Что такое справка о дтп
Нужна ли справка о ДТП по форме 154 для страховой сейчас, как её получить и как выглядит?
Справка о ДТП официально утверждена отдельным Приказом МВД. Однако, соответствующий нормативно-правовой акт уже давно утратил свою силу и не действует. Тем не менее, в страховых компаниях нередко до сих пор продолжают требовать её и утверждать, что это основной документ со сведениями о происшествии. Так нужна ли справка о дорожно-транспортном происшествии в 2021 году? Как она выглядит, как, где и в какой срок её можно забрать и вообще можно ли получить в ГИБДД? И главное, что делать, если страховщик требует её с потерпевшего или виновника или же по закону выплата производится без справки? Обо всём этом по порядку и со ссылками на официальные законы рассказываем в этой статье.
Страховая просит справку о ДТП по форме №154 – что это такое?
Законодательство об ОСАГО работает довольно чётко и логично:
Здесь всё, казалось бы, закономерно – страховщику для правильного расчёта страховой выплаты по ОСАГО, а также для избежания мошеннических схем необходима справка о ДТП. Её можно смело назвать самым главным документом среди прочих, так как в ней отражены самые основные обстоятельства до и после аварии, включая её условия и повреждения автомобилей. А пишется она не самими участниками происшествия, а выдача справки производится сотрудником ГИБДД
Но давайте последовательно рассмотрим, причём здесь справка по форме №154 о ДТП, и как её получить в 2021 году!
Итак, в законодательстве ранее существовал Приказ МВД №185, пункт 214 которого определяет правила выезда сотрудников ГАИ на место дорожного происшествия. В частности, здесь говорится (последнее предложение пункта 214), что всем участникам ДТП должна выдаваться справка о ДТП по утверждённой Приказом МВД №154 форме.
А сам Приказ №154 МВД фактически утверждает такую справку как таковую, а также приводит её официальный бланк.
Как выглядит образец?
Сам образец справки идёт приложением к указанному нормативно-правовому акту. Вы можете скачать его и посмотреть по этой ссылке.
ГИБДД мне не выдали справку после ДТП – а должны ли были?
Вы заметили, что выше мы писали о правилах выдачи этого документа в прошедшем времени. И это неспроста! Дело в том, что указанный выше Приказ №185 утратил свою силу.
Как в итоге получить справку о ДТП в 2021 году от сотрудника ГИБДД? Таким образом, никак. Фактически обязанность её выдавать должностными лицами Госавтоинспекции отменили.
Произошла отмена данной обязанности ещё в 2017 году (Приложение №2), когда вступил в законную силу новый документ, взамен того, что под номером 185. Новый Приказ №664 содержит изменённые правила проведения административных процедур сотрудниками ГИБДД, вместе с тем, и при дорожных происшествиях сейчас ГАИ не дают справку о ДТП.
Как и где получить этот документ для страховой компании в 2021 году?
Так и что делать конечному потерпевшему или виновнику аварии?! Где взять пресловутую справку, если обязанность выдавать её после ДТП отменена?
На самом деле, всё очень просто. Вместе с упразднением данного документа было отменено соответствующее требование от страховых компаний этой справки в качестве обязательного документа. Пункт 3.10 Правил страхования определяет актуальный список документов для подачи заявления о возмещении. И здесь нет ни слова о том, что вам нужна справка о ДТП по форме №154.
Тем не менее, такая справедливость была не всегда. Дело в том, что в то же 2017 году сначала отменили справку, и только потом убрали её из перечня обязательных документов после ДТП для направления страховщику. Получилась своеобразная коллизия:
Вот, к примеру, разъяснение МВД о том, теперь они не будут выдавать такие справки. При этом, ни слова о том, что делать теперь клиентам страховых, которые не могут забрать этот документ, чтобы предоставить для возможности страховой компенсации ущерба.
Не будем в рамках данной статьи рассуждать о корысти и злонамеренности отказов в выплатах страховщиками, которые воспользовались данной недоработкой в законодательстве. Вам нужно знать только одно – в связи с такой противоречивостью нормативных актов Банк России выпустил официальное разъяснение. В нём он разъяснил, что на фоне обязательности справки о дорожном происшествии от ГИБДД для страховой и невозможности её получить от сотрудников, требование этого документа работниками страховых недопустимо.
Вот официальная трактовка из разъяснения:
Поскольку Регламентом МВД не предусмотрена выдача сотрудниками полиции справки о ДТП, требование о представлении указанного документа при рассмотрении страховщиком заявления потерпевшего о страховом возмещении или прямом возмещении убытков по дорожно-транспортным происшествиям, имевшим место, начиная с 20 октября 2017 года, неправомерно.
Но в страховой всё равно говорят, что она нужна – что делать потерпевшему?
Здесь в теории закономерны два пути:
К сожалению российских реалий, часто бывает так, что там, где правда – добиться её гораздо сложнее, нежели пойти на поводу нарушающего закон. Например, покланяться инспектору ДПС по его незаконному требованию, чем доказать, что оно незаконно. Однако, здесь правда на вашей стороне и отстоять её гораздо легче, чем смириться и искать справку о ДТП.
Однако, дело здесь не в самой простоте доказывания, а в сложности добыть как раз справку о ДТП. Её вам никто в 2021 году просто не выдаст. Зато страховщику часто достаточно бывает указать на пункт 3.10 и незаконность требования этого документа.
В любом случае, по состоянию на 2021 год ситуации, когда страховая вам укажет, что им нужна конкретно справка о ДТП, крайне редки. В нашей практике уже последние 3 года таких случаев неизвестно.
Если справка о ДТП отменена, то как страховая узнает о повреждениях?
Но не нужно думать, что вместе с отменой документа упразднилась и возможность страховой компании узнать о повреждениях и других обстоятельствах ДТП. Да, среди обязательных бумаг остаются постановление или определение, данные полиса ОСАГО потерпевшего и виновника, а также извещение об аварии. Как раз в последнем указываются все основные данные о произошедшем ДТП. Однако, минус для страховщика в том, что заполняется извещение самими участниками, и корректность никто не проверяет.
Тем не менее, ГИБДД сейчас пишут все сведения о ДТП, просто делают это не в справке, а в любых других необходимых в перечне закона Об ОСАГО бумагах. Чаще всего такие сведения указываются в копии постановления на виновника (в том числе на распечатанном в терминале либо на обратной стороне рукописного образца постановления).
В частности, описанный выше порядок замены справки иными документами разъяснён и полицией тоже:
В первичном процессуальном документе будут кратко отражаться сведения, которые ранее содержались в справке о ДТП (сведения о транспортных средствах и их повреждениях, о страховых полисах ОСАГО, участниках происшествия).
Таким образом, если формально всё поменялось – вы можете обратиться в страховую после ДТП без справки ГИБДД, то сама суть осталась та же: подробная информация и обстоятельства происшествия поступают в страховую от ГИБДД. Кроме того, никто не отменял возможность запрашивать страховщиками информацию из ГАИ и обязанность предоставлять её по такому запросу от сотрудников Госавтоинспекции. А ещё многое можно понять из схемы ДТП.
У меня есть все документы для выплаты по ОСАГО на руках – что дальше?
Итак, если у вас есть необходимый набор всех документов, согласно пункту 3.10 Правил страхования, то самое закономерное, что делать дальше – это подать их страховщику. Более подробно список таких документов, а также правила, сроки их подачи и тонкости требования определённых бумаг мы рассмотрели в специальной статье про набор документов для страховой после ДТП.
Также предлагаем вашему вниманию следующие важные статьи.
Справка из ГИБДД о ДТП для страховой компании
Что такое справка о ДТП из ГИБДД и для чего она требовалась
Как она составлялась, как ее можно было получить и другие особенности
О дним из самых важных документов при обращении в страховую компанию для получение страхового возмещения является справка о ДТП. Этот документ может быть составлен исключительно сотрудником Госавтоинспекции и имеет строго установленную форму. Разберем более подробно, как должна составляться справка и какие особенности в ее заполнении.
Что такое справка о ДТП для страховой?
Справка о ДТП – обязательный (ранее) документ, который должен быть предоставлен в страховую компанию вместе с остальными документами для получения суммы страхового возмещения. Ранее такая справка была необходима в случае любого ДТП, в том числе и при судебном разбирательстве. Исключением были лишь те случаи, когда при аварии использовался Европротокол – тут обязательный документ Извещение о ДТП (составленное и подписанное совместно участниками аварии).
Если происшествие оформлялось без участия сотрудников Госавтоинспекции получить справку о ДТП не представлялось возможным.
В 2017 году были внесены изменения, согласно которым было принято решение об отмене выдачи справок о ДТП. Вместо этого теперь необходимо сдавать страховой компании приложение к протоколу с места происшествия.
В справке обаятельно должно содержаться:
Срок действия такого документа отсутствует. Но, необходимо заметить, что общий срок за обращением на выплату страхового возмещения составляет 3 года со дня аварии (исключением в данном случае может быть причинение вреда здоровью, поскольку, когда есть пострадавшие в аварии, срок давности по взысканию суммы компенсации отсутствует).
Получение справки в ГИБДД
Сам документ очень простой и понятный, его содержание не должно вызывать никаких вопросов. Но, тем не менее, существуют определённые правила составления документов, чтобы не допускать ошибки при его заполнении, и в результате получить отказ в выплате суммы страхового возмещения от страховой компании. В любом случае, это документ, который очень важен при обращении в страховую компанию, и, разумеется, необходимо контролировать, чтобы в нем содержались корректные и актуальные сведения.
Вызов на место аварии представителей ГИБДД
Составлять документ и фиксировать происшествие могут только сотрудники Госавтоинспекции. Кроме того, если в столкновении был причинен вред жизни или здоровью людей, вызов сотрудников Госавтоинспекции становится обязательным. Лишь в том случае если ущерб транспортному средству является незначительным, стороны не имеют споров относительно обстоятельств аварии, можно обойтись без вызова сотрудников Госавтоинспекции.
Для этого требуется зафиксировать место происшествия (осуществить фото- и видеосъемку происшествия, поврежденных автомобилей, места удара), далее можно приехать в ближайший пост ГИБДД и получит необходимые документы.
Составление справки
Данная справка составляется по форме №154, предусматривает единый образец составления. Подтверждением того, что справка не поддельная является специальный знак по печати в левом верхнем углу документа. Это было сделано для того, чтобы страховая компания не могла настаивать на подделке документов.
Как правило, такая справка составлялась от руки, к ее составлению есть определённые требования:
Если личность пострадавших лиц не установлена, эта пометка также вносится в справку о ДТП. На основном листе обязательно должна быть сделана отметка о количестве листов (приложений).
Внесение изменений
До того момента как стороны подпишут все документы было разрешено вносить изменения и корректировки. Также, перед тем как подписать документ, необходимо было внимательно ознакомиться сего содержанием, в случае если лицо было с чем-то не согласно, можно было оперативно внести изменения.
Получение справки
После того как справка была оформлена, каждой из сторон вручался экземпляр. Его передавали даже тем, кто не участвовал в столкновении, но его имуществу причинен ущерб.
Также возникали случаи, когда невозможно было оформить справку на месте аварии, например, когда ТС подлежит экстренной эвакуации, в таких случаях справка могла быть составлена позже. Получить готовый документ можно было не позднее пяти дней с момента аварии. Как правило выдача справки производилась в ближайшем пункте Госавтоинспекции.
Также, если пострадавшее лицо в момент оформления документов находилось без сознания или было госпитализировано, оно могло получить справку позже, в течение 3х лет. Ранее данный документ был обязательным, без него невозможно было получить сумму страхового возмещения от страховой компании. Также, если документ был утерян, или необходимо было получить второй экземпляр, можно было это сделать в Госавтоинспекции в любое время.
Что делать, если справку в ГИБДД не выдают?
Как правило таких трудностей не возникало поскольку нет никаких ограничений на количество выдаваемых справок, но, если вдруг такая ситуация произошла, можно было подать жалобу на сотрудника его вышестоящему руководителю. Такие вопросы решаются очень быстро и человек может получить необходимый документ. Также никто не запрещает в подобных ситуациях подавать жалобу в прокуратуру по факту нарушения прав со стороны правоохранительных органов.
Виновник скрылся с места ДТП
В документ всегда вносили лишь те сведения, которые были достоверно известны. К ним относились те лица, которые присутствовали при составлении всех документов, давали показания, участвовали во всей процедуре оформления дорожно-транспортного происшествия. Все присутствующие участники аварии обязательно получали полный пакет документов, включая справку.
Также важно заметить, что в справке о ДТП отражён лишь факт произошедшей аварии, и для этого не имело значения, сколько участников столкновения присутствовали в момент ее составления, а также такие нюансы как повреждения, сумма ущерба и степень вины участников.
Что делать при утрате?
В случае потери или порчи документа, не возникало никаких трудностей, поскольку в любой момент можно беспрепятственно получить копию справки в Госавтоинспекции, которая ее выдавала. Обратиться моно было письменно, либо лично. Единственное ограничение – срок для получения (не позднее трех лет с момента аварии), поскольку все документы в ГИБДД хранятся не более установленного срока.
Хотим отметить, насколько важен был данный документ, поскольку зачастую от него также зависело решение страховой компании об отказе или удовлетворении заявления о выплате суммы страхового возмещения. Поэтому очень важно относиться к документам с особым вниманием и контролировать процесс их оформления и подписания всеми участниками дорожно-транспортного происшествия.
Напоминаем, что на данный момент эта справка более не является обязательной.
Видео
ГИБДД больше не выдает справки о ДТП. Как это работает, кто виноват и что делать?
С 20 октября ГИБДД не оформляет справки о дорожно-транспортных происшествиях, и уже есть первые вполне прогнозируемые результаты: споры водителей с инспекторами, конфликты со страховыми компаниями, неразбериха в общении МВД и Российского союза страховщиков. А главное — вполне реальный риск для автовладельцев остаться без страхового возмещения.
За прошедшее время набралось немало сообщений о случаях, когда инспекторы, оформляя ДТП по-новому, выдают водителям на руки только оригиналы или копии постановления об административном правонарушении (или протокола), в котором, как обычно, указан виновник, но не приведены необходимые для страховщиков данные о других участниках происшествия, о повреждениях автомобилей, о собственниках и об их страховых полисах. Представители ГИБДД уверяют водителей, что всю информацию страховщики получат «в электронном виде», — и умывают руки, а страховые компании, в свою очередь, напоминают автомобилистам, что закон об ОСАГО никто не отменял, а его статья 11 по-прежнему требует представить в страховую «документы о дорожно-транспортном происшествии, оформленные уполномоченными на то сотрудниками полиции», — именно таким документом и была справка о ДТП. Исключением для закона остаются лишь случаи, подпадающие под европротокол (только имущественный вред и отсутствие споров по поводу виновника), но его оформляют далеко не все, рассчитывая как раз на то, что документы от ГИБДД надежнее.
Наглядный пример, когда сотрудники ГИБДД оформили документы вроде бы по новым требованиям, но «для галочки». Постановления об административном правонарушении дополнены некоторыми сведениями для страховой компании, но среди них не хватает VIN-номеров автомобилей, даты рождения водителей, данных о собственниках, телефонных номеров и данных об освидетельствовании. Такие документы от ГИБДД в страховой скорее всего не примут и попросят дооформить извещение с полным набором данных
Ну а дальше — вполне логичный замкнутый круг, в котором страховщики и полиция по очереди отфутболивают автомобилистов. Хотя на самом деле все должно было работать иначе.
Почему отменили справку и что вместо нее?
О своем желании избавиться от лишних хлопот по оформлению ДТП полицейское ведомство предупреждало еще два года назад, ссылаясь на то, что извещение о ДТП, которое водители заполняют самостоятельно, и так дает страховщикам сведения обо всех обстоятельствах аварии. При этом Госавтоинспекцию явно не заботила необходимость внести поправки в закон об ОСАГО: МВД ожидало, что Центробанк (а на него в России возложено регулирование страхового рынка) и Российский союз страховщиков решат эту проблему сами, разработав новые правила ОСАГО. Но при этом никто, включая рядовых сотрудников ГИБДД, не верил, что справки все-таки отменят. Так что 20 октября гром грянул почти для всех.
С этой даты в МВД действует новый внутренний регламент* работы инспекторов ГИБДД, и в нем появилось немало новшеств — например, теперь разрешается размещать камеры фотовидеофиксации в местах действия временных дорожных знаков, а инспекторы получили право останавливать водителей вне стационарных постов без объяснения оснований. Но отмена «справки по форме 154» (так ее называли, потому что образец утверждался приказом МВД России от 01.04.2011 №154) — самое резонансное новшество.
При этом ГИБДД формально не снимала с инспекторов обязанности собрать информацию об участниках ДТП и повреждениях автомобилей, и 18 октября в региональные подразделения Госавтоинспекции было направлено внутреннее разъяснение, в котором говорится, что после 20 октября инспекторы должны вместо оформления «справки по форме 154» вносить дополнительные сведения в протокол или постановление об административном правонарушении, либо в определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении. Этих документов по замыслу МВД будет достаточно для обращения в страховую компанию. Но на практике, как обычно, все работает по-другому.
Еще один пример того, что краткость — не всегда добродетель, особенно если дело касается заполнения документов о ДТП. Описывая обстоятельства происшествия инспектор «пояснил», что «транспортные средства получили механические повреждения правая задняя дверь с накладкой осаго EEEXXXXXXXXXX согласие, осаго бмв: ЕЕЕХХХХХХХХХХ Росгосстрах повр: пербампер. лев угол». Судя по всему, пострадавшему автомобилисту предстоят незабываемые минуты общения со страховой компанией
Наши вопросы о том, как водитель и инспектор должны теперь общаться при оформлении ДТП, в пресс-службе МВД оставили без ответа. Однако Российский союз страховщиков и службы аварийных комиссаров смогли немного прояснить ситуацию и помогли составить эту шпаргалку, хотя РСА и оговорился, что детали нового механизма оформления аварий до конца не ясны, поэтому не исключены задержки в рассмотрении страховых случаев.
Какие документы и кому теперь выдает инспектор?
Если прежде справку о ДТП получал каждый участник происшествия и в ней были сведения обо всех других участниках, включая прямое указание на тех, кто именно нарушил Правила дорожного движения, то протокол об административном правонарушении (так же как и постановление), по сути, адресован только водителю-виновнику. Все остальные «действующие лица» ДТП тоже имеют право получить копии документов, но для этого сами должны обратиться к инспектору.
В Москве и в регионах ГИБДД уже выдает протоколы и постановления об административном правонарушении, заполненные по новым правилам. На них в графе «Обстоятельства» или в приложенной специальной форме указаны дополнительные сведения, которые условно можно разделить на четыре группы:
а) имена и даты рождения всех участников ДТП;
б) данные обо всех транспортных средствах;
в) номера полисов ОСАГО и названия страховых компаний;
г) описание повреждений.
Однако спектр информации в упраздненной справке о ДТП был несравнимо шире: там в отдельных графах указывались данные о VIN-кодах автомобилей, координаты места аварии, телефоны участников и результаты медицинского освидетельствования. При этом в РСА нам ответили, что в случае оформления процессуальных документов сотрудниками полиции необходимо настаивать на том, что эти документы должны содержать сведения о:
— транспортных средствах всех участников ДТП (марки, модели, государственные регистрационные знаки, VIN-коды);
— ФИО водителей — участников ДТП с указанием места жительства и даты рождения;
— ФИО собственников транспортных средств участников ДТП;
— страховых полисах ОСАГО участников ДТП (серия, номер, наименование страховщика);
— нарушениях Правил дорожного движения со стороны участников ДТП;
— направлении участников ДТП на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.
Хотя что значит настаивать? Понятно, что если инспектор не горит желанием вносить в документы все эти данные, то способов заставить его это сделать у водителя почти нет. Необходимо брать дело в свои руки, а единственным документом, который может содержать всю эту информацию, отныне остается извещение о ДТП.
Почему отныне необходимо всегда заполнять извещение о ДТП?
Представители РСА и служб аварийных комиссаров пояснили нам, что в новых условиях «участникам ДТП необходимо во всех случаях происшествий в обязательном порядке заполнять все поля извещения о ДТП».
Главное — проверить записанные в извещение данные и помнить, что на каждом из заполненных бланков должны стоять подписи всех участников ДТП! А если транспортных средств больше двух, то нужно заполнить несколько комплектов извещений — по одному на «контакт» между машинами, но при этом в каждом извещении на обороте в описании происшествия должны быть указаны все участники.
«На месте происшествия стоит собрать как можно больше информации об аварии, сделать фотографии с использованием геотегов, снять видео, записать данные о других водителях и автомобилях, а если нет уверенности в своих навыках, то лучше вызвать аварийного комиссара», — советует Глеб Виленский, заместитель руководителя Всероссийской оперативной службы экстренной помощи пострадавшим в ДТП.
Что делать, если ГИБДД не определила виновных в аварии?
Еще один случай, когда роль извещения о ДТП выходит на первый план. Дело в том, что по российским законам формально возможен такой нонсенс, как «ДТП без виновника». Точнее, ДТП всегда происходит из-за того, что кто-то нарушил Правила дорожного движения, но не всегда за это нарушение предусмотрена административная ответственность — примером может быть пункт 10.1 ПДД, когда водитель не справился с управлением без превышения скорости. А если нет административного наказания, то не возникает и гражданской ответственности, а вместе с ней — и формального повода для выплаты по ОСАГО. Иными словами, у ДТП может быть и виновник-нарушитель, и пострадавший с полным набором документов от ГИБДД, но, если в них отсутствует факт административного наказания, страховая получит повод отказать в выплате по ОСАГО, и тогда возмещать ущерб придется через суд.
Однако если происшествие оформлено в рамках европротокола без участия ГИБДД, то выплата возможна и без наступления административной ответственности — главное, чтобы в извещении все участники удостоверили отсутствие разногласий между собой.
Ну а в случае, если по представленным в страховую компанию документам невозможно установить распределение ответственности за причинение вреда между участниками ДТП, то страховщик осуществляет выплату в размере доли ущерба, определенной как отношение размера ущерба к числу участников ДТП.
Какую бумагу выдаст ГИБДД, если виновник аварии скрылся?
В этом вопросе тоже почти ничего не меняется по сути: вместо справки о ДТП водитель поврежденного автомобиля должен получить от ГИБДД копию определения о возбуждении дела об административном правонарушении с описанием обстоятельств происшествия, а дальше все будет зависеть от результатов расследования. Если полиция найдет скрывшегося участника и у того будет полис ОСАГО, то ущерб, скорее всего, возместят, а если виновник не обнаружится — не будет и выплаты.
Какой документ от ГИБДД теперь нужен для выплаты по К аско?
Так как Каско — добровольный вид страхования, его правила определяет каждый страховщик самостоятельно, и в новых условиях оформления документов от ГИБДД эти правила могут измениться. Но скорее всего, как и в случае с ОСАГО, роль отмененной «справки по форме 154» должны сыграть протокол об административном правонарушении или определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении. А если авария оформляется по европротоколу, то требования к обращению за выплатой будут такими же, как и в случае с ОСАГО, иными словами — нужно оформлять извещение и собирать максимум документов от ГИБДД.
Допустим, инспектор, будучи в курсе нововведений, справку о ДТП по старой форме выдавать отказался, но при этом описание происшествия ни в какие другие документы не внес — то ли намеренно, то ли по рассеянности. Сами водители тоже ничего не заполняли. Что дальше? Это, возможно, самый неприятный случай. При наиболее благоприятном исходе страховщик попросит дооформить извещение вместе с другими участниками ДТП, ну а если сделать это невозможно и нет шансов получить от полиции документ, в котором содержалось бы указание на виновника аварии и на ее последствия, то дело пахнет отказом в выплате и необходимостью добиваться возмещения через суд.
* Официально он называется «Административный регламент исполнения МВД РФ государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства РФ в области обеспечения безопасности дорожного движения»