Что такое спрос в обществознании кратко

Что такое спрос в обществознании кратко

Раздел ЕГЭ: 2.4. Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение

Рынок может действовать только при условии постоянного обмена товарами и услугами. Однако покупатель не будет приобретать то, что ему не нужно. Также он не сможет приобрести нужный товар, если ему не хватит для этого средств. В связи с этим производитель обязан постоянно отслеживать потребности покупателя и его покупательскую способность.

СПРОС

Спрос — желание потребителя приобрести определённый товар, подкреплённое денежными средствами. Он состоит из трёх величин:

На спрос влияет не только цена, но и другие категории:

Спрос может различаться в зависимости от количества потенциальных покупателей товара.

Индивидуальный ⇒ Потребности одного человека.
Рыночный ⇒ Потребности отдельно взятого рынка.
Совокупный ⇒ Потребности всех рынков на конкретный товар или все продукты производства.

Также спрос может быть эластичным и неэластичным.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Поскольку потребители создают спрос, производители обязаны ответить им соответствующим предложением.

Предложение — желание производителя продать определённый товар. Оно состоит из трёх величин:

Чем больше произведено однотипных товаров, тем меньше на них цена. То же правило действует и в обратную сторону. В зависимости от количества производителей выделяют виды предложений:

Спрос и предложение зависимы друг от друга. Известная фраза Джона М. Кейнса «спрос рождает предложение» не всегда действует наоборот. Как только покупатель удовлетворяет свою потребность, спрос автоматически закрывается.

Предложение и спрос напрямую влияют на цену товаров.

Цена — денежное выражение стоимости продукта или услуги. Количество денег, за которое производитель готов продать товар, а покупатель согласен его купить. Цена включает в себя различные категории, которые влияют на окончательную стоимость продукта. В цену входят:

Стоимость сырья, из которого сделан товар, и производственные затраты составляют себестоимость продукта.

В связи с тем, что в цену входят различные составляющие, существуют разные виды цен. Все они зависят от себестоимости продукта, которая берётся за основу. Основные виды цен в Российской Федерации:

РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ

Чем выше спрос, тем выше цена, поскольку производитель и продавец желают продать товар с наибольшей для себя выгодой. При этом конкуренты производителя поступают точно так же. Если цена на определённый товар не удовлетворяет потребителя, то происходит естественное уменьшение спроса, что вынуждает производителей снизить цену. Если производитель продолжает выпускать товар во время снижения спроса по высокой цене, ему грозит разорение.

Предложение превышает спрос в случае:

Спрос превышает предложение в случае:

Что такое спрос в обществознании кратко. Смотреть фото Что такое спрос в обществознании кратко. Смотреть картинку Что такое спрос в обществознании кратко. Картинка про Что такое спрос в обществознании кратко. Фото Что такое спрос в обществознании кратко

Рыночное равновесие — ситуация равенства спроса и предложения на рынке. Цены удовлетворяют и производителя, и покупателя.

Парадокс Гиффена. Повышение цены на дешёвые товары, которые находятся на рынке в огромных количествах, приведёт к увеличению их спроса.

Это конспект по обществознанию «Спрос и предложение».

Источник

Закон предложения и спроса

Что такое спрос в обществознании кратко. Смотреть фото Что такое спрос в обществознании кратко. Смотреть картинку Что такое спрос в обществознании кратко. Картинка про Что такое спрос в обществознании кратко. Фото Что такое спрос в обществознании кратко Что такое спрос в обществознании кратко. Смотреть фото Что такое спрос в обществознании кратко. Смотреть картинку Что такое спрос в обществознании кратко. Картинка про Что такое спрос в обществознании кратко. Фото Что такое спрос в обществознании кратко

Всего получено оценок: 17.

Всего получено оценок: 17.

Необходимым условием развития экономической сферы является нормальное функционирование рыночной системы. Под рынком понимается совокупность взаимоотношений между покупателем и продавцом, касающихся покупки и продажи товара или услуги. Эта область регулируется определёнными правилами. Узнаем, что такое закон спроса и предложения, в чем заключается его специфика.

Закон предложения

Одним из факторов, влияющих на экономическую ситуацию, является закон предложения. Предложение в обществознании — это количество товаров или услуг, которые производители способны выставить на продажу в определённый момент времени. Оно находится в прямой зависимости от объёмов производства. В экономике существует понятие цены предложения — это наименьшая цена, за которую продавец готов реализовать товар или услугу.

Определение закона предложения можно сформулировать следующим образом: повышение цены ведёт к росту предложения, понижение цены — к снижению его величины.

Важным для данного закона является понятие маржинальности. Оно означает доход от каждой единицы продаваемого товара. Проиллюстрируем это конкретным примером: на то, чтобы изготовить одно платье, производитель тратит 500 рублей на ткань и расходные материалы (иначе эту сумму называют себестоимостью товара). Готовый продукт продаётся за 900 рублей. Разница между себестоимостью и суммой, полученной при реализации (400 рублей) и является маржинальностью (чистой прибылью).

Существует ряд факторов, которые оказывают влияние на предложение. Кратко познакомимся с основными из них.

Закон спроса

Спросом в обществознании называется готовность покупателя приобрести товар или услугу за конкретную денежную сумму. Объем спроса зависит от того, какое количество продукта способны приобрести люди в данный момент. Он определяется следующими факторами:

Что предполагает закон спроса? Повышение цены на товар или услугу ведёт к снижению спроса, понижение цены — к увеличению спроса. Говоря простыми словами, если в одном магазине булка хлеба стоит 30 рублей, а в соседнем — 34, выше спрос будет там, где дешевле.

Для того, чтобы реализовать продукцию, грамотный продавец учитывает закон спроса. При этом он использует разные маркетинговые ходы — действия, которые повышают интерес покупателей к товару. К ним относятся скидки, бонусные карты, подарки постоянным клиентам, рекламные листовки, бесплатные пробники. Иногда для того, чтобы привлечь внимание, продавец создаёт искусственный дефицит товара (говорит о том, что осталось всего несколько единиц по выгодной цене).

Что такое спрос в обществознании кратко. Смотреть фото Что такое спрос в обществознании кратко. Смотреть картинку Что такое спрос в обществознании кратко. Картинка про Что такое спрос в обществознании кратко. Фото Что такое спрос в обществознании кратко

Что мы узнали?

Закон предложения и спроса является важным фактором развития рыночных отношений. Предложение — это количество товаров и услуг, выставленных на продажу. Закон предложения гласит: чем выше цена, тем выше предложение. Спрос — это готовность покупателей приобрести продукцию. Закон спроса: чем ниже цена, тем выше спрос.

Источник

Спрос и предложение

Спрос – это потребность в покупке какого-либо товара или услуги, на удовлетворение которой, потребители готовы потратить необходимые средства. Предложение – это желание и возможность производителей предоставить для продажи те или иные товары и услуги, по определенным ценам, в определённый период времени.

Определение понятий величина спроса и предложения

Величина (объем) спроса – это количество товаров, которые потребители готовы приобрести в данный момент времени по данным ценам.

Величина (объем) предложения – это количество товаров, которое продавцы желают продать в данный момент, в данном месте, при данном уровне цен.

Сегодня почти в каждой развитой стране функционирует рыночная экономика, при которой вмешательство государства либо минимально, либо же вовсе отсутствует. Объемы производства и цены на товары определяются стихийно в результате работы рыночных механизмов. Для того, чтобы понять как эти механизмы работают, нужно изучить главные понятия рынка – спрос и предложение.

Нужна помощь в написании работы?

Спрос

Спрос (англ. «Demand») – это потребность покупателей в некотором товаре или услуге, обеспеченная их платежеспособностью, а величина спроса – количество товаров, которое покупатели хотят и могут купить.

Факторы спроса

На спрос влияет множество факторов (детерминант). Все факторы условно делят на два вида: ценовые и неценовые.

Ценовой фактор – это цена на данный товар. Ценовой фактор, хоть и не является единственным фактором, оказывающем влияние на выбор потребителей, но является самым существенным.

Среди неценовых факторов (детерминантов), которые оказывают воздействие на пове­дение покупателей особенно выделяют:

Закон спроса

Закон спроса: если цены на какой-либо товар или услугу увеличиваются, при том, что все прочие параметры остаются неизменными, спрос будет уменьшаться. Закон спроса имеет теоретическое обоснование. Его функционирование объясняется действием трёх механизмов: эффекта дохода, эффекта замещения и закона убывающей предельной полезности.

Кривая спроса

Зависимость между величиной спроса и ценовыми и неценовыми факторами можно графически выразить в виде кривой спроса.

Что такое спрос в обществознании кратко. Смотреть фото Что такое спрос в обществознании кратко. Смотреть картинку Что такое спрос в обществознании кратко. Картинка про Что такое спрос в обществознании кратко. Фото Что такое спрос в обществознании кратко

Кривая спроса – это график, показывающий связь между ценой товара и количеством этого товара, которое может и хочет купить потребитель по установленной цене.

На графике изображены две оси: горизонтальная ось Q (от англ. quantity) обозначает количество товара, вертикальная ось P (от англ. price), обозначает цену товара. В этой системе координат, спрос D изображается кривой с отрицательным наклоном.

Снижение величины спроса означает сдвиг кривой влево, увеличение – сдвиг вправо. При этом сдвиги кривой спроса происходят под воздействием внешних факторов при неизменной цене.

Для анализа рынка необходимо проводить четкое различие между изменениями величины спроса на товары или услуги и изменениями в самом спросе:

Изменение величины спроса происходит при изменении цены рассматриваемого продукта при том, что все прочие параметры (вкусы потребителей, их доходы, уровень доступности и прочее) остаются прежними;

Изменение спроса наблюдается под воздействием каких-либо неценовых факторов, при неизменности рыночных цен на рассматриваемый товар.

Предложение

Предложение (англ. «Supply») – это способность и готовность продавцов продать товар или услугу по данной цене. Величина предложения (объем предложения) – это количественное выражение предложения.

Факторы предложения

На предложение, также как и на спрос, влияет два вида факторов – ценовые и неценовые. Несмотря на то, что ценовые факторы и для спроса и для предложения одинаковы, их неценовые факторы довольно сильно отличаются.

Неценовые факторы:

Кривая предложения

Зависимость между величиной предложения и его факторами можно графически выражается в виде кривой предложения. Таким образом, кривая предложения – графическое выражение зависимости величины предложения на некоторый товар от его цены.

Что такое спрос в обществознании кратко. Смотреть фото Что такое спрос в обществознании кратко. Смотреть картинку Что такое спрос в обществознании кратко. Картинка про Что такое спрос в обществознании кратко. Фото Что такое спрос в обществознании кратко

При более высокой цене P продавец стремится продать большее количество товара, поэтому кривая предложения S имеет положительный наклон.
Снижение предложения S означает сдвиг кривой влево, увеличение – сдвиг вправо.

Закон предложения

Закон предложения состоит в следующем:

Математически закон предложения сводится к тому, что между величиной предложения и ценой существует прямая зависимость. Продавцам выгодно продавать товары по высокой цене, так как это увеличивает их доход.

Поэтому, когда уровень цен P на рынке повышается – продавцы стараются продавать как можно больше товаров, что приводит к изменению величины предложения.

Изменение предложения легко спутать с изменением его объёма (величины). Чтобы этого избежать, нужно помнить о том, что:

Источник

2.4 Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение. Теория ЕГЭ по обществознанию 2019.

Содержание:

Теория по кодификатору. Блок (раздел) ЭКОНОМИКА для подготовки к ЕГЭ по обществознанию 2019.

↑ Рынок. Рыночный механизм. Основные признаки и функции рынка.

Что такое рынок?
1) рынок определяется как форма товарно-денежного обмена (обращения), или как совокупность покупателей, или как группа людей, вступивших в деловые отношения и заключивших крупные сделки по поводу любого товара;
2) рынок — это совокупность экономических отношений, с помощью которых осуществляется обращение общественного продукта в товарно-денежной форме;
3) рынок — это общественная форма организации и функционирования экономики, при которой обеспечивается взаимодействие производства и потребления без посреднических институтов, регулирующих деятельность производителей и потребителей.

Рыночный механизм – это процесс взаимодействия спроса, предложения и цены в условиях конкуренции субъектов рыночных отношений.

Условия, необходимые для функционирования рынка: частная собственность, свобода выбора, личный интерес, выгода, конкуренция.

Признаки рынка:
1) Нерегулируемое предложение (производитель сам решает, что, как, сколько и для кого производить)
2) Нерегулируемый спрос (потребитель сам определяет, что, где, как и сколько покупать)
3) Нерегулируемая цена (цены определяются на рынке, зависят от спроса и предложения)

Функции рынка:
1. Ценообразующая (в результате взаимодействия производителя и потребителя формируются рыночные цены);
2. Регулирующая (рынок посредством механизма цен и конкуренции влияет на объёмы и ассортимент производства, деятельность потребителя);
3. Стимулирующая (рынок побуждает производителей товаров к снижению затрат, повышению качества и потребительских свойств товаров);
4. Информационная (информирующая) (рынок даёт объективную информацию о том, какие товары пользуются спросом; каждая фирма может регулировать собственное производство).
5. Посредническая функция (рынок выступает посредником между производителем и потребителем)
6. Санирующая (оздоравливающая) функция). Очищает общественное производство от экономически слабых и нежизнеспособных хозяйственных единиц и, наоборот, поощряет развитие эффективных фирм
7. Распределительная (социальная) функция).(Доходы потребителей и производителей в рыночной экономике дифференцируются через цены, предопределяя социальное расслоение общества по доходам)
8. Интеграционная функция. Рынок объединяет субъектов экономической системы, способствуя формированию единого экономического пространства как в рамках конкретного региона, государства, так и в рамках мировой экономики
9. Инновационная функция (поиск новых товаров и способов их производства и продажи, внедрение в производство новейших научно-технических разработок)

↑ Система рынков

По действующему законодательству делятся на:
1) легальный (законный)
2) нелегальный (теневой, черный)

По товарам и услугам:
1) Потребительских товаров (товарный биржи, ярмарки, аукционы) и услуг
2) Средств производства
3) Рабочей силы
4) Инвестиций (то есть долгосрочных вложений)
5) Финансовых услуг (валюта, потребительские кредиты)
6) Ценных бумаг (например, приватизационный чек, депозитный сертификат)
7) Научно-технических разработок и инноваций
8) Информации
9) Интеллектуальной собственности

По пространственному признаку:
1) Мировой
2) Национальный
3) Региональный
4) Местный

По типу конкурентности:
1) Совершенной конкуренции (чистой)
2) Несовершенной конкуренции: чистой монополии; монополистической конкуренции; олигополии

↑ Спрос и предложение.

Что такое спрос в обществознании кратко. Смотреть фото Что такое спрос в обществознании кратко. Смотреть картинку Что такое спрос в обществознании кратко. Картинка про Что такое спрос в обществознании кратко. Фото Что такое спрос в обществознании кратко

Спрос — это потребность покупателя в необходимых ему товарах и услугах, за приобретение которых он готов (намерен) заплатить своими деньгами.

Спрос обычно представляют в форме кривой спроса, которая обозначается буквой D (Р — цена товара, Q — количество товара).

Закон спроса : повышение цен обычно ведёт к снижению спроса, а снижение цен — к его увеличению.

Что влияет на формирование спроса:

Неценовые факторы спроса — факторы, влияющие на величину спроса, и не связанные с ценой товара. При изменении неценовых факторов изменяется величина спроса при заданных величинах цены; таким образом, изменяется кривая спроса. В этом случае обычно говорят о смещении кривой спроса.

К неценовым факторам относят:

цены дополняющих товаров.

Что такое спрос в обществознании кратко. Смотреть фото Что такое спрос в обществознании кратко. Смотреть картинку Что такое спрос в обществознании кратко. Картинка про Что такое спрос в обществознании кратко. Фото Что такое спрос в обществознании краткоПредложение формируется на стороне продавца: продавец предлагает к продаже свой товар.

Предложение — это совокупность товаров, которые производители готовы продать по альтернативным ценам.

Предложение обычно представляют в форме кривой предложения, которую обозначают буквой S.

Закон предложения: как правило, рост цен вызывает увеличение количества выпускаемых/предлагаемых к продаже товаров, а снижение цен — уменьшение этого количества.

Что влияет на формирование предложения?

Когда предложение товаров превышает спрос покупателей, то возникает затоваривание рынка излишними продуктами, не находящими сбыта, и может возникнуть кризис перепроизводства. Определённым выходом из неблагоприятной ситуации может быть, в частности, снижение цен (уценка товаров, их сезонная распродажа).

Когда спрос превышает предложение, возникает товарный дефицит. Например, если денежные доходы населения растут быстрее, чем выпуск изделий, пользующихся спросом. При дефиците товаров неудовлетворённый покупательский спрос, заставляющий людей искать приложения своим деньгам, образно называют «пастью акулы».

↑ Конкуренция. Виды конкурентных рынков.

Конкуренция — экономическое соперничество субъектов экономики за право получения большей доли определённого вида ограниченных ресурсов. Рыночная конкуренция служит для производителей мощнейшим стимулом к повышению эффективности их деятельности, поиску инновационных экономических решений с целью повышения прибыли.

Конкуренция — форма экономических отношений между производителями и потребителями, возникающие в связи с обменом товарами и услугами. Конкуренция способствует разнообразию товаров, уменьшению цены, улучшению качества, заставляет гибко реагировать на изменение обстановки. Минусы конкуренции: приводит к разорению производителей, огромное количество средств уходит на рекламу, используются нечестные методы борьбы.

Конкуренция способствует разнообразию товаров, уменьшению цены, улучшению качества, заставляет гибко реагировать на изменение обстановки.
Минусы конкуренции: приводит к разорению производителей, огромное количество средств уходит на рекламу, используются нечестные методы борьбы.

Виды конкурентных рынков.

1. Совершенная конкуренция

2. Несовершенная конкуренция (монополия, олигополия, монополистическая конкуренция)

Примером подобного рынка может служить рынок сельскохозяйственной продукции.
Свободная конкуренция соответствовала периоду классического капитализма.

На нынешнем рынке практически нет в чистом виде ни свободной конкуренции, ни монополий.

Современное состояние рынка обычно называют несовершенная конкуренция, подразумевая под этим термином две основные формы своеобразного сочетания монополии и конкуренции: монополистическую конкуренцию и олигополию.

Монополистическую конкуренцию следует отличать от монополии.

Монополистическая конкуренция – это такой рынок, где есть большое число продавцов, предлагающих схожие, но неидентичные товары.

Таковы, например, рынки продуктов питания, одежды и обуви, косметических товаров.

Олигополия — это такой рынок, на котором господствуют несколько (обычно от трёх до пяти) крупных фирм. Олигополия — это конкуренция между немногими. (Например, в США олигополию обычно образуют четыре ведущие фирмы отрасли, продающие на рынке до 60% всей продукции.

На рынке олигополии аналогичные или схожие товары/услуги производятся небольшим числом фирм, которые поделили рынок и конкурируют между собой, существенно влияя на цену, по которой продаются товары.

Примерами подобных рынков являются автомобильный рынок, рынок услуг мобильной связи, рынок авиаперевозок.

Монопсония — ситуация, когда на рынке есть несколько продавцов и один покупатель (градообразующее предприятие в небольшом городке, единолично устанавливающее размер зарплаты; министерство обороны, закупающее вооружение у нескольких фирм.

Монополия – это исключительное право производства, торговли и других видов деятельности, принадлежащее одному лицу, определенной группе лиц или государству.

Выделяются так называемые естественные монополии.

Естественная монополия — отрасль, в которой производство товаров (услуг) сосредоточено в одной фирме в силу объективных (природных или технических) причин, и это выгодно обществу.

Например, природная монополия может быть установлена фирмой, открывшей месторождение уникальных полезных ископаемых; технические монополии — оказание услуг, связанных с водоснабжением, канализацией, электросетями, стационарной телефонией и т. п. — основаны на том, что нескольким конкурирующим фирмам нерационально проводить в одно здание две или более сети канализации или электричества.

↑ Антимонопольные меры государства. Роль государства в рыночной экономике.

Экономические функции государства весьма многообразны, среди них можно выделить: обеспечение правовой базы функционирования частного бизнеса (определение «правил игры» для экономических субъектов);

Монополия с её высокими ценами противоречит интересам потребителей и ограничивает свободу предпринимательства, поэтому государство проводит политику защиты конкурентного рынка и антимонопольное регулирование.

Источник

Закон спроса и предложения

Что такое спрос в обществознании кратко. Смотреть фото Что такое спрос в обществознании кратко. Смотреть картинку Что такое спрос в обществознании кратко. Картинка про Что такое спрос в обществознании кратко. Фото Что такое спрос в обществознании кратко

Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).

Что такое спрос

Спрос в экономике — это желание купить товар или услугу. Спрос — один из ключевых факторов рыночного ценообразования.

Изобразим понятие спроса на графике, где P — цена, а Q — объем спроса.

Что такое спрос в обществознании кратко. Смотреть фото Что такое спрос в обществознании кратко. Смотреть картинку Что такое спрос в обществознании кратко. Картинка про Что такое спрос в обществознании кратко. Фото Что такое спрос в обществознании кратко

Величина спроса — это объем (количество) товара или услуги определенного вида, который покупатели готовы приобрести в течение определенного периода при определенном уровне цены на этот товар.

Цена спроса — максимальная цена, по которой покупатель готов приобрести товар или услугу.

Платежеспособный спрос — это возможность приобрести товар покупателями.

Спрос может изменяться под воздействием одного или нескольких факторов. Рассмотрим ценовые и неценовые факторы спроса.

Факторы, влияющие на спрос:

полезность и необходимость товара;

ожидания изменения цены;

уровень доходов населения;

наличие товара на рынке;

предложение альтернативных товаров и их цены;

Спрос может изменяться: увеличиваться или уменьшаться. Графически изменение спроса можно показать через изменение положения кривой спроса.

Увеличение спроса можно показать, переместив кривую вправо, дальше от осей координат. Это выглядит так:

Что такое спрос в обществознании кратко. Смотреть фото Что такое спрос в обществознании кратко. Смотреть картинку Что такое спрос в обществознании кратко. Картинка про Что такое спрос в обществознании кратко. Фото Что такое спрос в обществознании кратко

Движение кривой влево, ближе к осям координат, означает уменьшение спроса. Вот так:

Что такое спрос в обществознании кратко. Смотреть фото Что такое спрос в обществознании кратко. Смотреть картинку Что такое спрос в обществознании кратко. Картинка про Что такое спрос в обществознании кратко. Фото Что такое спрос в обществознании кратко

Теперь покажем изменение величины спроса на графике.

Что такое спрос в обществознании кратко. Смотреть фото Что такое спрос в обществознании кратко. Смотреть картинку Что такое спрос в обществознании кратко. Картинка про Что такое спрос в обществознании кратко. Фото Что такое спрос в обществознании кратко

Изменение величины спроса графически отображается не сдвигом всей кривой, а движением по кривой спроса (D), то есть перемещением, например, из точки D1 в D2. Можно заметить закономерность: чем дороже товары или услуги, тем меньше желающих их приобрести.

Например, если цена Р1 высокая, значит, количество товаров, которые купили по такой цене — Q1, небольшое. При этом по невысокой цене Р2 количество покупок Q2 значительно выше.

Что такое предложение

Предложение — это товары, которые произвели и представили на продажу в конкретный отрезок времени. Объем предложения при этом зависит от объема производства.

Предложение товара будет расти, если у него высокая маржинальность, то есть производитель получает большой доход от каждой единицы проданной продукции. Например, себестоимость товара составляет 120 рублей, а продают его за 1000 рублей.

Цена предложения — это минимальная цена продавцов.

Перечислим факторы, которые влияют на величину предложения:

ожидания по будущей цене и потребности товара;

цены на аналогичные товары;

Рассмотрим график изменения величины предложения.

Что такое спрос в обществознании кратко. Смотреть фото Что такое спрос в обществознании кратко. Смотреть картинку Что такое спрос в обществознании кратко. Картинка про Что такое спрос в обществознании кратко. Фото Что такое спрос в обществознании кратко

Изменение величины предложения выражается в движении кривой предложения (S) из позиции точки S1 к S2 при неизменности факторов предложения. В этом случае мы учитываем ценовой фактор, а другие рассматриваем как неизменные. Можно заметить закономерность: чем дороже товары или услуги, тем больше желающих по такой цене их продать.

Поможем закрепить новый материал на курсах по обществознанию в онлайн-школе Skysmart.

Что такое закон спроса и предложения

Закон спроса и предложения отражает взаимозависимость между количеством товаров и услуг и объемом спроса и предложения на них.

Закон спроса

Повышение цен может привести к снижению величины спроса, а снижение цен — к ее увеличению.

Закон предложения

Чем выше цена товара, тем больше величина его предложения. Чем ниже цена товара, тем меньше величина его предложения

Спрос определяется платежеспособной потребностью покупателей, а предложение — совокупностью товаров, которые предлагают продавцы или производители.

Рынок — это огромная система, участников которой называют покупателями и продавцами. На рынке все заинтересованы в обмене товаров и услуг. Есть разные рынки, при этом принципы закона работают одинаково: чем больше спрос, тем выше цены. Но со временем предложение становится больше, что может привести к снижению цены.

Функции спроса и предложения:

пропорциональное развитие производства;

рыночное регулирование цен;

отражение общественных отношений;

Что значит эластичность спроса и эластичность предложения

Эластичность спроса — это показатель, который выражает колебания спроса, которые возникают от изменения цен на товары или услуги. При этом важный факт — чем эластичнее спрос, тем выше цена, которая может быть установлена на товар.

Виды эластичности спроса:

Эластичный спрос — если при изменении цены спрос на товар сильно меняется, такой спрос на товар считается эластичным.

Неэластичный спрос — если при изменении цены спрос на товар значительно не меняется, то спрос называют неэластичным.

Абсолютно эластичный спрос — когда есть только одна цена, при которой потребители будут покупать товар. Изменение цены может привести к нулевому или неограниченному спросу.

Абсолютно неэластичный спрос — вне зависимости от изменения цены спрос остается на прежнем уровне.

Эластичность предложения — это показатель, который воспроизводит изменения совокупного предложения с ростом цен. Эластичность предложения отражает чувствительность предложения товаров на изменения их цен.

Виды эластичности предложения:

Неэластичное предложение — предложение существенно не меняется при изменении цены. Например, рынок рыбы. Так как товар портится, его нужно продать. К концу срока годности уже не важно, по какой цене.

Эластичное предложение — при изменении цены предложение существенно изменяется. Свойственно товарам длительного хранения.

Абсолютно неэластичное предложение — как бы ни менялась цена, предложение будет постоянно на одном уровне.

Абсолютно эластичное предложение — существует только одна цена, по которой товар будет предлагаться на рынке. Любое изменение цены приводит к полному отказу от производства либо к неограниченному увеличению предложения.

Эластичность спроса и предложения показывает, насколько изменится цена при изменении предложения.

Формула эластичности

Q1 — спрос в начале;

Q2 — спрос в следующий момент времени;

P1 — цена в начале;

P2 — цена в следующий момент времени.

Например, цена изделия равна 50, спрос — 300. При росте цены до 54 спрос сокращается до 270. Тогда эластичность спроса рассчитывается так:

Что такое рыночное равновесие спроса и предложения

Есть теория, при которой свободные рыночные отношения могут уравновесить спрос и предложение без сильного вмешательства государства и прочих факторов. Именно это явление называют рыночным равновесием.

Рыночное равновесие — это момент, когда спрос равен предложению.

Равновесная цена — цена, которая соответствует точке рыночного равновесия.

Типы рыночного равновесия:

Большая часть экономик в мире работают при соблюдении принципов свободного рыночного регулирования, то есть без вмешательства государства.

Рыночная экономика — это механизм взаимодействия товарооборотов между собой, который основан на частной собственности, товарно-денежных отношениях, свободе выбора и конкуренции.

Вместе с тем, достигнуть рыночное равновесие можно за счет слишком высокой цены. Например, некоторые отрасли экономики могут испытать сильный спад, кризис, а другие перепроизводство. Поэтому государство предпринимает меры, чтобы сгладить переходные процессы для равновесия спроса и предложения.

Какие действия может предпринять государство для проблемных отраслей:

Снизить налог на прибыль.

Уменьшить ставки по кредиту.

Ввести льготы, субсидии.

Графически пересечение кривых спроса и предложения можно отметить точкой А, которая и будет точкой равновесия. Это компромисс между желаниями и возможностями потребителя и производителя.

Это значит, что товар или услуга реализовывается по равновесной цене, то есть цене, по которой покупатель готов купить, а продавец готов продать товар или оказать услугу.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *