Что такое способ защиты прав субъектов финансовых правоотношений
Способы защиты прав субъектов финансовых правоотношений
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие защиты прав субъектов в области финансового права
Говоря о защите прав субъектов финансового права, стоит отметить, что она подразумевает: четкие правила, которые устанавливаются в финансовом законодательстве; контролирование деятельности данных правил, а также поэтапное и эффективное разрешение конфликтных ситуаций.
Защита прав субъектов финансового права – это ряд закрепленных в законе материально-правовых и процессуальных мер, имеющих принудительный характер и гарантирующих восстановление нарушенных или оспариваемых финансовых прав.
Нормы, в которых закреплены правила о защите прав субъектов финансового права, содержатся в финансовом, административном, гражданском, уголовном законодательстве.
Все субъекты финансовых правоотношений наделены правами на защиту своих прав и интересов. Финансовое законодательство, которое действует на сегодняшний день, определило такие права субъектов в сфере защиты. При этом в качестве субъектов, которые имеют права на защиту, следует рассматривать: государство, органы государственной власти, местное самоуправление, а также предприятия, организации, учреждения и граждан.
Способы защиты прав субъектов в сфере финансов
Посредством анализа нормативно-правовой базы финансового законодательства, можно определить следующие виды защиты прав субъектов финансовых правоотношений:
Готовые работы на аналогичную тему
Административный способ заключается в предоставлении возможности обращения за защитой прав в вышестоящий орган власти. Данный способ считается упрощенным в сравнении с судебным, так как предусматривает, как правило, месячный срок рассмотрения жалобы, а также сведенный к минимуму действий процесс производства и вынесения решения.
Прокурорский способ, как это явно вытекает из названия, связан с деятельностью органов прокуратуры РФ. В финансовой сфере прокуратура выполняет свои прямые обязанности, связанные с надзором на исполнением финансового законодательства. При этом данные органы имеют право на проведение различных проверок в случае поступления жалоб, заявлений, а также в случае наличия иных сведений о различных финансовых нарушениях.
Самозащита нарушенных или оспариваемых финансовых прав наибольшее распространение получила в налоговом праве. Данный способ был разрешен государством с целью предотвращения финансово-правовых конфликтов.
Формы и способы защиты прав участников финансовых правоотношений
Рукавишникова И.В., доктор юридических наук, профессор, заведующая кафедрой финансового и административного права.
Административный способ используется для защиты прав названных субъектов, участвующих в налоговых и валютных отношениях, а также отношениях, связанных с соблюдением кассовой дисциплины и порядка совершения расчетов с использованием наличных денежных средств.
По общему правилу реализация права на защиту прав и законных интересов физических и юридических лиц в административном порядке проявляется в виде обжалования неправомерных деяний (действий или бездействия) властвующих субъектов (органов государственной власти, органов местного самоуправления или их должностных лиц).
Специфика реализации права административной защиты участниками финансовых отношений проявляется, во-первых, в том, что объектом обжалования могут быть деяния органов власти, иных государственных органов, а также их должностных лиц, реализующих финансовую компетенцию; во-вторых, обжалование осуществляется только в рамках функциональной подчиненности субъектов финансовых правоотношений.
По общему правилу субъектам правоотношений (в том числе финансовых) предоставлено право обжаловать в административном порядке акты государственных органов ненормативного характера, а также действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению управомоченного лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права.
Ненормативными актами (актами индивидуального характера) признаются акты, устанавливающие, изменяющие или отменяющие права и обязанности конкретных лиц. В рамках финансовых отношений правом издания ненормативных актов обладают государственные органы, обладающие специальной финансовой компетенцией, в частности, органы Федеральной налоговой службы, Федеральной таможенной службы, Федеральной службы по финансово-бюджетному надзору, Федеральной службы по финансовому мониторингу, Федеральной службы страхового надзора, Федерального казначейства РФ, Центрального банка РФ, должностные лица которых вправе рассматривать дела об административных правонарушениях в рамках своей компетенции, а также осуществлять иные полномочия, связанные с изданием актов индивидуального регулирования.
Различные правовые источники, устанавливающие механизм административного обжалования финансовых ненормативных актов, содержат неодинаковые требования к осуществлению данной процедуры.
Одним из немногих единообразных условий административного обжалования является то, что жалоба на ненормативный акт, нарушающий права и интересы физических и (или) юридических лиц, составляется в письменной форме и подается в вышестоящий орган (или вышестоящему должностному лицу) в срок, установленный законодательно.
В отношении сроков, предусмотренных для рассмотрения жалоб на финансовые ненормативные акты, действующее законодательство также отражает различные подходы. Так, в соответствии с положениями ст. 30.5 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении должна быть рассмотрена в течение десяти дней со дня ее поступления в вышестоящий орган; согласно ст. 140 НК РФ жалоба должна быть рассмотрена в 30-дневный срок; ст. 55 ТК РФ предусмотрен общий 30-дневный срок рассмотрения первоначальной жалобы и возможность продления данного срока не более чем на месяц по решению начальника таможенного органа.
Обжалование финансовых ненормативных актов в административном порядке, как правило, не является препятствием к использованию судебной защиты. Лицо, права которого нарушены ненормативным актом органа, обладающего финансовой компетенцией, может обратиться с жалобой в вышестоящий орган или к вышестоящему должностному лицу либо непосредственно в судебные органы. При этом заявитель не связан необходимостью обязательного административного обжалования ненормативного акта, а вправе прибегнуть к судебному порядку в любое время.
В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 27 апреля 1993 г. N 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» к действиям (решениям) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений и должностных лиц, государственных служащих, которые могут быть обжалованы в суд, относятся коллегиальные и единоличные действия (решения), в том числе представление официальной информации, в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод; незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.
Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993. N 19. Ст. 685 (с изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. 1995. N 51. Ст. 4970.
Кроме того, граждане вправе обжаловать также бездействие указанных органов их должностных лиц, если оно повлекло перечисленные выше последствия.
Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. N 46. Ст. 4532 (с изм. и доп. от 30 июня 2003 г.) // Российская газета. 2003. 1 июля.
Собрание законодательства РФ. 2002. N 30. Ст. 3012.
Рассматривая вопросы защиты прав субъектов финансовых отношений, следует отметить, что физические и юридические лица наделены правом обжалования нормативных правовых актов, ущемляющих их права и законные интересы.
Под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.
Обжалование нормативных правовых актов может осуществляться в рамках следующих процедурных форм.
Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 1 марта 2001 г. N 67-О следует, что на юридические лица распространяется право на обжалование в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц // Вестник Конституционного Суда РФ. 2001. N 4.
Согласно ст. 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде РФ» к исключительной компетенции КС РФ относятся вопросы по проверке соответствия Конституции РФ следующих нормативно-правовых актов: а) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, палат Федерального Собрания РФ, Правительства РФ; б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ; в) договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ; г) не вступивших в силу международных договоров РФ.
Вторая форма защиты нарушенных прав субъектов правоотношений может быть использована в том случае, если нарушение прав и законных интересов лица происходит в результате применения нормативных актов, проверка которых относится к исключительной компетенции Конституционного Суда РФ. В данном случае заинтересованное лицо может обратиться с жалобой непосредственно в Конституционный Суд РФ. Причем в соответствии со ст. 97 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде РФ» жалоба на нарушение законом конституционных прав и свобод допустима, если: закон затрагивает конституционные права и свободы граждан либо применен или подлежит применению в конкретном деле, рассмотрение которого завершено или начато в суде или ином органе, применяющем обжалуемый закон.
По результатам рассмотрения обжалуемого нормативного акта Конституционный Суд РФ принимает решение о признании его соответствующим или не соответствующим Конституции РФ. В том случае, если Конституционный Суд РФ признал закон, примененный в конкретном деле, не соответствующим Конституции РФ, данное дело в любом случае подлежит пересмотру компетентным органом в обычном порядке.
См., напр.: Постановления КС РФ от 11 марта 1998 г. N 8-П (Вестник Конституционного Суда РФ. 1998. N 3); от 12 октября 1998 г. N 24-П (Вестник Конституционного Суда РФ. 1999. N 1); от 15 июля 1999 г. N 11-П (Вестник Конституционного Суда РФ. 1999. N 5); от 23 декабря 1999 г. N 18-П (Вестник Конституционного Суда РФ. 2000. N 1); от 30 июля 2001 г. N 13-П (Вестник Конституционного Суда РФ. 2001. N 6); от 19 июня 2003 г. N 11-П (Вестник Конституционного Суда РФ. 2003. N 4); от 17 июня 2004 г. N 12-П (Вестник Конституционного Суда РФ. 2004. N 4).
Особой формой защиты нарушенных прав и законных интересов граждан и организаций является прокурорский надзор. В соответствии с положениями ст. 26 Закона РФ «О прокуратуре Российской Федерации» одним из предметов надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Федеральный закон от 17 января 1992 г. N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (с изм. от 17 ноября 1995 г., 10 февраля, 19 ноября 1999 г., 2 января, 27 декабря 2000 г., 29, 30 декабря 2001 г., 28 июня, 25 июля, 5 октября 2002 г., 30 июня 2003 г., 22 августа 2004 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и ВС РФ. 1992. N 8. Ст. 366; Собрание законодательства РФ. 2004. N 35. Ст. 3607.
Право на обращение в прокуратуру имеют физические и юридические лица, права и законные интересы которых нарушены или находятся под угрозой такого нарушения. В то же время органы прокуратуры могут осуществлять надзорные функции самостоятельно, без инициативных обращений заинтересованных лиц.
См.: Химичева Н.И. Глава 3. Финансово-правовые нормы и финансовые правоотношения // Финансовое право: Учебник / Под ред. Н.И. Химичевой. М.: Юристъ, 2003. С. 80.
В качестве подчиненных субъектов финансово-правовых отношений выступают не только физические и юридические лица, но и субъекты Российской Федерации и их государственные органы, муниципальные административно-территориальные образования и органы местного самоуправления. Защита прав названных субъектов от неправомерных действий вышестоящих органов, как правило, осуществляется в судебном порядке. В соответствии со ст. 125 Конституции РФ споры о компетенции между федеральными органами государственной власти; между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ; между высшими государственными органами субъектов РФ подлежат рассмотрению в Конституционном Суде РФ. По итогам рассмотрения спора Конституционный Суд РФ принимает одно из следующих решений:
В случае если Конституционный Суд РФ признает издание акта не входящим в компетенцию издавшего его органа государственной власти, акт утрачивает силу со дня, указанного в решении.
В то же время согласно положениям ст. 94 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде РФ» рассмотрение дела о соответствии нормативного акта, являющегося предметом спора о компетенции, Конституции РФ по содержанию норм, форме, порядку его подписания, принятия, опубликования или введения в действие возможно только на основании отдельного запроса и в соответствии с порядком рассмотрения дел о конституционности нормативных актов.
См., напр.: Постановление КС РФ от 11 ноября 1997 г. N 16-П «По делу о проверке конституционности статьи 11.1 Закона РФ от 1 апреля 1993 г. «О Государственной границе РФ» в редакции от 19 июля 1997 г. » // Вестник Конституционного Суда РФ. 1997. N 6; Постановление КС РФ от 1 апреля 1997 г. N 6-П «По делу о соответствии Конституции РФ пунктов 8 и 9 Постановления Правительства РФ от 1 апреля 1996 г. N 479 «Об отмене вывозных таможенных пошлин, изменении ставок акциза на нефть и дополнительных мерах по обеспечению поступления доходов в федеральный бюджет» // Собрание законодательства РФ. 1997. N 14. Ст. 1729; Постановление КС РФ от 15 июля 1996 г. N 16-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 1 и пункта 4 статьи 3 Закона РФ от 18 октября 1991 г. «О дорожных фондах в РФ» // Российская газета. 1996. 20 июля.
Собрание законодательства РФ. 1995. N 18. Ст. 1589.
См., напр.: Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 3 марта 1998 г. N 5176/97 // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 1998. N 5.
В гл. 28 БК РФ в том числе содержатся основания установления юридической ответственности вышестоящих государственных органов перед нижестоящими. Ответственность в данном случае возлагается на должностных лиц государственных органов и на государственный орган как субъект финансовых отношений.
В отношении должностных лиц речь может идти только об административной или уголовной ответственности, о чем свидетельствуют имеющиеся в Бюджетном кодексе РФ отсылки к Кодексу РФ об административных правонарушениях и Уголовному кодексу РФ.
О защите прав властвующих субъектов финансовых отношений можно говорить с определенной долей условности, поскольку в процессе реализации финансовой компетенции властвующие субъекты обеспечивают осуществление не своих субъективных прав, а финансовой деятельности государства. Поддержание непрерывности и эффективности публично-правовых финансовых мероприятий представляет собой одну из стратегически важных задач любого современного государства. Осуществляя свои функции, государство стремится защитить интересы общества в целом и каждого индивида, проживающего на соответствующей территории. Степень реализации государственных функций измеряется эффективностью защиты того или иного общественного интереса.
Обеспечение реализации и защита публично-правового финансового интереса в обобщенном виде представляют собой предмет деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, наделенных финансовой компетенцией. Именно поэтому нарушение порядка деятельности указанных органов посягает на осуществление публичного финансового интереса, состоящего из социальных и экономических интересов общества и прав отдельных социальных групп населения. Учитывая, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина в РФ являются конституционной обязанностью государства, можно сказать, что защита финансового благосостояния государства и общества имеет важное политико-правовое значение.
Реализуя финансово-правовые полномочия, государственные органы и органы местного самоуправления обеспечивают осуществление публичной финансовой деятельности и, соответственно, нуждаются в защите от каких бы то ни было нарушений со стороны прочих участников финансовых отношений. Однако в данном случае речь должна идти не о защите прав властвующих субъектов, а о механизме защиты публичного финансового интереса.
Наиболее распространенным способом защиты нарушенных публично-правовых финансовых интересов является использование механизма административного производства.
Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2001. N 30.
В порядке административного производства защищаются публично-правовые финансовые интересы, нарушенные неправомерными действиями физических и юридических лиц, осуществляющих продажу товаров без применения контрольно-кассовых машин (ст. 14.5 КоАП РФ); не соблюдающих порядок ведения кассовых операций и операций с денежной наличностью (ст. ст. 15.1, 15.2 КоАП РФ); осуществляющих валютные операции без специального разрешения (лицензии), а также при несоблюдении иных требований валютного законодательства (ст. 15.25 КоАП РФ).
Собрание законодательства РФ. 2001. N 33 (ч. I). Ст. 3418. Изменения и дополнения // Российская газета. 2001. 9 авг.; Собрание законодательства РФ. 2002. N 30. Ст. 3029; 2002. N 44. Ст. 4296; Собрание законодательства РФ. 2004. N 31. Ст. 3224.
Взыскание недоимок по налогам и сборам не является мерой ответственности участников налоговых правоотношений, поскольку не несет в себе дополнительных негативных обременений для налогоплательщиков. Целью такого взыскания является восстановление нарушенного публично-правового финансового интереса путем принуждения налогоплательщика к выполнению возложенной на него обязанности.
В то же время одновременно со взысканием недоимок к налогоплательщикам могут быть применены меры ответственности в виде налоговых санкций. Налоговые санкции представляют собой правовой инструмент, используемый государственными органами для защиты нарушенных публично-правовых финансовых прав и интересов.
Налоговые санкции, предусматривающие штрафы меньшего размера, взыскиваются с налогоплательщиков (индивидуальных предпринимателей и организаций) на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа.
Общее понятие и способы защиты прав субъектов финансовых правоотношений
Защита прав субъектов финансовых отношений предполагает наличие четких правил, установленных финансовым законодательством, контроль за их деятельностью и механизм эффективного разрешения конфликтов. Нормы, регулирующие защиту прав субъектов финансовых отношений, содержатся в гражданском, административном, уголовном, финансовом законодательстве.
Все участники финансовых правоотношений обладают правом на защиту своих интересов. Действующее законодательство определяет права субъектов финансовых отношений в части защиты их прав и законных интересов. Это касается как государства, органов государственной власти и государственного управления, так и предприятий, организаций, учреждений и граждан.
Способами защиты прав субъектов финансовых правоотношений является:
1.административный порядок (внесудебный) – право обжаловать действия соответствующих органов в их вышестоящую инстанцию;
Защита прав субъектов финансовых правоотношений может быть реализована и через Конституционный суд Республики Беларусь, в полномочия которого входит рассмотрение вопросов о соответствии Конституции законов, принимаемых Парламентом, декретов и указов Президента, постановлений Правительства.
Преобладающим порядком защиты прав является административный, однако и судебный порядок постепенно приобретает все большее применение.
Защита финансовых прав
Вы будете перенаправлены на Автор24
Административный и судебный порядок защиты финансовых прав
Исполнение правил, которые закрепляются в финансовых правовых нормах, значит и соблюдение субъектных прав финансовых правовых отношений. С этой целью широким образом может быть применена методика убеждения в разнообразных формах, а именно посредством проведением разъяснительной работы.
В итоге требования финансовых правовых норм исполняются доминирующей субъектной частью на добровольной основе. В случаях нарушений установленных в сфере образования, распределения и применения местных и государственных фондов денежных средств правил может быть приведена в действие методика принуждения государственного характера в разнообразных его проявлениях, то есть:
Важным является то, чтобы в соотношении данных методик первоочередностью обладала методика убеждения. Данная последовательность является свойственной высокой степени правосознания, к которой в сфере финансов при условии перехода к рыночным отношениям необходимыми являются повышенные требования.
Применение таких мер является необходимым и в случаях образования потребностей при защите субъектных прав и законных интересов финансовых правовых отношений. Это относимо ко всем видам субъектов:
При помощи данных мер должно обеспечиваться выполнение юридических обязанностей перечисленных субъектов и в случаях необходимости — восстановление прав, которые были нарушены.
Защита прав и законных интересов субъектов, которые принимают участие в финансовых правовых отношениях, может быть произведена в административном либо судебном порядке, что в настоящий момент является общим юридическим правилом. Содержание их в области финансово-правовых отношений обладает своими особенностями.
Готовые работы на аналогичную тему
Важно отметить, что до 90-х годов преобладал административный порядок защиты субъектных прав в финансовом праве.
Судебный порядок может применяться в основном в защите государственных интересов с целью взыскания с граждан налогов, которые не были внесены в установленный срок. Гражданин же собственные права могут защитить в административном порядке.
Российское По данной теме мы уже выполнили реферат Российское гражданство подробнее законодательство 90-х годов расширяло сферу действия судебного порядка применимо ко всем финансово-правовым субъектам. Притом в финансовых отношениях существуют оба перечисленных порядка защиты прав, а разрешение дел путем административного порядка при не удовлетворяющем исходе не отвергает возможностей обращения в суд общей компетенции либо арбитражный суд.
Административный порядок главным образом действует в случаях применения государством мер принуждения в этой области к государственным органам и МСУ, а так же организациям, предприятиям, учреждениям. Широчайшая область его применения в данном случае обусловлена появлением необходимости в оперативных действиях в финансовой области. Но сейчас так и применяется и в случаях защиты гражданских прав в таких отношениях при возможности их обращений в судебные органы.
В разнообразных финансовых отношениях административный порядок защиты прав обладает собственными особенностями, но он является в образе властных велений при вынесении решения соответственными уполномоченными органами государства, помимо судебного разбирательства.
В финансовых правовых отношениях государства при участии граждан также действуют судебный и административный порядок защиты прав и законных интересов двух сторон. Притом усиливается ориентир на применение судебного порядка, обладающего конституционной основой. Во 2 главе Конституции РФ о По данной теме мы уже выполнили курсовую работу КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО подробнее правах и свободах человека и гражданина любому гарантируется судебная защита его прав и свобод, согласно 46 статье. Решения и действия либо бездействие государственных органов власти, органов МСУ и должностных лиц могут обжаловаться в суде.
Межгосударственный порядок защиты финансовых прав
Если исчерпанными являются все существующие внутригосударственные средства правовой защиты, любой гражданин обладает правом в соответствии с международными договорами РФ обратиться в межгосударственные органы по защите прав. Вступление РФ в Совет Европы расширяет подобные возможности граждан РФ.
Порядок обжалования в суд регулируется Законом РФ «Об обжаловании По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Банкротство граждан по законодательству РФ подробнее в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан». К таким решениям (действиям) отнесены коллегиальные и единоличные решения (действия).
Кроме данных общих положений в актах законодательства, которые регулируют финансовую государственную деятельность, могут особенно укрепляться гражданские правомочия по обжалованию в судебные органы принятых в этой области решений органов государства.