Что такое справедливость по сократу
4. Сократ
4. Сократ
Дальнейшее углубление теоретических воззрений о соотношении права и закона, объективной природе официальных полисных установлений, справедливости и законности связано с именем Сократа (469—399 гг. до и. э.)[615]. В основе его философского подхода к нравственной, политической и правовой проблематике в целом лежит рационалистическое представление об определяющем, императивно-регулятивном значении знания. Будучи божественным по своим истокам и статусу, знание, согласно Сократу, доступно и людям. Степень овладения знанием означает меру причастности людей к божественным началам и, следовательно, уровень справедливости и законности в общественной, политической и частной жизни.
Как и добродетель в целом, политическая добродетель, куда Сократ включал и представления о нравственной природе закона, — это знание. «Он утверждал, — пишет о Сократе Ксенофонт («Воспоминания о Сократе», III, IX, 5), — что справедливость и всякая другая добродетель состоит в знании, и что справедливое и все то, что совершается посредством добродетели, есть нравственно-прекрасное; что, таким образом, знающие нравственно-прекрасное не предпочтут ему ничего иного, а незнающие не произведут его; если же захотят произвести, то впадут в ошибки. Если же справедливое и все нравственно-прекрасное совершается посредством добродетели, то, очевидно, справедливость и всякая другая добродетель есть знание».
И неписаные божественные законы, и писаные человеческие законы имеют в виду, согласно Сократу, одну и ту же справедливость, которая не просто является критерием законности, но по существу тождественна с ней. Когда Софист Г иппий настойчиво спрашивает у Сократа, каково же его учение о справедливости, Сократ говорит ему: «Я лично того мнения, что нежелание несправедливости служит достаточным доказательством справедливости. Но если ты этим не довольствуешься, то, вот, не нравится ли тебе следующее: я утверждаю, что то, что законно, то и справедливо» (Ксено-фонт, «Воспоминания о Сократе», IV, IV, 12).
С господством разумных и справедливых законов Сократ связывал саму возможность полисной свободы — «прекрасного и величественного достояния как для человека, так и для государства» (Ксенофонт, «Воспоминания о Сократе», IV, V, 2).
Обсуждение нравственной и правовой проблематики Сократ поднял на уровень логических дефиниций и понятий, заложив тем самым начало собственно теоретического исследования в данной области. В этом плане Платон и Аристотель — прямые продолжатели общефилософских и философско-правовых достижений Сократа.
Читайте также
57. Сократ
57. Сократ Греческий философ 5 в. до н. э., отличался на редкость непривлекательной внешностью. Сам он считал себя тем «оводом», укусы которого призваны тревожить совесть и сознание афинских сограждан. У афинян же он был как бельмо на глазу, так что многие из них только и
Сократ
Сократ В то же самое время и в тех же Афинах, где владычествовала софистика, появился мыслитель, который, вопреки релятивизму софистов, стремился обнаружить всеобщие принципы познания и деятельности. Это был Сократ.Жизнь. Сократ родился в Афинах и там же провел всю свою
В. Сократ
В. Сократ До этого пункта дошло сознание в Греции к тому времени, когда выступила в Афинах великая фигура Сократа, в лице которого субъективность мышления была осознана более определенным, более глубоко проникающим образом. Но Сократ не вырос, как гриб из земли, а
Сократ
Сократ 469–399 гг. до н. э.Древнегреческий философ-идеалист. Честный человек всегда ребенок.* * *Хорошее начало не мелочь, хоть начинается с мелочи.* * *Сила тебе не поможет завязать и сохранить дружбу, ибо друг — это животное, которое можно поймать и приручить лишь добротой и
Сократ
Сократ (По запискам для лекций о «доплатоновских философах»)От всех прежних философов Сократ отличается своим плебейским происхождением и очень незначительным образованием. Он всегда относился враждебно к культуре и искусству, а также и к естественным наукам.
83. Сократ
83. Сократ Платоновский Сократ все время утверждает, что он ничего не знает, и он мудрее других именно благодаря своему знанию, что он ничего не знает; однако он не думает, что знание недостижимо. Напротив, он считает, что стремление к познанию имеет первостепенное значение.
Сократ
Сократ В то же самое время и в тех же Афинах, где владычествовала софистика, появился мыслитель, который, вопреки релятивизму софистов, стремился обнаружить всеобщие принципы познания и деятельности. Это был Сократ.Жизнь. Сократ родился в Афинах и там же провел всю свою
СОКРАТ
СОКРАТ Сократ (469–399 до н. э.) происходил из бедной афинской семьи. Был сыном каменотеса (или скульптора) Софрониска и повитухи Фенареты. Его первые общественные выступления приходятся на начало эры Перикла, т. е. на время, непосредственно предшествующее началу
5. Сократ
5. Сократ Согласно нашей общей схеме (ИАЭ II 11 – 13), к средней классике необходимо отнести софистов и Сократа. О том, что говорилось у софистов о гармонии, догадываться можно, но никаких соответствующих текстов от софистов до нас не дошло. Что же касается Сократа, то, как
4. Сократ
4. Сократ Если вся ранняя классика отличалась интуитивным характером своей философии, а средняя классика – своими дискурсивными методами, то философия Сократа только и состояла из дискурсивных элементов, но уже позитивного характера. Сократ хотел выбраться из
Сократ
Сократ Жизнь. Сократ (Socrates) родился около 470 г. и умер в 399 г. до Р.Х. Его активная философская деятельность разворачивалась в натурфилософский период (450–400 годы до Р.Х.). Современник софистов, Сократ был первым афинским философом и прожил всю жизнь в родном городе. Его отец
4. Сократ
4. Сократ Дальнейшее углубление теоретических воззрений о соотношении права и закона, объективной природе официальных полисных установлений, справедливости и законности связано с именем Сократа (469—399 гг. до и. э.)[615]. В основе его философского подхода к нравственной,
11. Сократ
11. Сократ Поворотным пунктом в развитии античной философии явились воззрения Сократа (469–399 до н. э.). Его имя стало нарицательным и служит для выражения идеи мудрости. Сам Сократ ничего не писал, был близким к народу мудрецом, философствовал на улицах и площадях, всюду
СОКРАТ (ок. 469–399 до н. э.)
СОКРАТ (ок. 469–399 до н. э.) Древнегреческий философ, один из родоначальников диалектики как метода отыскания истины путем постановки наводящих вопросов — так называемого сократического метода. Был обвинен в «поклонении новым божествам» и «развращении молодежи» и
СОКРАТ
СОКРАТ … умнее тот, кто знает, чего он не знает… Накинув платье, София вскоре спустилась в кухню. Мама стояла, наклонившись над раковиной. Про кашне девочка решила не рассказывать.— Ты взяла газету? — невольно спросила София.— Будь добра, принеси ее, — оторвалась от
Идея единства мира Фалеса Милетского
Истинная справедливость, по Сократу, это знание того, что хорошо и прекрасно, вместе с тем и полезно человеку, способствует его блаженству, жизненному счастью.
Тремя основными добродетелями Сократ считал:
1. Умеренность (знание, как обуздывать страсти)
2. Храбрость (знание, как преодолеть опасности)
3. Справедливость (знание, как соблюдать законы божественные и
Только “благородные люди” могут претендовать на знание. А “земледельцы и другие рабочие очень далеки от того, чтобы узнать самих себя. ведь они знают только то, что имеет отношение к телу и служит ему. А потому, если познание самого себя есть признак разумности, никто из этих людей, не может быть разумным в силу одного своего ремесла”. Рабочему, ремесленнику, земледельцу, т.е. всему демосу (не говоря уже о рабах), недоступно знание. Сократ был непримиримым врагом афинских народных масс. Он был идеологомаристократии, его учение о незыблемости, вечности и неизменности моральных норм выражает идеологию именно этого класса. Сократовская проповедь добродетели имела политическое назначение. Он сам говорит о себе, что заботится, чтобы подготовить как можно больше лиц, способных приняться за политическую деятельность. При этом политическое воспитание афинского гражданина велось им в таком направлении, чтобы подготовить восстановления политического господства аристократии, вернуться к “заветам отцов”. По Ксенофонту, Сократ восторгается “самыми древними и самыми образованными государствами и народами”, потому что они “самые набожные”.
Сократ беседует о храбрости, благоразумии, справедливости, скромности. Он хотел бы видеть в афинских гражданах людей храбрых, но скромных, не требовательных, благоразумных, справедливых в отношениях ко своим друзьям, но отнюдь не к врагам. Гражданин должен верит в богов, приносить им жертвы и вообще исполнять все религиозные обряды, надеяться на милость богов и не позволять себе “дерзости” изучать мир, небо, планеты. Словом, гражданин должен быть смирным, богобоязненным, послушным орудием в руках “благородных господ”.
Сократ был цельным человеком, для которого собственная жизнь была философской проблемой, а важнейшим из проблем философии был вопрос о смысле жизни и смерти. Не отделяя философии от действительности, от всех прочих сторон деятельности, он еще меньше повинен в каком бы то ни было расчленении самой философии. Его мировоззрение было столь же цельным, земным, жизненным, столь же полным и глубоким выражением духовной жизни.
8. Платон о соотношении общих понятий и единичных вещей. Проблема познания в философии Платона.
Платон (427 – 347 г.г. до н.э.)
Великий древнегреческий философ, основоположник объективного идеализма. Родился в знатной семье, в 20 лет познакомился с Сократом, стал его учеником. После смерти Сократа бежал, путешествовал, установил дружеские связи с пифагорейцами, вернулся в Афины и основал большую философскую школу (которая существовала до времени императора Юстиниана). Школа получила название Академии (т.к. в саду стояла статуя героя Академа). Вход был украшен лозунгом: «Не знающий математики не вхож сюда».
Платоновский мир идей.
Человек отличается от других живых существ тем, что он обладает душой, индивидуальность которой есть идея. (До рождения человека она существовала в мире идей). Это дает возможность Платону
объяснить
познание
. (Сократ считал, что чем больше человек знает, тем он добрее).
Теория познания
Платона
Достоверное познание
возможно только об идеях. О чувственных вещах возможно только вероятностное мнение. Между идеями и чувственными вещами находятся математические объекты, доступные рассудочному
познанию
. П. подошел к
познанию
с позиций диалектики.
Познание
осуществляет человек, обладающий душой, умом и чувствами. Чувствами он не познает, он лишь фиксирует материальную оболочку вещей. Но чувства выступают толчком для работы ума, погруженного одной стороной в душу. Работа ума происходит в форме диалога с душой (диалектика). Это дает возможность уму вспоминать то, что запечатлела душа до рождения. Теория
познания
– это теория воспоминания. В уме человека возникает логическая нагруженность. Ум должен в процессе диалога с душой искать понятие, т.е. познавать. П. отличал знание от субъективного ощущения.
Помимо диалектики познания
П. разрабатывал диалектику единого и многого, тождественного и иного, движения и покоя. Он признавал, что все чувственное «вечно течет», непрестанно изменяется Þ не подлежит логическому уразумению.
Социальная философия Платона
.
Платон
считал себя социальным реформатором, хотя на деле являлся консерватором.
Платон
идеализирует далекое прошлое, например, кастовый строй Египта. Поэтому свое идеальное государство он помещает в прошлое и называет Атлантидой. С его точки зрения историческое время – это время порчи идеального государства.
9. Проблема человеческого существования в философии экзистенциализма
10.Философские взгляды Эмпедокла.
Произведение Эмпедокла — философская поэма «О природе» — поражало скорее своим стилем, чем содержанием, поскольку автор был поэтом. В первой части поэмы говорилось о мире в целом, его силах и стихиях, во второй части — о растениях и животных, в третьей — о божественном промысле и о душе.
Предшественники. Философия Эмпедокла была исключительно философией природы, она была подобна философии ионийцев, однако Эмпедокл, житель Великой Греции, знал западные философские школы — элейскую и пифагорейскую. Он слушал Парменида и пытался идеи элеатов вывести из ионийской традиции. На этом, собственно, и базировалась его роль в истории философии.
Для того чтобы проводить этот взгляд, необходимо было порвать с монистическим объяснением мира с помощью принципиально единой материи, как это делали первые философы, и перейти к плюрализму. Эмпедокл принимал четыре качественно различных элемента мира, или четыре вида материи. В их наборе он шел по пути, предсказанному предшественниками. На самом же деле, в те времена каждый из физиков признавал только один вид материи, но каждый признавал отличный от другого вид: Фалес — воду, Анаксимен — воздух, Гераклит — огонь, Ксенофан и другие — землю. Эмпедокл пошел путем наименьшего сопротивления — объединил эти различные мнения и принял все четыре элемента: воду, воздух, огонь и землю. Это были наиболее широко распространенные в природе элементы, которые отличаются друг от друга по плотности. Каждое отдельное состояние плотности Эмпедокл считал отдельным видом материи. (Огненное состояние считалось также четвертым состоянием, наряду с твердым, жидким и газообразным.) Эти четыре исходных состояния он называл «корнями всего», а затем появились названия «стихий» и «начал». Как из немногих цветов на палитре художника появляется цветное изображение, так из немногих стихий возникают различные вещи. Эмпедокл не нашел решения проблемы, но очень удачно ее поставил. Он начал искать простые составляющие материи и может быть признан творцом понятия «начала». Расширяя парменидовское понятие бытия, ему удалось согласовать его с явлениями и применить в естествознании.
11. Философские взгляды Аристотеля. Отношения Аристотеля к Платону. Проблемы источника движения и источника всех форм в философии АРИСТОТЕЛЯ. Аристотель (384-322 гг до н.э.) Стагерит, т.к. родился в г.Стагерия. Отправляется в Афины, был учеником Платона до его смерти. Затем стал воспитателем А. Македонского. С войсками А.М. вошел в Афины и основал там свою школу – Ликея (лицей). Школа Аристотеля не уступала Академии. (Птолемей – космос, вселенная, Евклидова геометрия). Произведения: «Органон» (группа произведений, в которых производится оформление формальной логики), «Физика», «О небе», биол. трактаты, политические трактаты, главный из которых «Политика», работы по искусству. Аристотель был первым историком философии (он изучил все, что было до него).
Единственный существующий мир – телесный мир и все его многообразные проявления, включая человека. Все знания – лишь вторичные сущности, а первичны сами сущности. Сущность – это не наши мысли о вещи, а сама вещь. Реально существуют лишь конкретные сущности – первые сущности (упорядоченный субстрат). Первые сущности – это то, о чем все сказывается, и что ни о чем не сказывает. Суждение: первая сущность – это субъект суждения. Пример, «Иван – человек», Иван – это первая сущность. Первая сущность выступает единицей бытия. Субстрат – лишь возможность. Телом он становится, только будучи упорядочен идеей. Идея внутренне присуща конкретной вещи (это заземление платоновской философии).
Каждая первая сущность определена 4 причинами:
Формальная причина – суть вещи (план дома в голове архитектора).
Материальная причина – возможность (стройматериалы).
Движущая причина – фактор, слепляющий частички вместе (руки рабов).
Целевая причина – то, что вписывает эту вещь в окружающий мир (дом, чтобы в нем жить).
Аристотель. предполагал, что существует редукция в сторону формы или материала.
Пример: Медный шар: шар – форма, медь – содержание.
Перводвигатель – это бог, энтелехия (вечное, неподвижное, неизменное) – это второе начало, противоположное материальному. Он доказал бытие Бога, исходя из принципа причинности. Ряд причин не может быть бесконечным или безначальным. Должна быть причина, сама себя обуславливающая и ни от чего не зависящая: причина всех причин. Космос строится божеством из хаоса на основе 4-х элементов: огонь, воздух, вода, земля.
ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ ПОНЯТИЯ “СПРАВЕДЛИВОСТЬ” В ТРУДАХ УЧЕНЫХ АНТИЧНОСТИ, ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ И НОВОГО ВРЕМЕНИ.
Понятие справедливости, наряду с такими этическими категориями, как истина, добро, правда, входят в мироощущение человека с давних времен. Эти понятия-ценности издавна и глубоко проникли во все формы общественного сознания, выступая как цели и регуляторы важнейших ценностно-смысловых идей и представлений.
Справедливость одновременно определяет отношения между людьми по поводу их взаимных обязанностей и по поводу распределения совместно произведенных материальных и духовных благ. В зависимости от понимания справедливости, для всех лиц полагаются одинаковые обязанности и уравнительное распределение, или разные обязанности для разных лиц и дифференцированное распределение.
В тоже время в справедливости фиксируется характер отношения других людей к данному человеку, что задевает каждого, вызывая самые различные переживания — от зависти и негодования до благодарности. Осознание справедливости тесно связано с жизненно важными повседневными интересами людей и эмоционально насыщено. Нельзя не отметить, что вера в торжество справедливости является мощным двигателем добродетельного поведения.
Проблема справедливости интересовала философов и ученых на протяжении многих эпох. При этом на каждом историческом этапе, эта категория имеет свое понимание, которое обусловлено условиями жизни людей и их представлениями об окружающем мире, а так же существующей структурой общества и местом человека в этом обществе.
Что же такое справедливость? Какую роль она играет в жизни человека? В чем она проявляется как добродетель?
В своем основном сочинении «Государство», где важное внимание уделялось исследованию понятия справедливости, он рассматривал государство, с точки зрения проявления специфических функций, возникших на основе разделения труда. Правильность жизни, как в государстве, так и в отдельном человеке, заключается в том, чтобы каждый точно выполнял предназначенную ему задачу: одним заниматься науками и управлять государством, другим – добросовестно выполнять законы и храбро оборонять отечество, третьим – заботиться о необходимых материальных средствах и повиноваться правителям. Именно в согласовании этих трех сущностных составляющих государства заключается его совершенство, которое Платон и называет справедливостью. Справедливость выражается в преданности всех сословий своему делу, в том, чтобы каждый выполнял вверенные ему обязанности, что говорит о том, что справедливость не может означать равенства. То есть для Платона в понимании справедливости отсутствует элемент уравнивания разных социальных групп [7].
Значительный интерес для понимания сути справедливости может представлять мнение Аристотеля. Для него центральным понятием, характеризующим справедливость, выступала «соразмерность» как принцип организации разумного равновесия.
Аристотель впервые разделяет справедливость на две формы в соответствии с видами её осуществления: уравнивающая справедливость, в основе которой лежит принцип равенства в обладании благами; и распределяющая справедливость, в соответствии с принципами которой, один получает больше, а другой меньше, в зависимости от своих достоинств. То есть в распределении по «достоинству» усматривается сущность справедливости, понимаемая как общее начало воздаяния [1].
В связи с выше сказанным, нужно отметить, что Платон и Аристотель в своих концепциях опирались на признание неравенства, как основы принципа справедливости. Они считали, что каждая вещь или человек имеют свою собственную, соответствующую сферу деятельности и влияние, преступить которые несправедливо, а некоторые люди в силу своего характера и склонностей, имеют более широкие возможности, чем другие.
Таким образом, мыслители античности, поднимая вопросы справедливости, связывая их с такими понятиями как мудрость, красота, гармония и преломляя их через проблемы равенства, неравенства, государства, права, политики, создавали теоретические предпосылки для развития дальнейших суждений о справедливости. Эти предпосылки нашли свое проявление в последующей истории разработок этого понятия, отражающих своеобразие исторической эпохи, философской школы и ее социально-классовых функций.
Тема связи справедливости с правом, проблемами равенства и неравенства, политикой, этикой, находит свое развитие в трудах философов эпохи Возрождения и Нового времени. Так, Ф. Бэкон стихийно протестовавший против этатизации идеи справедливости в условиях буржуазного государства [2], а вслед за ним и Т. Гоббс [4] утверждали, что справедливость представляет собой естественный закон, а государство и власть «всего лишь придатки справедливости». По Ф. Бэкону справедливость состоит в том, чтобы не делать другому того, чего не желаешь себе, то есть быть снисходительным. Он утверждал, что справедливость есть то, что объединяет людей и служит основанием для правовых отношений [2]. Т. Гоббс, создавая свою концепцию «общественного договора» утверждал, что справедливость стоится как правовое воздаятельное требование [4].
Гегель сводил справедливость к правовому феномену, имеющему государственно-законодательное происхождение. Он утверждал, что справедливость, составляя нечто великое в гражданском обществе, предполагает установление хороших законов, которые «ведут к процветанию государства». Гегель полагал, что право и правовые обязанности должны соединяться «со стремлением поступать справедливо ради справедливости», в свою очередь это «требует считать других равными себе самому» и должно отражаться в конституции, которая будучи «существующей справедливостью», включает равенство и свободу как свою последнюю цель и результат [3].
В философских идеях того периода моральное обоснование правовой системы, ее выявление в аспекте справедливости получило наиболее яркое выражение у И. Канта, который обращал свое понимание справедливости главным образом к властвующим и связывал его с долгом и совестью.
Своеобразный подход к пониманию справедливости свойственен русской философской мысли и прежде всего – это ее связь с понятиями правды, истины, а также их производными: праведная жизнь, справедливый человек, справедливое общество, истинная свобода, вера, любовь. Такое понимание было связано со стремлением к целостному познанию действительности всем существом человека, к полному воспроизведению духовного и морального опыта людей, включающего как сознательно-чувственный опыт, так и опыт совести, эстетические чувства и религиозно-мистическую интуицию.
В.С. Соловьев защищал идею признания за каждым человеком собственного, ему принадлежащего значения – право на существование и наибольшее благополучие. Эту идею он обобщал как «правда и справедливость: правда, что и другие существа однородны и подобны мне, и справедливо, чтобы я относился к ним как к себе». Определяя свое отношение к проблеме равенства В.С. Соловьев отмечал, что справедливым будет не допускать навязывания чужой воли другому и насилия по отношению к человеку с чьей-либо стороны [5].
Близкое к этому понимание справедливости выявлял и А. Шопенгауэр. Он подчеркивал неразрывное единство справедливости и правды, их совпадение в определении истинно человеческих отношений и замечал, что противоположное им явление «несправедливости» заключается в нанесении обиды другому, в ущемлении его прав и достоинства. В то время как «справедливость требует правдивости по отношению к каждому», «всякая ложь» есть, как правило, несправедливость [8].
Обобщая сказанное, следует отметить, что справедливость, обнаруживая тесную связь с перечисленными явлениями общественного бытия и сознания, находит свое проявление в различных сферах жизнедеятельности общества: социально-экономической, политико-правовой, морально-этической и др.
В социально-экономической сфере содержание понятия справедливости может выражаться в оценке экономических фактов, форм собственности, общественных отношений, принципов распределения общественного богатства, уровня жизни населения и социальной защищенности. В свою очередь в сфере политики и права справедливость связана с обеспечением прав и свобод, совершенством деятельности правоохранительных органов и т.д. В сфере же морали и духовности оценка содержания справедливости связана с действующей в обществе системой нравственных норм, правил, традиций, культуры и проявления их в других сферах его жизнедеятельности.
1. Аристотель. Никомахова этика // Аристотель. Соч.: В 4 т. Т.4. М., 1983. с.84
7. Платон. Государство. – М., 1993. с.123; с.226
8. “Полное собрание сочинений Артура Шопенгауэра” / под ред. Ю.И. Айхенвальда. Т.4. с.209, 217, 221; Т.1. с.384-386, 387-389.