Что такое справедливость почему люди к ней стремятся

Почему люди стремятся к справедливости? В чём смысл понятия «справедливость»?

Понятие справедливости является основополагающим в морали и этике, и его трудно определить формально. Однако интуитивно каждый чувствует, как справедливо, а как несправедливо в том или ином случае. Чувство справедливости составляет предмет самоконтроля со стороны совести за поведением человека. Когда человеку совестно? Когда он нарушил справедливость. А когда совесть спокойна? Когда он выполнил требования справедливости. Интересно, что человек может и не знать, в чем суть справедливости, но все равно чувствует ее. Но всегда ли человек правильно чувствует? Я думаю, нет. Чувство справедливости, как и чувство логики, тонкое, его легко поранить. Если воспитатели не старались быть справедливыми, то и воспитанник может иметь поврежденное чувство. Это так же, как и с логикой. Можно неправильными примерами и требованиями совершенно изуродовать мышление. Можно и совесть человека замутить ложными понятиями.

Да и те, кто стоит наверху, у руля общественной жизни, они будут ли радеть о справедливости? Им жадность и властолюбие давно глаза закрыли. Они и законы принимают не по правде, а как самим выгодно. И живет общество так, как будто и нет правды вовсе. И философы есть такие, которые говорят: какая правда? все относительно.

И все же многие чувствуют несправедливость жизни, особенно дети. И каждый мечтает о справедливом обществе. Но, как говорят отцы Церкви, грех так вошел в человека, что все общество растлилось и никак не можем теперь жить по правде.

Сейчас если кто-то верит в любовь или в справедливость, он считается наивным, возможно, даже странным и чудаковатым человеком. Вот до чего доехали!

Словом, тема эта очень тонкая, но в то же время очень важная. И любовь, и справедливость очень нужны. И их надобно развивать, как важнейшее мастерство жизни. Ведь никто не стал искуссным математиком, физиком или историком без обучения. И любить надо учиться. И справедливость выдерживать нужно уметь.

Но вот кто сейчас решит эту задачу? Кто сможет научить другого, когда сами не умеем? Это важный вопрос и от его решения зависит многое в жизни общества. Ведь если граждане будут добры и справедливы, то нужно ли будет изыскивать средства урегулирования их отношений? Не от того ли это происходит, что не по правде и не по любви живем?

Так вот. Задача трудная и важная. И да поможет Господь нам ее решить!

Источник

Справедливость

Чтобы научить людей любить справедливость, надо показать им результаты несправедливости.
Адам Смит

Что справедливо в этом мире, а что нет и почему? Что справедливо в человеческом обществе и кто это решает? Как реагировать человеку на то, что он считает несправедливым, если не в его силах восстановить справедливость? И почему мнение людей о справедливости может различаться? Эти вопросы, как я знаю, время от времени волнуют многих людей. Ведь все мы сталкиваемся в своей жизни с такими ситуациями, когда тема справедливости выходит на первый план. Потому что некоторые события, которые мы считаем несправедливыми, вызывают у нас сильное возмущение. А оказать на них влияние, чтобы восстановить справедливость или же смириться с ними, бывает очень непросто. В этой статье мы рассмотрим тему справедливости с разных сторон, чтобы получить все нужные нам ответы, которые помогут нам сформировать к ней правильное отношение.

Природная справедливость

С природной справедливостью все очень просто. Справедливо все то, что вписывается в ее фундаментальные законы или в законы жизни, законы вселенной, законы бытия. Вообще, в природе нет такого понятия, как справедливость, есть скорее такое понятие, как закономерность. А она подчиняется законам бытия. Справедливы эти законы или нет, так вообще думать нельзя, в этом нет смысла. Мы имеем такой мир, какой имеем. Какие в нем существуют законы, такие и существуют. И независимо от нашего мнения о них, мы вынуждены под них подстраиваться, вынуждены им подчиняться. Мы можем дополнить их какими-то своими законами и правилами, но заменить или изменить их, нам не по силам. Поэтому даже и нет смысла думать о справедливости-несправедливости законов жизни, законов природы. Их просто надо выявлять, изучать, смотреть, какие закономерности существуют в этом мире, чтобы понимать, почему-то что-то происходит и как на это лучше реагировать. Мы просто должны знать, как нам удобнее жить по законам бытия, законам жизни, законам вселенной.

Если же все-таки применять к природным явлениям такое понятие, как справедливость, то можно сказать, что сила в этом мире решает, что справедливо, а что нет. Вот, в частности, кто прав в той или иной ситуации с точки зрения природы? Тот, кто оказался сильнее. То есть, тот, кто победил, кто добился своей цели. Ни больше и ни меньше. Какой бы не была эта сила, которая устанавливает свои правила, если она позволила живому существу осуществить свою задумку, добиться своей цели, значит она была эффективной и результативной. И, следовательно, правильной, а значит и справедливой, то есть, согласующейся с законами жизни. И если кто-то недоволен таким раскладом, то это его личные проблемы. К природной справедливости, несправедливости чье-либо недовольство не имеет никакого отношения. Мир живет по своим законам и подстраивать их под чье-то личное мнение он не станет никогда. Поэтому, рассуждать о справедливости в природе, просто-напросто совершенно бессмысленное дело. Вот, скажем, когда хищник давит самую физически слабую жертву, его нет смысла упрекать в негуманности, жестокости, агрессивности, несправедливости, в том, что он выбрал себе именно слабую жертву, чтобы ее одолеть, а не ту, которая могла дать ему сдачи. Все эти рассуждения абсолютно неуместны. Если хищник добился своей цели – поймал жертву, чтобы насытиться, значит он прав. Он применил правильную, разумную, результативную силу для собственного выживания, действуя по законам природы. Куда тут вообще вставлять это понятие и для чего? Но в человеческом обществе все немного иначе устроено.

Социальная справедливость

Другое дело, справедливость социальная, которая является набором рекомендуемых принципов и негласных правил, которые действуют в человеческом обществе. Другими словами, справедливым мы считаем то, что с нашей точки зрения, как индивидуальной, так и общественной, является правильным. Это, практически полностью искусственное понятие. Люди придумали справедливость, как набор жизненных правил, принципов, требований к человеку, которым, желательно, но необязательно следовать. То есть, закон не покарает вас за несправедливое поведение, за несоответствие тем нормам, которые воспринимаются, как справедливые, вас могут лишь морально осудить за вашу несправедливость. Незаконные действия в отношении несправедливых людей мы в расчет не берем. Я говорю, что понятие это практически искусственное, а не полностью искусственное, потому что есть определенные моменты в нашем поведении, о них будет сказано ниже, которые с рождения делают нас склонными к оценке своего и чужого поведения с точки зрения его приемлемости или неприемлемости в определенных ситуациях. Эта врожденная склонность является предпосылкой к формированию наших убеждений в отношении справедливости.

А так, в целом, справедливость – это общественное понятие о должном, оно существует только в человеческом обществе, именно в том виде, в каком мы обычно его понимаем и используем для оценки своих и чужих поступков. Вы можете быть справедливым, а можете и не быть таковым. Если вы несправедливый человек, но при этом не нарушаете основные законы, никто не имеет права вас наказывать за вашу несправедливость. Иными словами, быть или не быть справедливым – это личное дело каждого. Мы добровольно соглашаемся соответствовать критериями справедливости, если считаем это полезным для себя. А в чем польза справедливости? Давайте подумаем.

Польза от справедливости

Почему мы, в большинстве своем, не имея никаких серьезных обязательств перед кем-либо, по части своего поведения, которое не выходит за рамки закона, все-таки стараемся быть справедливыми и ждем того же от других людей? Все дело в том, что наши представления о справедливости помогают нам отойти от жестоких и беспощадных законов природы, которые призывают уничтожать слабого, а таковым может стать любой из нас в определенной ситуации и в определенное время.

Главная польза от справедливости – это ограничение человека в его желании делать все, что ему хочется только потому, что он может это делать. Такое ограничение может быть и внутренним, и внешним. Если вы считаете, что несправедливо поступать определенным образом с людьми, вы можете этого не делать и осуждать других людей за то, что они поступают несправедливо. Чувство справедливости, таким образом – это и внутренний, и внешний цензор. В противном случае люди все вопросы будут решать только с помощью силы, как в дикой природе и это создаст такие волчьи условия, в которых никто не сможет чувствовать себя в безопасности.

Но к справедливости мало просто призывать, ее нужно стараться поддерживать и основными законами, и особым отношением к тем, кто ведет себя несправедливо. Например, речь может идти об осуждении, игнорировании, непринятии людей, чье поведение выходит за рамки имеющихся в обществе представлений о справедливости. А когда это возможно, нужно и основные законы задействовать для наказания тех, кто несправедливо поступает с другими.

Врожденное чувство справедливости

В психологической литературе можно прочитать о таких случаях, которые доказывают наличие у человека врожденного чувства справедливости, в виде принятия или непринятия им последствий каких-то своих поступков. Допустим, человек провинился и его за это наказали. Интуитивно он понимает, что наказание он получил заслужено, за совершенный им проступок, потому оно приемлемо, а значит и справедливо. Другими словами, люди с рождения чувствуют связь между совершенными ими поступками и связанными с ними последствиями. Не стану приводить примеров таких случаев, нам сейчас эти частности не нужны, главное, понять суть целого. А целым является именно вот эта способность понимать и принимать последствия своих действий. Поэтому, мое мнение на этот счет таково: я считаю ощущение справедливости все-таки больше приобретенным качеством, нежели врожденным. Врожденным, на мой взгляд, является именно наша способность связывать между собой поступки и их последствия. Это наша инстинктивная способность видеть причинно-следственные связи. А вот дальше уже все субъективно в отношении справедливости и формируется по мере получения нами определенного опыта и знаний.

Люди часто по-разному воспринимают справедливость в одинаковых ситуациях, потому что могут иметь о них разное представление. Где-то они считают страдания и наказания других людей заслуженными, а стало быть, и справедливыми, а где-то, располагая иной информацией, они видят явную несправедливость, при том, что ситуация может быть точно такой же. Тут дело не только в эгоистических интересах отдельно взятого человека, который видит справедливость там, где хочет ее видеть, а где не хочет, не видит, дело еще и в ограниченном представлении каждого из нас о той или иной ситуации, о которой мы беремся судить. На каждый случай можно смотреть под разным углом, в зависимости от того, что мы о нем знаем. А знаем мы часто недостаточно, чтобы рассуждать о том, что справедливо, а что нет. К примеру, какого-то человека осудили за преступление, которого он не совершал. Но кто об этом узнает, если не будет доказательств его невиновности? Если сторона обвинения будет достаточно убедительно доказывать его вину, то многие сочтут наказание заслуженным, а значит и справедливым. А вот если адвокат обвиняемого хорошо постарается, тогда мнение людей изменится, они будут считать любое наказание этому человеку незаслуженным, веря в его невиновность. А самое интересное, что истину о таком случае можно так никогда и не узнать, потому что никому она может быть не нужна, ни стороне обвинения, которой лишь бы осудить человека, ни обвиняемому, которому важно защититься. В таких случаях трудно судить о том, что справедливо, а что нет, когда не знаешь всех деталей произошедшего. Но люди все равно это делают, считая, что им известно достаточно, чтобы понимать, что происходит. Стоит ли говорить, что они часто ошибаются, а потому часто и нет в обществе единого мнения о том, что считать справедливым, а что нет.

Эгоизм тоже очень сильно влияет на мнение людей относительно справедливости различных событий и положений. У них часто возникают противоречивые мысли на этот счет, когда дело касается их самих. Например, люди могут считать несправедливым экономическое неравенство, когда они сами принадлежат к тому слою общества, который зажиточным не назовешь. И в то же время, они соглашаются с тем, что не все должны получать одинаковое вознаграждение за свой труд, учитывая, что и производительность труда, равно как и его сложность у каждого человека разная. Поэтому, они не согласны, когда тем, кто работает меньше их и у кого работа менее сложная, платят столько же, сколько и им. Ведь что же получается, кто-то потратил много времени и средств на получение хорошего образования, благодаря которому может выполнять сложную умственную работу, которая далеко не каждому человеку по силам, а кто-то просто машет метелкой, выполняя работу, которую способен выполнить каждый. Ну и как можно одинаково оценивать труд таких людей? Но попробуй объясни это, прежде всего самому себе, когда тебе хочется быть не хуже тех, кто живет лучше тебя и в то же время, ты против того, чтобы те, кто ниже тебя, получали такое же вознаграждение, как и ты. Эго вынуждает нас по-разному судить о справедливости в одном и том же вопросе. Вот потому многие люди искренне считают, что их работа должна цениться выше и что то вознаграждение, которое они получают за свой труд несправедливо и потому должно быть больше.

Каких вопросов не коснись, связанных с темой справедливости, по всем по ним у людей могут быть разные мнение, как из-за той информации, которой они обладают по этим темам, так и из-за их личных эгоистических интересов. Мы часто не беспристрастны к справедливости и не менее часто не объективны в отношении нее.

А ведь между тем главной целью справедливости является создание таких условий жизни в обществе, благодаря которым люди будут гармонично сосуществовать друг с другом, когда каждый человек будет чувствовать себя в безопасности, будет получать заслуженное вознаграждение за свой труд и сможет рассчитывать на адекватное правосудие, которое и можно считать справедливым. В этом и заключается смысл справедливости, благодаря ей мы можем жить по своим, более гуманным законам, а не по тем, которые предлагает нам природа. Поэтому, это не то понятие, которое может использоваться в личных интересах или в манипулятивных целях, когда к одним и тем же поступкам разных людей мы подходим с разными мерками, чтобы одних осудить, а других оправдать только потому, что нам так выгодно, удобно и просто хочется. Иначе, какой смысл отказываться от суровых законов природы, желая улучшить себе жизнь, я имею в виду всех людей, если им на замену придут другие, не менее суровые законы, при которых люди руководствуются двойными стандартами, чтобы, опять-таки, получить дикую жизнь, при которой прав будет не тот, кто прав, а тот, кто сильнее? Искаженное представление о справедливости не сделает мир справедливее, а значит и безопаснее, и комфортнее.

Борьба за справедливость

Исходя из вышесказанного, логично будет заключить, что в интересах большинства людей сформировать действительно справедливое общество, в котором справедливость, как и свобода, и материальное благополучие, и безопасность, и другие важные вещи, будут являться главными ценностями, которым это общество будет служить, которые оно будет воспевать и защищать. А за все ценное в этом мире нужно бороться, бороться не только с обстоятельствами, с природой, с другими людьми, но и с самим собой, со своим эгоизмом, своей ограниченностью, непросвещённостью, из-за которых мы не можем всех этих важных ценностей придерживаться, делая часто выбор в пользу своих желаний, как правило, недальновидных, вместо того, чтобы поступать разумно, придерживаясь необходимых правил, ради поддержания порядка в обществе и в своей собственной жизни.

Чем менее зрелым является общество, тем оно более несправедливо. Равно как и отдельно взятый человек несправедлив настолько, насколько он является незрелым. Только инфантилизм большинства людей может побуждать их жить так, как им хочется, а не так, как надо, чтобы был порядок во всем. Поэтому, на мой взгляд, борьба за справедливость и одновременно с несправедливостью, должна сводиться к тому, чтобы сделать общество более зрелым, можно даже сказать, более мудрым, когда, уж если и не все, то многие люди, а в особенности те из них, у кого в этом обществе большие возможности, будут понимать, что в справедливом мире жить лучше, чем в мире, в котором господствуют законы природы, пусть и несколько видоизмененные ради придания им более гуманного вида, но от того не менее жестокие и беспощадные к слабым. А слабости есть у всех. И если по ним бить, то можно уничтожить любого.

Трусость, незрелость, лень, эгоизм – это враги справедливости. Трусливый человек готов оправдать сильного, который поступил несправедливо, потому что боится бросить ему вызов, боится восстать против несправедливости, чтобы навести порядок в обществе, в конкретном месте и в конкретной ситуации. А ведь борьба за, скажем так, правду, требует в том числе и смелости, отсиживаться в кустах, поджав хвост, значит позволять злой силе устанавливать свои порядки. А незрелый человек сам совершает несправедливые поступки, не думая о последствиях. Такой человек может вершить несправедливость, будучи, как сильным, так и слабым, он просто идет на поводу у своих желаний, не понимая, к каким последствиям приведет их удовлетворение. Ленивые люди и вовсе ни в чем не участвуют, независимо от того, что и как они думают. Им просто не хочется ни за какие ценности хоть сколько-нибудь шевелиться и пока они сами не начнут слишком сильно страдать от какого-то зла, они не пошевелятся. А когда они все-таки вынуждены бывают зашевелиться, то оказывается слишком поздно, чтобы что-то изменить, по крайней мере малой кровью. Ведь несправедливое общество может зайти очень далеко в своем безумии, когда отдельные его представители будут позволять себе слишком многое и их потом будет непросто остановить. Ну а эгоистичные люди могут менять свое мнение о справедливости много раз, в зависимости от того, насколько им это выгодно. В какой-то степени это проявление гибкости ума, но в то же время и проявление незрелости, когда твой эгоизм не столько служит тебе, сколько вредит. Ну, к примеру, можно пользоваться засильем коррупции в личных эгоистических целях, когда в отдельно взятой ситуации человек с ее помощью решает какие-то свои вопросы. И в то же время, эта же коррупция будет создавать для человека большую угрозу, потому что из-за нее он будет жить в непредсказуемом, анархическом обществе, где любые порядки и законы могут обходиться и игнорироваться благодаря взяткам. В такой системе любой может стать жертвой произвола. Но слишком эгоистичные люди, как правило, мыслят очень узко, они редко задумываются о таких масштабных вещах, как жизнь всего общества, даже если их это касается напрямую. Они думают только о себе в локальном масштабе. Потому их и интересует ситуативная справедливость, а не справедливость вообще. Такая близорукость их и подводит чаще всего.

Справедливое общество

Как мы теперь с вами понимаем, бороться за справедливость очень тяжело. Потому что это борьба человека со своими слабостями, из-за которых он не готов следовать высоким идеалам и поступать так, как надо, а не так, как хочется, ради порядка и всеобщего блага. Поэтому, построение действительно справедливого общества, справедливого в полной мере, а не частично – это очень сложная задача, которую разом не решить. Тут требуется постепенный подход, при котором упор будет делаться на просвещение людей, на особое образование, при котором не только узкие специалисты будут готовиться, а люди, осознающие ответственность за качество того общества, в котором они живут. Людям надо показывать, объяснять, насколько все взаимосвязано в этом мире и потому для собственного благополучия нужно уметь заботиться не только о себе, но и о той среде, в которой ты живешь, а стало быть, и о других людях, от которых ты в той или иной степени зависишь.

Наша цивилизация – это само по себе такое устройство жизни человека, которое требует высокой организации, высокого порядка и согласованности интересов многих групп. Нельзя построить высокоорганизованное общество с грамотным разделением труда, а потому и весьма производительным, если не мыслить системно, чтобы иметь возможность согласовать все со всем. Вот этому и надо учить людей, чтобы они понимали, зачем им нужна та же справедливость и любые другие ценности, каким именно образом они отразятся на их собственной жизни. Справедливость – это продукт цивилизации, она требует от человека проявления еще более возвышенных качеств, которые не так-то просто развить. Но стремление к такому развитию и есть борьба за справедливость и другие важные ценности.

Не стоит противопоставлять справедливому обществу общество изобилия, думая, что не нужна никакая справедливость, равно как и свобода, и многие другие высшие ценности, если у людей есть все необходимое для сытой и красивой жизни. Если кто-то считает, что достаточно набить желудок, чтобы все было хорошо и не нужно думать ни о какой справедливой жизни, то он сильно ошибается. Благополучие людей напрямую зависит от того, по каким правилам они живут. Человек может тем лучше себя реализовать, принеся обществу много пользы и тем самым внеся свой вклад в высокий уровень жизни этого общества, чем меньше он будет беспокоиться о своем физическом выживании, чем меньше будет чувствовать себя ограниченным во всем и потому боящимся сделать лишнее движение, сказать лишнее слово, поделиться какой-то идеей, от которой может быть много пользы. Запуганный, ограниченный, подавленный человек – это не творец, а биоробот, который может делать только то, что ему прикажут и только из-под палки или из-за страха. Производительность труда такого человека будет крайне низкой, каки его творческое самовыражение. Ничего великого такие люди не создают, они в лучшем случае, могут только подражать другим. Поэтому, без справедливости, свободы, порядка, люди будут жить слишком примитивной жизнью, при которой невозможно делать необходимый вклад в свое собственное и общее благополучие. А значит, более сытым и развитым будет всегда то общество, в котором больше справедливости, больше свободы и порядка, в котором люди имеют возможность реализовывать свой творческий потенциал, а не вынуждены постоянно пресмыкаться перед теми, кто с помощью грубой силы и запугивания навязывает всем свою волю.

Справедливая жизнь – это жизнь с большим горизонтом планирования. В справедливом обществе человек не живет одним днем, из-за своей неуверенности в завтрашнем дне, он может смотреть далеко вперед, рассчитывать свое будущее и будущее своих детей, потому что он знает, что если будет жить по разумным правилам, действующим в таком обществе, то у него все будет хорошо. Справедливость – это один из самых полезных инструментов, с помощью которого можно создать рай в отдельно взятом обществе или на всей земле, научив, убедив, а кого надо и заставив жить по разумным, гуманным и понятным правилам, соблюдать которые по силам будет каждому. А альтернатива этим правилам – жестокие законы природы, со всеми присущими им достоинствами и недостатками. Последних, как я считаю, у таких законов больше.

Источник

Какой справедливости хотят трудящиеся люди

Понятие справедливости известно ещё с философских трудов Аристотеля (384 год до н. э., — 322 год до н.э.), а значит тогда, как и сейчас, этот вопрос занимал умы многих людей. Почему люди постоянно стремятся к справедливости, ищут правду и создают прогрессивные социально-экономические законы, постоянно совершенствуя их Да потому, что без надежды на справедливость жить невозможно, вера в неё поддерживает почти каждого человека и с утратой этой веры общество социально деградирует.

Многие исследования показали, что вера в справедливость наиболее безусловна в детском дошкольном возрасте. Малыши, в основном, не склонны к критике, не обсуждают поступки родителей, редко оспаривают наказание, считая его действительно заслуженным. Если ребёнка такого возраста постоянно осуждают и необъективно наказывают, он приобретает пожизненные комплексы, с которыми либо смиряется, либо борется годами.

Чем старше становится ребёнок, тем критичнее относится к словам и действиям окружающих. Теперь жизненный опыт подсказывает, что честность не всегда правит миром и кара может настичь невиновного, а награду может получить недостойный. Так вера в справедливость с годами притупляется, но многие искать её не не перестают.

С годами верить в справедливость продолжают только сильные личности и авторитарные лидеры. Но их понятие справедливости, как правило, значительно отличается от общих канонов. Слабые характером, склонные к подчинению люди, легче поддаются убеждению и часто верят во всеобщую справедливость, но в своей жизни сталкиваются с обратным явлением. Безусловно верят в неё альтруисты. Они понимают, что люди в большинстве своём ещё очень не совершенны как разумные и гуманные существа, но бескорыстно служа человечеству, пытаются делать его лучше.

Социально справедливые законы позволяют справедливо распределять как обязанности между людьми, так и производимые обществом средства для продолжения жизни и развития как каждого члена общества, так и самого общества, закреплять законами социальные права и обязанности каждого при регулировании их социально-экономических взаимоотношений! Чтобы более адекватно и справедливо оценивать их вклад в общественный труд на благо общества, чтобы каждый мог иметь право получать от общества необходимые и гарантированные законом нормы базовых социальных благ от их общего производимого в стране количества для жизни достойной труда, а не только зарплату пропорционально труду без каких-либо социальных гарантий.

Если данное соотношение не соблюдается, в обществе возникают волнения, перерастающие в крупные акции протеста, которые имеют разрушительную силу. Таким образом, в соблюдении справедливости заинтересована как каждая личность, так и общество в целом. Но взгляды людей на правильность устройства мира значительно разнятся и именно из-за этого идея создания идеального мира многими считается утопической. Вот почему так важно иметь общее для большинства населения страны понятие справедливости, то есть общую для страны социально-экономическую идеологию. А при партийном парламентаризме обязательно необходимо объединение людей в парламентские партии, чтобы победившая на выборах программа партии действительно отражала интересы большинства населения избравшего эту программу и эту партию правящей. А разве не в этом заключается партийно-парламентская демократия как в социально развитых странах, так и в странах с буржуазной демократией, когда народ избирает капиталистическую программу развития?

Правительства и отдельные лидеры различных государств часто используют веру людей в их честность для достижения запланированных целей, создания нужного настроения в обществе. Истории известны случаи, когда в массовое сознание внедрялась информация о жестоких, неправомерных действиях, как об актах заслуженного возмездия и граждане в основной массе своей в итоге верили в созданную иллюзию. Эта техника применяется и сейчас. Средства массовой информации имеют доступ к сознанию каждого человека и от того, насколько критично он воспринимает «коктейль готовых новостей», насколько непоколебимы его собственные убеждения и вера в справедливость, зависит личная восприимчивость к навязываемым мыслям.

Для человека приоритетное значение имеет то, как к нему относятся окружающие. Такие черты характера, как порядочность, благородство, чувство такта базируются на справедливости. К людям, обладающим этими качествами, мы испытываем уважение и надеемся на них в сложных ситуациях. Совесть, нравственность, взаимоуважение помогают людям не потерять веру в справедливость, а она в свою очередь помогает жить и потому к ней всегда будут стремиться.

В своё время даже Ницше подчёркивал, что служение справедливости придаёт твёрдость и силу даже самым слабым людям. Справедливость делает понятным и человечным стремление к истине. Опирающаяся на истину справедливость заставляет с уважением относиться даже к самым суровым приговорам, а стремление к истине имеет свои корни в справедливости. Если, конечно, знать, что истина это знание о предмете или процессе подтверждённое опытом, практикой и наукой, а то, что не подтверждается хотя бы одним не является истинным знанием!
Человек стремится к справедливости как к своему священному праву, а мысль Ницше, что стремление к справедливости является великой редкостью, требует пояснения. Желание справедливости в человеческих отношениях высказывают, пожалуй, все, но совсем мало тех, кто видел бы отстаивание справедливости делом всей своей жизни, был бы таким же верным и признанным её подвижником, какими бывают подвижники истины или красоты.

Понятно, что это часто не согласуется с реальным положением в мире, ибо каждое государство, а их более двухсот, имеет свои законы и свою систему права. А разве каждая система отвечает принципам справедливости? Конечно, нет, ибо если бы это было так, в самом требовании справедливости не было бы никакой нужды. А ведь были даже попытки определить право как «нормативно закреплённую справедливость», но такая формулировка, когда могут проявляться понятия добра и зла, важна при определении морали, а не права. Гораздо ближе к истине были античные философы, утверждавшие, что право обязательно должно определять справедливость законов!

Действовать по справедливости значит действовать правомерно ЗАКОНУ! Справедливо то, что выражает право, соответствует праву и следует праву, но всегда уместен вопрос о справедливости или несправедливости закона и о соответствии или несоответствии ему прав. Такая точка зрения провозглашает право высшей ценностью, низводя справедливость до уровня одного из свойств права. В дальнейшем оказывается, что не только справедливость, но и равенство, и свобода считаются невозможными без права и соблюдения законов. Таким образом законы и соблюдение прав согласно законов оказываются первоосновой в социально-экономических отношениях людей и обеспечение их свобод, учитывая, что свобода, это возможность пользоваться своими правами согласно законов общества. А справедливость это соответствие действий отдельных лиц требованиям иерархического неравенства сложившегося в обществе в процессе его развития и нормы этих требований определены законами, поддерживаются большинством населения и определяют права каждого.

Но если определить настоящее социально справедливое, коммунистическое общество в чистом виде как большую общину или коммуну, где один для всех и все для каждого, и каждый пользуется всем необходимым от общей массы производимых социальных базовых средств и средств коммуникации для счастливой жизни, (а это кроме благоустроенного жилья, полноценного и сбалансированного питания и добротной одежды ещё и энергия, водопровод, санитарная канализация, связь, информация и транспорт) количеством относительно равномерно по относительному равенству рабочего времени как относительно равного количества труда, а качеством от результатов его квалификации на рабочем месте в экономике страны, то капитализм в чистом виде – это яма с крысами, где сильный поедает слабого. Не желая быть съеденными, многие часто объединяются против сильных и жирных, проявляя смекалку выбираются из ямы и организуют новое сообщество на основе гуманизма, равноправия и социальной справедливости. И, оказывается, на это способны даже крысы…

Хотя в стране, где каждый живёт сам по себе, где стали забывать о патриотизме и духовности, о солидарности и взаимопомощи, ни о каком согласии и речи быть не может.

Если вам здесь что-то понравилось и у вас есть желание и средства разместить это для дальнейшего распространения, то вам ничто не мешает и для этого достаточно только нажать внизу кнопку \Разместить анонс\, если вы зарегистрированы на сайте.
Огромная благодарность всем, кто размещал анонсы моих статей и переводил мне свои баллы для анонсирования статей по этой теме!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *