Что такое сравнение 5 класс биология кратко
Сравнение — это прием украшающий образ (примеры из литературы)
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Наверняка вы не раз слышали выражения СМЕЛЫЙ КАК ЛЕВ или ХИТРЫЙ КАК ЛИСА?! Подобные словосочетания относятся к одному из самых выразительных лексических приемов, который называется сравнение.
Чаще всего такое можно встретить в литературе, а некоторые сравнения уже перекочевали и в нашу повседневную речь. Благодаря им автор многократно усиливает образ.
Ведь согласитесь – одно дело прийти домой и сказать «Я хочу есть», и совсем другое «Я ГОЛОДНЫЙ КАК ВОЛК!». Второй вариант более сильный, и главное, всем сразу понятно, что с ужином тянуть не стоит ни секунды.
Что такое сравнение
Сравнение – это изобразительный прием, в котором сопоставляются два предмета (действия или явления) с целью усилить характеристики одного из них. Причем в отличие от метафор в сравнениях всегда упоминаются два элемента – то, что сравнивают, и то, с чем сравнивают.
Горят аулы, нет у них защиты.
Врагом сыны отечества разбиты,
И ЗАРЕВО, КАК ВЕЧНЫЙ МЕТЕОР,
Играя в облаках, пугает взор.
В этом четверостишье Михаил Лермонтов сравнивает свет от пожаров с небесным телом, тем самым акцентируя внимание на том, насколько он яркий.
Еще один пример из литературы (поэзии):
Безумных лет угасшее ВЕСЕЛЬЕ
Мне тяжело, КАК СМУТНОЕ ПОХМЕЛЬЕ.
Но, КАК ВИНО, ПЕЧАЛЬ минувших дней
В моей душе чем старше, тем сильней.
А это уже Пушкин Александр Сергеевич. У него в этом четверостишье сразу два сравнения и оба связаны с алкогольной тематикой (понятной многим в нашей стране).
Во-первых, по словосочетанию «веселье – похмелье», мы понимаем, что радость осталась в прошлом, а на смену ей пришла тоска. А во-вторых, яркий образ «печаль – вино» создает ощущение безысходности.
Способы создания сравнений на примерах
Есть несколько базовых способов для создания сравнений:
А теперь приведем примеры для каждого из типов сравнений.
Сравнительные предлоги
Существительные в творительном падеже
Прилагательные и наречия в сравнительной форме
Слова «похожий» и подобный»
Примеры развернутых сравнений
Иногда в качестве сравнений писатели и поэты используют не одно-два слова, а целые предложения. Это позволяет создать весьма яркий образ и более точно передать настроение всего произведения.
Вот один из ярких примеров – стихотворение Константина Заболоцкого «Голос в телефоне».
Раньше был он звонкий, ТОЧНО ПТИЦА,
КАК РОДНИК, струился и звенел,
Точно весь в сиянии излиться
По стальному проводу хотел.
А потом, КАК ДАЛЬНЕЕ РЫДАНЬЕ,
КАК ПРОЩАНЬЕ с радостью души,
Стал звучать он, полный покаянья,
И пропал в неведомой глуши.
В самом стихотворении нет предмета, который сравнивают. Он спрятан в названии. А все четверостишья — это сплошное сравнение в совокупности с метафорами. И используя эти приемы, Заболоцкий очень красочно описывает прошедшую любовь. Ведь именно о ней, как вы могли догадаться, идет речь.
Огромные сравнения встречаются и в прозе. Вот, например, отрывок из знаменитой «Илиады» Гомера.
Бросился АЯКС на ВРАГОВ, СЛОВНО ОГОЛОДАВШИЙ ЛЕВ на испуганно сгрудившихся, потерявших пастуха ОВЕЦ, которые остались без охраны беззащитными, КАК ДЕТИ без присмотра, и способны лишь робко стенать и пятиться в страхе перед львиною жаждой крови и смертоубийства, которое охватывает хищника, словно безумие, усиливающееся, когда он чует ужас обреченных…
Здесь и вовсе сразу два сравнения. Одно «Аякс – лев», а другое получилось даже двойным «враги – овцы – дети». Причем заметьте, что основные слова звучат только в самом начале, а весь остальной и достаточно массивный кусок текста посвящен сравнению. И это очень поэтично описывает характер битвы.
Примеры устойчивых сравнений
А сейчас хотелось бы вернуться к тому, с чего мы начали. Некоторые сравнения уже прочно вошли в наш лексикон. Три из них мы уже упомянули, вот еще:
И еще немного примеров:
Кстати, подобные устойчивые выражения в русском языке называются фразеологизмами. То есть это уже следующая ступень после сравнений. Но об этом можете прочитать в другой статье на нашем сайте.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (2)
«Стихотворение Константина Заболоцкого». Константина ли? Не Николая Алекссевича Заболоцкого случайно?
Человеку свойственно сопоставлять, мы регулярно сравниваем и делаем это не задумываясь)
Подведем итоги (гл. 1).
Проверьте себя
1.Что такое живая природа?
Живой природой называется все то, что нас окружает и не сделано руками человека, обладающее признаками живого.
2. Чем живая природа отличается от неживой?
Объекты неживой природы не обладают признаками живого, такими как рост, размножение, обмен веществ и др.
3.Перечислите основные признаки живого.
Рост, размножение, обмен веществ, раздражимость.
4.Какие вещества относятся к органическим?
Белки, жиры, углеводы.
5.Что общего в строении тел всех живых организмов?
Все живые организмы состоят из клеток.
6.Как размножается клетка?
Путем деления.
7.Сравните роль ядра и цитоплазмы в жизнедеятельности клетки.
В ядре хранится наследственная информация о строении и функциях данной клетки и всего организма в целом. Цитоплазма содержит в себе все клеточные тельца и связывает внутреннее содержимое клетки, в ней происходят процессы жизнедеятельности.
8.Какие методы изучения живой природы вы знаете?
Наблюдение, описание, эксперимент, сравнение, моделирование.
9.Что является основной частью микроскопа?
Тубус, в котором заключены линзы.
10.Назовите главные части клетки.
Ядро, цитоплазма, клеточная мембрана, тельца.
11.Почему клетку считают живой системой?
Потому что все живые части клетки активно взаимодействуют друг с другом, участвуют во всех процессах, каждый выполняет свою функцию. От работы одной части клетки зависит работа остальных ее частей.
12.По каким признакам различают ткани у организмов?
Ткани выполняют сходные функции, имеют сходное строение и происхождение.
Выполните задания
А. Задания на сравнение и объяснение.
1. Сравните строение растительных и животных тканей.
У растений тканей больше, есть образовательная, покровная, проводящая, основная, механическая. У животных:эпителиальная, мышечная, нервная и соединительная. Основное отличите в том, что ткани растений и животных выполняют разные функции, поэтому строение различается. Ткани животных состоят из животных клеток, а растительные – из растительных. Растения и животные отличаются образом жизни, растения неподвижные и им нужна опора, например, поэтому и растений есть механическая ткань – «скелет». У животных такой ткани нет, но есть костная ткань – вид соединительной.
2. Объясните, почему клетку считают основной единицей строения живых организмов.
Потому что все живые организмы состоят из клеток, а клетка – наименьшая единица организма, имеющая признаки живого: обмен веществ, рост, размножение и раздражимость.
3. Объясните, почему знания о живых организмах важны каждому человеку.
Биология объясняет процессы, которые происходят в живых организмах, и помогает понять, как устроена жизнь на планете. Также биология необходима, для того чтобы изучать другие науки, которая с ней связаны.
Б. Выберите правильный ответ.
1. Клетку окружает и отделяет от внешней среды.
А. клеточная мембрана
2. Гемоглобин- это
В. белок крови
3. Наука о живой природе носит название
В. биология
В. Составьте слово, которое содержит предложенные гласные буквы в указанном порядке.
1.
Деление
2.
Цитоплазма
3.
Ядро
Г. Найдите лишнее слово среди предложенных.
1. лупа
2. ткань
Из чего состоит клетка – особенности строения частей и функции, описание кратко (5 класс, биология)
Из чего состоит клетка
В биологии изучается огромное разнообразие клеток. Они имеют средний диаметр от 10 до 25 микрон, или микрометров. Размеры клеток спелого арбуза и яблока — 1 мм.
Кратко о строении клетки можно рассказать так: она покрыта мембраной и заполнена цитоплазмой. Внутри расположены ядро и особые клеточные структуры, подобные органам многоклеточных организмов (органеллы или органоиды).
Рис. 1. Строение растительной клетки.
Наружная мембрана
Мембрана — это тоненькая плёночная оболочка, «одежда» клетки. Она пропускает одни вещества и задерживает другие. Это свойство называют полупроницаемостью.
Клетки растений обладают рядом особенностей, отличающих от клеток животных и человека. Кроме наружной мембраны, имеется плотная клеточная оболочка (стенка), состоящая из целлюлозы. В растительных клетках расположены зеленые тельца — хлоропласты.
Рис. 2. Сравнение растительной и животной клетки.
Цитоплазма
Цитоплазма — бесцветная полужидкая масса, в состав которой входят вода, органические и минеральные вещества. Цитоплазма объединяет все компоненты в единое целое.
Небольшое плотное тельце имеет сложную структуру, регулирует жизнедеятельность клетки. Снаружи ядро покрыто мембраной, внутри заполнено ядерным соком. Содержится хроматин, составляющий основу наследственной информации о строении всего организма.
Митохондрии
Тельца овальной или округлой формы, имеющие две собственных мембраны. В описании митохондрий следует указать, что это «энергетические станции», обеспечивающие клетку и весь организм энергией для жизнедеятельности.
Пластиды
Крупные органеллы клетки, покрытые собственными мембранами. Внутри содержится вязкое вещество и пузырьки.
Виды пластид и где встречаются:
Рис. 3. Хлоропласты в клетках зелёного листа.
В зелёных пластидах происходит фотосинтез — процесс образования сахара и крахмала на свету из воды и углекислого газа. Фотосинтез обеспечивает питание растений, ряда бактерий и простейших, обладающих хлорофиллом.
Вакуоли
Название органелл произошло от латинского слова «вакуус» — пустой. Вакуоли — мешочки или пузырьки с клеточным соком. Содержится раствор в воде углеводов, красящих веществ, солей.
Кроме перечисленных органелл, в клетке содержатся другие компоненты:
В живой клетке происходят обмен веществ, внутриклеточное питание, рост и развитие. Клетки размножаются — делятся на две дочерние клетки.
Что мы узнали?
Важнейшие сведения о строении и функциях клетки: она состоит из мембраны, защищающей от внешней среды, цитоплазмы, связывающей все части, и ядра, которое хранит наследственную информацию. Клетке свойственны раздражимость, обмен веществ, рост и размножение. Эта информация необходима для изучения живой природы в 5 классе.
Свойства живых организмов (5 класс, биология) в таблице
Землю населяют многообразные живые существа, не похожие друг на друга. Несмотря на разное строение и особый образ жизни, их объединяют свойства живых организмов. Эти свойства отличают живую материю (всех живых существ планеты), от неживой природы (гор, рек, камней).
Свойства
Отличия живой природы от неживой материи подробно описаны в таблице свойств живого организма.
Признак
Описание
Живые существа состоят из клеток – «кирпичиков жизни». Это единица всего живого. Вне клетки жизнь невозможна
Из пищи извлекается энергия, необходимая для поддержания жизнедеятельности. Растения являются автотрофами и используют в качестве пищи солнечный свет, углекислый газ, воду с минеральными веществами. Процесс создания питательных веществ внутри организма с помощью света называется фотосинтезом. Остальные существа питаются готовыми веществами, т.е. поедают других существ, и называются гетеротрофами
Научное название – метаболизм. Это процесс извлечения полезных, питательных, жизненно важных веществ из пищи, поступающей из внешней среды. Сложные вещества распадаются на более простые, из которых каждая клетка образует необходимые организму вещества, а также извлекает энергию и тепло
Является частью обмена веществ. Организмы поглощают из воздуха кислород, а выделяют углекислый газ. Кислород окисляет, т.е. соединяется с другими веществами, и участвует в сложных биохимических реакциях
Организмы постоянно растут. У многоклеточных это происходит за счёт деления клеток
Способность реагировать на проявления внешней среды. Например, цветы при нехватке солнечного света закрываются, а человек отдёргивает руку при соприкосновении с горячим предметом
Организмы воспроизводят подобных себе существ. Это сложный процесс, который может протекать по-разному в зависимости от сложности организации организма. Например, одноклеточные существа делятся, растения размножаются семенами или частями организма, для воспроизводства млекопитающих нужны две особи – мужская и женская
Этот естественный процесс является логичным завершением жизни. Все живые существа, независимо от продолжительности жизни, умирают и разлагаются, давая пищу другим организмам
Рис. 1. Клеточное строение организмов.
Живые организмы не живут обособлено от неживой природы, а активно взаимодействуют с ней. Вода и кислород – относятся к неживой материи, но при этом являются жизненно важными веществами для живых организмов. Взаимодействие живой и неживой природы посредством метаболизма называется круговоротом веществ.
Биологическое разнообразие
Общие свойства живого присущи и одноклеточным организмам, состоящим всего из одной клетки, и сложно организованным животным, таким как люди. Всё биологическое разнообразие для удобства изучения подразделяется на пять царств:
Рис. 2. Царства живой природы.
Вирусы многие учёные относят к неживой природе. Они находятся на границе перехода веществ в живую форму и обладают свойствами живой и неживой материи. Например, способны к размножению, но при этом не растут и не питаются.
Бактерии отличаются от других одноклеточных организмов (растений и животных) отсутствием ядра – части клетки, в которой хранится наследственная информация. Такие примитивные организмы размножаются делением и имеют все признаки живого.
Царство животных очень обширно и охватывает множество существ от одноклеточных простейших (амёба) до млекопитающих (слон, кошка, белка), к которым относится и человек.
Рис. 3. Разнообразие животных.
Все живые организмы имеют одинаковый химический состав, т.к. состоят из одних и тех же элементов. Для жизни важны углерод, кислород, азот, водород.
Что мы узнали?
Из урока 5 класса биологии узнали об основных свойствах живой материи, а также о разнообразии жизни на Земле. Основными признаками живого являются размножение, дыхание, питание, рост. Основу всех живых существ составляет клетка. Всё разнообразие живой природы представлено пятью царствами – вирусами, бактериями, растениями, грибами, животными. Вирусы являются переходной формой от неживой к живой материи.
Биология. 5 класс
Конспект урока
Урок 9. Единство живого. Сравнение строения клеток различных организмов
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
Клетка, типы клеток, строение клеток живых организмов
Клеточная стенка – прочная оболочка клетки, которая расположена снаружи от цитоплазматической мембраны и выполняет структурную, защитную и транспортную функции. Имеется у большинства бактерий, грибов и растений.
Хлоропласты – зелёные пластиды в клетках растений. В них образуются органические вещества на свету.
*Хромопласты – это жёлтые, оранжевые, красные, иногда коричневые пластиды растений. Придают яркий цвет плодам, цветкам и листьям.
*Лейкопласты – бесцветные пластиды растений. Накапливают запасные питательные вещества.
*Доядерные – одноклеточные живые организмы, не обладающие оформленным клеточным ядром и другими внутренними мембранными органоидами. К ним относятся бактерии.
Обязательная и дополнительная литература по теме
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Что представляет собой живая природа? Это огромное количество живых организмов؎ животных, растений, грибов, бактерий. Всех их объединяет ряд признаков: способность к самостоятельному существованию, росту, развитию и др. Несмотря на многообразие форм, все живые организмы имеют клеточное строение и сходный набор химических элементов и веществ. Клетка – мельчайшая частичка живого вещества, обладающая всеми признаками живого.
Прокариоты возникли на Земле несколько миллиардов лет назад и представлены исключительно одноклеточными организмами. Эукариоты состоят из одной или нескольких клеток, однако все клетки имеют общий план строения. Как устроены клетки различных живых организмов? Об этом вы узнаете в данном уроке.
Что представляет собой живая природа? Это огромное количество живых организмов؎ животных, растений, грибов, бактерий. Всех их объединяет ряд признаков: способность к самостоятельному существованию, росту, развитию и др. Несмотря на многообразие форм, все живые организмы имеют клеточное строение и сходный набор химических элементов и веществ. Клетка – мельчайшая частичка живого вещества, обладающая всеми признаками живого.
Прокариоты возникли на Земле несколько миллиардов лет назад и представлены исключительно одноклеточными организмами. Эукариоты состоят из одной или нескольких клеток, однако все клетки имеют общий план строения. Как устроены клетки различных живых организмов? Об этом вы узнаете в данном уроке.
Разбор типового тренировочного задания:
Тип задания: Выбор элемента из выпадающего списка;
Текст вопроса: Заполните пропуск, выбрав правильный вариант из выпадающего меню.
Представители этого Царства имеют очень мелкие размеры, простое строение и всегда состоят из одной клетки – _______________.
Правильный вариант ответа:
Представители этого Царства имеют очень мелкие размеры, простое строение и всегда состоят из одной клетки – Царство Бактерии
Разбор типового контрольного задания
Тип задания: Подстановка элементов в пропуски в таблице;
Текст вопроса: Распределите характеристики растительных и животных клеток.