Что такое способность к целеполаганию

Целеполагание: как правильно определить направление своей жизни

Что такое способность к целеполаганию. Смотреть фото Что такое способность к целеполаганию. Смотреть картинку Что такое способность к целеполаганию. Картинка про Что такое способность к целеполаганию. Фото Что такое способность к целеполаганию

Что такое целеполагание

Целеполагание — это осознанный процесс определения своих потребностей и мотивов, то есть постановка личных или рабочих целей. В первую очередь следует помнить о том, что цель и план — это две разные вещи.

В основе целеполагания всегда лежит потребность, так как в первую очередь наши цели исходят из того, что нам действительно необходимо. «Пирамида потребностей» Абрахама Маслоу содержит в основании базовые нужды человека или физиологические. Далее следует потребность в безопасности, затем — в принадлежности к социальной группе, выше — потребность в уважении, на вершине — потребность в самовыражении. Таким образом, мы расставляем цели в зависимости от актуальной на данном этапе потребности.

Вторым элементом целеполагания является мотив — это то, что подталкивает нас к действию. При расстановке целей очень важно определить свой уровень мотивации, так как без нее достичь что-либо намного сложнее, но другая крайность может привести к спешке и ошибкам. Чрезмерность и крайности как правило мешают идти к своей цели.

Третья составляющая целеполагания — осознанность. Чтобы стремиться к цели — личной или коллективной, — необходимо делать обдуманный выбор, соответствующий внутренним мотивам, либо идти своим путем, осознавая саму цель и шаги к ней. То есть понимать, что и для чего мы делаем. Это и есть осознанное целеполагание, которое применяется как в жизни, так и в бизнесе.

Что такое способность к целеполаганию. Смотреть фото Что такое способность к целеполаганию. Смотреть картинку Что такое способность к целеполаганию. Картинка про Что такое способность к целеполаганию. Фото Что такое способность к целеполаганию

Чем полезно целеполагание

Иногда наша глобальная цель представляется в общих чертах и довольно размыта, есть только понимание того, что необходимо для удовлетворения текущей потребности. Правильный подход к целеполаганию эффективен в определении шагов и позволяет четче представить и сформировать большую цель, а также понять, для чего она нужна и какой результат следует за ее достижением.

Кроме того, целеполагание формирует систему расстановки приоритетных задач и алгоритм их решения. Такая системность помогает упорядочить повседневную жизнь и бизнес.

Целеполагание: мнение эксперта

Для более широкого понимания этого метода, мы обратились к эксперту. Подробнее о целеполагании расскажет Анна Девятьярова, HR-консультант, преподаватель, автор проекта HRPROSVET.

Чем целеполагание отличается от стандартного планирования?

Для меня целеполагание и планирование все-таки разные вещи. Цель — это видение будущего результата, к которому вы стремитесь в своей личной жизни или карьере. Цель должна быть и у бизнеса, на эту тему писал Фредерик Лалу, создатель концепции «бирюзовых» организаций. По его мнению у каждой компании должна быть эволюционная цель, которая придает смысл ее существованию. Очень похожий взгляд у Джона Стрелеки, автора книги «Большая пятерка для жизни» — в книге он описывает Цель Существования, причем именно так — с заглавных букв. И вот эти заглавные буквы говорят о многом, фокусируя внимание читателя на первостепенном значении цели. В свою очередь планирование — это процесс разделения цели на задачи и распределения времени и ресурсов на их выполнение.

Что такое способность к целеполаганию. Смотреть фото Что такое способность к целеполаганию. Смотреть картинку Что такое способность к целеполаганию. Картинка про Что такое способность к целеполаганию. Фото Что такое способность к целеполаганию

С чего начать целеполагание?

Интересно, что если вы ищете информацию по целеполаганию, то найдете техники тайм-менеджмента, планирования, самоконтроля и борьбы с прокрастинацией, но про выбор цели написано не так много. Почему? Думаю, что это связано с максимальной субъективностью процесса выбора цели. Все мы очень разные, нельзя выбрать цель как у соседа или копировать Илона Маска. Вы должны сознательно прийти именно к своей цели, даже если она не похожа на выдержки из интервью топ-100 самых успешных людей планеты. Для этого вам нужно много рефлексировать, размышлять о себе и своем деле: что у вас хорошо получается? Почему вы чувствуете себя некомфортно на своем рабочем месте? Что дарит вам хорошее настроение? Чему вы хотели бы научиться? Только задавая вопросы самому себе и пытаясь честно на них ответить, вы сможете прийти к осознанной постановке цели.

Как избежать ошибок при целеполагании?

На мой взгляд, самая распространенная ошибка при целеполагании — отсутствие действия. Настоящие прорывы всегда совершаются благодаря действиям, даже если они не приносят ожидаемый результат. Если в настоящий момент вы чувствуете себя растерянным, например, не знаете, стоит ли менять профессию, то ваша задача — начать действовать. Найдите бесплатные уроки и интервью представителей интересующей вас сферы на YouTube — нравится ли вам то, что они рассказывают? Если да, то идите дальше, возможно, стоит пройти обучение по выбранной специальности и начать искать работу, ходить по собеседованиям. Да, даже если оффер по классной вакансии вам пока не предлагают, вы расширяете свой кругозор, знакомитесь с новыми людьми, у которых могут быть совершенно неожиданные взгляды. И именно в процессе деятельности (при помощи рефлексии) в какой-то момент вы нащупаете ту самую цель.

Как повысить эффективность целеполагания?

Существуют методы, которые призваны помочь вам поставить себе цель, например:

Источник

Целеполагание — что это, примеры, этапы, методы

Целеполагание – это процесс определения одной (главной) цели и ряда второстепенных задач и промежуточных целей, а также поиска путей достижения каждой из них. Это важный элемент любой сферы жизни, без целеполагания невозможно развитие и движение вперед. Самостоятельное определение целей и их достижение делает жизнь осознанной. Разберем подробнее, что такое целеполагание в психологии, и определим, в каких сферах его используют – кратко разберем теорию.

Что такое целеполагание

Что такое способность к целеполаганию. Смотреть фото Что такое способность к целеполаганию. Смотреть картинку Что такое способность к целеполаганию. Картинка про Что такое способность к целеполаганию. Фото Что такое способность к целеполаганию

Что такое целеполагание простыми словами? Дадим определение понятию цели и целеполагания, охарактеризуем процесс.

Целеполагание – это осознанный выбор, постановка цели (главной задачи), выделение подзадач и поиск путей их достижения. Цель – это предмет, объект, состояние, для достижения которого человек прикладывает волевые усилия. В основе выбора и достижения целей лежат потребности личности. Они задают направление движения и определяют мотивацию. Если вы будете мечтать о «чем-нибудь» и думать, что вы получите это «как-нибудь» или сделаете «когда-нибудь», то вы никогда не добьетесь желаемого. Только конкретика и активные действия сделают вас счастливым человеком.

Целеполагание рассматривается в психологии, философии и обществознании. Его определяют как процесс выбора идей, средств, ресурсов и установления границ допустимых отклонений в реализации выбранной идеи. Это непрерывный процесс. Почему? Потому что еще в процессе достижения цели рождаются новые идеи.

Схема целеполагания включает в себя следующие блоки и уровни:

Что такое способность к целеполаганию. Смотреть фото Что такое способность к целеполаганию. Смотреть картинку Что такое способность к целеполаганию. Картинка про Что такое способность к целеполаганию. Фото Что такое способность к целеполаганию

Важно! Говоря простыми словами, целеполагание – это сознательное определение человеком чего, когда и как он добьется. Это не только выбор цели, но и разработка пошагового плана ее достижения.

Для чего оно необходимо

Для чего необходимо целеполагание? Без способности к целеполаганию невозможно добиться успеха в жизни и отдельных ее сферах: работе, учебе, любви. Последовательное определение целей и их достижение помогает личности уверенно двигаться вперед, покорять новые вершины, повышать качество и уровень жизни. Успешный человек всегда знает, чего он хочет, и как ему этого добиться.

Тот, у кого нет своих целей, живет для других. Он становится ведомым, управляемым. Он отдает свое время и силы другим людям, способствуя достижению их целей. Те люди, которые умеют ставить цели, становятся лидерами. Они ведущие, а не ведомые.

Представим в виде таблицы общий сравнительный анализ осознанной и неосознанной организации процесса целеполагания по основным критериям:

Осознанное (эффективное, активное) целеполаганиеНеосознанное (бессознательное, неэффективное) целеполагание
Возможности для ростаПроблемы, препятствия, сложности
Осознанная мотивация и анализ возможностейНеосознанные мотивы и движение на уровне бессознательного
Представление идеального, но реалистичного будущегоПредставление идеального, но часто нереалистичного будущего
Поиск ресурсов и инструментов, развитие новых паттернов поведенияПовторение ошибок, действия по шаблону
Контролируемое достижение цели и успехЖизнь «по течению» и провал

В каких сферах используется

Что такое способность к целеполаганию. Смотреть фото Что такое способность к целеполаганию. Смотреть картинку Что такое способность к целеполаганию. Картинка про Что такое способность к целеполаганию. Фото Что такое способность к целеполаганию

Как мы уже упомянули, целеполагание востребовано во всех сферах жизни. Разберем несколько частных направлений, где умение ставить цели и достигать их является основой успеха:

Кроме этого, целеполагание используется на более высоких уровнях. Например, в политике и любых сферах, где речь идет о руководстве и управлении людьми. Знание принципов и основ целеполагания важно для объективного изучения социума и взаимодействия с ним. Важно знать закономерности функционирования общества, чтобы ставить цели и организовывать целеполагание. Обществознание – это сфера знаний, которая служит прототипом личного целеполагания.

Интересно! Не обойтись без целеполагания и в отношениях с друзьями или в сфере любви. Однако в этом случае речь идет не столько об индивидуальной работе, постановки и достижении личных целей, сколько о совместной работе, выборе и достижении общих целей.

Основы

Основа целеполагания – это мотивы и потребности личности. Рассмотрим оба элемента немного подробнее.

Потребность – это сильное влечение к чему-либо и желание обладать этим, ощущение внутреннего психологического или физического дискомфорта из-за нехватки чего-то. Потребности бывают базовыми (физиологическими) и духовными. Переход на новый, более высокий уровень возможен только после удовлетворения потребностей предыдущего уровня.

Всего принято выделять 6 уровней потребностей (по пирамиде А. Маслоу):

Все цели, которые мы выбираем, имеют отношение к этим потребностям.

Мотив – это внутренний импульс, побуждающий к действию. В качестве целей мы выбираем то, что не только значимо, актуально для нас именно сейчас, но и то, что побуждает к активности.

Мотивы бывают разных видов:

Иногда мотивы входят в противоречие друг с другом. Это усложняет целеполагание, но в то же время оно помогает разрешить конфликт мотивов. В процессе разработки плана и расстановки приоритетов личность понимает, что для нее все-таки важнее, какой мотив стоит оставить.

Отдельно стоит указать требования, предъявляемые к целям в целеполагании:

Это тоже относится к основам системы целеполагания.

Методы целеполагания

Что такое способность к целеполаганию. Смотреть фото Что такое способность к целеполаганию. Смотреть картинку Что такое способность к целеполаганию. Картинка про Что такое способность к целеполаганию. Фото Что такое способность к целеполаганию

Некоторые люди (особенно те, которые впервые слышат о целеполагании) не знают с чего начать. На самом деле все просто: в психологии уже придуманы универсальные способы целеполагания. Осталось воспользоваться ими.

Итак, разберем популярные методы целеполагания:

Это универсальные, самые популярные и простые техники. При желании вы можете найти и опробовать другие. Например, в книге Хайди Грант Хэлворсон «Психология достижений. Как добиваться поставленных целей» представлено много практических упражнений.

Этапы целеполагания

Разберем этапы и правила, или универсальный процесс целеполагания:

Не забывайте всегда оставлять место для «маневров». Будьте готовы внести корректировки в план, держите в запасе несколько вспомогательных инструментов, выделяйте чуть больше времени, сил и финансов для реализации цели. Тогда никакие неудачи, сложности, непредвиденные обстоятельства не выбьют вас из колеи.

Распространенные ошибки в целеполагании

Что такое способность к целеполаганию. Смотреть фото Что такое способность к целеполаганию. Смотреть картинку Что такое способность к целеполаганию. Картинка про Что такое способность к целеполаганию. Фото Что такое способность к целеполаганию

Обращаясь к целеполаганию, не совершайте чужих ошибок (проблемы целеполагания):

Технология целеполагания универсальна. Это похоже на формулу в математике – меняются только значения, то есть цели, ресурсы, мотивы, сроки.

Мой опыт целеполагания

В своей жизни я использую универсальный алгоритм целеполагания:

В своей жизни я руководствуюсь этим планом. Например, по нему я худела. Тогда пример алгоритма целеполагания выглядел так:

Эффективность целеполагания зависит от того, насколько вы готовы контролировать процесс, признавать ошибки и работать над ними, корректировать стратегию в зависимости от меняющихся условий.

Заключение

Целеполагание нужно для того, чтобы жизнь человека была полна осознанности и счастья. Без целеполагания личность просто плывет по течению. Она руководствуется чужими целями и личными бессознательными импульсами. То, что находится на уровне подсознания, не всегда полезно для самого человека. Если он руководствует бессознательными деструктивными установками, страхами, комплексами и другими проблемами, то он не сможет добиться успеха в жизни и стать счастливым.

Источник

Что такое целеполагание и зачем оно нужно: методики + примеры из жизни

Что такое способность к целеполаганию. Смотреть фото Что такое способность к целеполаганию. Смотреть картинку Что такое способность к целеполаганию. Картинка про Что такое способность к целеполаганию. Фото Что такое способность к целеполаганию

Определение

Целеполагание – это осознанность своих действий для постановки целей и их достижения. В процессе полагания целей важно знать, куда ты движешься.

А вот тут важно разобраться, что же такое цели.

Цель – это реальный или идеальный предмет стремления человека, на который направлены действия или волевой процесс.

Понимаю, что определения могут грузить и тяжело восприниматься, но без них никуда. Итак, человек к чему-то стремится, а процесс целеполагания определяет, к чему, как и каким образом он это делает.

Чтобы проще было понять, можно еще сказать, что вы рисуете мысленную модель результата и прокладываете к нему шаги.

Для чего нужно целеполагание в жизни: примеры

Ни для кого не секрет, что успешный человек резко отличается от неудачника. Почему? Одна из первых причин – неумение последним ставить цели и добиваться их. Успешный всегда четко знает, чего хочет от жизни, и он делает все, чтобы этого достичь.

Есть одна народная мудрость: “Если у вас нет целей, вам придется работать на выполнение чужих”.

Целеполагание дает возможности добиться в жизни большего. Оно помогает упорядочить действия, эффективно добиваться результата и тратить на его достижение минимум усилий.

Объясню, почему минимум. Дело в том, что усердная работа не всегда залог успеха. Много работать – не значит загребать деньги руками. Люди, которые умеют ставить цели и достигать их, используют не все свои ресурсы, а только те, что нужны для выполнения конкретного дела. Они не распыляются на все и сразу.

❗ПРИГЛАШАЮ ВАС В СВОЙ TELEGRAM-КАНАЛ ПО ДЕНЬГАМ❗

Это канал о заработке денег и саморазвитии. В нем я публикую посты, аудио- и видеосообщения. Объясняю все простым языком и никакого спама.

Мы сейчас говорим с вами о характеристике лидера. Лидеры интуитивно справляются с задачей ставить цели и достигать их. Но как быть с обычным жителем нашей страны, который тоже хочет освоить этот процесс? Как пощупать это целеполагание, узнать его проявления? Чтобы узнать, для чего оно нужно, приведу несколько примеров.

Пример 1. Элементарно в образовательном процессе – изучение букв в первом классе. Цель: учимся писать прописную “Ж”. Суть целеполагания: узнать, из каких элементов состоит “ж” → понять, с какой стороны начинаем ее писать → выяснить, в чем сложность буквы → понять, как писать сложный элемент → запомнить все соединения с “ж” → научиться писать слова с “ж” → научиться использовать ее в предложениях.

Пример 2. Цель: бытовая ситуация – нужно отремонтировать компьютер. Алгоритм действий: посмотреть, все ли провода подключены → определить, смогу ли я справиться сама → вызвать мастера → договориться об оплате и сроках → забрать компьютер, заплатить за работу.

Пример 3. Нужно купить стиральную машинку. Организация маленьких шагов к достижению результата: определиться с требованиями к технике → определить подходящую модель → каждый месяц откладывать определенную сумму или взять кредит → забронировать, пока накапливаете или оформляете кредит → купить.

В управлении людьми этот процесс немного усложняется. Здесь уже иногда нужно трансформировать цели лидера в цели подчиненных. Нужно использовать определенные подходы и приемы менеджмента, чтобы достигать эффективных результатов.

В каких сферах нужно

Навык правильно ставить цели и добиваться их необходим всем и каждому, везде и всюду. Давайте подробнее рассмотрим, где этот процесс часто используется и действительно ли без него никуда:

Роль целеполагания бесценна в любом обществе и любой группе. Это комплексный процесс. Его сложность в том, чтобы превратить неосознанные желания в четкие установки и создание плана реализации. Человек без цели просто плывет по течению и ничего особо не достигает.

Методики целеполагания

Умными людьми была придумана организация целеполагания, чтобы нам с вами было легче. Для этого выделены несколько видов методик. Они учитывают специфику занятия человека и помогают быть эффективным с наименьшими затратами ресурсов.

SMART

Название метода – это аббревиатура, в которой зашифрована технология целеполагания. В этом методе важно четко определить инструменты и ресурсы для результата.

Для этого нужно выполнить такие действия:

S: конкретизация результата (пристроить веранду) →

R: обоснование необходимости цели (чтобы холодный воздух не поступал в помещение) →

A: оценка и прогноз степени достижения результата (сделаю в сжатые сроки, потрачу определенную сумму) →

M: определение показателей цели и ее критериев оценки (сегодня заливаю фундамент, через неделю выгоняю стены, на это потрачу столько-то, отделка, как у дяди Феди) →

T: сроки достижения полной цели (полностью выстрою и отделаю веранду за месяц).

Метод Брайана Трейси

Трейси написал увлекательную книгу “Управляй своим временем и удвой результаты”. В нем он описал разработанный метод работы с целеполаганием. Алгоритм его авторского метода очень похож на SMART, но немного отличается.

По этому методу нужно:

Метод Г. Архангельского

Это проектный метод, функция которого – помочь человеку четко сформулировать задачу, когда условия постоянно изменяются. Он состоит из таких стадий:

Также узнайте, чем цель отличается от задачи. Так вы не будете путаться в этих понятиях и сможете быстрее добиться успеха.

Интеллект-карты

Это, как мне кажется, самый простой метод достижения поставленных целей. Он часто используется на тренингах и без специальной подготовки, каких-то условий. Каждый человек может использовать его в жизни.

Карта целеполагания состоит из таких составляющих:

Такую “мыслекарту” можно представить в виде таблицы или схемы, как, например, тут:

Что такое способность к целеполаганию. Смотреть фото Что такое способность к целеполаганию. Смотреть картинку Что такое способность к целеполаганию. Картинка про Что такое способность к целеполаганию. Фото Что такое способность к целеполаганиюМыслекарта для цели “подарить подарок”

Кстати, встречала интеллект-карты не только по постановке целей, но и по решению проблем для руководителей.

Эти карты строятся на основе логического мышления человека. Они помогают не только “разложить все по полочкам”, но и развивают креативность, память, ведь схематически запоминать легче.

Что такое способность к целеполаганию. Смотреть фото Что такое способность к целеполаганию. Смотреть картинку Что такое способность к целеполаганию. Картинка про Что такое способность к целеполаганию. Фото Что такое способность к целеполаганиюИнтеллект-карта для цели “переезд в новый офис”

Структура целеполагания

Мы уже узнали, что такое целеполагание и чем оно характеризуется. Немного научно получилось, но без этого никуда.

Структура этого процесса имеет значение для психологов, коучей и управленцев. Попробую для вас описать ее понятным языком в виде списка:

Вот такая модель целеполагания, его костяк. Используется на всех консультациях и тренингах, тренировках руководителей предприятий.

Тренинг по целеполаганию

Нужно ли обучаться целеполаганию? Слушайте, вы даже не представляете себе, сколько классных, способных людей не достигают своих целей, топчутся на одном месте годы только из-за того, что их не научили азам целеполагания! Я тоже продолжаю учиться личной эффективности с помощью разных направлений психологии и коучинга.

Есть хороший курс Целеполагание от Викиум, который позволяет самостоятельно изучить и практиковать планирование времени и целеполагание. Он состоит из 6 уроков, практических рекомендаций, видеоматериалов, графических заданий и схем.

Стоимость – 1 490 руб. Формат обучения – дистанционный, вы сможете заниматься в любое удобное время.

Также на нашем блоге вы можете посмотреть подборку из 10+ бесплатных и платных курсов по целеполаганию.

Ошибки в целеполагании

Далеко не все люди умеют ставить цели. Это мешает быть продуктивным в своей жизни. Вот почему еще школьников необходимо обучать целеполаганию. Рассмотрим основные ошибки, которые мешают эффективности:

Заключение

Работа над собой продолжается. Сегодня мы рассмотрели очень важную и одновременно сложную тему – целеполагание. Очень хочется, чтобы конкретных, эффективных и целеустремленных людей было больше.

Попробуйте уже сегодня определить цель и по одному из методов ее рассмотреть, расписать и действовать. Я уверена, у вас получится очень хороший результат и в довольно короткие сроки.

Практикуйте методы целеполагания, достигайте результатов, стремитесь к большим целям в жизни, изменяйтесь и действуйте! Желаю вам с позитивным настроем делать максимум, а ресурсов тратить минимум. Пишите свои мысли по поводу этой темы в комментариях, а мы прощаемся до новых тем!

С Уважением, Людмила Редькина

Привет! Я профессиональный психолог и в каждую статью вкладываю душу и частичку своего опыта. Все советы, написанные мной для этого блога, помогут вам стать чуточку лучше. Очень рада делиться с вами своими идеями, верю, что вместе мы изменим этот мир в лучшую сторону! Подробнее обо мне вы можете прочитать в разделе «Об авторах».

Источник

Целеполагание – это модно? Как не попасть в ловушку “постановки целей”

Представьте жизнь приложения при отсутствии у него цели: про него забывают, перестают развивать, поддерживать. Плюс ко всему, бесцельный проект непонятен не только разработчикам, но и пользователю. Приложение (веб- или мобильное) — это инструмент для бизнеса, который должен приносить пользу, и его нужно уметь правильно использовать, т.е. четко понимать для достижения какой цели вы его заказываете.

Цель — это будущий желаемый результат

Перед тем, как приступить к построение архитектуры приложения и разработке, необходимо провести работу по целеполаганию. Например, по таким методам:

Что такое целеполагание

Что такое способность к целеполаганию. Смотреть фото Что такое способность к целеполаганию. Смотреть картинку Что такое способность к целеполаганию. Картинка про Что такое способность к целеполаганию. Фото Что такое способность к целеполаганию

Что такое целеполагание простыми словами? Дадим определение понятию цели и целеполагания, охарактеризуем процесс.

Целеполагание – это осознанный выбор, постановка цели (главной задачи), выделение подзадач и поиск путей их достижения. Цель – это предмет, объект, состояние, для достижения которого человек прикладывает волевые усилия. В основе выбора и достижения целей лежат потребности личности. Они задают направление движения и определяют мотивацию. Если вы будете мечтать о «чем-нибудь» и думать, что вы получите это «как-нибудь» или сделаете «когда-нибудь», то вы никогда не добьетесь желаемого. Только конкретика и активные действия сделают вас счастливым человеком.

Целеполагание рассматривается в психологии, философии и обществознании. Его определяют как процесс выбора идей, средств, ресурсов и установления границ допустимых отклонений в реализации выбранной идеи. Это непрерывный процесс. Почему? Потому что еще в процессе достижения цели рождаются новые идеи.

Схема целеполагания включает в себя следующие блоки и уровни:

Что такое способность к целеполаганию. Смотреть фото Что такое способность к целеполаганию. Смотреть картинку Что такое способность к целеполаганию. Картинка про Что такое способность к целеполаганию. Фото Что такое способность к целеполаганию

Важно! Говоря простыми словами, целеполагание – это сознательное определение человеком чего, когда и как он добьется. Это не только выбор цели, но и разработка пошагового плана ее достижения.

Для чего оно необходимо

Для чего необходимо целеполагание? Без способности к целеполаганию невозможно добиться успеха в жизни и отдельных ее сферах: работе, учебе, любви. Последовательное определение целей и их достижение помогает личности уверенно двигаться вперед, покорять новые вершины, повышать качество и уровень жизни. Успешный человек всегда знает, чего он хочет, и как ему этого добиться.

Тот, у кого нет своих целей, живет для других. Он становится ведомым, управляемым. Он отдает свое время и силы другим людям, способствуя достижению их целей. Те люди, которые умеют ставить цели, становятся лидерами. Они ведущие, а не ведомые.

Представим в виде таблицы общий сравнительный анализ осознанной и неосознанной организации процесса целеполагания по основным критериям:

Осознанное (эффективное, активное) целеполаганиеНеосознанное (бессознательное, неэффективное) целеполагание
Возможности для ростаПроблемы, препятствия, сложности
Осознанная мотивация и анализ возможностейНеосознанные мотивы и движение на уровне бессознательного
Представление идеального, но реалистичного будущегоПредставление идеального, но часто нереалистичного будущего
Поиск ресурсов и инструментов, развитие новых паттернов поведенияПовторение ошибок, действия по шаблону
Контролируемое достижение цели и успехЖизнь «по течению» и провал

Таким образом, целеполагание повышает общую эффективность жизни и продуктивность человека, помогает управлять временем и деятельностью, развивает осознанность и системное мышление. Кроме этого, оно помогает найти цель и смысл жизни, избавляет от страхов и тревог. Важно! В психологии принято выделять два вида (типа) целеполагания: активное (осознанное) и пассивное (бессознательное).

ManageWeb.ru

Прежде чем приступить к целеполаганию, необходимо хорошо понимать сущность этого процесса. Достаточно трудно дать целеполаганию краткое и емкое определение, но можно сформулировать описательное определение, в котором перечислены его наиболее важные смысловые моменты. Можно выделить одиннадцать ключевых аспектов целеполагания:

1. Целеполагание—важнейший механизм реализации потребностей

человека, но не единственный. Многие из потребностей человека реализуются бессознательно, поведение человека далеко не всегда является сознательным и целенаправленным, часто (даже если исключить патологические бессознательные формы поведения) оно имеет импульсивный и нерациональный характер.

2. Цель — это мотивированное, осознанное, выраженное в словах нредвосхнщение будущего результата. Таким образом, процесс целе-полагания имеет две стороны: энергетическую (мотивационную) и информационную. Можно даже определить целеполагание как «наделение энергии содержанием». Но главные усилия заключаются в понимании, осмыслении, формулировании в словах информационной модели будущего результата. Цель просто необходимо проговорить, в противном случае она так и останется смутной, интуитивной (и трудно достижимой).

Значимость свободы воли легко раскрывается с помощью следующего примера: знаменитый австрийский психолог Виктор Франкл, описывая (см.: Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990) свой опыт пребывания в годы второй мировой войны в фашистском концлагере, упоминает о том, что в концлагерях существовала продуманная система «ломки личности». Основная цель этой системы — создание «живых орудий», идеальных рабов для «Мирового Рейха», которые полностью лишены воли и послушно исполняют любые указания хозяев. Франкл подробно пишет о том, что фашисты придумали и использовали, казалось бы, весьма эффективные методы, которые просто должны были привести к запланированному результату. Но на практике результат получился несколько иным: полностью лишенный свободы воли, человек утрачивал человеческие черты и превращался в «мусульманина» (так в концлагере называли заключенных, сломленных психологической обработкой; они сидели, поджав под себя ноги, и раскачивались, подобно молящимся мусульманам). Обычно такие «мусульмане» были совершенно не работоспособны, переставали общаться и понимать человеческую речь, утрачивали простейшие навыки самообслуживания (личной гигиены), прекращали употреблять пищу и в скором времени умирали.

И напротив, пытаясь найти ответ на вопрос: «Что же позволило некоторым людям не сломаться и выжить в нечеловеческих условиях?», Франкл приходит к четкому ответу — наличие действительно важной, личностно значимой цели, ради которой стоило жить. Таким образом, лишить человека свободы воли и подавить его способность к целеполаганию, навязав ему цели, — значит уничтожить человека как личность, как разумное, творческое и продуктивное существо.

Смотрите также

Заключение Обеспечение устойчивого экономического роста в Республике Беларусь во многом зависит от того, в какой мере задействован предпринимательский потенциал в стране. Развитие цивилизованного малого бизне …
Анализ внешней среды и выработка стратегии взаимодействия Любая организация находится и функционирует в среде. Каждое действие всех без исключения организаций возможно только в том случае, если среда допускает его осуществление. Внешняя среда я …

Пути дальнейшего развития малого бизнеса в республике Беларусь Мировой опыт показывает, что малый бизнес, и осо­бенно современное, во всех странах формируется и развива­ется при действенном участии государства, его регулирова­нии и поддержке. Государственное р …

В каких сферах используется

Что такое способность к целеполаганию. Смотреть фото Что такое способность к целеполаганию. Смотреть картинку Что такое способность к целеполаганию. Картинка про Что такое способность к целеполаганию. Фото Что такое способность к целеполаганию

Как мы уже упомянули, целеполагание востребовано во всех сферах жизни. Разберем несколько частных направлений, где умение ставить цели и достигать их является основой успеха:

Кроме этого, целеполагание используется на более высоких уровнях. Например, в политике и любых сферах, где речь идет о руководстве и управлении людьми. Знание принципов и основ целеполагания важно для объективного изучения социума и взаимодействия с ним. Важно знать закономерности функционирования общества, чтобы ставить цели и организовывать целеполагание. Обществознание – это сфера знаний, которая служит прототипом личного целеполагания.

Интересно! Не обойтись без целеполагания и в отношениях с друзьями или в сфере любви. Однако в этом случае речь идет не столько об индивидуальной работе, постановки и достижении личных целей, сколько о совместной работе, выборе и достижении общих целей.

Проблемы целеполагания: как не попасть в ловушку модного течения?

Успешные и талантливые люди заражаются идеями самосовершенствования, они слепо верят в заоблачные идеалы, превращают свою жизнь в погоню за мифическими мечтами вместо того, чтобы просто жить и наслаждаться каждым прожитым днем. В чем же проблемы целеполагания? Давайте разберем их поочередно.

Каждый человек может повторить успех другого

Приверженцы современной теории саморазвития считают, что любой человек может стать успешным, а недостижимых целей попросту не существует. На практике это означает, что каждый из нас может стать президентом страны или полететь в космос, если приложит определенные усилия для осуществления своей цели. “Середнячком” быть даже как-то зазорно. Естественно, что такой пример является несколько утрированным, но из него понятна вся суть транслируемого сегодня отовсюду “саморазвития”.

На деле же у каждого из нас имеются определенные навыки и склонности, данные нам от природы.

Один человек умеет хорошо заниматься сельским хозяйством, другой талантлив в кулинарии, третий склонен к изобретениям. У любого человека есть набор качеств, при правильном развитии которых он сможет преуспеть в своем деле больше других. Именно в таком ключе нужно рассматривать свою способность к целеполаганию, поскольку неправильный выбор цели неминуемо приведет к разочарованиям, даже если (вдруг) цель будет достигнута. Подумайте, в чем вы можете преуспеть и быть полезным обществу, что приносит вам лично удовлетворение – после чего развивайте эти таланты.

Подмена желаний и целей

Особо ярко эту ошибку можно увидеть на примере молодых людей в возрасте 25-35 лет, которые после школы выбрали для себя модные профессии юриста или экономиста. Да, некоторые из этих специалистов действительно хорошо устраиваются в жизни благодаря своим талантам или обстоятельствам, но подавляющее большинство молодых людей не смогли найти себя и вынуждены были переквалифицироваться. Много молодежи 10-15 лет назад пошло по пути следования модным тенденциям – они выбрали профессию не по своим способностям и здравому смыслу, а пошли за модным веянием. За них выбор сделало общество, которое считало эти специальности успешными. Некоторые современные теории целеполагания – продолжение этой же ситуации.

Здраво оценивайте свою способность к целеполаганию, живите своими истинными желаниями и целями.

Если для вас идеал – семья и вы мечтаете о ребенке, то бесполезно пытаться строить карьеру, которой нужно будет посвятить все свое время. Идите к той цели, которая соответствует вашим ценностям (дом-семья, в этом случае) и стройте свою личную жизнь. Возможно именно семья станет смыслом жизни, вашим успехом и славой. И не исключено, что материнство откроет в вас новые ценности и способности.

Тяга к ложной гармонии

Мораль современного общества твердит, что человек должен быть гармоничным во всех сферах жизни: в работе, деньгах, карьере, любви, развлечениях, а также во многом-многом другом. Не допускайте никому навязывать себе мысли, что целеполагание в жизни основано именно на гармонии всех сфер, и вы просто обязаны приложить все усилия, чтобы у вас получился равномерный успех во всех этих сферах.

Это – ошибка! Баланс удовлетворенности каждой сферой жизни всегда меняется. И ваша задача – не достигнуть полной шкалы единовременно во всех, а уделить внимание тем сферам, которые требуют работы над ними.

Что такое способность к целеполаганию. Смотреть фото Что такое способность к целеполаганию. Смотреть картинку Что такое способность к целеполаганию. Картинка про Что такое способность к целеполаганию. Фото Что такое способность к целеполаганию

Каждый сам выбирает себе приоритеты в жизни. Для кого-то жизненный комфорт будет в карьерном росте, кто-то проведет всю жизнь в развлечениях, для кого-то смыслом всего станет любовь. Поэтому не стоит добиваться гармонии во всем: выберите себе приоритеты по душе, отталкиваясь от своего состояния в настоящий момент, и следуйте им.

Целеполагание в жизни должно использоваться крайне осторожно: если войти в кураж и четко следовать не тем его принципам, то можно серьезно навредить себе. Не слушайте доморощенных психологов, не верьте слепо Интернету, слушайте себя, ставьте цели, в которых уверены.

Основы

Основа целеполагания – это мотивы и потребности личности. Рассмотрим оба элемента немного подробнее.

Потребность – это сильное влечение к чему-либо и желание обладать этим, ощущение внутреннего психологического или физического дискомфорта из-за нехватки чего-то. Потребности бывают базовыми (физиологическими) и духовными. Переход на новый, более высокий уровень возможен только после удовлетворения потребностей предыдущего уровня.

Всего принято выделять 6 уровней потребностей (по пирамиде А. Маслоу):

Все цели, которые мы выбираем, имеют отношение к этим потребностям.

Мотив – это внутренний импульс, побуждающий к действию. В качестве целей мы выбираем то, что не только значимо, актуально для нас именно сейчас, но и то, что побуждает к активности.

Мотивы бывают разных видов:

Иногда мотивы входят в противоречие друг с другом. Это усложняет целеполагание, но в то же время оно помогает разрешить конфликт мотивов. В процессе разработки плана и расстановки приоритетов личность понимает, что для нее все-таки важнее, какой мотив стоит оставить.

Отдельно стоит указать требования, предъявляемые к целям в целеполагании:

Это тоже относится к основам системы целеполагания.

Методы целеполагания

Что такое способность к целеполаганию. Смотреть фото Что такое способность к целеполаганию. Смотреть картинку Что такое способность к целеполаганию. Картинка про Что такое способность к целеполаганию. Фото Что такое способность к целеполаганию

Некоторые люди (особенно те, которые впервые слышат о целеполагании) не знают с чего начать. На самом деле все просто: в психологии уже придуманы универсальные способы целеполагания. Осталось воспользоваться ими.

Итак, разберем популярные методы целеполагания:

Это универсальные, самые популярные и простые техники. При желании вы можете найти и опробовать другие. Например, в книге Хайди Грант Хэлворсон «Психология достижений. Как добиваться поставленных целей» представлено много практических упражнений.

Этапы целеполагания

Разберем этапы и правила, или универсальный процесс целеполагания:

Не забывайте всегда оставлять место для «маневров». Будьте готовы внести корректировки в план, держите в запасе несколько вспомогательных инструментов, выделяйте чуть больше времени, сил и финансов для реализации цели. Тогда никакие неудачи, сложности, непредвиденные обстоятельства не выбьют вас из колеи.

Распространенные ошибки в целеполагании

Что такое способность к целеполаганию. Смотреть фото Что такое способность к целеполаганию. Смотреть картинку Что такое способность к целеполаганию. Картинка про Что такое способность к целеполаганию. Фото Что такое способность к целеполаганию

Обращаясь к целеполаганию, не совершайте чужих ошибок (проблемы целеполагания):

Технология целеполагания универсальна. Это похоже на формулу в математике – меняются только значения, то есть цели, ресурсы, мотивы, сроки.

Технологии целеполагания.

Подготовила учитель информатики МБОУ СОШ №1

Тема «Технологии целеполагания»

Основу содержания деятельности учителя составляют три взаимосвязанные этапы урока: целеполагание, самостоятельная продуктивная деятельность, рефлексия. Остановимся на первом этапе урока – целеполагании. Целеполагание входит в состав регулятивных универсальных учебных действий, которые необходимо развить у ученика. Что же такое целеполагание? «Целеполагание в образовании – это процесс установления и формулирования учениками и учителем главных целей и задач обучения на определенных его этапах»

«Этап целеполагания занимает ведущее место и в структуре традиционного урока, но в новой позиции предусматриваются качественные изменения этого этапа: учитель не транслирует свою цель, а создает условия, включающие каждого ученика в процесс целеполагания. Лишь в том случае, когда ученик осознает смысл учебной задачи и примет ее как лично для него значимую, его деятельность станет мотивированной и целенаправленной. Именно на данном этапе урока возникает внутренняя мотивация ученика на активную, деятельностную позицию, возникают побуждения: узнать, найти, доказать».

Всем известно, что эффективность целеполагания определяется степенью соответствия результатов обучения поставленным целям. Скажем: «Как цель поставишь, таким и будет результат». Поэтому цели должны быть: — понятны, осознаны — реальны, достижимы (указывают на конкретные результаты обучения); — инструментальны, технологичны (определяют конкретные действия по их достижению); — диагностичны (поддаются измерению, определению соответствия им результатов учебной деятельности)

С чего же начинается процесс развития навыков целеполагания у учащихся?

Можно предложить следующий вариант решения этой технологической задачи, в нем присутствуют следующие этапы:

Чтобы систематизировать результаты, можно использовать одну из классификаций целей, предложенную Андреем Викторовичем Хуторским, который выделяет следующие группы: Личностные цели – осмысление целей образования; приобретение веры в себя, в свои потенциальные возможности; реализация конкретных индивидуальных способностей; самовыражение через материал предмета.

Предметные цели — формирование положительного отношения к изучаемому предмету; знание основных понятий, явлений, законов; выработка умений пользоваться простейшими приборами; решение типовых или творческих задач по теме. Креативные цели – составление сборника задач; сочинение рассказа; конструирование модели; рисование картины. Когнитивные цели – познание объектов окружающей реальности; изучение способов решения возникающих проблем; овладение навыками работы с первоисточниками; постановка эксперимента; проведение опытов. Оргдеятельностные цели – овладение навыками самоорганизации учебной деятельности; умение ставить перед собой цель; планировать деятельность; развитие навыков работы в группе; освоение техники ведения дискуссии. Данную диагностику можно использовать при диагностике на основе списка целей, который предлагается ученикам, а их задача составить свою иерархию целей из предложенного набора.

2. Анализ и систематизация полученных данных;

Самостоятельная формулировка цели. Главное в этой работе не давать детям обобщать цели для всех, ставить их лично для себя. Каждая цель должна иметь личностный смысл. На каждом этапе урока подводится вывод: Что это задание дает? Кто уже добился той цели, которую ставил? Рефлексия в конце урока включает в себя анализ работы на уроке и подведение результата – насколько цель, поставленная в начале урока, оказалась выполненной, кому еще нужно работать для ее выполнения.

Некоторые приемы целеполагания.

1. Формирование цели при помощи опорных глаголов.

Преподаватель может назвать тему урока и предложить учащимся сформулировать цель с помощью опорных глаголов. Можно предложить учащимся готовый набор глаголов, при помощи которых осуществляется запись цели (изучить, знать, уметь, выяснить, обобщить, закрепить, доказать, сравнить, проанализировать, сделать вывод, разобраться, систематизировать…).

2. Работа над понятием.

Учащимся предлагается для зрительного восприятия название темы урока. Например, тема урока в 7 классе » Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия». Необходимо объяснить значение каждого слова или отыскать в «Толковом словаре». Далее, от значения слова определяем цель урока.

3. Подводящий диалог.

На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подводится к тому, о чем дети не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия. Ставится цель.

4. Создание проблемных ситуаций

Чтобы ученик сформулировал и присвоил себе цель, его необходимо столкнуть с ситуацией, в которой он обнаружит дефицит своих знаний и способностей. В этом случае цель им воспримется как проблема, которая, будучи реально объективной, для него выступит как субъективная. Приемы создания проблемных ситуаций могут быть самыми разными. Выбор того или иного приема определяется содержанием учебного материала, целью данного урока.

Постановку целей ученики осуществляют под руководством педагога на разные временные отрезки: урок, домашнюю работу, учебную четверть, год. Цели необходимы для проектирования образовательных действий учащихся. Цели учеников предполагают достижение результатов в каком-то определенном виде деятельности. При достижении результатов проводится рефлексия деятельности, то есть оценка соотношения полученных результатов и заявленной цели. Если сочетание целеполагания и рефлексии в различных видах деятельности повторяется систематически, то данная работа приводит к тому, что некоторые ребята начинают самостоятельно формулировать свои цели.

Мой опыт целеполагания

В своей жизни я использую универсальный алгоритм целеполагания:

В своей жизни я руководствуюсь этим планом. Например, по нему я худела. Тогда пример алгоритма целеполагания выглядел так:

Эффективность целеполагания зависит от того, насколько вы готовы контролировать процесс, признавать ошибки и работать над ними, корректировать стратегию в зависимости от меняющихся условий.

Методика целеполагания

Педагогическое целеполагание может быть условно представлено в общем виде следующими этапами:

1) диагностика воспитательного процесса

, анализ результатов предыдущей совместной деятельности участников работы;

2) моделирование педагогами воспитательных целей и задач, возможных результатов

3) организация коллективного целеполагания

, совместной целеполагающей деятельности педагогов, учащихся, родителей;

4) уточнение педагогами воспитательных целей и задач

, внесение корректив в первоначальные замыслы, составление программы педагогических действий по их реализации с учетом предложений детей, родителей и прогнозируемых результатов.

Чтобы цели и задачи, планы их реализации были актуальны, реальны и доступны, необходимо осуществить диагностику исходной ситуации

, в которой находятся участники совместной деятельности. Целесообразно изучить состояние воспитательного процесса, индивидуальные и возрастные особенности детей, результаты их деятельности на предыдущем этапе» опыт организации совместной работы, опираясь при этом прежде всего на оценку, информацию самих школьников. Участие детей в осмыслении своего предыдущего опыта позволяет им сознательно подойти к определению общих и индивидуальных целей, достичь их гармонии.

Этап диагностики в целеполагании особенно важен, так как позволяет учителям выявить наиболее значимые педагогические средства, действенные моменты в предыдущем опыте, соотнести оценки эффективности работы взрослыми и детьми, а следовательно, лучше понять запросы, потребности школьников, оценить совместную деятельность педагогов и учащихся с позиции самих детей»

На основе материалов, информации, полученной в ходе диагностики, совместного анализа, осуществляется моделирование воспитательных, организационно-педагогических задач

. На этом этапе целеполагание осуществляется как индивидуальная мыслительная деятельность педагога по выработке целей и задач, определению главных путей их достижения. Для проектирования актуальных и реальных целей, задач на уровне школы необходимо собрать информацию по следующим вопросам:

а) каковы общие цели воспитания;

б) каковы особенности целей воспитания в регионе, данном учреждении, коллективе;

в) какие задачи стояли перед школой в текущем году и каковы успехи в их решении;

г) к решению каких задач подошел коллектив на следующем этапе;

д) какие возможности для реализации целей может предоставить школа, микрорайон, район, город и т. д.;

е) в какой мере ученический коллектив готов к решению ближайших задач.

На третьем этапе сущность взаимодействия педагогов и школьников заключается в том, чтобы воспитательные задачи, стоящие перед педагогами, трансформировать в задачи и замыслы школьников

, а проблемы, выражающие интересы детей и актуализированные на первом этапе целеполагания (на этапе диагностики), конкретно и осознанно оформить в общие цели совместной деятельности педагогов и детей. В этом случае используют различные приемы: вместе с детьми вспоминают проблемы, трудности, возникшие в предыдущий период жизнедеятельности коллектива, помогают сформулировать вопросы, которые подскажут эти проблемы школьникам.

Учащиеся быстрее и осознаннее воспринимают цель, присваивают ее, если то, что предлагают педагоги:

а) связано с их конкретной жизнью, с потребностью скорее стать взрослыми;

б) выражено серьезно, значимо, доверительно;

в) приведет к заманчивым результатам;

г) доступно и понятно;

д) ярко и эмоционально.

Четвертый этап целеполагания в определенной мере повторяет второй, но по содержанию и объему работы может существенно отличаться. Здесь педагогу целесообразно проанализировать, в какой мере удалось:

а) организовать взаимодействие учащихся в процессе целеполагания;

б) идентифицировать общие и личные цели детей, педагогические и жизненно-практические задачи;

Что такое способность к целеполаганию. Смотреть фото Что такое способность к целеполаганию. Смотреть картинку Что такое способность к целеполаганию. Картинка про Что такое способность к целеполаганию. Фото Что такое способность к целеполаганию

в) спрогнозировать, предусмотреть интересы, потребности детей;

г) провести в жизнь свои педагогические замыслы.

Выделение этапов целеполагания весьма условно, так как все они взаимосвязаны, в реальной практике пронизывают друг друга.

Описание этапов целеполагания носит обобщенный характер и может быть применено к различным типам целеполагания

Методика целеполагания будет отличаться при этом временными рамками, набором педагогических приемов и действий детей.

Целеполагание в классном коллективе на учебный год может быть направлено на определение и обоснование как групповых, так и индивидуальных целей, задач, путей их решения. Проводится диагностика уровня развития коллектива, уровня отношений и самоуправления в нем. Учащиеся знакомятся с результатами этого изучения, и им предлагается охарактеризовать свой коллектив, определить уровень его развития.

В результате обсуждения этих вопросов определяются жизненно-практические задачи, проблемы и главные пути их решения в классном коллективе. Материалы коллективного целеполагания становятся основой для уточнения классным руководителем воспитательных задач, замыслов, идей на учебный год.

Предложенные выше этапы и методические рекомендации могут быть использованы при проведении целеполагания на уровне учебного заведения, первичного коллектива, конкретной личности, на перспективу, год, период, для конкретного дела. Эффективность целеполагания всегда определяется степенью присвоения общей цели, нахождением и осознанием в ней личностного смысла, а также соответствием целей и достигнутого результата[60].

§ 5. СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАНИЯ:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *