Что такое средние века конспект

Урок №1.Что такое Средние века.

План-конспект по теме «Что такое Средние века?» подводит учащихся к восприятию Средневековья как части всемирной истории, знакомит с понятием и его этапами, а так же со взглядами на этот период современников. Уделяет внимание историческим источникам и отводит время на знакомство со структурой нового учебника.

Просмотр содержимого документа
«Урок №1.Что такое Средние века.»

Урок 1. Что такое Средние века

Добрый день! Рада приветствовать вас на уроке истории.

За лето вы хорошо отдохнули, набрались сил, чтобы покорять новые вершины и пополнять свои знания.

В этом учебном году нам предстоит совершить увлекательное путешествие во времени.

­– в какой период истории мы отправимся в этом году? Средневековье.

Правильно! Верным помощником в нашем путешествии будет учебник.

В настоящие время среди ученых нет однозначного мнения относительно того, что представляют собой Средние века.

Различные точки зрения на слайде 1-2

–Кто же из них прав?

–Можем ли мы сегодня ответить на этот вопрос?

Чтобы точнее понять позиции ученых в этом споре, нам необходимо познакомиться с историей Средних веков.

–Какой раздел истории мы изучали в 5 классе? Первобытное общество, Древний мир

–Какие темы и почему вы особенно запомнили?

–Какими событиями завершилась история Древнего мира?

Слайд 3 Объявление темы урока: «Что такое Средние века».

Средневековье как часть всемирной истории

Основные этапы эпохи Средневековья

Исторические источники, их типы и виды.

Путешествие к учебнику «История Средних веков»

4. Работа по теме урока

1.Средневековье как часть всемирной истории

Ученые в истории выделяют большие периоды, или эпохи, которые сменяют друг друга.

Задание: посмотрите в учебнике на стр.7 на «Ленту времени» и назовите периоды всемирной истории и их временные границы.

Первобытность: 2,5 млн. – 4-3 тыс. до н.э. (до появления первых государств).

Древний мир: 4-3 тыс. до н.э. – 5 век н.э.

Слайд 4 Запись! Средневековье или Средние века – это эпоха в истории человечества между Древним миром и Новым временем, которая длилась 11 столетий, с падения Западной Римской империи и до эпохи Великих географических открытий, с 5 по 15 века.

Пояснение: само определение «средневековая» произошло от понятия «Средние века», введенного в 15 веке итальянским гуманистом Флавио Бьондо. Этим понятием он обозначил период истории между Античностью и Новым временем. Некоторые ученые по-иному трактуют этот термин. Они рассуждают так: Античность и Возрождение (пояснить понятие) – две точки взлета человеческого духа, подъем творческой мысли. А между ними – провал Средневековья, варварство, разрушение, темнота необразованности. Слайд 5. «Темные века» – именно так воспринимали этот период люди Нового времени, именно они придумали термин «Средние века».

Задание: понятие «Средние века» предложили ученые, которые изучали историю Западной и Центральной Европы.

– Можно ли применить этот термин к истории Азии, Африки и Америки?

Читают вслух учебник на стр. 7-8 по предложению с 4-го абзаца.

Авторы учебника формулируют следующее суждение: «В древности Европы как единого исторического центра не было».

Задание: давайте вспомним историю и особенности Римской империи, и ее соседей. Слайд 6

На юге Европы были достигнуты большие успехи в образовании, науках, искусстве, строительстве и торговле. Существовало неравенство между патрициями и плебеями, а также свободным населением и рабами. На Северо-востоке Европы жили иначе. Там был родоплеменной строй. Каждое племя верило в своих богов. Большинство племен не имело даже своей письменности.

– Мы можем согласиться с суждением авторов учебника? Да, так как Римская империя и варварские племена являлись как бы двумя разными мирами, хотя знали немало друг о друге.

Только в Средние века Европа стала единым «историческим континентом», единым христианским миром с общей религией и сходным образом жизни. Именно в Средние века появились те языки, народы и государства, которые и сегодня существуют в Европе.

2.Основные этапы эпохи Средневековья

Задание: работая с текстом учебника на с.9 заполните таблицу «Основные этапы эпох Средневековья» Слайд 7

Источник

История Средних веков кратко

Коротко об истории европейского Средневековья.

Разделение всей истории на три эпохи – Античность, Средневековье и Новое время предложено в XV в. Тогдашние мыслители гуманисты воспринимали эпоху Средних веков как период одичания и упадка античной культуры. Они надеялись на наступление Нового времени, когда античные традиции возродятся. Поэтому эпоху Средних веков именовали также Тёмными веками.

Существует и так называемая концепция «долгого Средневековья», которой придерживались некоторые французские историки. Она господствовала и в СССР. Согласно ей окончательно средневековые феодальные порядки в Европе сменяются буржуазными лишь после революции 1789 г. во Франции.

Периодизация и основные характеристики

У историков Англии, Германии и России обычно принято выделять в эпохе Средневековья три главных периода:

— Поздний или Раннее Новое время (XIV—XVI вв.);

Историки романских стран чаще делят Средневековье лишь на два периода.

Поскольку термин Средние века первоначально использовался лишь для истории Европы, то и основные характеристики этой эпохи описывают преимущественно именно европейскую специфику. Их не всегда уместно применять по отношению к странам других континентов.

В числе таких базовых характеристик:

— феодальная земельная собственность, когда собственниками земли являются феодалы, использующие труд полузависимых крестьян;

— система вассальных отношений между феодалами, когда сеньор наделяет землёй своих вассалов, а те за это несут военную службу;

— господство католической Церкви, стремление Римских Пап подчинить своей власти всех монархов Европы, которое, однако, полностью никогда не осуществилось;

— цеховая организация ремёсел в городах, сдерживавшая конкуренцию.

Великое переселение народов

Глубокий и затяжной кризис, поразивший Римскую империю уже в III веке, привёл к ослаблению её военной мощи, упадку экономики и культуры. Империя разделилась на две части, Западную, управлявшуюся из Рима и Восточную с центром в Константинополе. В IV-V вв. происходило великое переселение народов, начавшееся с вторжения из азиатских степей кочевых племён гуннов. Спасаясь от них, и многие другие варварские народы пришли в движение и вторглись в пределы Римской империи. Масштабные миграции целых народов, существенно изменили этнический состав населения всего континента. Переселившиеся варварские племена стали создавать на территории империи свои королевства. Власть римского императора ослабла настолько, что стала сугубо номинальной. А в 476 г. был окончательно упразднён и сам престол римского императора.

Византия и арабский халифат

Восточная империя со столицей в Константинополе сохранилась и просуществовала ещё около тысячи лет под названием Византийской. В период раннего Средневековья она оставалась мощной сверхдержавой, переживая экономический подъём. На Руси её столицу называли Царьградом. Часть своих территорий, однако, Византии пришлось в ходе войн уступить арабским завоевателям.

В VII веке на Аравийском полуострове родилась новая религия ислам. Пророк Мухаммед создал государство мусульман – халифат и объединил в нём все арабские племена Аравийского полуострова. При его преемниках эти племена стремительно завоевали римские и византийские владения в Северной Африке и в Передней Азии. Они также покорили Иран, значительную часть Кавказа и Средней Азии и почти весь Иберийский полуостров. Позже ислам распространился в Северной Индии, в Индокитае и проник в тропическую Африку.

Империя франков и возникновение европейского рыцарства

В результате этнических процессов вызванных Великим переселением народов и арабскими завоеваниями сформировались многие народы, существующие и поныне. Для значительной части эпохи Средневековья характерно состояние феодальной раздробленности. (Германия и Италия оставались раздробленными на множество мелких государств вплоть до середины XIX века).

В VIII-X веках многие европейские королевства подвергались набегам со стороны трёх народов. С севера по морям и рекам с Ютландского и Скандинавского полуостровов приплывали норманны, которых на Западе называли викингами, а на Востоке варягами. В самом центре Европы в Паннонии на равнинах между Альпами и Карпатами обосновалось воинственное финно-угорское племя венгров, пришедшее сюда из Поволжья. Венгры совершали грабительские набеги почти по всему европейскому континенту. А с юга Европу беспокоили арабские вторжения, совершавшиеся как с моря, так и с суши, с территории Иберийского полуострова.

В государстве франков в ходе борьбы с арабами образовалась система феодального ленного землевладения, создателем которой считается Карл Мартелл (ум. 741 г.). Появилось военное сословие европейского рыцарства со своими нравами и традициями. Внук Карла Мартелла Карл Великий в 800 г. был коронован в Риме как император, номинально возродив тем самым Западную Римскую империю. В государстве франков тесно переплелись позднеримские и германские традиции, на основе которых и сложились европейские средневековые порядки. При сыновьях и внуках Карла Великого империя франков была разделена на три части. Западная стала Францией, Восточная – Германией. Средняя часть Лотарингия в дальнейшем распалась. Титул императора сохранился за правителями Германии, на территории которой вплоть до начала XIX века существовала т. н. Священная Римская империя германской нации, провозглашённая в 962 г. В неё кроме немецких земель входили территории Северной Италии, Чехии и Фландрии.

Высокое Средневековье

С XI по XIV вв. продолжалась стадия Высокого европейского Средневековья, сопровождавшаяся заметным укреплением экономики и культуры, ростом городов, распространением университетского образования, введением многочисленных новшеств и изобретений. К этому времени христианство распространилось в Скандинавии, в Прибалтике и на землях славян и венгров. Англия и Уэльс были завоёваны нормандцами. На Иберийском полуострове началось постепенное отвоевание земель у мусульман (Реконкиста). Одним из важнейших событий этого периода стали Крестовые походы, объявленные Папой Римским. Целью этих походов Папы провозглашали освобождение Гроба Господня в Иерусалиме, который в ходе арабских завоеваний отошёл от Византии мусульманам. В ходе Крестовых походов (10951270 гг.), европейцам удалось создать на территории Палестины Иерусалимское королевство. Но просуществовало оно лишь около полутора веков. Впоследствии мусульманам удалось изгнать крестоносцев с этих территорий.

В 1054 г. произошла т.н. Великая схизма, окончательно оформился церковный раскол в христианстве на католиков и православных, назревавший задолго до этого.

Позднее Средневековье, Возрождение и Реформация

В начале XIV века после нескольких неурожайных лет и масштабной эпидемии чумы население Европы сократилось примерно на треть. Депопуляцию европейского населения усугубили вторжение кочевников монголов в начале XIII века и Столетняя война (1337-1453 гг.)между англичанами и французами. Острая нехватка рабочих рук из-за депопуляции привела к усилению феодального гнёта и стремлению феодалов ещё более закабалить податные сословия. Реакцией на усиление феодального гнёта стал рост восстаний крестьян и городских ремесленников. Известнейшими и крупнейшими из таких восстаний, переросших в настоящие крестьянские войны, была т. н. Жакерия во Франции и восстание Уота Тайлера в Англии.

В ходе Столетней войны произошли существенные изменения в военном деле. Значение тяжело-вооружённой рыцарской кавалерии снизилось. Увеличилась роль регулярной пехотной армии. Появилась артиллерия. На рубеже Средневековья и Нового времени войско стало формироваться преимущественно из профессиональных наёмников. А они, как правило, занимались грабежом не только на вражеской территории, но и на той, которую должны были защищать. В результате военные действия стали носить более разорительный характер для мирного населения, нежели во времена расцвета рыцарства.

Во многих странах Европы в эпоху Позднего Средневековья постепенно складывается политическая система абсолютизма. Монархи в союзе с богатыми сословиями городов ограничивают власть крупных феодалов и создают бюрократические системы государственного управления.

В период Позднего Средневековья происходит явление, получившее название Ренессанс (Возрождение). Оно родилось в Северной Италии, а позже распространилось по всей Европе. Значительную роль в этом сыграло завоевание Византии турками-османами в 1453 г. Беженцы из Византии вывезли с собой библиотеки и произведения искусства, приобщив тем самым европейцев к культурному наследию далёкой эпохи Античности. К тому времени в период процветания вступили богатые города. Это привело к возвышению сословий, не имевших прямого отношения к феодальным отношениям: купцов и торговцев, ростовщиков и банкиров, мастеровых и ремесленников. Они иначе относились к традиционным средневековым ценностям и жёстким иерархическим порядкам, освящённым Церковью. В этой среде сформировалось новое движение в общественной мысли – гуманизм. Оно провозгласило мерилом всех вещей не Бога, а человека, считая главной ценностью не слепое повиновение небесным и земным владыкам, а индивидуальную свободу и творческое начало. Своей идеологической опорой они считали достижения античной философии и культуры и стремилось их возродить.

Распространению нового мировоззрения очень способствовало книгопечатание, изобретённое в середине XV века.

В начале XVI века вследствие злоупотреблений иерархов католической Церкви, вызвавших критическое переосмысление религиозных догматов со стороны многих мыслителей, произошёл новый раскол в западном христианстве. Немецкий священник и доктор богословия Мартин Лютер, переосмысливая понимание новозаветных догматов, отверг многие принципы католицизма. Так родилось новое направление в христианстве – протестантизм, нашедшее множество сторонников и других лидеров.

Религиозные разногласия стали причиной многочисленных войн сотрясавших многие страны Европы вплоть до середины XVII в.

Многие историки склонны оценивать Реформацию как отражение конфликта между уходящими в прошлое феодальными порядками и новыми буржуазными отношениями. Протестантизм стал идеологией буржуазии, зарождающегося нового класса. В ходе борьбы с протестантизмом и католики вынуждены были произвести серьёзные изменения в своей Церкви. Комплекс мер по противодействию со стороны католиков той угрозе, которую несли им протестанты, называют Контрреформацией.

Великие географические открытия, эпоха первоначального накопления

В эти же времена происходили важные географические открытия, в результате которых существенно изменилось мировосприятие европейцев. Страны Западной Европы встали на путь колониальных захватов, сделавших их на долгий исторический период мировыми гегемонами. Развитие морской торговли и колониальные захваты создали возможности для невиданного обогащения тем европейцам, которые в этом участвовали. Поэтому у этой эпохи есть и ещё одно название – эпоха первоначального накопления. В XVI- XVIII вв. создавались крупные частные капиталы, владельцам которых прежний класс феодалов постепенно был вынужден уступать дорогу. По мере торжества нового буржуазного класса отмирали средневековые порядки, эпоха Средних веков сменялась эпохой Нового времени.

Источник

Конспект урока по истории Средних веков на тему «Введение. Что такое Средние века» (6 класс)

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

План-конспект урока истории средних веков на тему

«Введение. Что такое Средние века». (6 класс).

Учитель истории и обществознания: Просвиренникова Тамара Васильевна.

МБОУ «Гочитская СОШ»

Цель: познакомить с основным содержанием курса «история Средних веков», дать представление о его специфике и особенностях: определить место учебной дисциплины в образовательном процессе; познакомить со справочным и методическим аппаратом учебника; задачами и структурой курса; вызвать интерес к новому учебному предмету.

Предметные: научиться определять по ленте времени хронологические рамки средневекового мира; объяснять значение и задачи курса «История Средних веков»; ориентироваться в структуре учебника; устанавливать преемственность между Античностью и Средневековьем.

Метапредметные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; давать определения понятиям; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.

Личностные: формировать стартовую мотивацию к изучению нового материала; осмысливать важность изучения истории для самого себя; выражать свое отношение к роли истории в жизни общества.

Оборудование: карта мира, лента времени, учебник Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков 6 класс, проектор, экран.

Оформление доски: тема урока, новые слова (Средние века, хроники, архив, письменные источники, устные источники).

1.Беседа с классом и работа по карте.

-Как назывался курс истории, который мы изучали в пятом классе? (История Древнего мира)

-С историей, каких государств Древнего мира мы ознакомились? (С историей Древнего Египта, Междуречья, Индии и Китая, Древней Греции, Македонии, Рима)

Вспомните местоположение этих государств на карте. Покажите их. (Древний Египет – северо-восточная часть Африки, Междуречье – территория между реками Тигр и Евфрат, Индия – на юге Азии, Китай – в восточной Азии, Греция – на юге Балканского полуострова, Македония – на севере Балканского полуострова, Рим – на Апеннинском полуострове).

-Какие события из истории этих государств вы помните?

-Что обозначают понятия: «неравенство », «религия», «эксплуатация», «государство», «демократия», «республика».

Солон, Геракл, Перикл, Спартак, Хеопс, Гомер, Одиссей, Геродот, Мирон, Софокл, Филипп 2, Посейдон. Ганнибал, Зевс, Гера, Александр Македонский.

II . Постановка целей и темы урока.

Итак, все, что мы вспомнили сегодня (понятия, названия государств. имена исторических деятелей) относится к истории Древнего мира. Следующий этап развития общества – Средние века.

Что изучает история Средних веков.

III . Работа по теме урока.

1.Средневековье как часть всемирной истории.

Ученые выделяют в истории большие периоды, или эпохи, сменяющиеся друг друга.

Задание: Посмотрите на «Ленту времени» и назовите эти периоды всемирной истории.

-Каковы временные границы Средневековья? (Эпоха в истории человечества между древним миром и Новым временем – длилось примерно 11 столетий, от падения Западной Римской империи до эпохи Великих географических открытий, с 5 по 15 в.)

Период Средних веков начинается в V веке, после падения Западной римской империи и самого Рима. Рим был воплощением порядка, цивилизованной и культурной жизни; он всегда казался несокрушимым и божественным. государство погибло под мечами варваров, которые пришли из глубин материка и обрушились на центр цивилизации – Средиземноморье. Крах Рима означал уход античной культуры с исторической арены. На долгие века были забыты творения античных художников и философов, разрушены величайшие архитектурные сооружения, заброшены науки и ремесла.

Существует мнение, что средние века – это период варварства, жестокости и мракобесия. Нашествиями варваров была уничтожена римская культура, велись междоусобные войны. многие называют средние века «темными веками», «средневековой ночью». Но это не совсем так. Пройдет время, и средневековый человек, его душа и ум обратятся к искусству, науке, философии. Этот период Средневековья известен как эпоха Возрождения.

Средние века длились более тысячи лет. Многие люди оставили след в истории за этот период: одни красивый и яркий, другие – кровавый и страшный; от одних нам достались великие произведения искусства и литературы, от других – ужасы инквизиции.

В Средние века образовались государства, которые существуют до сих пор: Россия, Англия, Франция, Польша. Зародилась и стала развиваться современная демократия. В европейских странах возникли парламент (Англия), Генеральные штаты (Франция) – выборные представительные учреждения.

В Византии было записано римское право: оно являлось основой для законов средневековых государств. Возник суд присяжных, который до сих пор применяется при разборе важных дел.

Многие современные города Европы и Востока возникли еще в Средние века. Сформировались языки европейских народов: английский, французский, немецкий, испанский, итальянский.

В эпоху Средних веков получили развитие мировые религии: христианство (православное, католическое), ислам, буддизм.

3.Основные этапы эпохи Средневековья.

-Какие этапы в своем развитии прошли Средние века?

Задание: работая с текстом учебника на с.9, заполните таблицу «Основные этапы эпохи Средневековья».

Хронологические рамки: с конца v до середины xi в.

Содержание: в процессе смещения народов и обычаев складывались основные черты эпохи.

Хронологические рамки: с середины XI в. до конца XIII в..

Содержание: сложились феодальные государства – монархии, а устои и особенности эпохи проявили себя во всей полноте.

Хронологические рамки: период XIV – XV вв.

Содержание: этот этап характеризуется новыми обстоятельствами и преобразованиями внутри общества; в конце XV в. произошли события, которые позволили европейцам перейти к раннему Новому времени.

4. Исторические источники.

Вопрос классу: Как ученые узнают о жизни людей в далеком прошлом?

(предположительные ответы: данные науки археологии. этнографии, нумизматики. Изучают надписи на скалах, табличках, по орудиям труда, посуде).

5. Работа с названиями исторических источников. ( на доске карточки со словами).

Письменные источники- летописи, хроники, грамоты, указы, дневники и воспоминания, а также различные надписи на камне и другом материале.

Хроники – письменные источники, в которых события описывались в хронологическом порядке.

Устные источники- предания, сказания, легенды, былины. баллады, эпосы.

Задание: предлагаю сыграть в игру «Угадай и разложи». На доске указаны исторические источники, но они перепутаны. Распределите их по группам.

Источники: пословицы, храмы, монеты. саги, предметы быта, хозяйственные записи, притчи, письма, ювелирные изделия, договоры, мебель, сказания.

Каждый вид источников по-своему отражает исторические события и требует особых методов изучения. Есть историческая дисциплина, которая занимается разработкой методов использования исторических источников.

Задание: изучите данные предложенной таблицы и охарактеризуйте исторические дисциплины.

-Как эти науки могут помочь нам в изучении истории Средних веков?

(Проверка выполнения задания и подведение итогов изучения вопроса)

6. Закрепление изученного на уроке.

-Какой период времени охватывает история Средних веков? (с V по XV век)

-Почему изучаемый период называют «Средние века?

-Каковы источники наших знаний об истории Средних веков?

8. Домашнее задание. Исследовать следы прошлого. (на выбор)

Источник

Конспект урока по теме «Что такое Средние века?» (6 класс)

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Предмет: Всеобщая история. История Средних веков.

Учитель: Бабухина Любовь Леонидовна

Тема: Что такое Средние века

Цел ь: дать представление об эпохе Средних веков, основных источниках знаний о данном периоде истории человечества.

Образовательные: познакомить учащихся с понятием “Средневековье”, дать общие представления о хронологических рамках истории Средних веков, особенностях периода, месте и значении в мировой истории. Раскрыть особенности перехода от эпохи Древнего мира к Средневековью, сформировать представление о мире варваров.

Развивающая: формировать умение работать с учебником, иллюстрациями и исторической картой, правильно употреблять и объяснять исторические термины.

Воспитательная: воспитывать интерес и уважение к истории Средних веков.

История, средние века, исторический источник, вещественный исторический источник, письменный исторический источник.

Более 5 тыс. лет назад было изобретено письмо.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА:

овладение знаниями о понятии «Средневековье»

Регулятивные: планировать решение учебной задачи, оценивать и корректировать деятельность.

Познавательные: построение речевого высказывания в устной и письменной форме; сравнение, анализ и синтез, обобщение, установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные: умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций обучения.

ЛИЧНОСТНЫЕ УУД: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью

Средства обучения: учебник Е.В. Агибалова, Г.М. Донской, М.Л. Несмелова «Конспекты уроков для учителя истории 6-7 класс», ноутбук.

Мотивация к учебной деятельности.

— Начнём наш урок со знакомства. Сначала представлюсь я. Меня зовут Любовь Леонидовна, и с этого года я буду преподавать у вас историю.

— Прочитайте высказывание и объясните его смысл:

«Не знать истории — значит всегда быть ребенком».

— Надеюсь, в этом учебном году вы приложите все усилия для того, чтобы стать ещё взрослее.

Читают высказывание, объясняют смысл

2. Актуализация знаний.

— В прошлом году вы изучали историю Древнего мира. Эта эпоха – самая длинная в истории человечества. Но в V в. с падением Западной Римской империи она подходит к концу.Полторы тысячи лет назад, с крушением Рима, началась новая эпоха всемирной истории. Её принято называть средними веками или средневековьем. Средневековье продолжалось тысячу лет, пока примерно в XV в. на смену ему не пришло Новое время.

— Ребята, что вы знаете о Средневековье?

— Термин «Средние века» возник в Италии в XV-XVI вв. в среде гуманистов. Им обозначали большой исторический отрезок между двумя «просвещёнными» эпохами – Древностью (античностью) и Возрождением, уже самим названием подчеркнув, что эта эпоха была «ненастоящей».

— Посмотрите на линию времени, и вы увидите, какое место занимают Средние века в истории человечества ( стр. 6 учебника.)

Что такое средние века конспект. Смотреть фото Что такое средние века конспект. Смотреть картинку Что такое средние века конспект. Картинка про Что такое средние века конспект. Фото Что такое средние века конспект

История Средних веков делится на три периода:

— Раннее средневековье V-XII вв.

— Развитое средневековье XI-XIV вв.

— Позднее или Зрелое средневековье XIV-XVI вв.

— Откуда мы черпаем знания по истории Средневековья?

— Как вы думаете, что изучает история средних веков?

Слушают речь учителя

Смотрят на линию времени, отвечают: эпоха Средневековья занимала период с 479 – 1400 века н.э.

Записывают в тетради

— Из исторических источников (книг, рукописей и т.д.)

— Средневековые страны, полководцев, обычаи, традиции.

3. Открытие нового знания

— По­ня­тие «Сред­ние века» по­яви­лось у тех уче­ных, ко­то­рые изу­ча­ли ис­то­рию За­пад­ной и Цен­траль­ной Ев­ро­пы. Можем ли мы при­ме­нять это по­ня­тие по от­но­ше­нию к ис­то­рии Азии, Аф­ри­ки, Аме­ри­ки? Уче­ные спо­рят и об этом. Ис­то­рия на­ро­дов Азии (в том числе Сред­ней Азии), аф­ри­кан­цев, аме­ри­кан­ских ин­дей­цев во мно­гом от­ли­ча­ет­ся от ис­то­рии на­ро­дов Ев­ро­пы. Ис­то­рия каж­до­го кон­ти­нен­та непо­вто­ри­ма и свое­об­раз­на. И все же ис­то­ри­ки на­хо­дят общие черты в ис­то­ри­че­ских судь­бах раз­ных на­ро­дов и счи­та­ют, что свое Сред­не­ве­ко­вье было не толь­ко у на­ро­дов За­па­да, но и у на­ро­дов Во­сто­ка. При этом надо пом­нить, что каж­дый народ пе­ре­жи­вал свое Сред­не­ве­ко­вье в свое время.

— В древ­но­сти Ев­ро­пы как еди­но­го ис­то­ри­че­ско­го це­ло­го не было. Огром­ная Рим­ская им­пе­рия, ко­то­рая сло­жи­лась во­круг Сре­ди­зем­но­го моря, была мо­гу­чим го­су­дар­ством. В ее со­став вхо­ди­ли мно­гие на­ро­ды Южной Ев­ро­пы, а также Ближ­не­го Во­сто­ка и Се­вер­ной Аф­ри­ки. В Рим­ской им­пе­рии су­ще­ство­ва­ло нера­вен­ство между лю­дь­ми. Ее об­слу­жи­ва­ло неис­чис­ли­мое мно­же­ство рабов. Им­пе­рия вела непре­рыв­ные за­хват­ни­че­ские, гра­би­тель­ские войны, в конце кон­цов ее и по­гу­бив­шие. Исходя из вышеперечисленного, что можно назвать основными причинами распада Римской империи?

— Верно. Запишите это в свои тетради.

— На­ро­ды, на­се­ляв­шие земли се­вер­нее и во­сточ­нее Рим­ской им­пе­рии, жили иначе. У гер­ман­цев, сла­вян, скан­ди­на­вов, жи­те­лей Бри­та­нии и При­бал­ти­ки был родо­пле­мен­ной строй. Что такое родоплеменной строй? Предположите.

— Каж­дое племя ве­ри­ло в своих богов. Боль­шин­ство этих на­ро­дов не имело своей пись­мен­но­сти. Это были как бы два раз­ных мира, хотя их жи­те­ли нема­ло знали друг о друге.

— Толь­ко в Сред­ние века Ев­ро­па стала еди­ным «ис­то­ри­че­ским кон­ти­нен­том», а ев­ро­пей­цы ощу­ти­ли себя жи­те­ля­ми еди­но­го хри­сти­ан­ско­го мира с общей ре­ли­ги­ей и сход­ны­ми фор­ма­ми жизни. Имен­но в Сред­ние века по­яви­лись те языки и го­су­дар­ства, ко­то­рые и се­год­ня су­ще­ству­ют в Ев­ро­пе. Каж­дая ев­ро­пей­ская стра­на внес­ла свой вклад в по­стро­е­ние сред­не­ве­ко­во­го мира. Но изу­чить все из них не пред­став­ля­ет­ся воз­мож­ным. Мы со­сре­до­то­чим вни­ма­ние на неко­то­рых самых круп­ных на­ро­дах и го­су­дар­ствах За­пад­ной и Цен­траль­ной Ев­ро­пы, осо­бен­но тех, где эта эпоха по­лу­чи­ла наи­бо­лее за­кон­чен­ное вы­ра­же­ние.

— Во мно­гих му­зе­ях мира хра­нят­ся ве­ще­ствен­ные па­мят­ни­ки: ин­стру­мен­ты, ко­то­ры­ми в Сред­ние века поль­зо­ва­лись кре­стьяне и ре­мес­лен­ни­ки, ору­жие, мо­не­ты, ме­бель, по­су­да, одеж­да. Со­хра­ни­лись остат­ки ко­раб­лей, порт­ре­ты и кар­ти­ны.

Во мно­гих ста­рин­ных го­ро­дах и сей­час можно ви­деть целые квар­та­лы, за­стро­ен­ные сред­не­ве­ко­вы­ми до­ма­ми, кре­пост­ные стены и башни, ве­ли­че­ствен­ные храмы, замки.

— Но ве­ще­ствен­ные ис­то­ри­че­ские ис­точ­ни­ки не могут всего рас­ска­зать о жизни людей. Неоце­ни­мую по­мощь уче­ным ока­зы­ва­ют мно­го­чис­лен­ные пись­мен­ные ис­то­ри­че­ские ис­точ­ни­ки, ко­то­рые со­хра­ня­ют­ся в хра­ни­ли­щах до­ку­мен­тов — ар­хи­вах. Когда люди да­ри­ли, за­ве­ща­ли, по­ку­па­ли землю или цен­ные вещи, они оформ­ля­ли до­ку­мен­ты. К де­ло­вым до­ку­мен­там от­но­сят­ся и опи­са­ния вла­де­ний, от­че­ты управ­ля­ю­щих име­ни­я­ми, брач­ные и дру­гие кон­трак­ты. Осо­бую груп­пу до­ку­мен­тов со­став­ля­ют за­пи­си за­ко­нов и ука­зов пра­ви­те­лей, ре­ше­ния судов, меж­ду­на­род­ные со­гла­ше­ния. От Сред­них веков со­хра­ни­лось много ис­то­ри­че­ских со­чи­не­ний, хро­ник (т. е. ле­то­пи­сей), писем, опи­са­ний пу­те­ше­ствий и ав­то­био­гра­фий, где со­бы­тия рас­по­ла­га­лись в той по­сле­до­ва­тель­но­сти, в какой они про­ис­хо­ди­ли. Неред­ко ав­то­ры не толь­ко опи­сы­ва­ли со­бы­тия, но и пы­та­лись сгруп­пи­ро­вать, объ­яс­нить, оце­нить их. От Сред­них веков до нас дошло также нема­ло про­из­ве­де­ний ху­до­же­ствен­ной ли­те­ра­ту­ры и со­чи­не­ний уче­ных. До изоб­ре­те­ния кни­го­пе­ча­та­ния в се­ре­дине XV в. (и долго после этого) до­ку­мен­ты были ру­ко­пис­ны­ми.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *