Что такое средний формат в фотографии
Фотографические форматы
В зависимости от размера светочувствительного материала (плёнки или цифровой матрицы) различные системы фотокамер принято подразделять на три основные группы: камеры большого, среднего и малого формата. Чем больше физический размер фотоматериала, тем выше детализация, а, значит, и потенциальное техническое качество снимка, но при этом тем более громоздкой становится система в целом. Рассмотрим все форматы по порядку.
Большой формат (он же – широкий, он же – крупный)
Исторически большой формат является старшим из всех фотографических форматов, однако его рано списывать со счетов. Возможно, вы будете удивлены, но старомодные громоздкие крупноформатные фотоаппараты до сих пор активнейшим образом используются фотографами, которые стремятся к бескомпромиссному качеству изображения. Камеры большого формата напрочь лишены всякой автоматики, и потому требуют от фотографа определённых навыков в традиционном фотоделе. Как следствие, они не слишком популярны среди любителей.
В настоящее время использование плёночных 35-мм фотоаппаратов полностью утратило практический смысл. Цифровые модели превосходят своих плёночных предшественников, как по качеству изображения, так и по эргономичности, имея при этом относительно доступную цену. Снимать на 35-мм плёнку сегодня можно либо из чисто сентиментальных соображений, либо в том случае, когда вы отправляетесь в какое-нибудь настолько глухое место, что перезарядка аккумулятора цифровой камеры становиться в принципе невозможной и полностью механическая плёночная камера – единственное решение проблемы. Впрочем, такие случаи крайне редки. Дальномерные цифровые камеры выпускает исключительно Leica. Основными же производителями зеркальных аппаратов являются Canon и Nikon. Меньше малогоПомимо упомянутых выше трёх основных форматов существовало также несколько типов плёнки, так сказать, сверхмалого формата, предназначенной для использования в предельно компактных камерах. Эти системы (APS, 110, дисковая плёнка и т.д.) предназначались для сугубо любительских целей и никогда не были особенно популярны. Качество изображения было посредственным, а цена – явно завышенной. Забудьте о плёночных микроформатах. Они канули в Лету, с чем я их и поздравляю. А вот цифровые компактные камеры с компактными же матрицами здравствовали и процветали вплоть до повсеместного засилья смартфонов. Несмотря на крошечные сенсоры, современные компакты обеспечивают приемлемое качество, особенно при хорошем освещении. Оптимальный вариант для путешествий и протокольной съёмки, когда качество картинки не является фактором первостепенной важности. Размеры матриц компактных камер измеряются по диагонали в долях т.н. видиконовского дюйма. Один видиконовский дюйм равен 2/3 обычного дюйма, т.е. 16,93 мм. Например при диагонали в 1/1.7”, т.е 10 мм, сенсор будет иметь размеры 7,6 x 5,7 мм. Диапазон размеров обычно лежит в пределах 1/2.7-2/3”, в зависимости от модели. В последние годы заметна тенденция к увеличению размера матрицы в компактных цифровых камерах вплоть до полного 35-мм кадра при сохранении небольшого размера самого аппарата, что не может не радовать. Спасибо за внимание! Post scriptumЕсли статья оказалась для вас полезной и познавательной, вы можете любезно поддержать проект, внеся вклад в его развитие. Если же статья вам не понравилась, но у вас есть мысли о том, как сделать её лучше, ваша критика будет принята с не меньшей благодарностью. Не забывайте о том, что данная статья является объектом авторского права. Перепечатка и цитирование допустимы при наличии действующей ссылки на первоисточник, причём используемый текст не должен ни коим образом искажаться или модифицироваться. Размер имеет значение. Выбор среднеформатного фотоаппаратаЯ думаю многие тут увлекаются фотографией. Степень увлечения бывает разной, а понятие фотограф вообще размыто и не определено. Разные цели, разные бюджеты фотографов и много других отличающих факторов. Кто-то фигачит луки на iphone, а кто-то мучается с громадными пластинами большого формата. Но всех этих людей объединяет интерес к фотографии, а у некоторых может даже и любовь, и даже бывает взаимная. Поэтому решил рассказать о фотоаппарате, который нечасто можно увидеть, заодно поделиться опытом перехода на новый формат. Почему решил купитьВ жизни любого фотографа наступает момент, когда сердце требует чего-то теплого и лампового. Многим хватает дедушкиного Зенита, а кто-то, ведомый неизвестным чувством «надоивсё», стремится перейти на более специфический уровень — рвануть к среднему формату. Почти так же было и со мной, только в промежутке я успел поснимать на 135 пленку чудесным фотоаппаратом Мир. В этот момент я понял, что не люблю дальномеры, или не умею их готовить. Хотя была идея покупки пленочного Canon, но уже хотелось чего-то нестандартного. «ДАЙТЕ БОЛЬШЕ. », — вот именно так и появилось желание покупки среднего формата. Покупка СФ-цифры не то что отпала, она даже не предполагалась, зная замечательный уровень цен. А вот дальше началась настоящая внутренняя борьба. СФ я покупал больше года. За всё это время у меня было две стадии желания: Варианты среднего форматаВозможно, мне кажется, но при выборе СФ есть аппарат, который сразу приходит в голову — Любитель. Такой весь милый и родной советский двухобъективный СФ. Но меня не устраивало качество и возраст аппарата. На этом моя тяга к двухобъективным фотоаппаратам не прошла, и я увидел обзор Yashica 124 Mat G. Отличный аппарат со средней ценой, порядка 300-400 usd, при этом достаточно много экземпляров в хорошем техническом состоянии. Кроме того, я рассматривал громадное количество других систем: Mamiya, Hasselblad, Rolleiflex, Pentax. Но в основном это были непонятные метания, просто от желания иметь средний формат. Ограниченный выбор и другие причиныДальше уже было логическое осмысление, что мне нужно. Это самое трудное. Хотя я сразу поставил несколько условий, которые сузили выбор до минимума. В результате осталось два варианта: Contax 645 — среднеформатная автофокусная однообъективная зеркальная камера. Размер кадра 4,5×6 см, применяется фотоплёнка типа 120 и 220. К фотоаппарату разработаны цифровые задники. Диапазон выдержек от 32 до 1/4000 сек. Это прекрасная камера, которая удовлетворяет моим требованиям, но есть главные недостатки: их достаточно мало на рынке; стоимость на ebay от 2000 до 4000 usd, в зависимости от комплекта. Всё это и стало причиной выбора в пользу Mamiya AFd. Дальше были долгие попытки купить его на ebay, но тут мне не везло. В итоге, счастье пришло случайно. Мне достался экземпляр второго поколения в Москве. Немного про саму компанию и аппарат: Камера, которая досталась мне — Mamiya 645AFD II, производилась с 2005 по 2008 год. Обзор аппаратаMamiya AFD II представляет собой среднеформатный зеркальный фотоаппарат со съемным задником. Диапазон фокусных расстояний сменной оптики от 28 до 300 мм. Чаще всего, его родной комплектный объектив это 80 мм/2,8. Его объектива вполне хватает. Если любите портреты, то стоит ещё присмотреться к объективу 150 мм/3,5. Корпус вызывает приятное ощущение мощи и крепости, сделан из магниевого сплава, достаточно тяжелый. Фактически состоит из трёх частей — тушка, задник и объектив. В руке лежит хорошо, эргономика отличная. Благодаря специальному покрытию рукоятки пальцы не скользят. Хотя в целом это то, к чему я привык на зеркалке. Есть минус — хипстерский самолук с олдскульной камерой не получится, у аппарата несъёмная пентапризма. Заменить ее на шахту не получится. Зато, если снять объектив и задник, то аппарат сразу начинает напоминать чужого. Режимы съёмки также привычны по зеркалкам: стандартный полуавтомат, приоритет диафрагмы, приоритет выдержки и ручной режим. Экспозамер есть как точечный, так и центровзвешенный. Электроника справляется хорошо и на улице, и в помещении. Работа в студии тоже зачёт. Автофокус. Вот тут надо понимать, что он достаточно допотопный и медленный. Но всё относительно, камера явно не для съёмок спорта. Опять же, если любите портреты — самое то для неспешной съёмки и общения. Плёнка. Проблемы с заправкой пленки возникли только в первые два раза, и то из-за того, что пробовал я это методом научного тыка. Кто решит обзавестись СФ, советую закупаться нужной плёнкой чуть заранее, товар не самый ходовой, особенно если ищете конкретную плёнку. На плёночном заднике есть дисплей с характеристиками плёнки и счётчиком кадров. Тут главное не забыть поправить ISO при загрузке новой пленки, за это отвечают две кнопки. Если нажать две — включится регулировка ISO, а дальше уже по стрелочке либо выше показатель, либо ниже. Дополнительная хитрость плёночного задника — наличие шибера (съёмной заслонки), который одновременно защищает плёнку от засветки при снятии задника и служит в качестве предохранителя, не давая фотоаппарату снимать. Ещё один момент, это количество кадров. 120 плёнка одна, а вот форматов кадра у СФ много. Вот и получается, что у разных СФ-фотоаппаратов разное количество кадров. У формата 6х4,5 получается 16 кадров. Сразу после съёмки 16 кадра задник оживает и дотягивает плёнку на катушку. Остаётся только достать её и отнести в проявку. Я использую плёнку KODAK и Ilford. Очень приятной оказалась плёнка Ilford Delta 3200. Так как я не хардкорный плёночник, то отдаю пленку в проявку в лабораторию. Пока что особых косяков не замечал за лабами, хотя, бывает, слегка мнут плёнку. Просмотр и оцифровкаС просмотром всё очень просто, если есть смартфон. В большинстве камер есть режим «негатив». Включаем камеру, наводим на плёнку — готово, видим кадр, как он должен быть. Хороший вариант, чтобы отобрать фотографии под скан или печать. А вот со сканированием значительно тяжелее. Есть допотопный вариант: переснимать на цифровой аппарат, подсвечивая плёнку с обратной стороны. Главное, чтоб это был не экран (монитор, ТВ, ноутбук), потому что будут заметны пиксели монитора. То же верно и для фактурной ткани, если использовать её на просвет— фактура будет заметна на фотографии, даже если на первый взгляд ткань кажется ровной. Вероятно, идеальный вариант это матовое стекло или бумага. Дальше нужно перекинуть на компьютер, сделать инверсию и приправить фотошопом по вкусу. Второй вариант — купить бюджетный сканер с возможностью сканирования слайдов и широкой плёнки. Такая радость может обойтись до 20 000 рублей. И даст сносный результат по качеству. В эту тему можно глубоко влезать, анализируя качество линз, равномерность подсветки, чистку от артефактов и так далее. Ну и самый ленивый вариант — хороший сканер для плёнки, например, Nikon COOLSCAN 8000 или 9000. Сааамый главный минус — стоит такой сканер немногим меньше 100 000 рублей. Если сканировать плёнку в максимальном качестве в лабе, то каждый кадр обойдётся в 500-700 рублей. Лучше иметь друзей со сканером 🙂 Также на специализированных форумах для фотографов есть немало предложений от владельцев подобных сканеров, у которых стоимость сканирования среднего формата в высоком разрешении составляет 60-100 руб за кадр. Что такое средний формат в фотографииВек назад среднеформатная камера была единственной возможностью заключить мгновенье в кадр, создать фотографию. Этой аппаратурой пользовались как профессионалы, так и любители. Но постепенно более удобный формат 35 мм вытеснил среднеформатных собратьев. Сегодня эта фототехника относится к твердой профессиональной категории и, как правило, используется в студийной съемке. Почему средний формат не выдержал конкуренцииЭто легко объяснимо. Чем больше формат пленки (или матрицы), тем сложнее и, соответственно, увесистее конструктив камеры. Малоформатная мыльница гораздо легче профессионального фотоаппарата. Чтобы сделать качественный снимок для печати на пленке 120 и 220, должны быть соблюдены все необходимые параметры. Теперь представьте, насколько тяжелым будет кофр с камерой и всеми атрибутами. Конечно, для выездной съемки фотографы отдавали предпочтение аппаратам малого формата, которые отличались меньшим размером, незначительным весом и удобством в работе. Затем в 80-х появился новый тип пленки, позволяющий выводить малые форматы в хорошем качестве. До этого красивый, четкий кадр получался преимущественно на широкой пленке. Выделим три основные категории камер среднего формата: Зеркальные однообъективные фотоаппаратыРассмотрим различные модели этой категории, раскроем технические характеристики и особенности работы с ними. Начнем с самого бюджетного варианта. Pentax 67Contax 645 и Hasselblad 503Эти модели считаются первопроходцами в категорию аппаратов со съемными кассетами. Конструктив компактен, меньше вес, удобнее в применении. Камеры Contax 645 и Hasselblad значительно расширили профессиональные возможности. С их появлением фотографы стали менять кассеты во время съемки, подстраиваться под светочувствительность, использовать как черно-белую, так и цветную пленку. Картинка в голове складывается такая, что нам становится жалко фотографов, которым для создания нескольких кадров приходилось выстраивать целую тактику фотоповедения. Сегодня все гораздо быстрее и проще. Но 20-30 лет назад профессионалы наоборот причисляли себя к ряду счастливчиков, которым повезло с такой высокотехнологичной камерой. Затем на рынок вышли аналоги с облегченным и более удобным конструктивом и, что немаловажно, меньшей стоимостью. Zenza BronicaСтандартные камеры торговой марки Bronica мало чем отличались от их предшественников. Как правило, это была обычная зеркалка с шахтным видоискателем. Дополнительно можно было приобрести пентапризмы различного размера, объективы и прочие фото-атрибуты. MamyaЭтот бренд вывел на рынок дебютную модель аппарата, позволившего воплотить в жизнь новые требования. В 80-х годах прошлого столетия стал особенно актуальным формат 6х7. Почему именно эти цифры, а не привычные 6х6 или 6х8? Объяснялась тенденция европейским стандартом верстки журналов, под которую подстраивались фотографы во всем мире. Подстроились и производители. Ноу-хау аппаратов стала мобильность корпуса для кассет, который стал подвижен в повороте на 90°. Так фотографы могли легко перейти с вертикального на горизонтальный формат и наоборот. Дальномерные фотоаппаратыЭта категория камер завоевала массовый рынок. Производители предложили потребителю модели с удобным функционалом, упрощенные в применении, не такие тяжелые по весу и громоздкие по форме. Первые аппараты выходили в раскладном конструктиве, между корпусом и объективом была меховая прокладка, смягчающая прикосновение и исключающая трение материалов. Если вы решили для своей фотоработы купить дальномерную камеру, учтите следующие важные моменты: Двухобъективные зеркальные фотоаппаратыПроизводители выпускали аппараты с тремя типами визирования: К недостаткам оборудования можно отнести статичность объектива, он не съемный. То есть если вы хотите снимать на широкоугольный формат, придется либо отказаться от двухобъективной зеркалки, либо дополнительно потратиться на современную камеру. О плюсах и минусахБольшинство начинающих фотографов выбирает для себя простые способы получить качественный снимок. Но далеко не всегда мастеру удается решить сложные фотозадачи. Стандартная зеркальная камера предназначена, как правило, для обычного, любительского применения. Сделать четкий, выразительный, яркий, контрастный снимок на пленку 120 или 220 можно только с помощью среднеформатных аппаратов. Но, планируя приобретение этого оборудования, вы должны быть морально подготовлены к трудностям, с которыми придется столкнуться. А возможно, вы настолько увлечетесь процессом, что он не покажется сложным. Подытожим сказанное, раскроем достоинства и выявим недостатки среднеформатных камер. Сначала о приятном. Плюсы: Минусы. Впрочем, многих они не смущают:
|