Что такое сравнение в физике

Сравнение

Сравне́ние — многозначный термин.

Примечания

Что такое сравнение в физике. Смотреть фото Что такое сравнение в физике. Смотреть картинку Что такое сравнение в физике. Картинка про Что такое сравнение в физике. Фото Что такое сравнение в физике

Что такое сравнение в физике. Смотреть фото Что такое сравнение в физике. Смотреть картинку Что такое сравнение в физике. Картинка про Что такое сравнение в физике. Фото Что такое сравнение в физикеСписок значений слова или словосочетания со ссылками на соответствующие статьи.
Если вы попали сюда из другой статьи Википедии, пожалуйста, вернитесь и уточните ссылку так, чтобы она указывала на статью.

Литература

Полезное

Смотреть что такое «Сравнение» в других словарях:

СРАВНЕНИЕ — познават. операция, лежащая в основе суждений о сходстве или различии объектов; с помощью С. выявляются количеств. и качеств. характеристики предметов, классифицируется, упорядочивается и оценивается содержание бытия и познания. Сравнить… … Философская энциклопедия

Сравнение — СРАВНЕНИЕ (лат. comparatio, нем. Gleichnis), как термин поэтики обозначает сопоставление изображаемого предмета, или явления, с другим предметом по общему им обоим признаку, т. наз. tertium comparationis, т. е. третьему элементу сравнения.… … Словарь литературных терминов

СРАВНЕНИЕ — СРАВНЕНИЕ, сравнения, ср. 1. Действие по гл. сравнить сравнивать1. Сравнение копии с подлинником. Это не поддается сравнению. || Результат этого действия названные, указанные черты сходства. Неудачное сравнение. Остроумное сравнение. Какое тут… … Толковый словарь Ушакова

сравнение — Сверка, сличение, сопоставление, отож(д)ествление, уподобление, параллель. Ср … Словарь синонимов

сравнение — одна из логических операций мышления. Задания на С. предметов, изображений, понятий широко используются при психологических исследованиях развития мышления и его нарушений. Aнaлизиpуютcя основания для С., к рые использует человек, легкость… … Большая психологическая энциклопедия

сравнение — 1. СРАВНЕНИЕ см. Сравнять. 2. СРАВНЕНИЕ; СРАВНЕНЬЕ, я; ср. 1. к Сравнить. С. славянских языков с германскими. От сравнения с ним вы очень проигрываете. 2. Слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому, одной ситуации другой … Энциклопедический словарь

Сравнение — Сравнение ♦ Comparaison Сопоставление языковыми средствами двух различных объектов либо с целью подчеркнуть их сходство или различие, либо, в поэзии, с целью вызвать образ одного, называя другое. Если сравнение неявное, мы говорим о метафоре … Философский словарь Спонвиля

СРАВНЕНИЕ — СРАВНЕНИЕ, я, ср. 1. см. сравнить. 2. Слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому, одной ситуации другой. Остроумное с. • По сравнению с кем (чем), предл. с твор. сравнительно, сравнивая, сопоставляя кого что н. с кем чем… … Толковый словарь Ожегова

СРАВНЕНИЕ — англ. comparison; нем. Vergleich. Познавательная операция, лежащая в основе суждений о сходстве или различии объектов, при помощи к рой выявляются количественные и качественные характеристики предметов, признаки, детерминирующие возможные их… … Энциклопедия социологии

сравнение — СРАВНЕНИЕ операция сопоставления нескольких объектов, с целью выяснения степени их взаимного подобия. Она применима лишь к объектам, имеющим какой то общий признак, рассматриваемый в качестве основания С. В сфере научного исследования С.… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

Источник

Сравнение

* Сравнение в ряде социальных наук и в философии — познавательная операция, лежащая в основе суждений о сходстве или различии объектов.

* Сравнение по модулю натурального числа — понятие, на котором основана модулярная арифметика, применяющаяся во многих областях математики.

* Сравнение в программировании — общее название ряда операций над па́рами значений одного типа, реализующих математические отношения равенства и порядка.

* Сравнение в стилистике и литературе — фигура речи, в которой происходит уподобление одного предмета или явления другому по какому-либо общему для них признаку.

* Сравнение в лингвистике — синтаксическая конструкция, использующаяся для выражения сравнения.

Связанные понятия

Упоминания в литературе

Связанные понятия (продолжение)

Надёжностью называется один из критериев качества теста, его устойчивость по отношению к погрешностям измерения. Различают два вида надёжности — надёжность как устойчивость и надёжность как внутреннюю согласованность.

В обучении машин и распознавании образов признак — это индивидуальное измеримое свойство или характеристика наблюдаемого явления. Выбор информативных, отличительных и независимых признаков является критическим шагом для эффективных алгоритмов в распознавании образов, классификации и регрессии. Признаки обычно являются числовыми, но структурные признаки, такие как строки и графы, используются в синтаксическом распознавании образов.

Источник

Прием сравнения в форме таблиц при обучении физики в 7-м классе

Разделы: Физика

Индивидуализация учебного процесса является в последнее время одной из ведущих идей в школьном обучении. Становится все более очевидным, что школа при обучении и воспитании своих питомцев, должна подготавливать их к той сфере жизнедеятельности, к которой они наиболее расположены и в которой смогут принести наибольшую пользу.

Осуществить индивидуализацию обучения возможно с применением индивидуальной технологии обучения, основанной на использовании деятельностного подхода в обучении с применением компьютера. Реализация этой задачи невозможна без применения в методике и, в частности, в методике преподавания физики, новых информационных способов подачи учебного материала, разработки оригинальных концептуальных подходов в подаче учебного материала и его изложении.

Проблема использования приема сравнения в учебном процессе актуальна, так как в представленном виде она позволяет реализовать личностный подход в обучении.

Большую роль в учебном процессе отводит дидактике мыслительной операции сравнения. Еще К.Д.Ушинский говорил, что сравнение есть основа всякого понимания и всякого мышления. Понятие усваивается путем сопоставления и противопоставления раннее введенным понятием. Это значит, что если учитель хочет приучить учащихся к умению вычленять главные признаки предмета при формировании понятий, то ему необходимо применять при объяснении и при закреплении материала приемы сопоставления и противопоставления.

Под сравнением понимают умственные акты, посредством которых в воспринимаемых, представляемых или мыслительных объектах обнаруживают сходство и различие. Вначале, при первом знакомстве с понятием, учитель показывает все признаки явления: и существенные и несущественные. Затем вместе с учащимися устанавливает, какие признаки можно выделить в существенные из всех других. Это помогает включить новое понятие, предмет, явление в класс ранее изученных.

Система таблиц сравнения состоит из шести типовых таблиц (1, 2, 3, 4, 5, 6), построенных по дидактическому принципу от простого к сложному. В дальнейшем каждая из таблиц в зависимости от изучаемой темы наполняется конкретным содержанием и обозначается номерами 1.1, 1.2, и т.д.

На первом этапе, когда учащиеся еще не знакомы с приемом, можно им предложить типовую таблицу 1.

№ п\пВопросыСопоставляемые и противопоставляемые объекты
Объект АОбъект В

В таблице сравнивают два объекта: понятия, предметы, явления и т.д. Сравнение ведется на основе вопросов, предлагаемых либо учителем, либо составленных самими учащимися.

В типовой таблице 2 с помощью ряда вопросов раздельно сравниваются сходные и различные свойства объектов.

Вид сравнения№№ п.пВопросыОписание свойств
Объект АОбъект В
1Сходные свойства
2Различные свойства

В таблице третьего типа рассматриваются три и более объекта и проводится сравнение их по определенным признакам. Методически ценным здесь является умение характеризовать объект, определяя основные его признаки, свойства и качества. А для этого необходимо анализировать объект. В этом состоит суть аналитического метода. Следовательно, работая с типовой таблицей 3, учащиеся овладевают приемами анализа.

Умение учащегося различать физические выражения (равенства) по их трем классам свидетельствует о его глубоком понимании сути физических явлений и способов их описаний. А чтобы научить его этому, необходимо вести сравнение равенств в форме типовой таблицы 4.

№ п\пФизическое выражениеКлассы физических равенств
ОпределениеЗаконФормула

В типовой таблице 5 сопоставляются различные формулировки физических законов, которые учащиеся либо составляют сами, либо с помощью учителя, либо находят, изучая дополнительную литературу, рекомендованную учителем.

В типовой таблице 6 сравниваются (сопоставляются и противопоставляются) объекты, поведение которых в различных ситуациях похоже, но не идентично, поэтому данный тип таблицы помогает дифференцировать тонкое сходство или различие между объектами.

№ п\пСвойство, явление, процессСопоставление и противопоставление объектов
СопоставлениеПротивопоставление
Объект АОбъект ВОбъект АОбъект В

Применяя данную таблицу, можно, начав противопоставлять различие в свойствах объектов, прийти к сопоставлению сходных признаков и наоборот.

Сборник заданий таблиц сравнения для 7 класса

Тема 1. “Введение: физические явления”.

Тема 2. “Первоначальные сведения о строении вещества”.

В этой теме учителю при изложении нового материала нужно проиллюстрировать на примерах величину размеров молекул. Таблица 1.1. (Приложение 1).

Тема 3. “Три состояния вещества”.

На одном из уроков учащимся предлагаются бланки на которых изображена таблица с вопросами, а учащиеся дома (или в классе) должны, отвечая на них, сравнивать два объекта. Так на первом этапе обучения не все учащиеся еще умеют проводить сравнение, им помогает это сделать перечень вопросов, предлагаемых в таблице. Например таблица 1.2. (Приложение 1).. По этой теме можно составить три однотипные таблицы, которые учащиеся заполняют последовательно: одну после объяснения учителя вместе с ним в классе, другую – дома самостоятельно и проверяют ее в классе вместе с учителем, третью – самостоятельно в классе. За первую таблицу учитель оценку не выставляет; за вторую – тому ученику, которого спрашивает в классе, за последнюю – всему классу после проверки тетрадей.

Тема 4. “Механическое движение”.

При изложении этой темы учитель в ходе объяснения нового материала показывает учащимся, как сделать запись равномерного и неравномерного движения (например, на бумажной ленте с помощью воска, капающего с горящей свечи), а затем предлагает сравнить эти два движения. Сравнение ведется с помощью таблицы 1.

Вопросы для таблицы учащиеся составляют вместе с учителем в классе, а отвечать на них могут или в классе или дома. Здесь важно, что учитель учит учащихся составлять обобщенные вопросы, чтобы они могли делать это в дальнейшем самостоятельно.

При объяснении данной темы учитель может ввести понятие скалярной и векторной величины на примере скорости. Это удобно сделать, сравнивая скалярные и векторные величины, используя таблицу 1.

Аналогичную таблицу учащиеся могут построить самостоятельно при изучении понятия сила, добавив в нее отличительную характеристику данного вектора (сила) – точку приложения.

Тема 6. “Масса и вес”.

Проведем противопоставление массы и веса тела. Хотя масса и вес различные физические величины, учащиеся очень часто не различают их, путают, подменяют одно понятие другим, тем более, что прибор для измерения массы называется весы, а не “массы”. Для проведения сравнения применим таблицу 1.3. (Приложение 1)..

В плане сравнения можно рассмотреть задачи из упражнения учебника, котором предлагается объяснить ряд задач на явление “Инерция”. Ответы, объясняющие предложенные в задачах явления, можно записать в таблицу 1.4. (Приложение 1). В ней в сжатой, лаконичной форме даны описания явлений и их объяснение. Это помогает учащимся сконцентрировать свою мысль, записав ее четко и ясно.

Приведенная таблица сравнений показывает, что сопоставление и противопоставление признаков двух объектов, дает возможность учащимся дифференцировать довольно близкие по своим признакам понятия. А это углубляет их понимание физики и учит находить все более тонкое различие.

Тема 9. “Сила тяжести и сила упругости”.

В качестве домашнего задания по теме “Сила тяжести и сила упругости”можно предложить учащимся составить таблицу 1 вопросы для которой они составляют самостоятельно.

Тема 10. “Жидкостный и металлический манометры”.

Тип таблицы для сравнения учащиеся выбирают сами.

Тема 11. “Парадокс Паскаля”.

Для сравнения этих объектов используется таблица 2. Она дает возможность заострить внимание учащихся на сходных и различных свойствах, сравниваемых объектов, что приводит их к выводу, что сила давления на дно и стенки сосуда не зависит от его формы, а определяется высотой и плотностью налитой в сосуд жидкости. Естественно при анализе таблицы возникает вопрос: “Почему вес жидкости в сосудах различен, а давление и сила давления одинаковы?” Решение этого вопроса, которое возникает при анализе таблицы, обогатит учащихся новыми знаниями.

Тема 12. “Сила Архимеда”.

Изложение новой темы учитель ведет, используя прием сравнения. Для этого дается задание: сравнить силы давления жидкости на верхнее и нижнее основание кубика (бруска), который полностью погружен в сосуд с жидкостью. А давление? Разное, так как глубина погружения верхнего и нижнего основания кубика разная. Поэтому:

pЧто такое сравнение в физике. Смотреть фото Что такое сравнение в физике. Смотреть картинку Что такое сравнение в физике. Картинка про Что такое сравнение в физике. Фото Что такое сравнение в физике= Что такое сравнение в физике. Смотреть фото Что такое сравнение в физике. Смотреть картинку Что такое сравнение в физике. Картинка про Что такое сравнение в физике. Фото Что такое сравнение в физикеgh Что такое сравнение в физике. Смотреть фото Что такое сравнение в физике. Смотреть картинку Что такое сравнение в физике. Картинка про Что такое сравнение в физике. Фото Что такое сравнение в физикеpЧто такое сравнение в физике. Смотреть фото Что такое сравнение в физике. Смотреть картинку Что такое сравнение в физике. Картинка про Что такое сравнение в физике. Фото Что такое сравнение в физике= Что такое сравнение в физике. Смотреть фото Что такое сравнение в физике. Смотреть картинку Что такое сравнение в физике. Картинка про Что такое сравнение в физике. Фото Что такое сравнение в физикеghЧто такое сравнение в физике. Смотреть фото Что такое сравнение в физике. Смотреть картинку Что такое сравнение в физике. Картинка про Что такое сравнение в физике. Фото Что такое сравнение в физике
h Что такое сравнение в физике. Смотреть фото Что такое сравнение в физике. Смотреть картинку Что такое сравнение в физике. Картинка про Что такое сравнение в физике. Фото Что такое сравнение в физике> hЧто такое сравнение в физике. Смотреть фото Что такое сравнение в физике. Смотреть картинку Что такое сравнение в физике. Картинка про Что такое сравнение в физике. Фото Что такое сравнение в физике
FЧто такое сравнение в физике. Смотреть фото Что такое сравнение в физике. Смотреть картинку Что такое сравнение в физике. Картинка про Что такое сравнение в физике. Фото Что такое сравнение в физике= Что такое сравнение в физике. Смотреть фото Что такое сравнение в физике. Смотреть картинку Что такое сравнение в физике. Картинка про Что такое сравнение в физике. Фото Что такое сравнение в физикеghЧто такое сравнение в физике. Смотреть фото Что такое сравнение в физике. Смотреть картинку Что такое сравнение в физике. Картинка про Что такое сравнение в физике. Фото Что такое сравнение в физикеSFЧто такое сравнение в физике. Смотреть фото Что такое сравнение в физике. Смотреть картинку Что такое сравнение в физике. Картинка про Что такое сравнение в физике. Фото Что такое сравнение в физике= Что такое сравнение в физике. Смотреть фото Что такое сравнение в физике. Смотреть картинку Что такое сравнение в физике. Картинка про Что такое сравнение в физике. Фото Что такое сравнение в физикеghЧто такое сравнение в физике. Смотреть фото Что такое сравнение в физике. Смотреть картинку Что такое сравнение в физике. Картинка про Что такое сравнение в физике. Фото Что такое сравнение в физикеS
F Что такое сравнение в физике. Смотреть фото Что такое сравнение в физике. Смотреть картинку Что такое сравнение в физике. Картинка про Что такое сравнение в физике. Фото Что такое сравнение в физике> FЧто такое сравнение в физике. Смотреть фото Что такое сравнение в физике. Смотреть картинку Что такое сравнение в физике. Картинка про Что такое сравнение в физике. Фото Что такое сравнение в физике.

Вывод: Сила Архимеда возникает из-за того, что сила давления жидкости на нижнее основание кубика больше чем на верхнее. Чтобы найти силу Архимеда, нужно из силы давления, действующей на нижнее основание бруска, вычесть силу давления, действующую на верхнее основание бруска.

На дом учитель дает задание составить таблицу первого типа, придумав обобщенные вопросы для сравнения условий нахождения в жидкости верхнего и нижнего оснований кубика.

Тема 13. “Плавание тел”.

Сравнение силы тяжести (G) и архимедовой силы F Что такое сравнение в физике. Смотреть фото Что такое сравнение в физике. Смотреть картинку Что такое сравнение в физике. Картинка про Что такое сравнение в физике. Фото Что такое сравнение в физике(на примере картезианского водолаза) приводит учащихся к пониманию условия плавания тел.

К этому уроку учащиеся готовятся заранее. С этой целью они изготавливают картезианского водолаза (как это сделать подробно объясняет учитель на предыдущем уроке). На уроке учитель учащимся предлагает провести опыты:

Опыт № 1. Водолаз тонет.

Опыт № 2. Водолаз всплывает.

Опыт № 3. Водолаз плавает на глубине.

Затем учитель предлагает учащимся объяснить, почему это происходит. Если есть затруднения, учитель предлагает сравнить силу тяжести и архимедову силу действующие на водолаза. Учащиеся приходят к выводу, что соотношение между этими силами все время меняется и объясняют, как и почему изменяется сила тяжести при проведении опытов. Результаты опытов сводятся в таблицу 3.

Тема 14. “Простые механизмы”.

Эта тема изучается в конце учебного года, когда учащиеся освоили прием сравнения, и, поэтому для сравнения различных видов простых механизмов можно применить более сложную таблицу 2.1. (Приложение 2). В ней проводится сравнение трех простых механизмов: рычага, наклонной плоскости и блока.

Заключительные уроки.

При проведении заключительных уроков в 7 классе, в конце года, целесообразно провести обучение учащихся сопоставлению физических формул и их словесных формулировок. Для этого можно применить таблицу первого типа. В данной таблице в один столбец (объект А) записывается словесная формулировка какого-то физического выражения, а в другой (объект В) – математическое выражение, имеющее тот же физический смысл. Таким образом, в зависимости от исходных данных, ученик дополняет таблицу. Подобная работа развивает умение говорить лаконично и грамотно, позволяет учителю устно или письменно проверить формальные знания ученика, активизирует мысль, подготавливает базу для дальнейшей творческой работы. Задание по таблице 1.5 (Приложение 1) готовит либо учитель либо кто-то из учеников.

Когда этот прием освоен учащимися, а ответы и вопросы на них могут придумывать многие школьники, учитель называет только тему для составления таблицы первого типа. В дальнейшем учащиеся уже сами придумывают тему, учитель только корректирует ее целесообразность для разработки. Таблицу 1.5 можно использовать как для контроля знаний учащихся по всему курсу физики 7 класса и как информационную с подробными ответами.

Полезно предложить учащимся при обобщенном повторении заполнить таблицу 3.1 (Приложение 2), в которой нужно (по обобщенным вопросам) сравнить все силы, изученные за год обучения в 7 классе. Сложность задания состоит в необходимости сравнения сразу шести сил. Можно также предложить учащимся, используя таблицу пятого типа, подобрать, изучая дополнительную литературу, различные формулировки закона Архимеда таблица 5.1 (Приложение 2). После того как учащиеся, заполняя таблицу пятого типа, соберут различные формулировки архимедовой силы, нужно проанализировать каждую из них, доведя ее смысл до уровня понимания ребенка. А затем сделать вывод, что передать физический смысл архимедовой силы можно, используя различные трактовки, каждая из которых вносит какую-то крупицу новых знаний в понимание закона в целом.

Прием сравнения в форме таблиц в 7 классе в основном включает таблицы 1, реже 2, 3 и пятого типов. Общее число используемых таблиц равно 20.Основная масса используемых таблиц – три четверти от общего числа – составляют таблицы первого типа. Более сложных таблиц (2-5 типа) всего одна четверть от их общего числа.

ТаблицыИх число
1 тип15
2 тип2
3 тип2
5 тип1

Это реализует принцип “от простого к сложному”, соответствует возрасту учащихся и их психическому развитию.

Источник

Статья на тему » Применение приёма сравнения на уроках физики и истории».

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Применение приёма сравнения на уроках физики и истории.

Учитель физики: Давыденко В.А

Учитель истории: Давыденко О.В.

МКОУ «Верхнетуровская СОШ» Нижнедевицкого района

Одной из важнейших задач современного образования является развитие учебно-познавательной деятельности учащихся. Ученики должны владеть такими приёмами умственных действий как классификация, сравнение, анализ, обобщение, синтез, соотнесение.

В процессе обучения истории и физики нами часто используются данные приёмы умственных действий, которые обеспечивают глубокое и прочное усвоение учебного материала, но хотелось бы более подробно остановиться на приёме сравнения.

Что же такое сравнение? В педагогическом энциклопедическом словаре даётся такое определение данному термину:

Сравнение – одна из мыслительных операций; состоит в сопоставлении познаваемых объектов по некоторому основанию с целью выявления сходства и различия между ними.

С помощью сравнения выявляются количественные и качественные характеристики предметов, устанавливаются связи между предметами и явлениями, классифицируется, упорядочивается и оценивается содержания познания.

Задачей сравнения является определение внутренних связей и существенных свойств объектов; оно принимает форму рассуждения с опорой на логические принципы и предметные абстракции. Приёмом развития сравнения является и противопоставление, т.е. подчёркивание специфики изучаемого явления, связанного в некотором отношении с другими. Обучение сравнению является важным условием умственного, сенсорного и нравственного воспитания.

Целью использования приема сравнения является формирование умения учащихся сравнивать, а назначением – выработать единый подход к рассмотрению различных явлений.

Приемы сравнения и противопоставления могут быть применены: при изучении нового материала, при решении задач, в лабораторных работах, самостоятельных и творческих работах, в домашних заданиях, во внеклассных и дополнительных занятиях и т.д.

Объектом сравнения в курсе физики средней школы могут быть предметы окружающей действительности (тела, явления и процессы, протекающие в природе, специальные опыты), понятия (вещество, поле, физические величины, идеальные модели, формулы и уравнения, гипотезы, законы, аксиомы, постулаты, теории), системы единиц измерения физических величин и др.

Объектом сравнения в курсе истории средней школы могут быть: исторические события и явления, исторические эпохи, историческое время, отдельные личности.

В ходе работы можно использовать наглядные средства, такие как карта, картина, схемы, диаграммы. Широко применяются исторические документы.

Приёму сравнения на уроках физики и истории мы начинаем обучать в начале каждого курса: с 5 класса по истории и с 7класса по физике.

Прием сравнения хорошо применять, используя различные таблицы, как уже готовые (взятые в рабочих тетрадях), так и составленные обучающимися на уроке. Вопросы для сравнения могут предлагаться как учителем, так и самими учащимися в ходе работы.

Таблица проецируется на экран с помощью проектора. При его отсутствии может быть нарисована на доске, или на плакате.

По физике в 7классе п ри систематизации знаний по теме: « Агрегатные состояния вещества. Различие в молекулярном строении твёрдых тел, жидкостей и газов» целесообразно учащимся предложить заполнить следующую таблицу.

Источник

Сравнение — это прием украшающий образ (примеры из литературы)

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Наверняка вы не раз слышали выражения СМЕЛЫЙ КАК ЛЕВ или ХИТРЫЙ КАК ЛИСА?! Подобные словосочетания относятся к одному из самых выразительных лексических приемов, который называется сравнение.

Чаще всего такое можно встретить в литературе, а некоторые сравнения уже перекочевали и в нашу повседневную речь. Благодаря им автор многократно усиливает образ.

Что такое сравнение в физике. Смотреть фото Что такое сравнение в физике. Смотреть картинку Что такое сравнение в физике. Картинка про Что такое сравнение в физике. Фото Что такое сравнение в физике

Ведь согласитесь – одно дело прийти домой и сказать «Я хочу есть», и совсем другое «Я ГОЛОДНЫЙ КАК ВОЛК!». Второй вариант более сильный, и главное, всем сразу понятно, что с ужином тянуть не стоит ни секунды.

Что такое сравнение

Сравнение – это изобразительный прием, в котором сопоставляются два предмета (действия или явления) с целью усилить характеристики одного из них. Причем в отличие от метафор в сравнениях всегда упоминаются два элемента – то, что сравнивают, и то, с чем сравнивают.

Горят аулы, нет у них защиты.
Врагом сыны отечества разбиты,
И ЗАРЕВО, КАК ВЕЧНЫЙ МЕТЕОР,
Играя в облаках, пугает взор.

В этом четверостишье Михаил Лермонтов сравнивает свет от пожаров с небесным телом, тем самым акцентируя внимание на том, насколько он яркий.

Что такое сравнение в физике. Смотреть фото Что такое сравнение в физике. Смотреть картинку Что такое сравнение в физике. Картинка про Что такое сравнение в физике. Фото Что такое сравнение в физике

Еще один пример из литературы (поэзии):

Безумных лет угасшее ВЕСЕЛЬЕ
Мне тяжело, КАК СМУТНОЕ ПОХМЕЛЬЕ.
Но, КАК ВИНО, ПЕЧАЛЬ минувших дней
В моей душе чем старше, тем сильней.

А это уже Пушкин Александр Сергеевич. У него в этом четверостишье сразу два сравнения и оба связаны с алкогольной тематикой (понятной многим в нашей стране).

Что такое сравнение в физике. Смотреть фото Что такое сравнение в физике. Смотреть картинку Что такое сравнение в физике. Картинка про Что такое сравнение в физике. Фото Что такое сравнение в физике

Во-первых, по словосочетанию «веселье – похмелье», мы понимаем, что радость осталась в прошлом, а на смену ей пришла тоска. А во-вторых, яркий образ «печаль – вино» создает ощущение безысходности.

Способы создания сравнений на примерах

Есть несколько базовых способов для создания сравнений:

А теперь приведем примеры для каждого из типов сравнений.

Сравнительные предлоги

Что такое сравнение в физике. Смотреть фото Что такое сравнение в физике. Смотреть картинку Что такое сравнение в физике. Картинка про Что такое сравнение в физике. Фото Что такое сравнение в физике

Что такое сравнение в физике. Смотреть фото Что такое сравнение в физике. Смотреть картинку Что такое сравнение в физике. Картинка про Что такое сравнение в физике. Фото Что такое сравнение в физике

Существительные в творительном падеже

Что такое сравнение в физике. Смотреть фото Что такое сравнение в физике. Смотреть картинку Что такое сравнение в физике. Картинка про Что такое сравнение в физике. Фото Что такое сравнение в физике

Прилагательные и наречия в сравнительной форме

Слова «похожий» и подобный»

Примеры развернутых сравнений

Иногда в качестве сравнений писатели и поэты используют не одно-два слова, а целые предложения. Это позволяет создать весьма яркий образ и более точно передать настроение всего произведения.

Вот один из ярких примеров – стихотворение Константина Заболоцкого «Голос в телефоне».

Раньше был он звонкий, ТОЧНО ПТИЦА,
КАК РОДНИК, струился и звенел,
Точно весь в сиянии излиться
По стальному проводу хотел.
А потом, КАК ДАЛЬНЕЕ РЫДАНЬЕ,
КАК ПРОЩАНЬЕ с радостью души,
Стал звучать он, полный покаянья,
И пропал в неведомой глуши.

В самом стихотворении нет предмета, который сравнивают. Он спрятан в названии. А все четверостишья — это сплошное сравнение в совокупности с метафорами. И используя эти приемы, Заболоцкий очень красочно описывает прошедшую любовь. Ведь именно о ней, как вы могли догадаться, идет речь.

Огромные сравнения встречаются и в прозе. Вот, например, отрывок из знаменитой «Илиады» Гомера.

Что такое сравнение в физике. Смотреть фото Что такое сравнение в физике. Смотреть картинку Что такое сравнение в физике. Картинка про Что такое сравнение в физике. Фото Что такое сравнение в физике

Бросился АЯКС на ВРАГОВ, СЛОВНО ОГОЛОДАВШИЙ ЛЕВ на испуганно сгрудившихся, потерявших пастуха ОВЕЦ, которые остались без охраны беззащитными, КАК ДЕТИ без присмотра, и способны лишь робко стенать и пятиться в страхе перед львиною жаждой крови и смертоубийства, которое охватывает хищника, словно безумие, усиливающееся, когда он чует ужас обреченных…

Здесь и вовсе сразу два сравнения. Одно «Аякс – лев», а другое получилось даже двойным «враги – овцы – дети». Причем заметьте, что основные слова звучат только в самом начале, а весь остальной и достаточно массивный кусок текста посвящен сравнению. И это очень поэтично описывает характер битвы.

Примеры устойчивых сравнений

А сейчас хотелось бы вернуться к тому, с чего мы начали. Некоторые сравнения уже прочно вошли в наш лексикон. Три из них мы уже упомянули, вот еще:

И еще немного примеров:

Что такое сравнение в физике. Смотреть фото Что такое сравнение в физике. Смотреть картинку Что такое сравнение в физике. Картинка про Что такое сравнение в физике. Фото Что такое сравнение в физике

Кстати, подобные устойчивые выражения в русском языке называются фразеологизмами. То есть это уже следующая ступень после сравнений. Но об этом можете прочитать в другой статье на нашем сайте.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (2)

«Стихотворение Константина Заболоцкого». Константина ли? Не Николая Алекссевича Заболоцкого случайно?

Человеку свойственно сопоставлять, мы регулярно сравниваем и делаем это не задумываясь)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *