекс специальных гимнастических упражнений. С тех пор прошло более 50 лет. К настоящему времени детально разработаны методики для подготовки к подавляющему большинству современных профессий: оператора, во- дителя, специалиста сельского хозяйства, строителя, электрогазосварщика, маши- ниста башенного крана, высотника-монтажника и др.
технологий. В современных условиях компьютер все чаще становится одновременно и средством обучения, и сред- ством профессиональной деятельности.
Работа с компьютером активизирует познавательную де- ятельность; развивает внимание, пространственную ориен- тацию; увеличивает обмен информацией; систематизирует мышление; совершенствует зрительно-двигательную реак- цию. К ее достоинствам следует отнести и возможность уста- новления индивидуального темпа и ритма работы.
Рассматриваемый вид деятельности содержит в концен- трированном виде все нагрузки, каждая из которых вызы- вает умственное и физическое утомление и переутомление человека, влияет на его нервно-эмоциональную сферу (рис. 20). Самые серьезные требования работа с компьюте- ром предъявляет к состоянию ОДА и зрения. Следует так- же отметить неблагоприятные воздействия таких факторов, как электромагнитные и электростатические поля, инфра- красное, ультрафиолетовое и незначительное рентгеновское излучения, компьютерный шум, повышенная температура, пониженная влажность внешней среды.
Профессионально- оздоровительная наПравленность физического восПитания
|
|
На основании социально-педагогических исследований была составлена профессиограмма, представленная в табл. 4. Она включает профессионально важные при работе с ком- пьютером психофизические функции и качества и те виды двигательной активности, которые направлены на их совер- шенствование и здоровьесбережение.
В профессиональной двигательной подготовке буду- щих специалистов в области информационных техноло-
за компьютером может вызвать переутомление человека
Таблица 4. профессиограмма специалиста в области информационных технологий
Профессионально важные качества, психофизические функции | Виды двигательной активности и методы ее использования |
Качество и количество здоровья | Тренировка аэробной выносливости с помощью цикличе- ских видов движений: кросс, лыжи, плавание, фитнес- аэробика, кардиофанк, калланетика, стретчинг, шейпинг, обеспечивающих работу сердечно-сосудистой системы в режиме 130 — 150 уд./мин |
Состояние зрения | Изучение и индивидуальное использование методов Бейтса, Норбекова, Аветисова, Утехина |
Состояние ОДА | Общеразвивающие физические упражнения для укрепле- ния мышц ОДА с использованием метода чередования напряжения с расслаблением; растяжение мышц ОДА |
Состояние нервно- психической сферы | Совершенствование управления движениями, психофи- зическая регуляция, упражнения с чередованием напря- жения и расслабления |
Внимание | Специальные упражнения на внимание; точностные упражнения, направленные на совершенствование управ- ления движениями; подвижные и спортивные игры; элементы йоги |
Мышление | Целенаправленные подвижные и спортивные игры; упражнения с постановкой конкретной смысловой задачи; использование информационного, проблемного и интерактивного методов обучения |
Зрительно-двигательная реакция | Подвижные и спортивные игры с четкой постановкой двигательных задач, элементы спортивных единоборств |
Статическое напряжение | Упражнения с чередованием напряжения и расслабле- ния, пауэрлифтинг, сквош, бадминтон, штанга |
Пространственная ориентация | Точностные упражнения на ориентирование в простран- стве, волейбол, баскетбол, футбол, скейтбординг |
Дифференцировка проприоцепторов | Упражнения мануальной терапии, армрестлинг, бейсбол, настольный теннис, совершенствование сенсомоторики |
Умственная утомляемость | Активный отдых, циклические упражнения, шейпинг, релаксационные упражнения |
гий в основном используются информационный, програм- мированный, проблемный и интерактивный методы тре- нировок.
3.3. классификация профессий. задачи профессиональной двигательной подготовки, характерные профзаболевания, средства и методы физического воспитания
Профессиограммы позволяют разделить все основные профессии на группы с общими профилирующими видами двигательной активности, характерными профзаболевания- ми, сформулировать для них задачи профессиональной дви- гательной подготовки, предложить средства и методы физи- ческого воспитания с профессиональной направленностью.
1. Профессии сферы обслуживания населения (прода- вец, официант, парикмахер, секретарь и др.).
Задачи профессиональной двигательной подготовки: укрепление здоровья; формирование ЗОЖ; воспитание стой- кой потребности, благодаря осознанию значения двигатель- ной активности, в систематических занятиях физическими упражнениями; развитие общей
и статической выносливости; обучение само- стоятельному выполнению упражнений вво- дной, производственной, релаксационной гим- настики; овладение приемами массажа и са- момассажа; совершенствование дифференци- ровок (пространственных, временны’х, дина- мических); воспитание доброжелательности, уравновешенности.
Характерные профзаболевания: варикоз- ное расширение вен, остеохондроз позвоноч- ника, артрозы, вегетососудистая дистония, су- хожильные контрактуры кисти, неврозы, на-
рушения обмена веществ.
Рекомендуемые средства физического воспитания: кроссовая и лыжная подготовка, ритмическая и атлетиче- ская гимнастика, стретчинг (рис. 21), упражнения с чере- дованием напряжения и расслабления, дыхательные упраж- нения, массаж и самомассаж.
Методы тренировок: равномерный, идеомоторный, кру- говой.
Профессионально- оздоровительная наПравленность физического восПитания
21
Стретчинг рекомендован для специалистов
Профессионально- оздоровительная наПравленность физического восПитания
2. Профессии металлообрабатывающей промышленно- сти (токарь, фрезеровщик, долбежник, сверловщик и др.). Задачи профессиональной двигательной подготовки: укрепление здоровья; формирование ЗОЖ; развитие силы мышц плечевого пояса, туловища, стоп; совершенствова- ние равновесия в вертикальной позе; развитие общей вы- носливости, статической выносливости ног, координации, точности движений рук, кинестезии, зрительно-двигатель- ной функции, концентрации внимания; укрепление нерв- но-эмоциональной сферы; воспитание трудолюбия, настой-
Характерные профзаболевания: варикозное расшире- ние вен нижних конечностей, остеохондроз позвоночника, плоскостопие, атеросклероз, нарушения обмена веществ.
Рекомендуемые средства физического воспитания: лег- кая атлетика (ходьба, прыжки), кроссовая подготовка, эле- менты атлетики, стретчинг, баскетбол (рис. 22), ручной мяч, единоборства, массаж и самомассаж.
Методы тренировок: равномерный, переменный, по- вторных нагрузок, комбинированный, круговой.
3. Профессии радиоэлектронной, электротехнической, энергетической, часовой, швейной промышленности и свя- зи (радиомонтажник, сборщик изделий из мелких деталей, чертежник, швейник, часовщик и др.).
Задачи профессиональной двигательной подготовки: укрепление здоровья; формирование ЗОЖ; развитие общей выносливости, тонкой координации движений пальцев рук, быстроты реакции; укрепление мышц туловища; развитие
|
|
22
концентрации внимания, воображения; воспитание трудо- любия, упорства, уравновешенности.
Характерные профзаболевания: остеохондроз, миопия (близорукость), астигматизм, болезнь Рейно, вибрационная болезнь, неврозы, варикозное расширение вен нижних ко- нечностей.
Рекомендуемые средства физического воспитания: лег- кая атлетика (бег, прыжки, метание), упражнения с чере- дованием напряжения и расслабления, ритмическая и ат- летическая гимнастика, дыхательная гимнастика, стрет- чинг, элементы волейбола, совершенствование дифферен- цировок, массаж и самомассаж.
Методы тренировок: повторных нагрузок, интерваль- ный, комбинированный.
4. Профессии транспорта (машинист, помощник маши- ниста, тракторист, водитель автомобильного транспорта, строительных и сельскохозяйственных машин и др.).
Задачи профессиональной двигательной подготовки: укрепление здоровья; формирование ЗОЖ; развитие коор- динации движений, статической и общей выносливости, профессиональных функций: зрительно-двигательной, бы- строты реакции, вестибулярной устойчивости, умения пере-
ключать внимание, способности к прогнозированию; укреп- ление нервно-эмоциональной сферы.
Характерные профзаболевания: остеохондроз, радику- литы, варикозное расширение вен, хронические бронхо- пневмонии, облитерирующий эндартериит.
Рекомендуемые средства физического воспитания: эле- менты атлетической гимнастики; стретчинг; упражнения с чередованием напряжения и расслабления; дыхательная гимнастика; элементы единоборств, ушу; элементы легкой атлетики (челночный бег, бег на короткие дистанции); спор- тивные игры; массаж и самомассаж.
Методы тренировок: идеомоторный, комбинированный, интервальный.
5. Строительные профессии (плотник, каменщик, отде- лочник, штукатур, маляр, монтажник и др.).
Задачи профессиональной двигательной подготовки: укрепление здоровья; формирование ЗОЖ; развитие силы, особенно мышц плечевого пояса и ног, статической вынос- ливости, вестибулярной устойчивости, ловкости, способно- сти сохранять равновесие на высоте и ограниченной опоре, внимания; формирование прикладных навыков (лазанье
Профессионально- оздоровительная наПравленность физического восПитания
Профессионально- оздоровительная наПравленность физического восПитания
по лестницам, канату (рис. 23) и шесту и др.); повышение устойчивости к неблагоприятным факторам внешней среды; воспитание трудолюбия, настойчивости, терпения, смелости. Характерные профзаболевания: остеохондроз, радику- литы, пневмонии, аллергические заболевания (повышенная чувствительность к красителям и химическим агентам), бронхиальная астма, дерматиты, нарушение иммунитета (снижение защитных сил организма на клеточном уровне). Рекомендуемые средства физического воспитания: упражнения в лазанье по вертикальной, наклонной, гори- зонтальной поверхности, канату; легкая атлетика (бег на средние и длинные дистанции); элементы спортивной аэробики, атлетической гимнастики; работа на тренажерах; упражнения гидроаэробики; прыжки в глубину из различ- ных исходных положений; элементы единоборств, спортив-
ных игр; массаж и самомассаж.
Методы тренировок: круговой, комбинированный, ин- тервальный.
6. Профессии конвейерно-поточного производства (сбор- щик часов, сборщик автомобилей, обувщик и др.).
Задачи профессиональной двигательной подготовки: укрепление здоровья; формирование ЗОЖ; развитие точно- сти и быстроты движений, специальной ловкости и общей выносливости, внимания; совершенствование координации движений, зрительно-двигательной функции, кинестезии, дифференцировок (пространственных, временны’х, мышеч- ных усилий); воспитание трудолюбия, умения признавать свои ошибки.
|
|
23
Характерные профзаболевания: остеохондроз, радику- литы, пневмонии, аллергические заболевания (повышенная чувствительность к красителям и химическим агентам), бронхиальная астма, дерматиты, нарушение иммунитета.
Рекомендуемые средства физического воспитания: эле- менты легкой атлетики (бег на короткие дистанции, чел- ночный бег); элементы баскетбола, гандбола и других спор- тивных игр, развивающих точность движений; ходьба на лыжах, плавание в качестве активного отдыха; элементы ушу, стретчинга, тренажерной и атлетической гимнастики; массаж и самомассаж.
Методы тренировок: равномерный, повторных нагру- зок, круговой, соревновательный.
7. Профессии текстильного производства (вязальщица, крутильщица, ткач и др.).
Задачи профессиональной двигательной подготовки: укрепление здоровья; формиро- вание ЗОЖ; развитие координации, точности и быстроты движений, общей и специальной выносливости, преимущественно мышц ног и спины, подвижности в суставах кистей рук, внимания, зрительно-двигательной функции; совершенствование дифференцировок; ускоре- ние процесса адаптации организма к специфи- ческим условиям; повышение устойчивости к сложным микроклиматическим условиям и работоспособности в них, стрессоустойчиво- сти; воспитание трудолюбия, внимательности, выдержки, настойчивости.
Характерные профзаболевания: неврозы, гипертермия, гипертоническая болезнь, дер- матиты, пневмосклероз, дыхательная недоста-
точность, остеохондроз, варикозное расшире- ние вен, плоскостопие.
Рекомендуемые средства физического вос- питания: общеразвивающие упражнения на согласованность движений с предметами
(скакалки (рис. 24), теннисные и набивные мячи, гимна- стические палки, булавы) и без них; элементы легкой атле- тики (челночный бег, бег на средние и длинные дистанции; метание облегченных легкоатлетических снарядов на задан- ное расстояние в полную силу); элементы лыжной подго- товки; элементы баскетбола: поочередное (правой и левой
Профессионально- оздоровительная наПравленность физического восПитания
24
Упражнение со скакалкой
Профессионально- оздоровительная наПравленность физического восПитания
рукой) ведение мяча с изменением направления и темпа, скрытые и неожиданные передачи на различные расстоя- ния; эстафеты с преодолением препятствий; элементы ушу; плавание; гидроаэробика; стретчинг; массаж и самомассаж.
Методы тренировок: повторных нагрузок, круговой.
8. Профессии монтажа, накладки и ремонта оборудова- ния (слесарь-монтажник, слесарь-ремонтник, слесарь меха- носборочных работ, слесарь-сборщик и др.).
Задачи профессиональной двигательной подготовки: укрепление здоровья; формирование ЗОЖ; развитие ручной ловкости и силы, статической и динамической выносливо- сти мышц пальцев и кистей рук и статической выносливо- сти позных мышц (спины, брюшного пресса и разгибателей бедра), силы мышц плечевого пояса, туловища, стоп, рав- новесия в вертикальном положении, выносливости, коор- динации движений рук, памяти, внимания; совершенство- вание дифференцировки мышечных усилий; отработка до- зированных движений; закаливание; воспитание трудолю- бия, упорства, целеустремленности.
Характерные профзаболевания: остеохондроз, миопия, астигматизм, болезнь Рейно, вибрационная болезнь, невро- зы, варикозное расширение вен.
Рекомендуемые средства физического воспитания: гим- настика (упражнения с гантелями (рис. 25), набивными мя- чами, резиновыми амортизаторами, на гимнастической ска- мейке и стенке); атлетическая гимнастика; работа на тре- нажерах; элементы единоборств, ушу; дыхательная гимна- стика; легкая атлетика (разновидности метания, толкание ядра); элементы спортивных игр (на точность и ловкость
|
|
25
Упражнение с гантелями
|
|
движений рук, на внимание и др.); плавание; закаливание организма; массаж и самомассаж; релаксационные упраж- нения.
Методы тренировок: круговой, равномерный, повтор- ных нагрузок, интервальный, идеомоторный.
9. Профессии угольной и горнорудной промышленности (машинист угольного комбайна, электрослесарь шахтного оборудования, машинист шахтных электровозов, проходчик вертикальных слоев, бурильщик и др.).
Задачи профессиональной двигательной подготовки: укрепление здоровья; формирование ЗОЖ; развитие ловко- сти и общей выносливости, силы мышц плечевого пояса и спины, гибкости, внимания; формирование навыка пере- ползаний; закаливание организма; повышение адаптации
к специфическим условиям труда; воспитание трудолюбия и упорства.
Характерные профзаболевания: травмы позвоночника, остеохондроз, радикулиты, варикозное расширение вен, пневмокониозы.
Рекомендуемые средства физического воспитания: ат- летическая гимнастика, работа на тренажерах (рис. 26), элементы единоборств, легкая атлетика (бег на средние и длинные дистанции, прыжки, метание), лыжный спорт, релаксация и дыхательная гимнастика, плавание, массаж и самомассаж.
Методы тренировок: равномерный, повторных нагру- зок, интервальный.
Профессионально- оздоровительная наПравленность физического восПитания
Профессионально- оздоровительная наПравленность физического восПитания
10. Операторы пультов управления (оператор, радист- оператор, оператор счетных машин и др.).
Задачи профессиональной двигательной подготовки: укрепление здоровья; формирование ЗОЖ; развитие быстро- ты отдельных движений, антиципирующих реакций, ста- тической выносливости мышц туловища, игровой ловкости, памяти, мышления, внимания; повышение стрессоустойчи- вости.
Характерные профзаболевания: неврозы, миопия, астигматизм, остеохондроз, деформация грудной клетки, варикозное расширение вен.
Рекомендуемые средства физического воспитания: тре- нировка ускоренных реакций; элементы спортивных игр (волейбола, баскетбола, ручного мяча, настольного тенниса), стретчинг; элементы единоборств, ушу; плавание; упражне- ния с чередованием напряжения и расслабления; массаж и самомассаж.
Методы тренировок: идеомоторный, круговой, интер- вальный.
11. Профессии водного транспорта (матрос 1-го класса, машинист, моторист, судовой радиооператор и др.).
Задачи профессиональной двигательной подготовки: укрепление здоровья; формирование ЗОЖ; повышение вести- булярной устойчивости; совершенствование навыков лазанья, прыганья, сохранения равновесия; развитие силы мышц ног, брюшного пресса и плечевого пояса, выносливости; трени- ровка памяти; воспитание трудолюбия, внимательности.
Характерные профзаболевания: остеохондроз, радику- литы, варикозное расширение вен, хронические бронхо- пневмонии, облитерирующий эндартериит, болезнь Меньера. Рекомендуемые средства физического воспитания: гимнастика (повороты, наклоны, вращения головой и ту- ловищем; лазанье по канату, шесту, лестнице; передвиже- ния по ограниченной опоре; тренировка равновесия на гим- настической скамейке и бревне; акробатические упражне-
ния); дыхательная гимнастика; плавание (обучение спосо- бам плавания с вращением, различными поворотами в дви- жении и др.); упражнения на тренажерных устройствах (гимнастическое колесо, вращающееся кресло, лопинг, че- тырехшажные и вертикальные качели и т. п.); массаж и са- момассаж.
Методы тренировок: равномерный, интервальный, по- вторных нагрузок.
12. Сельскохозяйственные профессии (фермер, живот- новод, комбайнер, тракторист, оператор машинного доения, специалист кормовой индустрии, механизатор и др.).
Задачи профессиональной двигательной подготовки: укрепление здоровья; формирование ЗОЖ; развитие общей и статической выносливости, гибкости, силы мышц плече- вого пояса, туловища, нижних конечностей; совершенство- вание зрительно-двигательной функции, концентрации вни-
Характерные профзаболевания: остеохондроз, радику- литы, артриты, облитерирующий эндартериит, варикозное расширение вен, мышечные контрактуры кистей рук, ал- лергические заболевания, хронические бронхопневмонии, пневмокониозы.
Рекомендуемые средства физического воспитания: кроссовая и лыжная подготовка, атлетическая гимнастика, стретчинг, дыхательные упражнения, единоборства, спор- тивные игры, плавание, массаж и самомассаж, психорегу- лирующие упражнения.
Методы тренировок: повторных нагрузок, круговой, равномерный, интервальный.
13. Профессии, связанные с использованием компьюте- ров и информационных технологий (системный админи- стратор, программист, дизайнер, копирайтер и др.).
Задачи профессиональной двигательной подготовки: укрепление здоровья; формирование ЗОЖ; развитие аэробной выносливости; усиление мышечного корсета;
Профессионально- оздоровительная наПравленность физического восПитания
|
|
27
Профессионально- оздоровительная наПравленность физического восПитания
28
укрепление зрения; совершенствование зрительно-двига- тельных координаций; укрепление нервно-эмоциональной сферы.
Характерные профзаболевания: остеохондроз, наруше- ния зрения, нарушения ОДА, вегетососудистая дистония, гипервозбудимость ЦНС.
Рекомендуемые средства физического воспитания: кроссовая подготовка; лыжи; плавание; методы Бейтса, Норбекова, Аветисова; совершенствование дифференциро- вок (пространственных, временны’х, мышечных усилий); спортивные игры; бадминтон (рис. 27); аэробные виды дви- гательной активности; массаж и самомассаж.
Методы тренировок: равномерный, переменный, ин- формационный, идеомоторный.
14. Профессии медицинского и педагогического профи- лей (кардиолог, невропатолог, офтальмолог, оториноларин- голог, воспитатель, учитель, школьный психолог и др.).
Задачи профессиональной двигательной подготовки: укрепление здоровья; формирование ЗОЖ; снятие нервно- эмоционального напряжения; воспитание нравственных ка- честв и уважения к человеку.
Характерные профзаболевания: вегетососудистая дис- тония, неврозы, нарушения обмена веществ, гипо- и гипер- возбудимость ЦНС.
Рекомендуемые средства физического воспитания: игровые виды спорта, аэробные нагрузки, кроссовая под- готовка, упражнения с чередованием напряжения и рас- слабления, дыхательные упражнения, массаж
Методы тренировок: равномерный и идео- моторный.
15. Профессии художественного профиля (художник миниатюрной живописи, худож- ник росписи по ткани, ювелир, резчик по кам- ню и др.).
Задачи профессиональной двигательной подготовки: укрепление здоровья; формиро- вание ЗОЖ; развитие креативного восприя- тия; повышение аэробной выносливости; сня- тие нервно-эмоционального напряжения.
Характерные профзаболевания: вегетососудистая дис- тония, варикозное расширение вен нижних конечностей, деформация сухожилий, гипо- и гипервозбудимость ЦНС.
Рекомендуемые средства физического воспитания: аэ- робные нагрузки, спортивные игры, армрестлинг (рис. 28), стретчинг, упражнения с чередованием напряжения и рас- слабления, ритмическая и атлетическая гимнастика.
Методы тренировок: идеомоторный, равномерный, по- вторных нагрузок.
16. Профессии в сфере бизнеса и торговли (аудитор, эко- номист, финансовый аналитик, менеджер по закупкам, ме- неджер по продажам, дистрибьютор, бренд-
менеджер, мерчендайзер и др.).
Задачи профессиональной двигательной подготовки: укрепление здоровья; формиро- вание ЗОЖ; развитие аэробной и силовой вы- носливости; укрепление нервно-эмоциональ- ной сферы; воспитание умения работать в кол- лективе.
Характерные профзаболевания: вегето- сосудистая дистония, неврозы, нарушения ОДА, гипо- и гипервозбудимость ЦНС.
Рекомендуемые средства физического вос- питания: игровые виды спорта, кроссовая
подготовка, фитнес, аэробика, массаж, дыхательные упраж-
нения, плавание, аэробные и силовые нагрузки (рис. 29).
Методы тренировок: равномерный, повторных нагру- зок, интервальный, идеомоторный.
воПросы и задания для самоконтроля
1. Что такое профессиональная двигательная подготовка молодежи к труду?
2. Что такое профессиография?
3. Назовите профессионально важные двигательные качества, со- циальные и психофизиологические функции для вашей специ- альности.
4. Составьте профессиограмму для вашей профессии.
Профессионально- оздоровительная наПравленность физического восПитания
29
На занятии аэробикой
|
|
Прочитав эту главу, вы узнаете:
что такое «профессионально-валеологическая двигательная активность»;
какие методы тренировок используются при обучении движениям;
какие факторы способствуют совершенствованию управления движениями.
В современных условиях труда возрастает значение ко- ординационного компонента и смыслового содержания дви- жений; усиливается роль центральных нервных механиз- мов, сенсомоторных функций, управления движениями; изменяется характер требований к двигательным способно- стям человека. В связи с этим ставятся новые задачи в сфе- ре физического воспитания молодежи. Эффективность тру- довой и повседневной деятельности человека определяется не только уровнем его общей физической подготовленности, но и умением рационально использовать имеющийся дви- гательный потенциал.
Как показывает практика, нервно-эмоциональные на- пряжения, возникающие в жизненных, в том числе трудо-
вых, ситуациях, незамедлительно сказываются на рассогла- совании движений: увеличиваются частота и амплитуда | Управление движениями для Укрепления |
физиологического тремора, усиливаются тонус мышц, дея- | нервно- |
тельность сердечно-сосудистой, дыхательной систем. Име- ются данные, свидетельствующие о характерных наруше- | эмоциональной сферы |
ниях структуры движений, не наблюдаемых в нейтральных | |
условиях. |
Профессионально-валеологическая двигательная активность — это деятельность индивидуума, направленная на совершенствование управления физическими воз- можностями и нервно-эмоциональным состоянием для достижения оптимальной ра- ботоспособности в специфической сфере деятельности.
О несомненном положительном влиянии целенаправ- ленной двигательной подготовки на эмоциональное состо- яние специалиста в процессе профессиональной деятельно- сти свидетельствуют результаты исследований отечествен- ных и зарубежных ученых. Выявлено, что выполнение упражнений на совершенствование сенсомоторики, ори- ентировки во времени, реакций с направленностью на раз- личные анализаторные системы (зрительную, слуховую, двигательную и др.), управления тонусом мышц (упраж- нения с чередованием напряжения и расслабления), а так- же дыхательных упражнений способствует развитию таких профилирующих для большинства специалистов психофи- зиологических функций, как память, внимание, програм- мирование, предвидение, пространственное воображение; механизмов восприятия и оценки времени; функциональ- ной подвижности нервных процессов, т. е. решению про- фессиональных задач, требующих повышенного нервно- эмоционального напряжения.
При обучении движениям, совершенствовании коорди- национных механизмов используются идеомоторный и ин- формационный методы тренировок.
В основе идеомоторного метода лежит образное представление конкретной двигательной задачи и мышеч- ной группы, участвующей в ее выполнении. Иными слова- ми, это мысленная тренировка.
Информационный метод заключается в коррекции ошибок при сравнении фактического выполненного движе- ния с требуемым.
Управление движениями для Укрепления
Использование указанных методов способствует разви- тию ключевых профилирующих функций: произвольного внимания и мышления.
Упражнения для целенаправленной тренировки точ- ностных движений выбираются исходя из постановки кон- кретной смысловой задачи д