Что такое спп в школе

Сложное предложение

Что такое спп в школе. Смотреть фото Что такое спп в школе. Смотреть картинку Что такое спп в школе. Картинка про Что такое спп в школе. Фото Что такое спп в школе

Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).

Что такое сложное предложение

Сложное предложение — это предложение, которое состоит из двух и более грамматических основ.

Пример сложного предложения:

Что такое спп в школе. Смотреть фото Что такое спп в школе. Смотреть картинку Что такое спп в школе. Картинка про Что такое спп в школе. Фото Что такое спп в школе

По связи между частями сложные предложения делятся на два типа — сложносочиненные и сложноподчиненные. Каждое из них может быть союзным — соединять части союзами и союзными словами, либо бессоюзным — соединять их по смыслу.

Всего выделяют 4 вида сложных предложений. Рассмотрим их в таблице.

Что такое спп в школе. Смотреть фото Что такое спп в школе. Смотреть картинку Что такое спп в школе. Картинка про Что такое спп в школе. Фото Что такое спп в школе

Сложносочиненное предложение

Сложносочиненным (ССП) называют сложное предложение, имеющее два и более независимых простых предложений в составе. Это значит, что их можно разбить точкой, при этом смысл не потеряется.

Части таких сложных предложений связаны союзами и союзными словами: соединительными (и, да, также и т. д.), противительными (а, но, зато и т. д.), разделительными (либо, то… то, не то… не то и т. д.) или их комбинациями.

Хотелось пирога, и яблоки уже созрели.

Хотелось пирога, но яблоки еще не созрели.

То мать пирогов напечет, то бабушка с булочками приедет.

Иногда части сложносочиненных предложений связаны без сочинительного союза и союзного слова — по смыслу. Такие предложения называют бессоюзными.

Лето заканчивалось лихо: на улице резко похолодало, листья начали алеть и чахнуть.

Знаки препинания в сложносочиненных предложениях

В предложениях с союзами и, да, однако, либо и т.д. принято ставить запятую. Кроме случаев, когда:

Что такое спп в школе. Смотреть фото Что такое спп в школе. Смотреть картинку Что такое спп в школе. Картинка про Что такое спп в школе. Фото Что такое спп в школе

На ярмарке в городе показывали кукольные представления, и торговцы продавали сахарную вату, и зазывалы кричали приглашения на аттракционы.

В бессоюзных сложносочиненных предложениях части делятся не только запятыми, но и тире, двоеточиями и точкой с запятой. Эту тему мы подробно разобрали в статье о сложносочиненных предложениях.

Сложноподчиненное предложение

Сложноподчиненное предложение (СПП) — это вид сложного предложения, в составе которого одно простое предложение по смыслу и интонации подчиняется другому. В этом случае зависимое предложение называется придаточным, а независимое — главным.

Пример сложноподчиненного предложения:

Мне было сложно понять, как ей удалось так быстро привыкнуть к новому городу.

Виды связи в сложноподчиненном предложении

Обычно части СПП в русском языке связаны друг с другом подчинительными союзами, например:

Я только-только закончил картину, когда солнце уже готовилось потухнуть.

Бывают сложные предложения, в которых придаточное с главным связаны только по смыслу и разделены знаком препинания, но между ними все еще можно вставить подчинительный союз. Такие предложения называют бессоюзными.

На меня нахлынуло осознание: (что) все это время меня обманывали

Значения придаточных предложений в СПП

Придаточные предложения в составе сложных делятся на группы, а далее — на подгруппы по смыслу и виду связи с главным.

Что такое спп в школе. Смотреть фото Что такое спп в школе. Смотреть картинку Что такое спп в школе. Картинка про Что такое спп в школе. Фото Что такое спп в школе

Подробнее о различиях между придаточными в сложном предложении с примерами можно прочесть в этой статье.

Типы подчинения в сложноподчиненном предложении

Иногда в сложноподчиненном предложении не одно, а два и более придаточных. Такой вид сложных предложений называют многочленными. Для них справедливы разные типы подчинения.

Что такое спп в школе. Смотреть фото Что такое спп в школе. Смотреть картинку Что такое спп в школе. Картинка про Что такое спп в школе. Фото Что такое спп в школе

Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях

Между главной и придаточной частями сложного предложения принято ставить запятую. Если одна часть стоит в середине другой, выделять запятой ее нужно с обеих сторон:

Когда мы вернулись в город, все горести остались за плечами.

Сейчас, когда мы вернулись в город, все горести остались за плечами.

Если предложения со словами лишь, только, еще и, прежде всего, именно, очевидно, вероятно связаны составным союзом, он разделяется. Тогда перед словом что нужно ставить запятую:

Он согласился лишь потому, что я хорошо попросила.

Если мы выделяем интонацией изъявительные или условные придаточные и ставим их перед главным предложением, между ними ставится тире:

Кто желает — тот получит.

Если по главному предложению понятно, что придаточное его пояснит, нужно ставить двоеточие. То же правило относится и к бессоюзным сложным предложениям:

Он вдруг осознал: дальше не стоит и пытаться.

Проверьте себя

Определите, к какому виду сложного предложения относятся эти примеры: сложноподчиненному или сложносочиненному?

Мать уже наготовила на утро и легла спать, когда я вернулся из театра.

Я знал: это не может продолжаться слишком долго.

Снежинки легким пухом ложились на ладонь, и мир вокруг застыл в белоснежном великолепии.

Я вышел на опушку леса спустя час, но путешественников и след простыл.

Я быстро нашел место, где гнездились кукушки.

Курсы подготовки к ЕГЭ по русскому языку в онлайн-школе Skysmart — без стресса и на реальных экзаменационных заданиях. Попробуйте бесплатно на вводном уроке!

Источник

Понятие о сложноподчиненном предложении. 9-й класс

Класс: 9

Цели и задачи урока:

Тип урока: изучение нового материала (с элементами исследования).

Оборудование: мультимедийный проектор для демонстрации презентации, интерактивная доска (ИД).

Ход урока

I. Организационный момент.

Урок сопровождается презентацией для интерактивной доски (Приложение).

II. Словарная работа.

Учитель: Что нам приготовил «Толковый словарь»? Словарная работа. Работа с ИД:

Учитель: Хочется быть оптимистом и верить в то, что презентация нашего урока будет иметь положительный результат, а также произведёт необходимый эффект на всех присутствующих, даже пессимистов.

III. Актуализация знаний.

А) Работа с ИД. Готовимся к ГИА.

з. ряк. са
прик. снутьсяприл. жение
заг. ратьР. стислав
изл. гатьпол. скать бельё
р. стокг. ристый
выр. щенныйнепром. каемый плащ

Б) Работа по карточкам.

Карточка №1.
Списать предложение, вставив пропущенные буквы и расставив знаки препинания, охарактеризовать его, сделать синтаксический разбор, составить схему.

Учитель: Ребята, это предложение из рассказа Ивана Алексеевича Бунина «Антоновские яблоки», наш урок будет посвящён писателям и поэтам воронежского края.

Карточка №2.
Спиши, определи главное слово, тип связи слов в словосочетании, сделай морфемный разбор выделенных слов.

В) Фронтальный опрос.

Г) Цифровой поэтический диктант.

Различение предложений на слух. (Учитель читает предложения, называя порядковый номер каждого, а школьники лишь разносят их соответствующие номера по нужным колонкам.)

IV. Целеполагание.

Возможные ответы учащихся:

— Какое место может занимать придаточное предложение по отношению к главному?

— Сколько может быть частей в СПП?

— Какие знаки препинания ставятся в СПП?

— Какие средства связи в СПП?

Возможные ответы учащихся:

— Отличать СПП от других предложений.

— Выделять части СПП, расставлять знаки препинания.

— Конструировать СПП, составлять схемы.

V. Изучение нового материала.

Учитель: Откроем учебник. Есть ли правило? Попробуем вместе сформулировать признаки СПП.

Сравните два предложения:

— В чём сходство предложений?

— Чем они различаются?

— Какое предложение более точно выражает причинные отношения между событиями?

— Как это достигается?

— Какой союз служит средством связи простых предложений в главном? Как называется предложение с такими союзами?

— Назовите части. Какая главная, какая зависимая? Как определили? В какой части находится союз?

Вывод (делают учащиеся): Придаточное предложение поясняет то, о чём говорится в главном. Подчинительный союз находятся в придаточной части.

— Попробуем перестроить предложение, поменяв местами главное и придаточное.

— Можно ли придаточным предложением разорвать главное? Попробуем.

— Всегда ли можно поменять местами главное и придаточное? Попробуйте.

— Каково место придаточного по отношению к главному?

Вывод: Придаточное предложение, как правило, может занимать любое положение по отношению к главному.

— Можно ли убрать придаточное предложение?

— Начертим схемы предложений. Для чего служит запятая в СПП?

Вывод: Знаки препинания в СПП – выделительные.

— Проанализируйте ещё одно предложение:

— Прочитайте. Расставьте знаки препинания.

— Какое это предложение? Как определили?

— Сколько частей? Какая главная? Сколько придаточных? Выделите их.

— Выделим средства связи.

-Попробуйте удалить или заменить каждое из них значимым словом.

— Чем отличается союз от союзного слова?

Вывод: Наличие нескольких придаточных в СПП.

Средства связи: подчинительный союз или союзное слово.

VI. Сделаем выводы о признаках СПП (делают учащиеся).

VII.Закрепление изученного.

(1) Всё самое важное и интересное, о чём могли бы рассказать вам писатели, вы найдете в их книгах. (2) В библиотеке, где книги стоят рядом на полках, всегда бывает очень тихо. (3) Но прислушайтесь: книги говорят с вами. (4) Они могут рассказать вам замечательную сказку, от которой у вас будут гореть щеки и уши.
(5) Из книг вы узнаете, как живут народы разных стран. (6) Что бы вы ни делали, чем бы вы ни занимались, вам всегда понадобится умный и верный помощник – книга.
(7) С ней вы облетите нашу необъятную страну и весь земной шар, побываете на далеких планетах, совершите путешествие из настоящего в прошлое и будущее, научитесь понимать и любить людей. (8) Приобретайте самые широкие знания, читайте много и упорно. (По С.Маршаку)

VIII. Самостоятельное освоение изученного ( работа в микрогруппах).

Группа №1. Соедините половинки, чтобы получились СПП.

Группа №2. Вставьте подходящие по смыслу союзы или союзные слова, расставьте знаки препинания.

Не стану уверять, (. ) прекраснее Воронежа нет ничего на свете. И всё-таки у всех нас есть свои любимые места, (. ) мы наделяем особыми заслугами.
Каждому из нас мила и люба своя родина, (. ) ты родился, вырос или живёшь.
Таков и Воронеж, (. ) он славен своей чудодейственной силой.

Для справок: что, которые, где, потому что.

Группа №3. Продолжить предложения, чтобы получились СПП.

Группа №4. Из пар простых предложений составить СПП:

Группа №5. Как вы относитесь к чтению книг? Высказать свою точку зрения, используя СПП.

IX. Подведение итогов:

Учитель: Вернёмся к началу урока.

— Посмотрите, какие мы задачи себе поставили?

— Где пригодятся нам все полученные сегодня на уроке знания?

Задание В7. В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения:

X. Домашнее задание.

Составить предложение со словарными словами; прочитать §18,19.

Источник

Сложноподчинённые предложения

Что такое спп в школе. Смотреть фото Что такое спп в школе. Смотреть картинку Что такое спп в школе. Картинка про Что такое спп в школе. Фото Что такое спп в школе

Придаточное предложение может находиться после главного, перед ним или в середине главного.

Придаточные предложения бывают трёх видов:определительные, изъяснительные и обстоятельственные.

Придаточные определительные могут находиться только после определяемого слова, они поясняют имя существительное, отвечают на вопрос какой? и присоединяются союзными словами который, которая, которое, которые, что.

Наступили дни, о которых я давно мечтал.

Если придаточные предложения поясняют местоимение, то они называются местоименно-определительными. Такие придаточные могут находиться как после главного предложения, так и перед ним.

Всё успевает тот, кто рано встаёт.

Кто рано встаёт, тот всё успевает.

Я знаю, откуда ты приехал.

В главном предложении могут быть указательные слова, выполняющие функцию дополнения.

П ридаточные изъяснительные обычно стоят после слова, к которому относятся.

Союз-частица ли всегда находится в середине придаточного изъяснительного. Это надо учитывать при постановке запятой.

Я не помню, был ли он здесь.

Придаточные обстоятельственные поясняют всё главное предложение или слово, нуждающееся в пояснении, отвечают на вопросы обстоятельства.

Я видел, что мальчики бросали камешки, которые не долетали и до середины реки. Что такое спп в школе. Смотреть фото Что такое спп в школе. Смотреть картинку Что такое спп в школе. Картинка про Что такое спп в школе. Фото Что такое спп в школе

При последовательном подчинении одно придаточное предложение может оказаться внутри другого придаточного предложения. При этом на стыке этих придаточных могут оказаться рядом два подчинительных союза или подчинительный союз и союзное слово. Запятая на стыке двух подчинительных союзов (или союза и союзного слова) не ставится в том случае, если второе придаточное предложение нельзя изъять без изменения всего сложного предложения (в этом случае далее следует вторая часть двойного союза – то, так, но ). Сравни: Я знаю, что, если не выучить это правило, сдать экзамен очень сложно. Я знаю, что если не выучить это правило, то сдать экзамен очень сложно.

Отец долго объяснял, что рыба не ловится в местах с быстрым течением, что рыбаку необходимы терпение и наблюдательность. Что такое спп в школе. Смотреть фото Что такое спп в школе. Смотреть картинку Что такое спп в школе. Картинка про Что такое спп в школе. Фото Что такое спп в школе

Если однородные придаточные предложения прикрепляются к главному одним и тем же союзом, то этот союз может опускаться в одном или нескольких придаточных (но союз легко восстановить). Отец долго объяснял, что рыба не ловится в местах с быстрым течением, рыбаку необходимы терпение и наблюдательность. [глаг.], (что. ), (. ).

Если однородные придаточные связаны одиночным соединительным или разделительным союзом ( и, да в значении «и», или, либо ), то запятая между придаточными предложениями не ставится. Отец долго объяснял, что рыба не ловится в местах с быстрым течением и что рыбаку необходимы терпение и наблюдательность. [глаг.], (что. ) и (что. ).

Когда мы подъезжали к дому, внимательно смотрели вперёд, чтобы увидеть встречающих. Что такое спп в школе. Смотреть фото Что такое спп в школе. Смотреть картинку Что такое спп в школе. Картинка про Что такое спп в школе. Фото Что такое спп в школе

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Источник

Сложноподчинённые предложения. Примеры

Сложноподчинённое пред­ло­же­ние скла­ды­ва­ет­ся из глав­ной части и зави­си­мо­го от неё при­да­точ­но­го предложения.

Приведем при­ме­ры слож­но­под­чи­нён­ных пред­ло­же­ний с раз­ны­ми вида­ми при­да­точ­ных частей.

Что такое сложноподчиненное предложение?

Сложноподчинённое пред­ло­же­ние состо­ит из двух и более про­стых пред­ло­же­ний, одно из кото­рых явля­ет­ся глав­ным, а дру­гое — зави­си­мым. Зависимость одно­го пред­ло­же­ния от дру­го­го выра­жа­ет­ся под­чи­ни­тель­ны­ми сою­за­ми и союз­ны­ми сло­ва­ми.

Часть, в кото­рой нахо­дит­ся под­чи­ни­тель­ный союз или союз­ное сло­во, явля­ет­ся при­да­точ­ным пред­ло­же­ни­ем, соот­вет­ствен­но, часть, в кото­рой их нет, назы­ва­ет­ся глав­ным пред­ло­же­ни­ем, или глав­ной частью.

Что такое спп в школе. Смотреть фото Что такое спп в школе. Смотреть картинку Что такое спп в школе. Картинка про Что такое спп в школе. Фото Что такое спп в школе

Синтаксически зави­си­мая часть слож­но­под­чи­нен­но­го пред­ло­же­ния назы­ва­ет­ся при­да­точ­ным пред­ло­же­ни­ем.

Связь меж­ду глав­ным и при­да­точ­ным пред­ло­же­ни­ем более тес­ная, чем в слож­но­со­чи­нен­ном пред­ло­же­нии, где его части сохра­ня­ют отно­си­тель­ную само­сто­я­тель­ность. Например, рас­смот­рим предложение:

Было ясно, что дед с отцом не успе­ют закон­чить к вече­ру кры­шу дома.

Сообщение, кото­рое несет в себе глав­ная часть (было ясно) непол­но без пояс­не­ния его вто­рой частью, поэто­му связь меж­ду глав­ным и зави­си­мым пред­ло­же­ни­я­ми более тес­ная, чем в слож­но­со­чи­нен­ном предложении.

Подчинительные сою­зы и союз­ные сло­ва выра­жа­ют раз­лич­ные смыс­ло­вые отно­ше­ния меж­ду глав­ной и при­да­точ­ной частя­ми. В зави­си­мо­сти от это­го раз­ли­ча­ют сле­ду­ю­щие виды слож­но­под­чи­нен­ных предложений:

Сложноподчиненные пред­ло­же­ния так­же мож­но раз­де­лить на две боль­шие груп­пы в зави­си­мо­сти от того, отно­сит­ся ли при­да­точ­ная часть к одно­му сло­ву в глав­ной части или пояс­ня­ет её всю. В глав­ной части одно сло­во пояс­ня­ют сле­ду­ю­щие при­да­точ­ные части:

Поясняют все глав­ное пред­ло­же­ние при­да­точ­ные части:

Примеры сложноподчиненных предложений с разными видами придаточных частей

Придаточная изъ­яс­ни­тель­ная часть отно­сит­ся в глав­ном пред­ло­же­нии к сло­вам со зна­че­ни­ем речи (гово­рить, рас­ска­зать, спро­сить, отве­чать), мыс­ли (думать, решать), чув­ства (радо­вать­ся, оби­жать­ся, сер­дить­ся). Она «изъ­яс­ня­ет» (истол­ко­вы­ва­ет, рас­кры­ва­ет их смысл) и отве­ча­ет на падеж­ные вопро­сы что? о чём? чем? чему?

К глав­ной части при­да­точ­ное изъ­яс­ни­тель­ное при­со­еди­ня­ет­ся с помо­щью сою­зов (ли, буд­то, как, что­бы) и союз­ных слов (кто, что, где, когда, зачем, как).

Предложения с придаточными изъяснительными

Я стал дожи­дать­ся, ско­ро ли сол­ныш­ко вста­ет (И. Никитин).

Смотри, как роща зеле­не­ет, паля­щим солн­цем обли­та (Ф. И. Тютчев)

Я уве­рил себя, что эта осень пер­вая и послед­няя в моей жиз­ни (К. Паустовский).

Предложения с придаточными определительными

Придаточное опре­де­ли­тель­ное пред­ло­же­ние пояс­ня­ет сло­во с пред­мет­ным зна­че­ни­ем в соста­ве глав­но­го пред­ло­же­ния и отве­ча­ет на вопро­сы какой? каков? чей?

К глав­ной части при­да­точ­ное опре­де­ли­тель­ное при­со­еди­ня­ет­ся союз­ны­ми сло­ва­ми (какой, кото­рый, чей, где, куда, отку­да).

Предложения с придаточными образа действия

Этот тип при­да­точ­ных отно­сит­ся к ука­за­тель­но­му сло­ву «так» в глав­ной части и обо­зна­ча­ет, каким обра­зом совер­ша­ет­ся действие.

Следует про­жить свою жизнь так, что­бы потом не было за что краснеть.

Она гово­ри­ла так, как буд­то дер­жа­ла что-то за щекой.

Предложения с придаточными меры и степени

Придаточные меры и сте­пе­ни отно­сят­ся к ука­за­тель­ным сло­вам «так», «такой», «столь­ко», «настоль­ко», «до того», обо­зна­ча­ют сте­пень про­яв­ле­ния при­зна­ка, каче­ства, дей­ствия и отве­ча­ют на вопро­сы в какой сте­пе­ни? сколь­ко? насколько?

Биатлонистка Дарья Домрачева про­шла дистан­цию быст­рее, чем пред­по­ла­га­ли журналисты.

Время шло мед­лен­нее, чем капа­ла в боч­ку дож­де­вая вода с крыши.

Дождь про­шел так быст­ро, что зем­ля в саду под ябло­ня­ми не успе­ла как сле­ду­ет намокнуть.

Предложения с придаточными места

Придаточные места отно­сят­ся к наре­чи­ям «там», «туда», «отту­да», «вез­де», «всю­ду», «ото­всю­ду» или обсто­я­тель­ствам места и отве­ча­ют на вопро­сы где? куда? откуда?

Там, где люди борют­ся с пур­гой, вста­нет над тай­гой наш город юный (М. Исаковский).

Куда ведёт путь пря­мой, туда не ездят на кривой.

Где нет зна­ний, там нет и смелости.

Куда дере­во под­руб­ле­но, туда оно и валится.

Предложения с придаточными времени

Придаточные вре­ме­ни пояс­ня­ют все глав­ное пред­ло­же­ние и отве­ча­ет на вопро­сы когда? как дол­го? с каких пор?

Когда зашло солн­це, мы вер­ну­лись на бивак.

Как толь­ко насту­пил рас­свет, тури­сты дви­ну­лись в путь.

Пока я дышать умею, я буду идти впе­ред (Лев Ошанин).

Предложения с придаточными цели

Придаточное пред­ло­же­ние цели назы­ва­ет цель, а глав­ное — пред­по­сыл­ку, кото­рая обес­пе­чи­ва­ет дости­же­ние ука­зан­ной цели. От глав­но­го пред­ло­же­ния зада­дим к нему вопро­сы с какой целью? зачем? для чего?

Ребята оста­лись в шко­ле после уро­ков, что­бы поиг­рать в волейбол.

Наконец, сму­ща­ясь и крас­нея, она повер­ну­лась ко мне, что­бы спро­сить об этом.

Мне нужен мир, чтоб всей зем­ле моей вовек не знать воен­но­го пожа­ра (А. Безыменский).

Предложения с придаточными причины

Придаточная часть при­чи­ны ука­зы­ва­ет при­чи­ну того, о чем гово­рит­ся в глав­ном пред­ло­же­нии, и отве­ча­ет на вопро­сы поче­му? отче­го? по какой причине?

Никогда не отка­зы­вай­тесь от мало­го в рабо­те, ибо из мало­го стро­ит­ся великое.

Может, Блок искал эту тиши­ну и бли­зость моря, пото­му что она воз­вра­ща­ет смя­тен­но­му чело­ве­че­ско­му серд­цу спо­кой­ствие (К. Паустовский).

Он вла­дел оди­на­ко­во пло­хо все­ми евро­пей­ски­ми язы­ка­ми и в раз­го­во­ре посто­ян­но пере­ме­ши­вал их, ковер­кал сло­ва, может быть, несколь­ко умыш­лен­но, посколь­ку в каж­дом акро­ба­те все­гда сидит немно­го кло­у­на (Александр Куприн).

Предложения с придаточными уступительными

Действие в глав­ном пред­ло­же­нии раз­во­ра­чи­ва­ет­ся вопре­ки тому, о чем гово­рит­ся в при­да­точ­ной усту­пи­тель­ной части. Придаточная уступ­ки отве­ча­ет на вопро­сы несмот­ря на что? вопре­ки чему?

Человек дол­жен тру­дить­ся в поте лица, кто бы он ни был (А. Чехов).

Хотя утро было пре­крас­ное, но выеха­ли в поле не так рано (С. Аксаков).

Пускай шумит вол­на морей, утёс гра­нит­ный не пова­лит (М. Лермонтов).

Как ни про­зрач­на стек­лян­ная кры­ша, но она не ясное небо (В. Гаршин).

Предложения с придаточными условными

В при­да­точ­ной услов­ной части содер­жит­ся усло­вие, в рам­ках кото­ро­го раз­ви­ва­ет­ся собы­тие, обо­зна­чен­ное в глав­ной части.

Ты дол­жен посвя­тить оте­че­ству свой век, коль хочешь навсе­гда быть чест­ный чело­век (Фонвизин).

Если по-русски скро­ен, и один в поле воин (Пословица).

Когда я зря мину­ту поте­рял, мне жаль себя (С. Островой).

Предложения с придаточными следствия

Придаточные след­ствия ука­зы­ва­ют на итог, резуль­тат, выте­ка­ю­щий из того, о чем идет речь в глав­ной части. От глав­ной части к при­да­точ­ной зада­ет­ся вопрос что яви­лось следствием?

Село Уклеево лежа­ло в овра­ге, так что с шос­се и со стан­ции вид­ны были толь­ко коло­коль­ня и тру­бы сит­це­на­бив­ной фаб­ри­ки… (А. Чехов).

Не было ни одной туч­ки, вслед­ствие чего небес­ный свод казал­ся голу­бой хру­сталь­ной чашей (А. Чехов).

Тихий звук сна­ру­жи не дохо­дил в ком­на­ту, так что в этой тишине посту­ки­ва­ние маят­ни­ка каза­лось силь­ным зву­ком (Л. Толстой).

Предложения с придаточными сравнения

В слож­но­под­чи­нен­ных пред­ло­же­ни­ях с при­да­точ­ны­ми срав­не­ния два собы­тия срав­ни­ва­ют­ся, упо­доб­ля­ют­ся друг другу.

На низине, за опуш­кой кри­ча­ли чиби­сы, точ­но пла­ка­ли малень­кие дети (С. Сергеев-Ценский).

Закружилась листва золо­тая в розо­ва­той воде на пру­ду, слов­но бабо­чек лёг­кая стая с зами­ра­ньем летит на звез­ду (С. Есенин).

Жизнь тече­нье своё изме­ни­ла, как река изме­ня­ет рус­ло (Н. Некрасов).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *