Что такое средние века 6 класс
Средние века
Средние века, или Средневековье, — исторический период всемирной истории, который следует после Античности и предшествует Новому времени.
Конец есть начало
Началом исторического периода, который мы называем Средневековьем, историки считают Переворот Одоакра: вождь отряда варваров-наемников отстранил от власти последнего императора западной части Римской империи Ромула Августа, провозгласив себя властителем Италии. Знаки императорского достоинства (диадема и пурпурная мантия) были отосланы Одоакром в Константинополь, и с этого времени византийский император, прежде глава лишь восточной части римского государства, стал считаться формальным правителем всей империи. Так в 476 г. с падением Западной Римской империи завершился период, который мы сегодня называем эпохой Античности, и появились первые признаки удивительного, насыщенного событиями времени, которое пристрастные потомки назовут Средними веками.
О событии, ознаменовавшем окончание Средневековья, нет единого мнения. Используют разные эпизоды: открытие Америки Колумбом (1492 г.), начало Английской буржуазной революции (1640 г.), окончание Тридцатилетней войны (1648 г.) и даже начало Великой французской революции (1789г.).
Этапы Средневековья
Между Античностью и ее возрождением
Термин «Средние века» предложил итальянский философ-гуманист Флавио Бьондо в 1454 г. До него этот период называли Темными веками (как и гораздо более раннюю эпоху истории Древней Греции). Гуманисты Возрождения считали Средневековье пограничным временем между Античностью, которой они восхищались, и современной им эпохой.
Церковь — культурная и объединяющая сила
Культурную роль Христианской Церкви в раннем Средневековье невозможно переоценить. Аббаты и епископы — священники высокого ранга — управляли городами и хозяйствами в сельской местности, а порой, в отсутствие властителей, становились регентами целых государств, как, к примеру, французский аббат Сугерий, один из основоположников готического стиля. После распада Римской империи именно Христианская Церковь объединяла многонациональные Европу и Византию. В монастырях сохранялась грамотность, велись летописи, переписывались книги, развивались науки и искусства.
Монархии и республики
В Средневековье большинство государств представляло собой монархии. Основатели средневековых династий являлись, прежде всего, военными вождями. Республиканский строй был в Венеции, Генуе, Новгороде. Эти и ряд других городов с прилежащими территориями были феодальными республиками.
Наветы потомков
Средневековье было временем суровых испытаний, периодом смешения культур, но «темными» и «дикими» эти века потомки нарекли несправедливо. В то время при монастырях и дворах правителей изучались трактаты Аристотеля, создавались научные труды и выдающиеся произведения литературы и искусства, строились университеты и готические соборы. Велик был и процент грамотного населения, ведь все христиане должны читать и знать наизусть слово Божье.
Университеты
В Средние века во многих городах возникли университеты. В исламском мире в марокканском городе Фес еще в 859 г. был открыт университет Аль-Карауин. В Европе в итальянском городе Салерно в X в. была образована медицинская школа, на базе которой потом появился университет. Но все же первыми западноевропейскими университетами считаются Болонский (1088 г.) и Парижский (официально признан королем в 1200 г.). Изучали там философию, богословие, право и медицину, а также алхимию предшественницу химии — и другие естественные науки.
Семь свободных искусств
Средневековые ученые унаследовали от Античности систему учебных дисциплин — так называемые семь свободных искусств. Это грамматика, риторика, логика (тривиум), арифметика, геометрия, музыка и астрономия (квадривиум). Семь свободных искусств изучали на младшем факультете — искусств, по окончании которого студенты могли поступить на один из старейших факультетов — медицинский, юридический или богословский.
Что такое средние века: вводный урок 6 класс
Мы начинаем изучение нового раздела мировой истории средних веков. Нам предстоит понять, что же это за период времени, как говорится, с чем его едят. Надо сказать, что многочисленные историки до сих пор не пришли к единому мнению касательно хронологических рамок средних веков. То есть стартовую точку более-менее еще определили, это время начинается приблизительно с V века, а вот когда закончились средние века, тут уже единого мнения и вовсе не наблюдается. Кто то говорит, что закончились средние века в период, когда открылось книгопечатание. Другие историки говорят об эпохе великих географических открытий, то есть о XV веке. Кто-то называет точную цифру 1353 год — дата падения Константинополя. Наконец, кто-то говорит про эпоху возрождения, о периодизации которой тоже до сих пор есть вопросы. И, наконец, часть исследователей склонны видеть конец средних веков в эпохе реформации — XVI — XVII века.
Откуда появился термин «средние века»
Давайте все таки по порядку. Собственно, сам термин «средние века» появляется в Италии времен эпохи возрождения. И автором этого термина будет гуманист, ученый Флавио Бьондо. Бьондо говорит о том, что достойны упоминания два исторических периода. Периода, когда главенствующим культурном направлением является искусство античности. Собственно, эпоха античности и эпоха возрождения. И появляется вопрос, а что же было между этими двумя прекрасными эпохами? Флавио Бьондо говорит, что между двумя эпохами были средние века. Средние между двумя античными периодами.
Более того, ряд деятелей эпохи возрождения склонно называть это время даже более сурово — темными веками, потому что, что же в них было? Были варварские королевства, были войны, убийства, кошмары всякие. Дикость и варварство. В прочем, войны, убийства и прочие кошмары будут в европейской истории вплоть до XXI века. Однако, термин закрепился. И отныне, мы называем средними веками, длительный отрезок времени начиная, приблизительно с V века до, приблизительно, века XVI.
Если рассматривать это время подробнее, то ученые склонны выделять три периода средних веков:
В узком смысле термин «средние века» обычно применяют к региону европейскому. Подразумевая под этим необычные традиции, сложившиеся в Европе того периода, а именно, важнейшую доминантную роль церкви в жизни людей, специфические вассально — ленные отношения, традиции аскетизма, рыцарства и многое другое. Однако, термин «средние века» употребляется и по отношению к другим частям света.
Европа и другие страны в средние века
В Китае средние века хронологически совпадают с Европой, однако, абсолютно не совпадают по содержанию эпохи. В Японии же, наоборот, есть сходные вассальные отношения, которые, однако, абсолютно не совпадают хронологически. Таким образом, и сохраняется употребление термина «средние века» относительно к не Европе, либо по сходному хронологическому принципу, либо по принципу сходности в содержании эпохи.
Как возник интерес к изучению средних веков
В целом же, уважение и интерес к этому периоду стали возникать в Европе только уже в период романтизма, в конце XVIII, начале XIV веков. Человеком, который реабилитировал во многом средние века, был известный писатель Вальтер Скотт. Его легенды о благородных рыцарях, прекрасных дамах, величественных замках обрели огромную популярность в тогдашней Европе. И мало-помалу, возбудили интерес к тому, а что же на самом деле было в средние века. Так в XIV веке был открыт огромный пласт богатейшей европейской истории и культуры, до этого незаслуженно задвинутый на задние планы.
Конспект урока по теме «Что такое Средние века?» (6 класс)
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Предмет: Всеобщая история. История Средних веков.
Учитель: Бабухина Любовь Леонидовна
Тема: Что такое Средние века
Цел ь: дать представление об эпохе Средних веков, основных источниках знаний о данном периоде истории человечества.
Образовательные: познакомить учащихся с понятием “Средневековье”, дать общие представления о хронологических рамках истории Средних веков, особенностях периода, месте и значении в мировой истории. Раскрыть особенности перехода от эпохи Древнего мира к Средневековью, сформировать представление о мире варваров.
Развивающая: формировать умение работать с учебником, иллюстрациями и исторической картой, правильно употреблять и объяснять исторические термины.
Воспитательная: воспитывать интерес и уважение к истории Средних веков.
История, средние века, исторический источник, вещественный исторический источник, письменный исторический источник.
Более 5 тыс. лет назад было изобретено письмо.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА:
овладение знаниями о понятии «Средневековье»
Регулятивные: планировать решение учебной задачи, оценивать и корректировать деятельность.
Познавательные: построение речевого высказывания в устной и письменной форме; сравнение, анализ и синтез, обобщение, установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные: умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций обучения.
ЛИЧНОСТНЫЕ УУД: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью
Средства обучения: учебник Е.В. Агибалова, Г.М. Донской, М.Л. Несмелова «Конспекты уроков для учителя истории 6-7 класс», ноутбук.
Мотивация к учебной деятельности.
— Начнём наш урок со знакомства. Сначала представлюсь я. Меня зовут Любовь Леонидовна, и с этого года я буду преподавать у вас историю.
— Прочитайте высказывание и объясните его смысл:
«Не знать истории — значит всегда быть ребенком».
— Надеюсь, в этом учебном году вы приложите все усилия для того, чтобы стать ещё взрослее.
Читают высказывание, объясняют смысл
2. Актуализация знаний.
— В прошлом году вы изучали историю Древнего мира. Эта эпоха – самая длинная в истории человечества. Но в V в. с падением Западной Римской империи она подходит к концу.Полторы тысячи лет назад, с крушением Рима, началась новая эпоха всемирной истории. Её принято называть средними веками или средневековьем. Средневековье продолжалось тысячу лет, пока примерно в XV в. на смену ему не пришло Новое время.
— Ребята, что вы знаете о Средневековье?
— Термин «Средние века» возник в Италии в XV-XVI вв. в среде гуманистов. Им обозначали большой исторический отрезок между двумя «просвещёнными» эпохами – Древностью (античностью) и Возрождением, уже самим названием подчеркнув, что эта эпоха была «ненастоящей».
— Посмотрите на линию времени, и вы увидите, какое место занимают Средние века в истории человечества ( стр. 6 учебника.)
История Средних веков делится на три периода:
— Раннее средневековье V-XII вв.
— Развитое средневековье XI-XIV вв.
— Позднее или Зрелое средневековье XIV-XVI вв.
— Откуда мы черпаем знания по истории Средневековья?
— Как вы думаете, что изучает история средних веков?
Слушают речь учителя
Смотрят на линию времени, отвечают: эпоха Средневековья занимала период с 479 – 1400 века н.э.
Записывают в тетради
— Из исторических источников (книг, рукописей и т.д.)
— Средневековые страны, полководцев, обычаи, традиции.
3. Открытие нового знания
— Понятие «Средние века» появилось у тех ученых, которые изучали историю Западной и Центральной Европы. Можем ли мы применять это понятие по отношению к истории Азии, Африки, Америки? Ученые спорят и об этом. История народов Азии (в том числе Средней Азии), африканцев, американских индейцев во многом отличается от истории народов Европы. История каждого континента неповторима и своеобразна. И все же историки находят общие черты в исторических судьбах разных народов и считают, что свое Средневековье было не только у народов Запада, но и у народов Востока. При этом надо помнить, что каждый народ переживал свое Средневековье в свое время.
— В древности Европы как единого исторического целого не было. Огромная Римская империя, которая сложилась вокруг Средиземного моря, была могучим государством. В ее состав входили многие народы Южной Европы, а также Ближнего Востока и Северной Африки. В Римской империи существовало неравенство между людьми. Ее обслуживало неисчислимое множество рабов. Империя вела непрерывные захватнические, грабительские войны, в конце концов ее и погубившие. Исходя из вышеперечисленного, что можно назвать основными причинами распада Римской империи?
— Верно. Запишите это в свои тетради.
— Народы, населявшие земли севернее и восточнее Римской империи, жили иначе. У германцев, славян, скандинавов, жителей Британии и Прибалтики был родоплеменной строй. Что такое родоплеменной строй? Предположите.
— Каждое племя верило в своих богов. Большинство этих народов не имело своей письменности. Это были как бы два разных мира, хотя их жители немало знали друг о друге.
— Только в Средние века Европа стала единым «историческим континентом», а европейцы ощутили себя жителями единого христианского мира с общей религией и сходными формами жизни. Именно в Средние века появились те языки и государства, которые и сегодня существуют в Европе. Каждая европейская страна внесла свой вклад в построение средневекового мира. Но изучить все из них не представляется возможным. Мы сосредоточим внимание на некоторых самых крупных народах и государствах Западной и Центральной Европы, особенно тех, где эта эпоха получила наиболее законченное выражение.
— Во многих музеях мира хранятся вещественные памятники: инструменты, которыми в Средние века пользовались крестьяне и ремесленники, оружие, монеты, мебель, посуда, одежда. Сохранились остатки кораблей, портреты и картины.
Во многих старинных городах и сейчас можно видеть целые кварталы, застроенные средневековыми домами, крепостные стены и башни, величественные храмы, замки.
— Но вещественные исторические источники не могут всего рассказать о жизни людей. Неоценимую помощь ученым оказывают многочисленные письменные исторические источники, которые сохраняются в хранилищах документов — архивах. Когда люди дарили, завещали, покупали землю или ценные вещи, они оформляли документы. К деловым документам относятся и описания владений, отчеты управляющих имениями, брачные и другие контракты. Особую группу документов составляют записи законов и указов правителей, решения судов, международные соглашения. От Средних веков сохранилось много исторических сочинений, хроник (т. е. летописей), писем, описаний путешествий и автобиографий, где события располагались в той последовательности, в какой они происходили. Нередко авторы не только описывали события, но и пытались сгруппировать, объяснить, оценить их. От Средних веков до нас дошло также немало произведений художественной литературы и сочинений ученых. До изобретения книгопечатания в середине XV в. (и долго после этого) документы были рукописными.
Презентация по всеобщей истории по теме: «Что такое Средние века?» 6 класс
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
1. Точка зрения просветителей Средние века – это время тотального упадка, период варварства, жестокости и мракобесия, беззакония (уничтожение инакомыслящих, инквизиция, преследование еретиков).
2. Точка зрения романтиков Средние века – это период наивысшего прогресса человечества, в котором человек был движим только возвышенными мотивами и стремлениями.
План урока: Средневековье как часть всемирной истории. Основные этапы эпохи Средневековья. Исторические источники, их типы и виды.
Термин «Средние века» был введен итальянским гуманистом – Флавио Бьондо.
Второе название Средних веков – «Темные века»
Основные этапы эпохи Средневековья
Исторический источник – это всякий памятник прошлого, свидетельствующий об истории человеческого общества.
Письменные источники – летописи, хроники, грамоты, указы, дневники, воспоминания, надписи на камне и т.д. Письменные источники – летописи, хроники, грамоты, указы, дневники, воспоминания, надписи на камне и т.д.
Устные источники – предания, сказания, легенды, былины эпосы, баллады. Устные источники – предания, сказания, легенды, былины эпосы, баллады.
Источники: пословицы, храм, монеты, саги, предметы быта, хозяйственные записи, притчи, письма, ювелирные изделия, договоры, мебель, сказания.
Подведение итогов Что обозначает понятие «Средние века»? Назовите основные этапы эпохи Средних веков. Какие источники помогают в изучении истории Средних веков?
Домашнее задание! Используя метод «РЕКЛАМЫ» придумайте рекламу и слоган предмета «Средние века». + 2. Стр. 7-11 прочитать
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе
Курс профессиональной переподготовки
История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-701501
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Учительница из Киргизии победила в конкурсе Минпросвещения РФ «Учитель-международник»
Время чтения: 2 минуты
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Зарплаты педагогов Ростовской области вырастут в среднем на 10-15%
Время чтения: 2 минуты
Итоговое сочинение успешно написали более 97% выпускников школ
Время чтения: 2 минуты
Названы главные риски для детей на зимних каникулах
Время чтения: 3 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Конспект урока по истории Средних веков на тему «Введение. Что такое Средние века» (6 класс)
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
План-конспект урока истории средних веков на тему
«Введение. Что такое Средние века». (6 класс).
Учитель истории и обществознания: Просвиренникова Тамара Васильевна.
МБОУ «Гочитская СОШ»
Цель: познакомить с основным содержанием курса «история Средних веков», дать представление о его специфике и особенностях: определить место учебной дисциплины в образовательном процессе; познакомить со справочным и методическим аппаратом учебника; задачами и структурой курса; вызвать интерес к новому учебному предмету.
Предметные: научиться определять по ленте времени хронологические рамки средневекового мира; объяснять значение и задачи курса «История Средних веков»; ориентироваться в структуре учебника; устанавливать преемственность между Античностью и Средневековьем.
Метапредметные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; давать определения понятиям; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.
Личностные: формировать стартовую мотивацию к изучению нового материала; осмысливать важность изучения истории для самого себя; выражать свое отношение к роли истории в жизни общества.
Оборудование: карта мира, лента времени, учебник Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков 6 класс, проектор, экран.
Оформление доски: тема урока, новые слова (Средние века, хроники, архив, письменные источники, устные источники).
1.Беседа с классом и работа по карте.
-Как назывался курс истории, который мы изучали в пятом классе? (История Древнего мира)
-С историей, каких государств Древнего мира мы ознакомились? (С историей Древнего Египта, Междуречья, Индии и Китая, Древней Греции, Македонии, Рима)
—Вспомните местоположение этих государств на карте. Покажите их. (Древний Египет – северо-восточная часть Африки, Междуречье – территория между реками Тигр и Евфрат, Индия – на юге Азии, Китай – в восточной Азии, Греция – на юге Балканского полуострова, Македония – на севере Балканского полуострова, Рим – на Апеннинском полуострове).
-Какие события из истории этих государств вы помните?
-Что обозначают понятия: «неравенство », «религия», «эксплуатация», «государство», «демократия», «республика».
Солон, Геракл, Перикл, Спартак, Хеопс, Гомер, Одиссей, Геродот, Мирон, Софокл, Филипп 2, Посейдон. Ганнибал, Зевс, Гера, Александр Македонский.
II . Постановка целей и темы урока.
Итак, все, что мы вспомнили сегодня (понятия, названия государств. имена исторических деятелей) относится к истории Древнего мира. Следующий этап развития общества – Средние века.
Что изучает история Средних веков.
III . Работа по теме урока.
1.Средневековье как часть всемирной истории.
Ученые выделяют в истории большие периоды, или эпохи, сменяющиеся друг друга.
Задание: Посмотрите на «Ленту времени» и назовите эти периоды всемирной истории.
-Каковы временные границы Средневековья? (Эпоха в истории человечества между древним миром и Новым временем – длилось примерно 11 столетий, от падения Западной Римской империи до эпохи Великих географических открытий, с 5 по 15 в.)
Период Средних веков начинается в V веке, после падения Западной римской империи и самого Рима. Рим был воплощением порядка, цивилизованной и культурной жизни; он всегда казался несокрушимым и божественным. государство погибло под мечами варваров, которые пришли из глубин материка и обрушились на центр цивилизации – Средиземноморье. Крах Рима означал уход античной культуры с исторической арены. На долгие века были забыты творения античных художников и философов, разрушены величайшие архитектурные сооружения, заброшены науки и ремесла.
Существует мнение, что средние века – это период варварства, жестокости и мракобесия. Нашествиями варваров была уничтожена римская культура, велись междоусобные войны. многие называют средние века «темными веками», «средневековой ночью». Но это не совсем так. Пройдет время, и средневековый человек, его душа и ум обратятся к искусству, науке, философии. Этот период Средневековья известен как эпоха Возрождения.
Средние века длились более тысячи лет. Многие люди оставили след в истории за этот период: одни красивый и яркий, другие – кровавый и страшный; от одних нам достались великие произведения искусства и литературы, от других – ужасы инквизиции.
В Средние века образовались государства, которые существуют до сих пор: Россия, Англия, Франция, Польша. Зародилась и стала развиваться современная демократия. В европейских странах возникли парламент (Англия), Генеральные штаты (Франция) – выборные представительные учреждения.
В Византии было записано римское право: оно являлось основой для законов средневековых государств. Возник суд присяжных, который до сих пор применяется при разборе важных дел.
Многие современные города Европы и Востока возникли еще в Средние века. Сформировались языки европейских народов: английский, французский, немецкий, испанский, итальянский.
В эпоху Средних веков получили развитие мировые религии: христианство (православное, католическое), ислам, буддизм.
3.Основные этапы эпохи Средневековья.
-Какие этапы в своем развитии прошли Средние века?
Задание: работая с текстом учебника на с.9, заполните таблицу «Основные этапы эпохи Средневековья».
Хронологические рамки: с конца v до середины xi в.
Содержание: в процессе смещения народов и обычаев складывались основные черты эпохи.
Хронологические рамки: с середины XI в. до конца XIII в..
Содержание: сложились феодальные государства – монархии, а устои и особенности эпохи проявили себя во всей полноте.
Хронологические рамки: период XIV – XV вв.
Содержание: этот этап характеризуется новыми обстоятельствами и преобразованиями внутри общества; в конце XV в. произошли события, которые позволили европейцам перейти к раннему Новому времени.
4. Исторические источники.
Вопрос классу: Как ученые узнают о жизни людей в далеком прошлом?
(предположительные ответы: данные науки археологии. этнографии, нумизматики. Изучают надписи на скалах, табличках, по орудиям труда, посуде).
5. Работа с названиями исторических источников. ( на доске карточки со словами).
Письменные источники- летописи, хроники, грамоты, указы, дневники и воспоминания, а также различные надписи на камне и другом материале.
Хроники – письменные источники, в которых события описывались в хронологическом порядке.
Устные источники- предания, сказания, легенды, былины. баллады, эпосы.
Задание: предлагаю сыграть в игру «Угадай и разложи». На доске указаны исторические источники, но они перепутаны. Распределите их по группам.
Источники: пословицы, храмы, монеты. саги, предметы быта, хозяйственные записи, притчи, письма, ювелирные изделия, договоры, мебель, сказания.
Каждый вид источников по-своему отражает исторические события и требует особых методов изучения. Есть историческая дисциплина, которая занимается разработкой методов использования исторических источников.
Задание: изучите данные предложенной таблицы и охарактеризуйте исторические дисциплины.
-Как эти науки могут помочь нам в изучении истории Средних веков?
(Проверка выполнения задания и подведение итогов изучения вопроса)
6. Закрепление изученного на уроке.
-Какой период времени охватывает история Средних веков? (с V по XV век)
-Почему изучаемый период называют «Средние века?
-Каковы источники наших знаний об истории Средних веков?
8. Домашнее задание. Исследовать следы прошлого. (на выбор)