Что такое справедливость обществознание 7 класс
Справедливость
Содержание
История
Справедливость является важнейшей категорией социально-философской мысли, морального, правового и политического сознания. Многократно обращались к проблеме справедливости такие мыслители, как Г. Спенсер, Дж. Локк. В философии Древнего Востока и Древней Греции справедливость рассматривалась как внутренний принцип существования природы, как физический, космический порядок, отразившийся в социальном порядке.
Начиная с Аристотеля принято выделять два вида справедливости:
Уравнительная справедливость является специфическим принципом частного права, тогда как распределительная — принципом публичного права, являющегося совокупностью правил государства как организации.
Требования уравнительной и распределительной справедливости являются формальными, не определяя, кого следует считать равным или отличающимся, и не указывая на то, какие правила к кому применять. Различные ответы на эти вопросы дают различные концепции справедливости, которые дополняют формальное понятие справедливости содержательными требованиями и ценностями.
«Правда» как «Справедливость»
В быту «правду» часто считают определяющей легитимность решений и действий. В русском переводе Библии словом «правда» переведен термин «δικαιοσύνην» (от др.-греч. Δίκη — «Дике»), близкий по значению к слову «справедливость». Аналогичным образом использовалось слово «правда» на Руси при именовании сводов законов (например «Русская правда», или «Древнейшая правда»). От этого смысла происходит и слово праведник.
Концепции
1) Each person is to have an equal right to the most extensive basic liberty compatible with a similar liberty for others 2) Social and economic inequalities are to be arranged so that (Rawls, 1971, p.302; revised edition, p. 47): (a) they are to be of the greatest benefit of the least-advantaged members of society, consistent with the just savings principle (the difference principle). (b) offices and positions must be open to everyone under conditions of fair equality of opportunity
Социальная справедливость
В частности, осуществление принципа социальной справедливости должно включать в себя [7] :
Критика
Никому не под силу то, что под силу рынку: устанавливать значение индивидуального вклада в совокупный продукт. Нет и другого способа определять вознаграждение, заставляющее человека выбирать ту деятельность, занимаясь которой он будет в наибольшей мере способствовать увеличению потока производимых товаров и услуг.
Справедливость и право
Справедливость и свобода
Видный американский экономист, нобелевский лауреат Милтон Фридман противопоставляет справедливость и свободу [11] :
Я не сторонник справедливости. Я сторонник свободы, а свобода и справедливость — это не одно и то же. Справедливость подразумевает, что некто будет оценивать что справедливо, а что — нет.
“I’m not in favor of fairness. I’m in favor of freedom, and freedom is not fairness. Fairness means somebody has to decide what’s fair.”
Биологические аспекты
В религии
Индуизм
Веды настаивают, что случайности в мире нет, что все происходящее связано с предыдущей причиною, что мир, который мы видим вокруг себя и в котором мы живем, все же есть мир закона, справедливости и порядка!
Что посеешь, то и пожнешь Да, малой справедливости нет. Но зато есть великая Космическая Справедливость. Эта Космическая Справедливость осуществляется законом причин и следствий – Законом Кармы. Это есть безошибочный закон воздаяния, который говорит: «Что посеешь, то и пожнешь». Согласно этому закону, страдающий в жизни и наслаждающийся жизнью одинаково пожинают плоды того, что они посеяли. Если человек живет счастливой жизнью, то он заслужил ее прежней хорошей жизнью, а если он ведет жизнь недостойную, то он готовит себе будущее страдание. Космическая Справедливость воздает каждому по делам его и есть обратный удар: за добро – добром, за зло – злом. Судьба человека складывается его делами, по которым Закон Кармы являет соответствующие результаты. Следствие поступков, слов, желаний и мыслей человека неизбежно возвращается к нему – либо в виде наказания и страдания, либо в виде счастья и радости. Карма есть порождение самого человека; вся его жизнь есть результат кармы. Следовательно, человек сам творит свою судьбу, исключительно сам.
Ислам
В чем состоит суть справедливости — основные принципы
Что такое справедливость: понятие и особенности
Идея справедливости занимает центральное место как в этике, так и в правовой и политической философии. Люди применяют данную категорию к индивидуальным действиям, к законам, к государственной политике, и в каждом случае считают, что если где-то есть несправедливость, то это веская, возможно даже убедительная, причина для их отклонения.
Справедливость — это концепция сочетания этики и права, которая означает, что люди ведут себя так, чтобы быть справедливыми, равными и гармоничными единицами.
Классически справедливость считалась одной из четырех кардинальных добродетелей (а иногда и самой важной из четырех). В наше время американский философ Джон Ролз знаменито назвал ее «первой добродетелью социальных институтов».
Можно спорить о том, какая из сфер практической философии первой претендует на справедливость: является ли она, например, в первую очередь свойством закона и лишь производно — свойством индивидов и других институтов?
Правильнее будет признать, что эта идея со временем пустила глубокие корни в каждую из этих областей. Стоит попытаться разобраться в столь обширном понятии, определив элементы, присутствующие всякий раз, когда ссылаются на справедливость, а также изучив разные формы, которые она принимает в различных практических контекстах.
Справедливость для многих людей означает честность. Но хотя справедливость важна практически для всех, для разных групп она означает разные вещи.
Например, социальная справедливость — это представление о том, что каждый человек заслуживает равных экономических, политических и социальных возможностей независимо от расы, пола или религии.
Распределительная справедливость относится к справедливому распределению активов в обществе.
Экологическая справедливость — это справедливое отношение ко всем людям в отношении экологического бремени и выгод.
Восстановительное или исправительное правосудие стремится возместить ущерб тем, кто пострадал несправедливо. Возмездное правосудие направлено на объективное и соразмерное наказание правонарушителей. А процессуальное правосудие подразумевает исполнение правовых решений в соответствии с честными и беспристрастными процессами.
Справедливость — одна из важнейших моральных ценностей в сфере права и политики. Правовые и политические системы, поддерживающие закон и порядок, являются желательными, но они не могут достичь ни того, ни другого, если они не способны достигать справедливости.
Как справедливость связана с равенством и равноправием
Необходимо задать вопрос о том, в каких обстоятельствах справедливость требует по существу равного распределения преимуществ.
Довольно очевидный случай имеет место, когда члены группы, в рамках которой будет происходить распределение, не имеют соответствующих отличительных черт, поэтому ни у кого из них нет оснований для претензий на большую долю выгоды, чем другие.
Предположим, что группа людей получает неожиданный выигрыш: у них каким-то образом появляется крупная денежная сумма. Тогда, — если никто из членов группы не может предъявить справедливые претензии на большую, чем равная, долю, — справедливость требует равного распределения золота, поскольку любое другое распределение было бы произвольным. Равенство здесь — это принцип по умолчанию, применяемый в отсутствие каких-либо особых требований, которые можно представить как доводы справедливости.
Равенство также действует по умолчанию в обстоятельствах, когда люди действительно могут иметь неравные претензии на какое-либо распределяемое благо, но они не имеют надежного способа определить и измерить эти претензии. Распределяя благо поровну, мы можем, по крайней мере, гарантировать, что каждое требование будет частично удовлетворено.
Предположим, что у нас есть ограниченный запас лекарства, которое может лечить малярию, и несколько пациентов с симптомами этой болезни. Однако, не обладая специальными медицинскими знаниями, мы не можем определить, является ли состояние одного человека более серьезным, чем состояние другого. Тогда, распределив лекарство поровну, мы можем гарантировать, что каждый человек получит хотя бы минимальную долю того, что ему действительно необходимо. Любое другое распределение оставит хотя бы одного человека с меньшей долей. Здесь подразумевается, что не существует уровня порогового количества лекарства, ниже которого оно неэффективно.
Если справедливость требует равенства только по умолчанию, то может показаться, что она применима только в узком круге случаев. Как можно сделать эгалитарную справедливость более надежной? Один из подходов заключается в том, чтобы объявить более широкий круг факторов, не имеющих значения для справедливого распределения.
Так, одна из формулировок принципа гласит, что никто не должен быть хуже или лучше других в результате своих «морально произвольных» характеристик, то есть когда ее обладатель не может претендовать на заслугу за одно ее наличие.
Это отражает широко распространенный тезис, согласно которому люди не должны находиться в преимущественном или неблагоприятном положении в силу своей расы или пола, но распространяет ее (что более спорно) на все личные особенности, имеющие генетическую основу, такие как природные таланты и врожденные склонности.
При этом тезис отвергает большинство претензий, поскольку, когда говорят, что люди заслуживают различных благ, подразумевают, что это происходит в результате совершения действий или проявления качеств, зависящих от врожденных характеристик, таких как сила или интеллект.
Другой подход отвечает на этот вызов, объясняя, почему позитивно ценно предоставлять людям равное обращение, даже если они проявляют черты, которые могут показаться оправдывающими различное обращение.
Видным сторонником этого подхода является американский философ Рональд Дворкин, утверждавший, что основополагающим для справедливости является принцип равной заботы и уважения к людям, ответственность перед ними, а в более конкретном выражении это означает, что на жизнь каждого члена общества должны выделяться равные ресурсы.
Мысль заключается в том, что проявление равного уважения к людям иногда может потребовать от нас равного обращения с ними, даже с учетом тех или иных оснований для дискриминации. Таким образом, есть смысл настаивать на политическом равенстве — один человек, один голос.
Виды справедливости, какая она бывает
Существует четыре вида правосудия, к которому люди могут обратиться, если их обидели.
Распределительная справедливость
Распределительная справедливость, также известная как экономическая справедливость, — это справедливость в том, что люди получают, начиная от товаров и заканчивая вниманием. Ее корни — в общественном устройстве, и она лежит в основе социализма, где равенство является основополагающим принципом.
Если люди не считают, что они получают свою справедливую долю чего-либо, они будут стремиться получить то, что, по их мнению, они заслуживают. Они также могут искать другие формы справедливости.
Процессуальная справедливость
Данный принцип справедливости также содержится в идее честной игры (в отличие от справедливой доли распределительной справедливости).
Если люди считают, что при принятии решения о распределении был использован справедливому процесс, то они вполне могут смириться с дисбалансом в том, что они получают меньше или больше по сравнению с другими. Если они видят и процедурную, и распределительную несправедливость, они, скорее всего, будут искать восстановительного и/или карательного правосудия.
Восстановительное правосудие
Первое, чего ущемленный в чем-либо человек может добиваться от «предателя», — это некой формы реституции, возвращения всего на свои места.
Самая простая форма реституции — это простое извинение. Восстановление означает вернуть все на свои места, поэтому оно может представлять собой некий акт раскаяния, чтобы показать, что человек действительно сожалеет. Это может включать в себя действия и даже дополнительные выплаты обиженной стороне. Если это не помогло, то могут наступить юридические последствия для «предателя» — в том случае, когда его действия противоправны и подпадают под нормы закона.
Восстановительное правосудие также известно как исправительное правосудие.
Возмездное правосудие
Возмездное правосудие работает по принципу наказания, хотя вопрос о том, что такое справедливое и пропорциональное наказание, широко обсуждается. Хотя цель может заключаться в том, чтобы отучить преступника или других людей от совершения противоправных действий в будущем, частота повторных преступлений многих преступников свидетельствует об ограниченном успехе такого подхода.
Наказание на практике больше направлено на удовлетворение жертв и тех, кто о них заботится. Это переходит в сферу мести, которая становится мотивацией и может быть во много раз более суровой, чем возмещение ущерба, поскольку пострадавшая сторона стремится заставить другого человека страдать в ответ. В таких случаях «справедливость» обычно определяется эмоционально, а не с намерением восстановления справедливости или предотвращения будущих преступлений.
Можно задать вопрос, почему людей сажают в тюрьму. Если для того, чтобы предотвратить повторное преступление, то это восстановительное правосудие. Если для того, чтобы наказать их, то это правосудие возмездия. К сожалению, это оказалось плохим методом профилактики.
Западные философские концепции справедливости
Справедливость — одно из важнейших моральных и политических понятий. Слово происходит от латинского jus, означающего право или закон. Оксфордский словарь английского языка определяет «справедливого» человека как того, кто обычно «делает то, что морально правильно» и склонен «воздавать каждому должное», предлагая в качестве синонима слово «справедливый».
Но философы хотят выйти за рамки этимологии и словарных определений и рассмотреть природу справедливости как моральной добродетели характера и желательного качества политического общества, а также ее применение в отношении этических и социальных решений.
Философы применяют свои собственные теории к спорным социальным вопросам — например, к гражданскому неповиновению, наказанию, равным возможностям для женщин и мужчин, рабству, войне, правам собственности и международным отношениям.
Рассмотрим версии разных ученых и их подходы к пониманию справедливости.
Для Платона справедливость — это добродетель, устанавливающая рациональный порядок, в котором каждая часть выполняет свою роль и не мешает правильному функционированию других частей.
Аристотель говорит, что справедливость состоит в том, что законно и справедливо, причем справедливость подразумевает справедливое распределение и исправление несправедливого.
По Августину кардинальная добродетель справедливости требует, чтобы мы старались воздать всем людям по заслугам.
По Фоме Аквинскому справедливость — это рациональное среднее между противоположными видами несправедливости, включающее пропорциональное распределение и взаимные сделки.
Гоббс считал справедливость искусственной добродетелью, необходимой для гражданского общества, функцией добровольных соглашений общественного договора.
Для Юма справедливость, по сути, служит общественной пользе, защищая собственность (в широком понимании).
Для Канта это добродетель, благодаря которой мы уважаем свободу, автономию и достоинство других людей, не вмешиваясь в их добровольные действия, если они не нарушают права других.
Милль считает, что справедливость — это собирательное название наиболее важных общественных благ, которые способствуют укреплению и защите человеческой свободы.
Ролз анализировал справедливость в терминах максимальной равной свободы в отношении основных прав и обязанностей для всех членов общества, при этом социально-экономическое неравенство требует морального оправдания в терминах равных возможностей и выгодных результатов для всех.
Западные философы, как правило, считают справедливость самой фундаментальной из всех добродетелей для упорядочения межличностных отношений, создания и поддержания стабильного политического общества.
Справедливость: что это такое и где ее искать
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Вопросом, что такое справедливость и есть ли она вовсе, задавались люди с испокон веков.
Сегодня эта тема тоже актуальна, особенно у западных цивилизаций и в России в частности. Как говорил герой нашего культового фильма: «Сила в правде (читай справедливости), у кого правда, тот и сильней!».
Поэтому сегодня мы попробуем ответить на вопрос, что такое справедливость, зачем она нам так нужна, какая она бывает и кого можно назвать справедливым человеком.
Справедливость — это.
В толковом словаре Ушакова справедливость трактуется, как следование норме или правде, не предвзятость к чему или кому-либо, правильность.
Речь идет о беспристрастном, должном отношении людей друг к другу, равенстве. Рассматриваемый термин происходит от слова «правило», которое распространяется на все общество.
Справедливость — это требование соответствия между тем, что человек делает и что получает взамен.
Совершил хороший поступок – значит, достоин награды и похвалы. Сделал что-то антиморальное и противозаконное – получи наказание.
Однако, реальность показывает, что справедливость в абсолюте не существует. Если рассуждать с точки зрения юриспруденции, то все мы – граждане своей страны, имеем равные социальные права, свободы, ходим под одним законом, несем одинаковую ответственность, если его нарушаем.
И это так. Но что мы видим, выходя за рамки закона? Правила меняются. Или нет. Таковыми остаются только те, что выгодны лично нам.
Пример из жизни. Поздним вечером девушка возвращается домой, на нее нападает грабитель с ножом. Случайный прохожий вступается за бедняжку, дерется с хулиганом, нанося ему в ходе драки многочисленные травмы.
В итоге спаситель садится в тюрьму за причинение тяжкого вреда здоровью, а нападающему достается роль пострадавшего. Справедливо? По закону да – нельзя бить и калечить других людей, а по-человечески?
Большинство людей скажут, что такой расклад – вопиющая несправедливость, ведь по сути, осужденный парень герой, а не преступник.
Виды справедливости
Впервые о том, что такое справедливость, стали рассуждать древние философы, занимающиеся вопросами морали и политического права.
Они видели справедливость, как отражение физических, природных законов в социальном поле.
Аристотель выделил два вида справедливости (которых современное общество придерживается до сих пор):
Например, ученики в школьном классе занимают одно и то же положение, им всем одинаково полагаются парты и стулья, знания учителя, поощрения и наказания, участие в мероприятиях и т.д.
Здесь примером могут послужить начальник и подчиненные, где первый является распределяющим лицом. Петя поработал хорошо, поэтому будет ему премия, а вот Костя весь месяц прохлаждался – его можно и уволить без выходного пособия.
Требования и той и другой справедливости, конечно, являются формальными – не содержат прямых указаний на то, кого считать равным, а кого нет, к кому какие правила применять.
Где и как ищут справедливость
В мире каждый человек хочет справедливости, особенно в отношении себя. Однако, никто не отменял таких пороков, как зависть, корысть, алчность, гордыню и т. д. Именно поэтому вне закона справедливость – это субъективное явление.
Многие люди, совершая нечто нехорошее, раскаиваются в этом, хотят, а иногда и требуют от других снисхождения, прощения, милосердия (ошибся, с кем не бывает?).
По отношению к другим в такой ситуации мы не всегда так настойчивы: оступился, должен быть наказанным (особенно если задеты наши интересы). И это справедливо, с нашей точки зрения.
Что произойдет, если двое людей (или группы) во взаимоотношениях посчитают друг друга недостаточно справедливыми в отношении себя? «Справедливым» останется тот, кто будет сильней. Но ведь на деле это не всегда так, что еще раз доказывает, что мы говорим о понятии очень относительном.
Если обратиться к законам Вселенной в рамках эзотерических концепций, то мы встретимся с мнением, что никакой справедливости не существует вовсе.
Есть закон о причинно-следственных связях, не более (еще говорят о «законе бумеранга»). С этой позиции в этом мире нет ничего случайного, все происходит так, как должно быть, на все есть свои причины.
Поэтому лучше лишний раз подумать о том, что собираешься сделать или сказать, чтобы потом не сетовать на несправедливость.
Справедливый человек – кто это?
Эти и другие пословицы о справедливости заботливые родители читают своим детям с малых лет, чтобы вырастить из них достойных, добрых и честных членов общества. И все равно взрослые личности отличаются между собой характерами, мировоззрением и другими особенностями.
Так кого же мы по праву можем назвать справедливым человеком, если не в абсолюте, то хотя бы приближенно к нему:
Показательной будет притча (что это?) о царе Соломоне.
Однажды к нему во дворец пришли две женщины с ребенком, каждая из которых утверждала, что младенец является ее сыном. Они просили царя рассудить их по справедливости. Он поступил следующим образом: попросил охрану принести острый меч, разрубить ребенка вдоль и отдать женщинам по половине тела.
Одна из них согласилась на предложенные условия (не мне, значит, никому). Вторая отказалась делить чадо таким образом и попросила отдать живого младенца своей сопернице. Соломон сразу понял, кто из них настоящая мать и распорядился оставить сына ей.
Взгляд на справедливость с разных частей света
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (10)
Оно весьма субъективна, вообще, если торжествует ваша справедливость, то возможно тут же рыдает моя.
Взять хоть приговор Михаилу Ефремову, я считаю, что приговор суда неоправданно суровый, я вижу кучу аналогичных дел и даже с двумя трупами, но виновники получают куда меньшие сроки, так в чём здесь справедливость?
Хотя есть и те, кто считает, что мало Ефремову дали. В общем, у каждого свои представления о справедливости и общего торжества никогда не будет.
Вот уж что нельзя сделать, так это загнать понятие справедливости в четкие рамки закона. Каждый человек считает, что он поступает справедливо по отношению к другим. Но это совершенно не так!
Справедливостью манипулируют, что бы добиваться своих меркантильных целей. А что еще хуже, так это когда справедливостью оправдывают совершение преступлений. Советую не искать справедливость, ее просто нет.
Интересно, что когда кто-то говорит о справедливости, он нередко руководствуется собственными понятиями, чувствами и принципами. В таком случае, конечно, сложно говорить о беспристрастии. Понятие справедливости довольное четкое, но иногда мы придаем ему такую форму, что размываются границы требований, признающихся правильными и обоснованными.
Как раз-таки то, что в свое время хотел видеть Ленин в устройстве идеального коммунистического государства: «От каждого — по способностям. Каждому — по потребностям». Наверное, в конце концов реально такое построить.
Справедливости на этой земле нет и не будет. Потому что у каждого своё понятие о ней и своя правда!
О том, есть ли в мире справедливость нужно спрашивать пенсионеров. Большинство этих людей всю жизнь добросовестно проработали, а в старости вынуждены едва ли не побираться.
Все хотят справедливости, вот только мир так устроен, что равенства между людьми никогда не было и не будет.
Как не крути, а у каждого свое понятие справедливости. Тут не может быть единого мнения, я считаю.
Что у каждого понятия должны быть свои критерии, в том числе, и у справедливости. Как минимум она не может быть нечестной. В частности, капитализм не может быть справедливым, ибо, обобщая, живёт по волчьим законам, основанным на личной выгоде. Много споров что можно принять за национальную идею России. На мой взгляд это должна быть справедливость!
Я редко обманываю и то лишь тогда когда моя личная выгода сочетается с принципом честной справедливости!