Что такое ср в учебном плане вуза

Что нужно знать про учебный план: какая информация в нем содержится и где его искать

Поступаете в вуз или колледж и хотите знать, какие предметы придется изучать? Для этого есть специальный учебный план, который описывает, в том числе, содержание образовательной программы.

В этой статье я расскажу, что такое учебный план и зачем он может вам пригодится.

Что такое учебный план

Под учебным планом понимают специальный документ, в котором содержится информация о дисциплинах, их последовательности и объеме по каждой отдельной специальности.

В плане также есть информация о количестве и видах практик, которые студент будет проходить, о датах защиты курсовых.

По сути, учебный план представляет собой индивидуальную схему обучения. По этой причине вполне понятно желание абитуриентов перед поступлением изучить план обучения.

Структура учебного плана

Структура плана включает 3 важных элемента, тесно связанных между собой:

Если в вузе работают крутые специалисты в конкретной области, то они преподают довольно узкие предметы.

Учебный план часто меняется. Поэтому важно постоянно его проверять, чтобы быть в курсе происходящего. Но кардинальных изменений в нем, все же, не будет.

Составление учебного плана

Ответственные за составление учебного плана — преподаватели с кафедры. После того как они составили план, он отправляется на утверждение заведующему кафедрой, декану или ректору учебного заведения.

Учебный план составляется не из головы и не по желанию преподавателей, а с учетом стандартов и рекомендаций Министерства образования.

Бывают случаи, когда студент не может придерживаться разработанного плана. Тогда оформляется индивидуальный график. Но для оформления индивидуального графика нужны веские и уважительные причины: болезнь, уход за больным ребенком, работа по профилю и др.

Изменения в учебном плане

Как я уже писал выше, учебный план меняется, но не кардинально. В основном все изменения связаны с определенными требованиями работодателей, предъявляемых к выпускникам. В этом случае некоторые дисциплины могут заменяться другими, более подходящими.

Нормальная периодичность внесения изменений в учебный план — раз в 2-3 года. В основном все зависит от специальности: с учетом ее планы могут менять реже или чаще.

Где искать учебный план

Все планы легком можно найти в общем доступе и для этого не нужно прикладывать какие-то усилия. Достаточно зайти на сайт выбранного вами вуза или посмотреть вкладку отдельной кафедры.

Учебные планы обычно размещаются так, чтобы абитуриент или студент без труда мог их найти. Это могут быть вкладки «Студенту», «Абитуриенту» или «Документы».

Есть и бумажные варианты, если вдруг у вас возникнет срочное желание ознакомиться и с ними.

А еще можно просто сделать запрос в приемную комиссию (если вы абитуриент), и они вышлют вам экземпляр плана на почту.

Студенту знакомство с планом полезно тем, что так он сможет заранее подготовиться к различным работам и практикам.

Источник

Учебный план в вузе – это…

А знаете ли Вы, что деятельность любого предприятия планомерна и контролируема, координируема? Данные принципы не обошли стороной и образовательную систему. Не задумывались ли Вы, каким образом и почему по каждой специальности предусмотрены определенные дисциплины? Почему Вы сегодня изучаете основы экономики, а на старших курсах – нюансы экономического анализа и пр.? Все дело в учебном плане.

Что такое ср в учебном плане вуза. Смотреть фото Что такое ср в учебном плане вуза. Смотреть картинку Что такое ср в учебном плане вуза. Картинка про Что такое ср в учебном плане вуза. Фото Что такое ср в учебном плане вуза

А знаете ли Вы, что деятельность любого предприятия планомерна и контролируема, координируема? Данные принципы не обошли стороной и образовательную систему. Не задумывались ли Вы, каким образом и почему по каждой специальности предусмотрены определенные дисциплины? Почему Вы сегодня изучаете основы экономики, а на старших курсах – нюансы экономического анализа и пр.? Все дело в учебном плане.

Что это такое?

Итак, представляем и/или вспоминаем «поступательно-образовательный процесс». Вот Вы поступили в вуз или колледж. Перед вами расписание занятий и «набор дисциплин», которые вы будете изучать в ближайшей перспективе. Далее часть предметов сменится новыми, и так будет вплоть до окончания образовательного заведения и получения диплома о профессиональном образовании. А почему мы изучаем предметы в определенном «наборе» и порядке? Все дело в так называемом учебном плане.

Что такое ср в учебном плане вуза. Смотреть фото Что такое ср в учебном плане вуза. Смотреть картинку Что такое ср в учебном плане вуза. Картинка про Что такое ср в учебном плане вуза. Фото Что такое ср в учебном плане вузаПример учебного плана

Учебный план – это официальный документ, который устанавливает продолжительность и глубину изучения каждой дисциплины в рамках конкретной образовательной программы (специальности). Фактически, учебный план – это детализация образовательной программы с указанием количества лекций, изучаемых дисциплин и тем, заданий, практикумов, с уточнением письменных проектов: лабораторные, курсовые, самостоятельные работы, зачеты и экзамены и пр.

Учебный план также будет демонстрировать:

К сожалению, далеко не все абитуриенты знают о существовании столь уникального и индивидуального документа при вузе или ссузе. А, напрасно! Если ознакомиться с ним еще на этапе выбора профессии или образовательного центра, можно избежать массу ошибок и подобрать самый подходящий вариант!

Структура учебного плана

Учебный план – это официальный документ, формируемый на основе действующей образовательной программы, а также учитывающий ряд требования: ФГОС, ГОСТ, регламенты сертификации и пр. Он имеет четкую структуру:

Содержание образовательной программы не просто описывает основные моменты, но и подчёркивает особенности обучения: количество аудиторных занятий и их виды (лекции, семинары, практикумы, лабораторные работы и исследования, консилиумы и игры и пр.). Помимо этого, здесь отмечается периодичность и частота, последовательность выполнения письменных проектов по каждой дисциплине. Как правило, все предметы затрагивают такие виды исследований, как контрольные и самостоятельные работы, рефераты и доклады. Частота их подготовки может быть разной, вплоть до десятков. Раз в семестр студенты выполняют курсовые работы и НИР по профильным дисциплинам, чаще всего начиная со второго курса обучения.

Помимо этого, важно проанализировать частоту и продолжительность практики вне вуза или в его отдельных подразделениях, партнерах-предприятиях. Средняя продолжительность этого этапа подготовки составляет около 2-3 недель, но практики отмечают: чем больше практики, тем лучше!

Обратите внимание, если аккредитацию и проверки качества обучения вузы проходят раз в несколько лет, то учебные планы могут меняться ежегодно и чаще. Все зависит от стремления образовательного центра к новшествам и инновациям, обновлению учебного процесса и выпуска квалифицированных специалистов, готовых к суровым трудовым будням, владеющих современными приемами и методами.

Правила формирования учебного плана: что, где, когда?

Учебный план формируется по каждой специальности и форме обучения отдельно. Это значит, что у очников будет один набор дисциплин в определённом объеме, а у заочников – иной. Такая разница вполне объяснима, ведь очное обучение считается более полным и глубоководным, а заочное – сокращённый вариант с акцентом на самообучение и самодисциплину.

Формирование учебного плана – работа комплексная, задействующая фактически все звенья образовательной сети вуза. Для начала преподаватели кафедры проанализировав былой опыт и опыт других вузов, ссузов, формируют список основных дисциплин, необходимых для изучения и обретения профессиональных навыков и знаний.

Что такое ср в учебном плане вуза. Смотреть фото Что такое ср в учебном плане вуза. Смотреть картинку Что такое ср в учебном плане вуза. Картинка про Что такое ср в учебном плане вуза. Фото Что такое ср в учебном плане вузаКак создается учебный план?

Затем они же определяют глубину погружения в каждый из них, распределяя по курсам (годам) обучения, семестрам, выделяя соответствующее количество часов.

Далее все материалы оформляют в виде сводной таблицы с подробным описанием-приложением: дисциплина – перечень тем – количество занятий (лекций и семинаров) – промежуточная аттестация (тестирование, контрольная, устный опрос и пр.) – форма аттестации (зачет, дифференцированный зачет или экзамен) и пр.

В ходе формирования учебного плана преподаватели кафедры должны учитывать ряд требований: правила ФГОС по отношению к специальности (обязательные дисциплины, часовые нормы, темы, учебная нагрузка и пр.), регламенты Минобразования (расписание занятий и учебная нагрузка график аттестации и пр.).

Далее тщательно спланированный и подготовленный грамотно оформленный документ поступает на рассмотрение и одобрение вышестоящему руководству – заведующему кафедрой, в деканат и выше – ректорат. Одобрение свыше (Минобразования или комиссия по аккредитации и пр.) не требуется.

Введение нового учебного плана производится с нового учебного года, реже – со следующего семестра.

Источник

Что такое учебный план в вузе, зачем он нужен и где его найти

Что такое ср в учебном плане вуза. Смотреть фото Что такое ср в учебном плане вуза. Смотреть картинку Что такое ср в учебном плане вуза. Картинка про Что такое ср в учебном плане вуза. Фото Что такое ср в учебном плане вуза

Выбирая вуз и специальность для поступления, абитуриенты хотят знать, какие предметы они будут изучать. Содержание образовательной программы можно узнать из специального документа — учебного плана. Сегодня мы расскажем о нём подробнее.

Доверь свою работу кандидату наук!

Узнать стоимость бесплатно

Хотите всегда быть в курсе новостей из мира образования? Присоединяйтесь к нашему информационному телеграм-каналу, где мы оперативно сообщаем обо всём важном. А в специальной группе вы найдёте скидки и выгодные предложения.

Что такое учебный план университета

Учебный план в вузе — это документ, где указано, какие дисциплины, в каком порядке и каком объёме будет изучать студент конкретной специальности.

Также из плана можно узнать, сколько практик будет у учащихся, по каким предметам и в какие семестры их ждёт защита курсовых.

Учебный план — это схема обучения студента, поэтому так полезно изучить его перед поступлением.

Структура учебного плана вуза

В любом учебном плане есть 3 связанные между собой составляющие:

Содержание программы включает в себя перечень дисциплин и видов деятельности студента:

График обучения определяет, когда студент будет заниматься этой деятельностью: в каком семестре изучать те или иные предметы, по каким из них готовить курсовую, когда проходить практику и т. п.

Количество часов указывается для того, чтобы можно было понять, сколько времени отведено на разные типы деятельности. Этот раздел наглядно показывает, какие предметы основные для специальности: их изучение займёт больше всего времени.

Этот раздел будет отличаться у студентов одной специальности, но разной формы обучения: на дневном отделении больше часов отведено на аудиторную работу, на заочном — на самостоятельную.

Что такое ср в учебном плане вуза. Смотреть фото Что такое ср в учебном плане вуза. Смотреть картинку Что такое ср в учебном плане вуза. Картинка про Что такое ср в учебном плане вуза. Фото Что такое ср в учебном плане вуза

От плана зависит организация учёбы студентов

Кто составляет учебный план в вузе

Рабочий учебный план составляют преподаватели выпускающей кафедры, а утверждают те, кто несёт ответственность за подготовку специалистов этого направления: заведующий, декан и ректор вуза. При составлении плана педагоги учитывают стандарты и рекомендации Минобразования.

Если вас интересует, как в учебные планы попадают общие предметы, то причина — именно в постановлениях МОН.

Если студент не может учиться по этому плану, для него оформляют индивидуальный график (для этого нужны уважительные причины, например, болезнь или трудоустройство по профилю).

Как часто меняют учебный план

Корректировка плана — нормальный процесс, т. к. требования работодателей к выпускникам меняются и некоторые дисциплины приходится заменять другими. Обычно планы меняют каждые 2-3 года, но всё зависит от специальности.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы

Где найти учебный план вуза и зачем он нужен

Большинство государственных и частных учебных заведений выкладывают свои планы в открытый доступ: их можно найти на сайтах университетов или профильных кафедр. Чаще всего их размещают в разделах «Студенту», «Абитуриенту» или «Документы».

Бумажный экземпляр плана хранится на кафедре, в деканате и учебной части.

Если у сайта неудобная навигация и поиск не дал результатов, советуем написать в приёмную комиссию: они вышлют учебный план на почту абитуриенту. Не стесняйтесь обратиться с такой просьбой: анализ учебного плана вуза поможет выбрать, в каком университете специальность представлена лучше всего.

Пригодится учебный план и студенту: зная его, можно понять, какие дисциплины, курсовые и практики ждут его на следующем курсе и заранее подготовиться.

А если с изучением какого-то предмета возникли проблемы, на помощь всегда придёт студенческий сервис. Его экспертам можно доверить любую работу: от лабораторной до диплома.

Что такое ср в учебном плане вуза. Смотреть фото Что такое ср в учебном плане вуза. Смотреть картинку Что такое ср в учебном плане вуза. Картинка про Что такое ср в учебном плане вуза. Фото Что такое ср в учебном плане вуза

Карина – противоречивая натура: любит фильмы Ларса фон Триера и песни Михаила Шуфутинского. В активе – два высших образования и тысяча прочитанных книг.

Источник

Учебное пособие: Нормативы и методические указания по разработке учебных планов

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Калининградский государственный технический университет»

Приказом ректора ФГОУ ВПО «КГТУ»

от «_____»__________2010 г., №______

__________________ В.Е. Иванов

НОРМАТИВЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО РАЗРАБОТКЕ УЧЕБНЫХ ПЛАНОВ

ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

(на правах положения системы менеджмента качества)

1.1. Основные требования, обязательные при реализации основных образовательных программ (ООП) высшего профессионального образования (ВПО) по направлениям подготовки и специальностям, определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС ВПО), утвержденными Министерством образования и науки Российской Федерации.

1.2. Учебный план подготовки выпускника вуза (бакалавра, магистра, специалиста) представляет собой базовый учебно-методический документ ООП ВПО, в котором определены трудоемкости, продолжительности и периоды видов учебной работы студента по освоению ООП по годам обучения (в т.ч. перечни учебных дисциплин и курсов, последовательность их изучения, формы аттестации по ним) в соответствии с требованиями ФГОС ВПО.

1.3. Важнейшими отличительными особенностями учебных планов (и ООП в целом) по ФГОС ВПО являются:

· компетентностный подход к их разработке (ориентация на результаты обучения, выраженные в форме компетенций выпускника);

· использование в качестве основной меры трудоемкости учебной работы студента «зачетной единицы» (ЗЕТ), соответствующей 36 академическим часам (АЧ).

1.4. ООП университета (в т.ч. учебные планы подготовки бакалавров, магистров и специалистов) должны разрабатываться с учетом примерных ООП, утвержденных учебно-методическими объединениями вузов.

1.5. В настоящем документе определяются требования к форме, содержанию, порядку разработки учебных планов ООП университета, реализующих ФГОС ВПО при очной форме обучения. Нормативы и методические указания по разработке учебных планов по заочной и очно-заочной формам обучения определяются особо.

2. Основные требования ФГОС ВПО

2.1. Нормативные сроки (для очной формы обучения, включая последипломный отпуск* ) и общие трудоемкости освоения ООП составляют:

· ООП бакалавриата – 4 года (208 недель), 240 ЗЕТ;

· ООП магистратуры – 2 года (104 недели), 120 ЗЕТ;

· ОПП подготовки специалистов – 5 лет (260 недель), 300 ЗЕТ.

Трудоемкость ООП ВПО по очной форме обучения за учебный год (52 недели) равна 60 ЗЕТ.

2.2. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.

2.3. В структуре ООП ВПО предусматриваются учебные циклы и разделы.

ООП бакалавриата и подготовки специалистов включает в себя три учебных цикла:

— гуманитарный, социальный и экономический цикл;

— математический и естественнонаучный цикл;

— учебная и производственная практики и/или научно-исследовательская

— итоговая государственная аттестация.

ООП магистратуры включает в себя два учебных цикла:

— практика и научно-исследовательская работа;

— итоговая государственная аттестация.

По каждому циклу, разделу определяются проектируемые результаты их освоения – компетенции выпускника (общекультурные и профессиональные), что он должен знать, уметь, чем должен владеть (знания, умения и навыки). Каждая компетенция может быть результатом освоения одного или нескольких циклов и разделов.

2.4. Каждый учебный цикл ООП имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную). Вариативная часть – для расширения и (или) углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых дисциплин (модулей).

2.5. Для каждого учебного цикла (базовой части его), раздела ООП определяется трудоемкость освоения в ЗЕТ (указывается либо допустимый диапазон ЗЕТ, либо конкретное значение трудоемкости). Она включает все виды текущей и промежуточной аттестации студентов.

2.6. По каждому учебному циклу ООП приводится перечень дисциплин для разработки примерных программ, а также учебников и учебных пособий.

Базовая часть цикла «Гуманитарный, социальный и экономический цикл» (ООП бакалавриата и подготовки специалистов) должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: «История», «Философия», «Иностранный язык». Базовая часть профессионального цикла (эти же ООП) должна предусматривать изучение дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».

2.7. ООП должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее одной трети (ООП бакалавриата и подготовки специалистов) или 30 процентов (ООП магистратуры) вариативной части суммарно по учебным циклам.

2.8. Раздел «Физическая культура» (в ООП бакалавриата и подготовки специалистов) трудоемкостью 2 ЗЕТ должен реализоваться при очной форме обучения, как правило, в объеме 400 АЧ, при этом объем практической, в том числе игровых видов, подготовки должен составлять не менее 360 АЧ.

2.9. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не может составлять более 54 АЧ в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению ООП и факультативных дисциплин.

2.10. ООП должна предусматривать определенную профильность (специализацию) подготовки выпускника вуза в зависимости от элементов, объектов и видов профессиональной деятельности, к которым в основном готовится обучающийся в вузе.

Области, объекты и виды профессиональной деятельности выпускника определяются по каждому направлению и уровню подготовки (специальности).

Профиль ООП бакалавриата определяется вузом в соответствии с примерной ООП.

Профильная направленность ООП магистратуры (магистерских программ) определяется вузом самостоятельно.

Специализация в ООП подготовки специалистов определяется вузом в соответствии с примерной ООП.

2.11. ФГОС по конкретным направлениям и уровням подготовки (специальностям) определяют также:

— максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении ООП;

— ограничения занятий лекционного типа;

3. Формы учебных планов подготовки бакалавров, магистров, специалистов

3.1. Учебный план подготовки выпускника университета с ВПО (приложения 1, 2* ) включает в себя:

— заголовок с реквизитами утверждения его ученым советом университета;

— решения по учебным циклам, разделам ООП, в т.ч. по распределению дисциплин, практик, научно-исследовательской работы студента по семестрам обучения;

— решения по трудоемкости и продолжительности видов учебной работы студента (периодов ООП) по семестрам (курсам) обучения (учебным годам);

— подписи должностных лиц, согласовавших учебный план (проректоров, декана, заведующего(их) выпускающей(ими) кафедрой(ами)).

Дисциплины по выбору студента в учебном плане могут не конкретизироваться, а определяться в приложениях к нему.

3.3. По каждой дисциплине, помимо ее наименования, указываются:

— общая трудоемкость освоения дисциплины в ЗЕТ и АЧ;

— объемы аудиторных занятий и самостоятельной работы студента по дисциплине;

— номер семестра, в котором предусматривается курсовая работа (курсовой проект) по дисциплине (не обязательно);

— номера семестров, в которых предусматриваются зачеты и(или) экзамены по дисциплине;

— трудоемкости освоения дисциплины (в ЗЕТ) и объемы аудиторных занятий по ней (в АЧ) по семестрам обучения.

Объем самостоятельной работы студента по дисциплине в семестре Vср (в АЧ) вычисляется следующим образом:

где С – трудоемкость освоения дисциплины в семестре (в ЗЕТ);

VАЗ – объем аудиторных занятий по дисциплине в семестре (в АЧ).

3.4. По разделу «Физическая культура» в учебных планах подготовки бакалавров и специалистов, помимо общей трудоемкости его – 2 ЗЕТ, указывается объем аудиторных занятий (360-400 АЧ) и распределение ЗЕТ и занятий по семестрам обучения (см. раздел 5).

3.5. Для каждого вида практики и для научно-исследовательской работы в семестре (если она предусмотрена) также указываются общая трудоемкость (в ЗЕТ и АЧ) и трудоемкости (в ЗЕТ) этих видов учебной работы по семестрам обучения.

3.6. Трудоемкость итоговой государственной аттестации выпускника (в т.ч. выполнения и защиты выпускной квалификационной работы) указывается дважды – как общая трудоемкость раздела и в последнем семестре обучения.

3.7. В учебном плане указываются суммарные показатели трудоемкости освоения (в ЗЕТ) учебных циклов (их базовых и вариативных частей, дисциплин по выбору студента), разделов и ООП в целом (при наличии факультативных дисциплин их трудоемкость), а также для каждого семестра обучения:

— трудоемкость (в ЗЕТ и АЧ) семестра (трудоемкость учебного года – 60 ЗЕТ);

— максимальная учебная нагрузка студента в неделю (АЧ);

— объем аудиторных занятий в неделю (без учета занятий по физической культуре и факультативов);

— продолжительности (в неделях) теоретического обучения, экзаменационной сессии, практики, итоговой государственной аттестации (в последнем семестре), каникул, а также общая продолжительность семестра (с каникулами, следующими за ним).

3.8. В качестве показателя «максимальная учебная нагрузка студента в неделю» указывается недельная нагрузка в том периоде семестра (теоретического обучения и научно-исследовательской работы, экзаменационной сессии, практики, итоговой государственной аттестации), в котором она наибольшая (см. раздел 6).

4. Порядок разработки учебного плана ООП ВПО

4.1. При разработке учебного плана ООП ВПО (бакалавриата, магистратуры, подготовки специалистов) необходимо обеспечить выполнение как «содержательных», так и «арифметических» требований ФГОС. «Содержательные» требования ФГОС обеспечиваются прежде всего за счет определения обоснованного перечня дисциплин учебных циклов ООП с соответствующей трудоемкостью их освоения, т.е. таких дисциплин, которые необходимы для достижения требуемых результатов обучения (в т.ч. формирования указанных во ФГОС компетенций выпускника вуза). «Арифметические» требования ФГОС (по трудоемкости и продолжительности ООП, ее периодов, учебных циклов и разделов) обеспечиваются за счет определенного ниже порядка разработки учебного плана ООП, сопровождающегося соответствующими расчетами.

4.2. Разработку учебного плана подготовки бакалавров (и специалистов) необходимо осуществлять в следующем порядке:

1) Распределение объемов занятий (360 – 400 АЧ) и трудоемкости (2 ЗЕТ) раздела ООП «Физическая культура по семестрам обучения (при традиционной организации учебного процесса для двусеместровых курсов обучения по ООП).

2) Определение трудоемкости, продолжительности и периода проведения практики по семестрам обучения (трудоемкость недели практики не должна превышать 1,5 ЗЕТ, т.е. 54 АЧ).

3) Определение трудоемкости и продолжительности итоговой государственной аттестации (ИГА) выпускника (госэкзаменов, выполнения и защиты выпускной квалификационной работы) в последнем семестре (полугодии) обучения (неделя ИГА – не более 1,5 ЗЕТ, т.е. 54 АЧ).

4) Определение приемлемой (допустимой) продолжительности и необходимой трудоемкости теоретического обучения (ТО) и экзаменационных сессий (ЭС) по курсам и семестрам обучения (с учетом нормативной трудоемкости и продолжительности учебного года (курса обучения) – 60 ЗЕТ, 52 недели, нормативной продолжительности каникул – 7÷10 недель в учебном году, в т.ч. не менее 2 недель в зимний период, 8 недель «последипломных каникул», а также с учетом максимальной учебной нагрузки студента в период ТО и ЭС – 54 АЧ в неделю).

5) Определение перечня учебных дисциплин, их трудоемкости в ЗЕТ и АЧ (общей и по семестрам, форм семестрового контроля (аттестации) по ним с учетом требований ФГОС ВПО и ранее принятых решений – баланса ЗЕТ по учебным циклам и разделам ООП, по семестрам и курсам обучения). При этом для экзамена и курсовой работы (курсового проекта) по дисциплине на данном этапе предусматривается по 1 ЗЕТ (трудоемкость этих видов учебной работы в АЧ потом уточняется в зависимости от продолжительности и количества экзаменов ЭС – 26÷46 АЧ на один экзамен).

6) Определение объемов аудиторных занятий по учебным дисциплинам в семестрах (с учетом трудоемкости дисциплин, наличия по ним экзаменов, курсовых работ и проектов, а также максимального объема аудиторных занятий в неделю в период ТО в семестре, установленного ФГОС ВПО).

7) Распределение объемов аудиторных занятий по лекциям, лабораторным и практическим занятиям, уточнение объемов самостоятельной работы студентов по дисциплинам в семестрах, в том числе по подготовке к экзаменам и сдаче их (эти решения фиксируются в приложениях к учебному плану и учебных программах дисциплин).

При разработке учебного плана подготовки магистров нет необходимости в первом этапе вышеизложенного порядка, а при принятии решений по практике студентов (второй этап) следует также определиться с трудоемкостью научно-исследовательской работы студента по семестрам обучения («НИР в семестре», которая является видом самостоятельной работы студента в период ТО).

Построение учебного плана ООП в предлагаемом порядке носит итерационный характер, обусловленный необходимостью уточнения и пересмотра принимаемых на каждом этапе решений при нарушении требований ФГОС ВПО.

5. Распределение объемов занятий и трудоемкости раздела ООП «Физическая культура»

5.1. В учебных планах подготовки бакалавров и специалистов по ФГОС ВПО принимаются следующие решения по разделу «Физическая культура»:

— семестры 2, 3, 4, 5 – по 60 АЧ практических занятий (без зачетных единиц);

— семестр 6 – 72 часа (1 ЗЕТ) в т.ч. 12 АЧ – завершающий лекционный курс «Физическое самосовершенствование», 60 АЧ – практические занятия.

5.3. Семестровая аттестация по разделу «Физическая культура проводится в форме зачета (независимо от того, определена или нет в семестре зачетная единица по этому разделу).

6 . Построение графика учебного процесса по ООП ВПО

6.1. Первые этапы разработки учебного плана ООП ВПО (п. 4.2) приводят к построению графика учебного процесса и определению трудоемкости его периодов по семестрам обучения.

6.2. Продолжительность учебной работы студента (теоретического обучения, экзаменационных сессий, практики, научно-исследовательской работы, итоговой государственной аттестации) в учебном году (на курсе обучения) должна быть от 42 до 45 недель (7÷10 недель составляют каникулы). При этом продолжительность учебной работы на последнем курсе обучения – 42 недели (2 недели – зимние и 8 недель – последипломные каникулы).

Минимальной продолжительности учебной работы на курсе обучения (42 недели) достаточно, если занятия по физической культуре на курсе не предусматриваются или предусматриваются в объеме не более 144 АЧ и в бюджет трудоемкости учебного года входит 1 ЗЕТ физической культуры. В этих случаях средняя учебная нагрузка студента в неделю не превысит 54 АЧ.

6.3. Продолжительность практики, итоговой государственной аттестации выпускника определяется, исходя из установленной для этих видов учебной работы трудоемкости. При этом трудоемкость учебной недели может варьироваться в диапазоне 1 ÷ 1,5 ЗЕТ (36÷54 АЧ) с целью определения приемлемой продолжительности этих периодов учебного процесса, унификации учебных планов в университете.

6.4. При традиционном для отечественных вузов начале учебного года 1 сентября и разбиении его на два семестра целесообразной продолжительностью теоретического обучения (ТО) в первых семи семестрах ООП бакалавриата является 17 недель с трехнедельной экзаменационной сессией (ЭС). Однако в зависимости от трудоемкости (продолжительности) практики продолжительность ТО и ЭС в «весенних» (четных) семестрах может быть больше или меньше на 1-2 недели. Очевидно, что продолжительность ТО и ЭС в последнем семестре должна быть меньше, чем в предыдущих за счет итоговой государственной аттестации (ИГА).

В табл. 1 приведены возможные варианты графиков учебного процесса на различных курсах обучения в бакалавриате, отличающиеся продолжительностью видов учебной работы студента по семестрам (с учетом решений по разделу «Физическая культура», приведенных в разделе 5).

Варианты графика на первом курсе отличаются наличием или отсутствием летней учебной практики, ее продолжительностью и трудоемкостью. На втором и третьем курсе также может предусматриваться практика после окончания летней ЭС. На четвертом курсе возможны варианты с «укороченным» ТО в последнем семестре, с преддипломной практикой (или без нее), с разной трудоемкостью (продолжительностью) ИГА.

В последней графе табл.1 («АЧ в неделю») указаны объемы учебной нагрузки студента в неделю по периодам учебного процесса (в период ТО и ЭС, в период практики и в период ИГА) без учета возможных факультативов (например, в седьмом семестре возможна факультативная дисциплина трудоемкостью 3 ЗЕТ – 108 АЧ, тогда учебная нагрузка студента в неделю составит 54 АЧ).

При этом приведены варианты, когда трудоемкость недели практики составляет 1,5 ЗЕТ (54 АЧ) или 1 ЗЕТ (36 АЧ).

Объем недельной учебной нагрузки студента в период ТО и ЭС (Vнед) рассчитывается по формуле

Vнед = ((Ссем – Сфк – Сп – Сига) х 36 + Vфк)/Т,

где Ссем – трудоемкость ТО и ЭС в семестре (ЗЕТ),

Сфк – трудоемкость физической культуры в семестре (1 ЗЕТ для 1-го и

Сп – трудоемкость практики в семестре (ЗЕТ),

Сига – трудоемкость ИГА в семестре (ЗЕТ),

Vфк – объем занятий физической культурой в семестре (АЧ),

Т – продолжительность ТО и ЭС в семестре (недель).

При разделении ТО и ЭС на отдельные периоды ООП недельная учебная нагрузка студента в период ЭС может составлять 54 АЧ, тогда в период ТО она будет меньше.

В табл. 2 приведены варианты графиков учебного процесса по ООП бакалавриата для трудоемкости практик и итоговой государственной аттестации выпускника по 12 ЗЕТ. Во всех вариантах трудоемкость недели ИГА – 1,5 ЗЕТ (54 АЧ). Трудоемкость недели практики:

— в первом варианте 1,5 ЗЕТ (54 АЧ),

— во втором варианте 1 ЗЕТ (36 АЧ),

— в третьем варианте на втором курсе 1 ЗЕТ (36 час.), на третьем курсе 1,25 ЗЕТ (45 АЧ), на четвертом курсе 1,5 ЗЕТ (54 АЧ).

Если трудоемкость практики на первом курсе обучения составляет 4 ЗЕТ, то трудоемкость семестров может быть такой же, как на втором и третьем курсах (второй вариант графика в табл.2).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Название: Нормативы и методические указания по разработке учебных планов
Раздел: Остальные рефераты
Тип: учебное пособие Добавлен 10:53:21 30 сентября 2011 Похожие работы
Просмотров: 2526 Комментариев: 13 Оценило: 0 человек Средний балл: 0 Оценка: неизвестно Скачать