Что такое справочно правовая система
Справочно-правовая система
Справочно-правовые системы (информационно-правовые системы) — класс компьютерных баз данных, содержащих тексты указов, постановлений и решений различных государственных органов. Подкрепленные нормативными документами, они также содержат консультации специалистов по праву, бухгалтерскому и налоговому учёту, судебные решения, типовые формы деловых документов и др.
Существенно повышают производительность юристов, бухгалтеров, аудиторов, руководителей организаций при решении правовых вопросов.
Содержание
История
Компьютерные справочно-правовые системы появились еще во второй половине 60-х годов прошлого века по мере развития современных технологий и систем телекоммуникаций. Первой электронной картотекой для компьютерного поиска правовой информации стала бельгийская система, заработавшая в 1967 году. Система была создана совместными усилиями университетов Бельгии и Бельгийского союза адвокатов и нотариусов. В информационный банк системы вошли данные о документах внутреннего и международного права, а также о парламентских материалах. Однако CREDOC не предполагала прямой связи пользователя с правовой базой для получения интересующих его данных — пользователю необходимо было обратиться в специальное информационное бюро. Оттуда приходил ответ, причем срок ожидания составлял от 2 до 8 дней.
Разработка первой справочной правовой системы — Lexis (сейчас LexisNexis) началась в том же 1967 году с соглашения между Коллегией адвокатов штата Огайо и фирмой Mead Data Central. В отличие от электронного каталога CREDOC американская система была полнотекстовой, то есть позволяла не только находить необходимые документы среди сотен тысяч других, но и работать с самими текстами, а также предоставляла дополнительную информацию к ним, более того, стал возможен поиск по контексту и датам. В 1980 году в Lexis было включено британское законодательство, с 1981 года — и британские судебные прецеденты. В это же время система стала доступна пользователям Великобритании, а с 1985 года — Австралии.
Начало созданию справочно-правовых систем в СССР было положено в 1975 году, когда было принято решение о создании первой информационной базы нормативных документов (Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 558 «О мерах по дальнейшему совершенствованию хозяйственного законодательства» от 25.06.1975 г.). Признавалось необходимым «ввести государственный учёт нормативных актов СССР и союзных республик, а также организовать централизованную информацию о таких актах».
Для реализации этого решения при Министерстве юстиции СССР был создан Научный центр правовой информации (НЦПИ). В его задачи вошли государственный учёт нормативных актов и разработка правовых баз данных. В дальнейшем силами НЦПИ была создана первая справочная правовая система «Эталон», предназначенная для использования в государственных структурах.
В конце 1980-х — начале 1990-х годов началось динамичное развитие российского законодательства и одновременно широкое распространение персональных компьютеров. Многие специалисты ощутили острую потребность в полной и актуальной правовой информации. Ключевую роль в создании рынка СПС в России (как и в зарубежных странах) сыграли негосударственные компании.
Первым разработчиком коммерческой правовой базы данных стало агентство Intralex, которое в 1989 году представило программный комплекс «Юридическая справочно-информационная система» (ЮСИС).
В 1990 году была выпущена СПС «Гарант» — разработка Научно-производственного объединения «Вычислительная математика и информатика» (НПО «ВМИ»). В дальнейшем от НПО «ВМИ» отделилась компания «Гарант-Сервис», которая в настоящее время распространяет систему «Гарант». В системе имеются международные и федеральные документы, судебные решения, финансовые консультации, тексты различных указов, судебная и арбитражная практика, международные договоры, проекты законов, формы документов, бизнес-справки и пр. Еженедельное пополнение составляет 8—12 тыс. документов. Высшая патентная палата Российского агентства по патентам и товарным знакам признала словесное обозначение «Гарант» общеизвестным в Российской Федерации товарным знаком, начиная с 1 января 1998 года.
В 1992 году НПО «ВМИ» выпустило СПС «КонсультантПлюс», которая как учитывала опыт прошлых лет, так и содержала новые решения: во-первых, было реализовано оперативное, без задержек, обновление информации на компьютерах пользователей, во-вторых, налажена организация качественного и надежного сервиса для пользователей — основополагающие на сегодня элементы всей российской отрасли распространения правовой информации. В настоящее время пользователями «КонсультантПлюс» являются свыше 200 тыс. организаций. В системе имеются федеральные и международные документы, судебные решения, финансовые консультации. Состоит из федеральной, региональной и местной базы данных.
В последующие годы была создана СПС «Кодекс», основным отличием которой является большое количество нормативно-технических документов (ГОСТ, СНиП, СанПиН и т. д.), наличие специализированных справочных систем по различным отраслям — строительство, экология, электроэнергетика, охрана труда и т. д.
Государственные системы
К государственным справочно-правовым системам относятся [1] :
8 cправочно-правовых систем
Вопрос правовой информированности является актуальным для специалистов различных сфер деятельности — юридической, экономической, налоговой, банковской, предпринимательской и других. Сегодня нет направлений, в которых можно обойтись без нормативной базы. И регулярно меняющаяся правовая система требует поиска новых инструментов. Такими современными инструментами и помощниками являются справочно-правовые системы.
Справочно-правовая система «Право.ру»
«Право.ру» привлекательна тем, что открывает любому пользователю свободный доступ к нормативным материалам всех субъектов РФ — как федеральных, так и региональных, а также судебной практике, разъяснениям государственных органов и комментариям экспертов.
Доступ осуществляется посредством интернет-соединения с любого устройства. Документы добавляются и обновляются сразу после их опубликования в официальных источниках. Доступна функция быстрого поиска и возможность просмотра всех связанных нормативных актов.
Дополнительным ресурсом является возможность оставлять комментарии в процессе работы с документом, что позволяет обсудить его с коллегами в онлайн-режиме.
Справочно-правовая система «Гарант»
«Гарант» существует с 1990 года и является одним из лидеров на рынке правовых услуг. Содержит систематизированную и обширную информацию о законодательстве, доступную также в английском изложении.
Предлагает ряд уникальных дополнительных возможностей. Энциклопедия решений — подборка наиболее актуальных сведений для практических рабочих ситуаций в отдельных сферах деятельности. Индивидуальная новостная лента — возможность получать обзор по интересующей вас области законодательства. Машина времени — функция, которая позволит отыскать старые редакции документа на интересующий период времени. Также есть возможность просматривать похожие/связанные документы и переписываться с коллегами в онлайн-режиме.
В бесплатной версии доступны основные нормативные акты.
Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»
Это ещё один несомненный лидер в области правового консультирования. Существует более 20 лет на рынке. База состоит из документов федерального и регионального уровня, правовых актов международного права, судебной практики, образцов и типовых форм деловой документации, справочных материалов и экспертных консультаций.
Предлагает объёмный спектр пакетов для юристов, аудиторов, руководителей, бухгалтеров и других специалистов. Предлагаемые сервисы делятся на два блока — комплекты по законодательству в требуемых областях и комплекты поддержки принятия решений для практических ситуаций. У пользователя есть возможность сформировать необходимый ему пакет, исходя из специфики своей деятельности.
В свободном доступе находятся все основные документы (и новые — за последние 14 дней).
Справочно-правовая система «Система Юрист»
«Система Юрист», кроме основной базы, содержит разъяснения и практические рекомендации от судей, гибкий поиск документа, горячую линию, где вы сможете получить компетентный ответ от профессионального юриста. Оснащена функцией умного анализа договора, которая анализирует риски и на основании их предлагает рекомендации.
В свободном доступе находятся основные правовые акты, судебная практика и разъяснения государственных органов.
Справочно-правовая система «Lexpro»
«Lexpro», кроме доступа к полной базе правовых данных и работе с судебной практикой, предоставляет своим подписчикам возможность получать новостные сообщения на правовую тему в режиме реального времени и комментарии от правоведов.
Кроме того, эта система содержит эксклюзивные авторские материалы, созданные специально для целей проекта, и специальный интеллектуальный поиск.
В бесплатной версии есть нормативные акты федерального уровня, разъяснения от законодательных органов, судебные решения, международные правовые акты, новостная аналитика и юридический словарь.
Справочно-правовая система «Референт»
Это система, требующая регистрации, после чего в течение 10 дней предоставляется доступ ко всем функциям.
Помимо стандартной возможности получать информацию, предлагает и широкие интерактивные возможности: задать вопрос менеджеру или аудитору (на выбор), напоминание об отчётности, а также участие в вебинарах. Кроме того, можно заказать разработку правового документа.
По истечении льготного срока доступны кодексы, ленты новостей и арбитражные решения.
Справочно-правовая система «Кодекс»
«Кодекс» позиционирует себя как информационно-нормативная база, которая помогает специалистам на предприятиях, в медицинских учреждениях и юридических компаниях решать их рутинные задачи.
Кроме законодательной базы, содержит классификаторы, калькуляторы, шаблоны бланков и договоров (по праву считается лидером по содержанию технической документации). Сервис разделён по профессиональным направлениям, каждое из которых доступно в демоверсии.
Бесплатно доступны кодексы, словари, новости и Справочник государственных органов и учреждений РФ.
Информационно-правовая система «Законодательство России»
Это бесплатная официальная государственная система правовой информации. Содержит полные тексты федеральных законов, указы Президента и Правительства РФ, а также архив периодических изданий.
Выбор СПС зависит от ваших привычек, от удобства поиска документов и от тех дополнительных сервисных опций, которые будут полезны именно в вашей области применения. Например, доступность документов в английской версии будет незаменима в работе с иностранными партнёрами, а возможность обсуждения документа с коллегами полезна для бухгалтеров.
Выбирая, помните, что можно приобрести не всю базу и функционал сервиса, а отдельные модули. Например, региональное законодательство или только законодательство Москвы, только судебную практику или только комплект, предназначенный руководителю, бухгалтеру, юристу с набором готовых решений и законодательной основы.
Вы всегда можете установить демоверсию и получить дополнительные разъяснения у консультантов сервиса.
Справочные правовые системы: понятие, кластеризация, классификация
Справочные правовые системы
Чтобы деятельность таких профессионалов, как экономисты, менеджеры, финансисты, обладала свойством успешности необходимо всегда помнить об обязательном использовании средств автоматизации поиска информации по всевозможным вопросам деятельности предприятий и организаций. Также сюда входит снабжение юридической поддержки принимаемыми решениями.
В процессе, когда решаются практические вопросы, важно уметь грамотно применять законодательство. В данном случае пользователь обладает не только непосредственно актами нормативного права, но и интересуется консультациями, разъяснениями специалистов по вопросам права. Помимо этого важно знать прецедентов судебной и арбитражной практики и уметь грамотным образом вести деловую документацию. Существует специальный инструмент, который может обеспечить эффективность решения задач, о которых уже было сказано выше. Он представлен классом нынешних информационных и поисковых систем, которые именуются как справочные правовые системы (СПС).
Справочно-правовые системы – это совокупность, которая содержит в себе массивы правовой информации и инструменты, благодаря которым пользователем системы могут выполняться различного рода операции поиска необходимых документов.
Благодаря таким инструментам можно искать фрагменты документов, заниматься выведением документов или их фрагментов на печать, созданием личные подборки документов с учетом специфики профессиональной деятельности и т.п.
Справочные правовые системы имеют основу, которая представлена систематизацией информации правого типа в информационных банках. Важно, чтобы в момент их образования соблюдался некий подход структур и систем, то есть, другими словами, информацию в справочных правовых системах необходимо систематизировать по разделам, отраслям, подотраслям.
Таким образом, итог подобной классификации и структуризации для потребителей информации правового типа предоставит возможность оперативного осуществления поиска информации по их проблемам, которые находятся в их интересах.
Кластеризация справочных правовых систем
В справочных правовых системах кластеризация выполняется благодаря использованию классификаторов. Любой из подобных классификаторов должен быть построен через разбиение объектов классификации по отдельным группам согласно учрежденному основному признаку. По-другому этот признак называется основанием деления. Любой из классификаторов, опирающийся на отдельное основание представлен:
Объекты классификации в справочных правовых системах:
На сегодняшний день функционирование правовых полей происходит практически во всех известных справочно-правовых системах. Благодаря подобным полям есть возможность проводить поиск нормативных актов права по заранее установленному основанию.
Например, подобный принцип в СПС, разделяет законы Российской Федерации, а также постановления Правительства РФ и указы Президента России.
Классификация справочных правовых систем
Принцип хронологии классификации исполняется в Справочно-правовых системах благодаря поисковому полю «Дата принятия». С помощью данного поля может быть расположен весь массив информации актов в хронологической последовательности. Существует также и классификация группой актов по номеру, который должен быть присвоен документу в момент его регистрации.
Значительное место между классификаторами занимает предметный классификатор. С помощью подобного классификатора становится охарактеризованной тематика. характеризующий тематику и построенный по отраслевому принципу.
Сам классификатор построен по принципу отраслей. Его главный признак представлен предметом регулировки права, он обладает сложной иерархической структурой понятий юриспруденции, которые, в свою очередь, воспроизводят содержание нормативных актов права.
Информационные банки справочно-правовых систем охватывают научно-публицистические и справочные материалы, которые имеют как правовую, так и экономическую направленность. В содержании также имеются изыскания теоретического характера, комментарии законодательства и юридической практики и т.д.
Ряд справочных правовых систем реализует системы поддержки принятия решений, которые включают в себя официальные разъяснения и консультации.
Исследованиями специалистов и экспертов было показано, что большая часть вопросов, касающихся налогообложения и бухгалтерского учета, характерны.
Таким образом, благодаря результату произошло возникновение специализированных справочных систем «Консультант-Бухгалтер» и «Консультант-Финансист», которые первоначально ориентировались на официальную информацию разъяснительного характера.
Официально выполненные разъяснения и консультации могут быть предоставлены:
Помимо названных ранее ведомств, представлять такие разъяснения могут ведомства, регулирующие своими нормативными актами взимание налогов, исполнение налогового контроля, ведение бухгалтерского учета и статистики.
Характеризовать качество информационного наполнения справочно-правовых систем может полнота показанной информации, оперативность поступления новой информации, ее достоверность и аутентичность, а также качество юридической обработки информации в системе.
Важно отметить, что значительная характеристика представлена качеством компьютерных технологий, которые используются СПС (например, это могут быть поисковые и сервисные возможности, возможности используемой технологии по передаче информации и ее актуализации у пользователя).
Конкурентоспособность той или иной справочной правовой системы в значительной мере может определить общий уровень сервиса и наличие прибавочных услуг, предоставляемых пользователю. Они представлены:
Российская Федерация обладает целым рядом компаний, специализация которых требует разрабатывать и распространять справочные правовые системы.
Самыми известными справочными правовыми системами являются:
Исключая тот факт, что существует определенное количество обязательных отличий в программных продуктах и в работе по распространению этих продуктов, профессионально функционирующие компании, которые занимаются производством качественных СПС, неукоснительно обеспечивают в своей работе и в своих системах выполнение указанных выше требований.
Справочные правовые системы
В настоящее время в России интенсивно формируется рынок информационных услуг и технологий. В число инструментальных технологий рыночной экономики активно внедряются компьютерные системы: коммерческие базы данных тематического характера; системы электронных бирж и рекламных досок (объявлений); системы удаленной обработки информации, средства предоставления информационных услуг. Рынок информационных ресурсов опосредует связь между индустрией информации и потребителями информации.
Информационными продуктами являются компьютерные технологии, информационные ресурсы и информационные услуги.
Информационная услуга — получение и предоставление в распоряжение пользователя информационных продуктов. Среди данных услуг большое значение играют справочно-правовые системы — это новое поколение справочников, справочники эпохи информационных технологий.
Справочные правовые системы (СПС) — необходимое средство в правоохранительной деятельности при работе с правовой информацией.
СПС позволяют:
1) работать с большими объемами информации, которые могут постоянно пополняться;
2) использовать архивы правовых документов;
3) использовать поисковые средства в режиме реального времени;
4) использовать различные средства телекоммуникаций, включая электронную почту, Интернет, компьютерные сети.
Сейчас имеется много СПС, хотя широкое распространение получили всего несколько.
Основными характеристиками СПС можно считать:
1) объем информационных ресурсов;
2) метод формирования пользовательской базы;
3) скорость поиска информации (документов, фактов, указаний);
4) актуальность информации;
5) оперативность поступления новой информации;
6) аутентичность документов оригиналу;
7) возможности юридической обработки документов;
8) возможности удаленного доступа к СПС;
9) возможности использования гипертекста. (Под гипертекстом будем, как обычно, понимать «многослойный текст» с переходом к другим информационным блокам с помощью выделенных в тексте «гиперссылок»).
Поиск в СПС осуществляется по названию органа, принявшего документ (решение, приказ, постановление); по названию документа, по дате принятия, по типу документа. После нахождения документ посылается на печать или в файл на компьютере пользователя.
Наиболее используемой в Российской Федерации справочной правовой системой является «Консультант-Плюс», обеспечивающая полное и оперативное включение, обновление, коррекцию всех правовых документов Правительства, Государственной Думы, Центрального Банка и многих других органов.
Если какой-либо документ отсутствует в информационной базе СПС, его можно заказать и получить в виде ксерокса или файла. Информационно-поисковая система СПС написана на языке С++, использует мощные поисковые средства, оригинальный формат базы данных и способы индексации.
Поиск правовых документов осуществляется по следующим данным:
2) регистрационный номер документа;
3) наименование органа, принявшего документ;
4) название документа;
5) ключевые слова. (Под ключевыми словами понимаются несколько, обычно не более 20, слов и словосочетаний, по которым можно понять, чему посвящен документ);
6) название рубрики документа;
7) дата принятия документа;
8) дата и номер регистрации документа в Министерстве юстиции и регистрационный номер;
9) статус документа;trp>
10) слова и словосочетания из текста документа.
Использование в поисковом запросе логических условий дает возможность работать только с новейшими редакциями документов; отбирать лишь документы, полученные при очередном пополнении; отбирать документы, поступившие за некоторый промежуток времени. Заказанную информацию можно получить через сеть Интернет или по телефону. Принятые алгоритмы и форматы обмена данными между Центральным Эталонным Информационным Банком и абонентами сети «Консультант-Плюс» полностью обеспечивают целостность данных, т.е. передачу только новых и измененных документов.
Из полученной информации пользователь может создать собственный информационный банк на своем компьютере. Недостающие документы всегда можно дополнительно заказать из СПС.
СПС «Консультант-Плюс» отличается простотой и удобством работы, имеет высокую степень сжатия информации. В ней используются многоуровневый рубрикатор в виде дерева, сложные поисковые запросы по разным признакам, гипертекст с переходом по ссылкам.
Пользователь СПС может создавать собственные «папки документов» по различным темам, производить объединение и пересечение множеств документов. Возможна организация коллективной работы нескольких пользователей над одной проблемой. Можно использовать фрагменты документов из Информационного банка СПС, сохранять историю запросов, выполнять многие другие действия, часто встречающиеся в юридической практике.
СПС «Консультант-Плюс» представляет собой объединение нескольких справочных систем — так называемых «версий».
Справочные правовые системы семейства «Консультант-Плюс» могут распространяться на компакт-дисках, функционируют для аккредитованных пользователей на IBM-совместимых компьютерах, в операционных системах MS DOS, Windows и в локальных вычислительных сетях, доступны через Интернет. Банк данных СПС уже сейчас содержит свыше 2 миллионов документов и практически ежедневно пополняется. В базах правовых данных СПС «Консультант-Плюс» имеется также более 100 тысяч правовых документов многих российских регионов. Пользователи СПС могут вести собственные базы данных.
Популярна также СПС «Гарант» (см. гл. 9), в которой используется гипертекстовая технология хранения правовой информации с еженедельным обновлением информационных ресурсов. Система может работать в операционных системах MS DOS, Windows, OS/2. Информационные ресурсы СПС состоят из 17 банков данных, в которых хранятся правовые документы с 1924 г. Имеются также банк данных на английском языке, шестиязычный словарь «Бизнес и право», Информационный банк «Законодательство субъектов РФ».
Еще одной справочной правовой системой является система «Кодекс», имеющая 33 правовых базы данных. СПС «Кодекс» может выполнять много операций, например, формировать «Перечень документов по тематике», «Выборку документов по признакам». При этом можно задавать «Условия выборки», меняя и добавляя условия для поиска. Достоинство СПС — активное использование меню и оконной технологии.
В верхней части окна «Документы» выдается список документов, а в нижней части — название и атрибуты текущего документа. По умолчанию документы располагаются по алфавиту, но можно рассортировать их и по дате принятия, виду, номеру. В окне «Текст документа» можно просмотреть и обработать текст документа. Можно находить документы, связанные с данным документом; создавать и вести произвольное число собственных баз данных.
Необходимо отметить, что юридическая информация на магнитных носителях обычно не имеет юридической силы и обязательно требуется ссылка на печатное издание. Отметим, что в США имеются прецеденты использования Википедии (виртуальный словарь, расположенный в Интернете и редактируемый пользователями), как юридической информации для вынесения приговоров в судах.
Требуемые ссылки помещаются в базах данных СПС. Информация в базах данных справочных информационных систем может служить только для справок, на нее нельзя ссылаться в суде. Вопрос возмещения материальных убытков из-за неполноты или неточности данных в базах данных СПС законодательно не регламентируется и пока решается разработчиками СПС.
Поэтому СПС пока следует рассматривать лишь как удобное, но не всемогущее вспомогательное средство в юридической деятельности.
Порядок получения правовой информации определяется законодательством о средствах массовой информации. В соответствии с требованиями ст. 23 Конституции РФ не может использоваться информация, содержащая сведения о частной жизни граждан. Юридические учреждения активно участвуют в проводимой органами СМИ работе по освещению фактов и явлений правовой жизни.
Дополнительные возможности открывает Закон РФ «О средствах массовой информации» (с изменениями и дополнениями). Первостепенное значение имеют ст.ст. 38 и 39 Закона. Согласно ст. 38 граждане вправе оперативно получить через СМИ достоверные сведения о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений, их должностных лиц. В соответствии со ст. 39 редакция СМИ имеет право запрашивать (в устной и в письменной форме) информацию о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений, их должностных лиц.
Федеральный закон от 13 января 1995 г. № 7-ФЗ «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации» регулирует отношения, возникающие в связи с распространением государственными СМИ материалов или сообщений о деятельности органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов.
Вопросы деятельности СМИ в сфере правовой информации регулируются и в подзаконных актах. В частности, в Указе Президента РФ «О дополнительных гарантиях права граждан на информацию» установлено, что деятельность государственных органов, организаций и предприятий, общественных объединений, должностных лиц осуществляется на принципах информационной открытости, что выражается:
Из сказанного можно сделать следующий вывод: развитие законодательства за последние годы сформировало нормативную базу деятельности СМИ в правовой сфере. Вместе с тем это законодательство фрагментарно, оно нуждается в упорядочении и приведении в стройную систему.
Здесь несколько Интернет-ресурсов РФ в области правовой информатики.
Специализированная информационно-справочная система (СИСС) «Правоохранительный портал Российской Федерации» (рис. 2.1 ). Система введена в эксплуатацию в начале 2009 г. согласно Распоряжению Правительства РФ от 10 января 2009 года № 16-р. МВД России определено ответственным за организационное обеспечение функционирование системы.
Портал федеральных органов государственной власти (рис. 2.2 ).
Компьютерные преступления
Под компьютерными преступлениями понимаются предусмотренные законом общественно-опасные деяния с использованием компьютерной техники. С компьютерными преступлениями тесно связана информационная безопасность.
Проблема информационной безопасности возникла достаточно давно и имеет глубокие исторические корни. До сравнительно недавнего времени методы защиты информации были в исключительной компетенции спецслужб, обеспечивающих безопасность страны.
Однако новые технологии измерения, передачи, обработки и хранения информации значительно расширили сферы деятельности людей, нуждающихся в защите информации, привели к развитию и распространению новых методов несанкционированного доступа к информации и, как следствие, к интенсивному развитию нового научного направления — «информационная безопасность».
Все это связано, прежде всего, с появлением систем обработки данных на базе компьютеров, а также с бурным развитием систем передачи данных.
Можно выделить некоторые причины, которые и привели к необходимости как разработки новых методов защиты информации, так и к дальнейшему развитию традиционных.
Первые системы коллективного пользования ЭВМ, а затем объединение их в глобальные и локальные сети, технологии открытых систем уже на первом этапе выявили потребность в защите информации от случайных ошибок операторов, сбоев в аппаратуре, электропитании и т.п.
Стремительный рост емкости внешних запоминающих устройств и высокая эффективность их использования в системах автоматизированного управления привели к созданию банков (баз) данных колоссальной емкости и высокой стоимости, одновременно создавая проблемы их защиты как от разнообразных случайностей, так и от несанкционированного доступа.
Современные информационные системы составляют техническую основу органов управления государственной власти, промышленных предприятий и научно-исследовательских организаций, учреждений кредитно-финансовой сферы, банков и т.п. Сегодня, когда компьютер прочно вошел в наш быт, мы все чаще вынуждены доверять ему свои секреты (финансовые, промышленные, медицинские и др.), и в связи с этим вопросы защиты информации приобретают всеобъемлющий характер.
Преступления, связанные с компьютерами, можно разделить на две категории (табл. 7.1). В первой категории компьютер и (или) компьютерная информация является объектом преступления.
Компьютерная информация — это информация на машинном носителе или передаваемая по каналам связи в форме, доступной компьютеру). К этой категории относятся хищение или нанесение ущерба техническим средствам и информации, несанкционированный вредоносный доступ к компьютерной системе и информационным ресурсам. Во второй категории компьютер служит орудием преступления.
Таковы, например, осуществляемые с помощью компьютера:
— государственный, коммерческий, промышленный шпионаж;
— распространение компрометирующей информации, фальсификация результатов голосования и т.п.
Обе категории преступлений тесно взаимосвязаны: например, компьютер может служить орудием несанкционированного доступа к другому компьютеру.
- Что такое понятие в географии 6 класс
- Что такое спиннер и для чего он нужен