Что такое справка меморандум в орд

В. Зажицкий, профессор.

Вместе с тем в рассматриваемом акте содержатся предписания, которые могут восприниматься неоднозначно и потому нуждаются в дополнительной интерпретации.

Думаю, положение о том, что результаты ОРД могут служить основой для формирования всех видов доказательств, будет восприниматься практиками неоднозначно.

Нельзя согласиться с тем, что проведение оперативным сотрудником сбора образцов для сравнительного исследования, отождествления личности, обследования помещений, зданий, сооружений и участков местности, прослушивания телефонных переговоров, оперативного внедрения, контрольной поставки и оперативного эксперимента может способствовать формированию такого вида доказательств, как протокол допроса. Данные, полученные перечисленными способами, могут служить лишь основаниями для вызова и допроса соответствующих лиц в качестве свидетелей. Из норм доказательственного права вытекает, что в ходе этого следственного действия следователь (суд) получает такой вид доказательств, как показания свидетеля, а не протокол его допроса. Последний служит лишь средством фиксации показаний (ч. 2 ст. 69 УПК).

В рассматриваемой ситуации исключение составляет прокурор. Ему правомерно направлять результаты ОРД, содержащие сведения о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации (без признаков конкретных преступлений). Это обусловлено тем, что действующий Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» и Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 23 декабря 1998 г. позволяет прокурору реагировать на такие результаты способами прокурорского надзора.

Высказанные соображения желательно было бы учитывать при непосредственной реализации предписаний рассматриваемой Инструкции, а также в работе по ее дальнейшему совершенствованию.

Источник

Приложение. Инструкция о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд

Инструкция
о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд

1. Настоящая Инструкция определяет порядок представления оперативными подразделениями органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность*(1), результатов ОРД*(2) органу дознания, следователю или в суд при наличии в них достаточных данных, указывающих на признаки преступления, а также в порядке:

выполнения поручения дознавателя, органа дознания, следователя, судебного решения о проведении оперативно-розыскных мероприятий*(3) по уголовным делам и материалам проверки сообщений о преступлениях, находящимся в их производстве;

исполнения требования суда (судьи) о представлении документов по находящейся у него на рассмотрении жалобе лица, виновность которого в совершении преступления не доказана в установленном законом порядке и которое располагает фактами проведения в отношении его оперативно-розыскных мероприятий и полагает, что при этом были нарушены его права, о непредставлении или представлении не в полном объеме органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведений о полученной об этом лице информации в пределах, допускаемых требованиями конспирации и исключающих возможность разглашения государственной тайны;

исполнения требования суда (судьи) о представлении документов по уголовным делам, находящимся в его производстве, и по указанным в статье 15 Федерального закона от 29 апреля 2008 г. N 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства»*(4) судебным искам.

2. Установленный настоящей Инструкцией порядок представления результатов ОРД применяется при представлении результатов ОРД в соответствии с запросами международных правоохранительных организаций, правоохранительных органов иностранных государств.

3. Правовой основой представления результатов ОРД органу дознания, следователю или в суд (судье)*(5) являются Конституция Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федераций*(6), Федеральный закон от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», иные нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной деятельности, а также настоящая Инструкция.

4. Уполномоченным должностным лицам (органам) представляются результаты ОРД, которые соответствуют установленным настоящей Инструкцией требованиям и могут:

служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела;

быть использованы для подготовки и осуществления следственных и судебных действий, предусмотренных УПК РФ;

использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств.

5. В случаях необходимости привлечения к участию в производстве процессуальных действий лиц, внедренных (внедрявшихся) в организованные преступные группы, преступные сообщества (преступные организации), штатных негласных сотрудников органов, осуществляющих ОРД, а также лиц, оказывающих или оказывавших этим органам содействие на конфиденциальной основе, обеспечение их безопасности в условиях конспирации и конфиденциальности осуществляется в порядке, определяемом законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов, осуществляющих ОРД.

II. Представление результатов ОРД уполномоченным должностным лицам (органам)

6. Результаты ОРД представляются в виде рапорта об обнаружении признаков преступления или сообщения о результатах оперативно-розыскной деятельности*(7) (приложение N 1).

7. Рапорт об обнаружении признаков преступления составляется должностным лицом органа, осуществляющего ОРД, в соответствии со статьей 143 УПК РФ и регистрируется в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов, осуществляющих ОРД.

8. Процедура представления результатов ОРД в виде сообщения (рапорта) осуществляется в соответствии с правилами, установленными пунктами 8-14 настоящей Инструкции, и включает в себя:

рассмотрение вопроса о необходимости рассекречивания сведений, составляющих государственную тайну, содержащихся в представляемых результатах ОРД, и их носителей;

оформление необходимых документов и фактическую передачу результатов ОРД.

9. Представление результатов ОРД уполномоченным должностным лицам (органам) для осуществления проверки и принятия процессуального решения в порядке статей 144 и 145 УПК РФ, а также для приобщения к уголовному делу осуществляется на основании постановления (приложение N 2) руководителя органа (подразделения), осуществляющего ОРД (начальника или его заместителя).

10. При представлении уполномоченным должностным лицам (органам) результатов ОРД, полученных при проведении проверочной закупки или контролируемой поставки предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен, а также оперативного эксперимента или оперативного внедрения, к ним прилагается постановление руководителя органа, осуществляющего ОРД (начальника или его заместителя), о проведении данного ОРМ.

Копии указанных постановлений органа, осуществляющего ОРД, подлежат хранению в материалах дела оперативного учета, материалах оперативной проверки либо, в случае их отсутствия, приобщаются к материалам номенклатурного (литерного) дела.

11. Если в результате проведения проверочной закупки не удалось задокументировать подготавливаемое, совершаемое или совершенное противоправное деяние, то ее результаты приобщаются к материалам повторной проверочной закупки или к другим материалам ОРМ, содержащим признаки преступления, которые представляются уполномоченным должностным лицам (органам) в порядке, установленном настоящей Инструкцией.

12. В случае представления уполномоченным должностным лицам (органам) результатов ОРД, полученных при проведении ОРМ, которые ограничивают конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, к ним прилагаются копии судебных решений о проведении ОРМ.

13. Представление результатов ОРД, содержащих сведения об организации и тактике проведения оперативно-поисковых и оперативно-технических мероприятий, используемых при их проведении технических средствах, о штатных негласных сотрудниках оперативно-технических и оперативно-поисковых подразделений, должно в обязательном порядке согласовываться с исполнителями соответствующих мероприятий и осуществляться в соответствии с требованиями, предъявляемыми к обращению со сведениями, составляющими государственную тайну.

14. При необходимости рассекречивания сведений, содержащихся в материалах, отражающих результаты ОРД, руководителем органа, осуществляющего ОРД (начальником или его заместителем), выносится постановление о рассекречивании сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей (приложение N 3).

В иных случаях результаты ОРД, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, представляются в соответствии с установленным порядком ведения секретного делопроизводства.

15. Способ фактической передачи результатов ОРД уполномоченному должностному лицу (органу) (пересылка по почте, передача нарочным и другие способы) избираются органом, осуществляющим ОРД, в каждом конкретном случае с учетом требований нормативных правовых актов, регулирующих организацию делопроизводства.

16. К документам, указанным в пункте 6 настоящей Инструкции, прилагаются (при наличии) полученные (выполненные) при проведении ОРМ материалы фото- и киносъёмки, аудио- и видеозаписи и иные носители информации, а также материальные объекты, которые в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством могут быть признаны вещественными доказательствами*(8).

При этом информация о времени, месте и обстоятельствах получения прилагаемых материалов, документов и иных объектов, полученных при проведении ОРМ, должна быть отражена в сообщении (рапорте).

В случае необходимости описание индивидуальных признаков указанных материалов, документов и иных объектов может быть изложено в отдельном приложении к сообщению (рапорту).

17. Органом, осуществляющим ОРД, при подготовке и оформлении для передачи уполномоченным должностным лицам (органам) материалов, документов и иных объектов, полученных при проведении ОРМ, должны быть приняты необходимые меры по их сохранности и целостности (защита от деформации, размагничивания, обесцвечивания, стирания и другие). При представлении фонограммы к ней прилагается бумажный носитель записи переговоров.

Допускается представление материалов, документов и иных объектов, полученных при проведении ОРМ, в копиях (выписках), в том числе с переносом наиболее важных частей (разговоров, сюжетов) на единый носитель, о чем обязательно указывается в сообщении (рапорте) и на бумажном носителе записи переговоров. В этом случае оригиналы материалов, документов и иных объектов, полученных при проведении ОРМ, если они не были в дальнейшем истребованы уполномоченным должностным лицом (органом) хранятся в органе, осуществившем ОРМ, до завершения судебного разбирательства и вступления приговора в законную силу либо до прекращения уголовного дела (уголовного преследования).

III. Требования, предъявляемые к результатам ОРД, представляемым уполномоченным должностным лицам (органам)

18. Результаты ОРД, представляемые для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, должны содержать достаточные данные, указывающие на признаки преступления, а именно: сведения о том, где, когда, какие признаки и какого именно преступления обнаружены; при каких обстоятельствах имело место их обнаружение; сведения о лице (лицах), его совершившем (если они известны), и очевидцах преступления (если они известны); о местонахождении предметов и документов, которые могут быть признаны вещественными доказательствами по уголовному делу; о любых других фактах и обстоятельствах, имеющих значение для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

19. Результаты ОРД, представляемые для подготовки и осуществления процессуальных действий, должны содержать сведения (при установлении таковых) о местонахождении лиц, скрывающихся от органов предварительного расследования и суда; о лицах, которым известны обстоятельства и факты, имеющие значение для уголовного дела; о возможных источниках доказательств; о местонахождении предметов и документов, которые могут быть признаны вещественными доказательствами по уголовному делу; о других фактах и обстоятельствах, позволяющих определить объем и последовательность проведения процессуальных действий, выбрать наиболее эффективную тактику их производства, выработать оптимальную методику расследования по конкретному уголовному делу.

20. Результаты ОРД, представляемые для использования в доказывании по уголовным делам, должны позволять формировать доказательства, удовлетворяющие требованиям уголовно-процессуального законодательства, предъявляемым к доказательствам в целом, к соответствующим видам доказательств; содержать сведения, имеющие значение для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу, указания на ОРМ, при проведении которых получены предполагаемые доказательства, а также данные, позволяющие проверить в условиях уголовного судопроизводства доказательства, сформированные на их основе.

*(2) В соответствии с подпунктом 36.1 статьи 5 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации под результатами ОРД понимаются сведения, полученные в соответствии с Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности», о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших преступление и скрывшихся от органов дознания, следствия или суда.

*(4) Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 18, ст. 1940.

Источник

Что такое справка меморандум в орд

Принять предложение Минэкономразвития России, согласованное с МИДом России и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, о подписании Меморандума о сотрудничестве между Правительством Российской Федерации и Всемирным экономическим форумом по вопросу создания и функционирования Аффилированного центра четвертой промышленной революции (проект прилагается).

Поручить Заместителю Председателя Правительства Российской Федерации Чернышенко Д.Н. подписать от имени Правительства Российской Федерации указанный Меморандум, разрешив вносить в него изменения, не имеющие принципиального характера.

Председатель ПравительстваРоссийской Федерации М.Мишустин

МЕМОРАНДУМо сотрудничестве между Правительством Российской Федерации и Всемирным экономическим форумом по вопросу создания и функционирования Аффилированного центра четвертой промышленной революции

Правительство Российской Федерации, именуемое в дальнейшем «Правительство», и Всемирный экономический форум, именуемый в дальнейшем «Форум», совместно именуемые «Стороны»:

принимая во внимание, что Форум, основанный как фонд в 1971 году и расположенный в г. Женеве (Швейцария), является независимой и некоммерческой организацией и не преследует в своей деятельности какие-либо политические интересы, интересы отдельных групп или стран;

принимая во внимание, что 23 января 2015 года в знак признания Форума в качестве международной организации государственно-частного сотрудничества Федеральное Правительство Швейцарии и Форум подписали Соглашение о штаб-квартире согласно Закону о принимающем государстве Швейцарии, которое дополнительно усилило профиль и статус Форума;

принимая во внимание, что Стороны считают, что экономический прогресс не может быть устойчивым без социального развития, в то время как социальное развитие без экономического прогресса нецелесообразно;

принимая во внимание, что Форум заключает настоящий Меморандум с целью реализации миссии Форума и World Economic Forum LLC по улучшению положения дел в мире путем вовлечения деловых, политических, научных и других лидеров общества в процесс формирования глобальной, региональной и отраслевой повестки;

принимая во внимание, что Форум и World Economic Forum LLC создали Центр четвертой промышленной революции, расположенный в г. Сан-Франциско, в качестве новой площадки для сотрудничества, посвященной разработке принципов государственного управления, политики и протоколов, способствующих применению науки и техники в интересах всего человечества в эпоху трансформации, которая именуется четвертой промышленной революцией;

принимая во внимание, что Стороны разделяют мнение о том, что постоянная поддержка и содействие развитию Аффилированного центра со стороны Правительства имеют важнейшее значение для плодотворного и успешного сотрудничества между Аффилированным центром и Форумом, пришли к взаимопониманию о нижеследующем:

Пункт 1

Определения

Для целей настоящего Меморандума используемые в нем понятия означают:

Пункт 2

Взаимодействие Сторон

Стороны будут осуществлять взаимодействие по следующим направлениям:

содействие в пределах компетенции и полномочий по созданию и развитию Аффилированного центра на территории Российской Федерации и обеспечению возможности осуществления миссии и задач Аффилированного центра;

обеспечение взаимного обмена информацией и оказание консультационной поддержки Аффилированному центру в разработке и тестировании протоколов регулятивных практик в соответствии с задачами Глобального совета по четвертой промышленной революции;

оказание поддержки Аффилированному центру в совместной разработке регулятивных практик в соответствии с задачами Глобального совета по четвертой промышленной революции;

оказание взаимной экспертной и консультационной помощи в процессе создания и функционирования Аффилированного центра;

информационное взаимодействие в целях организации и проведения мероприятий, в том числе с привлечением представителей Сторон.

Со стороны Правительства органом государственной власти, реализующим положения настоящего Меморандума, выступает Министерство экономического развития Российской Федерации.

Области взаимодействия, описанные выше, не носят финансовый характер. Взаимодействие происходит на безвозмездной основе.

Пункт 3

Прочие положения

3.1. Все изменения и дополнения к настоящему Меморандуму оформляются в форме дополнительного соглашения по взаимному согласию Сторон.

3.2. Ни одна из Сторон не будет использовать средства индивидуализации другой Стороны без предварительного письменного согласия другой Стороны в отношении формы, содержания и контекста такого использования.

3.3. В случае возникновения любых разногласий, связанных с толкованием, применением или последствиями применения настоящего Меморандума, обе Стороны добросовестно будут прилагать все усилия для достижения путем переговоров урегулирования возникших разногласий.

3.4. Настоящий Меморандум не является международным договором и не влечет за собой никаких взаимных правовых и финансовых обязательств ни для одной из Сторон.

Пункт 4

Продолжительность и прекращение применения

4.2. Любая Сторона может немедленно прекратить применение настоящего Меморандума, направив письменное уведомление другой Стороне, в том числе если отсутствует поддержка и участие одной из Сторон в создании и развитии Аффилированного центра.

Подписан в г. » » 20 г. в двух экземплярах, каждый на русском и английском языках.

Источник

Меморандум

Слово «меморандум» может иметь значение послания, содержащего напоминание о каком-либо предмете (в частности, в торговых связях). Встречается этот термин и в страховых полисах, где он обозначает список рисков, от которых осуществляется страхование.

Понятие «меморандум» (происходит от латинского memorandum со значением «нечто, что требуется помнить») используется также в межгосударственных или деловых отношениях. В данной сфере это слово означает документ дипломатического характера, который передается лично представителю другого государства (либо фирмы) или прилагается к дипломатической ноте. В меморандуме подробно приводят факты, относящиеся к делу, в котором заинтересованы как адресант, так и адресат, исследуют различные нюансы. В него включают доводы в поддержку точки зрения руководства страны (или другой стороны, ведущей переговоры). В различных ведомствах под меморандумом понимают справку служебного характера или записку с докладом. В коммерции это письмо, содержащее напоминание об определенном предмете. В страховых полисах, особенно в морских, — это перечень существующих рисков, для которых страхование не выполняется. Есть также значение ограничения, введенного фирмой-дистрибьютором киноленты по бонусам, доступным для организаций проката. Термин используется и как пометка, связанная с любым предметом, который следует зафиксировать в памяти человека. Инвестиционный меморандум — это бумага, включающая упорядоченные сведения, сообщаемые компаниям, которые могут вложить средства в фирму-составителя.

Меморандум — это документ, который носит формальный правовой характер и в большинстве случаев составляется в сфере дипломатии. В нем отражается разъяснение сути определенного предмета либо содержится напоминание составителя, адресованное получателю, о необходимости осуществления определенного действия или исполнения обещания. Зачастую меморандум озвучивает существенные проблемы государственного или политического уровня в межгосударственных отношениях, если для их решения необходимо согласование усилий обеих стран.

Понятие «меморандум» может иметь следующий смысл.

Меморандум в большинстве случаев является дополнением к ноте (сама нота представляет собой документ, посредством которого высказывается притязание или провозглашается право либо протест против некорректных действий иной страны). В меморандуме перечисляются факты, относящиеся к некоему предмету, в нем исследуются определенные положения, перечисляются аргументы, опровергающие позицию противоположной стороны. При выпуске меморандума-приложения номер не требуется, его оформляют на бланке, часто упоминая адрес и время его отправления, но в некоторых государствах последнее не требуется. При отправке меморандума с нарочным либо отдельно (в этом случае он носит название «меморандум-экспресс») его оформляют уже на бланке, на который помещают дату, когда он был составлен, и место отправления. Однако печать и подпись на этой бумаге отсутствуют.

Источник

Меморандум об адвокатских намерениях

Что такое справка меморандум в орд. Смотреть фото Что такое справка меморандум в орд. Смотреть картинку Что такое справка меморандум в орд. Картинка про Что такое справка меморандум в орд. Фото Что такое справка меморандум в орд

Как адвокат боролся со следствием его же методами

К раснодарского адвоката Наталью Фараджеву с весны 2020 года обвиняют в обещании посредничества во взяточничестве (ч. 5 ст. 291.1 УК). К ней за консультацией обратился потенциальный доверитель Тагар Мамедов, которому грозило уголовное дело. По версии следствия, адвокат предложила ему отбиться взяткой в 1,2 млн рублей – и якобы вызвалась сама её передать («АУ» подробно рассказывала об этом деле). Коллеги-адвокаты, в том числе и я, вступились за Фараджеву, потому что никаких доказательств в деле не просто нет.

Нет и причин держать Фараджеву в СИЗО. Но следствие обзавелось справкой-меморандумом, которую выписало местное УФСБ. В ней было указано, что Фараджева оказывает «непроцессуальное воздействие» на заявителя… через адвокатов АП Краснодарского края, имеющих «связи» среди «высокопоставленных сотрудников правоохранительных органов»! Якобы таким образом она пытается уйти от ответственности. После этой справки Фараджеву задержали – и следователь попросил суд отправить её под стражу.

Эти заявления не были подкреплены никакими доказательствами – но именно на справке базировалось ходатайство об избрании «стражи» в качестве меры пресечения.

Надо сказать, что до этого я уже раза четыре сталкивался с использованием справок-меморандумов. Все эти ситуации были похожи. Следователь уходит со словами: «Ладно, будет вам доказательство», а потом приносит вот такую справку. Она у него оказывается якобы случайно – мол, сотрудники полиции от каких-то негласных источников в изоляторе услышали, что подозреваемый выражал желание отомстить потерпевшему. И всё – вот вам причина оставить человека в СИЗО. Главное, чтобы информация была непроверяемая.

Это, разумеется, абсолютно незаконно. Справки-меморандумы не являются доказательствами, есть даже решения двух судов Ставропольского края об исключении справок как доказательств. Тем не менее я всё чаще их вижу. Меморандум появляется тогда, когда нет ничего, чтобы отправить человека под стражу – или продлить арест. И все попытки вызвать оперативного работника в суд, чтобы он дал показания, точно не увенчаются успехом.

Я пытался с ними бороться. Однажды следователь принёс справку после замечания от судьи и перерыва в судебном заседании – и я написал заявление в СК об отводе следователя, указывая его руководству, что он предвзят. В другом случае я написал заявление о фальсификации доказательств в отношении сотрудника полиции, подписавшего справку. Проверка до сих пор проводится, но вывод один – процессуальных инструментов у нас слишком мало. Получается, что этим справкам, поступающим из оперативных органов, просто невозможно противостоять. И в деле Фараджевой следствие не придумало ничего нового.

На заседании по избранию меры пресечения мы с коллегами специально уточняли у следователя – а была ли информация, указанная в справке-меморандуме, подтверждена следственным путём? На основании каких сведений была составлена справка? Однако сотрудник лишь ссылался на коллег из УФСБ – хотя вообще-то должен был сам проверять эти данные, ведь у него находится уголовное дело. И если есть информация, что подозреваемый может скрыться или на кого-то давить, это образует уже новые составы преступления. Тем не менее 28 октября Фараджеву отправили в СИЗО – на основании такой вот справочки.

В результате мероприятия получены данные о том, что адвокаты палаты Краснодарского края не имеют связей в среде высокопоставленных сотрудников правоохранительных органов, характер которых позволил бы сделать вывод о том, что указанные сотрудники могут злоупотреблять своими должностными обязанностями в интересах адвоката Фараджевой.

Также я указал в справке, что Фараджева «не осуществляет попыток по уходу от уголовной ответственности» и «не оказывает непроцессуального воздействия на заявителя».

Судья удивился, улыбнулся – и приобщил мою справку. Следствие и прокурор отреагировали так же, как и всегда – фразой «на рассмотрение суда». А вот коллеги-адвокаты, с которыми я заранее свою справку не обсуждал, комментировали идею очень одобрительно. Говорили, что это интересно, что они будут это использовать. Это хоть как-то оживило процесс. Но апелляция всё же оставила в силе постановление о «страже».

Судебные заседания по мере пресечения – это демонстрация того, к чему стремится весь наш уголовный процесс. Абсолютная формализация и ритуал – секретные свидетели, негласные источники и непроверяемая информация. В том числе и справки-меморандумы.

Но нам же надо что-то делать. Мы же не можем просто так приходить в суд, натирать свои адвокатские значки до блеска и пускать солнечных зайчиков в глаза наших клиентов – поэтому приходится быть изобретательнее.

Записала Ольга Лукьянова (ИД «Коммерсантъ»)

Редактор: Александр Черных (ИД «Коммерсантъ»)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *