Что такое спрос величина спроса
Раздел 1. Исходные основы микроэкономики
Цель: раскрыть основы теории спроса и предложения.
Оглавление
1.1. Спрос и факторы, на него влияющие. Закон спроса. Взаимодополняемость и взаимозамещение благ
Данная тема является в микроэкономике исходной. Она знакомит с такими важнейшими понятиями в рыночной экономике, как спрос и предложение, раскрывает факторы, влияющие на них.
Каждая фирма работает на потребителя. Исходя из этого, микроэкономика начинает исследование с теории спроса. А спрос зависит от цены.
Эту зависимость можно выразить тремя способами:
Рис. 1. Кривая спроса
В ее основе лежит закон спроса : понижение цен вызывает рост величины спроса, повышение цен – уменьшение величины спроса при прочих равных условиях.
При изменении цены товара с р1 до р2 происходит передвижение по кривой спроса из точки а в точку b.
Цена спроса – это максимальная цена, которую покупатели согласны заплатить за определенное количество данного товара. Обратим внимание, что при этом максимальная цена спроса – это цена, начиная с которой объем спроса становится равным нулю.
Однако объем спроса зависит не только от цены, но и от других факторов.
Объем (quantity) спроса – количество товара, которое согласно купить отдельное лицо, группа людей или население в целом в единицу времени при определенных условиях. Зависимость объема спроса от определяющих его факторов называют функцией спроса. Она имеет следующий вид:
где Qda – объем спроса на товар а в единицу времени;
pa – цена товара а;
T (tastes) – вкусы и предпочтения;
N – число покупателей данного товара.
Рассмотрим эти факторы.
Из проведенного анализа становится очевидной значимость подобных исследований для фирм-производителей.
Итак, итогом действия данного закона является смещение кривой спроса на данный товар.
Однако здесь следует обратить внимание на то, что существует группа благ, спрос на которые изменяется необычным образом – так называемый парадокс Гиффена: при росте доходов их покупают относительно меньше. В качестве примера можно привести спрос на картофель. Такие товары называют малоценными.
Итак, изменение цен на данны й товар приводит к передвижению по линии спроса, вызывая изменение объема спроса, другие факторы – к смещению линии спроса, т. е. изменяя сам спрос, или иначе, характер спроса.
Следует иметь в виду, что в рыночной экономике существуют явления, как бы деформирующие действие закона спроса. К ним относятся следующие:
Во всех этих случаях не обязательно увеличивается объем спроса, происходит сдвиг кривой спроса.
Теперь рассмотрим данную ситуацию с другой стороны – со стороны продавца. Он олицетворяет предложение товаров.
1.2. Предложение и факторы, на него влияющие.
Закон предложения
Цена предложения – минимальная цена, по которой продавец согласен продать определенное количество данного товара. Цена, начиная с которой объем предложения становится ненулевым, называется минимальной ценой предложения.
Объем предложения – количество товара, которое желает продать на рынке отдельный продавец или их группа в единицу времени при определенных условиях. Зависимость объема предложения от определяющих его факторов – функция предложения. Она имеет следующий вид:
где Qsa – объем предложения товара а;
R – наличие производственных ресурсов;
K – характер применяемой технологии;
C – налоги и дотации;
X – природные условия;
N – число продавцов данного товара.
Самостоятельно проанализируйте и покажите на графике (рис. 2), к чему приводит изменение цен и что происходит при изменении других факторов.
Рис. 2. Кривая предложения
1.3. Рыночное равновесие. Равновесная цена. Излишки (выигрыш) производителей и потребителей. Метод сравнительной статики
В ходе развития рыночной экономики осуществляется процесс взаимного приспособления желаний продавцов и покупателей, согласования их интересов. Конкурирующие силы способствуют синхронизации цен спроса и цен предложения, что приводит к равенству объемов спроса и объемов предложения, т. е. к установлению рыночного равновесия.
Для исследования этого взаимодействия необходимо на одном графике совместить линию спроса и линию предложения.
Цена pe, при которой Qd=Qs называется равновесной ценой. Количество товара Qe, реализованное на рынке по равновесной цене – равновесное количество товара.
В состоянии равновесия рынок сбалансирован: ни у покупателей, ни у продавцов нет внутренних побуждений к его нарушению. При любой другой цене рынок не сбалансирован.
Так, если р1 выше ре, образуется зона избытка предложения ABe. Чтобы его устранить, продавцы должны снижать цену, т. е. избыток предложения через конкуренцию продавцов оказывает понижающее давление на цену. Если же цена р2 ниже равновесной ре, образуется зона избытка спроса (дефицит) – СeF, что через конкуренцию покупателей оказывает повышающее давление на цену. В дальнейшем, анализируя возможности государственного регулирования рынка, мы вернемся к этому процессу.
Рис. 3. Рыночное равновесие
Стабильностью равновесия называется способность рынка, выведенного из состояния равновесия, вновь возвратиться к нему под влиянием внутренних сил.
В результате установления равновесия выигрывают и потребители, и производители. Выигрыш (излишки) производителей и потребителей можно показать на графике (рис. 4). (Здесь и в дальнейшем отождествляются понятия продавец и производитель – для простоты исходим из того, что сами производители являются и продавцами).
Поскольку ре обычно ниже предлагаемой покупателями цены на меньший объем покупок, величину выгод покупателей характеризует площадь рерmaxE. Дело в том, что цена спроса на меньший объем покупок, чем Qe, выше ре. Но покупатель платит за любые покупки цену, равную ре. Следовательно, разность между ценой спроса на определенное количество покупок и равновесной ценой и составляет выигрыш покупателя. Благодаря равновесной цене потребители купили больше и дешевле, чем первоначально были согласны.
С другой стороны, рe обычно ниже минимальной цены, которую могли бы предложить фирмы (прежде всего наиболее передовые). Таким образом, выигрыш производителей представляет собой разницу между равновесной ценой, которую они получили за свой товар, и теми ценами, по которым они готовы были продать свой товар. Общий выигрыш производителей характеризует площадь рminреE. Он равен разнице между выручкой производителей и их затратами.
Сумма выигрышей (излишков) потребителей и производителей характеризует общественную выгоду, возникающую в связи с существованием рыночного равновесия.
Рис. 4. Выигрыш (излишки) покупателей и производителей
В статических моделях явно фактор времени не учитывается. Сравнение «мгновенных фотоснимков» динамических процессов называют методом сравнительной статик.
Этот метод можно проиллюстрировать анализом сдвига равновесия в результате смещения линий спроса и предложения.
Проанализируйте последствия роста и уменьшения спроса и предложения на графиках.
Хотя в явном виде метод сравнительной статики не учитывает фактор времени, но косвенное его включение возможно. Для этого выделяют 3 периода: мгновенный, в котором все факторы производства постоянны; краткосрочный – в нем одна группа факторов постоянна, другая – переменна; долгосрочный – все факторы производства рассматриваются как переменные.
В мгновенном периоде продавец не может приспособить объем предложения к объему спроса. Это, однако, все же не означает, что все количество имеющегося товара должно быть обязательно продано независимо от уровня цен. Если товар скоропортящийся, его надо продать обязательно – линия предложения в таком случае перпендикулярна оси абсцисс – равновесная цена определяется исключительно спросом и совпадает с ценой спроса. Если товар может быть какое-то время сохранен, то линия предложения будет состоять из двух отрезков: первый имеет положительный наклон (здесь объем продаж будет зависеть от спроса), второй – перпендикулярен оси абсцисс.
В течение короткого периода неизменными считаются производственные мощности предприятия, но их использование, а следовательно, объем производства может изменяться за счет переменных факторов (к примеру, числа отработанных человеко-часов). В таком случае линия предложения так же состоит из двух отрезков. Первый, имеющий нормальный (положительный) наклон, ограничен точкой, соответствующей производственной мощности. Второй – представлен вертикальным отрезком, указывающим на невозможность выйти за пределы производственной мощности.
В длительном периоде производитель может не только варьировать интенсивность использования производственной мощности, но и изменять ее величину, следовательно, и масштабы производства. Попробуйте продемонстрировать это на графике.
Выводы
Вопросы для самопроверки
Литература
Понятие спроса и величины спроса
1. Понятие спроса и величины спроса
Спрос – разные количества некоторого товара или услуги, которые покупатели желают и могут приобрести на рынке за определенные период времени, в зависимости от цены этого товара или услуги.
Спрос отражает желание и возможность приобрести товар по определенной цене. В его основе лежит предельная полезность товара (прирост полезности, связанной с потреблением каждой последующей единицы товара), скорректированная на покупательскую способность потребителя.
Кривая спроса (D) показывает, какое количество товаров (Q) могут приобрести потребители при различных уровнях цены. Кривая D демонстрирует действие закона спроса: чем выше цена (P) на товар при прочих равных условиях, тем меньше объем спроса (Q), и наоборот.
Следует различать понятия величина спроса и спрос.
Величина спроса (объём спроса) представляет собой количество товара, которое готов приобрести покупатель по конкретной цене, а полный спрос на товар — это готовность потребителя приобрести товар при всевозможных ценах, то есть, функциональная зависимость величины спроса от цены. Изменение спроса зависит от нескольких факторов: пола, возраста, ожидания потребителей, дохода потребителей, цен на товары-заменители, дополняющие товары, рекламы и др.
Проще говоря, спросом мы называем всю линию, т. е. все возможные варианты. А то количество товаров — величина спроса — это точка на линии.
2. Функция спроса. Индивидуальный и рыночный спрос
Функция спроса — функция, отражающая зависимость объема спроса на отдельные товары и услуги (потребительские блага) от комплекса факторов, влияющих на него. Более узкая трактовка: Ф. с. выражает взаимозависимость между спросом на товар и ценой этого товара при условии, что другие факторы, влияющие на величину спроса, признаются постоянными.
Индивидуальный спрос — это спрос, предъявляемый конкурентным потребителем. На индивидуальный спрос влияют: цена товара, уровень дохода потребителя, количество человек в семье потребителя, его социальный уровень, система ценностей, уровень задолженности. Для каждого потребителя кривая индивидуального спроса своя.
Рыночный спрос характеризует общий объем спроса всех потребителей при каждой данной цене данного блага. Зависимость рыночного спроса от рыночной цены определяется посредством суммирования объемов спроса всех потребителей при данной цене.
3. Закон спроса и ситуации, при которых этот закон не выполняется
Закон спроса: чем выше цена (P) на товар при прочих равных условиях, тем меньше объем спроса (Q), и наоборот.
Доказательства теории спроса.
1. Высокая цена часто является непреодолимым барьером при совершении покупки. И покупатели, и потребители с большим интересом и более охотно приобретают товар, когда цена на него снижается.
2. Действует закон предельной полезности.
3. Действует эффект замещения. При повышении цены товара. Мы начинаем приобретать этот товар в меньшем количестве, т. к. стремимся заменить этот товар другими ему аналогичными.
4. Действует эффект дохода. Различают номинальный и реальный доход. Номинальный доход – сумма денег, которыми располагает индивид. Реальный доход – то количество товаров и услуг, которое индивид может купить на данную сумму денег. При снижении цены товара покупатель на ту же сумму денег может приобрести этот же товар, но в большем количестве.
Эффект Госена. Люди с ограниченным, т. е. низким доходом вынуждены приобретать товар, цена на который растет, поскольку их доход не позволяет им заменить этот товар другими. Гиффен, Госсен.
Эффект Веблена. Эффект престижного поведения. Люди, которые достигли определенного уровня доходов приобретают товар, цена на который растёт, чтобы самой покупкой подчеркнуть престижность своего статуса.
Эффект сноба. Снобизм. Есть некоторые люди, которые приобретают, товар растущий в цене, чтобы подчеркнуть своё эго.
Эффект переключения спроса на новый более качественный товар.
Закон спроса не выполняется в некоторых случаях. Например:
1. При антимонопольном спросе, вызванном ожидаемым повышением цен.
2. Для некоторых редких и дорогостоящих товаров (золото, антиквариат и т. д.), являющихся средством помещения денег.
3. При переключении спроса на более качественные и дорогостоящие товары (переключение спроса с маргарина на масло).
4. Товары Гиффена («т. н. товары для бедных — картофель, хлеб, макароны»).
4. Неценовые факторы, влияющие на спрос
1. Доходы покупателей. Зависимость спроса от дохода – кривые Энгеля. Товары можно разделить на следующие группы.
1. Нормальные товары – спрос на них растет с повышением дохода.
2. Товары низшего качества – это значит хуже, а не с нарушением ГОСТов и прочего, спрос снижается с ростом дохода.
2. Цены на другие товары. Товары делятся на взаимозаменяемые или товары субституты.
Если цена на другой товар растёт, начинаем покупать другой товар.
3. Ожидания покупателей.
1. Инфляционные ожидания (повышение цены).
2. Дефляционные ожидания.
3. Дефицитные ожидания (нехватка товара).
4. Ожидания, связанные с изменением дохода, занятости.
4. Вкусы и предпочтения покупателей. Мода. О качестве до покупки мы практически ничего не знаем, поэтому его влияние на спрос ограничено.
5. Количество покупателей и структура покупателей.
Что такое спрос: определение, виды
Узнайте больше о законе спроса и предложения, а также о факторах, которые влияют на спрос
Спрос — это зависимость между ценой и количеством товара, которое потребители могут и хотят купить по строго определенной стоимости в конкретный промежуток времени.
Чтобы узнать, как спрос зависит от стоимости товаров и что влияет на его рост, посмотрите это видео.
Разделы
Закон спроса и предложения
Прежде чем установить цену на товар или услугу, сначала рассчитывают себестоимость и делают наценку. Однако, слишком высокая стоимость будет отпугивать потенциальных клиентов. Поэтому, цену чаще всего устанавливают в точке равновесия спроса и предложения.
Отсюда и выплывает закон спроса и предложения. Он гласит, чем ниже цена, тем выше спрос и наоборот. Исключение составляет товар Гиффена. Для него при повышении цены растет и спрос. К товарам Гиффена можно отнести хлеб, гречку, рис, чай и некоторые другие продукты. Это малоценные товары, которые в потребительском бюджете занимают значительное место, при этом их практически невозможно заменить.
Далее вы узнаете, какие факторы влияют на спрос и как им можно управлять.
Факторы спроса
На спрос в первую очередь влияет цена. Однако, есть и неценовые факторы. Ниже мы разберем именно их.
Конечно, каждый фактор может в одной нише оказывать более сильное влияние, чем в другой. Поэтому, важно тщательно изучать свою целевую аудиторию, привлекать новых покупателей, вести базу данных в CRM-системе и регулярно анализировать эффективность своих маркетинговых действий. Читайте дальше, чтобы больше узнать о спросе.
Виды спроса в маркетинге
Существует несколько видов спроса. Давайте познакомимся с ними ближе.
Как видите, спрос бывает разным и зависит от множества факторов. Однако, им можно управлять с помощью разных маркетинговых подходов и инструментов. Например, вы можете повышать продажи с помощью email рассылок, чат-ботов в мессенджерах, BTL-рекламы и так далее. Зарегистрируйтесь в SendPulse, чтобы начать использовать эти и другие инструменты уже сегодня.
Спрос в рыночной экономике
Спрос – это экономическая категория, отражающая желание и возможность потребителей купить какое-либо количество товара по определенной цене в определенное время. При этом если величина спроса рассматривается в рамках макроэкономики, то речь идет о совокупном спросе во всей экономической системе государства.
Основу спроса составляет предельная полезность товара (прирост полезности блага с потреблением его каждой последующей единицы до уровня насыщения), скорректированная на покупательную способность потребителя, иначе говоря, доход.
На величину спроса оказывает влияние два вида факторов:
– неценовые факторы: потребительские предпочтения, инфляционные ожидания, покупательная способность потребителей, цены на товары-заменители и прочие товары и услуги.
При этом важно учитывать, что при изменении цены происходит изменение величины спроса. В случае же корректировки неценовых факторов происходит сдвиг кривой спроса, которая, в свою очередь, определяет динамику величины спроса.
Кривая спроса показывает, какое количество товара потребители могут приобрести при различных значениях цены, и демонстрирует действие закона спроса, согласно которому чем выше будет установлена цена, тем ниже будет величина спроса на товар, и наоборот.
Существенное значение при анализе динамики спроса на тот или иной товар либо услугу имеет показатель эластичности, который выражает колебания величины спроса, вызванные изменением цен на товары и услуги, и определяет степень чувствительности (реакции) потребителей к изменениям цены товара. Эластичность спроса может быть связана не только с изменением цены на товар, но и с изменением доходов потребителей. Поэтому различают эластичность спроса по цене и по доходам.
Знание степени эластичности спроса на товар имеет большое практическое значение. Так, продавцы товара с высокой эластичностью спроса могут пойти на снижение цены с целью резко увеличить объем продаж и получить прибыль больше, чем если бы цена товара была выше.
Для товаров с низкой эластичностью спроса подобная ценовая практика неприемлема — при снижении цены объем продаж изменится слабо и не компенсирует упущенную выгоду.
При наличии большого количества продавцов спрос на любой товар будет эластичным, поскольку даже незначительное повышение цены одним из конкурентов заставит потребителей обращаться за покупкой к другим продавцам, предлагающим этот же товар дешевле.
Раздел 1. Исходные основы микроэкономики
Цель: раскрыть понятие эластичности спроса и предложения.
Оглавление
2.1. Ценовая эластичность спроса. Показатели эластичности
Производителям следует иметь в виду, что реакция покупателей на изменение цен на разные товары неодинакова.
Ценовая эластичность спроса показывает, на сколько процентов изменится объем спроса при изменении цены товара на один процент.
где ΔQd – изменение объема спроса; Δp – изменение цены.
Если изменение цены вызывает существенное изменение объема спроса (т. е. процент изменения спроса больше процента изменения цены), то это – эластичный спрос (или товар эластичного спроса), ed>1.
Факторы, определяющие ценовую эластичность спроса:
2.2. Значение эластичности спроса для экономической политики фирм
Эластичность спроса имеет большое значение для ценовой политики фирм. Это хорошо иллюстрирует линейная функция спроса.
Эластичность линейной функции спроса изменяется от до 0.
Изменение эластичности спроса здесь объясняется следующим. Наклон линии спроса в данном случае постоянен. Следовательно, он не совсем точный показатель эластичности.
Представим формулу эластичности следующим образом:
— наклон линии спроса, он постоянен.
Таким образом, эластичность спроса зависит от соотношения P/Q.
Если двигаться вниз по линии спроса, то цена уменьшается, а величина спроса растет, т. е. ed уменьшается.
Если цена настолько велика, что Q=0, то ed=. Если же p=0, то и ed=0.
В середине линии спроса ed=1. Это легко можно доказать и алгебраически, и геометрически. Отметим лишь, что перпендикуляр, проведенный из точки, где ed=1, на ось абсцисс, делит расстояние 0d пополам.
Рис. 1. Связь между эластичностью спроса,
изменением цены и общей выручкой продавца
Изменяя цену на отрезках с разной эластичностью, фирма может сделать следующие выводы:
Линия MR расположена ниже кривой спроса, поскольку возрастающий объем продукции продается по все более низким ценам (ценам спроса). При ed=1, MR=0, затем TR падает, а MR принимает отрицательные значения.
Итак, при ed>1 фирме выгодно снижать цены, но невыгодно повышать. При ed>1 – наоборот: выгодно повышать цены и невыгодно их снижать.
2.3. Перекрестная эластичность спроса. Эластичность спроса по доходу
Если товары взаимозаменяемые, то повышение цены на товар b ведет к увеличению объема спроса на товар а, т. е. edа,b>0.
Если товары взаимно дополняют друг друга, то повышение цены на товар b ведет к уменьшению величины спроса на товар а, т. е. edа,b Эластичность спроса по доходу рассчитывается следующим образом:
Спрос на малоценные товары с ростом доходов падает – edi 1. Если процент изменения величины спроса меньше процента изменения цены – спрос неэластичный, ed 1) снижение цены увеличивает выручку фирмы; повышение цены – уменьшает выручку, т. е. фирме выгодно снижать цену. При неэластичном спросе (ed Основная