Что такое способности как в способностях сочетаются биологические и социальные факторы
Влияние биологических и социальных факторов на развитие способностей.
Однако, термин «способности», несмотря на его давнее и широкое применение в психологии, многими авторами трактуется неоднозначно. Если суммировать всевозможные варианты существующих в настоящее время подходов к исследованию способностей, то их можно свести к трем основным типам. В первом случае под способностями понимают совокупность всевозможных психических процессов и состояний. Это наиболее широкое и самое старое толкование термина «способности». С точки зрения второго подхода под способностями понимают высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности. Данное определение появилось и было принято в психологии 18-19вв. и достаточно часто встречается в настоящее время. Третий подход основан на утверждении о том, что способности—это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике.
В отечественной психологии экспериментальные исследования способностей чаще всего строятся на основе последнего подхода. Наибольший вклад в его развитие внес известный отечественный ученый Б. М. Теплов. Он выделил следующие три основных признака понятия «способность».
1. Под способностями понимаются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого.
2. Способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой либо деятельности или многих деятельностей.
3. Понятие «способность» не сводится к тем знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у данного человека. Но это не означает, что они никак не связаны со знаниями и умениями. От способностей зависят легкость и быстрота приобретения знаний, умений и навыков. Приобретение же этих знаний и умении, в свою очередь, содействует дальнейшему развитию способностей.
В науке известны попытки их классификации. В большинстве этих классификаций различают в первую очередь природные, или естественные, способности (в основе своей биологически обусловленные) и специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение.
Под природными способностями понимают те, которые являются общими для человека и животных, особенно высших. Например. Такими элементарными способностями являются восприятие, память, способность к элементарной коммуникации. Мышление с определенной точки зрения также можно рассматривать как способность, которая характерна не только для человека, но и для высших животных Данные способности непосредственно связаны с врожденными задатками. Однако задатки человека и задатки животного—это не одно и то же. У человека на базе этих задатков через механизмы научения формируются способности.
Эти специфические человеческие способности принято разделять на общие и специальные высшие интеллектуальные способности. В свою очередь, они могут подразделяться на теоретические и практические, учебные и творческие, предметные и межличностные и др.
К общим способностям принято относить те, которые определяют успехи человека в самых различных видах деятельности. Например, в данную категорию входят мыслительные способности, тонкость и точность ручных движений, память, речь и ряд других. Таким образом, под общими способностями понимают способности, свойственные большинству людей. Под специальными способностями подразумеваются те, которые определяют успехи человека в специфических вилах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие. К таким способностям модно отнести музыкальные, математические, лингвистические, технические, литературные, художественно-творческие, спортивные и др.
В психологии чаще всего встречается следующая классификация уровней развития способностей: способность, одаренность, талант, гениальность.
1. сила нервной системы по отношению к возбуждению, т.е. ее способность длительно выдерживать нагрузки;
2. сила нервной системы по отношению к торможению, т.е. способность выдерживать длительные и часто повторяющиеся тормозные влияния;
3. уравновешенность нервной системы по отношению к возбуждению и торможению;
4. лабильность нервной системы, оцениваемая по скорости возникновения и прекращения нервного процесса возбуждения или торможения. Следует отметить, то эти врожденные анатомо-физиологические особенности строения мозга, органов чувств и движения, или врожденные задатки, и определяют природную основу индивидуальных различий между людьми. По мнению И. П. Павлова, основу индивидуальных различий определяют преобладающий тип высшей нервной деятельности и особенности соотношения сигнальных систем. Исходя из данных критериев, можно выделить три типологические группы людей: художественный тип (преобладание первой сигнальной системы), мыслительный тип (преобладание второй сигнальной системы) и средний тип (равное представительство).
Следует подчеркнуть, что наличие определенных задатков у человека не означает, что у него будут развиваться те или иные способности. Например, существенной предпосылкой для развития музыкальных способностей является тонкий слух. Но строение периферического (слухового) и центрального нервного аппарата является лишь предпосылкой к развитию музыкальных способностей. Строение мозга не предусматривает, какую область деятельности изберет для себя человек и какие возможности будут предоставлены ему для развития имеющихся у него задатков. Следовательно, в какой степени будут развиты задатки человека, зависти от условий его индивидуального развития.
Таким образом, развитие задатков—это социально обусловленный процесс, который связан с условиями воспитания и особенностями развития общества. Задатки развиваются и трансформируются в способности при условии, если в обществе возникла потребность в тех или иных профессиях, в частности, где нужен именно тонкий музыкальный слух. Вторым существенным фактором развития задатков являются особенности воспитания.
Задатки неспецифичны. Наличие у человека задатков определенного вида не означает, что на их базе при благоприятных условиях обязательно должна развиться какая-то конкретная способность. На основе одних и тех же задатков могут развиваться различные способности в зависимости от характера требований, предъявляемых деятельностью. Так, человек, обладающий хорошим слухом и чувством ритма, может стать музыкальным исполнителем, дирижером, танцором, певцом, музыкальным критиком, педагогом, композитором и т.д.
Исходя из этого, мы должны сделать вывод о том, что способности в значительной степени социальны и формируются в процессе конкретной деятельности человека. В зависимости от того, существуют или отсутствуют условия для развития способностей, они могут быть потенциальными и актуальными.
Под потенциальными способностями понимаются те, которые не реализуются в конкретном виде деятельности, но способны актуализироваться при изменении соответствующих социальных условий. К актуальным способностям, как правило, относят те, которые необходимы именно в данный момент и реализуются в конкретном виде деятельности. Потенциальные и актуальные способности выступают косвенным показателем характера социальных условий, в которых развиваются способности человека. Именно характер социальных условий препятствует или способствует развитию потенциальных способностей, обеспечивает или не обеспечивает превращение их в актуальные.
Гальтон пришел к выводу о том, что совершенствование человеческой природы возможно лишь путем выведения на основе законов наследственности расы особо одаренных, умственно и физически развитых людей.
Представители другой точки зрения считают, что особенности психики целиком определяются качеством воспитания и обучения. Так, еще в 18 в. К. Л Гельвеций провозгласил, что посредством воспитания можно сформировать гениальность. Сторонники данного направления ссылаются на случаи, когда дети самых отсталых и примитивных племен, получив соответствующее обучение, ничем не отличались от образованных европейцев. В рамках этого же подхода говорят о случаях социальной изоляции, ведущих к дефициту общения, в частности о так называемых «детях-маугли». Эти случаи являются доказательством невозможности собственно человеческого развития вне общества.
В свою очередь, жизненные наблюдения и специальные исследования свидетельствуют о том, что нельзя отрицать наличие природных предпосылок способностей. Не признавая врожденности способностей, отечественная психология не отрицает врожденности задатков и особенностей строения мозга, которые могут оказаться условиями успешного выполнения определенной деятельности.
В отечественной психологии проблемой способностей занимались такие видные ученые как Б. М. Теплов, В. Д. Небылицин, Л.Н. Леонтьев и др. в сжатом виде позицию, сложившуюся в отечественной психологии, можно охарактеризовать так: способности человека по совей природе биосоциальны.
Таким образом, наследственность имеет большое значение для развития способностей, поскольку особенности анатомо-физиологического строения нервной системы человека в значительной мере определяют его задатки. Но, с другой стороны, сами по себе задатки не означают, что у человека разовьются соответствующие способности. Развитие способностей зависит от многих социальных условий. К их числу следует отнести особенности воспитания, потребность общества в той или иной деятельности, особенности системы образования и др.
Особенности семейного воспитания: если родители проявляют заботу о развитии способностей своих детей, то вероятность обнаружения у детей каких-либо способностей более высока, чем когда дети предоставлены сами себе.
Другую группу условий развития способностей определяют особенности макросреды. Макросредой принято считать особенности общества, в котором родился и растет человек. Наиболее позитивным фактором макросреды является та ситуация, когда общество проявляет заботу о развитии способностей у своих членов. Эта забота общества может выражаться в постоянном совершенствовании системы образования, а также в развитии системы профессиональной ориентации подрастающего поколения.
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
Влияние биологических и социальных факторов на развитие способностей.
Влияние биологических и социальных факторов на развитие способностей.
Взаимосвязь биологического и социального в личности
Вы будете перенаправлены на Автор24
Проблема взаимосвязи биологического и социального в человеке является одной из фундаментальных и в некотором роде универсальных проблем современной научной мысли, так как она находит отражение почти во всех дисциплинах, исследующих человека.
На протяжении развития психологической мысли предлагались различные концепции, отражающие соотношение биологического и социального в человеке. Нередко в рамках данной дихотомии человеческой организации рассматривалось и понятие психического. Возможно выделение нескольких групп концепций, которые по-разному исследуют взаимосвязь названных понятий.
Преобладание биологического
В русле биологизаторских концепций психические и социальные свойства человека рассматриваются в качестве линейных функций развития организма. В данных концепциях утверждается, что большая часть особенностей психических процессов и состояний человека, социальные функции и роли заложены биологически, и их развитие подчиняется лишь законам биологии, причем тем, которые были открыты и сформулированы в процессе изучения животных и имеют мало общего с особенностями человека. Нередко в биологизаторских концепциях применяется закон рекапитуляции, в соответствии с которым лишь биологическими особенностями обусловлена эволюция человека, никакие социальные факторы на нее не влияли. До крайности данная концепция была доведена утверждением о том, что психического и социального как самостоятельных явлений не существует, их можно трактовать с применением биологических (в большинстве физиологических) законов.
Биологизаторские концепции активно распространялись среди физиологов. Например, их сторонником был И. П. Павлов.
Преобладание социального
В рамках социологизаторских концепций, которые также основаны на идее рекапитуляции, но уже с иной точки зрения, утверждается, что все биологические качества второстепенны, выступают лишь фоном в процессе социализации личности. В процессе социальных отношений у человека развиваются, а затем передаются по наследству предпосылки к установлению и использованию социальных контактов. Все достижения социального проявляются в процессе непрекращающегося развития человека.
Отрицание значимости как биологического, так и социального
Отдельно необходимо отметить концепции, согласно которым развитие человека не подчиняется ни биологическим, ни социальным законам, а является предопределенным какими-либо сторонними факторами. При данном рассмотрении тело человека – лишь вместилище, а социальное окружение незначимо. В большей степени данная концепция отражена в работах авторов, утверждающих божественное происхождение человека и его психики.
Равенство биологического и социального
В настоящее время предлагается множество психологических концепций, согласно которым личность является не только субъектом общественной системы и не только биологическим организмом, ее можно рассматривать как специфическое интегративное образование, которое в равной мере объединяет:
Взаимозависимость биологического и социального
В русле современного междисциплинарного подхода получила широкое распространение теория гармонизирующей эволюции, представителями которой был предложен основной фактор биологической эволюции – воздействие социальных потребностей человека. В процессе отбора мутаций и их рекомбинаций происходило постепенное преобразование генетической программы, с течением времени все больше удовлетворяющей потребности общественных отношений, частью которых становился человек.
Таким образом, можно говорить о постепенно нарастающей социализации биологических свойств человека.
Как известно, животные предки человека обладали лишь биологической сущностью. Процесс их гармонизирующей эволюции был проявлением единства биологического и социального. Под воздействием зарождавшихся социальных потребностей биологическая эволюция начала кардинально менять свое направление, в результате чего к моменту появления вида homo sapiens сформировалась сложнейшая генетическая программа, которая свойственна лишь данному виду. Эта программа может быть названа социализированной. На основании данной генетической программы в молекулярных структурах ДНК отразилась объективная необходимость развития сложного мозга; руки, способной к разного рода сложным манипуляциям; прямохождения; анатомических особенностей гортани, которые позволяют пользоваться членораздельной речью; особенно чувствительных сенсорных органов зрения и слуха и многого другого, что относится к морфофизиологическим особенностям человека.
Биологическое в человеке имеет особое значение во всех процессах его жизнедеятельности. Даже являясь общественным существом, человек не утрачивает своей биологической составляющей, которую можно рассматривать как особую предпосылку развития надбиологических свойств. В процессе онтогенеза (индивидуального развития) человек отражает обобщенные черты развития своего рода. Так, в период времени от зачатия до появления на свет в человеке хоть и заложена социализированная генетическая программа, все же он в большей степени является биологическим существом, подчиняясь, главным образом, только законам биологии. После рождения биологические предпосылки в организационной структуре человека становятся основой для развития сознания, мышления и языка. Данный период развития ребенка представляет собой преобразование его биологической сущности в социальную, когда внешнее (социальная программа) становится внутренним, претерпевая изменения благодаря интеллекту и чувственно-эмоциональной сфере человека. Таким образом, можно наблюдать процесс становления личности как индивидуализированной совокупности социальных связей и отношений.
Значение генетической программы человека нельзя преуменьшать, однако произошли определенные изменения в ее роли: в ходе биологической эволюции данная программа приобрела особые свойства, которые обеспечивают готовность новорожденного к предстоящему развитию в условиях социума. Эту готовность можно назвать универсальной, так как это типологическое свойство всех представителей человечества. На современном этапе развития каждый человек благодаря биологическим особенностям мозга способен развивать сознание и, соответственно, основанную на нем способность к членораздельной речи. Универсальность такой готовности наглядно можно представить на примере языка. Как уже указано, сознание и речь формируются почти у каждого ребенка, однако как таковые они не отражены в структурах ДНК, а появляются лишь в процессе общения. На универсализм человеческих предпосылок к речи указывает и тот факт, что ребенок может овладеть любым языком, который слышит после рождения. В качестве другой важнейшей особенности мозга предстает его неспециализированность. На основе существующих комплексов, своеобразных ансамблей постоянно взаимодействующих нейронов, которые служат как материальная база познания и деятельности, человек формирует в своем сознании и применяет поведении огромное множество социально ориентированных программ.
Можно сделать вывод: целостность человека, обладающего единой социальной сущностью и наряду с этим наделенного природными силами живого, чувственного существа, основана на динамике взаимодействия социального и биологического. Взаимодействие социального и биологического в человеке основано на том принципе, что более простая форма движения материи (в данном случае – биологически эволюционная) явилась основой для возникновения высшей, более сложной формы, в данном случае – общественной. Общественная форма движения несводима к биологической, однако в целостной системе человека между ними налицо неразрывная связь, взаимодействие и единство.
Социальная сущность человека возникла на гребне биологической эволюции. Общественное содержание человека с его трудовыми способностями и социальными потребностями – это новое свойство, не известное остальной природе. Труд, интеллект, человеческие эмоции и воля – все это возникает прежде всего как отражение человеком исторически сложившихся общественных отношений.
Для каждого человека как представителя поколения действует стихийно сложившаяся социальная программа, в которой находят свое отражение состояние материальной и духовной культуры, тип общественных отношений, уровень развития производительных сил, а также те конкретные материальные и идеальные взаимоотношения, посредством которых формируется это поколение. Социальная программа вещественно представлена технологией, произведениями искусства, архитектурой и множеством других «очеловеченных» предметов. Она выражена в знаковых системах – научной и художественной литературе, живописи и через разнообразные взаимоотношения людей в больших и малых социальных группах.
Социализация биологии человека пронизывает всю его жизнь. В этой связи следует указать на методологическую необоснованность дуализма в подходе к проблеме биосоциального. Изучение человека на стыке биологического и социального – одна из важных проблем науки. Многое в этой области еще не изучено.
Соотношение биологического и социального в способностях
Тема 8. Способности в психологической структуре личности
Общая характеристика способностей личности. Биологическое и социальное в способностях.
Способности и деятельность. Общие и специальные способности.
Уровни развития способностей. Профессионально значимые способности.
8.1.Способность-одна из важнейших характеристик человека. Она непосредственно связана с деятельной стороной его жизни. ое понимание
Способности определяются как индивидуально-психологические особенности человека, которые выражают его готовность к овладению определенными видами деятельности и к их успешному осуществлению
Б.М.Теплов выделил три признака способностей, которые легли в основу определения1)способности-это-индивидуально-психологические особенности,отличающие одного человека от другого; 2) только те способности, которые имеют отношение к успешности выполнения деятельности или нескольких деятельностей; 3) способности несводимы к знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у человека, хотя и обусловливают легкость и быстроту их приобретения
Соотношение биологического и социального в способностях.
Для_понятия_способности,_следует_подойти_дифференцированно_к_различным качественным уровням в структуре личности, соответствующих ее биофизиологической, психологической, социальной природе, и выделить механизмы, порождающие такие свойства, которые определяют способность как то, что приводит к успешному выполнению определенной деятельности.
В целом же, исходя из выше приведенных определений, можно сделать предварительный вывод о том, что способность представляет собой такую особенность личности, которая формируется на основе анатомо-физиологических, психологических и социальных свойств и позволяет личности успешно выполнять определенный вид деятельности.Анатомо-физиологические особенности связаны с наследственно-генетическим развитием человека. В качестве таких особенностей выступают задатки. Под задатками понимаются анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие природную основу развития способностей.
Наличие определенных задатков у человека не означает, что у него будут развиваться те или иные способности.
Развитие задатков — это социально обусловленный процесс, который связан с условиями воспитания и особенностями развития общества. Задатки развиваются в способности _при условии, что в обществе возникла потребность в соответствующих профессиях, в частности – в тех, где нужен именно тонкий музыкальный слух. Вторым существенным фактором развития задатков являются особенности воспитания.
Анатомо-физиологические особенности составляют основу, на которой формируются психические свойства; внешне эти свойства проявляются в виде определенной совокупности чувств, настроений, воли, привычек, эмоций. Они с формированием в мозгу динамических структур, соответствующих психологических моделей, являющихся результатом отражения окружающей среды и внутреннего состояния человека. Важную роль здесь играет, взаимосвязь чувственных (ощущение, восприятие, представление) и рассудочных (понятия, суждения, умозаключения) форм отражения действительности, уровень их развития.
Таким образом, рассматривая проблему способностей личности можно сделать следующие выводы:
1.Любая способность-это сложный феномен, который проявляется как результат совместного интегрированного действия взаимосвязанных процессов, обусловленных биофизической, психической и социальной природой личности.2.Способность-не просто эффект внутреннего индивидуального, субъективного действия, но результат взаимодействия внутреннего и внешнего.3.Функциональное содержание способностей к той или иной деятельности определяется знаниями, умениями, навыками.
4.В процессе социализации личности, у нее возникают и развиваются различные способности. В конкретных условиях каждая личность обладает определенной совокупностью способностей, с определенной степенью их развитости.5.Любой вид деятельности требует определенных соответствующих способностей человека, с определенной степенью развитости.
8.2.Деятельность и способности тесно взаимосвязаны. Известно, что достижения в любой деятельности определяются наличием способностей.
Б.М.Теплов указывает и на то, что способность детерминирует скорость и легкость овладения той или иной деятельностью, и это изменяет положение с определением: скорость обучения может зависеть от мотивации, но чувство легкости при обучении скорее обратно пропорционально мотивационному
3. Специальные способности –это особенности личности, которые определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие отношению к определенным видам деятельности. Подобное взаимодействие объясняется тем, что общие способности являются базой для развития специальных выделяют.виды.способностей-теоретические.и практические.1-епредопределяют склонность человека к абстрактно-теоретическим размышлениям. Вторые к конкретным практическим действиям.. Вместе эти способности встречаются крайне редко, в основном у одаренных, разносторонне развитых людей
— учебные и творческие. Они отличаются тем, что учебные определяют успешность обучения, усвоения человеком знаний, умений и навыков, в то время как творческие определяют возможность открытий и изобретений, создания новых предметов материальной и духовной культуры.
Таким образом, различные виды способностей не только совместно определяют успешность деятельности, но и взаимодействуют друг с другом, оказывая взаимное влияние, а успешность выполнения какой-либо деятельности обеспечивается комплексом развития определенных способностей
8.3.Всякие способности в процессе своего развития проходят ряд этапов, и для того, чтобы способность поднялась в своем развитии на более высокий уровень, необходимо, чтобы она была уже достаточно оформлена на предыдущем уровне. Для развития различных уровней способностей, изначально должно быть определено основание, которое составляют задатки.
В психологии чаще всего встречается следующая классификация уровней развития способностей: одаренность, мастерство, талант и гениальность.
3.Одаренность как синоним общей способности человека (С.Л.Рубинштейн). Под общей одаренностью в таком случае понимается «взятая в ее единстве совокупность всех данных человека, от которых зависит продуктивность его деятельности»