Что такое способности 6 класс
Способности это в обществознании что такое для человека – определение, примеры кратко (6 класс)
Способности
Способность в обществознании — это индивидуальное свойство личности, помогающее ей успешно справиться с той или иной деятельностью. От того, насколько развиты такие особенности, зависит успешность и качество выполнения работы. Например, человек, обладающий хорошей памятью, может быстро обрабатывать большие объёмы информации. Люди, обладающие пространственным мышлением, занимаются архитектурой, становятся инженерами.
Рис. 1. Инженер.
Не менее важным является учёт склонностей человека. Влечение к чему-либо зачастую лежит в основе определения человеком вида деятельности. Если у ребёнка есть задатки в той или иной области, но при этом отсутствует интерес, то развитие способностей не даёт результатов.
Рис. 2. В музыкальной школе.
Уровни развития способностей
Способности человека развиты у всех людей в разной степени. Кратко познакомимся с уровнями их развития.
Рис. 3. Схема «Уровни развития способностей».
Что мы узнали?
Знакомство со способностями человека происходит на уроках обществознания в 6 классе. Под способностями понимается такие свойства личности, которые помогают выполнять работу быстрее и качественнее. Уровнями их развития являются одарённость, талант, гениальность.
Обществознание. 6 класс
Конспект урока
Обществознание, 6 класс
Урок 5. Потребности и способности человека
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке
Потребность – это переживаемая человеком нужда в чём-то, что ему необходимо в жизни.
Мотив – то, что побуждает человека к деятельности.
Поведение – определённый сложившийся образ взаимодействия с окружающей средой.
Способность – это свойство личности, являющиеся условиями успешного осуществления определённого рода деятельности.
Талант – выдающиеся способности человека, проявляемые в определённой сфере деятельности, позволяющие на основе принятия нестандартных решений добиваться высоких результатов.
Характер – (от др.-греч. χαρακτήρ «примета, отличительная черта, знак») – структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности.
Сила воли – это умение человека добиваться поставленных перед собой целей, несмотря на различные обстоятельства, физические возможности, окружение, лень и настроение.
Гениальность – (от лат. genius – «дух») – высший уровень интеллектуального или творческого функционирования личности.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Подсчитать потребности людей невозможно, ведь каждый из вас на вопрос «что тебе нужно»? Может написать неимоверно огромный список.
Надо понимать, что с развитием науки, техники, образования и общества в целом этот список будет все расти и расти.
Но если потребности подсчитать невозможно, то можно выделить из них основные. И когда учёные определили, что составляет базу наших потребностей, оказалось, что все наши нужды можно разбить на три большие группы:
Удовлетворение потребности становится целью деятельности человека. Также потребность определяет мотив деятельности человека.
Мотив определяется не только потребностями, но и эмоциями, инстинктами, идеалами. Человеческие потребности изучаются давно. Автором самой популярной теории потребностей человека стал американский психолог Абрахам Маслоу. Он создал так называемую «Пирамиду потребностей», которая делит все потребности человека на 5 категорий. Все потребности он распределил по мере возрастания, объяснив такое построение тем, что человек не может испытывать потребности высокого уровня, пока нуждается в более примитивных вещах.
В основании пирамиды он поместил физиологические потребности. К таким потребностям можно отнести утоление голода, жажды, дыхание, сон и т.д. Ступенью выше помещается потребность в безопасности. Над ней располагается потребность в привязанности и любви, а также в принадлежности какой-либо социальной группе. Далее следует потребность в признании, к чему относится самооценка, уверенность, достижения и т.д. Пятая группа потребностей, которые возглавляют вершину пирамиды, звучит как «Духовные потребности».
Существует более развёрнутый вариант учения Маслоу, где выделяется ещё большее количество потребностей.
К сожалению, у людей, наряду с подлинными потребностями(разумными) существуют и ложные потребности (мнимые).
Мнимые потребности – это те потребности, удовлетворение которых ведет к физической и духовной деградации личности, наносят ущерб обществу и природе. К таким потребностям в первую очередь можно отнести потребность в алкоголе, табаке, наркотических веществах.
Чтобы реализовать свои потребности, необходимо наличие определенных способностей, которые бы человеку в этом помогли.
Способности человека это одно из проявлений его духовного мира. Понятие «способности» тесно связано с другими понятиями, такими как «талант», «характер», «сила воли» и даже «гениальность». Однако развитие способности должно иметь какое-то «начало», точку отсчёта. Задатки – это природная предпосылка способности, анатомо-физиологические особенности, лежащие в основе развития способностей.
Способности человека не только совместно определяют успешность деятельности и общения, но и взаимодействуют друг с другом, оказывая друг на друга определённое влияние.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание 1. Выберите потребность человека, которая относится к социальным.
Ответ: Стремление к общению.
Пояснение: Социальные потребности –это потребности необходимые для поддержания жизнедеятельности организма человеческой личности, социальной группы, общества в целом.
Задание 2. Определите, верны ли утверждения, чтобы узнать, какие потребности называют экзистенциальными. Для каждого верного утверждения поставьте 1, для каждого неверного утверждения – 0.
Способности человека
Всего получено оценок: 68.
Всего получено оценок: 68.
На выполнение одной и той же деятельности одному человеку требуется пара минут; другой справляется с тем же объёмом за несколько часов. От чего это зависит? Учёные выяснили, что каждый из нас имеет набор способностей, которые влияют на качество и скорость работы. Узнаем, что такое способности человека, как они развиваются, какие их виды выделяются.
Способности
Способность в обществознании — это индивидуальное свойство личности, помогающее ей успешно справиться с той или иной деятельностью. От того, насколько развиты такие особенности, зависит успешность и качество выполнения работы. Например, человек, обладающий хорошей памятью, может быстро обрабатывать большие объёмы информации. Люди, обладающие пространственным мышлением, занимаются архитектурой, становятся инженерами.
Считается, что при рождении человек получает определённые задатки. Это природные особенности, отличающие нас от других людей. Если их развивать, то можно достичь больших успехов в какой-либо области. Примерами таких задатков могут быть:
Не менее важным является учёт склонностей человека. Влечение к чему-либо зачастую лежит в основе определения человеком вида деятельности. Если у ребёнка есть задатки в той или иной области, но при этом отсутствует интерес, то развитие способностей не даёт результатов.
Рис. 2. В музыкальной школе.
Уровни развития способностей
Способности человека развиты у всех людей в разной степени. Кратко познакомимся с уровнями их развития.
Для того, чтобы способности ребёнка перешли на новый уровень, родители должны проявлять участие. В школе с одарёнными детьми также необходимо организовывать работу (привлекать к олимпиадам, конкурсам). Во взрослой жизни значительную роль играет саморазвитие. Без колоссального труда невозможно добиться выдающихся результатов.
Что мы узнали?
Знакомство со способностями человека происходит на уроках обществознания в 6 классе. Под способностями понимается такие свойства личности, которые помогают выполнять работу быстрее и качественнее. Уровнями их развития являются одарённость, талант, гениальность.
Способности человека
Урок 6. Обществознание 6 класс ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Способности человека»
Вы, наверное, замечали, что у каждого человека есть какая-либо особенность, которая отличает его от других, и это не только внешность. Например, вы умеете хорошо рисовать, а ваша сестра хорошо поёт. Кому-то в вашем классе хорошо даётся математика, а кому-то – история.
Такие склонности к различным видам деятельности, к работе, которую вы делаете намного лучше других, принято называть способностями.
Способности могут проявиться в самом раннем возрасте. Их проявление индивидуально и чаще всего неповторимо.
Например, Моцарт проявил свои музыкальные способности уже в трёхлетнем возрасте. А будущий великий математик Паскаль в детстве как орехи щёлкал различные математические задачки.
Способности развиваются на протяжении всей жизни, потому что они тесно связаны с развитием личности человека, которая не устаёт совершенствоваться.
Стоит отметить, что способности человека ещё далеко не познаны, не изучены и часто выходят за привычные границы понимания. Вам наверняка известны такие супергерои, как Супермен, Человек-паук, Капитан Америка, Железный человек, Халк и многие другие герои, обладающие сверхспособностями. Однако и в реальной жизни встречаются люди с необычными способностями, недоступными большинству. Конечно, они не умеют летать и не обладают сверхчеловеческой силой и выносливостью, их умения другого рода.
В интернете вы без труда найдёте информацию о людях, которые могут решать в уме сложнейшие математические задачи, долгое время находиться на морозе и не ощущать холода, знают более четырёхсот языков и обладают феноменальной памятью.
Например, Александр Македонский знал поимённо и в лицо каждого солдата своей тридцатитысячной армии.
Учёные считают, что наличие таких сверхспособностей зависит от мозга человека. Ведь его возможности практически не ограничены. Человеческая память способна вместить 1 миллион гигабайт информации, примерно столько же, сколько хранится во всех книгах Российской государственной библиотеки, правда, практически никто этим не пользуется.
Например, обычный человек использует около четырёх процентов возможностей своего мозга, а талантливые и гениальные люди – около семи- восьми процентов.
Учёные считают, что от того, какое полушарие мозга у человека развито, зависят и его способности. Давайте проведём маленький эксперимент для того, чтобы понять, какие способности больше развиты у вас.
Посмотрите внимательно и подумайте над тем, в какую сторону едет поезд – в левую или правую?
Если вы считаете, что поезд едет в правую сторону, то у вас больше развито левое полушарие мозга.
Люди с развитым левым полушарием головного мозга обычно обладают развитым интеллектом, большим словарным запасом, способностями к языкам и математическим вычислениям, умением логически мыслить.
Если вы считаете, что поезд едет в левую сторону, то у вас больше развито правое полушарие мозга. Правое полушарие специализируется на обработке информации, которая выражается не в словах, а в символах и образах. Оно даёт нам возможность мечтать и фантазировать. Как правило, люди с развитым правым полушарием мозга обладают большими творческими способностями. Это музыканты, художники, писатели и так далее.
Способности нельзя просто сводить к определённым знаниям и умениям, они выступают как некие возможности. Но для того, чтобы они претворились в действительность необходимо приложить максимум усилий и создать необходимые условия.
«Быть может в каждом из нас убит Моцарт», – именно так оценивал влияние условий на развитие творческих способностей человека французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери.
К таким условиям можно отнести:
· заинтересованность окружающих в проявлении человеком своих способностей;
· качество и организация обучения;
· педагоги, которые обеспечивают специальное обучение, и так далее.
В этом отношении интересен пример Императорского Царскосельского лицея. Из его стен за семьдесят лет существования вышли люди, впоследствии ставшие довольно известными благодаря своим способностям, развитым в лицее. Поэты, писатели, композиторы, исследователи, общественные и государственные деятели – все они были известны не только в России, но и за её пределами.
Пианист Генрих Нейгауз говорил: «Гениев и таланты создать нельзя, но можно создавать культуру, и чем она шире и демократичнее, тем легче произрастают таланты и гении».
Принято различать следующие виды способностей: общие и специальные.
Общие способности – это благоприятные возможности развития таких особенностей психики человека, которые одинаково важны для многих видов деятельности. К их числу относятся: общий уровень интеллектуального развития, внимательность, память, волевые качества, дикция, работоспособность и др.
Специальные способности – это возможности к развитию отдельных психических качеств, необходимых для конкретного вида деятельности: музыкальные, математические, лингвистические, спортивные и т.д. Они предполагают для своего развития упорную и длительную тренировку.
Наличие у человека специальных способностей не исключает развития общих способностей, и наоборот. Зачастую общие и специальные способности обогащают и взаимно дополняют друг друга.
Уровень развития способностей человека отражают понятия таланта и гениальности.
Талант – это высокий уровень развития способностей, проявляющихся в творческих достижениях.
Бесталанных людей нет, конечно, не каждому из нас суждено стать талантливыми писателями, композиторами или математиками, но природа наградила каждого из нас какими-либо способностями, важно только суметь ими воспользоваться и научиться развивать их.
«Мы все, – говорил писатель Корней Чуковский, – к двадцати годам были бы великими химиками, математиками, ботаниками, если бы детское жгучее любопытство ко всему окружающему не ослабевало в нас по мере накопления первоначальных, необходимейших для нашего существования знаний».
Правда, для развития своих способностей человеку необходимы не только любознательность и воля, но и терпеливый и длительный труд.
Например, поэту для того, чтобы написать хотя бы одно четверостишие, по мнению Владимира Маяковского, порой приходится «перерабатывать тысячи тонн словесной руды».
История знает немало примеров, когда человек путём упорного труда развивал в себе определённую способность. В этом отношении показателен пример древнегреческого оратора Демосфена. Несмотря на то, что с самого детства, он не обладал природными данными. Он был косноязычен, имел слабый голос, короткое дыхание, привычку подёргивать плечом и прочее, Демосфен поставил перед собой задачу стать одним из лучших ораторов в Афинах.
Он учился ясно произносить слова, набирая в рот черепки и камешки, произнося речи на берегу моря при шуме волн, заменявших в данном случае шум толпы; всходил на возвышенности, громко читая поэтов; упражнялся в мимике перед зеркалом, причём спускавшийся с потолка меч колол его всякий раз, когда он по привычке приподнимал плечо.
Изучая образцы красноречия, Демосфен по неделям не выходил из комнаты, обрив себе половину головы во избежание соблазна. Его первые попытки говорить публично не имели успеха, но Демосфен продолжал работать над собой.
Такой кропотливый и титанический труд увенчался успехом и снискал Демосфену славу одного из лучших ораторов в Греции несмотря на то, что с самого детства тот не обладал природными данными.
Ведь как говорил русский театральный режиссёр Константин Станиславский: «Талант – это, во-первых, желание работать, а во-вторых – это работоспособность».
Наивысшей степенью развития таланта человека является гениальность.
Главное в гениальности, как и в талантливости, – это то, как человек мыслит. Как же мыслит гений? Считается, что в своих мыслях он создаёт качественно новые творения, достигает революционных интеллектуальных результатов.
То есть о гениальности принято говорить, когда творческие достижения человека не только составляют целую эпоху в жизни общества, в развитии культуры, но и во многом опережают своё время.
Как говорил Наполеон Бонапарт: «Гениальные люди – это метеоры, призванные сгореть, чтобы озарить свой век».
Гениальных людей очень мало, за всю историю человечества можно назвать не более четырёхсот гениев.
Например, Леонардо да Винчи в пятнадцатом веке создал целый ряд изобретений, которые не на одно столетие опередили своё время: водолазный костюм, парашют, дельтаплан, вертолёт, автомобиль, велосипед, подшипник и даже танк.
Человек обладает огромными способностями, главное – уловить, вовремя почувствовать своё призвание. Не стоит дожидаться, когда проявятся способности и дарования, или сложатся более благоприятные условия для их реализации.
Действуйте прямо сейчас.
Если есть мечта, надо верить в свои способности, стараться всеми способами их развивать и твёрдо двигаться к своей цели, ведь как говорит народная мудрость: «Дорогу осилит идущий».
План-конспект урока обществознания по теме «Способности человека» (6 класс)
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Учитель: Шерстюк Наталия Владимировна.
Базовый учебник: Барабанов В.В., Насонова И.П. « Обществознание. 6 класс» – «Вентана-Граф», 2015.
Тема урока: «Способности человека».
Тип урока : Урок «открытия» нового знания.
Предметные результаты: Объяснять что такое способности, называть виды способностей, иллюстрируя примерами из личного опыта и наблюдений, оценивать собственные способности, определять, какие факторы влияют на развитие способностей.
Метапредметные результаты: Научиться получать дополнительную информацию из иллюстративного материала учебника и презентации, связывать информацию из учебника с личным опытом и знаниями, формироват потребности в самовыражении и самореализации.
Личностные результаты : осознать себя как творческую личность, повысить уровень самооценки, научиться уважать чужие достижения в разных сферах жизни.
Методы обучения: Иллюстративно-словесный, практический.
Формы работы: Фронтальная, индивидуальная, групповая.
Основное содержание темы, понятия и термины: способности, задатки, одаренность, талант, гениальность.
Образовательные ресурсы: Учебник, мультимедийное оборудование (проектор, компьютер), презентация к уроку.
Личностные действия: (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация)
Регулятивные действия: (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция)
Познавательные действия: (общеучебные, логические, постановка и решение проблемы)
Коммуникативные действия: (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации)
УУД, сформированные деятельностью учителя и ученика
1. Организационный этап.
Учитель входит в класс. (Заранее подготовлены материалы для урока, включен компьютер и проектор). первая встреча с учителем. Добрый день, 5 В класс, очень рада нашей встрече. Я ваша новая учительница, буду вести в вашем классе историю и обществознание. Меня зовут Шерстюк Наталия Владимировна (слайд 1) Прежде чем начать нашу с вами работу на уроке, давайте познакомимся. Предлагаю каждому из вас провести мини-презентацию, то есть кратко рассказать о себе по такой схеме (слайд 2). На мониторе начало предложений, их нужно продолжить, составив, таким образом, краткий рассказ о себе: 1. Меня зовут …2. Мои любимые школьные предметы — …3. Ваш предмет мне нравится / или не нравится, потому что…4. Кроме учёбы я увлекаюсь….Давайте сначала представлюсь я. Начинает учитель с представления себя по такой же схеме: 1. Меня зовут Наталия Шерстюк. 2. В моём школьном детстве мне нравились история и литература. 3. Мой предмет мне нравится потому, что он помогает детям и мне самой лучше понять окружающий мир. 4. Кроме моей работы я увлекаюсь литературой, кино (я киноман), и театром. А еще пеку вкусные пироги. Закончили знакомство. Постараюсь как можно быстрей запомнить ваши имена, не обижайтесь, если не смогу быстро вспомнить как кого зовут, не стесняйтесь подсказывать мне свое имя и фамилию. Я надеюсь на нашу совместную плодотворную, удачную и интересную работу, результатом которой станут ваши новые знания, хорошее настроение и, конечно же, хорошие оценки. Для этого мне очень понадобиться ваша помощь. Чтобы мы с вами выполнили все эти задания, давайте вместе с вами придумаем правила поведения на уроке, которые бы помогли нам успешно заниматься.
Вы будете формулировать, а я записывать, помогать и корректировать.
Чего я очень хочу – пожалуйста, наберитесь терпения и учитесь слушать друг друга, вашего одноклассника, соседа по парте, слушать меня, учителя. Когда мы научимся слушать друг друга – мы научимся понимать друг друга, мы сможем освоить новые знания и узнать много интересного. И мы достигнем понимания и взаимоуважения.
Ученики приветствуют учителя. Дети рассказывают о себе по схеме с экрана.
Личностные УУД : Проявление эмоционального отношения к учебно-познавательной деятельности.
2.Проверка домашнего задания.
Домашнее задание на каникулы не задавали.
3. Актуализация знаний.
Постановка целей и задач.
Мотивация учебной деятельности учащихся
Какие типы темпераментов вы знаете? Опишите каждый тип темперамента.
В начале урока, когда мы с вами знакомились, вы рассказывали об ваших увлечениях, помимо учебы. Ответьте на вопрос, пожалуйста, почему вы выбрали именно эти занятия, увлечения?
Давайте посмотри на экран: кто изображен на слайде?(слайд 1)
Чем известны эти люди? В каких сферах деятельности они известны?
Давайте предположим, о чем сегодня мы будем говорить? Какая будет тема нашего урока?
Учитель озвучивает тему, тема на слайде 2: Способности человека.
Учитель: О чем новом мы сегодня узнаем?
План урока на слайде 3. Сегодня мы поговорим о задатках и способностях человека. Давайте запишем в тетради дату и тему урока.
Дети отвечают: сангвиник, холерик, меланхолик, флегматик, описываю типы.
Дети отвечают: потому что мне нравится, лучше всего получается и т. д.
Дети отвечают: Александр Пушкин, Лионель Месси, Эмма Уотсон.
Дети отвечают: кино, литература, спорт.
Дети высказывают свои предположения.
Записывают дату и тему урока.
Познавательные УУД : выделение нужной информации из текста;
актуализация своего жизненного опыта; выделение проблемы.
Коммуникативные УУД: умение слушать собеседника;
Умение давать ответы на вопросы.
4.Изучение новой темы.
Мы все имеем свои увлечения и занимаемся тем, что у нас лучше получается, не правда ли? У кого-то это спорт, у кого-то музыка, у кого-то способности к математике. От природы мы имеем определенные задатки, которые мы можем развить в способности.
Запишем в тетради определения, что такое задатки и способности человека, посмотрите на слайд 4. Учитель просит учеников прочитать определения и объяснить их.
Очень важно как можно раньше определить к чему ты больше всего способен, чтобы потом проявить себя в этой сфере. Способности бывают разные, давайте попробуем определить какие они бывают.
На слайде иллюстрации к общим, специальным, учебным, творческим, теоретическим, практическим способностям.
После каждой иллюстрации – определение способности.
Давайте запишем в тетради: способности – стрелочки от этого слова – специальные, учебные, творческие, теоретические, практические.