Что такое споттер и для чего он нужен
Cпоттер для кузовного ремонта: что это такое и как он работает
Споттер — это разновидность сварочного аппарата, в котором применяется принцип замыкания электрического контакта с использованием шпилек. Оборудование востребовано для СТО, кузовного ремонта, сборки крупных конструкций из тонколистового металла путем контактной сварки. Рассмотрим устройство аппарата, принцип работы, виды и отличия разных типов. В статье Вы найдете советы, как выбрать споттер, чтобы он соответствовал поставленным задачам.
Основное назначение споттера — выравнивать деформированные тонколистовые части кузова, поврежденные при ДТП или других чрезвычайных происшествиях. К таким кузовным элементам относятся:
Кроме восстановления геометрии, некоторые модели способны соединять две стороны металла контактной сваркой, что облегчает и ускоряет сборку конструкций (например «улитки» приточно-вытяжных вентиляторов), замену вырезанных частей днища авто и т. д.
Благодаря споттеру не требуется разборка обшивки салона, дверей, поскольку большинство работ ведется с наружной стороны машины. Это делает рихтовку проще, быстрее. Есть такие участки кузова, к которым просто нельзя подобраться с другой стороны для выдавливания. Здесь споттер незаменим.
Споттер состоит из источника тока и, рабочих кабелей и пистолета (молоток). Чаще всего это трансформатор с двумя обмотками, который понижает напряжение и повышает силу тока. Другие модели содержат внутри корпуса инвертор, вырабатывающий постоянный ток, частота которого была увеличена в сотни раз в процессе преобразования.
Кроме источника тока есть панель управления для регулировки двух параметров: ампер и длины импульса. На аппарате есть два гнезда для присоединения кабеля с пистолетом и массы. Минусовая клемма крепится на кузове авто, а пистолетом орудует управляет сварщик.
Для ускорения процесса применяют специальные приспособления (пуллеры) для вытягивания приваренных шпилек от поверхности металла.
Работают на постоянном токе. Варят мягко, быстро. По габаритам могут быть компактнее аналогов. За счет нескольких преобразований тока исключены скачки. Содействуют экономии электроэнергии. Но цена инверторных споттеров дороже обычных — начинаются от 25 000 руб. Подходят для работы с разного рода металлами кузова, включая иномарки.
Выдают переменное напряжение. Могут быть однофазными на 220 V или трехфазными на 380 V, что определяет мощность аппарата и сферу использования. Трансформаторные споттеры потребляют больше электроэнергии, зато стоят дешевле — от 15 000 руб. Существенный минус — они не способны работать с оцинкованными частями кузова иномарок.
Кроме прихватки обратного молотка и расходников, многофункциональные споттеры способны вести точечную контактную сварку двух пластин вместе. Для этого они оснащаются клещами, на концах которых присутствуют медные электроды. Сдавленные между ними детали нагреваются и свариваются друг с другом. Сведение клещей бывает от пневматического привода (сварщик только нажимает на кнопку) или ручным способом. Многофункциональные споттеры стоят дороже всех остальных, зато позволяют легко приварить сегменты днища автомобиля, пороги.
При выборе споттера обращайте внимание на производителя модели, функциональность сварочного аппарата, комплектацию и характеристики. Учитывайте ремонтопригодность и отзывы владельцев оборудования.
Малоизвестные фирмы, выпускающие споттеры, имеют мало сервисных центров, а качество аппаратов может быть нестабильным. При поломке к ним сложно найти запчасти для ремонта. Среди известных производителей споттеров лидируют такие компании как:
Рекомендуем обратить внимание на итальянский бренд Telwin, который завоевал репутацию надежного. Компания специализируется на полупрофессиональном и профессиональном сварочном оборудовании. Все аппараты сопровождаются официальной гарантией. Ознакомиться с ассортиментом споттеров Telwin.
Возможности споттеров зависят от характеристик и комплектации. Лучше выбирайте модель с электронным управлением. Здесь время подачи рабочего тока регулируется программно и напряжение отключается автоматически. Работать очень легко.
В механическом управлении продолжительность приварки определяет сам сварщик, удерживая курок нажатым. Из-за нехватки опыта контакт можно недодерживать (будет быстро отпадать) или передерживать (сложно отделить впоследствии, задержка по времени, более глубокие следы для шлифовки, возможны прожоги).
Споттеры комплектуются следующими аксессуарами для кузовного ремонта:
Это не обязательный набор, поэтому при выборе споттера обращайте внимание на полноту комплектации. Чем больше элементов, тем шире возможности оборудования по рихтовке.
Пуллер представляет собой приварной штифт с рычажным приводом. Он позволяет прихватиться в одной точке, опереться об окружающую поверхность и аккуратно вытянуть вмятину. Подходит для небольших повреждений.
Шайбы, гребенки и прочие приварочные элементы необходимы для вытягивания больших вмятин без острых краев. Они оптимизируют работу. По самому глубокому месту повреждения приваривается ряд шайб с расстоянием 10-15 мм или сплошная гребенка. При помощи захвата с крюками и обратного молотка мастер вытягивает сразу значительную площадь, а не воздействует точечно.
Наличие сварочных клещей упростит замену днища авто, ремонт порогов.
При выборе споттера обращайте внимание на ряд ключевых характеристик:
Хотя это и разновидность электрической сварки, время импульса дуги настолько короткое, что сварочная маска не нужна. Сама дуга практически не видна (лишь искры), поскольку электрод приставляется непосредственно к изделию без зазора. Коротко рассмотрим, как работать споттером при выравнивании вмятин на кузове автомобиля.
Для крупных вмятин с плавными краями используют шайбы, приваренные в ряд. После вытягивания основной деформации, мелкие впадины рихтуют точечно обратным молотком.
Полезные советы при работе
Подавайте свет сбоку, чтобы хорошо видеть плоскость. Бугры на кузове так же портят вид, как и вмятины.
Если длина импульса будет слишком большой, в месте точечной сварки, после отсоединения молотка, останется дырочка. Заварить ее сложно. Потребуется шпаклевка, но потом, возможна сквозная коррозия. Лучше изначально ставьте минимальную длину импульса, а потом регулируйте ее по мере необходимости.
В случае единичного прожога, если под рукой нет полуавтомата, попытайтесь заварить дырку угольным электродом, подавая второй рукой присадочную проволоку.
Источник видео: TELWIN Russia
Ответы на вопросы: что такое cпоттер для кузовного ремонта и как он работает?
Вопросы и ответы по споттерам
Что такое споттер, и как он работает?
Это переносной аппарат, вырабатывающий постоянный или переменный сварочный ток, который подается на закрепленный в держателе электрод или на два электрода, установленные в сварных клещах. При нажатии на кнопку или курок пистолета срабатывает ударный механизм, и наконечник электрода, прислоненный к металлической поверхности, с силой воздействует на металл. За этот короткий импульс, который длится несколько миллисекунд, в месте соприкосновения электрода с металлической поверхностью происходит нагрев до температуры, значение которой на 10-20% ниже температуры плавления, и возникает сопротивление – ставится сварная точка, равная диаметру электрода. Технология контактной точечной сварки позволяет добиваться качественного соединения металлических листов, заготовок или приваривания заплат. На металлическую поверхность, находящуюся в непосредственной близости к месту сварки, не оказывается тепловое воздействие, а полученная сварная точка полностью герметична, поэтому не подвержена коррозии.
У большинства споттеров это происходит за счет механизма, который приводится в действие при сильном нажатии пользователем на рычаг. У аппаратов, которые обладают большой мощностью и выдают сварочный ток силой свыше 5000 А, есть пневматический привод, работающий от компрессора или пневмосети предприятия. Для создания пневматического удара требуется подача воздуха под давлением, например, в 7-8 бар. Пользователю достаточно нажать на кнопку, чтобы под давлением воздуха электрод (или два электрода одновременно) с силой прижался к металлической поверхности. Работать с таким оборудованием гораздо легче, но предъявляются строгие требования к качеству подаваемого воздуха, который должен пройти очистку от пыли, масла, влаги и т.д. Поэтому использование споттера с пневмоприводом оправдано только в условиях крупного предприятия, где организована система подготовки сжатого воздуха.
Какие металлы и как можно сваривать со споттером?
Споттер используется для широкого спектра работ в производственной или ремонтной сфере. С его помощью можно соединять внахлест металлические листы и заготовки, проводить кузовной ремонт, сваривать крепежные элементы или приваривать их к металлической поверхности (например, для установки заземления, проведения рихтовочных работ и т.д.). Данное оборудование позволяет вести точечную сварку на металлических заготовках толщиной от 0,5 до 6 мм. Это может быть оцинкованная, нержавеющая или обычная сталь, а также, латунь, медь и алюминий. Именно поэтому споттеры пользуются большим спросом, а освоить работу с данным оборудованием сможет даже новичок.
В чем преимущество оборудования для точечной сварки перед другими?
Во-первых, это простота использования. С работой может справиться даже новичок, так как микропроцессорное управление и выбор программ с автоматическими настройками позволяет исключить ошибки при настройке силы тока. Во-вторых, к споттеру можно подключать различные насадки, которые расширяют спектр выполняемых задач. Можно проводить не только одностороннюю или двухстороннюю точечную сварку листов, но и сваривать крепеж, осаживать металл путем нагрева и т.д. В-третьих, производительность при работе с таким аппаратом возрастает в разы, так как за одну минуту можно устанавливать несколько тысяч сварных точек. В-четвертых, легко получить качественное соединение, приближенное по свойствам к выполненному в заводских условиях, но самое главное – исключается вероятность появления коррозии в месте сварки.
Что такое цифровое управление сварочным аппаратом?
Современные споттеры оснащаются микропроцессором, благодаря которому автоматизируется весь процесс сварочных работ. Можно настраивать параметры сварки, вводя в систему толщину свариваемых заготовок, а не устанавливать силу тока вручную, что может занять много времени. Кроме того, оборудование может корректировать значение сварочного тока и время сварки, в зависимости от параметров питающей сети, что позволяет получить качественную сварную точку. При замене оснастки происходит автоматическое распознавание рабочего инструмента, и, исходя из этого, осуществляется автоматическая регулировка работы системы охлаждения, например, когда температура нагрева держателя достигает максимально допустимого значения, осуществляется подача охлажденного воздуха.
Что такое споттер для кузовного ремонта?
По принципу работы данный аппарат практически не отличается от остального оборудования для точечной сварки. Но у него есть некоторые особенности, например, специальные режимы, которые будут полезны при кузовном ремонте (осаживание нагревом или расковка металла). Кроме того, оборудование поставляется с необходимым для исправления кузовных дефектов набором инструментов, вспомогательных приспособлений и расходных материалов. Это могут быть различные держатели и консоли для электродов, держатели для шайб, обратный молоток для рихтовки и крепежные элементы, которые предназначены для приваривания к металлической поверхности кузова (для установки клемм заземления или для вытягивания вмятин).
Нужен ли трансформатор для споттера?
Для мобильных аппаратов точечной сварки никакого дополнительного оборудования не требуется. Устройство уже имеет встроенный трансформатор или инвертор. Модели с трансформатором однофазного переменного тока являются самыми доступными на рынке, но возможности их ограничены: они предназначены для работы с листами толщиной до 0,8 мм, не подходят для сварки оцинкованной и ударопрочной стали. Споттеры с трансформатором трехфазного постоянного тока обладают большей мощностью, поэтому способны сваривать более толстые металлические листы (до 2 мм), подходят для работы практически со всеми видами сталей, кроме боросодержащих (с высокой ударной вязкостью).
Универсальными являются инверторные аппараты, которые способны сваривать листы толщиной до 3 мм и подходят даже для боросодежащих сталей. Именно они получили наиболее широкое распространение, так как они компактны, удобны в использовании, многие из них оснащены системой жидкостного охлаждения.
Как выбрать споттер?
Основными характеристиками являются величина сварочного тока и максимальная толщина соединяемых металлических листов, причем, они взаимосвязаны (чем выше сила тока, тем более толстый металл можно сваривать). Например, если сила тока составляет 3000 А, то можно сваривать два металлических листа, толщина каждого из которых составляет 1,5 мм (обычно в характеристиках указывается 1,5+1,5 мм), если первый параметр достигает 7000 А, то второй будет составлять 3+3 мм, соответственно. Большинство аппаратов работает от трехфазной сети, так как для выработки такого сварочного тока нужна большая мощность, но есть и модели, рассчитанные на питание от однофазной сети. Обратите внимание и на вес споттеров, он может составлять от 50 до 100 кг. Кстати, тяжелые аппараты, весом более 80 кг, поставляются в комплекте с тележкой на колесах, чтобы их было легче перемещать по рабочему участку.
Какие дополнительные возможности есть у аппаратов для точечной сварки?
Нужен споттер для кузовного ремонта в автосервис. Что посоветуете?
Ищу аппарат для двухсторонней точечной сварки листов толщиной до 1,5 мм.
На производство требуется сварочное оборудование для соединения внахлест металлических деталей толщиной в 2 – 3 мм.
Можем предложить аппарат точечной сварки Telwin Digital SPOTTER 9000/RA 400V, который способен сваривать металлические листы толщиной до 3 мм каждый. Максимальное значение силы тока данного споттера достигает 7000 А, работает он от сети с напряжением в 380 В. Благодаря жидкостному охлаждению и автоматическому воздушному охлаждению держателя, он отлично подходит для продолжительных работ на производстве. Блок жидкостного охлаждения уже входит в комплект поставки, поэтому его не придется покупать. Кроме этого, вы получите сварные клещи и тележку, на которой можно разместить сам аппарат и необходимые для работы инструменты. Выпущен этот споттер в Италии и соответствует всем нормам Евросоюза, производитель дает на него 1 год заводской гарантии.
Какие расходные материалы нужны для споттера?
Если вы будете выполнять рихтовочные работы, то понадобится держатель для приваривания шайб, а также расходные материалы: волнообразная проволока, шайбы для вытяжки, звездочки. Все это вы можете купить по отдельности или в наборе, в который может входить более 60 элементов.
Как правильно работать с аппаратом точечной сварки?
Прежде, чем приступать к сварочным работам, обрабатываемый участок металлической детали нужно заземлить – подключить клемму заземления к приваренной на поверхности шайбе. Кстати, установить шайбу можно с помощью споттера, вставив ее в специальный держатель и приварить к поверхности легким нажатием на курок пистолета. Подобрать силу тока для сварки легко – главное выставить на панели аппарата значения толщины свариваемых заготовок и система автоматически подберет рабочие параметры, исходя из заданного режима – сварка листов внахлест, приварка шайб, нагрев и выпрямление металла и т.д. Также учитывайте время воздействия электродов на металл. Продолжительность импульса контролируется либо вручную (пользователь сам должен отпустить курок сварочного пистолета после нажатия), либо за счет встроенного таймера сварка прекратится автоматически. Это поможет сохранить структуру металла и добиться более качественного выполнения работ.
Что такое споттер и как им работать? Какой аппарат выбрать?
Споттер – это один из наиболее современных и технологичных инструментов, ориентированных на точечную сварку. Основное его назначение – кузовной ремонт, восстановление металлических элементов транспортных единиц.
Принцип действия идентичен остальным сварочным аппаратам, он заключается в том, что он выделяет тепловую энергию в точке, где контактируют между собой свариваемые материалы. Выделяется энергия при прохождении электрического тока.
Споттер позволяет вести работу со всеми кузовными деталями, но наиболее эффективен он при манипуляциях с объемными элементами, доступ к обратной стороне которых затруднен. Преимущество устройства в данном случае сводится к тому, что материал можно выправить без демонтажа.
В такой ситуации используется методика вытягивания. На дефектной плоскости фиксируется крепеж, благодаря которому и удается вытянуть вмятину.
Средняя толщина металла кузовных панелей составляет полтора миллиметра, а потому с реализацией данной технологии никаких проблем не возникает.
Конструктивные особенности и рабочие параметры
Итак, споттер. Что это такое? Разберемся более подробно.
Устройство сформировано следующими модулями:
Пистолет может оснащаться насадками различных типов, которые подбираются в зависимости от того, какие именно операции предстоит выполнить.
На фронтальной панели сварочного аппарата располагаются органы управления, благодаря которым удается корректировать мощность, силу тока.
Наиболее современные модификации оснащаются жидкокристаллическими дисплеями, позволяющими видеть текущие рабочие показатели, держать весь процесс под контролем.
Основные разновидности
Устройства представлены следующими категориями:
1. Инверторные.
Данное оборудование оснащено преобразователями, благодаря которым они функционируют вне зависимости от напряжения. Это упрощает работу, а также расширяет список задач, доступных для реализации.
Аппараты компактны, позволяют вести сварку с высокой точностью и скоростью, сила тока остается стабильной на протяжении всего процесса.
2. Трансформаторные. Такие споттеры подключаются к сетям переменного тока, они дешевле инверторных аналогов, их функций вполне достаточно для того, чтобы выполнять простые операции.
Наиболее функциональными моделями данной категории считаются трехфазные приборы, что объясняется повышенной мощностью. Главный недостаток трансформаторной техники заключается в том, что она не подходит для работы с металлом, покрытым слоем цинка.
Допускается классификация и по материалам, с которым ведутся операции:
3. Споттер по стали. Наиболее распространенное устройство, позволяющее проводить операции со стальными кузовными элементами.
4. Модели, ориентированные на работу с алюминием. Данный металл обладает совершенно другими характеристиками, в сравнении со сталью, а потому работать с ним необходимо соответствующими приборами.
Смотрите полезное видео, что такое споттер и работы с помощью него:
Особенности работы
Теперь разберемся, как работать споттером, на какие моменты обращать основное внимание.
Первым делом, дефектная плоскость зачищается. Далее ставится масса, фиксирующаяся специальным зажимом или приваривающаяся при помощи контакта.
Привариваемый элемент подбирается в соответствии с разновидностью повреждения, глубиной и площадью вмятины.
Допускается приваривание следующих элементов:
Особенности рабочей технологии зависят от того, с какими вмятинами предстоит иметь дело:
1. Мелкие вмятины. Наиболее простой и распространенный метод сварки споттером заключается в применении обратного молотка.
Он подходит для того, чтобы уверенно справиться почти со всеми повреждениями. Торец инструмента приваривается к дефектной плоскости, после чего она рихтуется легкими ударами внутренней рукоятки.
Чтобы добиться идеального результата, манипуляция выполняется по всей площади повреждения, в процессе сварки между точками выдерживается расстояние в 5-8 миллиметров.
Небольшой негативный момент – после воздействия споттера на поверхности остаются небольшие отметины, но устранить их легко при помощи шлифовальной машинки.
2. Вмятины большого размера. Если дефектная плоскость имеет габариты более 10 сантиметров, то рекомендуется пользоваться приспособлениями не с точечным воздействием, а теми, что обеспечивают нагрузку сразу на длинный участок.
Допускается использование различных элементов для выпрямления, в том числе волнистой проволоки, шпилек или крючьев.
Чтобы достичь желаемого результата, крепить вспомогательный элемент следует на всю длину дефекта. Плоскость выравнивается идеально, так как интенсивность воздействия равна на всем протяжении вмятины.
Нивелирование дефектов от ударов об крупные предметы происходит посредством обратных присосок. Этот элемент мгновенно корректирует положения значительной площади металла, а оставшиеся мелки вмятины доделывают уже по отдельности, классическим методом.
Споттер (spotter) используется не только для того, чтобы исправить дефекты.
Устройство хорошо подходит для соединения друг с другом металлических пластин, например, при креплении порогов на кузов. Такая технология сварки исключает необходимость в сильном нагреве, а это сводит к минимуму вероятность температурных деформаций.
Узнайте из этого видео, как правильно работать споттером, секреты от профи:
Принципы выбора
Чтобы выбрать споттер, который окажется по-настоящему полезным и функциональным, необходимо руководствоваться следующими моментами:
Для домашней эксплуатации хватит и простой модели со средним показателем мощности. Ее вполне хватит для того, чтобы выравнивать не слишком глубокие вмятины.
Изучим также краткий рейтинг споттеров:
Смотрите видео-отзыв человека использующего споттер — RedHotDot HAMMER ТT:
Полезный видео-обзор французского Spottera GYSpot 2700 для кузовного ремонта:
Отзывы также дают понять, что неплохо себя зарекомендовали устройства от Русского мастера, иностранных фирм Holex, Aurora, Telwin.
Кузовной ремонт со споттером: что может быть проще?
Содержание:
Что нужно для качественного кузовного ремонта? Умелые руки и надежное гаражное оборудование – простые аспекты, от которых зависит прибыльность автомастерской. Ведь отличный результат выполненных работ и довольный клиент лучше всякой рекламы!
Потребуется целый арсенал жестянщика, а помимо рихтовочного инструмента, еще и аппараты точечной сварки. Ведь с ними можно проводить не только сварочные работы при соединении двух металлических листов, например, при ремонте крыши или стоек, но и применять точечную сварку на разных этапах рихтовочных работ.
Особенно полезен споттер, когда нужно выправить вмятину на участке, подобраться к которому с противоположной стороны проблематично, например, если повреждение приходится на дверь или крыло. Большим преимуществом точечной сварки является локальный нагрев металла только в месте контакта с электродом, что позволяет снизить тепловое воздействие на материал и исключить его деформацию, появление трещин, ухудшение эксплуатационных свойств. При определенных навыках можно вернуть отремонтированной детали свойства, максимально приближенные к заводским!
Пример из практики авторемонтного дела
Сейчас аппараты точечной сварки используются не только в крупных специализированных центрах кузовного ремонта, но и в небольших частных мастерских. Кто-то скажет, что покупка такого оборудования для подобной деятельности не совсем оправдана. Ведь, скажем прямо, по меркам частника его приобретение потребует немалых затрат. Но практика доказывает, что все совсем наоборот.
Рассмотрим в качестве примера деятельность одного автогаражного мастера, который занимается ремонтом автомобилей и ведет блог в Интернете, где представляет результаты своих работ и делится опытом. Мастерская его находится в гараже, прилегающем к частному дому. Поэтому ее нельзя назвать автосервисом в широком смысле этого слова. Но есть свои клиенты, которые уже не первый год обслуживаются только здесь. Исправление дефектов на кузове занимает львиную долю всех работ, и со временем мастер понял, что использование так называемых «универсальных» полуавтоматов не всегда себя оправдывает. Чтобы предлагать более качественное и быстрое обслуживание, он приобрел мобильный аппарат точечной сварки – споттер.
Размещая фотографии выполненных работ с применением нового оборудования в своем блоге, мастер подчеркивает, что это выход на новый уровень. Работу теперь выполняет быстрее – с наименьшими усилиями можно вытянуть даже глубокую вмятину. Клиенты довольны, прибыль растет, и за несколько месяцев использования сварочного оборудования удалось окупить затраты на его покупку. А обучился мастер достаточно быстро, ведь работать со споттером очень легко.
Здесь мы не будем долго описывать технологию и устройство этих аппаратов, подробнее об этом Вы можете узнать, прочитав статью Споттер – качественная сварка за доли секунды! Сейчас наша задача – разобраться в том, как применять контактную точечную сварку при кузовном ремонте, и какие возможности это открывает перед мастером-жестянщиком.
Точечная сварка: основы основ
Вы купили споттер, но не успели толком с ним поработать? Или вы еще только собираетесь его приобрести? Наверняка, вы уже имеете о нем некоторое представление, но все-таки мы расскажем о самом важном в использовании аппарата точечной сварки. Зная базовые правила работы, можно избежать распространенных ошибок.
Начнем с того, что рабочее напряжение в электросети мастерской должно соответствовать параметрам споттера, рассчитанного на подключение к однофазной или трехфазной сети. Обязательно должен быть установлен автоматический выключатель. Кстати, есть и комбинированные аппараты, которые могут работать при напряжении в 220 или 380 В. Они подойдут в случае, если на предприятии трехфазная сеть, а также имеется однофазный резервный генератор.
Не забудьте! Всегда заземляйте ремонтируемый участок кузова, приваривайте шайбу заземления как можно ближе к месту сварки. Кстати, и это можно сделать с помощью споттера.
Что касается обслуживания конкретного автомобиля, то перед началом сварочных работ нужно изучить его характеристики, а именно, толщину кузовного металла на ремонтируемом участке. Исходя из этого, нужно выставлять на аппарате силу тока. Вы можете сделать это вручную либо внести в систему данные о толщине металла, и тогда споттер настроится автоматически.
Не сваривайте слишком толстые кузовные элементы, ведь каждый аппарат имеет максимально допустимый показатель по толщине металла, например, 1+1 мм (то есть можно сваривать два листа внахлест при толщине каждого в 1 мм или один лист толщиной в 2 мм). Как правило, у автомобилей толщина кузовного металла составляет 0,6 – 0,8 мм в несиловых элементах и может превышать 1 мм в таких кузовных частях, как крыша, пол.
Также нужно настроить продолжительность импульса. Для этого может быть предусмотрен автоматический таймер, который позволяет выставить время нагрева в пределах, например, от 0,1 до 2 секунд. Если Вы будете работать в ручном режиме, то время воздействия нужно контролировать нажатием на рычаг пистолета. Для новичков предпочтительным будет автоматический режим работы, ведь достаточно ввести параметры толщины металлических листов, и микропроцессор подберет оптимальное сочетание силы тока и продолжительности импульса. Тут уж точно не ошибешься! Сварная точка будет аккуратной, а с обратной стороны детали не будет выгорания.
Все приходит с опытом, в том числе, и навыки точечной сварки. В освоении этой технологии поможет ежедневная практика, а чтобы было легче на первых порах, почитайте статью Как работать точечной сваркой?
Один аппарат – множество возможностей
Из всех сварочных аппаратов споттер является наиболее функциональным, ведь с его помощью можно не только соединять детали, но и выполнять множество других задач в мастерской. Мы расскажем об основных работах, для которых его используют при кузовном ремонте, и о том, что применяют в качестве насадок. Они могут продаваться в комплекте с аппаратом или приобретаться отдельно.
Односторонняя точечная сварка
Используется, если нужно соединить два тонких металлических листа внахлест, например, при ремонте дверей с внутренней стороны и других не несущих кузовных частей. Также к этому способу прибегают при ремонте сквозных повреждений, когда нужно установить металлическую заплатку.
Для работы вам понадобится: держатель для электродов, электрод.
Закрепив электрод в держателе и выставив на аппарате значение силы тока, в зависимости от толщины свариваемых листов, поднесите кончик электрода к месту соединения под прямым углом, прижмите к поверхности и нажмите на кнопку пистолета – в месте соприкосновения появится сварная точка. Сделав несколько таких точек по всей длине через равный интервал, можно получить очень надежное соединение, которое будет выдерживать силовые нагрузки, вибрацию и прочие воздействия, оказываемые на кузов при езде.
Двухсторонняя точечная сварка
К этому способу прибегают при ремонте крыши или стоек автомобиля, когда нужно вернуть первоначальный внешний вид и эксплуатационные свойства кромкам.
Для работы вам понадобится: клещи для точечной сварки, два электрода.
Для этого нужно закрепить электроды в консолях клещей, поместить между ними детали и нажать на кнопку или рычаг – коротким импульсом будет обеспечен прижим с двух сторон и нагрев металла в местах соприкосновения электродов. Как и при описанном выше способе, сварные точки надо сделать по всему периметру ремонтируемого участка.
Приваривание колец для вытягивания вмятин
Случается, что вмятина расположена в таком месте, например, посередине двери или на крыле, что невозможно исправить ее без съема путем выстукивания с обратной стороны. Чтобы не тратить время на демонтаж внутренней обшивки, можно исправить ее, вытянув снаружи. Для этого по всей длине ремонтируемого участка вкручиваются в ряд крепежные элементы, за которые металл будет вытягиваться. Иногда это делается путем вкручивания саморезов, но это очень долгий процесс, а с помощью споттера можно сделать это за несколько минут.
Для работы Вам понадобится: держатель для крепежа, крепеж.
Кольцо или, как его еще называют, ушко, вставляется в держатель, зажатый в пистолете споттера. Под прямым углом крепеж прислоняется к ремонтируемому участку так, чтобы профиль кольца был расположен не горизонтально, а вертикально. Для приваривания крепежа нужно нажать и удерживать кнопку пистолета в течение нескольких секунд (пока не погаснет сигнальная лампочка или не сработает автоматический таймер). Потом в эти кольца вставляют металлический стержень, который подхватывается обратным молотком, и вмятый участок вытягивается при силовом воздействии молотка.
Осадка отрихтованного участка путем прогрева
После вытягивания вмятины на поверхности остаются деформации, которые можно устранить, осадив металл с помощью точечной сварки с локальным нагревом. Кроме того, это позволит вернуть металлу прочностные характеристики за счет небольших утолщений в местах сварки.
Для работы Вам понадобится: держатель для электрода, электрод.
Электрод подносится к поверхности и пользователь нажимает кнопку, обычно для выполнения этой работы используют ручной режим, то есть продолжительность теплового воздействия контролируется мастером. По всему отремонтированному участку нужно наставить множество сварных точек с интервалом в 0,5-1 см. Несмотря на то, что нагрев происходит локально, при установке множества точек на одном участке может быть усиленное тепловое воздействие, поэтому рекомендуется охлаждать поверхность. Например, многие мастера просто смачивают ее влажной тряпкой, но если в споттере есть встроенная система охлаждения, то этот процесс можно автоматизировать. Тогда охлаждающая жидкость будет подаваться на рабочую оснастку, охлаждая не только сварную точку, но и электрод, тем самым, снижая его износ. Потом участок можно выстукивать рихтовочным молотком, чтобы довести поверхность до идеально ровного состояния.
Мы описали основные задачи, для которых споттер применяется в мастерской кузовного ремонта. Естественно, на этом его возможности не заканчиваются, и более подробные описания того, что еще можно сделать с его помощью, вы найдете в инструкции своего аппарата. Овладев основными навыками, вы сможете задействовать точечную сварку на нескольких этапах рихтовочных работ и быстрее справляться с поставленной задачей. Несомненно, это повысит производительность и качество обслуживания. Клиент получит свой автомобиль в отличном состоянии и максимально быстро. А что еще нужно для успешной работы? Осталось только купить споттер. Если вы еще этого не сделали, то спешите сделать заказ в нашем интернет-магазине.