Что такое средневековый цех
Что такое средневековый цех
Смотреть что такое «Цехи» в других словарях:
цехи́н — цехин … Русское словесное ударение
ЦЕХИ — (нем. Zeche) объединения городских ремесленников (одной или родственных специальностей) для обеспечения за членами Ц. монополии на производство и сбыт ремесленных изделий. Наибольшее развитие получили в Западной Европе в XIII XIV вв.… … Юридический словарь
ЦЕХИ — объединения городских ремесленников (одной или родственных специальностей) для обеспечения за членами цехов монополии на производство и сбыт ремесленных изделий. Наибольшее развитие получили в Зап. Европе в 13 14 вв. Полноправными членами цехов… … Большой Энциклопедический словарь
ЦЕХИ — организованные общества ремесленников, занимающихся одним и тем же мастерством. В число их привилегий входит разрешение заниматься ремеслом только тем лицам, которые изучили его у цехового мастера и сами получили это звание, для чего сначала надо … Словарь иностранных слов русского языка
Цехи — объединения городских ремесленников (одной или родственной специальностей) для защиты от посягательств феодалов и обеспечения за членами цехов монополии на производство и сбыт ремесленных изделий. Наибольшее развитие получили в Западной Европе в… … Энциклопедия культурологии
Цехи — объединения городских ремесленников (одной или родственных специальностей) для обеспечения за членами цехов монополии на производство и сбыт ремесленных изделий. Наибольшее развитие получили в Зап. Европе в 13 14 вв. Полноправными членами цехов… … Политология. Словарь.
ЦЕХИ — ГИЛЬДИИ И ЦЕХИ (нем. Gilde, средневерхненем. Zeche объединение), в широком смысле различного типа корпорации и ассоциации (купеческие, профессиональные, общественные, религиозные), созданные с целью защиты интересов своих членов. Гильдии… … Энциклопедия Кольера
Цехи — Цеховые дома на Гран плас в Антверпене. XV в. Цех (через польск. сесh из средневерхненемецкого zёсh, zёсhе «объединение лиц одного сословия», совр. нем. Zunft) торгово ремесленная корпорация, объединявшая мастеров одной или нескольких схожих… … Википедия
ЦЕХИ — объединения по профессиям ремесленников, являвшихся мелкими экономически самостоятельными произ водителями, в городах феод. общества. В ист. науке длит. время термин Ц. употреблялся только применительно к истории Зап. и Центр. Европы, где Ц.… … Советская историческая энциклопедия
Что такое средневековый цех
Цех (через польск. сесh из средневерхненемецкого zёсh, zёсhе «объединение лиц одного сословия», совр. нем. Zunft ) — торгово-ремесленная корпорация, объединявшая мастеров одной или нескольких схожих профессий, или союз средневековых ремесленников по профессиональному признаку.
Деятельность цехов не ограничивалась производством и сбытом готовых изделий. Задача его состояла в том, чтобы оградить членов цеха — мастеров — от нецеховых ремесленников, от конкуренции постоянно прибывавших в город крестьян; в целях борьбы с «перепроизводством» и «кризисом сбыта» цех старался регулировать производство, ограничивая число мастеров, а также устанавливая для отдельных мастеров количество станков, подмастерьев, учеников. Цеховые уставы регламентировали качество продукции, рабочее время, размеры мастерских цены готовой продукции. За соблюдением цеховых интересов следили старейшины. Цех объединял мастеров и во внехозяйственной деятельности. Он всесторонне охватывал личную, семейную, общественную жизнь ремесленника. Каждый цех имел своего патрона, католического святого, являлся военной организацией.
Возникновение цехов было связано с отделением промышленности (ремесла) от земледелия и города от деревни. В Италии цехи стали появляться в IX—X вв., во Франции — в XI в., в Германии и Англии — в XII—XIII вв. Расцвет цехового строя в ряде стран Западной Европы пришёлся на XIII—XIV вв. Внутри отдельных мастерских цехом устанавливалась трёхчленная иерархия: мастер, подмастерья, ученики. Подмастерье — это высококвалифицированный платный работник. Ученик сам должен платить мастеру за обучение. Чтобы стать мастером, подмастерье должен был представить одобренный цехом шедевр — образец самостоятельной работы. Со временем переход подмастерья в мастера стал затруднительным, возник особый слой «вечных подмастерьев», а цехи замкнулись.
Для защиты своих интересов подмастерья создавали особые организации — компаньонажи и братства — союзы взаимопомощи и борьбы с мастерами. В XIII—XV вв. окрепшие цехи в ряде городов Европы вступили в борьбу с городским патрициатом, начались так называемые «цеховые» революции за власть в городе. В ряде городов, таких как Кёльн, Флоренция, Базель и др., цехи победили.
В XIV—XV вв. цехи постепенно стали превращаться в тормоз прогресса и роста производства; кроме того, наметилось расслоение цехов на более богатые и сильные (так называемые «старшие», или «большие») и более бедные (так называемые «младшие», «малые») цехи. Это характерно для таких крупных городов, как Флоренция, Перуджа, Париж, Лондон, Базель и др. Старшие цехи начали господствовать над младшими, и последние постепенно утрачивали свою самостоятельность.
Цехи в России
В России времён Петра I для ремесленников были также введена система цехов по профессиям, просуществовавшая почти 200 лет. Каждый цех имел свою управу. Принадлежность к цеху бывала временной или постоянной («вечноцеховые»). От 3 до 5 лет ремесленник работал в учениках, затем получал звание подмастерья, для звания мастера надо было представить одобренный шедевр — «образец работы». Всеми цеховыми в городе ведала ремесленная управа (с 1852 года в малых городах цехи могли объединяться с подчинением ремесленной управе). С 1900 года правительство приступило к ликвидации цеховой системы, ставшей анахронизмом в новых капиталистических условиях.
Что такое средневековый цех
Цех (через польск. сесh из средневерхненемецкого zёсh, zёсhе «объединение лиц одного сословия», совр. нем. Zunft ) — торгово-ремесленная корпорация, объединявшая мастеров одной или нескольких схожих профессий, или союз средневековых ремесленников по профессиональному признаку.
Содержание
Организация
Деятельность цехов не ограничивалась производством и сбытом готовых изделий. Задача его состояла в том, чтобы оградить членов цеха — мастеров — от нецеховых ремесленников, от конкуренции постоянно прибывавших в город крестьян; в целях борьбы с «перепроизводством» и «кризисом сбыта» цех старался регулировать производство, ограничивая число мастеров, а также устанавливая для отдельных мастеров количество станков, подмастерьев, учеников. Цеховые уставы регламентировали качество продукции, рабочее время, размеры мастерских, цены готовой продукции. За соблюдением цеховых интересов следили старейшины. Цех объединял мастеров и во внехозяйственной деятельности. Он всесторонне охватывал личную, семейную, общественную жизнь ремесленника. Каждый цех имел своего патрона, католического святого, являлся военной организацией.
История
Возникновение цехов было связано с отделением промышленности (ремесла) от земледелия и города от деревни. В Италии цеха стали появляться в IX—X вв., во Франции — в XI в., в Германии и Англии — в XII—XIII вв. Расцвет цехового строя в ряде стран Западной Европы пришёлся на XIII—XIV вв. Внутри отдельных мастерских цехом устанавливалась трёхчленная иерархия: мастер, подмастерья, ученики. Подмастерье — это высококвалифицированный платный работник. Ученик сам должен платить мастеру за обучение. Чтобы стать мастером, подмастерье должен был представить одобренный цехом шедевр — образец самостоятельной работы. Со временем переход подмастерья в мастера стал затруднительным, возник особый слой «вечных подмастерьев», а цеха замкнулись.
Для защиты своих интересов подмастерья создавали особые организации — компаньонажи и братства — союзы взаимопомощи и борьбы с мастерами. В XIII—XV вв. окрепшие цеха в ряде городов Европы вступили в борьбу с городским патрициатом, начались так называемые «цеховые» революции за власть в городе. В ряде городов, таких как Кёльн, Флоренция, Базель и др., цеха победили.
В XIV—XV веках. цехи постепенно стали превращаться в тормоз прогресса и роста производства; кроме того, наметилось расслоение цехов на более богатые и сильные (так называемые «старшие», или «большие») и более бедные (так называемые «младшие», «малые») цеха. Это характерно для таких крупных городов, как Флоренция, Перуджа, Париж, Лондон, Базель и др. Старшие цеха начали господствовать над младшими, и последние постепенно утрачивали свою самостоятельность.
Локальные особенности
Великое княжество Литовское
Россия
В России времён Петра I для ремесленников были также введена система цехов по профессиям, просуществовавшая почти 200 лет. Каждый цех имел свою управу. Принадлежность к цеху бывала временной или постоянной («вечноцеховые»). От 3 до 5 лет ремесленник работал в учениках, затем получал звание подмастерья, для звания мастера надо было представить одобренный шедевр — «образец работы». Всеми цеховыми в городе ведала ремесленная управа (с 1852 года в малых городах цехи могли объединяться с подчинением ремесленной управе). С 1900 года правительство приступило к ликвидации цеховой системы, ставшей анахронизмом в новых капиталистических условиях.
Дополнительный материал к уроку по истории средних веков. Цехи Средневековья
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Государственное общеобразовательное учреждение «Донецкая специальная школа – интернат №19» Составил учитель географии и истории Иванов М.
ТЕМА. Средневековый цех.
Цель: Раскрыть признаки городского ремесла как мелкого ручного производства, основанного на личном труде собственника мастерской и изготовлении изделий для сбыта, выяснить особенности и значение цеховой организации городского ремесла.
Образовательные: 1. Сформировать у учащихся образ средневекового европейского города в период расцвета ремесла и торговли;
2. Продолжить формирование умений составлять характеристику представителей отдельных социальных групп;
3. Учить выделять главное, сравнивать;
Развивающие: 1. Продолжить развитие мышления через умение осознавать и представлять сущность процессов средневековой жизни;
2. Продолжить работу по формированию умений извлекать знания из исторических источников, объяснять понятия, рассуждать;
Воспитательные: 1. воспитание у школьников уважения к труду,
2. способствовать развитию творческих способностей учащихся ;
Оборудование: учебник «История Средних веков», картины, «В мастерской ремесленника», тетради, доска.
Тип урока: комбинированный, с элементами самостоятельной работы.
Применённая педагогическая технология: образное повествование, интерактивные задания, работа с иллюстрированным материалом.
Вид контроля: взаимоконтроль, контроль учителя.
Ремесленники (мастера) одной специальности, проживающие в одном городе, объединялись в союзы – цехи.
2. Цех на общем собрании принимал устав – правила, обязательные для всех членов цеха. Устав предусматривал уровень качества и образцы изделий, количество оборудования, учеников, подмастерьев, правила торговли (нельзя было переманивать друг у друга заказчиков, снижать самовольно цены на товары).
— Во главе цехов стояли старейшины, избираемые мастерами.
— Цехи устраивали совместные праздники. Организовывали помощь членам цеха. Члены цеха несли сторожевую службу в городе.
— Цех имел свой герб, знамя, церковь, кладбище.
«Устав ткачей шерсти», ответь на вопросы.
Устав ткачей шерсти
1. Никто в Париже не может быть ткачом, если он не купил право заниматься этим ремеслом у короля.
3. Каждый ткач может иметь в своем доме два широких станка и один узкий.
15. Если ученик уйдет по вине хозяина в течение четверти года, хозяин возвращает ему три четверти денег.
17. Старшина и двое» присяжных
должны смотреть, имеет ли мастер достаточно имущества и способен ли он передать мастерство своему ученику.
26. Ткани любого сорта должны иметь в ширину семь четвертей, иначе мастер заплатит 5 су штрафа.
31. Никто при выделке сукна не может примешивать к настоящей шерсти шерсть ягненка под угрозой штрафа в 10 су за каждый кусок*.
34. Старшина и присяжные должны. разрезать испорченное сукно на пять частей и вернуть его хозяину после уплаты 20 су штрафа за каждый цельный кусок.
40. Каждый ткач должен платить торговую пошлину в размере 6 денье с любого куска сукна.
47. Никто не должен начинать работу раньше восхода солнца под угрозой штрафа в 12 денье.
51. Все штрафы должны уплачиваться главе парижского округа или его помощнику.
2. Что больше всего заботит членов цеха в отношении сукна? Почему?
3. Кто мог работать в мастерской?
Что предписывается уставом цеха в отношении орудий труда?
Чем объяснить предписания, связанные со сроками ученичества?
Как устав предписывает наказывать нарушителей?
Кто работал в мастерской?
Кем являлся мастер?
По своим размерам мастерская мелкое или крупное производство?
Для чего создавался цех?
Где были записаны цеховые правила?
Что фиксировал устав цеха?
Почему цехи в конце средневековья стали тормозом в развитии ремесла?
Средневековые цеха, мастера и подмастерья в Европе
«Самым важным завоеванием городов было признание свободного состояния за всеми гражданами.
Внутри цеха не было разделения труда, оно существовало между цехами. Каждый мастер изготовлял товар от начала до конца. Он обязан был уметь сделать сам и весь необходимый ему инструмент.
Каждый цех следил за тем, чтобы никто другой не вторгался в его область. Столяр не мог делать замок для шкафа, это было делом слесаря.
Стремясь избежать губительной конкуренции, ибо число заказов было ограничено сравнительно небольшим спросом (деревня почти ничего не покупала на рынке), цехи наблюдали за тем, чтобы ни один мастер не работал дольше обычного времени, не имел большего числа подмастерьев и учеников, чем другие, не покупал большего количества сырья, чем было разрешено уставом цеха, и чтобы качество товара и цена его соответствовали раз установленному стандарту. И, конечно, совершенно недопустимым признавалось употребление каких-либо лучших орудий труда, рационализация вообще.
Городские власти с особым усердием следили за цехами: за тем, как производился и особенно как продавался товар.
В Англии каждый, кто отказывался продавать товар по установленной для данной местности цене, подвергался наказанию. К позорному столбу выставляли даже за одну попытку запросить больше положенного.
Известен случай, когда одного булочника целый день возили по Лондону в клетке за попытку уменьшить установленный вес булки.
Возникновение цеховых организаций восходит к XI веку (цех свечников в Париже был создан в 1061 г.) Первое время они были организованы на демократических началах. Члены цеха помогали своим бедным собратьям, давали приданое их дочерям заботились о достойных похоронах и т.д. Не существовало и какой-либо дифференциации внутри цеха.
Но всё это длилось недолго. Уже в XIII столетии были введены многие важные ограничения для желающих стать мастерами, если они не были сыновьями мастеров.
Положение меняется в XIV и особенно в XV веках. На повестку дня впервые в истории встает «рабочий вопрос».
Отношения между мастером и подмастерьем рассматривались как отношения между «отцом» и «чадом». Торговаться об условиях работы подмастерье не мог. Ни продолжительность рабочего дня, ни оплата труда не были предметом обсуждения. Все эти вопросы решались старшинами цеха.
Мастера уже тогда научились сговариваться против своих рабочих. Устав цеха золотых дел мастеров в Ульме предписывал: «Если слуга придет к мастеру и запросит плату выше обычной, его не должен брать в мастерскую ни один хозяин». Рабочий день подмастерья продолжался 11-14 часов. Парижские сукновалы, например, работали с 5 часов утра до 7 часов вечера. В других цехах работа начиналась ещё раньше. Городские власти не однажды должны были запрещать начало работы раньше 4 часов ночи (из-за пожаров и плохого качества изделий).
Ещё худшим было положение учеников. Обычно срок ученичества составлял семь и даже десять лет. Так как ученик не получал плату, эксплуатация его была особенно выгодной, и потому срок ученичества стремились не сокращать, а удлинять.
В борьбе за улучшение своей участи подмастерья прибегали к забастовкам. Мастера отвечали на них репрессиями.
Устав о подмастерьях г. Страсбурга 1465 года предписывал:
1) запрещаются всякие соглашения и всякие союзы подмастерьев;
2) запрещаются все виды стачек и забастовок, а также все виды препятствования штрейкбрехерам;
3) все разногласия с мастером должны разрешаться судом мастеров, и подмастерье должен поклясться, что он подчинится этому решению;
4) при всяком нарушении этих правил никто не может давать подмастерью работу. Устав запрещал подмастерьям под страхом наказания (4 недели тюрьмы) оставаться на улицах позже девяти часов вечера или находиться в харчевнях (бывших своеобразными клубами того времени): боялись сговора!
Заметим, кстати, что именно в городах раньше всего стала складываться регулярная армия, состоявшая из наёмников. Ими становились крестьянские сыновья, оказавшиеся «лишними» при разделе имущества, люмпен-пролетариат и др. Эта армия служила за деньги, а значит, тому, кто платил. В Германии их называли «ландскнехтами». В Италии, служа предводителям-кондотьерам, наёмные солдаты были опорой диктатур.
Цеховой строй был закономерным порождением феодализма, и потому мы находим его не только в Европе, но и в Японии, Китае и многих других странах мира».
Черниловский З.М., Всеобщая история государства и права, М., «Юристъ», 1995 г., с. 151-153.