Что такое средние века каковы источники наших знаний об истории средних веков
Конспект урока по истории Средних веков на тему «Введение. Что такое Средние века» (6 класс)
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
План-конспект урока истории средних веков на тему
«Введение. Что такое Средние века». (6 класс).
Учитель истории и обществознания: Просвиренникова Тамара Васильевна.
МБОУ «Гочитская СОШ»
Цель: познакомить с основным содержанием курса «история Средних веков», дать представление о его специфике и особенностях: определить место учебной дисциплины в образовательном процессе; познакомить со справочным и методическим аппаратом учебника; задачами и структурой курса; вызвать интерес к новому учебному предмету.
Предметные: научиться определять по ленте времени хронологические рамки средневекового мира; объяснять значение и задачи курса «История Средних веков»; ориентироваться в структуре учебника; устанавливать преемственность между Античностью и Средневековьем.
Метапредметные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; давать определения понятиям; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.
Личностные: формировать стартовую мотивацию к изучению нового материала; осмысливать важность изучения истории для самого себя; выражать свое отношение к роли истории в жизни общества.
Оборудование: карта мира, лента времени, учебник Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков 6 класс, проектор, экран.
Оформление доски: тема урока, новые слова (Средние века, хроники, архив, письменные источники, устные источники).
1.Беседа с классом и работа по карте.
-Как назывался курс истории, который мы изучали в пятом классе? (История Древнего мира)
-С историей, каких государств Древнего мира мы ознакомились? (С историей Древнего Египта, Междуречья, Индии и Китая, Древней Греции, Македонии, Рима)
—Вспомните местоположение этих государств на карте. Покажите их. (Древний Египет – северо-восточная часть Африки, Междуречье – территория между реками Тигр и Евфрат, Индия – на юге Азии, Китай – в восточной Азии, Греция – на юге Балканского полуострова, Македония – на севере Балканского полуострова, Рим – на Апеннинском полуострове).
-Какие события из истории этих государств вы помните?
-Что обозначают понятия: «неравенство », «религия», «эксплуатация», «государство», «демократия», «республика».
Солон, Геракл, Перикл, Спартак, Хеопс, Гомер, Одиссей, Геродот, Мирон, Софокл, Филипп 2, Посейдон. Ганнибал, Зевс, Гера, Александр Македонский.
II . Постановка целей и темы урока.
Итак, все, что мы вспомнили сегодня (понятия, названия государств. имена исторических деятелей) относится к истории Древнего мира. Следующий этап развития общества – Средние века.
Что изучает история Средних веков.
III . Работа по теме урока.
1.Средневековье как часть всемирной истории.
Ученые выделяют в истории большие периоды, или эпохи, сменяющиеся друг друга.
Задание: Посмотрите на «Ленту времени» и назовите эти периоды всемирной истории.
-Каковы временные границы Средневековья? (Эпоха в истории человечества между древним миром и Новым временем – длилось примерно 11 столетий, от падения Западной Римской империи до эпохи Великих географических открытий, с 5 по 15 в.)
Период Средних веков начинается в V веке, после падения Западной римской империи и самого Рима. Рим был воплощением порядка, цивилизованной и культурной жизни; он всегда казался несокрушимым и божественным. государство погибло под мечами варваров, которые пришли из глубин материка и обрушились на центр цивилизации – Средиземноморье. Крах Рима означал уход античной культуры с исторической арены. На долгие века были забыты творения античных художников и философов, разрушены величайшие архитектурные сооружения, заброшены науки и ремесла.
Существует мнение, что средние века – это период варварства, жестокости и мракобесия. Нашествиями варваров была уничтожена римская культура, велись междоусобные войны. многие называют средние века «темными веками», «средневековой ночью». Но это не совсем так. Пройдет время, и средневековый человек, его душа и ум обратятся к искусству, науке, философии. Этот период Средневековья известен как эпоха Возрождения.
Средние века длились более тысячи лет. Многие люди оставили след в истории за этот период: одни красивый и яркий, другие – кровавый и страшный; от одних нам достались великие произведения искусства и литературы, от других – ужасы инквизиции.
В Средние века образовались государства, которые существуют до сих пор: Россия, Англия, Франция, Польша. Зародилась и стала развиваться современная демократия. В европейских странах возникли парламент (Англия), Генеральные штаты (Франция) – выборные представительные учреждения.
В Византии было записано римское право: оно являлось основой для законов средневековых государств. Возник суд присяжных, который до сих пор применяется при разборе важных дел.
Многие современные города Европы и Востока возникли еще в Средние века. Сформировались языки европейских народов: английский, французский, немецкий, испанский, итальянский.
В эпоху Средних веков получили развитие мировые религии: христианство (православное, католическое), ислам, буддизм.
3.Основные этапы эпохи Средневековья.
-Какие этапы в своем развитии прошли Средние века?
Задание: работая с текстом учебника на с.9, заполните таблицу «Основные этапы эпохи Средневековья».
Хронологические рамки: с конца v до середины xi в.
Содержание: в процессе смещения народов и обычаев складывались основные черты эпохи.
Хронологические рамки: с середины XI в. до конца XIII в..
Содержание: сложились феодальные государства – монархии, а устои и особенности эпохи проявили себя во всей полноте.
Хронологические рамки: период XIV – XV вв.
Содержание: этот этап характеризуется новыми обстоятельствами и преобразованиями внутри общества; в конце XV в. произошли события, которые позволили европейцам перейти к раннему Новому времени.
4. Исторические источники.
Вопрос классу: Как ученые узнают о жизни людей в далеком прошлом?
(предположительные ответы: данные науки археологии. этнографии, нумизматики. Изучают надписи на скалах, табличках, по орудиям труда, посуде).
5. Работа с названиями исторических источников. ( на доске карточки со словами).
Письменные источники- летописи, хроники, грамоты, указы, дневники и воспоминания, а также различные надписи на камне и другом материале.
Хроники – письменные источники, в которых события описывались в хронологическом порядке.
Устные источники- предания, сказания, легенды, былины. баллады, эпосы.
Задание: предлагаю сыграть в игру «Угадай и разложи». На доске указаны исторические источники, но они перепутаны. Распределите их по группам.
Источники: пословицы, храмы, монеты. саги, предметы быта, хозяйственные записи, притчи, письма, ювелирные изделия, договоры, мебель, сказания.
Каждый вид источников по-своему отражает исторические события и требует особых методов изучения. Есть историческая дисциплина, которая занимается разработкой методов использования исторических источников.
Задание: изучите данные предложенной таблицы и охарактеризуйте исторические дисциплины.
-Как эти науки могут помочь нам в изучении истории Средних веков?
(Проверка выполнения задания и подведение итогов изучения вопроса)
6. Закрепление изученного на уроке.
-Какой период времени охватывает история Средних веков? (с V по XV век)
-Почему изучаемый период называют «Средние века?
-Каковы источники наших знаний об истории Средних веков?
8. Домашнее задание. Исследовать следы прошлого. (на выбор)
История Средних веков кратко
Коротко об истории европейского Средневековья.
Разделение всей истории на три эпохи – Античность, Средневековье и Новое время предложено в XV в. Тогдашние мыслители гуманисты воспринимали эпоху Средних веков как период одичания и упадка античной культуры. Они надеялись на наступление Нового времени, когда античные традиции возродятся. Поэтому эпоху Средних веков именовали также Тёмными веками.
Существует и так называемая концепция «долгого Средневековья», которой придерживались некоторые французские историки. Она господствовала и в СССР. Согласно ей окончательно средневековые феодальные порядки в Европе сменяются буржуазными лишь после революции 1789 г. во Франции.
Периодизация и основные характеристики
У историков Англии, Германии и России обычно принято выделять в эпохе Средневековья три главных периода:
— Поздний или Раннее Новое время (XIV—XVI вв.);
Историки романских стран чаще делят Средневековье лишь на два периода.
Поскольку термин Средние века первоначально использовался лишь для истории Европы, то и основные характеристики этой эпохи описывают преимущественно именно европейскую специфику. Их не всегда уместно применять по отношению к странам других континентов.
В числе таких базовых характеристик:
— феодальная земельная собственность, когда собственниками земли являются феодалы, использующие труд полузависимых крестьян;
— система вассальных отношений между феодалами, когда сеньор наделяет землёй своих вассалов, а те за это несут военную службу;
— господство католической Церкви, стремление Римских Пап подчинить своей власти всех монархов Европы, которое, однако, полностью никогда не осуществилось;
— цеховая организация ремёсел в городах, сдерживавшая конкуренцию.
Великое переселение народов
Глубокий и затяжной кризис, поразивший Римскую империю уже в III веке, привёл к ослаблению её военной мощи, упадку экономики и культуры. Империя разделилась на две части, Западную, управлявшуюся из Рима и Восточную с центром в Константинополе. В IV-V вв. происходило великое переселение народов, начавшееся с вторжения из азиатских степей кочевых племён гуннов. Спасаясь от них, и многие другие варварские народы пришли в движение и вторглись в пределы Римской империи. Масштабные миграции целых народов, существенно изменили этнический состав населения всего континента. Переселившиеся варварские племена стали создавать на территории империи свои королевства. Власть римского императора ослабла настолько, что стала сугубо номинальной. А в 476 г. был окончательно упразднён и сам престол римского императора.
Византия и арабский халифат
Восточная империя со столицей в Константинополе сохранилась и просуществовала ещё около тысячи лет под названием Византийской. В период раннего Средневековья она оставалась мощной сверхдержавой, переживая экономический подъём. На Руси её столицу называли Царьградом. Часть своих территорий, однако, Византии пришлось в ходе войн уступить арабским завоевателям.
В VII веке на Аравийском полуострове родилась новая религия ислам. Пророк Мухаммед создал государство мусульман – халифат и объединил в нём все арабские племена Аравийского полуострова. При его преемниках эти племена стремительно завоевали римские и византийские владения в Северной Африке и в Передней Азии. Они также покорили Иран, значительную часть Кавказа и Средней Азии и почти весь Иберийский полуостров. Позже ислам распространился в Северной Индии, в Индокитае и проник в тропическую Африку.
Империя франков и возникновение европейского рыцарства
В результате этнических процессов вызванных Великим переселением народов и арабскими завоеваниями сформировались многие народы, существующие и поныне. Для значительной части эпохи Средневековья характерно состояние феодальной раздробленности. (Германия и Италия оставались раздробленными на множество мелких государств вплоть до середины XIX века).
В VIII-X веках многие европейские королевства подвергались набегам со стороны трёх народов. С севера по морям и рекам с Ютландского и Скандинавского полуостровов приплывали норманны, которых на Западе называли викингами, а на Востоке варягами. В самом центре Европы в Паннонии на равнинах между Альпами и Карпатами обосновалось воинственное финно-угорское племя венгров, пришедшее сюда из Поволжья. Венгры совершали грабительские набеги почти по всему европейскому континенту. А с юга Европу беспокоили арабские вторжения, совершавшиеся как с моря, так и с суши, с территории Иберийского полуострова.
В государстве франков в ходе борьбы с арабами образовалась система феодального ленного землевладения, создателем которой считается Карл Мартелл (ум. 741 г.). Появилось военное сословие европейского рыцарства со своими нравами и традициями. Внук Карла Мартелла Карл Великий в 800 г. был коронован в Риме как император, номинально возродив тем самым Западную Римскую империю. В государстве франков тесно переплелись позднеримские и германские традиции, на основе которых и сложились европейские средневековые порядки. При сыновьях и внуках Карла Великого империя франков была разделена на три части. Западная стала Францией, Восточная – Германией. Средняя часть Лотарингия в дальнейшем распалась. Титул императора сохранился за правителями Германии, на территории которой вплоть до начала XIX века существовала т. н. Священная Римская империя германской нации, провозглашённая в 962 г. В неё кроме немецких земель входили территории Северной Италии, Чехии и Фландрии.
Высокое Средневековье
С XI по XIV вв. продолжалась стадия Высокого европейского Средневековья, сопровождавшаяся заметным укреплением экономики и культуры, ростом городов, распространением университетского образования, введением многочисленных новшеств и изобретений. К этому времени христианство распространилось в Скандинавии, в Прибалтике и на землях славян и венгров. Англия и Уэльс были завоёваны нормандцами. На Иберийском полуострове началось постепенное отвоевание земель у мусульман (Реконкиста). Одним из важнейших событий этого периода стали Крестовые походы, объявленные Папой Римским. Целью этих походов Папы провозглашали освобождение Гроба Господня в Иерусалиме, который в ходе арабских завоеваний отошёл от Византии мусульманам. В ходе Крестовых походов (1095—1270 гг.), европейцам удалось создать на территории Палестины Иерусалимское королевство. Но просуществовало оно лишь около полутора веков. Впоследствии мусульманам удалось изгнать крестоносцев с этих территорий.
В 1054 г. произошла т.н. Великая схизма, окончательно оформился церковный раскол в христианстве на католиков и православных, назревавший задолго до этого.
Позднее Средневековье, Возрождение и Реформация
В начале XIV века после нескольких неурожайных лет и масштабной эпидемии чумы население Европы сократилось примерно на треть. Депопуляцию европейского населения усугубили вторжение кочевников монголов в начале XIII века и Столетняя война (1337-1453 гг.)между англичанами и французами. Острая нехватка рабочих рук из-за депопуляции привела к усилению феодального гнёта и стремлению феодалов ещё более закабалить податные сословия. Реакцией на усиление феодального гнёта стал рост восстаний крестьян и городских ремесленников. Известнейшими и крупнейшими из таких восстаний, переросших в настоящие крестьянские войны, была т. н. Жакерия во Франции и восстание Уота Тайлера в Англии.
В ходе Столетней войны произошли существенные изменения в военном деле. Значение тяжело-вооружённой рыцарской кавалерии снизилось. Увеличилась роль регулярной пехотной армии. Появилась артиллерия. На рубеже Средневековья и Нового времени войско стало формироваться преимущественно из профессиональных наёмников. А они, как правило, занимались грабежом не только на вражеской территории, но и на той, которую должны были защищать. В результате военные действия стали носить более разорительный характер для мирного населения, нежели во времена расцвета рыцарства.
Во многих странах Европы в эпоху Позднего Средневековья постепенно складывается политическая система абсолютизма. Монархи в союзе с богатыми сословиями городов ограничивают власть крупных феодалов и создают бюрократические системы государственного управления.
В период Позднего Средневековья происходит явление, получившее название Ренессанс (Возрождение). Оно родилось в Северной Италии, а позже распространилось по всей Европе. Значительную роль в этом сыграло завоевание Византии турками-османами в 1453 г. Беженцы из Византии вывезли с собой библиотеки и произведения искусства, приобщив тем самым европейцев к культурному наследию далёкой эпохи Античности. К тому времени в период процветания вступили богатые города. Это привело к возвышению сословий, не имевших прямого отношения к феодальным отношениям: купцов и торговцев, ростовщиков и банкиров, мастеровых и ремесленников. Они иначе относились к традиционным средневековым ценностям и жёстким иерархическим порядкам, освящённым Церковью. В этой среде сформировалось новое движение в общественной мысли – гуманизм. Оно провозгласило мерилом всех вещей не Бога, а человека, считая главной ценностью не слепое повиновение небесным и земным владыкам, а индивидуальную свободу и творческое начало. Своей идеологической опорой они считали достижения античной философии и культуры и стремилось их возродить.
Распространению нового мировоззрения очень способствовало книгопечатание, изобретённое в середине XV века.
В начале XVI века вследствие злоупотреблений иерархов католической Церкви, вызвавших критическое переосмысление религиозных догматов со стороны многих мыслителей, произошёл новый раскол в западном христианстве. Немецкий священник и доктор богословия Мартин Лютер, переосмысливая понимание новозаветных догматов, отверг многие принципы католицизма. Так родилось новое направление в христианстве – протестантизм, нашедшее множество сторонников и других лидеров.
Религиозные разногласия стали причиной многочисленных войн сотрясавших многие страны Европы вплоть до середины XVII в.
Многие историки склонны оценивать Реформацию как отражение конфликта между уходящими в прошлое феодальными порядками и новыми буржуазными отношениями. Протестантизм стал идеологией буржуазии, зарождающегося нового класса. В ходе борьбы с протестантизмом и католики вынуждены были произвести серьёзные изменения в своей Церкви. Комплекс мер по противодействию со стороны католиков той угрозе, которую несли им протестанты, называют Контрреформацией.
Великие географические открытия, эпоха первоначального накопления
В эти же времена происходили важные географические открытия, в результате которых существенно изменилось мировосприятие европейцев. Страны Западной Европы встали на путь колониальных захватов, сделавших их на долгий исторический период мировыми гегемонами. Развитие морской торговли и колониальные захваты создали возможности для невиданного обогащения тем европейцам, которые в этом участвовали. Поэтому у этой эпохи есть и ещё одно название – эпоха первоначального накопления. В XVI- XVIII вв. создавались крупные частные капиталы, владельцам которых прежний класс феодалов постепенно был вынужден уступать дорогу. По мере торжества нового буржуазного класса отмирали средневековые порядки, эпоха Средних веков сменялась эпохой Нового времени.
Что такое Средние века
Урок истории в 6 классе
Цели: познакомить с основным содержанием курса «История Средних веков», дать представление о его специфике и особенностях; определить место учебной дисциплины в образовательном процессе; познакомить со справочным и методическим аппаратом учебника, задачами и структурой курса; вызвать интерес к новому учебному предмету.
Планируемые результаты:
Оборудование: схема «Классификация исторических источников»; мультимедийная презентация; лента времени.
Тип урока: открытия нового знания.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Мотивационно-целевой этап
Мы продолжаем с вами путешествовать во времени.
— В какой период истории мы отправимся в этом году?
(Ученики отвечают на вопрос.)
Однако среди ученых нет однозначного мнения относительно того, что собой представляют Средние века.
Задание: познакомьтесь с различными точками зрения на этот вопрос.
Слайд 1. Средние века — это время тотального упадка культуры, знаний, образования, это время беззакония, непрерывных междоусобных войн, уничтожения инакомыслящих в ходе Крестовых походов, инквизиция, преследование еретиков — такова точка зрения гуманистов, просветителей.
Слайд 2. Средние века — это период наивысшего прогресса человечества, совершенной нравственности, самодостаточного быта и благосостояния. Только в средневековом обществе народ Европы был носителем высшего суверенитета, и потому короли были ответственны перед народом. Только в Средние века человек был движим возвышенными мотивами и устремлениями — такова точка зрения романтиков.
Слайд 3. Средневековье — неразвившееся настоящее, эмбриональное состояние современности — такова точка зрения историков-материалистов.
— Кто же из них прав?
— Можем ли мы сегодня ответить на этот вопрос? (Ученики выполняют задание.)
Чтобы точнее понять позиции ученых в этом споре, нам необходимо поближе познакомиться с историей Средних веков.
Проблемное задание на весь период изучения курса истории Средних веков.
Какими были Средние века в истории человечества?
1. Мрачными, темными, провальными (с варварскими разрушениями, инквизицией и пр.), как считали гуманисты.
2. Светлыми, давшими миру современную политическую карту Европы, ряд научных открытий и изобретений, расцвет средневековой архитектуры, университеты, книгопечатание и пр.
III. Актуализация знаний
В 5 классе вы продолжили изучение истории.
— Какой раздел истории мы изучали в прошлом году?
— Какие темы и почему вы особенно запомнили?
— Какими событиями завершилась история Древнего мира?
(Ученики выполняют задание.)
Формулирование проблемных вопросов урока.
Почему важно изучать историю? Чему можно научиться на уроках истории?
Объявление темы, учебных результатов и хода занятия (презентация)
Тема урока: «Что такое Средние века».
(Знакомство с планом урока.)
План урока
IV. Работа по теме урока
1. Средневековье как часть всемирной истории
Ученые выделяют в истории большие периоды, или эпохи, сменяющиеся друг друга.
Задание: посмотрите на слайд «Лента времени» и назовите эти периоды всемирной истории.
— Каковы временные границы Средневековья?
(Ученики выполняют задание.)
Средневековье (Средние века) — эпоха в истории человечества между Древним миром и Новым временем — длилось примерно 11 столетий, от падения Западной Римской империи до эпохи Великих географических открытий, с V по XV в.
(Работа со словарем.)
Средние века — это эпоха в истории человечества, охватывающая период с падения Западной Римской империи (V в.) и до начала эпохи Великих географических открытий (конец XV в.), совпавшая в Западной Европе со складыванием и расцветом феодальных отношений.
Само определение «средневековая» произошло от понятия «Средние века», введенного в XV в. итальянским гуманистом Флавио Бьондо. Этим понятием он обозначал период истории с V по XV в., т. е. период между Античностью и Новым временем. Некоторые ученые по-иному трактуют этот термин. Они рассуждают так: Античность и Возрождение — две точки взлета человеческого духа, апогей творческой мысли. А между ними — «провал» Средневековья, варварство, разрушение, темнота необразованности. «Темные века» — именно так воспринимали этот период люди Нового времени, именно они придумали термин «Средние века».
Задание: понятие «Средние века» предложили ученые, которые изучали историю Западной и Центральной Европы.
— Можно ли применить этот термин по отношению к истории Азии, Африки и Америки?
Ученые об этом спорят, так как история европейцев отличается от истории народов Азии, Америки и Африки. И все же историки находят общие черты в исторических судьбах народов Востока. Ведь у каждого народа был свой период Средневековья. Но основное внимание при изучении истории Средних веков мы уделим Европе.
Авторы учебника формулируют следующее суждение: «В древности Европы как единого исторического целого не было».
Разделившись на две группы, выполните творческое задание.
Задание для первой группы: работая с текстом учебника на с. 8, дайте представление об истории и особенностях Римской империи.
Задание для второй группы: работая с текстом учебника на с. 8, дайте представление об истории и особенностях северных и восточных соседей Римской империи.
(Группы презентуют свою работу. Проверка выполнения задания.)
— Что же изменилось в Средние века?
Задание: изучите предложенную схему и ответьте на поставленный вопрос.
Европа в Средние века:
(Проверка выполнения задания.)
2. Основные этапы эпохи Средневековья
— Какие этапы в своем развитии прошли Средние века?
Задание: работая с текстом учебника на с. 9, заполните таблицу «Основные этапы эпохи Средневековья».
Этап | Характеристика | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Первый этап. Раннее Средневековье |
Вещественные источники | Письменные источники | Устные источники |
Храмы, монеты, предметы быта, ювелирные изделия, мебель | Саги, хозяйственные записи, письма, договоры | Пословицы, притчи, сказания |
Каждый вид источников по-своему отражает исторические события и требует особых методов изучения. Есть историческая дисциплина, которая занимается разработкой методов использования исторических источников.
Задание: изучите данные предложенной таблицы и охарактеризуйте исторические дисциплины.
— Как эти науки могут помочь нам в изучении истории Средних веков?
Вспомогательная историческая дисциплина | Характеристика |
Историческая текстология | Занимается установлением подлинности текстов, точной даты их создания |
Палеография | Изучает древние рукописи, преимущественно их внешнюю сторону (способ написания, формы букв, особенности материала, на котором писали, и т. д.), с целью определения времени и места их создания |
Генеалогия | Занимается вопросами происхождения семей и родов, отдельных лиц и родственных связей, составлением родословных |
Эпиграфика | Изучает надписи на древних памятниках, зданиях, произведениях искусства, надгробиях, каменных стелах и плитах |
Нумизматика | Изучает монеты и другие денежные знаки |
Геральдика | Изучает гербы |
Топонимика | Изучает происхождение названий |
Ономастика | Изучает личные имена |
Фалеристика | Изучает ордена, медали и другие знаки отличия |
Хронология | Изучает системы летоисчисления |
Метрология | Изучает различные меры (длины, объема, веса) |
Археография | Разрабатывает правила и методы сбора, издания и организации хранения исторических источников (рукописи, книги и т. д.) |
Археология | Изучает вещественные источники |
Этнография | Изучает жизнь и обычаи отдельных народов (быт, традиции, обряды, фольклор) |
(Проверка выполнения задания и подведение итогов изучения вопроса.)
4. Путешествие по учебнику «История Средних веков»
В этом году вы будете изучать часть всемирной истории — историю Средних веков. Вам предстоит отправиться в далекое-далекое прошлое. А поможет нам в этом путешествии наш главный справочник — учебник истории.
Предлагаю, используя прием «Мудрые совы», выполнить следующее задание: работая с текстом на с. 5, 6 учебника, найдите информацию, которая вам известна, и ту информацию, которая была ранее неизвестной.
(Проверка выполнения задания и подведение итогов.)
1. Каждая глава начинается с вопросов, которые помогут вам готовиться к занятиям.
2. В начале каждой главы перечисляются основные вопросы, ответы на которые вы найдете в текстах параграфов.
3. Текст параграфа делится на основной, который надо обязательно усвоить, и дополнительный, содержащий сведения об исторических деятелях, справочную информацию, интересные сюжеты.
4. В учебнике есть рубрика «Подумайте», в которой вас ждут собственные исследования, размышления от лица исторического персонажа.
5. В учебнике есть рубрика «Проверьте себя», в которой сформулированы основные вопросы, которые помогут при подготовке домашнего задания.
6. Исторические документы представлены в рубрике «Изучаем источник». Тексты разнообразны по характеру и сопровождаются вопросами и заданиями, позволяющими проникнуть в смысл документа.
7. Авторы учебника составили разнообразные вопросы и задания, которые помогут лучше усвоить его содержание. В начале параграфов предлагаются задания, объединенные в рубрику «Вспомните!», которые требуют обращения к ранее изученному материалу по курсу истории. В конце параграфов даны вопросы и задания, требующие не только поиска ответа в тексте учебника, но и ваших рассуждений, умений сравнивать и обобщать исторические факты, явления, процессы.
8. Итоговые вопросы и задания включают различные тексты, творческие работы, охватывающие события длительного периода российской истории. Здесь же вы найдете обобщающие вопросы и задания, а также рубрику «Творческие задания и проекты».
9. В конце учебника имеется словарь основных понятий.
Алгоритм работы с учебником
V. Подведение итогов урока
Давайте вернемся к тем проблемным вопросам, которые мы поставили в начале урока.
— Почему важно изучать историю?
— Чему можно научиться на уроках истории?
(Выслушиваются мнения учеников.)
Творческое задание
— Используя прием «Реклама», придумайте рекламу и слоган предмета «История Средних веков».
(Проверка выполнения задания.)
Домашнее задание (дифференцированное)
- Что такое регресс в медицине в онкологии
- Что такое публикация в инстаграме релиз