Смотреть что такое «сравнительная характеристика литературных героев» в других словарях:
сочинение на литературную тему — Один из видов творческих работ учащихся обучающего или контрольного характера. Существуют различные виды сочинений на литературную тему: 1. Сочинение характеристика литературных героев (индивидуальная, сравнительная, групповая); 2. Сочинение по… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
Винни-Пух — У этого термина существуют и другие значения, см. Винни Пух (значения). Винни Пух Winnie the Pooh … Википедия
Повесть — широкий, расплывчатый жанровый термин, не поддающийся единому определению. В своем историческом развитии как самый термин «повесть», так и обнимаемый им материал прошли длинный исторический путь; говорить о П. как о едином жанре в древней и новой … Литературная энциклопедия
Франция — (France) Французская Республика (République Française). I. Общие сведения Ф. государство в Западной Европе. На С. территория Ф. омывается Северным морем, проливами Па де Кале и Ла Манш, на З. Бискайским заливом… … Большая советская энциклопедия
ЖИТИЙНАЯ ЛИТЕРАТУРА — раздел христианской лит ры, объединяющий жизнеописания христианских подвижников, причисленных Церковью к лику святых, чудеса, видения, похвальные слова, сказания об обретении и о перенесении мощей. В качестве синонима Ж. л. в совр. отечественной… … Православная энциклопедия
Тверь — У этого термина существуют и другие значения, см. Тверь (значения). Город Тверь … Википедия
«Управление общеобразовательной организацией: новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
План сравнительной характеристики литературных героев *Учтите, что не всегда можно раскрыть каждый из пунктов данного плана. Если в тексте нет соответствующей информации, отражать пункт в своём сочинении не следует.
2. Основная часть – сопоставление героев. а) положение героев в системе персонажей – главные или второстепенные;
б) возраст, социальное положение;
в) портрет – анализ описания внешности героев: выделить наиболее значимые детали, проанализировать их (возможно, они помогают лучше понять образ героя); сопоставить внешность героев;
г) речевая характеристика – анализ речи героев (как говорят, какие слова используют, выразительна ли их речь, вежливы ли они и т.п.); пояснить, что может рассказать о героях их речевая манера; сравнить особенности речи героев, сделать выводы;
д) жизненные ценности героев – сравнить (духовные или материальные ценности герой ставит выше; к чему стремится, о чем мечтает, способен ли на подлость ради личной выгоды и т.п.);
е) поступки героев: какие черты героев раскрываются в их поступках; сопоставить поведение героев в разных ситуациях;
ж) отношение автора к каждому из героев: в чем выражается, даёт ли автор прямую оценку героям (приводить конкретные примеры) или позволяет читателю самостоятельно делать выводы;
з) сопоставить судьбу героев – кто и чего добился.
3. Вывод. Ваше отношение к героям, кто понравился больше, почему.
ИЗБЕГАЙТЕ ОШИБОК И РЕЧЕВЫХ НЕДОЧЁТОВ
Когда вы говорите об отношении автора к герою, не стоит писать: «Плохое». «Хорошее». «Автору герой нравится». Вы должны доказывать свои мысли конкретными примерами. Например, если автору нравится герой, он, описывая его, будет использовать слова, в которых без труда можно заметить сочувствие, сострадание герою/ восхищение им – попробуйте поискать такие слова. Может наблюдаться и ирония (лёгкая насмешка). Авторское отношение к герою может быть и двойственным – разумеется, нужно пояснить причины.
Данная работа может быть выполнена как в форме сочинения, так и в форме таблицы-сопоставления. Рассмотрим основные приемы составления характеристики литературных героев, а также приведем примеры наиболее удачных работ учащихся.
План сравнительной характеристики (примерный шаблон сравнительной таблицы) •внешние черты (портрет); •общественное, семейное положение героя, обстановка, в которой живет герой •поступки героя, особенности поведения, деятельности •отношение к другим людям, его чувства; •речь героя; •характеристика героя другими действующими лицами, Отношение других лиц к герою
Сопоставительная характеристика героев (сочинение) 1.Какие герои сопоставляются, почему сравниваются именно они. Место героев в произведении. 2.Общественное, семейное положение героев, обстановка, в которой они живут 3.Что общего между героями: • в умственном отношении (интеллект, образование, взгляды на мир и человека, цель в жизни); • в эмоциональном (духовном) развитии (их отношение к людям, качества их характера: доброта, общительность, мстительность, завистливость, целеустремленность, избалованность и т.д.); • в социальном плане; • в отношении с окружающими людьми. 4.Что отличает двух героев. 5.Для чего автор сопоставляет этих героев, значение героя в раскрытии идеи произведения. 6.Отношение автора к героям. 7.Ваше отношение к данным персонажам.
Примеры сравнительной характеристики героев (на примере повести «Тарас Бульба» Н.В. Гоголя)
Остап
Андрий
1. «…начал сидеть с необыкновенным старанием сидеть за скучною книгою и скоро стал наряду с лучшими.»
1.«…учился охотнее и без напряжения, с каким обыкновенно принимается тяжелый и сильный характер.»
2. «…кипел жаждою подвига, но вместе с нею душа его была доступна и другим чувствам».
2. «… чаще являлся предводителем довольно опасного предприятия и иногда, с помощию изобретательного ума своего, умел увертываться от наказания».
Всегда был хладнокровен и никогда не терялся.
Сравнительная характеристика Остапа и Андрия в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба». (Зуев Виктор, ученик 7В класса)
Мы знакомимся с сыновьями Тараса Бульбы сразу же в I главе, когда братья Остап и Андрий приезжают в родительский дом. Остап был старшим сыном, Андрий- младшим. Н.В.Гоголь сразу дает братьям характеристику: «Это были два дюжие молодца, еще смотревшие исподлобья, как недавно выпущенные семинаристы. Крепкие, здоровые лица их были покрыты первым пухом волос, которого еще не касалась бритва. Они были очень смущены таким приемом отца и стояли неподвижно, потупив глаза в землю». Остап и Андрий- братья, но какие у них разные характеры. С самого начала Н.В.Гоголь показывает нам эту разницу. Остап, оскорбленный словами отца, принимается бороться с ним, а Андрий не принимает отцовского вызова.
Провинившись, Остап сам ложился на пол под розги и не просил пощады. Андрий же, наоборот, старался отвертеться от порки, как мог. «Он был более изобретателен, нежели его брат, умел увертываться от наказания в отличие от своего брата» Учился он «охотно и без напряжения».
Недолго Тарас Бульба с женой радовались приезду детей домой из бурсы. На второй день Тарас начинает собираться с детьми в Запорожскую Сечь. Братья очень обрадовались, узнав, куда они едут с отцом. По дороге каждого занимали свои мысли. Остап думал о сражениях, он мечтал о подвигах. «Он был суров к другим побуждениям, кроме войны и разгульной пирушки, по крайней мере, никогда почти о другом не думал». «Меньшой его брат, Андрий, имел чувства несколько живее и как-то более развитые».
По дороге в Сечь Андрий вспоминал о встрече с полячкой. Он полюбил её и все мысли его были о ней.
В Сечи братьев приняли хорошо. Казаки оценили ловкость и отвагу Остапа и Андрия. Но и здесь братья вели себя неодинаково. В походе на Польшу Н.В.Гоголь так описывает Остапа: «Остапу, казалось, был на роду написан битвенный путь и трудное знанье вершить ратные дела…Крепкое слышалось в его теле, и рыцарские его качества уже приобрели широкую силу качеств льва». Даже придирчивый Тарас Бульба поговаривал: «О, да этот будет со временем добрый полковник!»
Андрий же проявил свою вспыльчивость и безрассудную храбрость: «Андрий весь погрузился в очаровательную музыку пуль и мечей. Он не знал, что такое значит обдумывать, или рассчитывать, или измерять заранее свои и чужые силы… И не раз дивился старый Тарас Бульба, видя, как Андрий, понуждаемый одним только запальчивым увлечением, устремлялся на то, на что бы никогда не отважился хладнокровный и разумный…»
В боях под городом Дубно Остап был выбран атаманом, показав себя храбрым и опытным воином. Остап вел за собой казаков и Тараса охватила гордость за такого сына.
Андрий же пошел другим путем. Он узнал, что его любимая находится в осажденном городе. Он ночью покидает лагерь и пробирается в город. Он переходит на сторону врага. Любовь к полячке затмевает все, он отрекается от Родины, от родителей, от товарищей. Он был более мягкий, чем его товарищи. Андрий поклялся в любви к полячке: «Нет у меня никого! Никого, никого! Отчизна мол-ты… И все, что ни есть, продам, отдам, погублю за такую Отчизну…»
Тарас страшно разгневался, увидев сына впереди польского полка. Это был позор и для него, и для Остапа, и для всего казацкого войска. С этой минуты Тарас ни о чем уже думать не мог и только требовал, чтобы казаки заманили Андрия в лес. Казаки заманили Андрия к лесу, и там повод его коня схватила чья-то сильная рука: «Оглянулся Андрий: перед ним Тарас! Затрясся он всем телом и вдруг стал бледен…» «Покорно, как ребенок, слез он с коня и остановился ни жив ни мертв перед Тарасом». Тарас убивает своего сына и долго смотрит «на бездыханный труп» Андрия, который «был и мертвый прекрасен».
Два брата должны стать врагами. Оба гибнут, один – от рук врагов, другой – от руки отца. Я не могу назвать одного хорошим, другого – плохим. Но все же мне ближе образ Остапа. Н.В.Гоголь показал нам людей, по натуре принадлежащих к разным эпохам. Сравнивая двух братьев, мы видим противоречивый характер эпохи, о которой ведется рассказ в повести «Тарас Бульба».
Как составляется сравнительная характеристика? Рекомендации
Для того чтобы учитель понимал, насколько школьники освоили произведение, могут выделять основные моменты и делать выводы, необходимо научиться правильно писать сочинение-характеристику на героя. Важно знать, на что обратить внимание в первую очередь, что должно войти в такую работу, а что можно опустить или упомянуть вскользь. Характеристика составляется как на главных литературных героев, так и на второстепенных.
Два типа сравнений
Вы можете либо изучить и подробно рассмотреть каждый объект или героя, дать ему отдельную характеристику, не делая различий и не пытаясь найти сходства, а можете указать на преимущества и недостатки каждого из них, намеренно сравнивая их и сразу анализируя и подводя итоги. Обычно пишущий может самостоятельно выбрать порядок определения сходства и различия.
Вот несколько советов. Всегда выбирайте двух героев или два объекта, которые имеют достаточно оснований для сравнения, чтобы набрать необходимое количество слов в сочинении. Оно должно быть объемом от 350. Требуется как минимум три пункта, по которым вы будете делать сравнение. Не забудьте в начале сочинения сформулировать тезис, который вы будете обосновывать, рассказывая читателю, с какой именно целью вы выбрали героев.
Существует два основных метода сравнения.
1. Дайте сравнительную характеристику герою или предмету отдельно в каждом пункте. Что это значит? Если вы, к примеру, выбрали сочинение по теме «Сравнительная характеристика Печорина и Онегина», в данном случае можно рассказать сначала об одном герое, а потом о другом и уже в заключении сделать вывод.
2. Но более удобным считается второй метод, где сравниваются герои по пунктам. Имейте в виду, что вы можете сравнивать персонажей и из одной книги, и из разных произведений, если они либо похожи, либо один является прототипом другого.
Это герои одного произведения:
а) они встречаются как противники и идеологи противоположных сторон в одном произведении, как Чацкий и Фамусов; Базаров и Павел Петрович;
б) один из них — герой, другой — его «двойник», пародийный образ, профанирующий идеи героя или показывающий его недостатки в смешном, сниженном виде: Чацкий и Репетилов, Печорин и Грушницкий, Базаров и Ситников;
в) они не противники, а скорее друзья, и до определенной степени близкие друг другу люди, но между ними несомненно должно обнаружиться различие (в чем оно состоит и чем объясняется?): Базаров и Аркадий Кирсанов, Онегин и Ленский, Онегин и автор.
Бывают и более сложные случаи
— Обломов и Штольц одновременно могут рассматриваться как случаи (а) и (в);
— Базаров и Павел Петрович, при всей их идеологической противоположности, показаны как люди, психологически близкие (именно поэтому, возможно, они так ожесточенно спорят друг с другом).
Примерный план сочинения
Итак, по каким пунктам можно составлять сочинение «Сравнительная характеристика двух героев»?
Сравнительная характеристика литературных героев
План сравнительной характеристики литературных героев*Учтите, что не всегда можно раскрыть каждый из пунктов данного плана. Если в тексте нет соответствующей информации, отражать пункт в своём сочинении не следует.
. Немного рассказать о произведении, сказать, какие темы в нем поднимаются, подвести к основной части.
2. Основная часть – сопоставление героев.
а) положение героев в системе персонажей – главные или второстепенные;
б) возраст, социальное положение;
в) портрет – анализ описания внешности героев: выделить наиболее значимые детали, проанализировать их (возможно, они помогают лучше понять образ героя); сопоставить внешность героев;
г) речевая характеристика – анализ речи героев (как говорят, какие слова используют, выразительна ли их речь, вежливы ли они и т.п.); пояснить, что может рассказать о героях их речевая манера; сравнить особенности речи героев, сделать выводы;
д) жизненные ценности героев – сравнить (духовные или материальные ценности герой ставит выше; к чему стремится, о чем мечтает, способен ли на подлость ради личной выгоды и т.п.);
е) поступки героев: какие черты героев раскрываются в их поступках; сопоставить поведение героев в разных ситуациях;
ж) отношение автора к каждому из героев: в чем выражается, даёт ли автор прямую оценку героям (приводить конкретные примеры) или позволяет читателю самостоятельно делать выводы;
з) сопоставить судьбу героев – кто и чего добился.
Ваше отношение к героям, кто понравился больше, почему.
ИЗБЕГАЙТЕ ОШИБОК И РЕЧЕВЫХ НЕДОЧЁТОВ
Сравнительная характеристика Онегина и Печорина (обзорно)
1. Говоря об этих двух персонажах, стоит отметить, что оба часто были задумчивы, замкнуты. И тот, и другой весьма высокого мнения о собственной персоне, заносчивы, не считаются с другими людьми.
2. Оба состоятельны, в деньгах нужды не испытывают. Грамотны, образованы.
3. Онегин ведет светскую жизнь, от которой устал. Печорина тоже принимают в обществе, но, в отличие от Онегина, он военный, служит.
4-5. Онегин высокомерен, но нельзя сказать, что он лицемер. В объяснении с Татьяной он ей отказывает довольно холодно, но и аргументирует свой отказ. Ни тот, ни другой не умеют дружить. Ленский был для Онегина лишь мечтательным юнцом, над которым можно было посмеиваться. Печорин мог бы обзавестись отличным товарищем в лице Максима Максимыча, но он не нуждался в друзьях и не умел поддерживать дружбу. Печорин строит козни ради смеха и развлечения, например, уводит княжну Мери у своего приятеля. Даже Бэлу он украл, чтобы потешить свое самолюбие. Он относится к людям, как к средству для достижения своих целей.
6. Онегин, много лет спустя, понимает, что лишился Татьяниной любви и горько сожалеет об этом. Печорин, как мы узнаем от Максима Максимыча, погибает где-то в Персии.
Это герои разных произведений:
а) принадлежат к одному социально-психологическому типу, как Онегин и Печорин. В то же время различия между ними могут быть вызваны разницей во времени (ср. высказывание о Лермонтове: «поэт совсем другой эпохи», чем Пушкин);
б) на первый взгляд сильно различаются между собой, принадлежат к разным эпохам, возможно, различным социальным группам, имеют непохожие идеологические установки, верования, поступки и т. д., но оказывается, что есть определенное типологическое сходство между ними; например, один образ оказывается развитием другого — более раннего типа — в другой исторической обстановке (это такие темы, как «Печорин и Базаров», «Базаров и «лишние люди», «Обломов и «лишние люди»).
Как можно заметить, в основе сопоставления всегда лежит нехитрая логическая структура: есть общее, но есть и различия, которые объясняются тем-то и тем-то.
Главное — не подать эту мысль прямолинейно, в качестве вступления или вывода. К сожалению, типичен случай, когда абитуриент пишет: «Онегин и Печорин имеют много общего, но есть у них и различия», — и думает, что это «потянет» на тезис сочинения. Такая работа производит впечатление пустой, бессодержательной «отписки». Мы говорим об этой логической структуре как о схеме, «скелете» сочинения, но на него должна быть нанизана живая плоть: ваши рассуждения, аргументация, подкрепленная примерами из текста.
Сопоставление двух произведений
Иногда попадаются задания, где вам необходимо будет сравнить два романа. Вашей первой задачей будет разработать хороший план анализа обоих романов. Вы можете сделать это, создав несколько простых списков тех признаков, которые могут быть сопоставимы. Для каждого романа нужно определить перечень персонажей и их роли в рассказе, важные характеристики и все ключевые моменты, временные отрезки и время, в котором живут герои, основные символы. Вы можете также попытаться придумать темы, которые могли бы быть сопоставимы.
Детство
Артур в детстве ни в чём не знал отказа, но был лишён общества сверстников, так как отец велел удалить из замка детей слуг, считая, что они плохо будут влиять на сына. Мальчику пришлось играть одному, возможно, поэтому у него сильно развилось воображение.
Ассоль тоже в детстве была лишена общения со сверстниками, так как их родители ненавидели Лонгрена и не разрешали своим детям играть с его дочерью. Ассоль росла, окружённая любовью отца. Он рассказывал ей о снаряжениях парусных кораблей, о морских путешествиях, о суевериях моряков. Поэтому у Ассоль тоже было развито воображение, как и у Грэя.
Приблизительные темы для сопоставления персонажей
В задании обычно сразу дается направление, каких персонажей нужно взять для сравнения, какие точки соприкосновения между ними найти. Но если конкретного плана нет, не волнуйтесь: у вас больше свободы для творческого поиска! Давая задание сравнить два романа, учитель ставит цель — заставить вас читать не поверхностно, а более вдумчиво. Вникая в написанное, вы начнете понимать глубинный смысл романа.
Происхождение, социальная принадлежность
Артур Грэй родился в богатой, знатной семье. Родители предполагали, что сын займёт достойное место в светском обществе. Отец постоянно был занят государственными делами и делами своих поместий, поэтому с сыном проводил очень мало времени. Мать была светской дамой, но наедине с сыном она становилась простой, доброй мамой, очень любящей его и прощающей ему все проказы.
Семья Ассоль была небогата. Её отец Лонгрен служил матросом и ходил в дальние плавания, а его верная жена Мари, мать Ассоль, ждала его, занимаясь хозяйством. Когда девочке было пять месяцев, её мать умерла, и отец, возвратившись из плавания, рассчитался со службы, чтобы самому растить дочку. Деньги на жизнь он стал зарабатывать, делая игрушечные модели кораблей и лодок.
Сходства и различия Печорина и Вернера
Оба персонажа не поняты обществом, они имеют сходство в необычной внешности, в отношении к женщинам и другим проявлениям жизни. И Печорин, и Вернер имеют эгоистичный характер. Печорин признается, что им нет дела ни до кого другого, кроме себя самих. Именно это мешает героям стать настоящими друзьями. Отношение к дружбе у Печорина и Вернера одинаково: они не способны дружить по-настоящему. Для главного героя взаимоотношения с Вернером – приятельство, которое не способно перерасти в дружбу, потому что дружба предполагает то, что один человек становится рабом другого. А у Печорина не было сил управлять кем-то, помимо себя.
Равнодушное отношение к себе и к собственной жизни, самовлюбленность и эгоизм – вот основные черты и Печорина, и Вернера, доказывающие мысль о том, что Вернер является двойником Печорина и раскрывает характер главного героя в полной мере.
Несмотря на схожесть мировоззрений героев, Печорин пытается найти собственное «я» в мире, Вернер же является своеобразным наблюдателем, не способным менять свое существование. Это различие позволяет увидеть то, что Печорин терзается тем, что не чувствует интерес к жизни. Главный герой старается изменить ситуацию, для чего ищет новых эмоций и приключений.
Мечты Ассоль и Грэя
Сходство этих героев А. С. Грина состоит в том, что они верны своей мечте. Различие лишь в том, что Грэй сам осуществил свою мечту, став капитаном, а Ассоль нужно было только ждать, когда её мечта о принце на корабле с алыми парусами осуществится. За её веру в мечту судьба послала ей того, кто сделал эту мечту явью: Грэй и Ассоль нашли и полюбили друг друга. Встретив Ассоль, Грэй понял простую истину: нужно делать для людей чудеса своими руками. Тогда будет радостно не только человеку, мечта которого исполнилась, но и тому, кто эту мечту сделал для него реальностью. Образы Ассоль и Грэя из повести-феерии А. С. Грина «Алые паруса» стали символами верности мечте.
Как составляется сравнительная краткая характеристика? Примеры
Примерный план сочинения
Итак, по каким пунктам можно составлять сочинение «Сравнительная характеристика двух героев»?
Смотреть галерею
Поэтому, сопоставляя образы, следует учитывать:
а) Их сходство и различие (социальное положение, образование и культурный уровень в сравнении, взгляды
и психология, характеры и душевные качества (в т. ч., например, один любит и чувствует природу, другой глух к ней и т. д.), поступки). Некоторые из этих критериев вы отнесете к разделу «сходство», другие — к разделу «различие». На основе этих фактов уже можно вывести какие-то соображения в виде тезиса.
б) Какая проблематика, какие конфликты объединяют героев (в случае, подобном «Онегину и Печорину») или сталкивают друг с другом (в случае типа «Чацкого и Фамусова»), А может быть так, что они и противостоят друг другу идеологически, и похожи по характеру, представляют собой сходные человеческие типы (как Базаров и Павел Петрович), т. е. есть основания для их объединения, признаки сходства, и в то же время велика разница между ними. Чем объясняется эта разница (изменилось время, другая социальная среда и т. д.)?
в) Можно ли увидеть за столкновением героев более общий конфликт, значимый для писателя: не просто два человека, а две эпохи, две социальные силы, «век нынешний и век минувший», дворяне и разночинцы, дворяне и капиталист или два типа романтизма, как в случае Онегина и Ленского, истинный романтический герой и пародия на него, как у Печорина с Грушницким, истинный патриотизм Кутузова и индивидуалистическое честолюбие Наполеона или Александра I и т. д.
Раскрытие последнего пункта и означает переход на уровень обобщения. На этом могут основываться выводы сочинения. В выводах можно также проследить традицию (предшествующую или последующую): у кого еще встречается подобный герой, подобный конфликт.
Сравнительная характеристика Онегина и Печорина (обзорно)
1. Говоря об этих двух персонажах, стоит отметить, что оба часто были задумчивы, замкнуты. И тот, и другой весьма высокого мнения о собственной персоне, заносчивы, не считаются с другими людьми.
2. Оба состоятельны, в деньгах нужды не испытывают. Грамотны, образованы.
3. Онегин ведет светскую жизнь, от которой устал. Печорина тоже принимают в обществе, но, в отличие от Онегина, он военный, служит.
4-5. Онегин высокомерен, но нельзя сказать, что он лицемер. В объяснении с Татьяной он ей отказывает довольно холодно, но и аргументирует свой отказ. Ни тот, ни другой не умеют дружить. Ленский был для Онегина лишь мечтательным юнцом, над которым можно было посмеиваться. Печорин мог бы обзавестись отличным товарищем в лице Максима Максимыча, но он не нуждался в друзьях и не умел поддерживать дружбу. Печорин строит козни ради смеха и развлечения, например, уводит княжну Мери у своего приятеля. Даже Бэлу он украл, чтобы потешить свое самолюбие. Он относится к людям, как к средству для достижения своих целей.
6. Онегин, много лет спустя, понимает, что лишился Татьяниной любви, и горько сожалеет об этом. Печорин, как мы узнаем от Максима Максимыча, погибает где-то в Персии.
Смотреть галерею
Как написать сравнительную характеристику двух героев?
Вам может быть предложено написать сочинение, в котором вы сравниваете двух героев одного произведения (Наташа Ростова и Мари Болконская, Пьер Безухов и Андрей Болконский) или героев разных произведений (Анна Каренина и Наташа Ростова, Евгений Онегин и Григорий Печорин).
Сначала сравните самые простые, «очевидные», характеристики героев: возраст, происхождение, образование, социальный статус, материальный достаток.
Обязательно остановитесь на отношении к жизни и к людям, например, к окружающим. Один — «устал от жизни» (Евгений Онегин), другой до самого конца не устает ее познавать, действовать (Евгений Базаров). Один герой готов понять каждого человека (князь Мышкин), другой — думает только о себе (Раскольников).
Очень важно сравнить, как ведут себя герои произведений в одной и той же ситуации. Война: Андрей Болконский отправляется в действующую армию, Пьер Безухов уходит в ополчение.
Пример. Татьяне Лариной 18 лет, она родилась в помещичьей семье, выросла в деревне. Татьяна воспитана няней, которая ее очень любила. Татьяна красива, романтична, задумчива, наивна, так как мало знает жизнь, но много читает французских романов. Княжна Мери — молодая девушка аристократического происхождения. Ей доводилось бывать в свете, встречаться с разными людьми, но она также наивна и доверчива. Обе девушки быстро влюбляются, стоит им только встретить человека, непохожего на тех, что они привыкли видеть в своем окружении. Обе не скрывают своей любви и готовы идти за своим избранником.
Важно не упустить сравнения убеждений героев, их философской позиции. Раскольников рассуждает о том, имеет ли он права на поступок и идет на преступление. Базаров считает, что человек сам хозяин своей судьбы и главное — труд.
Стоит обратить внимание и на отношения героев с другими персонажами.
Исследуйте, как автор произведения относится к героям, описывает их с любовью, с удивлением, с пренебрежением? Какие чувства он хочет вызвать у читателя этими описаниями?
Наконец определите, как к этим героям относитесь вы.
Сопоставление двух произведений
Иногда попадаются задания, где вам необходимо будет сравнить два романа. Вашей первой задачей будет разработать хороший план анализа обоих романов. Вы можете сделать это, создав несколько простых списков тех признаков, которые могут быть сопоставимы. Для каждого романа нужно определить перечень персонажей и их роли в рассказе, важные характеристики и все ключевые моменты, временные отрезки и время, в котором живут герои, основные символы. Вы можете также попытаться придумать темы, которые могли бы быть сопоставимы.
Это герои одного произведения:
а) они встречаются как противники и идеологи противоположных сторон в одном произведении, как Чацкий и Фамусов; Базаров и Павел Петрович;
б) один из них — герой, другой — его «двойник», пародийный образ, профанирующий идеи героя или показывающий его недостатки в смешном, сниженном виде: Чацкий и Репетилов, Печорин и Грушницкий, Базаров и Ситников;
в) они не противники, а скорее друзья, и до определенной степени близкие друг другу люди, но между ними несомненно должно обнаружиться различие (в чем оно состоит и чем объясняется?): Базаров и Аркадий Кирсанов, Онегин и Ленский, Онегин и автор.
Бывают и более сложные случаи
— Обломов и Штольц одновременно могут рассматриваться как случаи (а) и (в);
— Базаров и Павел Петрович, при всей их идеологической противоположности, показаны как люди, психологически близкие (именно поэтому, возможно, они так ожесточенно спорят друг с другом).
Приблизительные темы для сопоставления персонажей
В задании обычно сразу дается направление, каких персонажей нужно взять для сравнения, какие точки соприкосновения между ними найти. Но если конкретного плана нет, не волнуйтесь: у вас больше свободы для творческого поиска! Давая задание сравнить два романа, учитель ставит цель — заставить вас читать не поверхностно, а более вдумчиво. Вникая в написанное, вы начнете понимать глубинный смысл романа.
Смотреть галерею
Это герои разных произведений:
а) принадлежат к одному социально-психологическому типу, как Онегин и Печорин. В то же время различия между ними могут быть вызваны разницей во времени (ср. высказывание о Лермонтове: «поэт совсем другой эпохи», чем Пушкин);
б) на первый взгляд сильно различаются между собой, принадлежат к разным эпохам, возможно, различным социальным группам, имеют непохожие идеологические установки, верования, поступки и т. д., но оказывается, что есть определенное типологическое сходство между ними; например, один образ оказывается развитием другого — более раннего типа — в другой исторической обстановке (это такие темы, как «Печорин и Базаров», «Базаров и «лишние люди», «Обломов и «лишние люди»).
Как можно заметить, в основе сопоставления всегда лежит нехитрая логическая структура: есть общее, но есть и различия, которые объясняются тем-то и тем-то.
Главное — не подать эту мысль прямолинейно, в качестве вступления или вывода. К сожалению, типичен случай, когда абитуриент пишет: «Онегин и Печорин имеют много общего, но есть у них и различия», — и думает, что это «потянет» на тезис сочинения. Такая работа производит впечатление пустой, бессодержательной «отписки». Мы говорим об этой логической структуре как о схеме, «скелете» сочинения, но на него должна быть нанизана живая плоть: ваши рассуждения, аргументация, подкрепленная примерами из текста.
У нас очень дружный и хороший класс. Конечно, бывают и ссоры между учениками, но редко. Каждый из учеников чем-то выделяется среди других — примечательной внешностью, умением что-то делать лучше других, поведением и характером. Хочется написать о многих учениках, но я напишу только о двух настоящих друзьях, совершенно непохожих друг на друга — это Данила и Тимофей.
Они неразлучны с первого класса — в школе сидят за одной партой, вместе делают уроки после школы и занятий в кружках. Вместе идут в школу или домой, потому что живут в одном доме.
Данила — круглый отличник. Он очень тихий и скромный. Не участвует в шумных играх на перемене, а сидит и читает книгу о шахматных партиях. Увлекается шахматами он очень давно, имеет первый юношеский разряд и всегда участвует в школьных и районных олимпиадах по шахматам и математике. Математику он тоже любит. Любая, даже очень сложная задача, у него решается сразу. Пока весь класс еще только читает условие задачи, у Данилы уже есть готовое решение. Данила очень много читает и с ним интересно разговаривать обо всем на свете. И еще он не жадный, как некоторые отличники. Всегда дает списать домашнее задание, если не успеешь подготовиться к уроку. Но он не просто дает списывать, а объясняет задачу или упражнение. Поэтому одноклассники его не просто любят, а уважают. В будущем Данила хочет стать профессором математики и совершить какое-нибудь научное открытие.
Тимофей — хорошист. Он немного не дотягивает до отличника, потому что очень подвижный и неусидчивый. Тимофей — первый заводила в классе во всем. Без него не обходится ни одно происшествие — то вмешается в драку между ребятами из соседнего класса, то притащит в школу котенка в сумке, то окно разобьет, то начинает смешить всех на уроке. За это его часто вызывают к директору и снижают отметку за поведение. Но учится он все равно хорошо, потому что занимается спортом — у него черный пояс по айкидо. Спорт его дисциплинирует в учебе, но не в поведении. Несмотря на то, что Тимофей очень добродушный, он всегда может постоять за себя и защитить других. Тимофей еще не знает, что будет делать после школы. У него много планов и каждый день они разные.
Внешне друзья дополняют друг друга своей непохожестью. Данила — маленький, худой и темноволосый, выглядит даже младше своего возраста. Тимофей — высокий, крепкий парень спортивного телосложения и с волосами пшеничного цвета.
Общее у них обоих — это увлечение компьютерными играми в свободное время. Правда и здесь они предпочитают разные игры. Данила отлично разгадывает квесты, а Тимофей почти всегда выигрывает в шутере. Но друг на друга они не обижаются, ведь это всего-навсего игра.
Вот такие непохожие, но тем не менее лучшие друзья учатся в нашем классе.