Что такое справедливая война
Справедливая война
Справедливая война — морально допустимая война, которая соответствует определенным критериям. Теория справедливой войны оформилась в рамках средневековой католической теологии к XIII веку в трудах Августина и Фомы Аквинских, а также у протестантского мыслителя Гуго Гроция, хотя ее основы были заложены еще у Аристотеля и Цицерона. Справедливая война допускает войну лишь в определенных случаях, занимая промежуточное положение между милитаризмом и пацифизмом.
Главный этический парадокс справедливой войны — санкция на убийство во имя прекращения убийства.
Плеханов указывал: „Чернышевский прямо ставит, между прочим, и вопрос о насилии. Он спрашивает: «пагубна или благотворна война?» «Вообще, — говорит он, — нельзя отвечать на это решительным образом; надобно знать, о какой войне идет дело, все зависит от обстоятельств, времени и места. Для диких народов вред войны менее чувствителен, польза ощутительнее; для образованных народов война приносит обыкновенно менее пользы и более вреда. Но, например, война 1812 года была спасительна для русского народа, марафонская битва была благодетельнейшим событием в истории человечества»“ [1]
Содержание
Пять условий справедливой войны
Примечания
Литература
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Справедливая война» в других словарях:
СПРАВЕДЛИВАЯ ВОЙНА — (just war) Война, причины которой считаются справедливыми и которая ведется гуманно. Древние греки, и это наиболее отчетливо представлено в Истории Пелопоннесской войны Фукидида (Thucydides), считали войну неотъемлемой частью политики. Ранние… … Политология. Словарь.
ВОЙНА — организованная вооруж. борьба между государствами (группами государств), классами или нациями (народами). Генезис В. уходит в глубь доклассовой истории человечества (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 46, ч. 1, с. 480). Однако только… … Философская энциклопедия
ВОЙНА СПРАВЕДЛИВАЯ — война, которая ведется для отражения неспровоцированной агрессии в защиту своего отечества, независимости государства и свободы нации. По своему социально политическому характеру является противоположностью несправедливой войны, которая ведется… … Война и мир в терминах и определениях
Справедливая Россия — Российская политическая партия Российская политическая партия социалистической ориентации, председатель партии руководитель фракции Справедливая Россия в Госдуме Николай Левичев, основатель и председатель совета палаты депутатов партии бывший… … Энциклопедия ньюсмейкеров
ВОЙНА — сложное обществ. явление, представляющее собой продолжение политич. борьбы государств, наций, классов средствами вооруж. насилия. Осн. содержание В. составляет организованная вооруж. борьба. Вместе с тем в ней широко применяются другие формы… … Советская историческая энциклопедия
Война — «В применении к войнам, указывал В. И. Ленин, основное положение диалектики. состоит в том, что «война есть просто продолжение политики другими» (именно насильственными) «средствами». Такова формулировка Клаузевица. И именно такова… … Большая советская энциклопедия
ВОЙНА — [борьба, брань, вражда; греч. πόλεμος, μάχη, πάλη], 1) в религ. плане противостояние диавола, демонов Богу и Его ангелам, имеющее эсхатологический характер (см. Эсхатология) и отражающееся в человеческой истории; борьба человека со своими… … Православная энциклопедия
ВОЙНА СОПРОТИВЛЕНИЯ ВЬЕТНАМСКОГО НАРОДА 1945-54 — освободит. война вьетнамского народа против франц. империалистов и амер. интервентов. В результате победы Августовской революции 1945 во Вьетнаме вьетнамский народ образовал Демократич. Республику Вьетнам (провозглашена 2 сент. 1945). Франц.… … Советская историческая энциклопедия
НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНАЯ ВОЙНА КИТАЙСКОГО НАРОДА ПРОТИВ ЯПОНСКИХ ЗАХВАТЧИКОВ 1937-45 — справедливая война кит. народа против япон. агрессоров, часть 2 й мировой войны. Захватив в 1931 36 Сев. Вост. Китай (Маньчжурия), часть Внутренней Монголии и ряд р нов в Сев. Китае и обеспечив себе союзников в лице фаш. Германии и Италии (т. н.… … Советская историческая энциклопедия
СПРАВЕДЛИВАЯ ВОЙНА
Полезное
Смотреть что такое «СПРАВЕДЛИВАЯ ВОЙНА» в других словарях:
Справедливая война — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей. Справедливая война морально допустимая война, которая соответствует определенным критериям. Теория справедливой войны оформилась в рамках… … Википедия
ВОЙНА — организованная вооруж. борьба между государствами (группами государств), классами или нациями (народами). Генезис В. уходит в глубь доклассовой истории человечества (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 46, ч. 1, с. 480). Однако только… … Философская энциклопедия
ВОЙНА СПРАВЕДЛИВАЯ — война, которая ведется для отражения неспровоцированной агрессии в защиту своего отечества, независимости государства и свободы нации. По своему социально политическому характеру является противоположностью несправедливой войны, которая ведется… … Война и мир в терминах и определениях
Справедливая Россия — Российская политическая партия Российская политическая партия социалистической ориентации, председатель партии руководитель фракции Справедливая Россия в Госдуме Николай Левичев, основатель и председатель совета палаты депутатов партии бывший… … Энциклопедия ньюсмейкеров
ВОЙНА — сложное обществ. явление, представляющее собой продолжение политич. борьбы государств, наций, классов средствами вооруж. насилия. Осн. содержание В. составляет организованная вооруж. борьба. Вместе с тем в ней широко применяются другие формы… … Советская историческая энциклопедия
Война — «В применении к войнам, указывал В. И. Ленин, основное положение диалектики. состоит в том, что «война есть просто продолжение политики другими» (именно насильственными) «средствами». Такова формулировка Клаузевица. И именно такова… … Большая советская энциклопедия
ВОЙНА — [борьба, брань, вражда; греч. πόλεμος, μάχη, πάλη], 1) в религ. плане противостояние диавола, демонов Богу и Его ангелам, имеющее эсхатологический характер (см. Эсхатология) и отражающееся в человеческой истории; борьба человека со своими… … Православная энциклопедия
ВОЙНА СОПРОТИВЛЕНИЯ ВЬЕТНАМСКОГО НАРОДА 1945-54 — освободит. война вьетнамского народа против франц. империалистов и амер. интервентов. В результате победы Августовской революции 1945 во Вьетнаме вьетнамский народ образовал Демократич. Республику Вьетнам (провозглашена 2 сент. 1945). Франц.… … Советская историческая энциклопедия
НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНАЯ ВОЙНА КИТАЙСКОГО НАРОДА ПРОТИВ ЯПОНСКИХ ЗАХВАТЧИКОВ 1937-45 — справедливая война кит. народа против япон. агрессоров, часть 2 й мировой войны. Захватив в 1931 36 Сев. Вост. Китай (Маньчжурия), часть Внутренней Монголии и ряд р нов в Сев. Китае и обеспечив себе союзников в лице фаш. Германии и Италии (т. н.… … Советская историческая энциклопедия
Противники теории справедливой войны могут либо быть склонны к более строгому пацифистскому стандарту (который предполагает, что никогда не было и не может быть оправданной основы для войны), либо они могут быть склонны к более снисходительному националистическому стандарту (который предлагает война должна только служить интересам нации, чтобы быть оправданной). Во многих случаях философы заявляют, что людей не нужно мучить угрызениями совести, если они вынуждены сражаться. Некоторые философы облагораживают достоинства солдат, одновременно заявляя о своих опасениях по поводу самой войны. Некоторые, например Руссо, выступают за восстание против репрессивного правления.
Исторический аспект или «традиция справедливой войны» имеет дело с историческим сводом правил или соглашений, которые применялись в различных войнах на протяжении веков. Традиция справедливой войны также рассматривает сочинения различных философов и юристов на протяжении истории и исследует как их философские взгляды на этические пределы войны, так и то, внесли ли их мысли вклад в совокупность конвенций, которые эволюционировали для руководства войной и войной.
СОДЕРЖАНИЕ
Происхождение
Древний Египет
Конфуцианский
Индия
Индийский индуистский эпос « Махабхарата» предлагает первые письменные обсуждения «справедливой войны» ( дхарма-юддха или «праведная война»). В нем один из пяти правящих братьев ( Пандавов ) спрашивает, можно ли когда-нибудь оправдать страдания, причиненные войной. Затем между братьями и сестрами следует долгая дискуссия, устанавливающая такие критерии, как соразмерность (колесницы не могут атаковать кавалерию, только другие колесницы; нельзя нападать на людей, терпящих бедствие), просто означает (нет отравленных или зазубренных стрел), справедливую причину (нельзя нападать из ярости), и справедливое обращение с пленными и ранеными. Войне в Махабхарате предшествует контекст, который раскрывает «правое дело» войны, включая попытки в последнюю минуту примирить разногласия, чтобы избежать войны. В начале войны обсуждается «справедливое поведение», соответствующее контексту войны.
Древняя Греция и Рим
Христианские взгляды
Христианская теория Справедливой войны зародилась примерно во времена Августина Гиппопотамского. Теория Справедливой войны с некоторыми поправками до сих пор используется христианами в качестве руководства для определения того, может ли война быть оправданной. Война может быть необходимой и правильной, даже если это нехорошо. В случае страны, в которую вторглись оккупационные силы, война может быть единственным способом восстановить справедливость.
Святой Августин
Те, кто вели войну, повинуясь божественному повелению или в соответствии с Его законами, олицетворяли в своей личности общественное правосудие или мудрость правительства и в этом качестве казнили нечестивых людей; такие люди никоим образом не нарушали заповедь «Не убий».
Не нарушая условий, необходимых для того, чтобы война была справедливой, Августин, тем не менее, создал саму фразу в своем произведении «Город Бога» :
Но, говорят они, мудрец будет вести «Справедливые войны». Как если бы он скорее не стал оплакивать необходимость справедливых войн, если бы он помнил, что он человек; ибо, если бы они были не справедливыми, он бы не стал их вести и, следовательно, был бы избавлен от всех войн.
Святой Фома Аквинский
Школа Саламанки
Война не является законной или незаконной просто на основании ее первоначальной мотивации: она должна соответствовать ряду дополнительных требований:
Первая мировая война
Современная католическая доктрина
Компендиум социальной доктрины Церкви конкретизирует Праведник войны доктрины в пунктах 500 до 501:
Папа Иоанн Павел II в обращении к группе солдат сказал следующее:
Русская Православная Церковь и справедливая война
Раздел « Война и мир » в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви имеет решающее значение для понимания отношения Русской Православной Церкви к войне. В документе предлагаются критерии различия между агрессивной войной, которая неприемлема, и войной оправданной, приписывая высшую моральную и священную ценность военным подвигам истинно верующему, который участвует в оправданной войне. Кроме того, в документе рассматриваются критерии справедливой войны, разработанные в западном христианстве, приемлемыми для русского православия, поэтому теория оправданной войны в западном богословии также применима к Русской православной церкви.
Справедливая военная традиция
«Но представьте себе рабовладельца, которому принадлежало 100 рабов, воюющего против рабовладельца, которому принадлежало 200 рабов, за более« справедливое »распределение рабов. Ясно, что применение термина« оборонительная »война или война» для защита отечества «в таком случае была бы исторически ложной, а на практике была бы явным обманом простых людей, филистеров, невежественных людей, проницательными рабовладельцами. Именно так обманывает современная империалистическая буржуазия народы посредством «национальной идеологии» и термина «защита отечества» в нынешней войне рабовладельцев за укрепление и укрепление рабства ».
Критерии
Теория справедливой войны имеет два набора критериев: первый устанавливает jus ad bellum (право на войну), а второй устанавливает jus in bello (правильное поведение во время войны).
Jus ad bellum
Говоря современным языком, справедливая война ведется с точки зрения самообороны или защиты другого человека (при наличии достаточных доказательств).
Jus in bello
Когда война началась, теория справедливой войны ( jus in bello ) также определяет, как комбатанты должны действовать или должны действовать:
Завершение войны: Jus post bellum
Правое основание для прекращения Государство может прекратить войну, если имело место разумное оправдание прав, которые были изначально нарушены, и если агрессор желает договориться об условиях капитуляции. Эти условия капитуляции включают официальные извинения, компенсации, суды за военные преступления и, возможно, реабилитацию. В качестве альтернативы государство может прекратить войну, если станет ясно, что какие-либо справедливые цели войны вообще не могут быть достигнуты или не могут быть достигнуты без применения чрезмерной силы. Правильное намерение Государство должно прекратить войну только на условиях, согласованных в вышеуказанных критериях. Месть недопустима. Государство-победитель также должно быть готово применять такой же уровень объективности и расследования любых военных преступлений, которые могли быть совершены его вооруженными силами. Публичное заявление и полномочия Условия мира должны быть установлены законной властью, и условия должны быть приняты законной властью. Дискриминация Государство-победитель проводит различие между политическими и военными лидерами, комбатантами и гражданскими лицами. Карательные меры должны быть ограничены теми, кто несет прямую ответственность за конфликт. Истина и примирение иногда могут быть важнее наказания за военные преступления. Пропорциональность Любые условия передачи должны быть пропорциональны правам, которые были изначально нарушены. Драконовские меры, крестовые походы абсолюционистов и любые попытки отказать сдавшейся стране в праве на участие в мировом сообществе недопустимы.
Альтернативные теории
Список теоретиков справедливой войны
Эти теоретики либо одобряют войну как возмездие, либо войну как последнее средство.
«Теория справедливой войны» как война и справедливость глобального мира *
Кашников Борис Николаевич, профессор кафедры практической философии Научно-исследовательского университета «Высшая школа экономики», доктор философских наук.
Современная теория справедливой войны являет собой главный источник политических озарений и принятия решений в вопросах войны и мира на Западе. Теория представляет собой дальнейшее развитие общей идеи нормативно ограниченной войны и в этом качестве одно из четырех возможных нормативных отношений к войне (пацифизм, милитаризм, теория справедливой войны и реализм). Я утверждаю, что в результате некоторых последних изменений эта теория в возрастающей степени проявляет неспособность служить в качестве барьера для глобального насилия. Напротив, эта теория способствует глобальному насилию и прокладывает дорогу для абсолютной войны.
«Just War Theory» as war and theory for the global world
The contemporary Just War Theory is the major source of political inspirations and decision makings in the matters of War and Peace in the West. The theory constitutes the further development of the general idea of the normatively restricted war and as such one of the four possible normative attitudes to war (pacifism, militarism, just war theory and realism). I claim that due to some latest developments the Theory proves to be incapable to meet the demands of the reduction of the global violence. On the contrary, the theory perpetuates global violence and paves the way to the absolute war.
Key words: war, justice, violence, Just War Theory, realism, pacifism, militarism, international law.
Введение
Основные положения теории справедливой войны на русском языке были изложены в книге: Нравственные ограничения войны: проблемы и примеры / Под ред. Б. Коппитерса, Н. Фоушина, Р. Апресяна. М.: Гардарики, 2002. Теория справедливой войны состоит из двух независимых частей: справедливость в войне (Jus in Bello) и справедливость войны (Jus ad Bellum), каждая из которых представлена своими принципами. Главный смысл Jus in Bello состоит в постулировании принципов, при соблюдении которых война становится относительно справедливым делом. Эти принципы лежат в основании современного гуманитарного права войны, как Женевского, так и Гаагского. Принципы Jus ad Bellum определяют условия, при которых война может начаться как таковая. То есть условия, при которых было бы справедливо начать войну. К этим принципам относятся правое дело, законная власть, добрые намерения, разумная вероятность успеха, крайнее средство и пропорциональность. См. также мою статью в Военно-юридическом журнале N 11 за 2012 г. «Критика современного дискурса справедливой войны».
Наиболее полная и последовательная концепция современного реализма была изложена в работах Моргентау (см.: Morgenthau H. Politics among nations. ed. N.Y.: Knopf, 1973). Это т.н. трагический реализм, который отличается от грубого реализма политиков. Это направление связывает войну не с эгоизмом и слабоумием политиков (что тоже не редкость), но с трагическим непониманием мотивов другой стороны. Трагический реализм тем самым выражает сомнение в проекте «Вечного мира» Канта.
Наиболее полное изложение современного пацифизма см.: Holmes R. On war and morality. Princeton (N.J.): Princeton Univ. press, 1989.
Теоретическое оформление доктрина справедливой войны впервые получила в трудах Августина и была далее развита в работах Фомы Аквинского. Этот этап имел свои характерные особенности, главными из которых следует считать концепцию естественного права, эсхатологическую идею достижения совершенного общественного состояния и необходимость священной войны. Именно это последнее и было, собственно, справедливым. Наиболее справедливой войной являлся крестовый поход против неверных. Очень похожее понимание справедливой войны имелось в рамках ислама, и именно оно вновь заявило о себе посредством исламского терроризма.
О развитии идеи международного права как идеи ограниченной войны см.: Classics of International law / Ed. by J. Scott. Washington (D.C.): Carnegie Inst., 1917.
Кант И. К вечному миру. М.: Московский рабочий, 2008.
Другая сторона идеи ограниченной войны развивалась юристами и гуманистами независимо от философской части и Jus ad Bellum. Начало этому параллельному процессу было положено швейцарским юристом Жаном-Анри Дюнаном, который 24 июня 1859 г. стал свидетелем ужасающих последствий битвы французской и австрийской армий при Сольферино. Сотни тысяч раненых, согласно обычной практике, были просто брошены на поле боя. Усилия Дюнана и его единомышленников во всем мире привели к постепенному оформлению Гаагского и Женевского гуманитарного права и созданию Международного комитета Красного Креста. Нормы гуманитарного ведения войны до того времени были только обычной практикой, которой более или менее придерживались просвещенные государства. Теперь эти нормы были перенесены на бумагу и приобрели характер законов международного гуманитарного права. Наиболее важными из этой системы норм следует считать Четвертую Гаагскую конвенцию 1907 г. и Женевские конвенции 1929 и 1949 гг. Следует отметить, что Дюнан и его сторонники были противниками идеи справедливой войны, считая ее пережитком средневекового варварства.
Теория справедливой войны
Walzer M. Just and unjust wars. 3rd ed. N.Y.: Basic books, 2000. Наиболее современное развитие этой традиции см.: Orend B. The morality of war Peterborough: Broadview, 2006. См. также обзор этой традиции с древнейших времен до наших дней: Johnson J. The just war: tradition and the restraint of war. Princeton (N.J.): Princeton Univ. press, 1981.
Война
Клаузевиц К. фон. О войне. М.: Госвоениздат, 1934.
Bernstein R.J. Violence: thinking without banisters. Cambridge: Polity press, 2013.
Шмитт К. Политическая теология. М.: Канон-Пресс-Ц, 2000.
Шмитт К. Теория партизана. М.: Праксис, 2007.
Разумеется, нормы и принципы справедливой войны могут сохранять свою силу как инструмент критики, даже если они и не очень эффективны с точки зрения действительной регулятивной силы. Но даже и это их применение становится сомнительным, учитывая новейшие тенденции и формы войны. Более того, теория справедливой войны в условиях новых форм войны начинает играть прямо противоположную роль, а именно выступать в качестве оправдания и усиления насилия. В качестве таковых форм я имею в виду т.н. войну с террором и гуманитарную интервенцию.
Война с террором
Гуманитарная интервенция
Hardt M., Negri A. Multitude: war and democracy at the age of Empire. N.Y.: The Penguin press, 2004.
Справедливость
Идея морального ограничения войны необязательно должна быть выражена при помощи понятия справедливость. Например, И. Кант избегал термина «справедливость» применительно к войне, полагая, что этот термин содержит в себе моральную дискриминацию, которая может вести к усилению вражды. Просвещенные государства могут конфликтовать и воевать между собой, сохраняя между тем взаимное уважение и стремление к миру. Проект «Вечного Мира» Канта был связан именно с этим обстоятельством. Вечный мир возможен потому, что республиканское устройство государств и стремление к взаимовыгодному сотрудничеству делают войну занятием крайне бессмысленным с точки зрения всех. Она может иметь место, но только в результате недопонимания или недоразумения. Главная тенденция международного сосуществования связана с миром, который следует тщательно лелеять и избегать двусмысленности моральных оценок, которые могут быть неверно истолкованы.
О сопротивлении злу силою // Ильин И.А. Путь к очевидности. М.: Республика, 1993.
Jones A. Genocide: a comprehensive introduction. ed. London: Routledge, 2011. P. 88.
В принципе возможна реформа ООН посредством расширения полномочий Генеральной Ассамблеи ООН и включения в Совет Безопасности новых членов. Я полагаю, что одним из главных критериев членства в Совете Безопасности должен быть моральный авторитет государства, главным образом с точки зрения его стремления к миру и неприменения насилия как во внутренней, так и во внешней политике.
Agamben G. Homo Sacer: sovereign power and bare life. Stanford (C.A.): Stanford Univ. press, 1995; Hardt M. Op. cit.
В этих условиях доктрина справедливой войны и связанная с ней теория становятся орудием войны, а не средством ее ограничения. Сама война в условиях глобальной империи капитала превращается в войну постоянную, она подменяет собой политику. Война перестает быть исключением, превращается в постоянную норму. Ее главными формами становятся уже не войны суверенных государств, но гуманитарные интервенции и война с террором. В обоих случаях война сливается с полицейской акцией. Или, иначе говоря, война превращается в расширенную полицейскую акцию, а международная полицейская акция превращается в малую войну. Разумеется, эта война ведется во имя справедливости. В качестве главного критерия справедливости выступают права человека. Но поскольку трактовка этих прав, как и способы реакции на их нарушение, закрепляется за вполне определенными субъектами, права человека превращаются в разновидность воинствующего морализаторства или религиозной веры.
Оправдание добра. Нравственная философия // Соловьев В.С. Сочинения: В 2 т. 2-е изд. М.: Мысль, 1990. Т. 1. С. 205.
Заключение
Справедливая война
«Не бывает хорошей войны и плохого мира» Бенджамин Франклин, 1783
Философские дебаты о моральности войны, столь же актуальные сегодня, как и тысячу лет назад, имеют богатую историю. На Западе вопрос, впервые поднятый философами Древней Греции и Рима, подхватила христианская церковь. Принятие христианства в Римской империи потребовало примирить пацифизм ранней церкви с военными потребностями огромной державы. Августин первым попытался найти такой компромисс, Фома Аквинский продолжил его дело и предложил ставшее теперь каноническим разделение между «jus ad bellum» («право войны», «оправдание перехода к войне»; условия, при которых морально оправдано применение оружия) и «jus in bello» («справедливость на войне», правила ведения боевых действий). Вокруг этих двух идей и вертится спор о «справедливой войне».
«Бисмарк вел «необходимые» войны и погубил тысячи; идеалисты ХХ века ведут войны справедливые и губят миллионы» А. Дж. П. Тейлор, 1906-1980
Оправдания войны
«В войне умеренного курса не бывает» Уинстон Черчилль, 1949
«Политика — это война без кровопролития, а война — политика с кровопролитием» Мао Цзэдун, 1938
Не просто праведная война
Теория справедливой войны по сей день активно обсуждается философами, но возможные взгляды на проблему войны не ограничиваются единственной концепцией. Самые крайние взгляды — реализм и пацифизм. Реалисты считают сомнительной саму идею применения принципов этики к войне (или даже к международной политике в целом); политическое влияние и национальная безопасность — главное, настоящие игроки играют жестко, мораль для слабаков. Пацифисты, напротив, считают, что международная политика должна в первую очередь определяться моралью. В отличие от сторонников теории справедливой войны пацифисты убеждены, что война не может быть правильным выходом ни при каких условиях.
Jus in bello
Очевидно, что справедливая война может вестись несправедливыми методами, а несправедливая — справедливыми. Другими словами, требования jus ad bellum и jus in bello различны, и одни из них могут быть соблюдены без соблюдения других. Многие аспекты jus in bello совпадают с международным законодательством (например, с Гаагской и Женевской конвенциями), и нарушения его как победителями, так и побежденными следует считать военными преступлениями.